Крысиный угол
5.4
5.5
1992, боевик
Россия, 1 ч 24 мин
16+

В ролях: Виктор Павлов, Александр Мартынов, Екатерина Кмит, Сергей Газаров, Юрий Слободенюк
и другие
Клим, незаконно осужденный по статье за обучение каратэ, возвращается домой после пяти лет тюрьмы. Находит приют у заботливого дяди Паши. Но желание найти того, кто отправил его в «пятилетний отпуск», да еще и убил друга, заставляет Клима разворошить «крысиный угол» продажных ментов и местных бандитов. Но правда оказывается предательски горькой.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Крысиный угол

год: 1992
страна:
Россия
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Кястутис Плявокас
композитор:
художник: Александр Назаров
жанр: боевик
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 1 ч 24 мин
Другие фильмы этих жанров
боевик

Отзывы критиков о фильме «Крысиный угол», 1992

Во имя справедливости

«- А теперь держись за воздух!» (с)

В так называемые перестроечные годы, когда исчезла цензура и в кинематограф пришло новое поколение постановщиков, отечественный зритель благодаря видеосалонам уже познакомился с заграничным кино. В числе прочего с заморскими боевиками про крутых суперменов, которые в одиночку могли противостоять целым бандитским группировкам. Насмотревшись на экранные подвиги Арнольда Шварценеггера, Сильвестра Столлоне, Жан-Клод Ван Дамма и Стивена Сигала, зритель захотел подобного ихним, но только своего героя, русского. Что отечественные кинорежиссёры «новой волны» решили им дать, тем самым нехило заработать в прокате. Но в те годы посещение советскими гражданами кинозалов сильно сократилось, в стране было много проблем и гражданам было как то не до кино. Поэтому срубить бабла в прокате не получилось, но до того как коммерческие компании финансирующие подобные фильмы это поняли, прошло какое то количество времени, и на экранах появилось большое количество низкопробных, дешёвых боевиков — однодневок «нашенского» производства. Большинство из них, был конечно треш несусветный, в однотипных сюжетах которого был мрак и ужас: мафия, блатные, уголовные элементы, наркоманы, проститутки и продажные менты. Во всём этом, естественно было мало привлекательного, к тому же снято это было не приведи Господь: непрофессиональные артисты, неумехи-операторы, обшарпанные бомжовские квартиры в качестве декораций, отвратительного качества, ещё советская киноплёнка и пр. Так что, нет нечего странного в том, что подобные «фильмы» зрителям надоели, и они практически полностью переключились с нашего на иностранное, появившееся к тому времени уже не только на видео, но и на телевидении кино. Сегодня оглядываясь в начало «лихих» 90-ых, в общем то и вспомнить нечего, кроме отдельных единиц — представителей действительно настоящего, «высокого» кинематографа. Правда и среди боевиков при желании можно найти достойные просмотра экземпляры. Правда сегодня их смотреть без ироничной улыбки уже невозможно, прошедшее время делает своё дело — минувшая постсоветская эпоха, некогда страшная, безумная и кровавая, сегодня с экрана воспринимается как то неловко и по-детски наивно. Речи некоторых киногероев, вроде персонажей данного фильма, о том, что у простого опера не может быть дома обложенного кирпичом, машины и всякого «видео-шмидео» звучат сегодня так, словно смотришь не серьёзное криминальное кино, а какое то ТВ-шоу наподобие «Большой Разницы» (в которой, в одном из выпусков пародировали подобные боевики). Всё это так, но такая вещь как ностальгия делает своё чёрное дело, и при просмотре этих старых картин невольно вспоминаются детские годы, которые у каждого человека, в не зависимости от того, в какое время он жил — самый лучший период жизни. Тогда такие боевики производили неизгладимое впечатление своей экспрессией и жёсткостью, а их герои западали в душу, и казались реалистичнее, гораздо человечнее своих американских аналогов. Звёздами подобных постановок, как правило становились бывшие мастера спорта или каскадёры, которые могли самолично в кадре проделывать опасные трюки. Главным трюкачом перестроечного кино, вне всяких сомнений был Александр Иншаков — чемпион Советского Союза по карате. В своих фильмах он демонстрировал владение этим видом боевого искусства, раскидывая своих противников словно щенков. «Крысиный Угол» снятый в 1992-ом Андреем Андронниковым — первый его «сольный» проект, обративший на него внимание широкого зрителя. Хотя снявший фильм режиссёр оказался создателем всего лишь одной картины (в будущем попадая лишь в скандальную хронику «жёлтой прессы»), снял он её мастерски. Разумеется с оглядкой на время и на те скудные ресурсы для постановки, которыми его снабдила «кооператорская» студия «Ирэн» (ныне, конечно уже давно не существующая). В фильме есть весь «джентельменский» набор заграничного боевика: рукопашные драки, автомобильные погони, в лучших традициях заканчивающиеся авариями и противостояния одного хорошего героя целой криминальной группировке. Уже от нашего менталитета пришли валютные путаны, коррумпированные менты и прочая «чернуха — бытовуха». Стоит заметить, что снято весьма прилично: плёнка хоть и не «Кодак», но вполне качественная, да и оператор молодец — им оказался литовец Кястутис Плявокас (ныне исправно снимающий «бандитско-ментовские» сериалы на «НТВ»). Каскадёры поставили разнообразные поединки так, что бы их было интересно смотреть: рукопашные спарринги, удары с ноги, поножовщина. Несколько опасных трюков в кадре исполнил сам Иншаков, так что скучать во время просмотра не придётся, поверьте.

