Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.5 |
IMDb | 7.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Страна теней |
английское название: |
Shadowlands |
год: | 1993 |
страна: |
Великобритания
|
слоган: | «Based on a true story.» |
режиссер: | Ричард Аттенборо |
сценарий: | Уильям Николсон |
продюсеры: | Брайан Истмэн, Теренс А. Клегг, Диана Хоукинс, Элисон Уэбб, Ричард Аттенборо |
видеооператор: | Роджер Прэтт |
композитор: | Джордж Фентон |
художники: | Джон Кинг, Майкл Ламонт, Пенни Роуз, Стефени МакМиллан, Стюарт Крэйг |
монтаж: | Лесли Уолкер |
жанры: | мелодрама, драма, биография |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 22000000 |
Сборы в США: | $25 842 377 |
Мировые сборы: | $25 842 377 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 декабря 1993 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 2 ч 11 мин |
Иногда только страдание любимого приводит его потенциальную половинку к решению о воссоединении. И если для одних это ошибка и проигрыш, то для других — это путь к всепобеждающей и взаимной любви.
Благодаря взаимному чувству любви страна теней превращается в страну прикосновений. Где душа к душе прикасается, два сердца бьются в унисон друг с другом, где мечты сбываются пусть и в несколько запоздалом темпе, частное становится общим, целым, неделимым, две жизни сливаются в одну.
Ведь когда любишь, тогда творишь, созидаешь, приумножаешь, потому что не можешь иначе, да и не хочешь. И не для себя только, а в первую очередь для другого, для того, кто оживил, разбудил тебя и поделился своей любовью, которую захотелось приумножить и взаимно разделить на двоих.
В стране теней любовь всех сильней, ярче и живей, так как именно она оживляет всё и всех, к чему и к кому прикасается…
10 из 10
23 января 2020
Один из любимых актёров сыграл одного из любимых писателей. Неожиданно. Интересно. Сильно. Энтони Хопкинс в роли Клайва Стейплза Льюиса, которого большинство знает по знаменитым «Хроникам Нарнии». Остальные его произведения менее известны широкой публике. Это фантастическая «Космическая трилогия», «Письма Баламута» и многочисленные эссе христианской тематики. Человек — Льюис был интереснейший, преподавал в колледже Магдалены Оксфордского университета, но главное, сумел в своих книгах внятно сформулировать ответы на многие вопросы, которые в наш просвещённый век мучают многих христиан, хоть и образованных, но не способных понять, к примеру, как можно радоваться, когда вокруг столько страдания, или как можно принимать Бога, если самые близкие люди могут после смерти попасть в ад? Вопрос соотнесения страдания и счастья и лёг в основу фильма, который по форме биографический, а по сути — философский.
В жизни Льюиса было три знаковых человека: Джейн Мур — мать его товарища по окопу, погибшего в 1-ю Мировую — заменившая ему его собственную мать, которую он потерял в детстве; Джон Толкиен — автор «Властелина колец», его коллега по Оксфорду и близкий друг, который привёл его к христианской вере; а также американка Джой Дэвидмен Грэхем, ставшая его единственной женой, когда Льюис был уже в весьма почтенном возрасте — ему тогда исполнилось 58.
Вот его отношениям с Джой Дэвидмен и посвящена «Страна теней», отношениям, увы, не слишком долгим — дело в том, что сперва он женился на ней фиктивно — чтобы она могла получить британское гражданство, а на церковный брак решился лишь тогда, когда Джой Дэвидмен уже была неизлечимо больна и прикована к постели. Их совместная жизнь продолжалась всего три года.
«Я лично не уверен, что Бог желает нам счастья, — говорит Льюис в начале фильма, выступая на лекции. — Думаю, Он хочет, чтобы мы все любили друг друга, чтобы мы выросли наконец, поэтому все беды, как и все радости — это проявления Его любви. Или, иначе говоря, боль — это Его способ привлечь внимание, ведь мы — как каменные блоки, которым Скульптор придаёт форму человека, и удары Его, разящие нас, дают нам совершенство».
