Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Мне скучно, бес |
год: | 1993 |
страна: |
Россия
|
режиссер: | Юрий Борисов |
сценаристы: | Юрий Борисов, Александр Пушкин, Иоганн Вольфганг фон Гёте, Томас Манн |
видеооператор: | Владимир Шевцик |
композитор: | Юрий Красавин |
художники: | Владимир Птицын, Сергей Шемякин, Владимир Шевцик, Т. Слёзкина, Татьяна Царева |
монтаж: | Татьяна Шапиро |
жанры: | фэнтези, драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
Начну с главного - смотрите на актеров, они того стоят. Так как вся картинка - сплошной трэш. Да она и не могла быть иной в начале 90-х, когда вообще непонятно было, на какие деньги снимать, что снимать и как. Разруха, умирание старого мира, мучительное становление нового, с новыми смыслами, новой эстетикой ('Темно и сыро здесь, как в морге. Государь и Сатана - когда в разрухе вся страна, находим время и для оргий?!'). Кто сам не жил в то время, как поймет жуткий сатанинский рынок, где торгуют всем - душами, собой, детьми, родителями, кровью президента из самовара, орденами и историей за копейки ? Причем Ад и Рай не слишком отличаются друг от друга, просто в Раю намного скучнее, а Бог и Черт имеют одно лицо на двоих. Лицо Олега Борисова, одного из лучших актеров советского кино. Весь текст произносится рваным, вычурным стихотворным размером, в котором его голос особенно выразителен. Рифмы, конечно, не всегда удачны ('глотки-боеголовки', 'пиявки-припарки'), но втиснуть философию борьбы за душу Фауста в эти стихи невозможно. Поэтому режиссер-однофамилец главного исполнителя Юрий Борисов в качестве противовеса помоечной чертовщине выбирает...балет. Один из последних осколков нетленной красоты. Поразительно красивый Юрий Посохов, премьер Большого театра на протяжении многих лет, успел запечатлеть сияние молодости на пленке и заодно показать талант драматического актера. К слову, в кино он больше не снимался, но сделал блестящую карьера танцовщика в Америке, чтобы потом стать не менее выдающимся хореографом и постановщиком. Не все порывы и устремления его Фауста понятны и психологически оправданы, даже в формате страшной сказки, где ставка в игре - его собственная душа, но он органичен в каждом ракурсе, каждой позе и каждом движении.
Фантастически хороша Ольга Волкова в роли ведьмы, которую наконец-то после рязановских 'Небес обетованных' оценили и начали активно снимать, наверное, самая интересная роль в ее карьере, жаль, что мало известная. Здесь и пошлости, и визги, и кривляние, и разухабистый инфернальный грим, ножницы вместо пальцев, дохлая лиса на голове - всё к месту, всё настолько талантливо, что на язык просится определение 'виртуозная игра'.
Четвертым, завершающим столпом действа сделали вымышленного Императора, который в чем-то подчиняется Богу и Дьяволу, но одновременно и они зависят от него. Эстет, гурман, пресыщенный соблазнитель, тяготеющий к бдсм-атрибутике. Андрей Харитонов, уставший к тому времени играть записных красавцев, в начале 90-х тянулся к мистике, мистической философии (сам снял фильм 'Жажда страсти' о раздвоении личности), и роль Императора 'зашла' ему стопроцентно.
А вот писать о сюжете сложно, уверен, каждый, кто вытерпит эту фантасмагорию до конца (это совсем нелегко), увидит в ней что-то своё, которое стандартными лекалами не меряется. Смотрите на актеров и слушайте музыку.
2 мая 2024
Мефистофель находит очередного парня. Он беден и мечтает о лучше жизни. Старик поет ему песенку о таракане и делает предложение: 'благодаря моим услугам не будешь ты скучать в пути'. Дальнейшее становится блужданием впотьмах.
Старика интересует не столько душа молодого - там уже все отработано, сколько разруха. 'Когда в развале вся страна находим место и для оргий' - декламирует он. А между тем, реальность исчезает вовсе. Вместо цельного повествования мы получаем круговорот образов с гермафродитом и прочими бесовскими атрибутами. К сожалению, авторы в большей степени использовали эстетику театра, нежели изобразительные средства кинематографа. Оттого и так нелепо выглядят игрушечные летучие мыши.
