Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Это было прошлым летом |
год: | 1988 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Наталья Збандут |
сценаристы: | Марина Зверева, Павел Чухрай |
видеооператор: | Михаил Биц |
композитор: | Гия Канчели |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 35 мин |
Не весь перестроечный кинематограф барахтался в помойной яме, дно которой выстилали «интердевочки» и «маленькие веры». Случались и попытки честного осмысления новых веяний, приживления их на старую культурную почву. Но, ввиду общей туманности новых перспектив и вполне оправданного скепсиса в их отношении, честные художники, наскоро отдав дань требованиям нового времени, развивали в своих фильмах классическую, проверенную тему — потеря себя и смысла жизни. С этой темой невозможно прогадать: каждый мыслящий человек когда-нибудь упирается в неё…
У этого фильма есть один существенный недостаток: он слишком долго разгоняется. Практически всю первую серию я не могла понять, куда клонят авторы, какова основная идея их фильма. «Борьба добра со злом» — хм… Зло невнятно, добро картонно, какой уж тут конфликт (а без конфликта нет произведения искусства). «Лав стори» раздражает своей надуманностью: слишком очевидно не нужна этому умному, усталому мужчине эта прелестная селянка, слишком не монтируется он с ней. Да что там он — сама Дарья Михайлова не монтируется со своим персонажем: эта актриса с самой ранней юности способна играть нечто большее, чем свежесть щёчек и коленок… Всю первую серию вывозит на себе тонкий артист и красивый мужчина Аристарх Ливанов, приколдовывая нас к экрану своим мистическим шармом. И не зря.
Похороны собаки являются поворотной точкой и зловещим предзнаменованием грядущих смертей, символических и не только. И основной идеей, внезапно и грозно представленной зрителю: тот, кто решает похоронить себя (имею в виду «смену масти» главным героем), открывает этим вереницу похорон, похорон всего самого дорогого. И хоронить ему всё, что было у него дорогого, до тех пор, пока не опомнится. Если опомнится.
С этого момента внутреннее напряжение и внутренняя динамика фильма неуклонно возрастают при сохранении внешнего неторопливого темпа, и это очень правильно: не всё то золото, что блестит, не всё то трагедия, что кричит. Ливановское шаманство достигает уже какой-то первобытной мощи, в помощь ему даётся блистательная Екатерина Васильева, и вместе они легко приводят к желанному катарзису зрителя, давно затаившего дыхание и готового разразиться слезами облегчения… А бедный нелепый Бочкин был нужен, оказывается, только для того, чтоб своей смертью оплатить счёт главного героя к жизни…
Традиционно не могу обойтись без «но». Всё-таки образ Вари должен бы быть решён режиссёром в более разнообразных красках, нежели кровь с молоком. Понимаю, мы не должны были к ней привязываться, наше сочувствие должно быть отдано героине Васильевой, но зачем же давать такую фору великой актрисе? Екатерина Васильева за двухсекундное пребывание в кадре неизбежно перетянет на себя всё зрительское внимание и любовь, так не грех бы и усложнить ей задачу. Для пущего драматизьму.
7 из 10
6 сентября 2021
Что навеял фильм? О чём заставил задуматься? А ведь именно этим кино и хорошо.
Задуматься. Поразмыслить над увиденным. Сопрячь. Согласен — не согласен. Как не странно, внутри зазвучал сравнительный анализ тематической палитры предоставленной автором зрителю. А с чем сравнивать? С «Призраком», 1991года.
С «Не стреляйте в белых лебедей», 1980г. Почему с этими двумя? И там и там инспектора. И там и там, на страже био культуры. А Чернов и Бочкин в нашем фильме как раз эту самую био культуру представляют. Они биологи. Работают в организованном ими самими заказнике. В предтундровье. Основная сюжетная линия, имеющая схожий характер и «выстреливающая» — противостояние.
