Фаринелли-кастрат
Farinelli
7.4
6.8
1994, драма, музыка, биография
Франция, Италия, Бельгия, 1 ч 51 мин
16+

В ролях: Стефано Дионизи, Энрико Ло Версо, Ерун Краббе, Марианн Басле, Жак Буде
и другие
История легендарного певца XVIII века Карло Броски по прозвищу Фаринелли, кастрированном в детстве старшим братом-композитором Рикардо, который боялся, что с возрастом тот потеряет свой чудный голос.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Фаринелли-кастрат

английское название:

Farinelli

год: 1994
страны:
Франция, Италия, Бельгия, Великобритания
слоган: «The bawdy adventures of Carlo Broschi.»
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: , , , ,
видеооператор: Вальтер ван ден Энде
художники: Джанни Кваранта, Ольга Берлути, Анн де Логардиере
монтаж:
жанры: драма, музыка, биография
Поделиться
Финансы
Сборы в США: $1 573 411
Мировые сборы: $1 573 411
Дата выхода
Мировая премьера: 7 декабря 1994 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 51 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, музыка, биография

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Фаринелли-кастрат», 1994

Видео: Трейлер (Фаринелли-кастрат, 1994) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: Фрагмент (Фаринелли-кастрат, 1994) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Фрагмент

Постеры фильма «Фаринелли-кастрат», 1994

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Фаринелли-кастрат», 1994

Il grande successo

В 90- е годы к Дионизи приходит международная слава. Именно в этот период появляется его самая великолепная работа — роль Фаринелли в фильме «Фаринелли — королевский голос», 1994 г. Фильм удостоен номинации на Оскар как лучший иностранный фильм, премий Золотой Глобус, Давид Донателло, Сезар. На Оскаре «Фаринелли» уступил российскому «Утомленный солнцем». Результаты кассовых сборов обеих лент в Америке оказались незначительными — $2,1 млн. и $2,6 млн. соответственно. Гораздо больший успех выпал на долю «Фаринелли» во Франции, где картину посмотрели свыше миллиона зрителей. Страницы «Corriere» назвали работу Дионизи «ошеломительной, благодаря драматическим эмоциям». На вопрос: «Какой персонаж из сыгранных тобою остался в твоем сердце?», Стефано отвечает: «Безусловно, Фаринелли, который был сделан мной наиболее серьезно с точки зрения профессионализма». «Помню, что это была особенная работа, единственная, которая крайне обязывала меня, за всю мою жизнь не было больше фильма, который требовал месяцы и месяцы подготовки. Я даже должен был изучать французский, полностью новый для меня язык. Фактически, я на самом деле начинал с нуля, — вспоминает Стефано, — он оставил мне многое. И оказался сюрпризом, потому что, говорить по правде, в действительности, мы ожидали успеха лишь во Франции, но напротив, он стал международным, и затем дал мне возможность много работать в Германии, Америке, меня звали разные иностранные режиссеры».

Дионизи было около 30 лет, и он помнит, что главным для него была работа — «единственное, чего на самом деле было очень много». Стефано отправился во Францию изучать французский: «В девяностые, когда я был в Париже, проходя там языковой курс профессора Альфреда Томатиса, отоларинголога, метод которого был направлен на развитие речевых способностей, для стимуляции слуха я слушал на альтернативных звуковых частотах фонетические упражнения. Каждая сессия проходила с операми Моцарта». С французским сложилось достаточно удачно, чего нельзя сказать об английском, несмотря на годы, проведенные в Америке: «С английским у меня много проблем. Я уверяю вас, что играть на английском, перевоплощаясь в серьезного персонажа, это не просто». Наверное, поэтому Стефано нравится работать в Италии.

«Фаринелли» — это не просто гениальный фильм, номинированный на Оскар. Это фильм, который меняет жизни людей, спустя вот уже двадцать с лишним лет. Это произведение искусства, которое вдохновляет на создание произведений искусства. Романы, стихи, картины, созданные под впечатлением этого фильма, уже стали своеобразным памятником ему и его главному герою. И думается, что еще долгие годы этот шедевр будет трогать сердца и души людей.

Трагическая история жившего в эпоху Сеттеченто оперного певца Карло Броски рассказана искренно и тонко. Зрителя ждет полное погружение в восемнадцатый век, во времена причудливого барокко, где все — виньетки, завитушки, парики, веера, окутанные тайнами будуары светских дам, причудливые увлечения королей — охота и опера, и певцы-кастраты, говорить о которых в современной истории было не принято. И фильм «Фаринелли» разрывает сознание обывателя, далекого от истории музыки, словно бомба.

Это чудо, факт которого невозможно не принять: чудо совпадения двух голосов — мужского и женского, невероятно дополнивших друг друга; чудо совпадения двух талантов — Дионизи и Ло Версо; чудо совпадения Дионизи и Фаринелли; звучания оркестра и атмосферы Байротского театра.

