Миссисипи в огне
Mississippi Burning
7.7
7.8
1988, триллер, драма, криминал
США, 2 ч 8 мин
16+

В ролях: Джин Хэкмен, Уиллем Дефо, Фрэнсис Макдорманд, Брэд Дуриф, Р. Ли Эрми
и другие
Миссисипи, 1964 год. Убийство трех борцов за права человека поднимает волну массовых беспорядков. Найти преступников должны агенты ФБР Андерсон и Уорд. Жена помощника местного шерифа, участвующая в расследовании дела, открывает секрет, бросающий тень на главных людей в городе, делая тех участниками кровавого заговора. Но это не останавливает Андерсона, агента с многолетним опытом. Он знает, что иногда для достижения цели необходимо преступить закон, иначе убийцы останутся на свободе.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Миссисипи в огне

английское название:

Mississippi Burning

год: 1988
страна:
США
слоган: «1964. When America was at war with itself.»
режиссер:
сценарий:
продюсеры: ,
видеооператор: Питер Бижу
композитор:
художники: Филип Харрисон, Джеффри Керклэнд, Джон Виллетт, Од Бронсон-Хауард, Джим Эриксон
монтаж:
жанры: триллер, драма, криминал, детектив, история
Поделиться
Финансы
Бюджет: 15000000
Сборы в США: $34 603 943
Мировые сборы: $34 603 943
Дата выхода
Мировая премьера: 2 декабря 1988 г.
Дополнительная информация
Возраст: 16+
Длительность: 2 ч 8 мин
Другие фильмы этих жанров
триллер, драма, криминал, детектив, история

Видео к фильму «Миссисипи в огне», 1988

Видео: Трейлер (Миссисипи в огне, 1988) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Миссисипи в огне», 1988

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Миссисипи в огне», 1988

драма, про расизм

Суровая криминальная драма, про расизм. Хороший фильм Алана Паркера с Джином Хэкменом и молодыми Фрэнсис Макдорманд и Уиллемом Дефо.

Сюжет довольно простой, но насыщенный. В городок южного штата Миссисипи приезжают политические активисты евреи, дабы обеспечить неграм свободу голосования. Их убивают. Город под контролем ККК. А ККК не любит никого, кроме гетеросексуальных христиан англосаксов. В город приезжают фбэровцы. Один молодой умник формалист, второй взрослый полевой игрок. Ну и начинается обострение ситуации, в которой негров вовсю вешают и сжигают. При этом, чуть что, белые расисты всех называют коммунистами. Мандела коммунист, Джонсон коммунист и все негры тоже коммунисты. Пока в СССР процветала антидемократия, в свободной США мочили по старой памяти и плевали на федеральные власти. Очевидно это проявление капиталистической свободы выбора. Ну и всем было бы наплевать, если бы этот беспредел не мешал набирать голоса политикам. А это уже другое. В общем, ККК столкнулись не только с парочкой упёртых агентов, но и со всей государственной машиной. Итог очевиден.

Кино хорошее. Жутковатое и печальное. Люди обременены предвзятой жестокостью и любят загонять свои убеждения в рамки, подкладывая популистские стереотипные основания, оправдывающие эту жестокость. С ККК то более-менее разобрались, но поменялось ли что-то в самих людях?

Кино рекомендую.

30 января 2023

Никто не рождается с ненавистью, её надо воспитать

«К чёрту остальную Америку ВЫ В МИССИСИПИ!»

У режиссера Алана Паркера мои любимые фильмы «Пристрели луну» («Как аукнется, так и откликнется») и «Жизнь Дэвида Гейла». У Паркера интересные работы, и режиссер он очень хороший. Нельзя также забывать про его фильм «Миссисипи в огне». Эта драма про расизм разрывает на части, уносит в ужасающую историю, показывает историю из жизни, которую нельзя забывать.

Речь идет о чем-то очень мерзком и позорном — расизме, чего не должно никогда быть. Невероятно, но эта тема актуальна по сей день, а фильм Mississippi Burning имеет кинематографическую ценность и заслуживает пристального внимания.

Мы видим ужасную историю, случившуюся в Миссисипи. 1964 год. Были жестоко убиты трое парней, борющихся за права человека. Приехавшие сюда агенты ФБР Андерсон и Уорд начинают расследование, которое ведет их к ужасающей истине. Место в котором они находятся печально известно расизмом и издевательствами над афроамериканцами. Жена местного шерифа открывает тайны агентам про первых лиц этого города, и агенты ФБР как будто задели улей с осами, и последствия уже не остановить…

«Эту бочку д.. рьма можно открыть только изнутри.» (с) Алан Уорд.

Сильнейшая драма. С художественной стороны здесь сложно к чему-то придраться. Сюжет разложили удачно, режиссура отличная и дальновидная. Что касается операторской работы, то это вообще супер. Кино смотрится напряженно и в невероятной тревоге. На самом деле кинокартина смелая и в свое время была революционная. Режиссеру хочется пожать руку.

Актерский состав удачный, что немало важно. Агентов ФБР сыграли уважаемые актеры Джин Хэкмен и Уиллем Дефо. Что касается Хэкмена, то когда-то он был так хорош, а его кинематография огромна и очень интересна. В этом фильме он был мужским сердцем картины, и именно с его героем мы шли по этой опасной и запутанной истории.

Уиллем Дефо больше чем просто актер. Он невероятно талантливый, и когда открываешь его кинематографию для себя, видишь, какие сложные и провокационные часто у него роли. В этом фильме приятно было на него посмотреть молодого и в расцвете лет.

Будущая двукратная лауреатка Оскаров Фрэнсис МакДорманд именно в этом фильме такая красивая и женственная — от нее невозможно оторваться. Героиня ее из этой истории, как лучик света в темном царстве (как писал Островский), и это так. Она одна из всего города решает помочь агентам, что делает ее сильным и вдохновляющим персонажем.

Брэд Дуриф идеально подходит всегда на отрицательные роли (Властелин колец 2 и 3, Чужой 4) и как раз шериф из «Миссисипи в огне». У него лицо злодея, и антагонисты исключительно его амплуа. Хотя когда-то он начинал с культового фильма «Пролетая над гнездом кукушки», играя психически расстроенного мальчика.

Невероятна жестокость, несправедливость, узкий интеллект маленьких людей… Мир должен существовать без расизма, и когда он происходит — это так ужасно. Данный фильм, чья история взята из реальной жизни, один из лучших драм о расизме. Истинный киноман и ценитель качественного, проверенного кино обязательно оценит эту драму Алана Паркера.

«Миссисипи в огне» — американская, криминальная, детективная драма 1988 года. Итог, сильнейшее и важное кино. В свое время картина была одним из лучших фильмов года. К просмотру обязательна.

«Виноваты все, кто видит, что происходит, но притворяются слепыми.»

8 из 10

10 июня 2020

Костры большого города

Для всеядного режиссера Алана Паркера нет разницы в каком жанре применять свои творческие способности. Это может быть военная драма, психологический триллер, сюрреалистический фильм, снятый на альбом известной рок-группы, либо документальный байопик. Для него имеет значение нечто другое — затрагиваемая в фильме проблема. Паркер — один из немногих режиссеров, относящихся к своей профессии не только как к ремеслу, но также и в качестве платформы для некоего, подчас радикального, акта высказывания. Для этого режиссера очень важен материал, ибо из него он всегда делает некий трибуну для озвучивания проблем современности, и «Миссисипи в огне» одно из самых ярких выступлений на остросоциальную тему расового неравенства.

Пожалуй, зритель, незнакомый с американским образом жизни прошлого века только на словах слышал об отсутствии гуманности и унижении афроамериканцев и не всегда мог прочувствовать саму сущность сложившейся ситуации. Фильм Паркера сполна предоставляет такую возможность. В «Миссисипи» насилие носит характер отнюдь не кинематографический, а скорее грубо-реалистичный, старающийся выбить зрителя из привычной расслабленности. Это насилие, заложенное в хищнической природе человека и до поры дремлющее под спудом социальных ограничений. Но что, если в одной конкретно взятой локации, эти ограничение не только падут, но напротив, ярость будет узаконена и взращиваема с малых лет, впитываясь с молоком матери, проникая сквозь флюиды социального бессознательного в архаичные недра, щекоча там те самые ментальные нервы жажды вечной войны. Просвещенные, сытые, довольные, здоровые, сильные люди, при полной поддержке местных властей создадут закрытый анклав для выплеска, своей, как они считают святой и правой энергии насилия. До какого предела звериной жестокости может дойти пагубная страсть, в сравнении с которой «основной инстинкт» покажется детской забавой? Ответ Паркера очень прост — предела страсти нет, его дает только разум.