И вот Бог посылает Льюису, который в сущности был «теоретиком чувств», избегая душевного сближения с кем-либо всю свою жизнь, женщину, близкую по духу и интеллекту — чтобы пройти с ней и страдая вместе с ней, и пытаясь подарить ей счастье, весь оставшийся на её долю короткий путь. И эти свои убеждения ему предстоит испытать на собственном опыте, и пройти их с честью. И придти к вершине любви, когда «боль стала частью моего счастья…»
Я не буду говорить про игру Энтони Хопкинса — это гениальный и многогранный актёр, вряд ли бы кто лучше сыграл слегка чопорного аристократичного, остроумного и чрезвычайного деликатного джентльмена, в глазах которого прыгают творческие чёртики.
Обычно не очень люблю биографические фильмы, но этот сделан очень хорошо, он практически не воспринимается как байопик.
9 из 10
14 марта 2017
Европейское кино всегда прельщало своей искренностью и чарующей простотой. Никаких тебе вычурных сценарных ходов, претенциозных, моральных сентенций и надуманных, напыщенных диалогов, призванных гиперболизировать эмоциональную составляющую на экране. В таком кино всегда показана жизнь. Такое кино неотвратимо забирается в самые укромные уголки души.
«Мы читаем, чтобы не быть одинокими.»
Фильм наполнен душещипательными высказываниями, которые попадают, как говорится, в самую точку. Осмелюсь предположить, что многие из нас в самые беспросветные и мрачные дни предпочитали спрятаться от всего в чудеснейшем мире литературы, ведь порою любимые книги способны согрет и поддержать гораздо тактичнее и непринужденнее, чем то могут сделать даже самые близкие люди. Этот фильм раз за разом трогал до самой глубины души.
«Зачем любить, если разлука так тяжела.»
Любовь, вне всяких сомнений, есть чувство наивысшее и далеко не всем доступное, но, вместе с тем, невозможно отрицать и ее тлетворных, разрушающих качеств. Ради любимого человека каждый готов сделать все, что в его человеческих силах, и даже больше. Не взирая на свои принципы и устои, ради любимого человека каждый сделает абсолютно все, чтобы подарить ему счастье. Но как только этот человек уходит из твоей жизни, то вместе с ним уходит и весь твой бесценный, благостный мир, заменить который ни что не будет в силах.
Что же касается актерских работ, то они просто-напросто великолепны. Энтони Хопкинс был бесподобен. Наблюдать за его фантастической и чистосердечной игрой было невероятным удовольствием. Низкий поклон этому величайшему актеру!
Дебра Уингер впечатлила меня еще в «Языке нежности», за роль в котором она была номинирована на Оскар. Кроме того, в этом фильме она предстает в весьма похожем амплуа, а именно в роли тяжело больной пациентки, шансы на выздоровление которой решительно стремятся к нулю. И сыграла она это вновь потрясающе и неповторимо, что вновь подарило ей номинацию на Оскар. Ее героиня в начале была несколько неуверенна и застенчива, затем она уже смело проявляла свое уместное и ироничное острословие, стала намного более родной для нас, стала другом… После чего наступила истинная, доподлинная любовь безо всех этих натужных слез и надсадных скандалов, любовь, что открыла им двери в совершенно новый мир, словно они вместе шагнули в тот самый Платяной шкаф.
Касательно режиссуры стоит отметить, что это далеко не лучшая работа великого Ричарда Аттенборо, однако он вновь сделал свой фильм предельно сдержанным, последовательным и весьма монохромным, что в итоге создавало ощущение поистине английской размеренности, неторопливости и аристократичности. Как бы не разрывалось ваше сердце от душераздирающих событий на экране, вы не сможете не оценить высоту целостной мысли и отточенность шлифовки Аттенборо.