Впрочем... Если бы ленту в те годы взялся снимать Питер Гринуэй, который как раз был готов изображать хаос средствами кино, то вероятнее всего быть шедевру.
Что и говорить, лента не удалась. Олег Борисов в сущности вернулся к образу Гудионова изящно показав 'Божественную комедию' на фоне разрухи - выдав зрителю набор мрачных открыток из постперестроечной России. Но это последний фильм Мэтра. И есть некая неловкость за то, насколько эта картина далека от тех шедевров в которых Олег Иванович был задействован.
Впрочем... У самого актера в мемуарах можно найти весьма интересную отповедь... Он размышлял, что делать с ролями не слишком успешными, которые все равно уже сыграны? Отрекаться ли от них, как Гоголь? Олег Борисов видимо об этом думал и не раз: 'Но за каждую из них — даже в «Черноморочке» — я готов ответить. В каждой есть частица себя. И если фильм остался однодневкой, то просчет не во мне. Просчет где-то раньше — на уровне сценария. На уровне той жизни, которая его породила'.
Обсуждаемая картина как раз плод своего времени. Лента выражает хаос и рассказывает о пороке. Ее герои движутся скорее инстинктивно, недели осмысленно. И в этом, я думаю, и есть отражение той жестокой действительности. Кстати, когда персонаж Олега Ивановича раздражается, то и голосом, и резкими интонациями он так походит на другую персону из 90-х, петербургского любителя 'Эгины' Виктора Павловича. Предположу, что когда брат Олега - Лев Борисов прорабатывал тот образ, многое почерпнул из финальной работы Олега в обсуждаемом фильме.
5 из 10
25 января 2024
Рассыпаться мелким бесом — это очень по-русски. А ещё у нас есть чёрт в табакерке, чем-только-не-шутящий, шугающийся ладана, малеванный, в тихом омуте, легкий на помине, с рогатиной и почти что образиной. С нечистью и её наличием, как водится, всё в порядке, осталось только определиться, почему именно гётевского хвостато-рогатого Юрий Борисов определил в качестве главной жертвы своего перестроечного творения. Воздав самому себе за отчаянный перенос в неряшливо освещенный прямоугольник кадра философско-романтическую смесь Гёте, Манна и Пушкина, режиссер с первых же кадров превращает пробку на выходе с «того» света в сборник анекдотичных прибауток, в которых варятся-вращаются и легко угадываемые псевдосоветские продавщицы рубенсовских размеров, и алкоголички+ситцевые халаты в атмосферных коммунальных междусобойчиках. Только вместо алкоголичек — BDSM ремни на обнаженных телесах и чёрные кожанки, а до кучи — малиновые мантии, чулки в сеточку, широкие плечи, искусственный блеск страз и тянучесть эластана. Депрессивный Мефистофель бродил по мирам, находя их до тошноты филистерскими, размеренно говорил Пастернаком, Чичиковым рыскал в поисках душ, а изящный балерон Фауст не бог весть как томно прыгал по сцене, отрекался от любви с голубоватым отливом в пользу утерянной Маргариты, но Всевышнему было всё равно, а западнонаправленный King Devil поочередно имел зализанный хвост на голове, жемчужные серьги и планы всех персонажей. И даже было бы смешно, если б не было так непонятно, отчего шикарный стёб на злободневные темы непременно нужно превращать в сомнительные акты самовыражения.
