Морис (1987)

Maurice
Рейтинг фильма
Кинопоиск 7.4
IMDb 7.7
Описание фильма
оригинальное название:

Морис

английское название:

Maurice

год: 1987
страна:
Великобритания
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Пьер Ломм
композиторы: , ,
художники: Брайан Сэйвгар, Дженни Беван, Питер Джеймс, Брайан Эклэнд-Сноу, Джон Брайт, Уильям Пирс
монтаж:
жанры: мелодрама, драма
Сколько денег потрачено и получено
Бюджет: 1
Сборы в США: $2 438 304
Мировые сборы: $2 438 304
Дата выхода
Мировая премьера: 15 сентября 1987 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч. 20 мин.
Отзывы о фильме Морис

1910-е годы. Рафинированное английское общество. Молодые студенты в процессе обучения и обсуждения различных сторон личной жизни и древней поэзии влюбляются друг в друга. Их отношения заканчиваются со свадьбой одного из них. Второй студент страдает, пытается лечиться и в результате все же находит то, что ему нужно.

Другие фильмы этих жанров
мелодрама, драма

Видео: трейлеры и тизеры к фильму «Морис», 1987

Видео: Трейлер (Морис, 1987) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер
Видео: Трейлер №2 (Морис, 1987) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер №2

Отзывы критиков о фильме «Морис», 1987

Главный спец по экранизациям знаменитого английского писателя Эдварда Моргана Фостера Джеймс Айвори, известный своим исключительно придирчивым и утонченным подходом не только к переносу на экран британских реалий начала XX века, но и изучению человеческих взаимоотношений, сразу после успеха одной из своих лучших режиссерских работ «Комната с видом» приступил к экранизации самого, наверное, личного для себя романа Фостера «Морис». История любви двух студентов Кембриджа, Мориса и Клайва, которые не смогли быть вместе из-за страха общественного осуждения и реального тюремного срока, была опубликована лишь спустя 56 лет после написания и Айвори, видимо, решил, что середина 80-х гг. ХХ века уже морально готова к фильму, исследующему подобную тему. Утонченность, с которой он подходит к материалу, колориту эпохи и мельчайшим нюансам в ее воссоздании, вновь вызывает уважение, но само кино трудно назвать цельным и по-настоящему цепляющим. Очень сильно ощутимо, что из романа будто были вырезаны солидные куски, поскольку сцены как-то скачут рывками, без плавных и вдумчивых переходов, а самые важные и ключевые моменты в развитии отношений Клайва и Мориса подаются неловко, без необходимых реакций. Герой Хью Гранта во второй половине картины, которую можно описать как «Любовник Лорда Чаттерлея» из-за связи Мориса с лесником, вообще как-то самоустраняется из сюжета и внимания его личной драме не уделяется почти никакого.

Поначалу возникало впечатление, что в дело вмешивалась цензура, не позволяющая в ту пору более смело рассказывать о таких вещах, но как раз относительно откровенности тут нет никаких запретов, хотя вместо этого хотелось бы видеть более усиленный акцент на психологической глубине и тонкостях переживаний героев. Удостоенные Серебряной премии Венецианского МКФ за лучшую мужскую роль Джеймс Уилби и Хью Грант очень хороши по отдельности, но вместе у них практически нет никакой химии и скованность между друг другом, как и с персонажем Руперта Грейвза, они преодолевают с заметным трудом. Наверное, неловкость — лучшее слово, которым можно описать впечатление от просмотра этой довольно неплохой, но все же ощутимо сыроватой и недостаточно глубокой картины, и дело вовсе не в щекотливой тематике. В этой ленте каким-то парадоксальным образом сочетается эротизм и смелое желание рассказать историю без прикрас с робостью и неуверенностью, словно авторы картины сами испугались собственной храбрости и внезапно застеснялись. С другой стороны, конечно, легкая застенчивость в сочетании с визуальной изысканностью и тонкостью пусть не совершенной актерской игры производит куда более сильное впечатление, чем пошлость и приземленная вульгарщина, так что «Мориса» пока можно считать хорошим упражнением в развитии этой темы, но еще далеко не шедевром. На «Оскар» картина попала только в одну номинацию — за лучшие, как всегда, костюмы от Дженни Бивен, а вот на фестивале в Венеции, помимо призов за мужские роли, фильм удостоился «Серебряного льва» и премии «Золотые Озеллы» за лучшую музыку.