«И боль стала частью моего счастья…»
Когда любимому человеку больно, хочется перенять всю эту боль на себя, и как невыносимо не было бы уже тебе самому, ты будешь действительно счастлив, ведь родная для тебя душа стала чувствовать себя лучше. Ты разделишь с этим человеком все его страдания и муки, будешь переживать самое ужасное и нестерпимое, но ведь это твой самый любимый и самый дорогой человек в этой жизни, и, пока вы вместе, вы будете счастливы.
Я рьяно рекомендую это кино всем чувственным и искушенным зрителям. Вы насладитесь неподражаемой и сильной актерской игрой и, без сомнений, проникнитесь этой, берущей за живое, обворожительной историей. Воистину изумительное кино, после просмотра которого на душе вы почувствуете расплывающуюся, согревающую и умиротворяющую теплоту.
10 из 10
1 октября 2014
Оксфорд, 1952-й год. Пожилой университетский профессор и «по совместительству» известный писатель Клайв Льюис, которого коллеги предпочитают звать по-простому Джеком, знакомится с американской поэтессой Элен Джой Грешем. Она специально приезжает из Америки, чтобы встретиться с автором книг, так полюбившихся её маленькому сыну. Знакомство, не сулящее поначалу ничего особенного, постепенно перерастает в сверхдоверительную дружбу. Подтверждением всё более крепнущей связи становится согласие Льюиса вступить с Грешем в фиктивный брак, чтобы тем самым облегчить разведенной матери-одиночке получение британского гражданства.
Уже состоящим в брачном союзе двоим немолодым людям приходится скрывать чувства и соблюдать конспирацию, чтобы не давать лишнего повода для пересудов чопорной оксфордской профессуре, чьи обязательные, но, по сути, фальшивые светские ритуалы приходится соблюдать Джеку. Однако постепенно бесчувственный интеллектуал Льюис, который даже походы в бар использует, как повод лишний раз подискутировать с коллегами, обретает способность любить, и осознает, что это и есть хоть и запоздалая, но всё же главная награда, доставшаяся ему в жизни.
Так с оторванным от мира «книжным червем», который до старости лет смотрел на все жизненные коллизии исключительно сквозь призму творчества, а страдания и боль считал главными побудительным мотивом взяться за перо, и строил на этой философии темы своих лекций, напоминающие проповеди, случается запоздалое прозрение. Почтенному профессору приходится признать, что кроме умирающей от рака фиктивной супруги, которая незаметно стала самым близким ему человеком, у него никого больше нет в этой жизни. И поняв это, он уговаривает Грешем повенчаться во второй раз, теперь уже руководствуясь исключительно искренними чувствами, а не расчётом.
Обратившись к камерной пьесе Уильяма Николсона, рассчитанной, по сути, на двух исполнителей, 70-летний (в ту пору) патриарх английского кино Ричард Аттенборо снял свой самый печальный и можно даже сказать — элегический фильм. Слегка перефразируя две умные сентенции, прозвучавшие в картине, можно заключить, что данное кино надлежит смотреть хотя бы затем, чтобы знать, что вы не одиноки в этом мире, а ваша сегодняшняя боль — это всего лишь часть вашего вчерашнего счастья. Такое кино подобает делать именно на закате карьеры и оставлять потомкам в качестве духовного завещания. Хотя для Аттенборо «Страна теней» не стала последней работой: он ещё долго продолжал снимать, а ещё больше снимался как актёр.
Тут Аттенборо сделал ставку на 55-летнего соотечественника Энтони Хопкинса, который, подойдя вплотную к пенсионному возрасту, обрёл не только мудрость во взгляде, но и вышел на пик актёрской формы. Под стать ему выглядит и американка Дебра Уингер, присутствие которой вызывает некое дежа вю. Всё дело в том, что ровно за 10 лет до этого Уингер уже сыграла умирающую от рака в главной оскароносной картине 1983-го года — «Слова нежности». И вот ей снова пришлось создавать образ обреченной, чего некоторые актёры категорически не желают делать даже один раз, боясь накликать на себя беду.
