Мать
7.8
7.5
1989, драма, история
Россия, Италия, СССР, 3 ч 20 мин
12+

В ролях: Инна Чурикова, Виктор Раков, Александр Шишонок, Дмитрий Певцов, Александр Карин
и другие
Действие происходит в России в начале XX века, в рабочей слободке, жизнь которой завязана на работу на фабрике. Сын Пелагеи Ниловны, вдовы слесаря, Павел Власов, вдруг начинает читать запрещённые книги, которые приносит из города, начинает собирать у себя товарищей. На фабрике появляются листовки о бедственном положении рабочих, и мать Павла и гордится этой его работой, и боится за него. За деятельностью марксистского кружка внимательно следят агенты полиции. Когда выясняется, что один из друзей является полицейским информатором, молодые марксисты выносят ему смертный приговор…

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Мать

год: 1989
страны:
Россия, Италия, СССР
режиссер:
сценаристы: ,
продюсер:
видеооператоры: Михаил Агранович, Александр Ильховский
композитор:
художники: Франческо Куппини, Валерий Кострин, Леван Лазишвили, Анатолий Панфилов, Ганна Ганевская
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 7 января 1993 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 3 ч 20 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, история

Постеры фильма «Мать», 1989

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Мать», 1989

Пролетарии всех стран соединяйтесь

Глеб Панфилов в эпоху перестройки снял довольно интересную драму о зародыше революции и «крике души» рабочего класса. На дворе конец 19-начало 20 века, медленно и монотонно режиссёр показывает дни в труде и ночи в бутылке рабочего люда, который одной и той же тропой бродит на завод. Что отец, что сын – все вкалывают, чтобы обеспечить производство, чтобы промышленность прорастала в государстве.

Режиссёр взял за основу повесть Максима Горького, показывая эпохи глазами любящей матери, которая сначала натерпелась с отцом, а затем стала пожинать время перемен вместе с сыном Павлом Власовым и его опасными идеями. Картина разделена на 2 части: в начале мы видим рутину и молодого Пашку, повторяющего за отцом весь путь трудоголика. Постепенно сгущаются тучи, и на плече матери в исполнении неподражаемой Инны Чуриковой падает очередная ноша. Повествование идёт медленно, смиренно. Однотонный сюжет специально передаёт уныние и терпение людей, чтобы показать зрителю, как это всё проносит через себя зародыш революции, когда люди устали, а идейных парней ловило правительство.

Это картина о революционерах, о протестах, о шпионаже, когда каждый второй мог примкнуть к врагу. Тёмный тон картины как раз-таки и передаёт постепенное внутреннее движение. Павел Власов подрастает (из Александра Шишонка в Виктора Ракова), чтобы уже в годы шпионажа и поиска революционеров поставить сильного, волевого человека. Первая часть ленты как раз показывает то, что было в стране, и как это переживали люди. А во второй мы видим поимки граждан, вина которых и не доказана вовсе, и стукачество, и выживание сильнейших. Очень мрачные времена, когда брат готов был сдать брата.

Любопытно было наблюдать за молодым Сергеем Маковецким, принявшего на себя роль полицейского. Дмитрий Певцов стал подросшим другом главного героя, да даже Иннокентий Смоктуновский порадовал ролью губернатора. Картина делает акцент на детстве Власова, чтобы показать товарищей, с кем вырос главный герой. В тоже время взрослые парни, готовящиеся к решающим действиям, вызывают патриотизм при просмотре, который подкрепляется знанием истории.

Запрещённая литература, в которой показаны труды Карла Маркса, понятие капиталистического общества, позиция пролетария, как рабочей силы, в других странах. Действительно, зачем «стадному» народу показывать, что можно жить по-другому: что можно работать по 6-8 часов в день, а не по 12-13, что можно получать большее вознаграждение за труды, что можно ставить свои условия. Это не угодно «машине правительства», поэтому и жестокие кадры с предательствами, с поимками ищеек, с шантажом и расправами.