Для Америки середины прошлого века проблема ку-клукс-клановцев не являлась какой-то локальной причудой для определенных категорий граждан, напротив, она носила системный и устойчивый характер. Подобно метастазе, подпитываемой смертоубийственным инстинктом, она проросла сквозь всю вертикаль социального существования и пустила свои корни как в идеологии пролетариев, так и глав целых округов, в роли которых совсем недавно выступали богатые помещики и аристократы. Человек, угодивший в колеса этого молоха националистического безумия не имел никаких шансов на спасение. Большая часть преступлений, следует полагать, осталась нераскрытой, но об одной из выигранных битв рассказывает фильм Паркера.

Нетрудно увидеть, что режиссер вновь работает в привычной для себя области «борьбы с системой». Правда сами понятия борьбы и системы у него оказываются вариативными и относительными. Там, где в одном случае «стеной» является государство со всеми его представителями, в другом отношения инвертируются и «стеной» становится само социальное бытие, которое всеми силами рушит это самое государство в лице нескольких индивидов. Понятно, что борьба носит совсем не социальный, а скорее — личностный смысл. Это все-таки режиссер-индивидуалист и большой знаток человеческой психики. Поэтому из не самых глубоко прописанных персонажей Дефо и Хэкмена он выжимает глобальную этическую антиномию, над которой больше всех ломал голову Толстой — а каким же, в конце концов, средствами мы можем бороться со злом? Интересно, что в фильме ключевая роль отводится как раз знаменитой формулировке о непротивлении злу насилием, всемирному христианскому состраданию и сочувствию ко всем людям.

По сути дела, фильм нарративно проходит три уровня — на первом мы видим прямой антагонизм хороших и плохих парней, на втором — диалектическое противостояние двух героев на предмет средств по борьбе со злом, а на третьем и самом главном — личностное, экзистенциальное бытие героини Френсис Макдорманд, в своем всеблагом бытии, поднимающейся выше любой идеологической установки своей социальной среды и способной во всей чистоте своего сердца, пойти на муки ради…даже не ради, а просто потому что. Как видим, идеологический месседж фильма не так прост, как может показаться.

Однако стоит заметить, что вероятнее всего, содержательное наполнение пришло апостериори, т. е. исключительно со стороны Паркере в процессе съемок. В принципе, сам сценарий создан по привычным нас и столь любимым Голливудским лекалам. Хорошо это или плохо в данном случае сказать довольно сложно, потому что сам фильм буквально пропитан крутой голливудской эстетикой и достоин стоять в одном ряду с таким шедевром как «Секреты Лос-Анжелеса», который, кстати, позаимствовал у «Миссисипи» немало интересных вещей. Паркер, работая в стезе чисто студийного коммерческого кино, легко справляется с совершенно забойными сценами погонь или допросов, сильно оживляющими повествование. Сама картина снята в стиле неонуара, к чему располагает в особенности время действия и весь соответствующий антураж. Кадры оператора Питера Бижу, снимающего с Паркером уже третий фильм, очаровывают своей внятностью, строгостью и классическими нуарными планами и оттенками. Для любителей фильмов пятидесятых это вовсе визуальное пиршество. Актерский состав также, в лучшем смысле этого слова, самый олдскульный — прожженный волк Джин Хэкмен, повидавший жизнь и одним взглядом способный посадить любого подонка на пятую точку, молодая и прекрасная Френсис Макдорманд, чье нежное сердце может растопить даже глыбу Джина, а также превосходная игра сухопарого Уильяма Дефо, отчаянно ищущего справедливость в границах дозволенного. Не менее интересен и подбор остальных актеров. Кастинг прошел что ни на есть успешно, поэтому в образе Мэра города мы видим Р. Ли Эрми, который выдаст пару брутальных сцен, а Бред Дуриф опять окажется в роли, будто специально написанной под его знакомый типаж умного труса.

В общем и целом, сам фильм — образцово-показательный динамичный социальный боевик восьмидесятых-девяностых. Возможно, единственный несколько разочаровывающий элемент картины состоит в довольно дипломатично представленной кульминации. Для Паркера это тоже территория тихой войны, поэтому тут не встретить взрывного эффекта роковых сюжетных переломов или сумасшедшего саспенса «Секретов Л. А.». Скорее, имея на руках втрое меньший бюджет, Паркер разумно уводит зрителей в психологические лабиринты, будучи уверенным (и не напрасно) в своих актерах. «Миссисипи», в отличие от своих аналогов, помимо замечательной режиссуры и довольно внятного сценария, также являет зрителю сложную, философскую проблему переживаний личности и чувства внутренней ответственности. Сегодня, как и тридцать, как и пятьдесят, как и триста лет назад — это тема как никогда актуальна, а фильм Паркера помогает немного лучше ее осветить.

Режиссер Лукино Висконти (сам активный сопротивленец, подвергавшийся также пыткам) некогда говорил, «Фашизм — состояние не политическое, а душевное. Непротивление злу обязательно приведет к его абсолютизации». Поэтому, фильм Паркера — это вовсе не история о каких-то заморских проблемах, это прямое обращение к нашему экзистенциальному бытию. Каждую минуту в нас самих разворачиваются войны, которые постоянно подпитываются нашим социальным окружением. Мы обязаны вступить в эту войну и выйти из нее победителями.

5 сентября 2019

Оскар — 1989. Кандидат N 4 (лучший) — «Мисиссипи в огне»

Эпиграф: «Немногие готовы умереть за расизм. Они убьют за расизм, но не умрут за него» Флоренс Кеннеди

Вкратце: что из того, что закон есть, если на самом деле он не работает?

Детально: Бывают фильмы идейно «правильные», бывают — художественно ценные. И не всегда эти две черты сочетаются в одном фильме, но «Миссисипи в огне» — приятное исключение из правила. Он снят в жанре криминальной драмы по ее законам, и если бы главные герои боролись, скажем, против мафии, могла бы выйти классическая картина, в которой есть все: закон «омерта» (молчание), круговая порука, рэкет, запугивание мирного населения, двое полицейских, которые безуспешно борются против системы, и классическая подстава.

Но выбранная авторами антирасистская направленность делает фильм еще более реалистичным. Ведь если мафия в кино — это как некая отдельная структура, которая хоть и имеет власть, но от нее можно абстрагироваться рядовому гражданину, то от показанного в фильме ку-клукс-клана не абстрагируешься никак. Его члены — обычные люди разного достатка и профессий, твои друзья и соседи, которые утром здороваются, а по ночам убивают и пытают невинных людей. Еще сильнее пугает тот факт, что фильм снят на реальных событиях, которые имели место всего лишь полвека назад.

И уж совсем страшно то, что во время просмотра фильма я «узнавала» целые слова, фразы и идеи, озвучиваемые устами расистов. Я точно слышала их раньше, от добрых и милых рядовых граждан в Интернете, обычно — в адрес людей нетрадиционной ориентации или трансгендеров, реже — евреев, других иноверцев, женщин наконец. Меняется время и место действия, меняются признаки дискриминации, а люди не меняются отнюдь, и некоторые кинокартины не теряют актуальности и 30 лет спустя.

Именно поэтому, по моему мнению, фильм рекомендован к просмотру абсолютно всем. Ведь он о том, чем равенство прав (юридическое) отличается от равенства через право (фактического), и о том, что мало завоевать себе права, надо еще иметь рычаги влияния для того, чтобы защищать их от нарушения.

Из плюсов: несмотря на ярко выраженную антирасистскую направленность, кино не скатывается в формулу «все черные — хорошие, все белые — плохие». Темнокожие объективно выступают жертвами, которые ничего не решают, но это соответствует тогдашним реалиям. Тем не менее, из их числа нам даже не показали ни одного, кто претендовал бы на звание хотя бы второстепенного героя. Главные герои здесь как раз белые люди — федеральные агенты, которых послали «навести порядок». Поэтому вместо противостояния черных и белых мы на самом деле видим противостояние адекватных белых людей и неадекватных белых расистов. А поскольку первые являются представителями федеральной власти и людьми, которые по сути помогают внедрять на местах провластный курс толерантности, а вторые — представители власти региональной, которые противятся этому, то их противостояние превращается в борьбу продвинутых адептов гуманизма против отсталых ретроградов, в борьбу нормального мира против искаженного, мира, где защищаются права людей, против мира, где царит беззаконие.

Из минусов: сюжетная схема несколько шаблонна, как и персонажи. Так, мы уже миллион раз видели тандем «правильного» и «неправильного» копа и продвижение идеи о том, что беззаконие невозможно победить законными методами, иногда его можно преодолеть, только выйдя за рамки.

Тем не менее, для меня лично актерская игра и идейная составляющая фильма нивелирует все его минусы.

9 из 10

Интересные цитаты:

Нас учили, что сегрегация предписана Библией. С ненавистью не рождаются, ее прививают

Южанки рано выходят замуж, а потом все время не могут понять, как же их угораздило

Если ребята лежат в болоте, значит, они это заслужили

Чего стоит твой отец, если его обскакал даже негр?

