Ленин. Поезд
Il treno di Lenin
6.5
6.9
1988, биография, история
Франция, Италия, Испания, 3 ч 46 мин
В ролях: Бен Кингсли, Лесли Карон, Доминик Санда, Тимоти Уэст, Джейсон Коннери
и другие
1917 год. В Европе полыхает Первая мировая война, в России произошла Февральская революция, царский режим свергнут. В Россию тайно, в запломбированном вагоне, из эмиграции возвращается Ленин...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Ленин. Поезд

английское название:

Il treno di Lenin

год: 1988
страны:
Франция, Италия, Испания, Германия (ФРГ), Австрия
режиссер:
сценаристы: , , , , ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Себастиано Селеста
композитор:
художники: Thomas Riccabona, Мартин Дёрфлер, Моника Бауэрт
монтаж:
жанры: биография, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 30 ноября 1988 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 3 ч 46 мин
Другие фильмы этих жанров
биография, история

Видео к фильму «Ленин. Поезд», 1988

Видео: Трейлер (Ленин. Поезд, 1988) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Отзывы критиков о фильме «Ленин. Поезд», 1988

Зло в пломбированном вагоне

В 101-ю годовщину российской катастрофы смотрел этот фильм тридцатилетней давности. Отпечаток времени лежит на нем, ведь тогда социализм в нашей стране еще не кончился. Много западных штампов и стереотипов о России, но в целом могло бы быть гораздо хуже. Все-таки Дамиани — неплохой режиссер и может снимать не только про борьбу с мафией.

Смотреть, честно говоря, тяжеловато, как в моральном отношении, так и визуально. Но представление составить полезно. В первой части речь идет о немецкой подготовке авантюры с заброской в Петроград революционеров-изменников и их поездке. Немного приключений в пути. Потом приезд партии в Россию и сцена с вождем на броневике на фоне Плаката с надписью БОRБА». Этим кончается кино, а история имеет известное продолжение…

Соблюдена ли историческая достоверность? Вроде бы был не один пломбированный вагон. Его пассажиры тоже как-то комплиментарно показаны, «левизна» у итальянцев неистребима, да и диктатура у них была правая, а не левая. Не удержались создатели фильма и от романтизации вождя переворота. Анекдот про Инессу, Надежду и любовь к Революции тоже присутствует, но не педалируется. Ну, и антивоенную тематику понять можно. Ряд деталей досадно не точен, но, в целом, расклад выглядит правдоподобно. Нельзя предъявлять много претензий к европейцам, которые имеют довольно превратное представление о российских реалиях, ведь отечественный кинематограф как бы стыдится сюжета с пломбированнын вагоном. Почему-то в многочисленных историях «октябрьской революции» мало упоминается или игнорируется «вклад» международного авантюриста и провокатора, немецкого подданного, выходца из еврейского местечка в Белоруссии Парвуса. И это — несмотря на многочисленные документальные исследования и проведенные расследования. Про сторонников «социализма» нечего и говорить, но и «либералы» как-то стесняются. Неудобно! А здесь роль Гельфанда показана довольно отчетливо. Он надеялся быть кукловодом, но его протеже сказал «мы не куклы». Парвус хотел через Россию поджечь и Германию, но все пошло не совсем по его плану. Соревнования по провокациям удалось выиграть большевикам.

Все это имело страшные последствия. В 1924 году Ленин и Парвус, истинные творцы русской трагедии, умерли, а их подельники были почти все насильственно уничтожены «своими». В пояснительных титрах упоминается о том, что Радек и Зиновьев были «реабилитированы» Горби.

Попутно погибли десятки миллионов людей, разлился невиданный океан страданий. Просмотр фильма может быть полезен для лучшего понимания истоков этой трагедии. Иногда дьявол скрывается в деталях.

5 из 10

7 ноября 2018

Дамиано Дамиани — Il treno di Lenin

Этот фильм в большей мере похож на заигрывание с целевой аудиторией, нежели на реальное историческое исследование. Все вроде ладно и красиво — некоторые известные подробности соблюдены, приглашены оскароносный Бен Кингсли, культовый Дамиано Дамиани и не нуждающаяся в представлениях Доминик Санда. Показан памятный переезд Ленина из Европы в Петербург, выступление на Финляндском вокзале, кулуарные беседы и договоренности.

