Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8.1 |
IMDb | 8.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Солнце неспящих |
английское название: |
Udzinarta mze |
год: | 1992 |
страна: |
Грузия
|
режиссер: | Темур Баблуани |
сценарий: | Темур Баблуани |
видеооператоры: | Нугзар Нозадзе, Виктор Андриевский |
композитор: | Темур Баблуани |
художники: | Теймураз Хмаладзе, Тамаз Ломия |
жанры: | драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 3 мин |
Впервые увидел это кино скорее всего на ОНТ, в году 1996 — 1997. В то время грезил Америкой, был студентом и немного работал на авторынке, с поездками в Тольятти(сам из Минска). Не пропустил начало фильма и до сих пор не могу объяснить, что останавливало переключить канал — начало не впечатлило. Происходившее задевало правдоподобной искренностью двух людей — старушки с потерянной памятью, интересующимся человеком с внешностью классика интеллегентности.
Есть фильмы, которые возрождают в тебе уже спящие стремления. Вся жизнь доктора Гелла — это служение науке. Человек искренен в своих действиях. В то время у меня была интересная тема — фактор роста нервов. Смог придти в лаболаторию всего два раза. Тема была заманчивой и перспективной, но вот её субсидирование накрылось. Это было ещё до просмотра фильма. Своего дома с крысами и препаратами не смог нажить. После просмотра фильма стал нечто искать- именно для удовлетворения этой потухшей страсти. Потом медленно ушёл в IT.
Сын доктора Геллы показан в фильме честным человеком. Это очень важно. Актёр играл на все 100. Это сочетание не сочитаемого. Как вижу в фильме — могло быть в жизни. Именно отношение сына, который любит своего отца.
20 мая 2021
Врач Гела в течение двадцати лет ведет самостоятельные поиски лекарства от рака. И похоже, что успех не за горами. Опыты с крысами показывают, что лекарства работают. Однако никто почему-то не стремится признавать его результаты. Научное сообщество считает его сумасбродом и не принимает всерьез. Однако он не унывает, даже несмотря на то, что его выгоняет с работы. Его сын Дато — малолетний преступник, отсидевший в тюрьме. Выйдя на свободу, он возвращается в свою банду, которая днем занимается починкой автомобилей, а по ночам промышляет разного рода заказами. Бывает, что надо кого-то избить, ограбить и даже убить — Дато берется за все. Домой он приносит преступные деньги, говоря, что нашел их. Однажды Гела, совершив прорыв в своих исследованиях, приходит домой и обнаруживает, что все его начинания разрушены — рукописи сожжены, крысы выпущены из клеток, а колбы разбиты. Страдая от аппендицита, он решает сам себе сделать операцию, но погибает от заражения. После этого его сын Дато приходит к пониманию значения трудов отца.
В фильме Баблуани хорошо передан хаос конца перестройки и начала девяностых. Весь этот разваливающийся советский ландшафт, в который неотвратимо приходят криминальные ценности. Это было время рэкета, противостояния бандитских группировок и передела сфер влияния. Гела и Дато воплощают два подхода к жизни в новых условиях. Один — целеустремленный ученый-интеллигент, который даже селит у себя на время страдающую склерозом старушку, найденную им на улице. Другой — беспринципный бандит, готовый взяться за любое дело. И эти два столь разных человека как будто приходят к взаимопониманию. Несмотря на то, что Дато живет в другом мире, он после смерти отца оказывается в состоянии осознать масштаб его жертвы, которую он принес на алтарь науки. Можно даже предположить, что Дато попытается каким-то образом продолжить дело отца или во всяком случае донести его труд до общественности.
«Солнце неспящих» — это яркий противовес всем ностальгическим фильмам о Советском Союзе. Это мрачноватый фильм, в котором упор делается на реалии позднесоветской эпохи, когда остро возник вопрос элементарного выживания. Но и в этом уголовном хаосе находится место для упорства и веры, что показывает пример врача Гелы.
9 из 10
17 мая 2015
Канва идеи фильма вырисовывается на протяжении всего хронотопа. Сначала, это кажется историей про бабушку, у которой проблемы с памятью, потом это перерастает в историю про отца, у которого в тюрьме сын, затем развивается история про сына, после чего мы узнаём, что герой врач, и плавно эта история перетекает в историю о докторе, пытающемуся найти лекарство от рака, потом опять история сына, история отца, в итоге, мы понимаем, что речь о преемственности. Каков бы ни был сын, он его сын. «Не понимал никогда за что его ругают. Я в нём всегда вижу только хорошее», — говорит отец надзирателю тюрьмы. Никто не говорит о максимализме. Просто этот герой такой человек, который видит во всех только хорошее, прощает всё и мечтает о лучшем, даже если никто уже не мечтает и не верит.