(на развалинах сожженной негритянской церкви) Жаль, что вы не проголосовали, но вы имели на это право

- Есть вещи, ради которых можно отдать жизнь. — Можно зверствовать и убивать ради тех же вещей.

5 марта 2018

Миссисипи в огне

История Соединенных Штатов Америки всегда была богата на многочисленные конфликты взглядов на абсолютно многие вопросы. Будто взгляды на религию, или же другие темы вовсе. Став источником немалого количества темных страниц Американской истории. Столько фильмов было снято на данную тему. Столько книг написано. Но актуальность данной темы никогда не теряла своей силы и данный фильм режиссера Алана Паркера безусловно является одним из сильнейших произведений на данную тему.

Сюжет «Миссисипи в огне» отправляет зрителя в город Миссисипи образца Америки 1964 года и буквально погружает в эпицентр притеснений чернокожего населения. Когда за отдельно отведенными для чернокожих туалетов, мест в кафетериях и общественных местах, скрывается нечто куда большее.

Режиссер данной ленты Алан Паркер всегда был настоящим экспериментатором, который с особой смелостью подходил даже к самым сложным темам в своих произведений. Данный фильм режиссера не стал исключением. Паркер очень объемно и широко раскрыл на экране тему не просто притеснения чернокожего населения, а необъяснимой ненависти белого населения страны к своим черным согражданам, безобразных издевательств и даже жестоких убийств в сторону последних. Отражая происходящее на экране очень жестко, сурово и отталкивающе.

Обернув происходящее в рамки обычной детективной истории про расследование жестокого убийства, данный фильм режиссера Алана Паркера поднимает очень актуальную тему, логического и разумного разрешений которого не случилось даже сейчас. Когда спустя десятки лет и многочисленных реформ, чернокожее население всё равно испытывает на себе эффект социального неравенства. Создавая на экране образец не только триллера и детектива, но и сильнейшей социальной драмы, которая неоднократно задевает за живое при просмотре ленты. Но при этом, воздерживаясь от опускания до грязи и в полной мере сдерживаясь в качестве настоящего произведения искусства.

Наимощнейшее впечатление производит на экране сильнейший актерский дуэт Джина Хэкмена и Уиллема Дефо. Хэкмен в очередной раз доказал оправданность звания одного из самых величайших актеров своего поколения. Не только отразив на экране достаточно неоднозначный и сложный образ, но и буквально растворившись в нём на уровне естественных эмоций и поведения. Словно и является своим экранным персонажем на экране. Дефо великолепно изобразил момент преображения и закалки своего персонажа на фоне увиденного. Когда из идеалиста и «парнишки Кэннеди» он превращается в жесткого и твердолобого человека, способного идти даже на грязные приёмы ради более благой цели. Нельзя не отметить и отлично реализованных антагонистов картины в исполнении Брэда Дурифа, Р. Ли Эрми и Майкла Рукера, которые просто прожили своих персонажей на экране.

9 из 10

Миссисипи в огне — это очередное кинематографическое подтверждение ярчайшего таланта и высочайшего профессионализма английского режиссера Алана Паркера. Очень крепко снятая картина, которая одинаково великолепно раскрывается как в качестве остросюжетного триллера, так и мощнейшей социальной драмы. Поднимая на экране пусть и малость «заезженную» тему, но преподнося её очень актуально, остро, провокационно и сильно.

8 января 2018

600

На церемонии вручения наград «Оскар» в 1989 году в центре внимания находился, как ты помни или нет, «Человек дождя». Яркая и грустная история о двух братьях, которые под музыку Ханса Циммера учились доверять друг другу и ладить друг с другом. В принципе, великолепный фильм, который до сих пор помнят и любят. Однако в конкурентах же картины Барри Левинсона пребывал непонятный из-за названия «Миссисипи в огне» Алана Паркера. Да вот об этом творении многие, наверное, до сих пор ничего не знают. Стоило бы, ведь после просмотра может устояться мнение, что в том году лучшим фильмом могло быть именно это кино с дуэтом Хэкмен-Дефо.

Почему? Да дело в самой истории, которая трогает до глубины души и пробуждает в сердце гнев с отчаянием. Раз Миссисипи в огне, это не значит, что в фильме аж бушуют пожары, а на их фоне разгорается пламя любви. Хотя маленький городок в 20-м по счёту американском штате буквально горел. Так всё из-за кого? Из-за цветных или афроамериканцев, которым не давали спокойно жить даже в середине 20 века. Причём цветные ничего такого не сделали: не украли деньги, не избили белого, не торговали наркотиками. Их основная проблема заключалась тупо в цвете кожи, который не давал покоя ни детям, ни старикам, ни просто семьям. Это было их проклятием.

Узколобые и важные белые американцы, прикрываясь только им ведомыми установками, просто решили, что темнокожие — это низший сорт гражданского общества. В итоге, фильм начинается с того, что активистов движения по борьбе за гражданские права жестоко убивают, дело должны расследовать два непохожих друг на друга специалиста, да. Вежливый аккуратист Уиллем Дефо и обаятельный хохмач Джин Хэкмен не подозревали, в какое болото угодили. В начале кажется, что всё под контролем. Мол, дело быстро раскроется и по домам к пиву с пончиками. Не стоит-с обольщаться. Дело проникнет глубоко в тело и совесть, выдавливая все чувства.

Двое мужчин постепенно понимают, что отъявленных расистов и даже нелюдей не пугают всякие ФБР с ЦРУ и правительство. У них всегда есть отдельное государство, в коем устанавливаются свои законы. Напарники изначально старались вести себя по-хорошему. Но отродье не понимает нормальной речи, поэтому мужчинам приходится принять сложное решение, которое требовало заметной отваги. Алан Паркер не эстетизирует насилие или тяжелую участь цветных. Он не ставит огромный акцент на одном особенном темнокожем. В его фильме показана суровая реальность, какая она есть. Без лишних красок и разноцветной радуги. Поди веселись после.

Сюжет настолько крепок, что он без проблем завоевывает доверие к себе, пробуждая в душе эмоции широкого спектра. Но всё же, опять-таки нет здесь плохих и хороших. Вот отдельные представители человеческого рода вполне способны жить без мозгов, отдавая всё-с на волю тупости. Эти люди рождаются, взрослеют, рожают своих детей, окуная тех в море ненависти. Как правильно сказала героиня Фрэнсис Макдорманд, с ненавистью не рождаются, её можно лишь воспитать. Ребенок, как губка, впитывает информацию извне. К сожалению, всегда высок процент того, что яблоко вовсе не упадет с яблони. В конце проявить мужество.

6 декабря 2017

Это началось в ночь на 21—22 июня 1964-го года…

Выдающийся (не побоюсь этого слова) английский режиссёр Алан Паркер всегда любил экспериментировать. Ему было всегда тесно в рамках жанра, которые он любил менять. К каждому своему фильму он подходил со всей обстоятельностью и не трусил шокировать зрителя. За это любим и уважаем многими поклонниками-киноманами.

Начинал успешную карьерую Паркер с забавного гангстерского мюзикла «Багси Мэлоун» (1976), где главными участниками действа выступили дети. Неожиданно и неординарно, но занятно и классически. Но уже через два года Паркер перешёл на ниву серьёзного кино: биографическая драма «Полуночный экспресс» вызывала столь живые эмоции, что критики сразу же признали картину, а самого режиссёра превознесли чуть ли не до небес. Впоследствии Паркер снял экспериментальный мюзикл, погружающий в какое-то состояние наркотического опьянения «Стена» (1982). Рассмотрел Паркер и поствоенный психологический кризис в ленте «Птаха» (1984). Снял один из лучших мистических триллеров «Сердце Ангела» (1987). А в 1988-ом году напомнил общественности о расовой ненависти, которая, похоже, при всей нынешней борьбе с ней, практически неискоренима в отдельных штатах Америки.

Сценарий «Миссисипи в огне» основывается на работе Криса Джеролмо (номинация на «Золотой глобус»). В свою же очередь Джеролмо воспользовался резонансным делом, которое случилось в ночь на 21—22 июня 1964 года в округе Нишоба штата Миссисипи. Тогда были убиты трое борцов за свободу и права чернокожего населения. Расследование привело к тому, что за инцидентом стояли члены местной ячейки расистской организации «Ку-Клукс-Клан», среди которых были и высокопоставленные местные чиновники. Паркер и Джеролмо решили, что именно расследование должно стать концепцией картины, при этом не забывая о социальной подоплёке, которая-то и стала причиной жесткого преступления. Круговая порука в этом случае мешает раскрыть дело двум агентам ФБР, которые прибыли в город и познакомились с тамошними порядками.