8 декабря 2013
Я очень давно искала этот фильм. Клайв Стейплз Льюис мой любимый автор и любые книги и фильмы о биографии этого великого человека я считаю большим подарком для себя и других людей попавших под влияние чудеснейшего мира Нарнии и других книг писателя.
Фильм Ричарда Аттенборо произвел на меня огромное впечатление. Смотрела я его вместе с подругой и уже через полчаса она встала и ушла со словами: «Слишком скучно и нудно». Я же ни на секунду не могла оторваться от экрана. Не знаю, что так завлекло меня, ведь, по сути, сюжет довольно прост и те, кто хотя бы немного знакомы с биографией Льюиса знают об эпизоде его жизни под названием «Джой Грэшем». То есть ничего нового я не узнала, прекрасно понимала, что, как и в любом художественном фильме, здесь есть свои режиссерские вставки и видела, что в Энтони Хопкинсе нет ничего общего с одним из величайших писателей Великобритании.
Но в этом фильме есть тот особый дух, который окружает все связанное с Льюисом и Нарнией. Этот дух от начало и до конца пронизывает каждый кадр, каждый эпизод. Момент, когда в пабе Джек вскакивает и на насмешки и подколки своих коллег насчет «Льва, Колдуньи и платяного шкафа» начинает жестикулируя описывать тот волшебный отрывок из книги, когда Люси впервые попала в Нарнию. Или когда маленький сын Джой вместе с братом писателя Уорни поднимается на чердак и видит там старый платяной шкаф. Наполненные светлой надеждой глаза мальчика, когда он дрожащей рукой открывает дверцу и огромное разочарование, когда место желанного мира он увидел только заднюю стенку шкафа…
Но кроме магии, идущей из книг Клайва Стейплза «Джека» Льюиса, перед нами предстает и самое большое чудо — любовь. Любовь, которая просыпается в сердце стареющего писателя к умирающей женщине. А место с картины, которое искали главные герои, стало символом этой всеобъемлющей любви и является неким раем на земле. Раем, который должен быть у каждого.
В целом фильм несет положительные эмоции, перебиваемые грустными нотами смерти. Когда, в последнем кадре Льюис и маленький Дуглас сидят на чердаке, то мы видим двух мужчин, которым в будущем предстоит стать опорой и поддержкой друг для друга. Один из них потерял жену, другой мать. Ключевой кадр, который олицетворяет то, что перед лицом смерти все равны, все ее боятся одинаково и в первую очередь не за себя, а за любимого человека.
По-настоящему стоящая картина, заставляющая задуматься.
10 из 10
20 мая 2012
Предыстория…
Какими путями идет человек, приближаясь к своему произведению? Какие истоки питают его мысли, которые он облечет в свои творения, заставляя других поверить ему? За каждой строчкой незримо стоит чья-то жизнь с радостями, печалями, чаяниями, падениями, разочарованиями, любовью — всем тем, что неизменно налагает отпечаток на того, кто оставляет след на бумаге и в сердцах.
Клайв Стейплз Льюис оформится как писатель, пройдя горький путь детства, начатый с бесконечной любви матери и закончившийся с ее смертью. Он будет еще совсем ребенком, но уже познавшим недетское страдание; он да его брат — два человечка, отторгнутых собственным отцом, упавшим в свое личное горе потери. Они останутся вместе на всю жизнь — опора и близкие друг другу люди, и никого больше.