Сюжет банален: после пятилетней тюремной отсидки в родной провинциальный городок возвращается бывший тренер каратэ — Сашка Климов, по кличке Клим. Ему охота свести счёты с посадившим его, местным криминальным авторитетом Учителем. Он узнаёт, что сфабриковавшие против него липовое дело менты теперь в кармане у преступников, которые целиком контролируют город. Его друзей крепко поломала жизнь: девушка Мила стала проституткой, помогающей бандитам разводить на бабки интуристов, а музыкант Троицкий стал наркоманом. Нарвавшись на старых «приятелей» Клим попадает в участок, откуда его выпускают намекнув на то, что серьёзные люди не хотят его больше видеть в городе. Не желая мериться с бандитским произволом, герой вступает в схватку с мафией… Предсказуемый поначалу сценарий, ближе к финалу пытается шокировать зрителя — наконец явив имя того, кто же на самом деле всех дёргает за ниточки. Но это дурацкий и нелепый ход, о котором я лучше промолчу, дабы не испортить какую не какую интригу этого банального боевика. Из прочих отметившихся в фильме артистов упомяну лишь Евгения Жарикова сыгравшего роль Учителя, молодого (но уже лысеющего) Сергея Газарова в роли «лохонутого» братками иностранца, сексуальную блондинку Катю Кмит (певичка — проститутка Милка), очевидно от безденежья попавшего в эту компанию Виктора Павлова (добродушный сосед героя — дядя Паша) и друга и соратника Иншакова по каскадёрскому делу — Юрия Слободенюка, который сыграл небольшую, но колоритную роль мясника с бандитскими корнями. Кстати, здесь даже будет их поединок с Александром Иншаковым, так что всем любителям перестроечных боевиков пропустить этот фильм никак нельзя!

Синтетический саундтрек и культовые иностранные песни конца 80-ых, неоновые дискотеки начала 90-ых и тогдашняя «слезливая» попса — сегодня являются главным достоянием фильма. Как на первый взгляд недавно, но тем не менее как же всё таки давно это было… «Америкэн Бой», «Крестоносец», «Дураки Умирают по Пятницам», «Штемп», «Фанат», «Я Объявляю Вам Войну», «Волкодав» и «Тридцатого — Уничтожить!» — кто не помнит сегодня этих картин? Их до сих пор с успехом время от времени повторяют по телевидению. Настоящие, качественные русские боевики, выпавшие из своего времени и потерявшие актуальность, аналогов которым в наше время уже некогда не будет.