Одного из агентов играет Джин Хэкман, получивший за эту роль награду Берлинале, а также ряд номинаций на престижных кинофестах, в том числе и на «Оскаре». Его методика не полностью законна, но по всему видно, что только такими действиями можно раскрыть преступление и наказать виновников. Одна из показательных сцен — появление героя Хэкмана в компании расистов, где за внешней добросердечностью можно прочувствовать какую ненависть агент испытывает к «клановцам». Напарника Хэкмана играет Уиллем Дэфо, которого, по моему личному мнению, бестолково оставили без номинаций. Его герой — сдержанный агент, которому претит расовая сегрегация, но своими поступками он вызывает не только непонимание, но и неприязнь местного белого населения. Он считает, что методика его более опытного и старшего напарника претит кодексу ФБР, но всё же доведённый до последней капли, он принимает решения героя Хэкмана. Такие разные у актёров герои, но в этом и был реализм, жизненность, да плюс отличная игра актёров вызывает эстетическое удовольствие.

Среди второстепенных персонажей, но очень влиятельных на развитие сюжета, выделить необходимо Франсис МакДорманд и Брэда Дурифа, которые сыграли супружескую пару. В героине МакДорманд можно заметить, что она не хочет жить той фальшивой жизнью, которая базируется на страхе и ненависти, но всё же она боится и в её глазах можно прочитать мольбу о помощи. Франсис за свою роль тоже получила признание и номинации, но опять же почему-то был обойдён должным вниманием Брэд Дуриф. Его герой вызывал не меньшие живые эмоции, пусть и они были противоположны по сравнению с героиней МакДорманд. Дуриф сыграл настолько сильно, что весь гнев выплёскивался именно на его героя, а между тем не только же он повинен в жестоком убийстве. И невозможно передать какие чувства возникли ближе к финалу картины, когда «клановцы» получают по заслугам, хотелось всем правозащитникам крепко жать руки и говорить, что они правильно поступили и если бы они пристрелили пару-тройку негодяев, то это можно было бы простить.

Безусловно, что фильм Алана Паркера «Миссисипи в огне» заслуживает нашего с вами времени, потраченного на просмотр, если до сих пор это не было сделано. Актёрская игра, атмосфера и сюжет, основанный на реальных событий, плюс жёсткая, но выверенная режиссура превозносит картину на вершину жанра остросоциального триллера.

9 из 10

28 ноября 2016

Найти и обезвредить куклуксклановца

Отличный фильм, показывающий кульминацию противостояния «белых» и «чёрных» в американских южных штатах. По фильму один только штат Миссисипи остался не подчинённым федеральным властям. Ку-клукс-клан бесчинствовал на территории «Штата магнолии», негров не держали здесь за людей, вешали на каждом суку. Волю президента Кеннеди по «выравниванию в правах» «черных» и «белых» здесь исполнять не хотели. Они желали сохранить чистоту крови, расовое превосходство белых людей над чёрными.

Представьте себе, что события картины происходят спустя непродолжительное время (год, а то и меньше) после убийства президента Кеннеди. Кто-то из местных жителей в фильме сказал: «Вы не смогли уберечь своего президента, а хотите изменить здешнюю обстановку?!» (недословно).

К присланной сюда армии федеральных агентов относились со смешками и полным неверием в их силу что-либо кардинально изменить. Они были здесь чужаками, инородным телом, но глава ФБР Гувер и руководство страны считали иначе.

Великолепный тандем Джина Хэкмена, играющего большого специалиста полицейско-оперативной работы, знатока человеческих отношений, и молодого его начальника в исполнении Уиллема Дефо, настырного, упорного, порядочного законника, но которому не хватает опыта и знаний в жесточайшей схватке с местными бесбашенными куклуксклановцами. В конечном итоге, агент Алан (Уиллем Дефо) осознаёт, что методы его старшего коллеги Руперта (Джина Хэкмена) эффективнее и уступает ему в принятии ключевых решений.

Великолепная игра актёров, включая омерзительного типа — помощника шерифа Клинтона в исполнении Брэда Дурифа (он же в будущем — помощник Сарумана из «Властелина колец»), дерзкого и жестокого Фрэнка Бэйли в исполнении Майкла Рукера, великолепно воссозданный антураж той далёкой эпохи, великолепная нагнетающе-нервическая музыка — всё очень реалистично и захватывающе. Алан Паркер создал прекрасную киноленту.

9 из 10

30 августа 2016

«И ещё неизвестно, кто больше виновен…»

История США полна противоречий и конфликтов. Безусловно один из самых ярких — это отношения «черной» и «белой» рас. Сегодня мы наблюдаем подчеркнутую политкорректность во всех сферах американской культуры, которая в то же время уживается с мелким и не очень бытовым расизмом. Взять к сведению хотя бы тенденцию фильмов ужасов «чернокожий персонаж умрет первым», которая уже давно стала объектом шуток.

Но совсем по-другом дела обстояли на американском Юге середины ХХ века. Отмена рабства в далеком 1865 году не стала панацеей от всех бед общества, чернокожее население по-прежнему подвергалось остракизму и унижениям, их права попирались и их свобода часто была лишь формальной свободой.

Вовсе не случаен выбор места действия фильма — штат Миссисипи, который ратифицировал Тринадцатую поправку только в 2013 году — спустя полвека после происходящего. Сюжет завязывается вокруг расследования убийства трех активистов движения за права человека и последовавших за ним массовых расправ. Сразу же охота подчеркнуть отлично построенную детективную линию, которая держит зрительское внимание на крючке до последних минут фильма. Но помимо детектива, «Миссисипи в огне» является хорошим образцом правильного триллера, который умело нагнетает обстановку, не прибегая к визуальным излишествам. В пример хочу привести совершенно потрясающую сцену с бритвой, которая заставила меня буквально вжаться в спинку дивана. Важно, что Алан Паркер не ставит цель шокировать зрителя бессмысленным сценами насилия. Все, что нам продемонстрировано, показано ровно настолько откровенно, чтобы фильм выглядел правдиво, не позволяя зрителю прятаться за подушкой. Он призывает нас смотреть и помнить обо всех ужасах, которые тогда происходили, обо всей бессмысленной и зверской жестокости тех, кто провозглашал себя добрыми христианами.

Восстанавливая кровавые события 1964 года, Паркер поднимает острые темы равенства и прав человека, свободы и ответственности, закона и беззакония. Режиссер показывает нам мир таким, каким он есть, без деления на черное и белое. «И ещё неизвестно, кто больше виновен: тот, кто стреляет, или тот, кто равнодушно смотрит на это», говорит герой Уиллема Дефо. И глядя на происходящее на экране, мы понимаем, что равнодушие есть большее зло, нежели откровенная жестокость, потому что именно оно дает ей почву.

В итоге, благодаря работе съемочной команды, хорошей режиссуре, достойной актерской игре и прекрасной операторской работе кинематограф пополнился отличным триллером, который ещё раз напоминает: ад — это другие.

8 из 10

20 июля 2016

Только в бейсболе негр может замахнуться на белого, и это сойдет ему с рук

Фильм Алана Паркера «Миссисипи в огне» поднимает проблему расовой дискриминации в США. Чернокожему населению даны равные права с белыми, но соблюдение этих прав невозможно там, где белые годами жили за счет черных, принижая их и не считая за людей.

Между тем фильм в первую очередь даже не о расовых проблемах, а скорее о природе человеческой жестокости и ненависти, что делает его актуальным в любое время и в любой стране. Алан Паркер не побоялся снять честное кино. За что ему большое спасибо.

Приятно смотреть на актерский дуэт Джина Хэкмана и молодого Уиллема Дефо. Первый играет умудренного жизнью старого копа, который знает как вести себя с преступниками, второй же — молодой и амбициозный агент ФБР. Несмотря на руководящую должность персонажа Дефо, герой Хэкмана вышел харизматичнее и интереснее. Фильм снят просто, но в то же время добротно и красиво (не зря в свое время получил Оскара за операторскую работу), что как нельзя кстати подходит этой жесткой истории.

8 из 10

23 апреля 2015

Down here they say rattlesnakes don`t commit suicide

В 1964 году, на одном из шоссе штата Миссисипи происходит жестокое убийство трех гражданских активистов. Для поиска пропавших активистов направляют двух агентов ФБР — Андерсона и Уорда…

1960е были переломными эпохой в истории США: убийство Кеннеди, война во Вьетнаме, движение за гражданские права. Убийство трех активистов, реально произошедшее в 1964 году в Миссисипи, еще более взбудоражило общество США и послужило толчком для серьезных реформ. На основе реального расследования этого преступления Алан Паркер снял «Миссисипи в огне».

Создатели фильма хорошо передали атмосферу Глубокого Юга США, где время остановилось еще в XVIII-XIX вв. Жители искренне верят в сегрегацию и ничто, по их мнению, не может заставить их отказаться от нее.

Прибывших главных героев жители первоначально воспринимают как клоунов с Севера, неспособных ничего изменить. Однако, по мере того, как они разворашивают это осиное гнездо, жители начинают чувствовать опасность и всеми силами пытаются устранить их.