Этот фильм не мог появиться без отваги Стефано Дионизи, актера, а не оперного певца, человека, не владеющего игрой ни на одном музыкальном инструменте. Возможно ли это — попадать в ноты, напрягать положенные мышцы гортани, лица, в то время как камера делает крупный план и, нет права даже на малейшую ошибку или неточность. Актеру надо было обладать мужеством, чтобы сыграть оперного певца на сцене, но… Дионизи не играет, и в этом секрет его успеха. Он проживает свои роли, словно отрезки собственной жизни. И для того, чтобы правильно дышать и открывать рот по законам певческого мастерства, он берет уроки вокального мастерства. Пусть во время вокальных упражнений его голос несколько ниже, чем должен быть голос его персонажа, но он поет! И не простые песни, а барочные арии, в которых лишь на несколько мгновений уступает оперному певцу в запасе дыхания. Но ведь только Фаринелли мог тянуть ноту несколько минут. Такой подход к профессии вызывает глубочайшее уважение.

Фильм «Фаринелли» — сам по себе волшебство. Уникальный голос Карло Броски Фаринелли скомпонован из контр-тенора Дерека Ли Реджиина и альта Эвы Маллас Годлевской, затем звук был обработан на компьютере фирмы IRCAM. Только на одно их сведение звукооператорам понадобилось полгода кропотливого труда. В итоге получилось нечто абсолютно органичное, но совершенно невероятное и не имеющее аналогов в природе — голосовой андрогин с диапазоном в три с лишним октавы. Распознать ненатуральность этой производной могут, скорее всего, только специалисты-профессионалы.

Саундтрек к кинофильму записал французский барочный оркестр «Лирические таланты» (Les Talens Lyriques) под управлением Кристофа Руссе. Кинофильм был удостоен двух премий «Сезар» в категориях «лучшее звуковое оформление» и «лучшие декорации».

Это драма двух братьев-музыкантов Броски, связанных музыкой — одной на двоих. Риккардо -композитор пишет оперы для своего младшего брата Карло, и все складывается для них удачно: страны Европы склонились пред невероятным голосом Фаринелли, Англия готова на все, чтобы заполучить его. Но тут на сцену выходит гениальный Гендель, и Карло впервые чувствует себя неполноценным. Музыка Генделя — вот, к чему устремляются все его мысли и желания. Конечно, невероятно представить кражу партитуры и исполнение украденного произведения со сцены, да еще в присутствии автора… Фаринелли, поющий «Lasca ch’ io pianga», и Гендель, в муках сердечного приступа корчащийся в ложе — эта сцена вряд ли оставит кого равнодушным.

Критики начнут говорить об исторических несоответствиях, которых, в действительности, практически не было допущено, и, в любом случае, стоит ли их искать, так ли они важны, когда тебя погружают в чудо? Фильм завораживает, переворачивает сознание, дарит незнакомые эмоции, заставляет искать продолжения в музыке Порпоры, Броски, Хассе, Джакомелли, Винчи.

Это была несомненная вершина карьеры Стефано Дионизи, даже, несмотря на то, что подобное утверждение может показаться несколько жестоким по отношению к еще молодому актеру. И оно не относится к его актерскому дарованию, которое было, есть и будет неординарным, а, скорее, к тем совпадениям, что породили этот шедевр, ведь вряд ли подобное возможно вновь, хотя… кто знает…

12 марта 2017

Рецензия N 27, или» Как мы потеряли гений Генделя»

В далекие времена, а может и не такие далекие, во Франции, колыбели высокого искусства, жили по истине гениальные люди. Они творили из своих страданий вечные шедевры, которые будоражат нас, простых смертных. Таким же человеком был и Карло Броски — легендарный певец 18 века. Прошло уже 3 столетия, но его помнят и восхищаются им. Правда навряд ли кто-то из нас догадывался, какие страдания испытывал Фаринелли, каким он был несчастным. Данный фильм попытается показать зрителю жизнь Карло Броски.

Сюжет

Зрителю показана молодость Карло Броски и его сначала теплые, а потом напряженные взаимоотношения со старшим братом. Их триумф нераздельно идет с болью и одиночеством. Вскоре Фаринелли понимает, что Рикардо всего лишь его тень. Приходит время прощания… Но оно оказалось намного тяжелее, чем Карло себе представлял.

Ах, какой же божественный голос звучит в этом фильме, какие яркие выступления и какие бурные овации. Это поет не человек, а сам ангел с небес. Невозможно передать все чувства, пробуждаемые Фаринелли у своих зрителей. Он подобен небесному созданию не только райским пением, но и тихим нравом. Карло напоминал доверчивого ребенка, которого обманули. Обманули безжалостно. Но его спасла музыка и сцена.

Персонажи

Карло Броски — оперный певец, покорившийся своим голосом всю Европу. Но слава не дает ему счастья и утешения. Он хочет иметь семью и любимую женщину.

Рикардо Броски — старший брат Карло, пишет для него музыку. Является его тенью, скрывает от него страшную тайну.

Вот два главных героя, на которых строится весь фильм. Их судьбы неразрывно связаны друг с другом.

Актерская игра

Самыми яркими персонажами в этом фильме являются мужчины. Женщины служат только фоном для их блестящей игры. Эмоции актеров бьют через край. Невозможно передать незабываемый восторг от их сильных чувств.

Итог

Удивительный фильм о роскошной Франции и о вечных драмах, происходящих на сценах ее огромных залов. Он красив, незабываем и горек.