Ох, и скучно же, видимо, жилось в СССР деятелям искусства: простор для воображения закрывался квадратиками цензуры, коммунизм, коллективизм и пропагандистский реализм цвели буйно и неудержимо, а душа-то просила сюрра, контрабаса в бассейне, голых грудей и аутентичного трёхэтажного мата. В конце XX века с его историческим и метафизическим бунтом в кино Юрий Борисов вывел на сцену расщепленное зло — Мефистофеля, который ровно как мы артистично теряется в принципах, и в итоге получает «как всегда», а в противовес — Господа Бога, подчеркнув дихотомичность отношений зло-добро Олегом Борисовым, последовательно декламирующим реплики то одного, то другого. Иисус превращал воду в вино, а режиссер неумело (или лениво) балансирует между водянистым сюжетом и терпкими эпизодами, которые иногда удается выхватить в накатывающем потоке всё прибывающих лиц, стихотворных строк и броуновского движения фриковатых героев. Но между ними — пустота, потому что физическое действо не подкреплено динамичным монтажом, который как бы есть, но его как бы и нет, ибо всё хоть и движется, но необъяснимо статично. А если уж совсем по-честному, ленту явно пытавшегося шагать в ногу со временем Борисова слишком хорошо иллюстрирует современно- интернетовское «аццкий трэш». Величественный Гёте на фоне визуального убожества грязных развалин, реминисценции в кавычках и без, Император подземного мира, словно косплей Федьки Басманова, нацепивший жемчуга и распустивший черные кудри, ядовито хихикая в сторону. Обрывки философских сентенций вперемешку с остросоциальными шутками, и самое любопытное — актуализация одного русского и двух немецких классиков, когда речь заходит о всеобщей продажности, иерархии власти и рыночной экономике. Всё в этом экспериментально обезбоженном мире извратилось, измельчало, пока не пшикнуло до простейшей физиологии, капиталистических амбиций чертей и раскрытой через нежнолицого Фауста темы нетрадиционной «вечной женственности» в товарных размерах.
Обрывки высокого искусства ещё витают на экране и в коллективном сознании, как листки книг в мефистолевском мире-помойке, но уже не значат ничего. Всякие символы и аллюзии, фаустовские реминисценции либо погребены под вырви-глазным эпатажем, либо сводятся к политическим и экономическим шпилькам, абсолютно беспомощным в случае, если они не подаются утрированно-комично. Взгрустнувший под конец режиссер пытается свести действие к апокалипсису местного разлива, бунту, рефлексии и многозначности, но получается из рук вон плохо, потому что кинополотно приходится собирать по кусочкам, а о кинематографичности и говорить сложно, ведь вся лента — просто заснятые на камеру черновые наброски разных сцен. Провал вышел оглушительный, фильм пылится на полках, и что поделать — постмодерн лихих нынче не в моде. Загвоздка в том, что неплохие идеи пошли в утилит, а новаторство никому не вставило, потому что таким новаторством только на показанном дешевом рынке торговать. Скучно, товарищи, скучно: даже этот ваш арт-хаус скатился в пустое лицедейство, тривиальность и кальку с заграничных ходов, которые там вроде уже и не новы, однако наш народ к ним не привычный. Да и было бы к чему привыкать, материал-то сырой, трэш приуныл, а режиссер с каждой новой мизансценой всё больше подходит к пониманию небезызвестного героя Табакова, орущего про продажу чего-то там деревянного на рынке. Хотя, почему бы, собственно, и да.
13 ноября 2015
О многогранности советского кинематографа можно говорить бесконечно. Задорные комедии Леонида Гайдая и Эльдара Рязанова, ироничные киноленты Георгия Данелии или драматичные фильмы о Великой Отечественной Войне. Всё это — сделано в СССР, что в то время подразумевало знак качества. Однако Союз распался, а вместе с ним ушло и советское кино… Что же предлагает нам кинематограф после «союзного» времени? И вот тут-то и появляется Юрий Борисов, который предлагает нечто новое. Что-то, что невозможно понять с первого просмотра. В кинофильме «Мне скучно, бес» казалось бы всего одна сюжетная линия. Однако какая! Несмотря на то, что за основу была взята трагедия «Фауст» (великого немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гёте), Юрий Борисов сумел преподнести эту историю совершенно на неординарный лад, добавив в своё творение произведения А. С. Пушкина и Т. Манна. В итоге получился сюрреалистический арт хаус, который остаётся интересным и по сей день. Если вам интересно посмотреть на голубого императора в роли Андрея Харитонова, женственного Фауста в роли Юрия Посохова, а также депрессивного беса в исполнении Олега Борисова, то к просмотру — обязательно! В любом случае, неподготовленный зритель будет несомненно удивлён!
Моя оценка:
10 из 10
4 сентября 2011