Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Воспоминания без даты |
год: | 1990 |
страны: |
Россия,
СССР
|
режиссер: | Ефим Грибов |
сценаристы: | Владимир Железников, Николай Дубов |
продюсер: | Эдуард Арциховский |
видеооператор: | Валерий Миронов |
художники: | Михаил Суздалов, Александра Смолина-Розанова |
монтаж: | Тамара Липартия |
жанр: | драма |
|
|
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
1 ч 32 мин |
'подвисло' визуальное изображение идеи автора. С одной стороны для отображения видения как воспоминания детства не хватает вовлечённости зрителя от первого лица - когда камера следует за или вместо героя, давая нам ощущения присутствия, выделяя значимые для ребёнка планы крупно и/или снизу вверх. Ещё бы хотелось больше красивого сюра - всё-таки детство это в первую очередь трепетное ожидание и видение открытий в самых неожиданных комбинациях событий-предметов. Всё вышеперечисленное гениально удалось воплотить в 'Зачарованной Десне'.
А то, что получилось у авторов скорее имеет вид игры со зрителем в попытке вызвать у него понимание о том что хотят вызвать детское состояние некими не осознаваемыми, не гармоническими приёмами - а-гармонической о-шумовкой, непонятным бормотанием гг, лаконичностью, до примитивизма, диалогов и др. Плюс явная игра на взрослого зрителя с пляжем, камнями, морем, красивыми актёрами, но опять, из-за попытки придать видение через призму детства - не полная и не завершённая.
Получается, что для чёткости высказывания 'по взрослому' - слишком растянуто - хватило бы и получаса - отсеив 'призму детства'. А, для полного погружения в видение ребёнка не хватило инструментария и помешало желание отсняться красиво 'по взрослому'.
3 из 10
30 сентября 2021
В глухой деревушке у Чёрного моря люди строят дорогу, которая никуда не ведёт, так как видно по кадру, что она направлена в сторону обрыва… Тупой изнурительный труд, соответствующий быт и т. д.
В эту деревушку приезжает парочка — интересный, странноватый мужчина с красивой женщиной. Располагаются у самого моря. Местные жители наблюдают за ними, а один мужичок, рисующий картины в свободное от пахоты время, даже решается познакомиться с ними поближе и показать свои работы, чтобы узнать мнение столичного гостя. «Никто не может запретить вам рисовать» — потрясающей точности и смысла ответ из уст странника.
Главный герой фильма мальчишка, наблюдающий за парочкой и тянущийся к неведомому ему миру других людей.
Пронзающая душу сцена, когда он, найдя загулявшего отца горе-художника, попросил его вернуться домой, и тот пьяный везя его на велосипеде, упал сломав велосипед и мальчишка поранил лицо, мать отругала сына за сломанный велосипед и грубо оттолкнула от себя, мальчик пришёл к незнакомым ему людям и чужая женщина пыталась облегчить его боль. Сколько любви, нежности, подлинного сострадания в этой сцене… вспоминая о ней слёзы наворачиваются
Удивительный и странный мужчина играет с мальчиком в игры, учит его ходить на ходулях…у мальчика не получается сразу, но он упорно старается
Странник разговаривает сам с собой, задаёт себе вопросы…и видимо не может найти на них ответы…от того видно, что он страдает
Показано как красиво любят друг друга мужчина и женщина…без лишних слов и без показного секса, удивительно точно передана атмосфера любви
Мужчина погибает — тонет в море. У потрясенной горем женщины местные жители воруют деньги из её вещей.
Женщина их не обвиняет и соглашается, что воровства быть не может и, возможно, она деньги потеряла. Просит в долг небольшую сумму на билет до дому, но жители отказывают ей
Мальчишка видя, всю эту мерзкую картину, бунтует и решается уйти от родных
Но у мальчика нет денег, чтобы уехать… он скитается, голодает несколько дней, но решительно не желает возвращаться домой… залазит на какое-то высокое заброшенное здание… часто мочится в углу помещения со страха… видно, что мальчик хочет сброситься вниз… и вот он решается, разбегается… а внизу стоит человек и поняв, что происходит, спрашивает «Эй, ты чего это там делаешь?»
Мальчик скорее согласен умереть, чем возвратиться домой. Добрый человек, решает помочь мальчишке уехать.
«Мне бы только куртку забрать из дома» — мальчик возвращается домой за курткой, но там на него наталкивается… совершенно ослепший отец-«художник»… мальчик остаётся дома!!!
Мальчишка ходит на ходулях, повторяет движения погибшего странника, начинает жить, неведомой его близким, новой жизнью
Фильм заканчивается кадрами недостроенной дороги в никуда…и идущим на ходулях мальчишки.
Фильм глубоко символичен. Актёры живут в кадрах, а не играют. Каждая сцена пронизана смыслом.
Музыка Шнитке создаёт очень чувственную атмосферу происходящего.
Это не развлекательное кино, а история нашей с вами жизни!
И ещё любопытно, почему таким бесславным оказался путь столь талантливого режиссера Ефима Грибова?
14 августа 2012
Фильм является действительно этаким «воспоминанием», «сном» — все художественные средства выражения работают на то, чтобы показать нам всю историю через призму восприятия 12-летнего мальчика. При первом просмотре было крайне сложно уловить эту мысль, многое казалось непонятным, нелогичным. Однако затем стало ясно, что данную картину нельзя смотреть так сказать «в лоб» здесь важно погрузиться в материал и рассматривать его ни как некую развивающуюся историю, а как поток воспоминаний, поток мыслей, повзрослевшего мальчик Юрки которые иногда путаются друг с другом, которые уже не такие яркие как были когда-то. И все, и свет и звук играют, как мне кажется, именно на такую подачу материала.
Режиссерская работа довольна интересная, и своеобразная, как уже говорилось, не была задача рассказать нам линейную историю с началом, серединой и концом, решение режиссера было показать нам средствами киноязыка внутренний мир человека, в данном случае 12-летнего мальчика, и именно по этому режиссер (а также и звукорежиссер) прибегал к неким символом, при изображении типов людей, различных по социальному статусу, культурному уровню; разнообразным условностям; в некоторых моментах, утрированности.
Нельзя не отметить работу и звукорежиссера: вначале показалось, что звук пытается доминировать над изображением, иногда даже идти в контраст с ним, потому что звук очень плотный и играет в фильме отнюдь не вспомогательную роль, а одну из ведущих: очень много звуков, шумов, голосов, сложная для восприятия «музыка». Однако, если попытаться понять режиссерский замысел — все встанет на свои места — музыка войдет в тандем с изображением и переплетется в одну единственную визуально-звуковую картину, очень плотную по своей фактуре.
В целом фильм мне показался, тяжел для восприятия неподготовленному зрителю, однако, если найти к нему правильный подход, понять, что пытался донести до нас режиссер и принять ту небольшую условность, которая происходит на экране, то мы увидим хорошее, умное кино, с ярко выраженной режиссерской мыслью и с очень интересной попыткой перенести визуальными так и звуковыми средствами на экран понятие таких слов как «мечта», «сон», «мысль», «воспоминание».
7 из 10
28 января 2012