Мать – именно героиня Инны Чуриковой является гласом всего происходящего. Она проходит все тяготы материнской любви, защиты, не смотря ни на что. Прекрасное исполнение роли актрисы вызывает бурю эмоций. Если нельзя отговорить сына от революции, то мать становится с ним в одном ряду, помогая и защищая. Поразительная сцена с изготовлением знамени (пусть и с орфографической ошибкой, что весьма кстати подчёркивает рвение женщины), с приготовлением обеда, с постоянными визитами к сыну в тюрьму, только чтобы у него было всё хорошо. Это показ истинной материнской любви, не смотря на то, что затронуты интересы государства.

Что хочется сказать автор, как Горький, так и Панфилов? Выбор между царём и сыном для матери не стоит, куда Пашенька, туда и мать. Революционный ход Власова, листовки к первому мая, подготовка к изменению жизни – это всё мощная, драматическая авантюра, способная задеть не только генерала, но и самого Николая II, который изрекает весьма умный вывод: «Долой самодержавие? А при чём тут я? Если у рабочих проблемы с заводом, то пусть и спрашивают у директора завода». Исторически мы подходим к знаменитой семейной фотографии Романовых, чтобы вспомнить фильм Карена Шахназарова «Цареубийца». Времена то подводят к этому.

Несмотря на интересную историческую подоплёку, лента затянута. Три часа хронометража можно было как-то сократить, но кульминация, естественно, драматическая заслуживает похвалы. Небольшая роль Ленина после огласки действий Власова также приятно удивляет, а могила Карла Маркса, на которой находится Владимир Ильич, служит своего рода началом революционного движения. Картина тяжёлая, красивая, исторически интересная, а главная героиня показывает, что готова на всё ради сына, пусть даже это не сходится с интересами государства.

8 августа 2023

Россия; начало XX века

Пелагея /Инна Чурикова/ - женщина, оставшаяся с сыном-подростком после смерти своего мужа-пьяницы; любящая мать, во всём поддерживающая сына

Павел /Виктор Раков/ - сын Прасковьи, рабочий, в чьи руки попадает запрещённая литература, после чего он проникается революционными идеями и собирает вокруг себя кружок единомышленников

Яков /Дмитрий Певцов/ - друг детства Павла, из семьи рабочих, разделяет интересы и взгляды своего друга

Рылеев /Сергей Маковецкий/ - жандармский офицер

Очень странно, что фильм, имеющий престижные награды, не только непопулярен, а вообще практически неизвестен у нас сейчас. Во-первых, его было не просто найти мне. Во-вторых, лично я о нём никогда не слышала: ни в передачах, ни в документалках о той же Чуриковой не припомню его упоминания. Если бы я не изучала сейчас творчество Панфилова, не уверена, что вообще бы натолкнулась на это чудо.

Картина снята по нескольким произведениям Максима Горького: по роману «Мать», повести «Жизнь ненужного человека» и рассказа «Карамора». Ну, говорить о таланте Чуриковой, которая меня здесь в очередной раз поразила, даже уже не буду, а то всё время это повторяю. С удивлением для себя открыла Виктора Ракова, который для меня ассоциировался всегда с каким-то сериальным амплуа. Отличная роль.

В очередной раз поражаюсь таланту Панфилова. Так погрузить в психологию своих героев! Так подать тему, что ты внутри неё себя обнаруживаешь в один момент… И что мне не понятно до сих пор, так это отношение к советской власти самого Панфилова. Здесь прям чёткая позиция сочувствия рабочим и понимание необходимости справедливости и перестроения управления.

В Иване Денисовиче – сочувствие заключённым и непонимание/неприятие власти. Впереди у меня ещё его фильм о царской семье, и если он подаст там всё так, что зритель будет проклинать революцию и сожалеть о семье царя, я прям не знаю, кто тогда ещё может с Панфиловым сравниться с точки зрения эмоциональной подачи материала. Но не стоит, наверное, забегать вперёд.

В фильме не очень много самих революционных идей, по крайней мере, не подробно на них остановился режиссёр. А очень много живых эмоций самой матери, которая, понимая, насколько опасны революционные настроения, поначалу пытается отвадить от них сына. А после, поняв, что не сможет этого сделать, полностью принимает его точку зрения и всячески ему помогает в каких-то даже мелочах: ну, например, накормит его гостей вкусными пирогами.

