Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Прощальные гастроли |
год: | 1992 |
страны: |
Россия,
Беларусь
|
режиссер: | Виталий Дудин |
сценарий: | Юлиу Эдлис |
продюсер: | Александр Шкадаревич |
видеооператор: | Сергей Зубиков |
композиторы: | Дмитрий Шостакович, Сергей Рахманинов |
художник: | Владимир Дементьев |
монтаж: | Ольга Решетникова |
жанры: | мелодрама, приключения |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 10 мин |
Тот случай, когда закат уже прошел, а актрисы все еще путешествуют, рефлексируют и наслаждаются своей жизнью и профессией. Весь фильм — одна гастрольная поездка. Поезд едет в одну сторону. Поезд едет в другую сторону. Несколько мгновений выступления... и все. Так проходит жизнь. Достаточно в сценарий вплести неожиданную смерть, как течение времени изменится и самые невинные разговоры покажутся уже не пустой болтовней, а чем-то более важным.
На самом деле наши героини разного возраста. Кто-то постарше, кто-то моложе. Но в каждой из них уже есть старческая обреченность. Кажется, что эти дамы и не собираются сражаться за свою мечту. Никакой возвышенности. Одна из них признается, что считает себя плохой актрисой. И в этом есть некий парадокс: она вроде и мечтает сыграть саму себя, но в число мечтаний не входит самосовершенствование.
Впрочем «сделает» эту ленту героиня Людмилы Гурченко. На фоне обыденных бесед она неожиданно будет «выстреливать» в самую точку. Так она однажды многозначительно заявит, что за все в жизни нужно расплачиваться. «И не только за грехи, но и за счастье, и за кусочек удачи». Таков уж жизненный взгляд в котором нет никакой любви, надежды или веры.
Вскоре Гурченко выдаст и очередной хит: 'А я ведь Каренину репетировала. Только Вронский нас взял и бросил. Ему в соседней области квартиру пообещали'. Тонко и точно. Как, впрочем, и самая главная цитата этой ленты: баба любит мужика не за что-то, а вопреки всему.
Как приговор всему происходящему мы получаем хлесткое: Вежливые рецензии. Театр из глубинки. Никто от него ничего не ожидал. Так завершается своего рода - версия чеховской 'Лебединой песни'. Ни о чем и обо всем. Посвящение актерскому таланту и очередной бенефис Гурченко. Маленькое кино. Без надрыва и вычурности. Фильм на все времена
6 из 10
15 апреля 2024
Это один из тех многочисленных фильмов начала новой эпохи – развала отечественного кинематографа – когда постановщики и актёры ещё работали на совесть, профессионально, но в условиях зарождающегося капитализма с его продюсерами, рейтингами, отсутствием финансирования кино видится несколько камерным, снятым вроде как «для себя». На это указывает и бессменная почти локация – купе поезда (которое лично мне показалось каким-то слишком просторным; может, в Союзе они такими и были?), и бросающаяся в глаза «отдельность» Гурченко, которая снималась одна, без партнёрш, после того как Быстрицкая отказалась от съёмок, а времени у других актрис не было, и некоторая что ли наивность. Ну и тот факт, что картина не вышла на экраны, а шла исключительно по телевизору, накладывает свой отпечаток.
Но ни одно из вышеперечисленных свойств фильма не являются его недостатками – напротив, всё это мгновенно погружает в атмосферу, не давая опомниться и подумать о чём-то отвлечённом. Нина в исполнении Гурченко (как она здесь хороша) и впрямь ведь «отдельная» – на особом счету, всё понимающая, всё пережившая и уже почти отчаявшаяся. Вера – разбитная, иногда даже до карикатурности смешливая, что иногда пугает – видно, что за этой буффонадой прячутся боль, неустроенность, тоска. Женя – надломленная, но ещё не убитая, хотя глаза грустные-грустные. И милая Вика, подчёркнуто театральная, почти неестественная, хотя в минуты откровения заметно, что она просто «боится догадаться» обо всём.
Это фильм и о жизни провинциальных актрис, для которых глоток свежего воздуха – поездка в столицу, и о женской судьбе, гонящейся за синей птицей, а в общем – о переломе жизни, случившемся на фоне перелома всего в начале 90-х. Браво актрисам, спасибо сценаристу и режиссёру.
9 из 10
7 марта 2022
Озорной сюжет, где актрисам в общем-то не надо сильно копаться в поисках правильных элементов собственных характеров и реакций для правдоподобной экранной жизни персонажей - ведь их роли это актрисы же и построение существования происходит из личного опыта или близко виденного. И это легко и воздушно получается у 'срединной' части актёрского коллектива - Усатовой и Остроумовой, последняя удивляет открытием грани естественной весёлости, ведь известные роли уже в современном кино играются ею в образе похожем на персонаж Гурченко, молчалива, авторитетна, прохладно-доброжелательна. Лишь только Людмила Марковна отходит от этого образа, то включившаяся синтетика её таланта тут же начинает рвать структуру задумки повествования. Хорошо и харизматично существуя в кадре Рябова своими схематичными репликами прогибает сюжет. Особенно в сцене 'эмоционального' монолога, где ритмичность повествования были жестоко нарушены, но появление 'срединных' актрис и тут помогает 'запустить' сюжет по новой линии - уже со стремительным падением в настроении - замечательно отыгранной всеми актрисами. Окончательно добила моё положительное отношение к фильму сопливо-ноющее упоминание о 'страданиях' режиссёра от неких злых людей - читай чиновников или партработников.
Фильм - милый пустячок, почти капустник с естественными Усатовой и Остроумовой, красивой Рябовой и устоявшейся Гурченко, как переходный фильм из одной стадии кинематографа страны в другую, где есть ещё аура смыслов, но только лишь их лёгкая, ускользающая тень...
5 из 10
29 сентября 2021
Фильм очень хороший и явно нераскрученный. Может, поэтому он несколько недооценен.
Четыре актрисы из провинциального театра едут в одном купе на гастроли в Москву. И самое интересное, что их всех связывает любовь к режиссёру этого театра — Льву Николаевичу. Две из них — его бывшие жёны, одна — нынешняя, а четвёртая женщина — прима театра — его единственная любовь на всю жизнь (недаром она прима — «первая»).
И удивительная рекурсия — актрисы играют актрис, которые не прочь бы сыграть актрис в новой постановке режиссёра. Когда все роли сыграны, так хочется сыграть себя — пожить, наконец, собой. Ведь, как сокрушается героиня Ольги Остроумовой, они живут чужими жизнями, говорят чужими словами. Она же говорит: «Жизнь прошла». Жизнь сломана — и кем? — любимым человеком. Для одной теперь единственной отрадой стали кошки, для другой — огород, а третья, та что первая, та единственная, к кому ревнует молодая жена… Она как была, так и остаётся для отвергшего её мужчины, ангелом — хранителем, всюду и всегда за ним следовавшая, всегда поддерживающая, как никто другой знающая…
Фильм — о переломном моменте в печальных судьбах героинь, с первого взгляда разных, но таких похожих. Москва забрасывает цветами, даёт им признание, надежду, что не всё ещё потеряно. «Эх, Москва… Студенчество… Лучшие годы моей жизни». Героини чувствуют себя королевами на сцене — очень красочный эпизод. Режиссёра приглашают в столицу, конечно, он заберёт с собой и своих любимых актрис.
Но, к несчастью всех героинь, фильм называется именно «Прощальные гастроли». Один из лучших последних советских фильмов.
2 октября 2011