7 из 10

27 марта 2018

Наша тайна

Хочется пожать руку этому режиссеру. За карьерой Джеймса Айвори десятки фильмов, и он несомненно внес свой вклад в мировой кинематограф. Я особенно люблю и выделяю его такие фильмы как «Комната с видом» и «Усадьба Хауардс-Энд». Такое ощущение, как будто режиссер сам жил в то время когда происходят события в его фильмах, и так все точно и педантично знает. Эпоха того времени показана невероятно точно и правдиво. Всегда получаешь большое удовольствие, смотря любое кино Айвори.

Перед нашим вниманием одноименная экранизация романа Форстера «Морис». Этот фильм я выделяю в первую очередь из фильмов данного режиссера. Картина смелая и провокационная откровенная и очень настоящая. Как будто мы видим реальную, чью-то историю показанную правдиво и реалистично. Режиссер все детально продумал, и перед нами тонкое, глубокое кино, заслуживающее пристального внимания.

Мы видим респектабельное, интеллектуальное, сухое британское общество. На дворе 1910-е годы. История двух молодых студентов, которые познакомились стали близки и поняли, что являются нечто большим друг для друга. Все идет к тому, что один женится, а второй начинает капаться в себе и искать объяснения своему «пороку». Его путь будет полон сомнений, но судьба покажет ему дорогу…

Эта кинокартина настоящий подарок для тех, кто любит и ценит чистое тонкое кино о любви, чувствах, тайнах и вечных темах добра и зла, любви и боли, одиночестве и судьбе. Кино очень сильное и такое настоящее. Именно это слово его хорошо и точно характеризует. Обратите отдельное внимание на весь антураж в картине: атмосфера, костюмы, платья, манеры общения героев, традиции того времени, режиссер все точно раскрыл, поэтому фильм получился неким бриллиантом.

Лично для меня роль в этом фильме актера Джеймса Уилби стала его самой главной и запоминающейся. Актер сыграл своего героя с душой и полностью раскрыл персонаж. Где бы я не видел его в других фильмах Уилби всегда у меня ассоциируется с ролью Мориса. Не могу не сказать про Хью Гранта. Его персонаж был противоречив и нечестен ни к себе, ни к окружающим, но как же актер все это шикарно сыграл и тоже здорово раскрыл свой персонаж. Темной лошадкой в этой картине стал Руперт Грейвз, и его персонаж был настоящим откровением, чем-то глубоким и таинственным. Все трио актеров было идеальное. В небольшой роли было приятно видеть Саймона Кэллоу — любимчика режиссера. Очень талантливый и приятный актер.

«Морис» — британская, костюмированная мелодрама 1987 года и тонкое, замечательное кино от Джеймса Айвори. Я люблю этот фильм, и он несомненно является золотой коллекцией британского кинематографа. Спасибо за внимание и приятного просмотра. Всем хорошего настроения и отличных фильмов!

9 из 10

11 января 2017

Любовник лорда Чаттерли

Кажется, что американский режиссер Джеймс Айвори любит английскую литературу эдвардианской эпохи, как иные американские миллионеры в эту самую эпоху любили старинные аристократические замки, — разбирая их до основания и перевозя куда-нибудь в пригород Чикаго в попытке купить по сходной цене чужую историческую память. Львиная доля его фильмов посвящена именно зыбкому безвременью на границе девятнадцатого и двадцатого веков — периоду, когда английское общество постепенно начинало оттаивать от ледяной строгости викторианской эпохи и все острее предчувствовало неизбежный крах прежних устоев, начавшийся Первой и завершившийся Второй Мировой. Этим хрупким миром Айвори восхищается, едва ли не до одержимости, любовно воссоздавая детали интерьеров и костюмов, тончайшей кистью выписывая образы героев и угасающее величие загородных поместий.

