Рейтинг фильма | |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Плакальщица |
английское название: |
Rudaali |
год: | 1993 |
страна: |
Индия
|
режиссер: | Калпана Лазми |
сценаристы: | Сампуран Сингх Гульзар, Калпана Лазми, Mahasweta Devi |
продюсеры: | Рави Гупта, Рави Малик, Np Mukne |
видеооператоры: | Дхарам Гулати, Сантош Сиван |
композитор: | Бхупен Хазарика |
художники: | Самир Чанда, Maula, Паша, Ganouri, Lojari, Мохаммед |
монтаж: | Бханудас Дивакар |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 июня 1993 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 8 мин |
Ещё один фильм, озвучки которого я ждала много лет. Сначала он был вообще без какого-либо перевода, потом был с субтитрами, но смотреть всё равно было очень неудобно. И вот наконец свершилось. Вчера увидела этот фильм в озвучке. Не советский дубляж конечно, и даже не просто советская озвучка, но всё же, очень добротно сделанная. Смотреть приятно. А уж тем более такие серьёзные «артхаусные» фильмы, как «Плакальщица».
Комок в горле со вчерашнего вечера, когда досмотрела... Димпл Кападию всегда обожала, и здесь в очередной раз убедилась, что Национальная премия полученная ею за эту роль - совершенно закономерный результат. Ракхи Гульзар - ещё один «бриллиант» в актёрском составе... Отдельно стоит отметить музыку в фильме, что ни мелодия - то шедевр, начиная с самой первой песни на титрах... Фильм тяжёлый, грустная история профессиональной плакальщицы Саничари (Димпл Кападия), которой пришлось пережить и предательство, презрение, и измену.
Грустный фильм. О тяжёлой, безрадостной судьбе женщины. Хотя нет, не женщины, просто «пыли» под чужими ногами. Под ногами жителей деревни, которые прозвали её Саничари, что значит проклятая, несчастная, лишь зато что она родилась в субботу и в день её рождения умер отец. Под ногами матери, что бросила её ради любви к странствующему актёру. Под ногами мужа, который пил и унижал её всю жизнь. Под ногами помещика, что за 50 рупий предложил ей работать на него 15 лет. Под ногами брамина, что позорил её за то, что она не в состоянии оплатить погребальные обряды для мужа и свекрови. Под ногами сына, что пел днями напролёт, таскался по борделям и в итоге одну из куртизанок привёл домой в качестве жены, за что местные жители прозвали его мать содержательницей борделя.
Теперь, в преклонном возрасте, когда Саничари едва сводит концы с концами, её подруга Бхикни просит её поработать с ней в качестве «рудаали» (наёмной плакальщицы). Но Саничари слишком закалилась за свою жизнь, и из её глаз не выкатилось ни единой слезинки. Всё это изменилось благодаря откровению.
Есть в Индии такая «профессия» - наёмная плакальщица. Этих женщин приглашают в богатые дома, чтобы они за деньги оплакивали умерших тхакуров, заминдаров, махараджей и членов их семей. Потому что самим родственникам этих умерших богачей статус (а вообще религия) не позволяет оплакивать своих родных людей. Хотя чем эти богачи отличаются от обычных людей в такие моменты, и почему им «зазорно» оплакивать своих умерших близких, я не понимаю до сих пор. Но, вот такое происходит. Но опять же, согласно религии, умерший не может быть не оплакан после смерти, иначе его душа никогда не обретёт покоя и не уйдёт к Богу. В таких случаях и приглашаются женщины, которые плачут над умершим, стенают, рвут на себе волосы, и катаются по земле, не прекращая рыдать при этом. За это им платят потом довольно хорошие деньги (особенно по тем временам и в тех условиях, в каких живут эти женщины).
Мне понравилось, как фильм начинается с силуэтов четырёх танцующих «рудаали» и заканчивается приглушённым криком. На протяжении всего фильма темп хорошо выдержан, а платоническая любовь между Саничари и молодым «заминдаром», а также между Саничари и Бхикни очень хорошо показана.
Песни прекрасны и захватывают дух. Тексты великого Гульзара просто потрясающие. Моя любимая песня здесь - «Dheere Chalo», которая звучит в начале и повторяется в фильме.
Актёры вложили душу в свои роли. Амджад Кхан идеально подходит на свою роль, умирающего помещика. Это его последняя роль в кино, и весь фильм он «работает» лёжа на скамье, потому что не в состоянии встать с неё. Ракхи Гульзар - великолепна. Приятно видеть её спустя долгое время в роли, отличной от типичной матери из фильмов на хинди, которые она играла.
Однако «Рудаали» принадлежит полностью Димпл Кападии. Она выглядит естественно в роли Саничари и она снова доказывает, что она потрясающая актриса и может выкладываться по полной, если роль ей подходит. Феноменальный образ. Один из лучших в 90-х.
Фильм может понравиться не всем (особенно тем, кто ищет только развлечение), но для меня это настоящее кино, в котором все составляющие (сюжет, музыка, актёрская игра, кинематография...) идеально сочетаются друг с другом.
«Рудаали» даёт нам захватывающее представление о мире, столь далёком от нашего сознания. Действие фильма, снятого в живописном Раджастане, происходит в сельской местности и знакомит нас с древней культурной традицией платных плакальщиц через главную героиню Саничари. Несмотря на несколько трагедий в своей жизни, она никогда не плакала и, кажется, не способна выразить горе слезами. Величайшее испытание в её жизни наступает, когда ей предлагают работу плакальщицы. Фильм рассказывает её историю в воспоминаниях, которые показывают, какой сильной была эта женщина, всю жизнь считавшаяся изгоем, но которая осталась невероятно стойкой.