Потом будет католический пансион, силой вбивающий любовь к Богу, оттолкнувший Клайва от веры на долгие годы. Странно осознавать, что именно отторжением и вырастет из него богослов-философ, истинный христианин. Затем будет война, на которой он окончательно потеряет веру в Бога, но опять придет к ней спустя годы для того, чтобы снова потерять и снова обрести…
Фильм…
Сам фильм выстроен нюансами-ощущениями, пронизан эмоциями героев, прежде всего духовными чувствованиями. Посвященный Льюису, фильм покажет очередной путь его веры: крепкой и каноничной, зиждящейся на камне убеждений. Его проповеди, выделенные в ленте категорией «страдания» и ее обоснованностью, его профессорская деятельность — символ разума в его величии. И как потом, с момента появления женщины в жизни этого титана веры и ума наступает новая пора: та, которую он упустил в своей молодости.
Любовь к женщине возникнет в нем не сразу, но парадоксально придет тогда, когда женщина будет стоять у последней черты. И именно тогда, в момент печалей и душевных мук, в момент скорби и боли Льюис и познает короткое счастье любви…Что может быть более жестоким и что может оправдать такую несправедливость?..
Льюис — почти апостол — готовый к собственным страданиям и внутренней аскезе, окажется повержен и смят. Его вера, как в далеком детстве, придет в упадок, и он в очередной раз будет укорять Бога за несправедливость и нелюбовь. Куда денется его обоснованность страданий, где его принципы и стойкость? Почему камень так легко претворится в песок? Краткий путь упреков, показавший, что страдание не есть во благо, но всегда в ничто… Бессмысленность мучений?.. Вечные вопросы богословия, на которые сам богослов не сможет дать ответ.
Человек страдающий — всегда обретающий — таков путь веры, такова цена обретенного счастья. Он поймет позже, облекая чувства в слова, приходя и разумом, и чувством к истинному пониманию. Постигая собственным печальным опытом и дорогой ценой то, что прежде было лишь голой теорией. Он признает свое счастье, выросшее из страдания, подаренное ему страданием, основанное на страдании. Странное счастье на слезах и боли — великая божественная милость и чудо, дарованное ему, как любимому чаду…
Сложная история сложных чувств, снятая в классических правилах американского кинематографа. Рассчитанный на массового зрителя, фильм получает закономерный зрительский успех, в нужных долях сочетая картинку со смыслом, который обусловлен фигурой самого Льюиса. Не являясь вершиной кинематографа, картина встала в ряд подобных качественных американских лент. Режиссер угодил многим: и подбор актеров, и манера подачи материала, и сама личность Льюиса — слагаемые успеха этой картины. А философия Льюиса, заключенная в вопросах необходимости страданий верующим человеком — хороший повод к саморазмышлениям.
28 сентября 2010
Оксфорд… Конец пятидесятых… Чопорные профессора, устоявшиеся традиции, умные студенты…
Не самое подходящее место для любви. Но она случается и тут. Причем любовь сильная, побеждающая смерть.
Сюжет фильма незамысловат. Жил-был немолодой профессор Клайв Стейплз Льюис (ага, тот самый, что написал ныне всем известные благодаря фильмам «Хроники Нарнии», кстати включенными журналом «Мир фантастики» в список 100 лучших фантастических книг всех времен и народов). Жил с братом, таким же стареющим одиноким типом, читал лекции на богословские темы, передавал свои знания студентам, спорил с коллегами по университету.
Но однажды его размеренная, довольно-таки скучная, жизнь была разрушена. Встреча с американской поэтессой Джой Грэшем развернула жизнь профессора на сто восемьдесят градусов. Он влюбился…
Далее сюжет развивается в лучших традициях мелодрамы и рассказывать его не имеет смысла. Такие фильмы лучше смотреть, чем слушать их пересказ.
Поэтому и поговорим о самом фильме. Фильм, несомненно стоит смотреть. Хотя бы ради режиссера, снявшего фильм. Фильмы Ричарда Аттенборо — всегда событие в мире кино. Достаточно вспомнить хотя бы его фильмы «Ганди», «Кордабалет», «Чаплин»… Ричард Аттенборо знает, как снимать и что требовать от актеров. Ведь он и сам работу начинал как актер в таком далеком 1942 году.