Большой поклонник Э. М. Форстера, Айвори экранизировал три его романа: «Комната с видом», «Морис» и «Усадьба Хауардс-Энд» — но именно «Морис» видится наиболее удачным. В двух других фильмах режиссера, как ни парадоксально, подвела его любовь к эпохе и антуражу: в них больше значимых героев, и рельефный второй план из бесчисленных характерных родственников, все время норовит вылезти вперед и затмить собой основное действие. «Морис» же практически полностью фокусируется на заглавном герое и его отношениях сначала с университетским приятелем Клайвом Даремом, а затем с юным лесничим Алеком Скаддером (забавно, что у Форстера, как и у Лоуренса, чисто физическая, животная привлекательность воплотилась именно в образе лесничего), что делает фильм более цельным. То, что «Морис» посвящен именно однополой любви, тоже выгодно отличает его от других экранизаций Форстера, добавляя нерв и внутреннюю напряженность, которых как раз немного недоставало «Комнате с видом» и «Хауардс-Энду» — муки несостоявшейся, потерянной любви становятся еще тяжелее от невозможности хоть с кем-то разделить горе.

Сквозные темы Форстера (а вслед за ним и Айвори) легко читаются и в «Морисе»: здесь есть место и раскрепощению общества, в том числе и сексуальному, и столкновению мировоззрений традиционной мелкопоместной аристократии, уверенно превращающейся в господствующий класс буржуазии и собирательных «низов», которые начинают все смелее заявлять о своих правах. В какой-то момент именно этот конфликт выходит на первый план в виде любовного треугольника, драматичного из-за полнейшего несоответствия ожиданий составляющих его героев. Утонченный до бесстрастности Клайв отвлеченно грезит о поэтичном единении душ, да еще так, чтобы оно не шло в ущерб потенциально блестящей карьере. Морис мечтает о недоступной свободе быть собой и физической близости с любимым человеком. Скаддер же изо всех сил пытается добиться того, чтобы его для начала заметили, а потом — чтобы видели в нем равного. Несомненный успех картины — актерское трио, идеально попадающее в образы: Хью Грант с его отстраненно-благодушной, не от мира сего, улыбкой, перманентно растерянный Джеймс Уилби и Руперт Грейвз с безумными глазами, обиженным голосом и смешным акцентом.

В каком-то смысле каждый из героев в итоге получает то, чего хотел — пусть и не полной мерой, а скорее общественно допустимой, вопрос, который подвешивает в финале Айвори скорее в том, куда это исполнение желаний поведет их дальше. Форстер удалил из окончательной редакции эпилог, где раскрывалась судьба героев, но «хотел, чтобы они были счастливы». Айвори, судя по всему, хотел того же, но приметы времени слишком отчетливы, чтобы зритель мог искренне верить в безоблачно счастливый финал. Сестры Мориса изучают медицину, чтобы стать сестрами милосердия в пока еще только «по слухам готовящейся» войне; безнадежно протекающая крыша и расстроенный рояль в имении Даремов воплощают начавшийся упадок прежней аристократии; а в финале Клайв печально затворяет все окна, окончательно давая понять, что возврат к прежней безмятежности невозможен.

Айвори знает, а Форстер искренне надеялся, что гомосексуализм перестанут считать преступлением, позорной склонностью, вычеркивающей человека из «благородного», а то и просто «нормального» общества. И самое ценное в фильме, то, что режиссер не стал снимать политический манифест, громогласно обличающий ханжество и лицемерие. Айвори смог с искренним чувством и убежденностью показать то, что, думается, занимало и Форстера: в словосочетании «однополая любовь» главное слово «любовь», даже при том, что публика, пусть и сто лет спустя, куда охотнее и острее реагирует именно на «однополая».

27 сентября 2016

Костюмная драма

На мой взгляд, наряду с картиной «На исходе дня», это — лучший фильм Джеймса Айвори. Лучший потому, что кроме всегда присутствующей в его картинах мастерски воссозданной атмосферы викторианско-эдвардианской эпохи начала 20го века, здесь есть еще и сильная эмоционально-драматическая составляющая. Та составляющая, которая не позволяет действию превратиться в просто изысканно-созерцательное и приятное для глаз действо (как в других, без сомнения прекрасных его кинокартинах).

История однополой любви, основанная на одноименном романе любимого писателя Айвори англичанина Э. М. Форстера, поражает своей убедительной «сыгранностью». И здесь, кроме заслуги режиссера, есть безусловно большая заслуга актеров, превосходно исполнивших главные роли и сумевших искренне и открыто показать переживания главных героев, — так, что их жалеешь и оправдываешь, за них действительно переживаешь, им и вправду сочувствуешь. Актеры второго плана и эпизодов (такие как Саймон Кэллоу и Денхолм Эллиот) также справились со своими задачами в высшей степени замечательно.