Режиссёр блестяще передаёт атмосферу Раджастана, которая выглядит правдивой и аутентичной на протяжении всего фильма. Захватывающая культурная обстановка фильма служит прекрасным фоном для прекрасной истории, которую он рассказывает. История грустная, ироничная и душераздирающая. «Рудаали» затрагивает темы бедности, гендерного неравенства, религии, кастовых и классовых различий, и делает это с большой критикой, но без осуждения персонажей.
Сюжет фильма великолепен, он наполнен музыкой и красками. Фильм является артхаусом, удивительно реалистичен. Фильм, который одновременно увлекателен, трогателен и приятен.
Радж Баббар очень хорош, играя роль доброго и сострадательного человека, обладающего независимым умом и, несмотря на своё отсталое окружение, демонстрирующего большую осведомлённость и презрение к суевериям и социальному расслоению людей. Он - единственный мужчина, который уважает Саничари за то, кто она есть, и никогда не злоупотребляет своей властью против неё.
Димпл Кападия - одна из величайших актрис индийского кино. Она феноменальна. Её Саничари - сложная роль, полная противоречий: она невинна, но искушена, цинична и жестка, но тёплая и чувствительная, сломленная, но полная жизни, и просто оптимистичная, как немногие женщины, учитывая обстоятельства. Димпл прекрасно справляется с этой ролью, которая выпадает многим лишь раз в жизни, она живёт и дышит ею, а не просто играет. Её естественная адаптация к обстановке Раджастана, проявляющаяся в аутентичных манерах, акценте, диалекте, просто поражает. Обладая удивительно выразительными глазами, она использует их, чтобы передать своё внутреннее состояние, но при этом не теряет естественности в игре.
Ценность этого фильма заключается не только в творческой стороне создания фильма, но и в присущей ему силе, которую он может пробудить в умах любителей истории и мыслителей о традициях и развитых социальных культурах.
«Плакальщица» - довольно красивый фильм, который стоит посмотреть. Кинематография и фоновая музыка просто великолепны.
10 из 10
28 октября 2024
Плакальщица — профессия очень уважаемая. Людям с высоким статусом не положено прилюдно выражать свои эмоции: стенать над покойником, рвать волосы, бить себя в грудь, причитая по усопшему. Зато эти самые высокостатусные граждане могут нанять плакальщицу, которая сделает всё то, что предписано традициями, и проводит дорогого покойника в последний путь достойно, чтоб аж соседям завидно стало: вот как скорбят по нашему-то!
В своем дворце-хавели где-то вне времени и в пространстве, угадываемом как Раджастан, умирает старый землевладелец, господин над окрестными деревнями. Не без оснований опасается он, что ни семья, ни слуги не оплачут его как следует, потому еще при жизни он приказывает нанять плакальщицу-рудали для своих похорон. В ожидании начала своей работы приезжая плакальщица селится в доме деревенской женщины Саничари. Имя Саничари, то есть «мрачная», дали своей соседке деревенские за то, что она ну мрачная и есть! А с чего бы веселиться? Вся деревня знает, что Саничари — проклятая, потому что родилась в субботу, неправильный день, что ее отец умер в день рождения дочери, а мать сбежала с бродячим театром. Потом ее купил в жены местный алкоголик, так Саничари и появилась в деревне. Историю своей жизни Саничари рассказывает между делом плакальщице Бхикни, рассказывает монотонно, без эмоций. И обычно жизнерадостная Бхикни рыдает над ее судьбой. Чего только ни пришлось вынести Саничари! Это ей стоило бы стать рудали и оплакивать свою собственную жизнь. Но Саничари не может плакать. Даже при самых горьких своих потерях она не может выдавить ни слезинки. Ещё и за это односельчане не любят свою соседку, считают жестокосердной. А еще считают слишком уж праведной, и это им колет глаза. Особенно злобствует священник-пандит (ох и колоритный же старикашка!), призывая на голову Саничари все кары небесные, т. к. она обошлась без его обрядов, бесплатно схоронив своих родных.
И в общем-то история Саничари — это история обычной женщины в сельской Индии. Те трудности и тот беспросвет, что ждет практически каждую, если она не сбежит с бродячим актером или не ответит благосклонностью на ухаживания богатого господина. Да даже если и ответит… Если бы не автомобиль, мелькнувший в фильме, можно было бы предположить, что вся история происходила в далекие времена, что сейчас жизнь переменилась, стала менее трудной. Ан нет! Современность!
Фильм — очень женский, снят режиссером Калпаной Ладжми по новелле бенгальской писательницы Махашветы Деви. Женский вдвойне. По законам жанра в конце фильма случается сюжетный финт ушами, после которого слёзы Саничари наконец-то проливаются. Ну и, кто знает, может вовсе и не врут всевозможные описания фильма в Интернете, когда объявляют фильм «историей профессиональной плакальщицы Саничари». Быть может, после всего случившегося Саничари и стала уважаемой профессиональной плакальщицей.
А Димпл Кападия за эту роль получила «индийский Оскар», Национальную премию. И, считаю, не зря. Достойная работа, достойный фильм.
ПысПыс. Фильм вышел с посвящением Амджаду Кхану, сыгравшему здесь одну из своих последних ролей и не дожившему до выхода фильма. Это он сыграл умирающего, нанявшего плакальщицу. Как накаркал
14 ноября 2016