Герои оказываются посередине жестокой гражданской войны между членами Ку-клукс-клана и цветным населением, но постепенно им удается склонить чашу весов в свою пользу. Одним из ключевых посылов «Миссисипи в огне» — упорная борьба всегда может привести к результатам, даже если в ходе ее придется играть не совсем честно.

Фильм хорошо обыгрывает конфликт между главными героями — агентами ФБР Андерсоном и Уордом. Бывший работник Министерства Юстиции США Уорд не понимает менталитета жителей Глубокого Юга США и корней сегрегации, в отличие от бывшего шерифа захолустного миссисипского городка Андерсона, готового действовать жестко и решительно. Но, через некоторое время, им удается найти общий язык.

«Миссисипи в огне» не является документальным переложением событий, происходивших в Миссисипи. Данная картина в какой-то степени является агиткой, приуроченной к 25-летию вышеуказанных событий. Из-за этого можно заметить однобокость в повествовании, некий упор на черно-белый показ событий и героев, за исключением героини Фрэнсис МакДорманд, воплотившей образ жительницы Юга, вынужденной жить по принципу «С волками жить — по-волчьи выть».

Подводя итог, хочется сказать, что получился хороший триллер с прекрасными актерами, захватывающим сюжетом, отличной атмосферой и единственной «ложкой дегтя» является некая однобокость данной картины.

9 из 10

12 ноября 2014

Там люди в колпаках гуляли, их Ку-Клус-Кланом называли. Красную кровь ребята проливали, агентов ФБР остановить это послали.

Фильм «Миссисипи в огне», работа Пентагона, или же правильное кино? Фильм, расскажет нам о тяжелом периоде жизни чернокожих людей, в Америке 60-х. В Миссисипи отправляют 3-х активистов, которые выступают за права чернокожих, по дороге их уничтожает Ку-Клус-Клан. Два агента ФБР у которых развязаны руки, идут против системы установленной шерифом городка. Они должны докопаться до истины. Собственно, это и есть весь сюжет.

Два колоритных агента ФБР, Дефо (Хоть и молод, но до чего же хорош.) и Хэкмен, который, всю жизнь играл полицейских старой закалки. Эта компания начинает расследование, которое приобретает государственный размах. Кучи агентов, национальная гвардия и другой stuff, все чтобы вывести верхушку города на чистую воду.

Фильм был острым для своего времени, с годами он потерял злободневность, но все же ознакомиться с ним определенно стоит, хотя бы ради хороших актеров. Моя оценка:

7 из 10

7 июля 2014

Мир, дружба, жвачка

1964 г., штат Миссисипи, США. Три парня, выступающие за избирательное право для афроамериканцев, пропали без вести. Ах, чёрт, это же Миссисипи 60-х. Не афроамериканцы, а негры. Не три парня, а два еврея и негр. Вот так всё и начиналось: что в фильме, что в жизни.

Умеет Алан Паркер выбирать темы для фильмов, грех что-то сказать. «Миссисипи в огне» не просто снят на реальных событиях, это их зеркало, хоть и слегка искривленное до нужной степени искажения. Режиссер брал целые фразы из реального дела, а за подбор актёров нужно низко поклониться всей съемочной группе: актёры действительно очень похожи на реальных участников истории.

Самое забавное, что я точно знала, чем всё закончится: перед просмотром я два дня читала всё, что нашла об этом знаковом для США деле, но, тем не менее, фильм смотрела с интересом. Музыка, игра актёров, съёмка, абсолютно изумительные диалоги — через 10 лет после «Полуночного экспресса» Паркер всё так же хорош и вполне заслуженно получил Оскар (за лучшую операторскую работу) и 3 премии BAFTA (операторская работа, монтаж, звук).

Какие 60-е на юге США получились, как звучит южный акцент — смотреть и слушать, смотреть и слушать.

А потом Паркер всё испортил.

Так хорошо всё шло — жестокость и насилие без голливудского глянца говорят сами за себя, им не нужны комментарии на полях. Но нет, непременно нужно было превратить хороший фильм в агитку. «Мы все виноваты!» Лишним здесь было морализаторство, лишним. Да ещё это абсолютно неподходящее окончание с идиллической картинкой в розовых тонах. Мир, дружба, жвачка, а добро победило зло.

В «Полуночном экспрессе» роли между добром и злом были распределены чётко, переход от одного к другому был невозможен: если ты плохой, сиди и делай всякие гадости. В «Миссисипи в огне» есть всё та же однобокость и одноплановость, когда едва ли не каждый южанин — расист, каждый негр — душка и зайка, а ФБР борется с несправедливостью, не щадя себя. Я смотрю, многие поддерживают такой подход, особенно в русскоязычной блогосфере и на Кинопоиске. Знаете, издалека легко судить, главное, при этом не вспоминать, например, про погромы в Москве. Да и вообще как-то странно выступать за равенство в США и бояться встретить на тёмной улице «лицо кавказкой национальности». Так что я бы сказала, что Паркер снял очень качественный, изумительно остросоциальный и абсолютно необъективный фильм. «Полуночный экспресс» был создан для поддержки внешней политики США, «Миссисипи в огне» — для поддержки внутренней. Смотреть с удовольствием можно, верить слепо — не стоит.

Кстати, фильм снимали в преддверии 25 годовщины этого тройного убийства. В 1989 г. в честь памятной даты Конгресс США принял резолюцию с целью почтить память погибших. Делегация штата Миссисипи отказалась принимать участие в голосовании. И фильм не помог.

27 ноября 2013

В тихом омуте черти водятся

Этот фильм, второй половины творческого пути Алана Паркера, слегка отличается от виденных мной ранее психологических драм мастера. На этот раз, на суд зрителя представлен детективный триллер, с элементами политики. И он ничем не хуже их же, ибо качество работы чувствуется буквально с первых минут. Фильм быстро окунает в уникальную Паркеровскую атмосферу, и не досмотреть его до конца, не так-то легко. В настоящее время, такой особой, или как я ее называю классической атмосферы, не хватает в современном американском кинематографе. И, знакомый с творчеством режиссера зритель, несомненно заметит кое-что общее с его лентами. Конечно же это острые социальные противоречия и проблемы. Только на этот раз, трагедия случается не с одним героем, а с целым народом.

Возвращаясь к достоинствам, нельзя не отметить превосходную актерскую игру. Сложно представить, но это чуть ли не первый фильм, где я наблюдал за игрой Джина Хэкмена. И знаете, выложился он здесь на все 100 %. Номинация на лучшую мужскую роль, абсолютно заслуженная. Порадовал и Уиллем Дефо, впрочем, я никогда не сомневался в его таланте. Не могу не отметить и Р. Ли Эрми (наиболее известного по роли сержанта Хартмана, в «цельнометаллической оболочке») в образе мэра, Брэда Дурифа (запоминающегося по роли Билли из «пролетая над гнездом кукушки»), который сыграл помощника шерифа, а также Фрэнсис МакДорманд, сыгравшую его жену.

Определенный интерес представляют взаимоотношения двух главных героев. Речь идет об агентах ФБР Андерсоне (Хэкман) и Уорде (Дэфо), которые расследуют убийства трех молодых людей в маленьком городке Миссисипи. Агент Андерсон, представлен как матерый коп, уже в возрасте, опытный, но со своими принципами, которые не помешают ему слегка выйти за рамки закона, ради благой цели, которая эти действия оправдывает. Агент Уорд, в свою очередь, является полной его противоположностью. Он моложе, и с первого взгляда, его можно принять за помощника, однако благодаря соблюдению всех формальностей, своей правильности и незапятнанности, занимает более высокую должность. Переступить хоть немного за черту законности, для него чуждо, и благодаря своим разным жизненным и профессиональным принципам, между агентами время от времени происходят конфликты и чуть ли не открытые стычки.

Также, в фильме имеется превосходная операторская работа, помогающая лучше погрузиться в 60-е годы прошлого века. Городок Миссисипи, словно является отдельной страной, со своими законами и правилами, жители которого чувствуют полную свою безнаказанность, за совершенные ими жуткие злодеяния. И даже агенты ФБР, здесь словно чужаки из какой-то другой страны, у которых нет соответствующих полномочий и которым здесь не рады. Сейчас уже сложно поверить, что еще так недавно, в Америке творились подобные вещи. Причем агрессия была направлена на таких же людей, «с такой же красной кровью, как и у белых».