Ну и о блестящей работе декораторов и костюмеров в фильмах Джеймса Айвори говорить не приходится — так как она всегда безупречна. Кроме того, нельзя не отметить тонко выверенную и деликатную операторскую работу, превращающую все это в совершенно изумительное зрелище.

Из недостатков фильма можно выделить только один, сценарный, и то незначительный — начальная нарезка из жизни героев в Оксфорде на первых парах немного сбивается со своего темпа, а эпизоды не обладают достаточной завершенностью. Однако затем все выравнивается и далее идет уже в правильном темпо-ритмическом ключе вплоть до поражающей своей острой и скрытой эмоциональностью заключительной сцены.

Фильм поднимает социально-нравственные вопросы общества того времени, темы личной свободы и несвободы а также личного выбора, и кроме панорамного среза нравов Великобритании начала века является, в первую очередь, историей подлинной любви и настоящего человеческого чувства и одной из лучших и наиболее достоверных и проникновенных картин о гомосексуалистах.

9 из 10

27 августа 2015

Там, где страх — места нет любви…

Фильм не показался мне скучным: очень жизненный. Актеры играют замечательно!

В университете возникает взаимная любовь между Клайвом и Морисом. Но по настоянию первого, их любовь не должна оскверняться сексом. Чопорный Клайв и терпеливый Морис. Все усугубляется скандальным арестом университетского знакомого. Клайв испытывает такой страх перед оглаской, что с ним случается истерика. Он отвергает свою природу, уезжает и наспех женится. Ведет нормальную жизнь. Карьера, репутация, пуританские нравы ему важнее своих чувств. Клайв просто убивает в себе чувственность. Он пытается обьяснить Морису важность условностей, правил, призывает жениться.

Несчастный Морис пытается лечиться — безуспешно. Когда жена Клайва подозревает, что его друг влюблен, он застывает на месте. Приходит к нему в комнату обеспокоенный, думая, что Морис выбрал такой же путь. Клайв не горит страстью к жене, лежит рядом с ней задумчивый и жалкий.

Но, когда Клайв узнает о страстной влюбленности Мориса, его словно громом поразило. И возмутили такие пикантные подробности. Он в замешательстве. Ведь у кого-то в жизни любовь и счастье. Клайва задевают слова Мориса: «Он пожертвовал ради меня карьерой». Безрассудство! Система мировоззрения Клайва ломается. Морис резок, уходит не дослушав его и не прощаясь. Клайв шокированный входит в дом, обнимает жену, сдерживая эмоции (возможно приступ отчаянья), закрывает ставни, видит молодого Мориса, машущего ему рукой… Из всех людей только его Клайв и любил, и безвозвратно потерял тогда, когда отказался от любви.

Несомненно, фильм великолепный!

10 из 10

8 февраля 2015

Великолепный фильм

Редко удаётся встретить поистине достойный фильм, раскрывающий проблему взросления, и ещё реже — тот, где поднимается тема гомосексуальности. Фильм «Морис» режиссёра Джеймса Айвори не только оправдал, но и превзошёл все мои ожидания.

Фильм приоткрывает нам занавесь истории и предлагает окунуться в эпоху Викторианской Англии. Посему однозначным плюсом картины хочется, в первую очередь, отметить её атмосферность: декорации и костюмы рисуют для зрителя картины начала двадцатого столетия, столь правдивые и настоящие, что и вовсе забывается «постановочность» фильма. Кажется, словно выгляни в окно — и вот они: узкие улочки Лондона, экипажи, джентльмены в смокингах и благовоспитанные леди. Создание «настоящей» атмосферы — огромный труд и одна из важнейших задач, с которой режиссёр справился на высший балл.

Разумеется, фильм не получился бы без должной актерской игры. Талант Джеймса Уилби и Хью Гранта заставил сопереживать персонажам так, будто это — живые люди, а вера в реальность геров — высшая похвала для любого актёра. Марк Тэнди заставил полюбить своего «испорченного» лорда Рисли (а какая у этого человека великолепная мимика, какой выразительный взгляд!), а Фиби Николлс сыграла Энн так, что не смотреть на эту героиню с теплотой попросту не получалось — вопреки всему.