8 из 10

27 января 2016

Высота прекрасного

Только что просмотрела фильм в ситуации, когда пикантные сцены нужно было перематывать. Впечатление — самое светлое! Это художественная интерпретация — это осознание облегчило восприятие при хорошем знании биографии великого Певца.

В голове звучит этот волшебный голос! Он действительно получился волшебным! Цель достигнута! Вай, да мастера-звукорежиссеры!… Хорошая, душевная работа! Именно этот голос заставляет сопереживать Фаринелли, именно этот голос говорил все, чего не скажешь игрой… Буквально хотелось плакать над этой неразрешимой невозможностью: либо голос и Фаринелли и то, что и как он творил и кем он стал…, либо та жизнь, которой бы жил Карло Броски, человек, имевший нереальный голос в далеком XVIII в., человек, о котором мы бы никогда не узнали… Что выбрать? Фильм задал мне вопрос без ответа: а что выбрал бы настоящий Фаринелли?.. Если он действительно переживал такую жизненную драму — то в чем он находил утешение?.. . Быть может, в той деятельности и в тех полномочиях, которые были поручены ему королем?

В фильме я видела настоящего Фаринелли, чью биографию я накануне так тщательно читала в разных источниках… Команда фильма и сам Стефано Дионизи создали образ этого человека — действительно хорошего человека!… Он тонко чувствует чужую боль — чего стоят его дружба с Бенедиктом, показанная небольшими деталями.. . Бенедикт — это тот образ, через который раскрывается ранимая душа самого Карло, «это даже не боль, а ощущение крайней хрупкости, как у улитки, лишенной своего домика»… Голубь во время грандиозного выступления в финале фильма летит из рук Фаринелли именно к Бенедикту, который нежно гладит его белые перышки, а сам Фаринелли со слезами на глазах продолжает петь… И каждый внимательный зритель от этого эпизода в праве сам решать, что мог чувствовать Фаринелли. Быть может каждую секунду осознавать свои ущербность для реальной жизни?… Он услада, он опиум для публики, он бог для них, но никто не желал бы оказаться на месте этого бога. Грань трагедии таланта. «Не пой, Карло!.. . В твой голе твоя смерть!» — эти слова задают тон всему фильму и сжимают сердце с самого начала… . Этот фильм — шедевр!

… Актеры проживали жизнь своих героев! Я думала, что не забудусь и каждый миг фильма буду думать об игре актеров, успев к тому времени прочитать все, что есть об этом фильме на КиноПоиске. Ничего подобного. Я забылась с первых секунд. Каждый миг ты видишь не актеров — перед тобой открывается окошко в прошлое и ты болеешь вместе с ними. Фильм просто пролетел. И хочется одного — дольше бы, полнее бы… Мало, мало этой красоты! Мало его песен!…

… Ребенком в далеком 1997 году видела эпизоды фильма, но заботливые родители не позволили смотреть фильм пикантных сцен ради. Семнадцать лет я не решалась вернуться к нему… Осталось тяжелое воспоминание сцены мальчика в ванне с молоком и с ключом крови, бьющей на белую гладь молока… Но фильм не тяжелый. Это катарсис. Это осознание высоты прекрасного, на которой может оказаться человек, если только станет не таким, как все, пойдя на жертвы… Без душевных страданий невозможно сотворить это прекрасное. И в фильме это удалось передать так, что хочется остановить мгновенье для раздумий.

Однозначно — этот фильм стоит прочувствовать, чтобы стать немного лучше.

10 из 10

27 мая 2014

Оскоплённый и вознесённый

Данная история случилась в XVIII-м веке с итальянским мальчиком Карло Броски. Предупреждая возрастную ломку редкого ангельского голоса Карло, его ещё в 10-летнем возрасте кастрирует старший брат Риккардо. Впоследствии этот честолюбивый, но неудачливый композитор придумает себе алиби, что оскопление брата было вынужденным, став следствием неудачного катания на лошади.

На самом же деле хирургическая уловка была только прикрытием, которое позволяло легально эксплуатировать законсервированный таким образом талант Карло. Благодаря «надругательству» брата голос младшего Броски, прозванного Фаринелли-кастратом, затем ещё долгие 20 лет оставался необычайно высоким, чаруя публику неправдоподобной красотой.

Поскольку в образе Фаринелли «всё сошлось» — и голос неслыханный, и внешность невиданная, то он стремительно превратился в оперную суперзвезду, покорив своими данными всю Европу. Дамы укладывались штабелями к его ногам, явно и тайно желая того, чего он не мог им дать по определению.

Этот изысканный «костюмный» фильм обращён к скользкой и до той поры не культивировавшейся в кино теме — многовековой традиции оскопления мальчиков-певцов. Перед тем как приступить к съёмкам бельгийский режиссёр Жерар Корбьо смог отыскать лишь одну запись профессионального певца-кастрата.

Это была пластинка Алессандро Морески, умершего в далёком 1922-м году. Пение «последнего кастрата» произвело на Корбьо ужасающее впечатление, поскольку, по его собственному признанию, больше напоминало старушечьи завывания. Тогда бельгиец решил создать голос, каких ещё не знала природа.

Он вознамерился реконструировать пение Фаринелли с помощью самых новейших на тот момент технологий (в частности компьютера IRCAM) и создать тем самым новый «синтетический вокал». В итоге он был синтезирован из мужского и женского голосов (тоже своего рода хирургическое вмешательство) — американского контртенора Дерека Ли Рейджина и сопрано польской певицы Эвы Годлевской.