Очень запоминается эпизод с крестиком. Добротой доктора и его жены пользуются. Ничего в свою защиту не доказать. Единственный, кто видит всё реально — сын. Он и его сестра поднимают свою «волну» и девочка отдаёт цепочку, а крестик оставляет. Это всё-таки что-то, что продать нельзя. Бабушка, которая живёт у них, не любит сына доктора. Он для неё плохой потому что сидел в тюрьме. Многие думают так же. Мать добра и бесхарактерна как и отец. Поэтому когда родственники забирают бабушку, сын спрашивает, зачем вы её себе не заберёте. На что ему отвечают, что она не хочет жить в Сухуми. Парень говорит умную фразу, сильно она понимает где она, на что мать тут же просит его не влезать. А он влезает за справедливость, какая бы она ни была. Он продолжает свои дела с бандой, но для него это всё носит окрас не грабежей, а возмездия, высшей справедливости, отмщения. Очень ярок эпизод, когда уже после смерти отца он мстит надзирателю тюрьмы. Машина переворачивается. Надзиратель и жена спасаются, а из двери выкатывается гробик с детским трупом. Это момент возмездия высшего. Понимает ли он это в тот момент. Скорее всего, нет. Есть то, чего он решать не в праве. Есть другой суд, который выносит другие вердикты, по другим правилам, и он должен это принять. Думаю, что понимает он тщетность своих поступков в конце, когда его мучит совесть за смерть отца, месть за отца, всё, за что он ни берётся, не приводит к желаемой справедливости. Эпизод с камнем подчёркивает различия между ними. Отец тащит свой гробовой камень. Он вскоре и пригождается. Сын помогает ему. Многое говорит о характере доктора. И то, что его увольняли бесчисленное количество раз, и то, что он сам, больной, бежит бегом на помощь умирающему. Опять же, он — романтик. Он жертвует собой на пользу человечества, отдаёт себя без остатка. Злится и не понимает человеческую холодность и апатию. Например, момент, когда он кричит на мужчину, отказавшегося дать машину, тогда как их сломалась. В итоге мужчина ломает ногу, доктор помогает ему, и за это же его увольняют. Очень хорошая драматургия крепко связывает куски в единые компоненты и держит внимание зрителей на протяжении всего сюжета. Кроме того, всегда придавая дополнительный философский оттенок.
Умирает отец. Сын идёт за его трудом. Замечательная сцена, когда женщина из архива говорит помощнице поискать папку с трудами в самом конце. И мы видим бесчисленное множество полок с папками. «Это гениальный труд!», — говорит парень. И тут мы видим, что идеи отца не умерли, сын продолжит это за него. Далее, он ещё больше походит на отца. Сцена с Пеле, живой крысой, доказывает, что отец нашёл лекарство от рака, и сын бежит в семью и кричит о том, что всё получилось, отец был прав и всё это удача. В этот момент он просто уже перестаёт быть тем прежним мальчиком, а становится как его отец, будто его дух в него в вселился.
Финальная сцена, когда герой в пустой комнате и стоящими на месте часами ходит из стороны в сторону, а за кадром играет мелодия, которую перед смертью отца они вместе напевали. Страшный момент, сильный эпизод по воздействию. И эта музыкальная тема как бы досказывает всё, что он думает. Остаётся надежда только на лучшее. Он уже много понял, переосмыслил. Он уже не тот, что раньше. Но перед отцом у него есть преимущество — сильный характер, который всегда и везде помогает. Следующее поколение лучше предыдущего. Может быть, ему удастся сделать то, что не удалось отцу. Хочется в это верить.
30 июня 2012
В наше время трудно придумать новую историю. Создать новую музыку или нарисовать совсем не на что не похожую картину. Но если с картинами или музыкой все как-то проще, то с историями дефицит уже давно. Очень давно…
Темуру Баблуани тоже не удалось придумать что-то новое. Только вот после просмотра его картины возникает вопрос — так ли необходимо это новое? Ведь если посмотреть, то в итоге все сводится к простым вещам. Так и в «Солнце». Отцы и дети. Гений и невежество. Человеколюбие и безразличие. И конечно ж знакомое всем слово самопожертвование.
«Солнце неспящих» очень доступно рассказывает обо всех этих вещах, нет не «легко и непринужденно», а именно доступно. Имеющий уши услышит, а имеющий глаза увидит. Поэтому я в корне не согласен с неким клеймом «не для всех», которое как тучка неудачи преследует картину на бескрайних просторах Интернета. Мне кажется это кино как раз для всех, единственное что в ней от недоступности так это время её появления, но это разговор особый.
Можно бесконечно долго оценивать фильм с точки зрения переходного периода и подвешенного состояния, о да это благодатная почва, особенно учитывая национальность режиссера. Можно проводить кучи параллелей и сравнений. Но, по-моему, в любом мало-мальски хорошем фильм той эпохи можно найти и эти параллели, и эти сравнения. Серость, безденежье и бандиты… На самом деле хочется совсем не замечать этих моментов и оценить фильм совсем с другой позиции. Кино хороший источник исторической правды, но ведь нельзя забывать и о правде искусства.
История действительно не нова и история эта библейская от начала до конца. Наверное, именно с этой позиции «Солнце неспящих» можно назвать притчей, хотя как обычно в определение жанра проблемы…
Главный герой — это, если выражаться языком Достоевского, врач Христос. Он ищет спасение для всего человечества, при этом занимаясь глобальными проблемами он не забывает о простом человеческом сочувствии, что очень свойственно всякого рода теоретическим моралистам.