Стоит смотреть фильм и ради Энтони Хопкинса, исполнившего главную роль. Такого многогранного актера еще поискать нужно. Мне кажется, что за какую бы роль он не взялся, будь то маньяк, король, полицейский или даже стареющий Зорро, всюду он достоверен. Достоверен он и в фильме «Страна теней». Вначале некий недотепа, типичный профессор, не приспособленный к жизни, к концу фильма превращается в сильного, знающего себе цену, умеющего противостоять невзгодам человека. Человека, который познал что такое любовь.
Из актеров хотела бы отметить еще самого молодого в этом фильме, Джозефа Маццелло, сыгравшего роль сына главной героини. Мальчик с печальными глазами. Ему и слов говорить не нужно. Его внешний вид говорит за все.
Жаль, что в фильме ничего не показано о деятельности Льюиса — писателя. А это интересная тема. Как человек, не имеющий никаких отношений с детьми, писал так любимые детьми книги. Но это уже из области таланта.
24 августа 2010
Опыт — суровый учитель…
(Из фильма)
Я не мог поверить своей удаче. Это надо же, фильм про моего любимого писателя Клайва С. Льюиса (автора «Хроник Нарнии», повестей для взрослых и весьма серьезных философских трактатов), о самом интригующем и своеобразном периоде его жизни, снятый одним из лучших режиссеров Британии Ричардом Аттенборо («Ганди», «Кордебалет»), а в главной роли — мой любимый актер Энтони Хопкинс. Эйфория была несколько омрачена весьма посредственным переводом, но выручил оригинальный саундтрек. Чем и советую по возможности воспользоваться.
Однако, не обманитесь. Перед нами отнюдь не байопик, а скорее серьезное раздумье над одной из самых жизненных тем для каждого без исключения — проблемой страдания. Думаю, именно это, а вовсе не подробности биографии знаменитого соотечественника, заинтересовало 70-летнего патриарха английского кино (за заслуги перед отечеством королева жаловала Ричарду Аттенборо титул пэра) в известной пьесе Уильяма Николсона, который, кстати, написал и сценарий к фильму.
Итак, основным лейтмотивом и пьесы и фильма является человеческое страдание. Почему мы страдаем? В чем смысл такого устройства мира, где люди обречены переживать боль независимо от того, где, когда и как они живут? И куда при этом смотрит Бог, если Он действительно всемогущ и действительно любит каждого из нас, как об этом написано в Библии? Проблема сия зело велика есть, и потому уже не одно тысячелетие вокруг нее не утихают споры теологов.
Льюис тоже об этом много писал о любви и страдании. Одна из его книг так и называется «Боль», отрывки из нее мы и слышим в фильме во время публичных выступлений писателя:
«Мы привыкли думать, что наши детские игрушки принесут нам все мыслимое счастье, а наши ясли — это весь мир. Но что-то должно нас уводить из этих яслей в мир других. И это что-то — страдание.
…
Хочет ли Бог, чтобы мы страдали? Что, если ответ на этот вопрос «да»? В общем неправильно считать, будто Бог хочет, чтобы мы во что бы то ни стало были довольны жизнью. Я думаю, скорее Он хочет, чтобы мы были способны любить и быть любимыми. Он хочет, чтобы мы возрастали.
