Скорый поезд
7
5.9
1988, драма
СССР, 1 ч 39 мин
12+

В ролях: Елена Майорова, Евгений Пивоваров, Лидия Савченко, Людмила Корюшкина, Татьяна Агафонова
и другие
Героиня фильма работает официанткой в вагоне-ресторане скорого поезда и, разумеется, у нее совсем нет времени воспитывать сына - поэтому она вынуждена отправить его в интернат. Но разлука с ребенком мучительна для нее, и однажды она принимает решение вернуться в родной поселок и забрать сына из интерната.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Скорый поезд

год: 1988
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Владимир Папян
художники: Леонид Платов, Л. Полякова
монтаж:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 39 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Постер фильма «Скорый поезд», 1988

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Скорый поезд», 1988

Станция и горизонты

Отмеряя километры монотонным перестуком стали и чугуна, мимо полей, полустанков и городов мчится неутомимый скорый поезд. По узкому проходу везет тележку с продуктами щуплая, похожая на паренька Ольга Коренева, оставившая на далекой станции Ферзиково сына-второклассника, о чьем отце напоминает лишь татуировка, выведенная в юности дрожащей рукой. По возвращении из очередного рейса девушка узнает печальные вести: умерла воспитывавшая Антона прабабка, и мать с сыном остались без крыши над головой. Не мудрствуя лукаво, режиссер Борис Яшин вложил в название картины простую метафору, сравнив жизнь со скорым поездом, следующим по одному и тому же маршруту. Вот и сыну Оли придется отправиться в интернат, где когда-то училась она сама, ожидая возвращения работающей на железной дороге матери-одиночки.

Судьба — то же расписание: рано или поздно состав прибудет на нужную станцию, но главная героиня, похоже, не успела сойти на своей. Дарованный талантом билет в лучшую жизнь остался не компостированным, как и у многих советских детей, чьи родители не могли себе позволить траты на мечту. Планомерно лишая Ольгу перспектив, авторы кинофильма, тем не менее, создают легкий, подернутый дымкой светлой печали образ. Противясь жизни, новыми ударами заставляющей взрослеть, девушка остается вчерашним ребенком, который любит свою работу и старается не держать обид даже на нелюбимую, невероятно нервную мать. И только смотрит куда-то вдаль печальными глазами Елены Майоровой, будто хочет рассмотреть за горизонтом лучший мир, и тихо мечтает о чем-то ином, вот только сама не знает о чем. Тревожность неуместной в своей жизни героини удалось передать пронзительной игре актрисы, так же метавшейся и погибшей в огне спустя десять лет после «Скорого поезда».

Картина, удивительно бедная на честных мужчин, отражает непростые судьбы женщин — работниц железной дороги, которые верили, верят или попросту устали верить. Вот только Яшин — не Меньшов, и «Скорый поезд» — не масштабное глубокое полотно, а лишь скромный этюд с большим потенциалом. Трогательные и сильные эпизоды перемежеваны с необязательными монологами, а сильнейший эмоциональный посыл первой половины сменяются пустотой во второй. Драматический тон, который не удалось выдержать до конца, компенсирует сама эпоха 80-х, расцветающая буйным цветом дефицита и перестроечного кризиса. Изображенная едва ли не полностью — от глубинки до больших городов — страна храбрится, хотя переживает не лучшие времена, как посетители вагона-ресторана, обедающие на последние копейки.

«Скорый поезд» рисует беспокойный, суматошный мир, где все несутся без остановок и толпятся в очередях в страхе упустить свое. В муравейниках коммунальных квартир копошатся многочисленные жильцы, на поминках старушки-соседки решающие как заселить ее комнату самим, чтобы не уступать людям со стороны. Насильно спрессованные в одну банку, как шпроты, они остаются каждый сам по себе, как и Оля, лишенная, вопреки фамилии, прочных корней и не сумевшая заменить дом поездом. Полным антиподом дома во Фрезиково становится найденный героиней на другом конце страны рай — квартира, где даже съеденная соседями колбаса не задевает, а многочисленные жильцы готовы принять случайную незнакомку в свою большую семью. Этот новый, неправдоподобно уютный мир подчеркивает неправильность первого и наличие еще одного шанса на счастье для героини.

Осуждая общество, живущее по принципу «купи-продай», Ольга задумывается о главной дилемме любого трудящегося, вынужденного проводить на бегу каждый день, каждую неделю и всю жизнь, делая то, что не приносит радости. По рукам и ногам сковывает необходимость кормить себя и сына, все дальше от него уносит набирающий скорость водоворот. Отрицая запутанную сложность судьбы своей упрощенной историей, Яшин предлагает вариант, при котором нажать на внутренний стоп-кран, останавливая вечный бег, возможно. Но настоящая жизнь мрачнее, чем драма родом из 80-х, ведь придется бежать по своим рельсам прямиком до конечной станции.