Никита Высоцкий достойно воплотил образ борца с расхитителями осетровых на Каспии. Сильвестр Сталлоне, посмотрев российскую ленту и впечатлённый экшном в тростниковых зарослях узких промоин-проток, не побрезговал бы пожать главному персонажу руку и обменять DVD «Рэмбо» на нашего «Призрака». Качественно. Со вкусом. По схожему сценарию. Американец счёл возможным даже сжечь заправочную станцию в городке шерифа, наш — рыбоохранный домик на колёсах, а газовый баллон ахнул так, что на другом конце океана поморщились. «Ихний» Джонни перепоясанный пулемётными лентами, как революционный матрос (правда без бушлата), поверг в страх и уныние не только заплывших телесами мундирных звёзд, но посеял панику и среди мирных обывателей. Наш — наносил точечные уколы, только по обидчикам и сколько мог, гримировался под сущность нижних миров.
Увы, «наша лента» стрельбой не грешит. И выстрел здесь едва ли не один единственный. В собаку-волка «московского гостя» как предупреждение ему самому — езжай в каменные джунгли, а пустошь вечной мерзлоты оставь коренным аборигенам. Но поспешили. И с выстрелом тоже. Поспешили. Он уже давно «перезрелок» — перегорел в себе, изверился пустотой борьбы, бесплодием рвения что то изменить и приготовил для себя запасной аэродром. Кресло в тёплом кабинете, с секретаршей референтом. И командировки в сытую Европу взамен арктическим вояжам. Он смышлён и деловит, с лёгкостью меняет брезентовую штормовку на цивильный костюм. Возрастная зрелость проросла в нём степенностью покоя, зонтичными дождями вместо стылого трепета палатки. Таков персонаж Аристарха Ливанова. Впереди — ковровая дорожка. С офисными поклонами. С присутственными днями на работе — могут проверить (два раза в неделю быть обязательно). Вот это жизнь! Как сыр в масле!
Второй «ботаник» и вовсе не воспринимается кем либо всерьёз, он альтер эго своего более жизненностойкого друга, сентиментальная «модель». И в этом его зеркальное отражение со С. Любшиным, Н. Высоцким. Правдолюб. Честность как смысл жизни. Служение долгу. Всецело. Без остатка. Доминанта фанатизма. Бочкин. Его фамилия Бочкин. Какие ассоциации у русского человека может вызвать персонаж с данной зарубкой? Сама жизнь ему отмерила кредо от рождения. Он заложник быть тем, что предначертано. И исполнять, неся свой крест.
В нём трагичность отголоска «Не стреляйте в белых лебедей», в нём граница белого и чёрного, в нём сермяжная правда без изворотливости, ясная и простая. Закон. Порядок. Право и правила. И жизнь по совести. Никогда не предаст. Как это там у Владимира Семёновича?
Я стою, стою спиною к строю, -
Только добровольцы — шаг вперед!
Нужно провести разведку боем, -
Для чего — да кто ж там разберет…
Кто со мной? С кем идти?
Так, Борисов… Так, Леонов…
И еще этот тип
Из второго батальона!
Да, Бочкин как раз «этот тип из второго батальона». С. Любшин, Н. Высоцкий — юродивые в благополучном обществе. Отторгаемые. Не от мира сего. Идущие наперекор. Вопреки здравому. И здесь, в этом фильме мы видим такого же «счастливца». Конечно же, он проигрывает и значительно, лощёному господину, он не жилец, он вымирающий тип. Его мало кто понимает из мужчин, а у женщин он способен вызвать лишь брезгливую улыбку, усмешку снисхождения.
Ключевая сцена фильма объяснение двух друзей. На стихийном просторе. Этот простор их вскормил. Вырастил. Но пути их расходятся. И девочка-дурочка как разменная монета в новую жизнь. Вот-вот должна придти.
А потом?
А потом девочка с ЧУЖИМ дядей, в ЧУЖОЙ город, в ЧУЖУЮ квартиру.
… За новой жизнью, новой славой
В прямую гущу бурь и вьюг…
Одним словом ДРАМА постепенно-постепенно перетекает в МЕЛОДРАМУ и зритель наслаждается сюжетными коллизиями СТАРАЯ СЕМЬЯ — НОВАЯ СЕМЬЯ. Одна из вариаций как жить можно и как жить нельзя. Каждому своё.
7 из 10
14 сентября 2018