Но за каждое преступление, особенно против людей (какого бы цвета не была их кожа), положено соответствующее наказание. И эти люди, ничуть не меньше достойны равенства и прав, свободы и спокойствия, не боясь, что их детей могут избить или даже убить в любой момент, за любую «оплошность». Алан Паркер, в очередной раз доказал свое кинематографическое мастерство и этому замечательному фильму, я не могу поставить меньше, чем

9 из 10

15 августа 2013

«А у вас негров линчуют» (с)

21 июня 1964 года в штате Миссисипи исчезли трое активистов Американского движения за гражданские права. Два еврея, один негр, ратующие за равные права для всех на обозленном отменой «Законов Джима Кроу» американском Юге. Прав агент Руперт Андерсон (Джин Хэкман), что «балбесы из Вашингтона» отправили парней на смерть, да еще в таком национальном составе. И хотя, агент Алан Уорд (Уиллем Дефо) считает, что есть вещи, которые стоят того, чтобы за них умереть, в штате Миссисипи считают, что есть вещи, которые стоят того, чтобы за них убить. На дворе первая половина 1960-х, 100 лет назад кончилась Гражданская война Севера и Юга, люди уже в космосе, Африка празднует независимость, а здесь «Хижина дяди Тома» вперемешку с «Гекльберри Финном» и «ку-кукс-клановцы», разъезжаюшие на машинах с флагами Конфедерации. Пыльный, жаркий, болотный Юг. Такая вот «кондовая» американская деревня, с ржавыми пикапами, дешевизной и практически натуральным хозяйством. Реконструировали, реконструировали Юг американский, да так до конца и не выреконструировали.

«Mississippi Burning» хорошее и полезное кино. Хорошее тем, что отлично снято и с прекрасными актерами. Полезное тем, что довольно наглядно показывает градус накала межрасового вопроса на юге США, в тот момент, когда, эти самые расовые противоречия пытались хоть как-то урегулировать. Многим молодым, которые кривятся при слове «политкорректность» и рассказывающие про «засилье черных» в Голливуде, неплохо, было бы ознакомится с одним из проявлений этого вопроса, откуда вся эта «политкорректность» и «вина белого человека» выросли, пусть даже из просмотра художественного фильма. Лента у Паркера получилась односторонняя, пропагандистская, в таком левацко-либеральном ключе. Героев картины, то и дело срывает на обличительный пафос в отношении южан, только что в камеру не смотрят, когда говорят, что-то вроде: «как люди могут такими», «что происходит с этими людьми», «ненависть в нас воспитывают с детства», «мы все виноваты в том, что здесь случилось». Но, необходимо отметить, что симпатии к позиции режиссера все равно испытываешь, как бы он не пытался манипулировать зрителем, создавая у него, довольно, однобокое мнение, рисуя по-плакатному: либо черное, либо белое. Испытываешь симпатию, потому что сложно понять и объяснить все эти сектантские «ку-клукс-клановские» игрища с позиции вменяемости и здравого смысла. Перефразируя известную поговорку: не столько негров полюбишь, сколько расистов возненавидишь. Фильм вызвал в свое время много споров, этой своей односторонней позицией. Вроде, и не претендовал на точную историческую реконструкцию, однако, сходство места действия, детали, герои очень похожие на реальных людей — все это породило массу критики, которая кроме «ритуальных» обвинений в беллетрилизации истории и «обелении» негров (мол, не такие уж они и безобидные и забитые были), ничего по существу возразить то и не смогла. Таблички «colored only» Алан Паркер, что ли, придумал и по всему Югу развешивал.

Прекрасный актерский ансамбль этой ленты, следует помянуть добрым словом. Главное шоу, конечно же, выдает Джин Хэкман, чей Руперт Андерсон, очень, очень сильно напоминает бесноватого Джимми Дойла из «Французского связного», только постаревшего и ставшего более едким на службе у Эдгара Гувера. Вроде как, он в душе не то чтобы симпатизирует, но понимает этих славных деревенских парней из миссисипской глубинки, уж больно они ему знакомы еще по шерифской работе, но, в итоге, своей непроходимой тупостью и гиеноподобной злобой — выводят они и его из себя. «Люди в черном» под командованием Уиллема Дафо в образе агента Уорда, делают свое дело методично и скрупулезно, но нет у них «методов против Кости Сапрыкина», но есть они у Жеглова-Андерсона, в чьей команде даже будущей «Пиле» место нашлось, то бишь, актеру Тобину Беллу. Как раз, вот герой Дафо и получился наиболее плакатным у Алана Паркера: либеральная позиция авторов фильма, через него и вещает. Фрэнсис МакДормэнд удивительно мила в роли несчастной южанки — по сути, это её первая прорывная роль, сделавшая её известной. Брэд Дуриф привычно мерзок, не только внешним видом, но и свои героем. В общем и целом, хороши все, в чем безусловная заслуга режиссера.

Знаковый и нашумевший для своего времени фильм, который полезно посмотреть именно сейчас. Хотя его, наверное, в любое время полезно смотреть. Это художественный фильм. Возможно, даже слишком художественный, но о многих вещах он заставляет задуматься и просит не забывать.

8 из 10

17 января 2012

«Миссисипи в огне» — фильм далеко не однозначного режиссёра Алана Паркера, предыдущее знакомство с творчеством которого, а именно фильмом «Полуночный экспресс», лично у меня оставило исключительно негативные эмоции. Касаемо «Миссисипи в огне», то это весьма добротный и безупречно демонстрирующий подлинное чувство Deep South фильм, основанный на реальной истории исчезновения трёх молодых борцов за гражданские права, на долгом пути к расовой справедливости в США. Сам сюжет имеет такую же историческую значимость, как и история с Розой Паркс за место в автобусе, ну и конечно знаменитой речью Мартина Лютера Кинга за равенства и права чернокожего населения.

Как я уже и говорил, история основана на реальных событиях, но значительно беллетризированна сценаристом Крисом Джеролмо. Фильм проливает свет на тёмные стороны человеческой души, исследуя при этом географию расизма и изображая реальную жизнь и взгляды, которые превалировали в 1960-х годах. Фильм шаг за шагом формирует напряжённость в кадре, которая в любой момент может выплеснуться наружу не только в лице виновных, но также и через образы блюстителей закона, чьи колёса правосудия показав свои шипы, пускаются «перемалывать» кости.

«Миссисипи в огне» уже давно стала одной из наиболее цитируемых моделей для политических, гуманистических и прогрессивно настроенных голливудских фильмов. А всё это благодаря принципиально твёрдому повествованию, криминальной драме без намёка на сентиментальность, несмотря на изрядную долю присутствующей человеческой истории, погружающей в пучину страха за жизнь, вплотную пересекающегося с вопросами безнаказанности и социальных противоречий, которыми пронизана вся американская история. «Миссисипи в огне» — это не нравоучительный или мелодраматический фильм, он не звучит как лекция о том, что расизм — бич общества, он лишь является попыткой глубокого анализа корней самой проблемы, которая пытается обратить внимание на причины, которые могут влиять на общественное сознание. Ведь как правильно сказал Авраам Линкольн: «Все люди рождаются равными», ну а как известно дальнейшее развитие человек получает из социума, который как правило не всегда положительно настроенный. Согласитесь сложно оставаться человеком, когда суждено расти в окружении волков.

3 октября 2011

Только в бейсболе негр может замахнуться на белого, и это сойдет ему с рук

«Мы — белые американцы из Миссисипи. Мы ненавидим негров, поскольку наш долг — уберечь англо-саксонскую демократию и американский образ жизни. Нас не переделать — только через наши трупы. А прикончат одного белого — сотни черных не досчитаются. Я могу выпустить негру кишки, и ни один суд Миссисипи меня не обвинит».

Вся американская история пронизана нитями социальных противоречий. Сначала — конфликты с индейцами, затем — с неграми. История рабства, насчитывающая двести сорок шесть лет, навсегда оставила шрам в американском обществе. Отмена рабства породила еще больше противоречий. Пропасть, которая изначально пролегала между англосаксами и выходцами из Африки, только увеличилась к середине 20 века. Социальные всплески Прогрессистской эры, консервативный период, общественная сегрегация огромных масштабов, законы Джима Кроу — все это способствовало тому, что к середине столетия афроамериканцы созрели к тому, чтобы открыто выступить против унижений, которые эта раса так долго терпела. Среди белого населения встречались сочувствующие, однако голоса никто не подавал из страха перед местью ку-клукс-клана, члены которого встречались повсеместно, концентрируясь в высших кругах носителей власти.

«Вы не представляете, как невыносимо здесь жить. Люди смотрят на нас и видят лишь фанатиков и расистов. Ненависть нам прививают — с ней не рождаются. Нас учили, что сегрегация предписана Библией. Когда тебе талдычат это с ранних лет, то поневоле веришь. Ненависть все время рядом».

Описываемые Аланом Паркером события пришлись на 1964 год, когда на фоне расовых предрассудков и беззастенчивой травли негритянского населения в маленький городок штата Миссисипи приезжают два агента ФБР для расследования исчезновения 3 молодых борцов за гражданские права. Столкнувшись с явным неодобрением белокожего населения и скрытым протестом пропитанных межрасовой ненавистью представителей местных властей, они, однако, лишь удваивают усилия в поисках правды, вынужденные говорить с мерзавцами на единственном понятном им языке — языке насилия, защищая еще порабощенное, но уже готовое к ответной атаке темнокожее население.