Только лишь на одно их сведение звукооператорам понадобилось полгода кропотливого труда. В итоге получилось нечто абсолютно органичное, но совершенно невероятное и не имеющее аналогов в природе — голосовой андрогин с диапазоном в три с лишним октавы. Распознать ненатуральность этой производной могут, скорее всего, только специалисты-профессионалы.

А рядовой зритель по привычке будет, прежде всего, нуждаться в чётко прописанной истории. А тут до конца так и не удаётся понять, то ли это история о цене успеха, особенно актуальная для эпохи расцвета шоу-бизнеса, то ли красивое нравоучение о противостоянии гения и злодейства, — ведь совершив против брата насилие, Риккардо сам оказался абсолютно несостоятелен как сочинитель музыки. А его главное «произведение» — кумир великосветских дам Фаринелли — пожизненно пассивен в постели.

Потому-то повторить триумф формановского «Амадея» (1984) Корбьо так и не удалось. В сражении за самую помпезную премию, «Оскар», Farinelli уступил «Утомленным солнцем». Справедливости ради надо заметить, что в 1994-м году самое большое впечатление на академиков произвёл не звуковой, а визуальный трюк — путешествие Форреста Гампа по хроникам ХХ века.

20 декабря 2012

«Един Бог, един Фаринелли! или Bel Cante — Haute couture de la musique»

«Голос его был настоящей драгоценностью — совершенный, манящий, звучный и со столь широким диапазоном сразу в верхнем и нижнем регистрах, что другого подобного в наше время не бывало» Манчини о Фаринелли.

«Божественный Фаринелли, которого Шарль де Броссе поневоле признавал «величайшим в мире кастратом» имел дар сосредоточить в себе всю европейскую музыкальную жизнь XVIII столетия, так как благодаря множеству привлекательных личных свойств вкупе с волшебной силой голоса и удивительной вокальной техникой стал для своего века тем, чем были для двух последующих Малибран и Каллас» Питер Барбье.

«Увечье превратило его в чудовище, а превосходные качества сделали ангелом» Казанова о певце-кастрате.

Фаринелли, Фаринелли… кастрат! Что быстрее привлечет зрителя: прекрасная музыка, шикарные туалеты, перипетии семейной драмы на фоне оперных театров и королевских дворцов или некий физических изъян, скандальная известность, драмы в будуаре и соперничество в спальне? Скорее всего — второе, потому что гораздо интереснее подглядывать в замочную скважину, чем наблюдать открыто. Фильм «Фаринелли-кастрат» уникален тем, что позволяет зрителю познакомиться не только с происходящим на сцене, но и узнать, что творится за кулисами, и все это в контексте жизни великого певца Карло Броски, самого известного кастрата XVIII века.

Карло Броски, взявший псевдоним Фаринелли в благодарность братьям Фарино за поддержку его в бытность в Неаполе, обладал контратенором, при звуках которого дамы любого сословия, возраста и положения теряли голову и чувства, а мужчины до боли сжимали пальцами подлокотники резных кресел и нервно стирали со лба испарину собственными париками. Фаринелли был не просто живой легендой — виртуозным певцом, свободно бравшим три октавы, завораживающим своей messa di voce, учащающим пульс музыкальными экзерсисами, фиоритурами, гаргуладами. Доводящим до исступления, расцвечивая арии барочным орнаментализмом и занимаясь вокальной эквилибристикой на глазах у потрясенной публики. Печально, но факт, он стал развлечением, игрушкой, некоей диковинкой. Ведь львиная доля его успеха и популярности приобретена не божественным голосом, а скорее, тем пикантным обстоятельством, что высокие флейтовые звуки, приводящие в трепет все сердца, вылетали изо рта невероятно привлекательного мужчины.

Стефано Дионизи, мастерски исполнивший роль младшего Броски, не просто открывает рот под искусственно воспроизведенный голос, на обработку которого ушло целых 17 месяцев (хотя наложение женского сопрано на контратенор не может идти ни в какое сравнение с реальным голосом кастрата-виртуоза). Он поет глазами, руками, живет на сцене, потому что в действительности Фаринелли существует только на сцене или в гостиной короля, где дает частные концерты. Подмостки стали той вотчиной, где его таланту нет равных, а ущербность оборачивается торжеством и превосходством над остальными. Его глаза, в отличие от масляных олив брата, горят огнем и прожигают насквозь. Дионизи очень эффектен в роли Фаринелли, даже с нелепыми перьями на голове и толстым слоем грима (напыщенность и помпезность являлись обязательными компонентами opera seria). Он сумел показать два контрастных образа певца: уникального артиста, зачаровывающего искусителя на сцене, и раненого, страдающего мужчину, готового променять овации и обожание толпы на простое человеческое счастье. Недетские страсти, костюмы Карло в стиле «Ранний Киркоров», обмороки и слёзы, кулисы и портьеры придают фильму элемент театральности. Но это не вычурный и фальшивый театр, а настоящая жизнь при свете рампы, переданная на английском, французском, итальянском языках и понятном каждому языке музыки.