Мы постоянно видим в кадре того самого идиота, причем, не смотря на свою явную принадлежность к грузинскому народу, он больше похож на скромного вечно извиняющегося еврея. Он с легкостью прощает своих обидчиков и врагов, отдает последние силы, чтобы спасти незнакомого человека и отчаянно ищет лекарство от рака, а скорее от всемирного зла.
Он один. У него есть семья. Сын уголовник, который все равно любит своего отца. Младшая дочь, которая не верит в победу над мировым злом. И жена, измученная женщина, любящая, но измученная, ей хочется банального счастья…
Он один. У него есть коллеги, которые смеются над ним. Начальство, которое считает его дураком или даже опасным для общества субъектом. Дегенераты от медицины, которые по словам дочери главного героя «лечат не чем попало, как папа, а тем что продается в аптеке».
Он один. Кругом есть люди, целый город людей. Но кто-то занят зарабатыванием денег, кто-то спешит домой, а кому-то просто на всё наплевать. Ведь «мировое зло» никогда не коснется его самого. Соседа да, но его — никогда.
И все же он не один. У него есть его мыши, подопытные. Его друзья, к ним относишься как к еще одним участникам фильма, полноправным. Аристотель, Сократ, Платон, Фрейд и конечно Пеле. Вот такие забавные имена у мышей.
Не смотря ни на что он любит людей. Хочет дарить им счастье. Дух захватывает от его любви ко всему живому и к жизни вообще. Даже когда он в гневе, то это праведный гнев, такой гнев, который, наконец, выгонит торгашей из церкви и воздвигнет храм новой веры.
Он любит и своего сына и не видит в нем ничего плохого. В конце блудный сын вернется к отцу. Правда будет уже слишком поздно. Вообще все в этой картине происходит слишком поздно. В такие моменты, когда уже ничего нельзя сделать. Автор кричит зрителям — «Задумайтесь!». Задумайтесь, пока еще можете. Задумайтесь на всех уровнях вашей жизни. Начните с простых семейных дрязг, а закончите чем-то возвышенным и духовным.
Но как говорилось в «Догме» Кевина Смита: «Святой мученик должен умереть — это традиция». Что ж если после Иисуса Христа осталось хоть что-то. После врача Христа не осталось ничего, только память и несбывшееся счастье. Он был прав на сто процентов прав. Он мог простить всех и каждого, но не только простить, но и спасти. Мог…
В конце фильма стоит точка. Нет никаких вопросов или догадок. Вся ясно, предельно ясно. Все приоритеты расставлены, все карты раскрыты. Все так понятно, что хочется кричать или нет скорее не кричать, а плакать, плакать в такт картине. Серой, тягучей, глубокой и поэтической с налетом грузинской грусти и грузинского мастерства рассказывать притчи. Сейчас я тоже поставлю точку, но сама главная точка еще не поставлена. Жизнь продолжается… И возможно не нужно для неё выдумать новых историй, старых предостаточно, единственно чего бы хотелось так это совершенно другого конца для них.
P.S. Поставил «9 из 10» из-за чисто технических вещей, которые как ни крути все равно замечаешь, но они слишком мелки, поэтому выше о них ни строчки.
9 из 10
20 мая 2009
«Солнце неспящих» — Теймураз Баблуани снимал в те времена, когда дороги Грузии и России стали понемногу расходиться, когда пошли прахом прежние добрососедские отношения и связи, когда одни — заподозрили, а другие забыли. И каждый стал жить сам по себе. Нам ничего неизвестно о том, почему сегодня грузинское кино снимают на деньги Франции. Наверное, просто потому, что там они есть, а советские — давно иссякли.
Впрочем, мы знаем, что Отар Иоселиани уехал из страны по политическим мотивам, став своего рода кинематографическим диссидентом без явного намерения им стать, а Тенгиз Абуладзе не уехал и погиб в первых рядах Перестройки.
О Теймуразе Баблуани — вообще ничего. Кроме того, что его сын, Гела, говорит по-французски и снимает талантливое, но спорное кино, и вновь — о Грузии на деньги Франции.
«Солнце неспящих» — картина весьма болезненная и мрачная. И название её — цитата из стихотворения Джорджа Ноэля Гордона Байрона.
Неспящих солнце! Грустная звезда!
Как слезно луч мерцает твой всегда!
Как темнота при нем еще темней!
Как он похож на радость прежних дней!
Так светит прошлое нам в жизненной ночи,
Но уж не греют нас бессильные лучи;
Звезда минувшего так в горе мне видна;
Видна, но далека — светла, но холодна…
(перевод А. К. Толстого)
Этот ностальгический фильм — об уходящей эпохе Возрождения, на смену которой пришло новое время — время волчьей стаи.
Сочные и пластичные художественные образы, прекрасная драматургия, удивительно-верная тональность авторской музыки в грузинской философской кинематографической притче.
10 ноября 2008