Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.9 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ленин. Поезд |
английское название: |
Il treno di Lenin |
год: | 1988 |
страны: |
Франция,
Италия,
Испания,
Германия (ФРГ),
Австрия
|
режиссер: | Дамиано Дамиани |
сценаристы: | Жан-Мари Дро, Фульвио Джикка Палли, Майкл Пирсон, Энцо Беттица, Дарио Стаффа, Дамиано Дамиани |
продюсеры: | Рой Бейрд, Энрико Бергьер, Арно Ортмайр |
видеооператор: | Себастиано Селеста |
композитор: | Никола Пьовани |
художники: | Thomas Riccabona, Мартин Дёрфлер, Моника Бауэрт |
монтаж: | Энцо Меникони |
жанры: | биография, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 ноября 1988 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 3 ч 46 мин |
В 101-ю годовщину российской катастрофы смотрел этот фильм тридцатилетней давности. Отпечаток времени лежит на нем, ведь тогда социализм в нашей стране еще не кончился. Много западных штампов и стереотипов о России, но в целом могло бы быть гораздо хуже. Все-таки Дамиани — неплохой режиссер и может снимать не только про борьбу с мафией.
Смотреть, честно говоря, тяжеловато, как в моральном отношении, так и визуально. Но представление составить полезно. В первой части речь идет о немецкой подготовке авантюры с заброской в Петроград революционеров-изменников и их поездке. Немного приключений в пути. Потом приезд партии в Россию и сцена с вождем на броневике на фоне Плаката с надписью БОRБА». Этим кончается кино, а история имеет известное продолжение…
Соблюдена ли историческая достоверность? Вроде бы был не один пломбированный вагон. Его пассажиры тоже как-то комплиментарно показаны, «левизна» у итальянцев неистребима, да и диктатура у них была правая, а не левая. Не удержались создатели фильма и от романтизации вождя переворота. Анекдот про Инессу, Надежду и любовь к Революции тоже присутствует, но не педалируется. Ну, и антивоенную тематику понять можно. Ряд деталей досадно не точен, но, в целом, расклад выглядит правдоподобно. Нельзя предъявлять много претензий к европейцам, которые имеют довольно превратное представление о российских реалиях, ведь отечественный кинематограф как бы стыдится сюжета с пломбированнын вагоном. Почему-то в многочисленных историях «октябрьской революции» мало упоминается или игнорируется «вклад» международного авантюриста и провокатора, немецкого подданного, выходца из еврейского местечка в Белоруссии Парвуса. И это — несмотря на многочисленные документальные исследования и проведенные расследования. Про сторонников «социализма» нечего и говорить, но и «либералы» как-то стесняются. Неудобно! А здесь роль Гельфанда показана довольно отчетливо. Он надеялся быть кукловодом, но его протеже сказал «мы не куклы». Парвус хотел через Россию поджечь и Германию, но все пошло не совсем по его плану. Соревнования по провокациям удалось выиграть большевикам.
Все это имело страшные последствия. В 1924 году Ленин и Парвус, истинные творцы русской трагедии, умерли, а их подельники были почти все насильственно уничтожены «своими». В пояснительных титрах упоминается о том, что Радек и Зиновьев были «реабилитированы» Горби.
Попутно погибли десятки миллионов людей, разлился невиданный океан страданий. Просмотр фильма может быть полезен для лучшего понимания истоков этой трагедии. Иногда дьявол скрывается в деталях.
5 из 10
7 ноября 2018
Этот фильм в большей мере похож на заигрывание с целевой аудиторией, нежели на реальное историческое исследование. Все вроде ладно и красиво — некоторые известные подробности соблюдены, приглашены оскароносный Бен Кингсли, культовый Дамиано Дамиани и не нуждающаяся в представлениях Доминик Санда. Показан памятный переезд Ленина из Европы в Петербург, выступление на Финляндском вокзале, кулуарные беседы и договоренности.