«Я смертельно устал ходить на похороны черных, которых безнаказанно убивают белые; я смертельно устал от тех, кто потворствует этому беззаконию. Что есть равенство перед законом, если ты — негр? Что есть свобода и справедливость, если ты — негр?»

Можно я оставлю этот официальный тон? Я дала историческую сноску, обрисовала сюжетный костяк, можно я перейду на эмоции? Потому что эмоций эта потрясающая картина Алана Паркера рождает в непозволительном объеме — восторг в адрес режиссера, создавшего удивительную в своей атмосферности ленту, наглядно и реалистично отображающую острую социальную проблему неравенса американских граждан разного цвета кожи, достигнув этого настолько художественно и кинематографично, через детективную канву, что никому из зрителей не пришлось зевать от скуки или морщиться от проповедей; глубокое сочувствие притесненному негритянскому населению, которое, как и сто лет назад, в 60-е годы 20 века (среди телефонов, телевизоров и автомобилей!) вешают на деревьях, расстреливают и запугивают немногочисленные, но очень агрессивные боевые отряды ку-клукс-клана; и, наконец, мое щеняче-писклявое обожание в сторону героя Джина Хэкмана, который здесь хорош настолько, что хочется — с разбегу и на шею, прям как героине Фрэнсис МакДорманд, поскольку образ, созданный Хэкменом от первого слова до последней ухмылки и удара кулаком — есть воплощение цинизма, мужественности и обаяния, перед которым невозможно устоять.

Будь то политический заказ или искреннее желание Паркера без прикрас отобрать ситуацию в южных штатах тех лет, но получилось так, что хочется стоять и аплодировать до боли в ладонях, поскольку не дал Паркер зрителю устать от нравоучений и прописных истин о равенстве и братстве, просто, внятно и динамично показав, как двое обличенных некой властью, решительных мужиков способны провести расследование, вычленить засранцев и упрятать их за решетку, наплевав на неписанные правила и традиционные двойные нормы. Дефо, молодой конформист и приверженец правил, в основном держал в узде более решительного старшего товарища, а тот, а свою очередь наводил порядок в провинциальном городке на манер шерифа со среднего Запада, меняя периодически тактику с изысканно-дипломатической на насильственно-доступную дегенератам в капюшонах, параллельно ощущая в себе неуместное чувство к жене заместителя шерифа — по совместительству главного засранца. Но «эту банку с пауками можно было вскрыть только изнутри», так что мужское обаяние Андерсона сыграло в этом деле не последнюю роль. Герой Хэкмана — и ухмыляющийся, и серьезный, и с бритвой в парикмахерской, и в кухне с очаровательной женщиной — был одинаково неотразим. По возрасту Джин годится мне в дедушки, но вижу я в нем сексуальность, отчего и краснею. А играет он как… как Хэкман, черт возьми! Этим все сказано. Вообще, подобный актерский состав можно было собрать лишь на стыке 80—90-ых, когда каждое лицо узнаваемо, а несомненный талант и образность — на это самое лицо. Молодая Фрэнсис МакДорманд, которую я даже сразу не узнала, по-стрэйзандовски привлекательна, т. е. настолько обаятельна и женственна, что кажется красивой.

Смотрите это великолепное во всех отношениях, умное, актуальное, зрелищное кино с диалогами, которые иначе как «песни» не назвать — сегодня такое не смогли бы снять при всем коллективном желание-старании. Цените подобные фильмы.

Ну что, белые американцы, наломали дров так, что теперь с подобострастными улыбками раздаете Оскары Дензилам Вашингтонам?

10 из 10

И этого не достаточно!

15 мая 2011

Алан Паркер неоднозначный режиссер. Это человек, рельефная, остросоциальная позиция которого в кинематографе, никогда и не кем не оспаривалась. Недаром, он занимает столь высокий пост от режиссерской гильдии. У него всегда есть свое мнение по тематике затрагиваемой им, в отличие от многих других, коллег по цеху. Его картины, почти всегда принимали сдержанно, либо наоборот. Выход в массы оных, практически всегда сопровождался всплеском негодования или одобрения, но равнодушием, никогда. Так и на этот раз. Картина «Миссисипи в огне», основана на реальных событиях, имевших место в далёких уже от нас 60-х, на юге США..

Что сказать — картина удалась. И тут множество составляющих успеха. Конечно, Паркер угадал с Хэкменом. Противопоставляя несколько дурашливый, прямой и напористый стиль агента Андерсона, несколько более вежливому и услужливому Уарду (которого неплохо играет Дэфо), напарники расследуют дело об исчезновении трёх активистов за гражданские права. В дело вовлечены городские власти, и наши друзья знают это. В картине нет ни погонь, ни драк. Она нашпигована диалогами, хождениями по локациям, и собиранием улик. Зато присутствует дух. И этот дух, как никогда у Паркера силён. То есть если вы хотите увидеть развлекалочку на пару часов, проходите мимо. Это донельзя серьезный фильм, он пропитывает твою душу состраданием, заставляет думать. Думать о многом. На мой взгляд, режиссер немножечко переборщил с жесткостью. Но чувство реализма, от происходящего, ощущаешь в полной мере..

Хэкмен сыграл превосходно, а по-другому, и быть не могло. Дефо конечно смотрится на его фоне блекловато, но это ещё молодой Дефо… Понравилась игра Бреда Дурифа. Видно, что парень большой театрал. Неплоха и его супруга по картине МакДорманд… В общем, ансамбль подобрался на загляденье..

Итог: сильный, плотный фильм, об ущемлении черного населения на юге США в 60-х годах 20 века. Прекрасная игра Джина Хэкмена в купе со своим молодым коллегой Уильямом Дефо, делают и без того остросоциальную (уж простите, другого слова не подберу, характеризуя тему) картину, ещё более значимой в глазах простого зрителя… А тем паче — американца.

Вердикт:

9 из 10

Браво!

5 ноября 2010

Unforgettable

Сон разума порождает чудовищ

Фридрих Ницше

У Вас ведь тоже так бывает: просыпаешься среди ночи в холодном поту, на ходу разрывая путы страшного кошмара, и лишь пару мгновений спустя понимаешь, что все это страшное, постыдное, недостойное даже упоминания имело место в Вашем собственном прошлом. Первое желание — снова провалиться в сон, только на этот раз — светлый, добродушный, пусть и не имеющий ничего общего с реальностью, а все то нехорошее, мерзкое, постыдное — свои ошибки, преднамеренные заблуждения и их неприятные последствия — нужно просто забыть, забыть. Забыть!

Конвейер по производству приторно сладких лавбургеров в Голливуде недаром называют «Фабрикой грез», ибо основным продуктом их производства являются именно такие светлые сны, не имеющие ничего общего с недавней реальностью. Сцены ночных кошмаров недавнего прошлого нынче заменяются картинами выдуманной ими виртуально-добродушной реальности, которая призвана заменить целой нации роль душевного снотворного, позволить всем жителям погрузиться в хорошие сны, без отягчающих ночных кошмаров.

Фильм Паркера снимался в иную пору, когда жестокая правда еще ценилась дороже самой сладкой лжи. Добро пожаловать в Миссисипи, сердце американского Юга, штат вечно цветущих магнолий. 1964 год, в США принят закон о всеобщих гражданских правах, единых как для белого, так и для чернокожего населения. За год до этого, М. Л. Кинг возглавил марш протеста против нарушения гражданских прав чернокожего населения — из Балтимора в Вашингтон. Только здесь Вам не Балтимор, а Миссисипи. Угрюмые, сильно пьющие фермеры — потомки некогда преуспевающих плантаторов, чье хозяйство захирело с отменой рабства. И негры, получившие свои права, но сами не знающие, как с ними распорядиться. Ведь любимой игрой в этих краях, как и 100 лет назад почитается забава «Беги, негр, беги», любимой символикой — сожженный крест, а самым популярной внерабочей одеждой — белый балахон Кук-Клус-Клана.

Представления местных жителей о правах и свободах передавались из поколения в поколение еще с 18 века. Расовый стереотип ничем не отличается от гитлеровского: большинство населения уверено, что от черных плохо пахнет, и они носят штаны лишь для того, чтобы прикрыть ими обезьяни хвосты. В их умах по-прежнему гремят пушки Гражданской Войны 1861—1865 гг, в которой северяне все никак не могут одержать верх.

2 агента ФБР, прибывших в эту глушь расследовать исчезновение группы правозащитников, тут же наталкиваются на непробиваемую стену молчания. Один из них — молодой крикливый идеалист пытается воззвать к демократическим ценностям, но это пустое — про Конституцию в этом городке вспоминают лишь тогда, когда самих зачинщиков тащат в суд. Второй — прожженный старый коп, который прекрасно знает, что для того, чтобы добиться настоящей справедливости, нужно применять далеко не конституционные методы.

Скоро все вокруг начнет полыхать: дома черных, дома белых, но главный пожар разразится совсем не на самой великой реке, а в душах людей, живущих у ее истоков. Поиск свидетеля, готового дать показания, превращается для героев в библейский миф: розыск единственного праведника в грешном и реальном Содоме.