Но при всем этом затемняются детали. Безукоризненная игра Бена Кингсли оказывается совершенно бесполезной, ибо он ставит на соответствие внешнее. Давно такой «хитринки» не было. А вот, стояла ли перед Кингсли проблема передачи состояния внутреннего своего героя? На мой взгляд, нет. Такие лишенные осмысленности герои редко встречаются в кинематографе.

Наверное, тут дело и в создателях фильма, толерантно посчитавших нужным избегать всяческих оценок революции. Не только Ленин, но и Крупская, остальные — все лишены самостоятельной идентичности, импульсов, жизненных токов, нейронов. Известные профессионалы выдают похожих персон без внутреннего сюжета существования. А оттого, все действо более напоминает скучный музей восковых фигур, нежели экранизацию очень неоднозначного события. Потому и каждая реставрация исторического события на экране выглядит очень бледно. А ведь за первоисточниками далеко ходить не надо.

А если сравнить предложенное полотно с работой Эйзенштейна про революцию, то сколько можно было бы различий внести. «Октябрь» у Эйзенштейна вышел живым и почти документальным, с эффектом присутствия. Видели ли его итальянские специалисты? Смотрел ли его Кингсли? Я не против дискуссий и противопоставлений, хулиганских вызовов и постмодернистских изысков. Но, монотонная сериальная «тушенка», даже если она «приправлена» звездными специями — все равно останется не слишком здоровой и вкусной пищей. В этом случае, пищей интеллектуальной

1 из 10

16 августа 2015

Ленин и теперь живее всех живых

Этому фильму я радовалась авансом — из-за фамилии и репутации его режиссера. Именно такой мастер политического остросюжетного кино мог вытянуть эту неподъемную для современного пигмейского сознания тему — попытаться хоть из какой-то узкой мировоззренческой щелки кинематографически представить вождя мирового пролетариата В. И. Ленина. Ну поезд так поезд. Жанр политического детектива создан для воплощения такой фундаментальной фигуры, как В. И. Ленин. К сожалению, советская лениниана ни разу не воспользовалась возможностями этого жанра. Ленина она видела и изображала добродушным хитроватым елочным дедом. Могу понять. Изображали то, что могли. Чтобы изобразить на экране настоящего Ленина, надо было, по-видимому, хоть отчасти быть ему равным. В этом и заключается основная проблема как последователей, так и хулителей — и тем и другим далеко до масштаба ленинской личности.

На том же самом споткнулся и Дамиано Дамиани. Тут, надо отдать должное, есть великолепный актер — Бен Кингсли может играть Ленина одними глазами, в них есть мысль, даже не надо фирменных ленинских жестов, на которых неоправданно циклилась советская лениниана. Роли Надежды Крупской и Инессы Арманд также безупречно сыграны западными актрисами. Но, судя по объему темы, предполагаемый любовный треугольник — и есть главный интерес авторов. Да неужто они намерены интерес зрителя к личности В. И. Ленина удовлетворить этакой малостью — его личными с кем бы то ни было отношениями? Создатели сами чувствуют, что чего-то не хватает, и добавляют для пикантности неизвестную историкам болезнь — вероятно, ненормального гения обывателю воспринять легче.

Да только не там искали. Главное, чего никак нельзя было лишать фильм, так это ленинских слов. Сила мысли, сила слова — и есть основа, составляющая феномен Ленина как вождя революции. А что мы имеем в фильме про поезд?

Похоже, о существовании собрания сочинений В. И. Ленина в 55 томах авторы не слышали. Иначе бы хоть цитатку воткнули для связи с оригиналом. Вот, например, один из редких эпизодов со словами. Пафосно, как принято цитировать в кино, Ленин в фильме говорит о правительстве Керенского: «У них нет ни смелости, ни воображения. чтобы избавиться от кандалов этого классического орудия угнетения — патриотизма». Вот и здрасьте. А так все хорошо начиналось. Зачем же такой грубый подлог? — У нас все ходы записаны: «Патриотизм есть любовь к Родине, одно из самых глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями обособленных отечеств». В статье «О национальной гордости великороссов» Ленин дает определение пролетарского патриотизма: «Чуждо ли нам, сознательным великорусским пролетариям, чувство национальной гордости? Конечно, нет! Мы любим свой язык, свою родину, мы больше всего работаем над тем, чтобы ее трудящиеся массы (то есть 9/10 ее населения) поднять до сознательной жизни демократов и социалистов…».