И вот о чём я подумала после просмотра, но ещё не пришла к окончательному выводу. С одной стороны, мать должна быть такой – поддерживать своего ребёнка в любом его выборе. Но с другой… Перегиб тоже чудовищен. Взять хотя бы мать небезызвестного Спесивцева. Ну это, согласитесь, прям чересчурное принятие идей и склонностей своего ребёнка…

Да, вернусь к наградам. Фильм получил Приз за художественный вклад на Каннском кинофестивале. Статуэтку Ника за Лучший монтаж звука /и имеет номинации на эту премию в категориях Лучшая работа художника по костюмам и Лучшая работа художника-постановщика/. Дмитрий Певцов, исполнивший неоднозначного персонажа, имеет награду Европейской киноакадемии за Лучшую мужскую роль второго плана /сам фильм имеет номинацию Лучший фильм/.

В общем, картина действительно стоящая, интересная и заставляющая поразмыслить. Рекомендую.

28 июля 2023

Глеб Панфилов: от революционного кино к экранизациям Солженицына (часть 7)

Поначалу кажется странным, что Панфилов взялся за экранизацию «Матери» Горького в годы «перестройки», однако сцена демонстрации рабочих, в которой среди лозунгов есть «Да здравствует гласность!», все ставит на свои места. Работая с талантливым оператором Михаилом Аграновичем, снявшим в частности «Покаяние», Панфилов за счет светотени создает визуально притчевые кадры, в которых тьма невежества и забитости контрастирует с просветленностью осознанной борьбы за свои права. Уже не в первом своем фильме, давая дорогу в кино молодым исполнителям (в данном случае — это Раков, Певцов. Маковецкий), постановщик добивается сложности концептуального высказывания, в котором актеры — струны его режиссерского инструмента.

Все мы знаем, что несмотря на заглавие, роман Горького — о революции и революционерах, об осознанности их протеста, отсутствии в нем стихийности, невежества, когда даже мать Павла Ниловна проникается его идеями. Писатель, как умелый манипулятор эмоциями, играет на чувствах читателя, убеждая его не рационально, а сенситивно. Панфилов понял, что Ниловна (а Чурикова играет ее именно так) именно через сострадание своему сыну и его друзьям, а вовсе не через просвещение ума, берется продолжать его дело. Мать — это, конечно, по Горькому, — сама Россия, проходящая путь от тьмы к свету. «Перестроечная» жажда перемен, жажда жить не по лжи, а по совести, вполне революционная тяга к обновлению жизни сквозит в этой экранизации Панфиловым этого идеологически правоверного романа.

Единственный ощутимый минус фильма — это его метраж и вызванная им тяжеловесность повествовательной конструкции (в титрах, впрочем, указано, что картина снята по мотивам «произведений Горького», а не только «Матери». Дотошность исторической реконструкции: декорации, массовка, костюмы, работа художника-постановщика, выдержана на столь высоком уровне, что заставляет вспомнить лучшие экранизации классической литературы. Романное, эпическое дыхание этого более чем трехчасового фильма, некоторый академизм его постановки заставляет вспомнить работы Висконти 70-х годов (эта же ассоциации была и при просмотре «Вассы»). Чурикова на этот раз — на периферии режиссерского внимания, она — не главный исполнитель, а лишь свидетель происходящего, меняющийся по ходу повествования.

Крупные планы Ниловны в начале фильма выдержаны в несколько иконописном духе: перед нами — не просто мать, но Богородица, она молится за сына, боится за него и очень далека от революционных идей. Впрочем, далека она от них и потом, ибо воспринимает революцию исключительно сердцем, а не умом. По мере развития нарратива меняется и облик матери, и Чурикова играет ее мобильно, в развитии: она становится более жесткой, собранной и сосредоточенной, сострадание ее превращается из материнского в общечеловеческое. Меняется и тип ее съемки: если первые сцены с ней снимаются практически в полной тьме, впоследствии освещение становится все более контрастным и интенсивным. Снимая фильм о дореволюционных событиях, Панфилов высказывается и о «перестройке» в СССР: подобно Ниловне и страна постепенно выходит из тьмы незнания и узнает новые факты о себе и своем прошлом, все больше радикализуется.