Но при всем этом затемняются детали. Безукоризненная игра Бена Кингсли оказывается совершенно бесполезной, ибо он ставит на соответствие внешнее. Давно такой «хитринки» не было. А вот, стояла ли перед Кингсли проблема передачи состояния внутреннего своего героя? На мой взгляд, нет. Такие лишенные осмысленности герои редко встречаются в кинематографе.
Наверное, тут дело и в создателях фильма, толерантно посчитавших нужным избегать всяческих оценок революции. Не только Ленин, но и Крупская, остальные — все лишены самостоятельной идентичности, импульсов, жизненных токов, нейронов. Известные профессионалы выдают похожих персон без внутреннего сюжета существования. А оттого, все действо более напоминает скучный музей восковых фигур, нежели экранизацию очень неоднозначного события. Потому и каждая реставрация исторического события на экране выглядит очень бледно. А ведь за первоисточниками далеко ходить не надо.
А если сравнить предложенное полотно с работой Эйзенштейна про революцию, то сколько можно было бы различий внести. «Октябрь» у Эйзенштейна вышел живым и почти документальным, с эффектом присутствия. Видели ли его итальянские специалисты? Смотрел ли его Кингсли? Я не против дискуссий и противопоставлений, хулиганских вызовов и постмодернистских изысков. Но, монотонная сериальная «тушенка», даже если она «приправлена» звездными специями — все равно останется не слишком здоровой и вкусной пищей. В этом случае, пищей интеллектуальной
1 из 10
16 августа 2015
Этому фильму я радовалась авансом — из-за фамилии и репутации его режиссера. Именно такой мастер политического остросюжетного кино мог вытянуть эту неподъемную для современного пигмейского сознания тему — попытаться хоть из какой-то узкой мировоззренческой щелки кинематографически представить вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Ну поезд так поезд. Жанр политического детектива создан для воплощения такой фундаментальной фигуры, как В. И. Ленин. К сожалению, советская лениниана ни разу не воспользовалась возможностями этого жанра. Ленина она видела и изображала добродушным хитроватым елочным дедом. Могу понять. Изображали то, что могли. Чтобы изобразить на экране настоящего Ленина, надо было, по-видимому, хоть отчасти быть ему равным. В этом и заключается основная проблема как последователей, так и хулителей — и тем и другим далеко до масштаба ленинской личности.
На том же самом споткнулся и Дамиано Дамиани. Тут, надо отдать должное, есть великолепный актер — Бен Кингсли может играть Ленина одними глазами, в них есть мысль, даже не надо фирменных ленинских жестов, на которых неоправданно циклилась советская лениниана. Роли Надежды Крупской и Инессы Арманд также безупречно сыграны западными актрисами. Но, судя по объему темы, предполагаемый любовный треугольник — и есть главный интерес авторов. Да неужто они намерены интерес зрителя к личности В. И. Ленина удовлетворить этакой малостью — его личными с кем бы то ни было отношениями? Создатели сами чувствуют, что чего-то не хватает, и добавляют для пикантности неизвестную историкам болезнь — вероятно, ненормального гения обывателю воспринять легче.
Да только не там искали. Главное, чего никак нельзя было лишать фильм, так это ленинских слов. Сила мысли, сила слова — и есть основа, составляющая феномен Ленина как вождя революции. А что мы имеем в фильме про поезд?
Похоже, о существовании собрания сочинений В. И. Ленина в 55 томах авторы не слышали. Иначе бы хоть цитатку воткнули для связи с оригиналом. Вот, например, один из редких эпизодов со словами. Пафосно, как принято цитировать в кино, Ленин в фильме говорит о правительстве Керенского: «У них нет ни смелости, ни воображения. чтобы избавиться от кандалов этого классического орудия угнетения — патриотизма». Вот и здрасьте. А так все хорошо начиналось. Зачем же такой грубый подлог? — У нас все ходы записаны: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов…».
