Это было прошлым летом
6.3
1988, драма
СССР, 2 ч 35 мин
В ролях: Аристарх Ливанов, Дарья Михайлова, Михаил Глузский, Пётр Юрченков ст., Елена Аминова
и другие
После окончания института биологи Чернов и Бочкин едут в тундру и организовывают заказник. Испытывая постоянное сопротивление местного начальства, Чернов не выдерживает напряженной обстановки и решает вернуться в Москву. Бочкин расценивает поступок друга как предательство...
Дополнительные данные
оригинальное название:

Это было прошлым летом

год: 1988
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Михаил Биц
композитор:
жанр: драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 35 мин
Другие фильмы этих жанров
драма

Отзывы критиков о фильме «Это было прошлым летом», 1988

Не весь перестроечный кинематограф барахтался в помойной яме, дно которой выстилали «интердевочки» и «маленькие веры». Случались и попытки честного осмысления новых веяний, приживления их на старую культурную почву. Но, ввиду общей туманности новых перспектив и вполне оправданного скепсиса в их отношении, честные художники, наскоро отдав дань требованиям нового времени, развивали в своих фильмах классическую, проверенную тему — потеря себя и смысла жизни. С этой темой невозможно прогадать: каждый мыслящий человек когда-нибудь упирается в неё…

У этого фильма есть один существенный недостаток: он слишком долго разгоняется. Практически всю первую серию я не могла понять, куда клонят авторы, какова основная идея их фильма. «Борьба добра со злом» — хм… Зло невнятно, добро картонно, какой уж тут конфликт (а без конфликта нет произведения искусства). «Лав стори» раздражает своей надуманностью: слишком очевидно не нужна этому умному, усталому мужчине эта прелестная селянка, слишком не монтируется он с ней. Да что там он — сама Дарья Михайлова не монтируется со своим персонажем: эта актриса с самой ранней юности способна играть нечто большее, чем свежесть щёчек и коленок… Всю первую серию вывозит на себе тонкий артист и красивый мужчина Аристарх Ливанов, приколдовывая нас к экрану своим мистическим шармом. И не зря.

Похороны собаки являются поворотной точкой и зловещим предзнаменованием грядущих смертей, символических и не только. И основной идеей, внезапно и грозно представленной зрителю: тот, кто решает похоронить себя (имею в виду «смену масти» главным героем), открывает этим вереницу похорон, похорон всего самого дорогого. И хоронить ему всё, что было у него дорогого, до тех пор, пока не опомнится. Если опомнится.

С этого момента внутреннее напряжение и внутренняя динамика фильма неуклонно возрастают при сохранении внешнего неторопливого темпа, и это очень правильно: не всё то золото, что блестит, не всё то трагедия, что кричит. Ливановское шаманство достигает уже какой-то первобытной мощи, в помощь ему даётся блистательная Екатерина Васильева, и вместе они легко приводят к желанному катарзису зрителя, давно затаившего дыхание и готового разразиться слезами облегчения… А бедный нелепый Бочкин был нужен, оказывается, только для того, чтоб своей смертью оплатить счёт главного героя к жизни…

Традиционно не могу обойтись без «но». Всё-таки образ Вари должен бы быть решён режиссёром в более разнообразных красках, нежели кровь с молоком. Понимаю, мы не должны были к ней привязываться, наше сочувствие должно быть отдано героине Васильевой, но зачем же давать такую фору великой актрисе? Екатерина Васильева за двухсекундное пребывание в кадре неизбежно перетянет на себя всё зрительское внимание и любовь, так не грех бы и усложнить ей задачу. Для пущего драматизьму.

7 из 10

6 сентября 2021

Ты бы пошел с ним в разведку? Нет или да?

Что навеял фильм? О чём заставил задуматься? А ведь именно этим кино и хорошо.

Задуматься. Поразмыслить над увиденным. Сопрячь. Согласен — не согласен. Как не странно, внутри зазвучал сравнительный анализ тематической палитры предоставленной автором зрителю. А с чем сравнивать? С «Призраком», 1991года.

С «Не стреляйте в белых лебедей», 1980г. Почему с этими двумя? И там и там инспектора. И там и там, на страже био культуры. А Чернов и Бочкин в нашем фильме как раз эту самую био культуру представляют. Они биологи. Работают в организованном ими самими заказнике. В предтундровье. Основная сюжетная линия, имеющая схожий характер и «выстреливающая» — противостояние.