Вопреки устоявшемуся мнению, Паркер снял фильм совсем не о расизме и не о Кук-Клус-Клане. Реальная история стала лишь поводом для очередного кинообобщения на тему Ада, удобно расположившегося под сенью небес — профашистского режима, мирно существовавшего под вывеской всеобщей демократии. Он происходил из застарелых патриархальных представлений, но в реальности пылал огнями пожаров, нисколько не менее ярко, чем знаменитые гитлеровские факельные шествия. Женщины, старики, дети с полным восторгом на лицах слушали льющиеся с трибуны бредовые речи о расовой сегрегации. Если их лица заснять на черно-белую пленку и прикрутить к ним закадровые речи Гитлера, то понять разницу не сможет даже опытный эксперт.

Паркер почти дословно цитирует «Нюрнбергский процесс» Стэнли Крамера: здесь нет невиновных, просто одни сжигали, убивали, калечили, а другие им молча потворствовали, причем непонятно, какое преступление является более тяжким. Однако, юридически можно осудить лишь первых из них, вторые же уходят безнаказанными по домам, дабы продолжать дело, которому служили все их предки. Торжество справедливости оборачивается юридическим казусом: агентам удается привлечь к суду часть виновных, но не изменить мировоззрение людей. И огонь на Миссисипи может вспыхнуть снова, ведь затушив само пламя, запал остался не тронутым.

Весь фильм, как из лоскутов состоит из типичных, для творчества режиссера тем. До какого предела может дойти человек, защищая свои идеалы? («Жизнь Дэвида Гейла»). Существование внутри общества замкнутой тоталитарной системы («Полуночный экспресс»). Невозможности искупления тяжких грехов («Сердце ангела»). Фильм безупречно сыгран актерским дуэтом Джина Хэкмана и Уиллема Дэфо (хотя, первый явно солирует чаще). Кроме того, невозможно не отметить увенчанную «Оскаром» операторскую работу Питера Бизью и чуть нервирующую музыку Тревора Джонса.

И главное — на фоне современных голливудских поделок, фильм смотрится подлинным артефактом реалистического подхода к этой теме, попыткой глубокого анализа корней самой проблемы — в океане политкорректных агиток фальшивого торжества справедливости, которыми в последнее время «Фабрика грез» пытается подменить существовавшую реальность.

Подобно Вам и мне, иногда просыпающихся в кошмаре, порой и целым обществам хочется забыть о неприятных моментах своего прошлого, перевернуться на другой бок и заснуть заново. В том сне нет сгорающих лачуг, виселиц на деревьях, огромных огненных крестов, кастрированных юношей и огромного дылды в белой маске, с размаху пинающего по лицу чернокожего ребенка. Однако, отворачиваться, забывать, делать вид, что этого не было, тождественно тому же молчаливому согласию, медленно тлеющему запалу, который в любой момент готов взорваться в новую сторону, неважно против кого именно: против арабов, русских или индейцев Бора -Бора. Нет плохого и хорошего прошлого, есть выученные и не выученные уроки. Но для того, чтобы их выучить, нужно сперва осознать, проанализировать и помнить, помнить. Помнить!

9 из 10

20 апреля 2009

К тематике расовой и национальной дискриминации отношусь крайне восприимчиво, проявляя нетерпимость к любому выражению фашистских идей и настроений в окружающей меня действительности. У самого дед воевал с фашистами, потому ублюдки со свастикой на рукаве и подобные им уроды в белых балахонах давно вызывают у меня стойкое неприятие, граничащее с ненавистью. Видимо, на фоне подобных собственных ощущений кинокартины, в которых затрагиваются проблемы расизма, воспринимаю в большей степени эмоционально, чем критически. Вполне допускаю, что к социальной драме Алана Паркера «Миссисипи в огне» придирчивый зритель может предъявить претензии по поводу не стройности некоторых диалогов, периодически проскальзывающих нот наивности в их содержании и общей хронометражной затянутости самого повествования.

Все указанные минусы, безусловно, присутствуют, но блистательная режиссура Паркера, в течение всего фильма шаг за шагом поступательными темпами формирующего напряженную, грозовую атмосферу социального взрыва в маленьком американском городке, затмевает своей искушенностью любые поводы для критического анализа отдельных недостатков, которые представляются не существенными в общей положительной оценке картины. 1964 год. Юг США охвачен всеобщим среди белого населения чувством непримиримой расовой ненависти к своим афроамериканским согражданам. Отдельные туалеты для чёрных и белых, отдельные места в кафетериях, притеснение чернокожего населения во всевозможных гражданских правах возведено негласными правилами в рамки общепринятого поведения, поскольку местная административная власть наполовину сама состоит из членов воинствующего Ку-клукс-клана.

Двое агентов ФБР в исполнении Хэкмена и Дэфо приезжают в богом забытый захолустный город в штате Миссисипи, чтобы расследовать исчезновение троих представителей Комитета по защите гражданских прав. Вынужденные противостоять враждебно настроенному к незваным чужакам городку, почти все белое население которого составляют закоренелые расисты, детективы своими активными действиями по установлению истины в деле о безвестной пропаже правозащитников непреднамеренно провоцируют детонацию давно зреющего межрасового конфликта.

Лояльные к произволу расистов судьи, прокуроры, мэры городов и шерифы, обыкновенные рядовые американцы -отцы семейств, женщины и дети, чьё морально-нравственное сознание было деформировано искусственно насаждаемой десятилетиями политикой превосходства представителей одной расы над другой — Алан Паркер в полной мере отразил эти существенные моменты в своей колоссальной по масштабу охватываемой темы работе. А слезы умиления и восторга на глазах женщины с внешностью рядовой среднестатистической американской домохозяйки, с трепетом внимающей на очередном собрании пламенным пропагандистским речам местного лидера расисткой организации в полной мере наглядно демонстрируют зрителю всю глубину исковерканности мировоззрения простых людей.

Нетривиальные сюжетные комбинации детективного триллера, которыми насыщен глубокий по степени своей проработанности сценарий и динамичность развивающихся событий делают просмотр фильма очень увлекательным занятием. Вполне естественно, что криминальная сюжетная линия в фильме Алана Паркера обозначается менее ярко и акцентировано, чем его очевидная остросоциальная идея, синтез драмы с жанром детективного триллера призван лишь более крепко зафиксировать внимание зрителя на показанных с экрана совершенно вопиющих случаях сумасшедшей вакханалии фашиствующих извергов, которая творилась в шестидесятые годы прошлого столетия в большинстве южных штатов американского государства.

Джин Хэкмен и Уиллем Дэфо, сыгравшие главные роли, успешно контрастируют в многообразии индивидуальных черт характеров и манере поведения героев, но Хэкмен, конечно, переигрывает своего коллегу по цеху, да и экранного времени ему отводится несколько больше. Джину Хэкмену удалось изумительно войти в свой образ, создать раз и навсегда запоминающийся зрителем типаж циничного, хладнокровного, но, в то же время, принципиального и честного перед своей совестью служителя закона. Прекрасная роль, одна из лучших в карьере великого актера. В 1989 году фильм «Миссисипи в огне» стал лауреатом кинематографической премии «Оскар» в категории «Лучшая операторская работа».

По шести номинациям картина номинировалась на премию американских киноакадемиков, в том числе за лучшую режиссуру и лучший фильм. За лучшее исполнение главной мужской роли на «Оскар» претендовал Джин Хэкмен, а как лучшая актриса второго плана — Фрэнсис Макдорманд. И пусть после моего отзыва и перечисления указанных академических заслуг кто-нибудь попробует сказать, что «Миссисипи в огне» плохое кино, подобные слова будут проявлением обыкновенного лицемерия.

9 из 10

21 января 2009

Кто мы такие?

Кто мы такие? Как мы можем ставить себя выше других? Какая разница какой у тебя цвет кожи?

Все эти вопросы ставит этот фильм. Он призывает относиться терпимее и добрее друг к друга.

А с точки зрения актерской игры тут и говорить не чего звёзды первой величины. Очень приятно смотреть на Уилльема Дефо в положительной роли. Последнее время ему почему-то только антигероев предлагают играть.

15 января 2009

Триллер Миссисипи в огне появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Алан Паркер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Джин Хэкмен, Уиллем Дефо, Фрэнсис Макдорманд, Брэд Дуриф, Р. Ли Эрми, Гейлард Сартейн, Стивен Тоболовски, Майкл Рукер, Прюитт Тэйлор Винс, Кевин Данн, Фрэнки Фэйзон, Джеффри Ноффтс, Рик Зефф, Боб Пенни, Дариус Маккрэри.

На фильм потрачено свыше 15000000.В то время как во всем мире собрано 34,603,943 доллара. Страна производства - США. Миссисипи в огне — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.5 баллов из десяти является довольно неплохим результатом. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 16 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.