17 сентября 2015

Герой нашего безвременья

В июне 1997 года кинорежиссер Андрей Андронников выразил протест против бедственного положения отечественного кино прыжком с 25-метрового Калининского моста. «По первоначальному замыслу в руках исполнителя должен был гореть факел, но в самый последний момент он отказался гореть. Поэтому на протестанта не обратили внимания ни прохожие, ни милиция», — сообщала газета «Известия».

Почти два года спустя режиссер появился у резиденции американского посла в костюме русского витязя, вооруженный бутафорскими мечом и луком, следует из материала газеты «Сегодня»: «Вынув из колчана стрелу, Андронников выпустил ее через ограду в сторону здания резиденции. Задержавшим его милиционерам режиссер объяснил, что таким образом он выразил протест против военных акций НАТО в Югославии».

Перечисленные эпизоды могут показаться чудачеством, если не знать первого и последнего кинофильма Андронникова «Крысиный угол». Это фильм о человеке, который не имеет иной жизненной цели, кроме восстановления справедливости в мире. В героя кинокартины режиссер вложил всю свою душу.

Вообще ленту «Крысиный угол» можно смело отнести к золотому фонду перестроечных и постперестроечных боевиков. В ней есть все, что нужно культурному зрителю: тонкий психологизм, драки, иностранцы, несчастная любовь, погони на автомобилях, одинокий герой, проституция, наркомания, алкоголизм, красивые песни, а также одновременно продажные и убогие милиционеры.

Казалось бы, сюжет тривиален: хороший мужик возвращается на родину. Но с самого начала зрителя ждут загадки. Герой по имени Клим (Александр Иншаков) не был дома шесть лет, поскольку был осужден по статье о незаконном обучении каратэ, которая «многим тогда поломала судьбу». Но максимальная санкция по этой статье предусматривала только пять лет лишения свободы (это подтверждает и сам Клим в концовке кинокартины), а в действительности посадили по этой статье лишь одного человека! Сценарист явно намекает на то, что не может раскрыть всей правды: Клим наверняка был политзаключенным, но этот момент по цензурным соображениям был обойден туманной фразой про каратэ.

Герой попадает в город (в котором просвещенный зритель без труда угадывает Новгород) и сразу начинает борьбу с крысами. Нетривиальная для русской кинематографической традиции тема крыс пронизывает весь фильм. Сначала грызуны преследовали Клима в детстве, когда мать посадила его в погреб. Потом начинается противостояние с крысами моральными. Еще одну настоящую крысу с хвостом в драматическом эпизоде пришибает бутылкой сторчавшийся друг главного героя Иван (Александр Мартынов).

Иншаков прекрасно вошел в образ молчаливого самурая Приильменской низменности. Особенно потрясают такие его реплики, как «Да…», «Ничего, все нормально», «Ну ладно, увидимся».

Порой Клим поражает прозорливостью. «Кто-то стоит над ним в этой игре … Мне кажется, что кто-то очень сильно хочет нас с ним стравить», — уверенно говорит наш герой об отношениях с отрицательным персонажем Учителем (его играет Евгений Жариков). В этот с ним с самим Климом в городе еще не произошло ровным счетом ничего существенного, кроме короткого разговора с Учителем, пары беспричинных по сути драк и столь же беспричинного непродолжительного задержания.

Под стать Иншакову и другие актеры. Екатерине Кмит в роли Милы пришлось изображать пение: очевидно, исполнительница Жанна Добровольская была отбракована как нефотогеничная. Актриса тонко намекнула зрителю, что поет не сама, мастерски открывая рот невовремя.

Феноменально смотрится диалог Учителя и иностранца (Сергей Газаров). Отечественный бандит говорит по-английски не хуже заморского гостя. Последний выдает беспомощные восклицания вроде «Зэтс ши! Вотс зе хелл юв кам хиер, ю дёти хор!» Русский герой торжествует, варяг опозорен.

Режиссер явно преднамеренно вставил в картину несколько сцен, не имеющих значения для развития сюжета, но символически важных. Так, Иван — добрая, но пропащая душа — сбегая из больницы, оставляет медучреждению казенные тапочки. Мила сообщает Климу о возрасте главного злодея, сравнивая его с Дьяволом. Это красивый намек на богоизбранность русского мужика — немногословного лысеющего каратиста.