Никита Высоцкий достойно воплотил образ борца с расхитителями осетровых на Каспии. Сильвестр Сталлоне, посмотрев российскую ленту и впечатлённый экшном в тростниковых зарослях узких промоин-проток, не побрезговал бы пожать главному персонажу руку и обменять DVD «Рэмбо» на нашего «Призрака». Качественно. Со вкусом. По схожему сценарию. Американец счёл возможным даже сжечь заправочную станцию в городке шерифа, наш — рыбоохранный домик на колёсах, а газовый баллон ахнул так, что на другом конце океана поморщились. «Ихний» Джонни перепоясанный пулемётными лентами, как революционный матрос (правда без бушлата), поверг в страх и уныние не только заплывших телесами мундирных звёзд, но посеял панику и среди мирных обывателей. Наш — наносил точечные уколы, только по обидчикам и сколько мог, гримировался под сущность нижних миров.

Увы, «наша лента» стрельбой не грешит. И выстрел здесь едва ли не один единственный. В собаку-волка «московского гостя» как предупреждение ему самому — езжай в каменные джунгли, а пустошь вечной мерзлоты оставь коренным аборигенам. Но поспешили. И с выстрелом тоже. Поспешили. Он уже давно «перезрелок» — перегорел в себе, изверился пустотой борьбы, бесплодием рвения что то изменить и приготовил для себя запасной аэродром. Кресло в тёплом кабинете, с секретаршей референтом. И командировки в сытую Европу взамен арктическим вояжам. Он смышлён и деловит, с лёгкостью меняет брезентовую штормовку на цивильный костюм. Возрастная зрелость проросла в нём степенностью покоя, зонтичными дождями вместо стылого трепета палатки. Таков персонаж Аристарха Ливанова. Впереди — ковровая дорожка. С офисными поклонами. С присутственными днями на работе — могут проверить (два раза в неделю быть обязательно). Вот это жизнь! Как сыр в масле!

Второй «ботаник» и вовсе не воспринимается кем либо всерьёз, он альтер эго своего более жизненностойкого друга, сентиментальная «модель». И в этом его зеркальное отражение со С. Любшиным, Н. Высоцким. Правдолюб. Честность как смысл жизни. Служение долгу. Всецело. Без остатка. Доминанта фанатизма. Бочкин. Его фамилия Бочкин. Какие ассоциации у русского человека может вызвать персонаж с данной зарубкой? Сама жизнь ему отмерила кредо от рождения. Он заложник быть тем, что предначертано. И исполнять, неся свой крест.

В нём трагичность отголоска «Не стреляйте в белых лебедей», в нём граница белого и чёрного, в нём сермяжная правда без изворотливости, ясная и простая. Закон. Порядок. Право и правила. И жизнь по совести. Никогда не предаст. Как это там у Владимира Семёновича?

Я стою, стою спиною к строю, -

Только добровольцы — шаг вперед!

Нужно провести разведку боем, -

Для чего — да кто ж там разберет…

Кто со мной? С кем идти?

Так, Борисов… Так, Леонов…

И еще этот тип

Из второго батальона!

Да, Бочкин как раз «этот тип из второго батальона». С. Любшин, Н. Высоцкий — юродивые в благополучном обществе. Отторгаемые. Не от мира сего. Идущие наперекор. Вопреки здравому. И здесь, в этом фильме мы видим такого же «счастливца». Конечно же, он проигрывает и значительно, лощёному господину, он не жилец, он вымирающий тип. Его мало кто понимает из мужчин, а у женщин он способен вызвать лишь брезгливую улыбку, усмешку снисхождения.

Ключевая сцена фильма объяснение двух друзей. На стихийном просторе. Этот простор их вскормил. Вырастил. Но пути их расходятся. И девочка-дурочка как разменная монета в новую жизнь. Вот-вот должна придти.

А потом?

А потом девочка с ЧУЖИМ дядей, в ЧУЖОЙ город, в ЧУЖУЮ квартиру.

… За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг…

Одним словом ДРАМА постепенно-постепенно перетекает в МЕЛОДРАМУ и зритель наслаждается сюжетными коллизиями СТАРАЯ СЕМЬЯ — НОВАЯ СЕМЬЯ. Одна из вариаций как жить можно и как жить нельзя. Каждому своё.

7 из 10

14 сентября 2018

Драма Это было прошлым летом появился на телеэкранах в далеком 1988 году, его режиссером является Наталья Збандут. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Аристарх Ливанов, Дарья Михайлова, Михаил Глузский, Пётр Юрченков ст., Елена Аминова, Раиса Куркина, Мария Капицкая, Георгий Штиль, Тамара Витченко, Алексей Борзунов, Владимир Качан, Александр Спирин, Галина Чурилина, Сергей Селиванов, Виктор Плотников.

Страна производства - СССР. Это было прошлым летом — имеет рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,2 из 10. Значение чуть ниже среднего.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.