«Мать» Глеба Панфилова — не просто тщательная экранная реконструкция революционного романа или высказывание о современности, это еще и дальнейшее развитие главной темы этого режиссера, чистого «шестидесятника»: конфликт идеализма и косности наличного положения дел, статуса кво, как сказал бы Сартр, «конфликт бытия-в-себе и бытия-для-себя». Сочувствует ли он своим героям-идеалистам в «Матери»? Безусловно да, также как сочувствовал он им в «Начале», «Прошу слова», «В огне брода нет», «Теме» и «Вассе», он сочувствует вечной тяге человека преодолеть притяжение косной материи, притяжение самой земли и «переделать мир, чтоб бы счастливым каждый», но весь этот идеализм висит на ниточке, как в песне Окуджавы, ибо он бумажный, хрупкий, интеллигентный.

По этой причине нет ничего удивительного, что свой первый и свой последний советский фильм Панфилов снял на революционную тему, он никогда не был марксистом-фанатиком, а так и остался идеалистом, как Платонов, Замятин, Эйзенштейн, Вертов и многие другие. Как подлинный «шестидесятник», как настоящее дитя «оттепели», Глеб Панфилов в «Матери» в той же степени, как и в других своих фильмах, остался художником совести, он так и не стал (убежден в этом), как думают обиженные на него за экранизации Солженицына, левые, социальным хамелеоном.

Не приемля все формы революционного насилия, как показывает его фильм «Романовы. Венценосная семья», Панфилов в то же время всегда сочувствовал и сострадал (и учил сострадать зрителя) тому душевному беспокойству, которое только и двигает мир вперед. У него всегда вызывало отторжение и провоцировало на огонь уничтожающей критики любая духовная успокоенность, мещанский комфорт души, примирение с несправедливостью и бессовестностью. В «Матери» он сам был Ниловной и делал зрителя, подобным ей, свидетелем происходящего, обуреваемой эмпатией, потому нет ничего удивительного в том, что он взялся за экранную адаптацию «В круге первом» в форме сериала и фильма, ведь Солженицын — также, как и Горький, стремится овладеть сердцем читателя, а не его умом, призывая его сострадать идеалистам, борющимся с несправедливостью жизни, при этом испытывая отвращение к фанатикам, утопившем мир в крови, и тем мещанам, которые построили на ней свое мерзкое благополучие

9 июня 2020

Редкость большая, когда в одном фильме крепкая режиссура не подавляет актёрское мастерство. «Мать» Глеба Панфилова — это результат работы ансамбля. Режиссёра видно, слышно, но он не подавляет. И выход Смоктуновского на пять минут не вытягивает картину до заоблачных высот (как это часто бывает со Смоктуновским и слабыми режиссёрами), а только дополняет умный и важный фильм.

Важен он — так как о нас и нашей стране. Без всяких оглядок на идеологии и режимы. Власти (любой власти) Панфилов выдаёт жуткий приговор. Тем, кто против власти (в любое время, даже сегодня) Панфилов сопереживает и попутно ухмыляется — все благородные порывы оппозиции перестанут быть благородными как только она получит власть. Революционеры — люди честные и правдивые, они хотят изменить жизнь к лучшему, но мы-то знаем, какой кровью они изменят эту жизнь. Это первые хотят к лучшему, а те, кто следом за ними, готовы рубить головы. И в этой борьбе властителей и их противников симпатии автора лишь на одной священной стороне — стороне матери. Наши мамы были бы рады сберечь нас и не пускать на улицу, но не могут. Кроме политической подоплёки этого фильма в нём не последнюю роль играет тему материнской любви и верности. И эту тему ведёт, по всей видимости, наша главная современная актриса — Инна Чурикова. Под стать ей Смоктуновский и Маковецкий.

24 октября 2014

Драма Мать появился на телеэкранах в далеком 1989 году, его режиссером является Глеб Панфилов. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Инна Чурикова, Виктор Раков, Александр Шишонок, Дмитрий Певцов, Александр Карин, Иван Кабардин, Владимир Прозоров, Владимир Фатеев, Ольга Шукшина, Андрей Ростоцкий, Андрей Мягков, Марио Адорф, Сергей Бадичкин, Игорь Бушмелев, Владимир Демидов.

Производство стран Россия, Италия и СССР. Мать — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.