| Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск
|
7 |
IMDb
|
7.4 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Мужские игры |
| английское название: |
Muzné hry |
| год: | 1988 |
| страна: |
Чехословакия
|
| режиссер: | Ян Шванкмайер |
| сценарий: | Ян Шванкмайер |
| продюсер: | Vera Saskov |
| видеооператор: | Милослав Спала |
| художник: | Ян Шванкмайер |
| монтаж: | Вера Бенешова |
| жанры: | ужасы, комедия, мультфильм, короткометражка, спорт |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
24 октября 2001 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
14 мин |
Простой для Шванкмайера фильм, в котором производится деконструкция пресловутого девиза «Хлеба и зрелищ». Зрелища в данном случае — это футбольный матч, который на самом деле представляет собой крюотическое зрелище. Монтажно совмещая анимационные планы изощренных пластилиновых пыток с документальными кадрами получающими катарсическую разрядку болельщиков на трибунах, режиссер выводит формулу медийного цирка, в котором, как и в цирке античном, гладиаторы лишают себя жизней на потеху публике. Да, зритель подсознательно ждет именно смерть, это главное визуальное и виртуальное блюдо. Вообще, Шванкмайер манифестирует совершенно актуальные контексты виртуального, демонстрирует насилие как подоплеку и отчасти мотивировку существования масскультурных феноменов как феноменов пост- и квазимифологических.
Но есть и второй не менее важный образный ряд. Это поведение телезрителя, который соблюдает очевидный перфекционистский обывательский ритуал, поглощая приличное количество алкоголя и закуски к нему. Это, конечно же, ирония над концепцией времени как времени, потраченного не впустую. Заполняя каждую секунду своего существования пиршеством визуальным и гастрономическим, обыватель делает свое бытие как бы тотальным и, в свою очередь, обоснованным этой тотальностью. Но понятно, что перед нами сознание, впавшее в тяжкую зависимость от внешних, медийных раздражителей, впустившее их в свое собственное бытие (метафора футболистов, переносящих свой матч в квартиру зрителя, не требует расшифровки) и тем самым себя все более деперсонализующее. Если заменить телевизор как «окно в мир» экраном монитора как «окно из мира» мы, конечно, увидим ряд различий, которые изрядно поднакопились за прошедшую четверть века, но главный тезис остается неизменным: только впав в зависимость, современная личность признает свою жизнь «истинной», оставаясь в непроблематизированной позиции вуйаериста. Но про это сказано и написано уже так много, что, пожалуй, пора перейти к эллиптическому умолчанию…
2 мая 2016