Поговорка «Искусство требует жертв» весьма актуальна к данному фильму. Чтобы сыграть кастрата Фаринелли, «священное чудовище», «non integri» (порченого), il bambino (как его любовно называли в народе), некое существо третьего пола, показать внешнюю сексуальную амбивалентность известной исторической фигуры и внутреннюю драму простого человека, надо, как минимум, вывернуться наизнанку. Ведь за волшебным голосом, яркими атрибутами роскошной жизни и любовными игрищами непросто распознать главное: трагедию Карло Броски, мечтавшего о полноценной жизни мужчины и муки творчества его брата Риккардо, грезившего о полноценной жизни композитора. В итоге братья находят своеобразный компромисс: великий певец исполняет произведения, написанные без единого зерна восторга и вдохновения, зато перегруженные трелями и руладами, а Риккардо вдохновенно дарит свое семя любви.

10 из 10

P.S: выражаю искреннюю благодарность Kasablanka за предоставленную возможность дополнить рецензию.

29 октября 2012

Буду сама себе противоречить: в этом фильме много моментов, которые восхищают, но ничуть не меньше того, что разочаровывает.

Уже само то, что сфера классической музыки удостоилась внимания кинематографа — замечательно. Но все перечеркивает сюжет — это не история о музыке и музыкантах: авторы фильма смакуют грязненькие подробности жизни певца-кастрата. Можно подумать, что опера не достойна внимания без пикантностей.

Потрясающая музыка и вообще отличный звук. С точки зрения музыки эпоха показана очень достоверно: никогда больше в музыке не было такой чистоты, холодной виртуозности, какой-то кристальной вычурности. Господа, опера эпохи барокко длилась несколько часов, это было, пожалуй, самое яркое зрелище своего времени. Это развлечение занимало людей не меньше, чем цирк. А певцы-кастраты — вообще отдельная история: безграничные вокальные возможности (при условии природной одаренности и хорошей школы — что в избытке было у реального Карло Броски) поражали слушателей, диапазон казался бесконечным, а сила и мощь голоса заполняла огромные залы, замечу, без звукоусилителей. Оркестр замолкал, когда певец пускался во все тяжкие на сцене — несколько минут трелей, рулад, пассажей — а зрители наслаждались!

В фильме музыки в избытке — спасибо создателям — Гендель, Порпора, Перголези, и рядом с ними Рикардо Броски (вряд ли его вспоминали даже знатоки истории музыки, если бы не знаменитый талантливый брат). Отлично сделаны декорации, костюмы, грим. Все-таки театр эпохи барокко помимо роскоши демонстрировал удивительную искуственность в зрительных средствах.

Игра актера, исполнившего роль Фаринелли в оперных сценах — на грани гениальности, невольно верится в то, что он и правда сам поет на сцене, это потом узнается, что его голос искусственно сконструирован (молодец звукорежиссер!).

Обидно за реального Фаринелли — он не был таким слабохарактерным, как показан в фильме. Карло Броски смог стать очень влиятельным персонажем истории, в том числе и в политике. И в целом, смотря фильм, возникает чувство, что Фаринелли был начисто лишен мужской силы и не мог жить полноценной жизнью (мне было по-настоящему до слез его жаль — любить женщину, и не иметь возможности испытывать плотское наслаждение с ней!). Но это не правда!! Трагедия певцов-кастатов была в том, что они не имели права жениться, так как не могли дать новую жизнь — у них не могло быть детей (основа брака!). Остальных радостей жизни большинство певцов лишено не было. А Фаринелли — один из самых талантливых и успешных представителей своей профессии, ему поклонялась вся Европа.

Помимо такого вольного отношения к исторической правде среди минусов фильма я назову неоправданное количество постельных сцен. Можно подумать, что, по мнению создателей, сама гениальная музыка иначе не привлечет внимание современного зрителя.

Я плачу, когда звучит «Ла либерта» Генделя. Если пропускать эротические сцены и останавливаться только на театральных — все честно. За это спасибо.

Хотите правды — почитайте роман «Плач к небесам».

5 из 10

15 февраля 2012

Сюжет показался мне интересным, а отдельные кадры, которые я раньше мельком видела, вызвали интерес.

Наконец-то решила посмотреть, но просмотр дался нелегко — на него ушло дня три: фильм неплохой, но немного скучный. Впрочем, ближе к концу он становится интереснее, и пожалуй, именно вторая половина фильма определила мое к нему отношение.

Сначала, мне совершенно не понравились арии Фаринелли, они звучали слабо и не затрагивали никаких чувств, я была почти разочарована, но потом, когда Фаринелли начал петь арии Генделя, все резко изменилось — они стали более прочувствованны и произвели куда больше впечатления. Возможно, это подчеркивает, насколько музыка, написанная его братом, «тормозила» его талант. И, все-таки, раз уж использовалась цифровая обработка, то можно было сделать голос немного более особенным, неземным, ведь никто из ныне живущих не слышал голоса кастратов, и тут можно проявить чуть больше фантазии.