20 февраля 2015

Через годы, через воды, через беды еду-еду-еду…

'В нашем молчании и несерьёзности, и в неинтересности наших бесед не обвиняй ни себя, ни меня, а обвиняй, как говорят критики, климат, пространство, что хочешь…», — взволнованным голосом читает строчки из переписки Чехова артист запрещённого самодеятельного театра…

«…и предоставь обстоятельства их собственному неумолимому течению», -заканчивает его монолог маленькая девочка, дочка одной из артисток, пристроившаяся на лестнице между самодельными прожекторами.

Люди приходят сюда просто так, после рабочего дня. Чтобы почитать Чехова, репетировать спектакль, просто посмотреть и пообщаться… Они тоже их этого климата, из этого пространства, наполненного пьянством, хмуростью, безысходностью, хамством. Но они другие.

Чехов противоречив и одновременно последователен, как любой великий мыслитель и художник. «Лучше быть жертвой, чем палачом», — пишет он брату. Разве быть порядочным человеком — не гражданская позиция?

И Оля не понимает, почему, живя в одном и том же климате, в одном и том же пространстве, среди всеобщей озлобленности и дефицита одни люди похожи на ангелов, а другие — на скотов? Почему одни слушают Прокофьева, а другие ничего не знают, кроме «купи-продай»? И зачем те люди, такие милые и славные, играют житейскую мерзость, когда её и так хватает в жизни? «Лучше бы песни Пугачёвой попели!» …

Оля — это Оля Коренева, официантка в вагоне-ресторане. Её жизнь — это скорый поезд, которые пролетает мимо жизни, иногда снижая скорость, подруги Лидка и Галина, такие же хамоватые и грубые особы, директор вагона-ресторана, торгаш и урод, Пашка, забытое богом родное селение Ферзиково с такими же жителями, маленький сын, которого не с кем оставить, и отталкивающая мамаша-чудовище, в молодости тоже работавшая в поездах… Увядание, прозябание. Старуха-проводница всю жизнь встречается со своим мужем, на подножках идущих в разных направлениях поездов. Перекрикиваются, интересуются как дела… А главное, Олю всё чаще спрашивают мужчина она или женщина… Пока однажды Оля не попала на репетицию любительского театра и не познакомилась с режиссёром и пока однажды не поняла, что разговаривает со своим маленьким «Корешком» на разных языках. Ей было не знакомо значение слова «честно».

Говорят, богу вообще не интересны наши дела. Его интересует только состояние наших душ, их работа, шлифовка, трение, движение. Сын, оставленный в интернате, и давно забытая, заглушенная музыка — разве не есть движение и работа души? Придёт время и стёртая до кровоподтёков душа сама подскажет, как поступать в пространстве, как дышать в этом климате, ориентироваться среди обстоятельств. Оголённая правдивая душа — и есть человеческая порядочность.

А остальным останутся только временные просветления. Как Паше, грустно и задумчиво поющему «Утро туманное». Но ещё пару минут… Ещё через пару минут песня закончится, он встанет и снова высчитает с Галины три пятьдесят за разбитые стаканы…

8 из 10

11 октября 2012

«Хоть что-нибудь еще!.. »

Пронзительная драма! По началу картина настораживает: общежития, поезда, неуют, рядом пьянство и нищета, но заставляют продолжить просмотр глаза главной героини — молодой женщины, которая живет в этом и в то же время парит над серым миром, как-будто видит просвет на горизонте.

Переломное время, в стране тотальный дефицит. И Оле (Майорова) приходится отрабатывать рейс за рейсом для того чтобы обеспечить достойную жизнь своему сыну. А нужна ли ему эта жизнь, если отдала она его в интернат и встречаются они только лишь на полустанке на короткое время остановки поезда.

Да и на работе приходится крутится: обсчитывать, перепродавать, угождать начальству… «Купи — продай, купи — продай!», — в отчаянии плачет она, «Господи, хоть что-нибудь еще, хоть что-нибудь еще!» И это «еще» ей дарит судьба, но как всегда ставит перед выбором: личное счастье или покой в семье.

Елена Майорова великолепна, впрочем как и во всех остальных фильмах в которых снималась.

31 мая 2008

Драма Скорый поезд появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Борис Яшин. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Елена Майорова, Евгений Пивоваров, Лидия Савченко, Людмила Корюшкина, Татьяна Агафонова, Таисия Смирнова, Александр Буклеев, Александр Сафронов, Галина Стаханова, Виктор Мамаев, Александр Литовкин, Юрий Потемкин, Александр Александров, Татьяна Антонова, Г. Биневская.

Страна производства - СССР. Скорый поезд — получил среднюю зрительскую оценку от 6,9 до 7,1 балла из 10, что является вполне хорошим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.