Понятно, что мысль и идею международный творческий коллектив не догоняет. Оттого и не злоупотребляет с ленинскими выступлениями — типа едут революционеры в поезде через Германию, выступать нельзя, не то выкинут. То есть настолько не злоупотребляет, что даже в конце фильма, когда перед восторженно встречающим его питерским пролетариатом вождь наконец собирается толкнуть речь, кинематографисты поспешно пускают титры. А боятся, похоже, Ленина — и мертвого боятся.
Фильм этот в общем-то неплохой, даже хороший фильм — настолько, насколько это позволяет очевидный пиитет авторов к Ленину и продемонстрированное ими же малодушие мелкотемья, категорически неадекватное масштабу этой грандиозной личности.
5 из 10
29 октября 2013
После вала идеологической киноленинианы в советский период вот уже лет двадцать российский кинематограф фигурой вождя русской революции почти не интересуется. Наелись. Сталин, скажем, время от времени появляется «на голубых экранах», Ленин — увы. Тем интереснее познакомиться с пусть датированным еще 1988, но зато неангажированным взглядом «со стороны» — от автора небезызвестного «Спрута», итальянца Дамиани. Уж не знаю, что подвигло его на картину «из жизни русских революционеров», но подошел к делу он весьма добросовестно, учел источники, поработал с деталями, персонажами, даже актеров подобрал очень похожих и совпавших со своими ролями на все сто.
Пожалуй, только в одном случае происходящее на экране вызывает улыбку. Одним из пассажиров поезда был грузин Давид Сулиашвили, которого играет… чистейший англосакс, со светлыми волосами и правильными европейскими чертами лица. Он и фразу произносит забавную: «У нас со Сталиным-Джугашвили очень похожие фамилии». Ну это как объявить, что фамилии Джексон и Стивенсон очень похожи. Еще где-то промелькнула надпись по-русски: «Долго да здравствует революция». Собственно, на этом ляпы и исчерпываются — все прочее на удивление достойно.
Итак, с первых же минут фильма мы попадаем на горячую европейскую кухню 1917 года, где на первое — уже опостылевшая всем мировая война, на второе — бурлящий котел России, а на третье — вагон с революционными специями, которыми отчаявшееся кайзеровское руководство стремиться приправить два первых блюда. Да так приправить, чтобы мало не показалось. Шеф-поваром во всем этом очень стремится оказаться революционер-миллионер, авантюрист и бабник Александр Парвус, но куда ему до мощного интеллекта и бешенной энергии Ульянова-Ленина! Надо сразу сказать, Бен Кингсли, когда-то великолепно сыгравший Ганди, столь же великолепен и в шкуре лидера большевиков. Он воплощает хитрого и дальновидного политика, без колебаний ставящего на кон все, что у него есть, рискующего и выигрывающего. Особенно жалко выглядят по сравнению с ним лидер меньшевиков Мартов, который только и может спорить, сомневаться и чего-то ждать.
Проигрывают в сравнению с Лениным и его ближайшие сподвижники — Зиновьев и Радек, которым, впрочем, энергии также не занимать. Они изображены чуть карикатурно (Зиновьев — туповатый громила, Радек — клоун) и тем самым напоминают свиту булгаковского Воланда — комично опасны и опасно комичны. В поезде нашлось место и любовному треугольнику, ведь с Лениным и его «Наденькой» ехала Инесса Арманд, у которой были свои виды на коммунистического вождя. Впрочем, мы знаем, что Ленин был обручен с революцией.
Весьма колоритны и второстепенные персонажи: арийского вида лейтенант фон Бюринг, сопровождавший поезд и вдруг осознавший, что он везет «европейскую чуму»; безымянный есаул, попытавшийся остановить поезд уже на подходах к Петрограду и безнадежно проигравший интеллектуальную дуэль с Лениным… В целом, фильм является превосходной и весьма правдивой иллюстрацией к одной из важнейших страниц нашей истории, правду о которой долгое время замалчивали и скрывали.
13 июля 2011