Лично мне не очень понравилась подборка актеров. Главный герой довольно красивый, но он не выглядит как кастрат — найти настоящего невозможно, но когда смотришь на актера, то не создается впечатления, что он в чем-то ущербен, а драма кастратов именно в том, что все видят, кто они — у них неразвита мускулатура, очень специфическая физиология, они не выглядят так мужественно, как в фильме. Сразу бросается в глаза, насколько Фаринелли крепче и физически более развит, чем брат. Получается, что кроме невозможности иметь детей и потрясающего голоса кастрация не несет никаких последствий, а это не так. Наверняка, нашелся бы субтильный актер с подходящей внешностью, и драма была бы более очевидна.

Отдельно хочется сказать и про игру Стефано Дионизи. Все эмоции выглядят не очень естественно, когда он не на сцене, зато мне очень понравились сцены, в которых он «поет».

Актер, игравший Риккардо Броски вызывал отвращение с самого начала, есть в нем что-то, что делает его более подходящим для роли «мелкой сошки» в криминальном фильме, которого убивают в начале без всяких сожалений. Конечно, он в какой-то степени отрицательный персонаж, но уж очень у него неприятная внешность.

Женские персонажи так похожи друг на друга, что представляют вообще мало интереса.

Самое привлекательное в фильме это костюмы и декорации — они потрясающие. Фильм, в целом, красивый. Есть несколько зрелищных, пусть и бессмысленных сцен, например, когда Риккардо выпускает лошадей, на которые просто приятно смотреть.

6 из 10

22 декабря 2011

Счастье личное

Исторические драмы — одно из самых интересных, на мой взгляд, направлений кинематографа. Однако очень редко фильм достигает глубины, которая не потеряется, если убрать из кадра богатые костюмы и декорации. «Фаринелли» — один из фильмов, которые в своем сюжете и накале страстей могут обойтись и без пышного оформления, он сам по себе красив и полноценен.

Сюжет. Красивый, но очень драматичный, сюжет состоит из жизнеописания удивительного человека — певца-кастрата Фаринелли. Он интересен и как певец, обладатель ангельского (да, технологии, но даже синтезированный до такого совершенства голос — это потрясающе) тембра голоса, и как человек с непростой судьбой — в фильме отражены сложные взаимоотношения с братом, возлюбленной и самим собой. Сюжет развивается не только динамично, но и красиво — финал, как мне кажется, являет собой не только развязку отношений героев, но и по-настоящему красивое завершение произведения искусства, каким для меня стал этот фильм.

Кастинг. Незнакомые мне до этого фильма актеры, что, я думаю, сыграло только на руку. Актерская игра впечатляет достаточно, чтобы полностью погрузить зрителя в эпоху и действо.

Впечатления. Совершенно потрясающе снятый фильм — эмоционально насыщенные сцены, красиво снятые чувства героев и божественная музыка не могут оставить равнодушными.

10 из 10

25 ноября 2011

Это невозможно простить, это невозможно понять…

Тонкий, необыкновенно чувственный и трагический фильм. Фильм о необыкновенной человеческой боли. Фильм о прекрасном искусстве, о музыке, о человеке.

Золотой глобус, номинация Оскар за лучший иностранный фильм, «Сезар» за музыку и декорации. Вне всякого сомнения этот фильм достоин высших похвал.

А вы отдавались искусству? Безвозмездно. Всем своим существом и всей своей плотью. А Риккардо Броски отдал своего брата. Не передать мне словами ту жалость к ребёнку, которого положили на алтарь пению, отдали на плаху сцене, лишив его, пожалуй, самого важного, что может быть у мужчины.

Риккардо Броски. В нём есть тот огонь таланта. Но он слабо светит, потому что его затмевает тень эгоизма. Я не могу назвать это стремлением. Вот что значит ходить по головам. По голове собственного брата.

Поразила сцена «заботы» старшего брата над младшим. И эта бесцельная, безысходная просьба Карло: «Расскажи мне ещё раз, как это было».

Это великая драма. Драма человека, которого одна половина считала ангелом, а другая — чудовищем. Постыдная «пощёчина» от Генделя — правда. Это долгожданное выступление — первый шаг в сторону от брата.

«Даже для поцелуя вам нужен ваш брат» (ц.)

Его голос заставлял падать в обмороки, испытывать оргазм, умирать, в буквальном смысле слова и в переносном, замирать от восторга. Его появление на сцене — это миллионы цветов и оваций. Его жизнь — эта вечная боль и утрата, где поиски самого себя заводят в тупик. Его любовь — это легкомысленные женщины, отдающиеся в первую ночь, которых он не может удовлетворить до конца.

Конечно, в фильме полно неточностей. Риккардо никогда не писал «Орфея», Карло не пел Генделя… Но в этом ли суть, если пьеса в огне, а в будущем — счастье всей жизни для Фаринелли?

Очень красивый финал, безумно трогательный момент — Фаринелли целует ещё неродившегося ребёнка в чреве любимой женщины. Ребёнка своего брата, который навсегда будет самым любимым человеком в жизни Карло.

Что касается голоса великого певца, то он, действительно, затрагивает за живое. Хотя и знаешь, что всё это цифровые конструкции, а так же контертонера мужчины и сопрано женщины, а не одного человека. Не того самого великого Фаринелли. То ли Стефано Дионизи заставляет поверить, то ли сам фильм с головой окунает в эту борочную атмосферу… Но реконструкторы всё-таки достигли эту однородность голоса, гибкость и волшебство. А вот о том, правда ли «голос кастрата — издевательство над природой» стоит ещё поспорить. Ведь это один из необыкновенных феноменов человечества. И за этим феноменом скрывается живая душа, желающая жить, любить и творить.