Понятно, что мысль и идею международный творческий коллектив не догоняет. Оттого и не злоупотребляет с ленинскими выступлениями — типа едут революционеры в поезде через Германию, выступать нельзя, не то выкинут. То есть настолько не злоупотребляет, что даже в конце фильма, когда перед восторженно встречающим его питерским пролетариатом вождь наконец собирается толкнуть речь, кинематографисты поспешно пускают титры. А боятся, похоже, Ленина — и мертвого боятся.

Фильм этот в общем-то неплохой, даже хороший фильм — настолько, насколько это позволяет очевидный пиитет авторов к Ленину и продемонстрированное ими же малодушие мелкотемья, категорически неадекватное масштабу этой грандиозной личности.

5 из 10

29 октября 2013

Наш паровоз, вперёд лети, в коммуне остановка…

После вала идеологической киноленинианы в советский период вот уже лет двадцать российский кинематограф фигурой вождя русской революции почти не интересуется. Наелись. Сталин, скажем, время от времени появляется «на голубых экранах», Ленин — увы. Тем интереснее познакомиться с пусть датированным еще 1988, но зато неангажированным взглядом «со стороны» — от автора небезызвестного «Спрута», итальянца Дамиани. Уж не знаю, что подвигло его на картину «из жизни русских революционеров», но подошел к делу он весьма добросовестно, учел источники, поработал с деталями, персонажами, даже актеров подобрал очень похожих и совпавших со своими ролями на все сто.

Пожалуй, только в одном случае происходящее на экране вызывает улыбку. Одним из пассажиров поезда был грузин Давид Сулиашвили, которого играет… чистейший англосакс, со светлыми волосами и правильными европейскими чертами лица. Он и фразу произносит забавную: «У нас со Сталиным-Джугашвили очень похожие фамилии». Ну это как объявить, что фамилии Джексон и Стивенсон очень похожи. Еще где-то промелькнула надпись по-русски: «Долго да здравствует революция». Собственно, на этом ляпы и исчерпываются — все прочее на удивление достойно.

Итак, с первых же минут фильма мы попадаем на горячую европейскую кухню 1917 года, где на первое — уже опостылевшая всем мировая война, на второе — бурлящий котел России, а на третье — вагон с революционными специями, которыми отчаявшееся кайзеровское руководство стремиться приправить два первых блюда. Да так приправить, чтобы мало не показалось. Шеф-поваром во всем этом очень стремится оказаться революционер-миллионер, авантюрист и бабник Александр Парвус, но куда ему до мощного интеллекта и бешенной энергии Ульянова-Ленина! Надо сразу сказать, Бен Кингсли, когда-то великолепно сыгравший Ганди, столь же великолепен и в шкуре лидера большевиков. Он воплощает хитрого и дальновидного политика, без колебаний ставящего на кон все, что у него есть, рискующего и выигрывающего. Особенно жалко выглядят по сравнению с ним лидер меньшевиков Мартов, который только и может спорить, сомневаться и чего-то ждать.

Проигрывают в сравнению с Лениным и его ближайшие сподвижники — Зиновьев и Радек, которым, впрочем, энергии также не занимать. Они изображены чуть карикатурно (Зиновьев — туповатый громила, Радек — клоун) и тем самым напоминают свиту булгаковского Воланда — комично опасны и опасно комичны. В поезде нашлось место и любовному треугольнику, ведь с Лениным и его «Наденькой» ехала Инесса Арманд, у которой были свои виды на коммунистического вождя. Впрочем, мы знаем, что Ленин был обручен с революцией.

Весьма колоритны и второстепенные персонажи: арийского вида лейтенант фон Бюринг, сопровождавший поезд и вдруг осознавший, что он везет «европейскую чуму»; безымянный есаул, попытавшийся остановить поезд уже на подходах к Петрограду и безнадежно проигравший интеллектуальную дуэль с Лениным… В целом, фильм является превосходной и весьма правдивой иллюстрацией к одной из важнейших страниц нашей истории, правду о которой долгое время замалчивали и скрывали.

13 июля 2011

Биография Ленин. Поезд появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Дамиано Дамиани. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Бен Кингсли, Лесли Карон, Доминик Санда, Тимоти Уэст, Джейсон Коннери, Паоло Боначелли, Маттиа Сбраджа, Робин Лёрмитт, Гюнтер Мария Халмер, Верена Майр, Джаннин Местре, Ганс Крэмер, Michael Aichhorn, Манфред Андрае, Амадеус Аугуст.

Производство стран Франция, Италия, Испания, Германия (ФРГ) и Австрия. Ленин. Поезд — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,4 из 10.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.