Задумайтесь: по Своей великой любви к нам Он приготовил нам дар страдания. Боль — это Божий мегафон, чтобы достучаться до оглохшего мира. Мы похожи на глыбы камня, из которых Скульптор высекает формы людей. Удары Его резца могут быть очень болезненными, но в конце концов именно они делают творение совершенным…»
Книга, мне кажется, просто гениальная. Не в том смысле, что она несет некое особое, ранее недоступное простым смертным, откровение. Нет, она, как и другая его книга «Любовь», предлагает живым и ясным языком результат тонкого интеллектуального осмысления и исследования проблемы. (Честно говоря, кроме как у Льюиса, я нигде не видел, чтобы эти непростые вопросы излагались так легко, связно, логично и образно)
Но в том-то и дело, что лишь интеллектуального. При всей гениальности, рассуждения старого холостяка, ведущего тихую и размеренную жизнь университетского преподавателя, о страсти, семейных отношениях и страдании, звучат несколько однобоко. (Женщины тут со мной полностью согласятся.) Да Льюис и сам это прекрасно понимал, много раз делая соответствующие оговорки в своих книгах. И Бог, богатый мудростью и талантом делать нестандартные ходы, решил восполнить эту брешь. Он приготовил Льюису сюрприз.
Неожиданно в уютный и замкнутый мир оксфордского профессора литературы врывается женщина (Дебра Уингер) из совершенно другого мира. «Еврейка, коммунистка, христианка, американка», — так ехидно характеризует ее брат писателя Уорни (Эдвард Хардуик). И, вопреки всем законам физики и здравого смысла, сердце писателя оказывается навек в плену у этой энергичной, живой и ироничной женщины. Завязывается искренняя дружба, которая довольно быстро перерастает в любовь — трогательную, старомодную, нежную и пылкую.
Мир оксфордского профессора трещит по всем швам под напором этого большого чувства, друзья и коллеги не устают дивиться происходящим с ним переменам. А он… словно обретя крылья за спиной, в тихом восторге археолога, наткнувшегося посреди пустыни на несметные богатства исчезнувших царств, наблюдает в себе все то, о чем ранее только писал и думал…
Но счастье было недолгим, и великая любовь обернулось великой утратой. Жизнь писателя снова испытывает потрясения, только теперь со знаком «минус». Чем выше взлет, тем страшнее оказывается падение. Льюис оказывается перед лицом страдания, о смысле которого так хорошо писал, но теперь все это касается его самого, а потому многое видится в совершенно новом свете. Доведенный до отчаяния душевной болью, снедаемый самой большой обидой, которую может иметь человек — обидой на Бога, — он вплотную подходит к черте, за которой лежит отказ от своих убеждений, переоценка ценностей и кризис веры. Характерный диалог этого периода с ректором Модлин-колледжа, где преподавал «Джек» Льюис:
«Льюис: Только не говори мне больше, что все, что ни происходит — к лучшему.
Ректор: Один лишь Бог знает, почему такие вещи должны случаться.
Л.: Бог-то знает, но есть ли Ему до этого дело?
Р.: Конечно! Мы здесь видим так мало…Мы — не Создатель.
Л.: Да. Мы — творения. Эдакие крысы в космической лаборатории… Я не сомневаюсь, что эксперимент делается для нашего блага, что не мешает Ему быть вивисектором.
Р.: Джек, но…
Л.: Нет!!! Никаких «но»!! Это ужасная кровавая месса, вот что это такое!»
Но, пройдя через испытания своих убеждений и веры, Льюис прошел их с честью. И вышел из них, обновленный, совсем на другом уровне воспринимая все то, о чем раньше писал. Бог, как всегда, добился своей цели: брешь оказалась заполнена. Теория восполнилась практикой. В конце фильма звучит монолог:
«Почему существует любовь, если потеря так болезненна? У меня больше нет ответов. Их имеет сама жизнь. Дважды в моей жизни мне был дан шанс. Когда я был мальчиком, и теперь, когда я стал мужчиной. Мальчик выбрал комфорт и безопасность, мужчина выбирает страдание. Нынешняя боль — это часть прошлого счастья. Таковы условия игры.»
Хороший урок и всем нам. Счастье может существовать только в мире, где есть боль. Если вы проходите долиной смертной тени и ваша жизнь сегодня наполнена болью потерь, помните: житейский комфорт и безопасность — выбор младенцев. Зрелость, которая знает разницу между счастьем и удовольствием, выбирает страдание.
13 апреля 2009