Шедевр.

10 из 10

4 сентября 2010

Величие музыки XVIII века

Узнав несколько лет назад, кто такой Фаринелли, я заинтересовался его биографией. Впрочем, не зря. Судьба этого человека была очень нелегка — он привлекал людей тем, что он кастрат, а затем, как сопранист. Он очень рано оставил карьеру певца, и, прожив 77 лет, большую часть жизни уже не выступал.

Лишь недавно посмотрев фильм, я понял, насколько интересна была его судьба. Это не то сухое изложение музыкальных изданий. Это действительно фильм о яркой жизни уникального певца. Вернее, человека с уникальным голосом.

Обеды у знатных особ, любовь многих женщин — казалось, жизнь великолепна. Но Фаринелли не смог простить брата за то, что тот его кастрировал в детстве. А брат со своей стороны, всю жизнь испытывал ревность за то, что его брат Карло Броски затмевает его как музыканта, как композитора.

Я читал много критик в адрес этого фильма. Основной недочет этого фильма — нелепые ситуации с Фридрихом Генделем. Возможно Фаринелли и впрямь никогда не исполнял произведения этого великого композитора. Но даже и этот недочет не ухудшает общую картину фильма.

Декорации настолько захватывающе выглядят, что я могу вспомнить только один фильм, соперничающий с этим по декорациям и оформлению («Король Танцует»).

Музыка, великолепная музыка XVIII века. Все ценители позднего барокко обожают этот фильм за музыку.

Меньше, чем 10 из 10 я поставить никак не могу… Для меня этот фильм — один из шедевров.

29 сентября 2009

«Один Бог, один Фаринелли» (с)

Избыточная, театрализованная, причудливая эпоха барокко глазами режиссера Жерара Корбье — век торжества искусственности, вычурности, опия, который прописывали как лекарство, перьев и грима, под которым скрываются человеческие лица и трагедии. Стандартные барочные противопоставления, как в живописи — контраст между светом и тенью, любовью и ненавистью, гением и посредственностью, прощением и предательством — ключевые для понимания всей этой странной культуры, стремящейся в своих вычурных странностях превзойти природу и предпочитающей искусственное, ненатуральное, неправдоподобное, естественному. Люди хотят выйти за свои пределы, превзойти себя, сравнятся с богами, не имея адекватных способностей для того, чтобы с этой сверхчеловечной природой жить. «Голос кастрата — издевка над природой» скажет побежденный, кредиторами Гендель, не выдержавший мощи собственного опуса в исполнении гениального певца.

Вот она лучшая часть фильма, основное объяснение химии его воздействия на зрителя [слушателя] — это голос Фаринелли, синтезированный с помощью компьютерных технологий из двух — мужского тенора и женского сопрано, не слыханный, и несуществующий в природе. И в этом во всем ей-богу есть, что-то от духа описываемого времени. Дальше можно даже не объяснять и не пытаться понять. Зачем судить, рядить, логарифмировать прекрасное, если так приятно просто смотреть и слушать? Захочется даже зажмуриться, чтобы визуальный ряд не мешал прослушиванию музыки, которая льется добрую половину фильма, но не получится, так как картинка тоже хороша. Тем, кто относится к жизни чересчур серьезно, чтобы обращать внимание на красивости, лучше пройти мимо. Эту барочную феерию по достоинству оценят меломаны, эстеты, созерцатели мерцающих картинок и все те, кто любит все красивое и необычное.

Тем не менее, если вернутся к содержательной части, то история Карло Броски, по прозвищу Фаринелли, вполне реальна, хотя, разумеется все было не совсем так как показано в фильме. Не брат виновен в неполноценности Фаринелли, а их общий отец, и конфликта между певцом и композитором Генделем не было, и опер никто ни у кого не воровал и так далее и тому подобное. Но кому оно собственно надо? История, хоть и хранимая вечность, но течение времени оттачивает грани и добавляет новые краски взамен облупившейся старой позолоты. Точно так же как и в перекликающимся с «Фаринелли» «Амедее» Формана, факты принесены в жертву альфе и омеге кинематографа — драматургической концепции, согласно которой трагедия жизни Фаринелли состояла в его странной вражде-дружбе-любви-ненависти с его братом Риккардо, практически симбиозе двух неполноценных людей — одного в творчестве, другого в постели, где каждый был Моцартом и Сальери для другого. Одна жизнь на двоих — это ведь слишком мало и сконструированная по эксклюзивным чертежам музыкальная шкатулка ломается, когда натянутые пружины отношений не выдерживают и приходит настоящая музыка, настоящая любовь, а главное — осознание вины одного перед другим.