Надо отметить, что зритель будет порадован и обилием традиционной для позднесоветских картин обнаженной натуры — немного в душе, много в бассейне. Именно там снята финальная сцена фильма, что несет сакральный смысл. Говорят, что крысы бегут с тонущего корабля, но похотливые крысы, прельщенные красотой русской женщины, с радостью бежали в рубку тонущего советского корабля, доносят до нас создатели «Крысиного угла». А заключительное разбитие пирамиды русского бильярда Климом не может означать ничего другого, кроме подсознательного суицидального стремления русского народа в поисках справедливости крушить собственную стабильность.

Этот философский пафос давал бы основания поставить фильму высшую оценку, если бы не операторская работа. В правильном перестроечном фильме должна быть съемка с рук, заставляющая зрителя содрогаться при каждом шаге оператора. Кястутис Плявокас, простите за пошлый каламбур, плюет на это требование, в начале фильма используя кран, повсеместно — рельсовую систему и прочие достижения техники. Он без зазрения совести сменяет плавный ход камеры параллельно движению актера на план, который я по-дилетантски назвал бы «портрет, вид с пола», затем дает крупный план ног, а потом — рук. Один из эпизодов вообще снят через зеркало! Это артхаусное эстетство мешает поверить в искренность героев, придает фильму некоторую эклектичность и снижает удовольствие от его просмотра.

8 из 10

3 декабря 2014

Если в доме нету денег, привяжите к попе веник.

'Крысиный угол» — очередной фильм из моей золотой коллекций советско-российских боевиков.

Начало 90-х годов это пик создания таких произведений как: «По прозвищу зверь», «Америкэн бой», «Волкодав» и многих других. Все эти фильмы создавались на рубеже исчезновения СССР, в очень сложное экономическое время, время расцвета коммерций, рэкета. В это же время появляются и технические новинки с запада, те самые «видики-шмидики», благодаря которым мы приобщаемся к западной киноиндустрии, да и возможность посмотреть свои кинопроекты не упускаем. Не зря раньше говорили, что наши боевики лучше американских, с их Чак Норрисами и Жан Клодами. То чего не скажешь сейчас про наши боевики, столько время прошло, а я продолжаю восхищаться нашими старыми фильмами.

В центре всех событий этого фильма, простой тренер каратэ по прозвищу Клим, или как звал его знакомый дядя Паша, Сашок. Спустя немало лет он возвращается в свой город, и не узнает его, везде процветает криминал и беззаконие, и он решается в одиночку всё это исправить, и только в самом конце он понимает, у него нет соратников, есть только предатели.

Главную роль исполнил Александр Иншаков. Да тот самый известный советский актёр и профессиональный каскадёр, которого мы позже видим в «Крестоносце», а ещё позже он приложил руку к созданию эпохального сериала «Бригада», где тема лихих 90-х, получило своё продолжение. Не могу не отметить и Виктора Павлова, нашего заслуженного актёра, который не плохо вжился в роль своего персонажа, дяди Паши.

Фильм получился чуть слабее тех наших картин, о которых я писал вначале, но все атрибуты советского боевика присутствуют. Это и драки, и погони на автомобилях, и конечно чётко продуманный сюжет, и хорошая актёрская игра.

27 августа 2011

Боевик Крысиный угол на экранах кинотеатров с 1992 года, премьера состоялась более 32 лет назад, его режиссером является Андрей Андронников. Список актеров, которые снимались в кино: Виктор Павлов, Александр Мартынов, Екатерина Кмит, Сергей Газаров, Юрий Слободенюк, Эвелина Архангельская, Александр Гловяк, Николай Клименко, Александр Иншаков, Евгений Жариков.

Страна производства - Россия. Крысиный угол — имеет совсем небольшой рейтинг, всего 5,1-5,5 баллов из 10, а это значит, что критикам фильм не сильно уж и понравился. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.