История посредственного композитора и его главного произведения — гениального певца, разыграна как по нотам благодаря актерской игре и хорошо подобранным типажам — яркий Энрико Ло Версо, в роли человека которого убивает быть бледной тенью своего великого брата и в то же время искренне любящий его, Эльза Зильберштейн, которой судя по «Модильяни» на роду написано играть подруг гениев, Джероен Краббе в роли мрачного, потерявшего вдохновение и осаждаемого кредиторами Генделя. А Фаринелли.. Он определенно очень хороший актер, этот Стефано Дионизи, исполнитель главной роли. Совершенно неотразимый, запутавшийся сам в себе, несчастный, руками порезанными в кровь заставляющий биться тонким хрусталем бокалы. Да фильм и сам похож на мозаику из разноцветных осколков, а режиссер как будто крутит калейдоскопом — сменяющиеся узоры, наряды, декорации, оцепенело-завороженная публика, в ожидании чудес, аристократы, веера, полураздетые светские дамы, шлюхи, детские воспоминания, много любви, много секса и много музыки, которая иронически-манерно язвит мелодичными повторами, чтобы заставить пасть мир ниц к своим ногам. Да, всем правит Музыка, неподвластная чьим-то желаниям и амбициям стихия, а не люди, которые, даже стремясь к величию и совершая преступления, остаются маленькими, размером со среднестатистического человека.

Как писал Мисима «Красота отдается каждому, но не принадлежит она никому». Вот видимо какой урок должен был вынести из всей этой истории Риккардо Броски, брат Фаринелли. И наверное похожей мыслью руководствовались авторы фильмы, в своих рассуждениях о цене успеха, гении и злодействе, природе искусства, его призвании и искусах — будет ли дар свыше служить недостойному или не то он и свыше, чтобы не служить никому, а гений это всего лишь инструмент, которым играют превосходящие его силы? Или что толку иметь мир у своих ног и быть лишенным элементарного? И мораль в этой сказке в барочных декорациях, которая на самом деле очень завершенное кино, где каждый герой четко прорисован тушью по бумаге сценария, есть. Как есть в этом пестром клубке противоречий, и горе, и счастье. Это ведь и есть жизнь, которая, как и шоу, должно продолжается несмотря ни на что.

31 октября 2008

Фильм не про кастрата

Оценить главную идею фильма нелегко, но не невозможно. Просто от зрителя потребуется некоторая ориентация в мире музыки. Фильм поймёт тот, и только тот, кто сумеет услышать разницу между тем, что исполняет Карло Броски большую часть фильма, и тем, что он поёт в конце. Карло кастрат, и это — всё, что интересует в нём людей. Но кроме этого он ещё и великий музыкант, одарённый природой как никто другой. Его голос не знает предела возможностей, это инструмент, способный воздействовать на людей до обморока и даже смерти. Карло заплатил за это дорогой ценой — он никогда не сможет иметь детей и не способен разделить с женщиной её наслаждение в плотских отношениях. И компенсация за это — музыка, которой он живёт.

Но брат, превративший Карло в кастрата, не может создать вещь, достойную его дара. Он делает из Карло аттракцион, приносящий невероятную известность, славу, богатство. Для Карло это не имеет ни малейшего значения. Ради этого не стоило приносить столь великую жертву. Карло несёт людям музыку — люди в нём видят красавца-кастрата, способного делать на сцене то, что больше никто не сумеет. Подлинную музыку Карло находит в творчестве Генделя, но и тот видит в нём лишь машину для увеселений. Карло докажет, что его голос способен нести великую музыку, он сокрушит самого Генделя, и после этого брат его потеряет. Не только из-за того, что Карло узнает о роли Рикардо в его кастрации, но и из-за того, что образ жизни, навязанный ему Рикардо Броски, навсегда утратил для него всякую ценность.

Это не фильм о жизни кастрата. Это фильм о музыке, о гении, о творчестве. О любви, предательстве и покаянии. Это очень красивый фильм, сразу прорастающий в душе крепкими корнями. Великолепные яркие образы, бесподобная музыка, глубокая мораль и общая эстетичность не оставляют сомнений в оценке —

10 из 10

30 сентября 2008

Этот фильм — нечто необычное. Его сила, его эффект — построены даже не столько на личной драме главного героя, его мечтах и страданиях, сколько на голосе, музыке, незабываемых сценах его выступлений. В вокальных партиях Фаринелли — выражено все: его боль, страсть, растерянность и надежда.

Если я правильно помню, голос кастрата для этого фильма был синтезирован из мужского и женского голосов -в результате получилось нечто божественно нежное, глубокое и богатое оттенками, вокал, наиболее приближенный к реальным голосам кастратов-певцов того времени. Саундтрек фильма стал, по сути, самостоятельным музыкальным произведением.

Возможно, тем, кто равнодушен к музыке, фильм покажется скучным, но я лично получила незабываемые впечатления от него как от гармоничного и изящного произведения искусства.

17 сентября 2007

Драма Фаринелли-кастрат впервые показанa в 1994 году, премьера вышла более 30 лет назад, его режиссером является Жерар Корбьо. Актерский состав, кто снимался в кино: Стефано Дионизи, Энрико Ло Версо, Ерун Краббе, Марианн Басле, Жак Буде, Дэльфин Зенту, Hubert Burczek, Джонатан Фокс, Эльза Зильберштейн, Рено Ду Пилу Де Сэйнт Ромейн, Ричард Ривз, Грэм Валентайн, Йо Бецинг, Карл-Хейнц Дикман, Stefan Mazel.

В то время как во всем мире собрано 1,573,411 долларов. Производство стран Франция, Италия, Бельгия и Великобритания. Фаринелли-кастрат — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.