Но особенно мне бы хотелось отметить интереснейшее, на мой взгляд, свойство данной картины: множество говорящих сцен. Именно говорящих, поставленных так, что не нужны слова — достаточно эмоций, смысловой подоплёки, мимики и полувзглядов, достаточно для того, чтобы рассказать больше, чем иной многостраничный текст. Телефонный разговор лорда Рисли и Клайва, где персонаж Хью Гранта раскрывается едва ли не полнее, чем во всём фильме в целом (и это — полуминутная сцена!). Уединение Мориса и Клайва, столь предательски приведшее к отчислению обоих — и здесь персонажи раскрываются, как на ладони, позволяя понять за несколько мгновений, что значит любовь для одного и для другого (мы — понимаем, Морис Холл — нет, и в этом его трагедия). Разговор Мориса и Ады, угрозы Алека Морису — в этих сценах чистейшая психология, они ярко показывают нам, на какие крайности и низменности в отчаянии и страхе способен человек. Морис и Алек: сперва — срыв недолюбившего, измученного борьбой души и разума мужчины, а потом — притяжение, такое, какое манит мотылька к нечаянному теплу (и здесь — огромное спасибо создателям за счастливый финал, мне до последних секунд фильма не верилось, что он возможен). И как самую горячую, самую эротичную и самую страстную сцену фильма мне хочется отметить игру в крикет — «испанский танец» в чистом виде, иных сравнений у меня не возникает.

Чтобы не оказаться предвзятым, следовало бы указать и минусы картины, но за два с лишним часа взахлёб просмотренного фильма ни одного отрицательного момента как-то и не обнаружилось. Посему ставлю десять из десяти и выражаю своё искреннее почтение создателям.

26 октября 2014

Любовь и голубые

Одноименный роман англичанина Эдварда Моргана Форстера (1879—1970), по которому снят фильм, вполне мог попасть в книгу рекордов Гиннеса, поскольку впервые был издан на родине только через 56 лет после написания (в России и того позже — лишь в первой половине 1990-х), что для либеральной державы ХХ века является вечностью. Форстер тайно писал роман с 1913-го года, денно и нощно опасаясь, что рукопись найдут, поскольку к тому времени в Англии уже 30 лет существовал закон о смертной казни за содомитскую любовь — мужеложство.

Отсрочка публикации позволяла ему многократно перерабатывать текст, над которым он проработал фактически всю оставшуюся жизнь. Роман вышел в 1971 году — через год после смерти автора. В принципе, Форстер мог опубликовать его и раньше, когда в середине столетия однополая любовь уже перестала быть в Британии криминалом. Однако писатель решил, что книга должна быть опубликована только после его кончины, что, собственно, и случилось. И когда «Мориса» впервые издали в Англии, он стал чем-то вроде лирического манифеста геев.

В основу вымышленной истории об отчаянной борьбе Мориса Холла со своей неправильной сексуальной ориентацией, ставшей следствием непреодолимой тяги к университетскому другу Клайву, положены личные переживания Форстера, связанные с обучением в Кембридже. Наполненная чувственной эротикой атмосфера учебного заведения способствовала развитию нетрадиционных отношений в этом сугубо мужском сообществе. Созданный студентами «Клуб апостолов» стал прибежищем интеллектуалов и приверженцев главенства личных отношений над всеми прочими.

Именно тогда Форстер впервые влюбился в своего однокурсника Г. О. Мередита, который и становится в романе (и в фильме) прототипом Клайва Дурхэма. Несмотря на то, что Форстер считается одним из столпов гей-литературы, писатель далеко не сразу решился обнажить свои истинные половые пристрастия на бумаге. Перед «Морисом» им было написано несколько «гетеросексуальных» романов, два из которых, «Комната с видом» (1908) и «Хауардс-энд» (1910), были экранизированы Джеймсом Айвори (соответственно в 1985-м и 1991-м годах).

Таким образом, Айвори можно считать главным популяризатором Форстера, в свою очередь, ставшего последователем таких видных британских литераторов-геев, как Эдвард Карпентер и Оскар Уайльд. Правда, в отличие от Форстера, Айвори в меньшей степени беспокоит сексуальная направленность первоисточника. Куда больше интригует сама эпоха Викторианской Англии: именно к этому времени и обращены главные ленты режиссёра, в том числе лучшая — «Остаток дня» (1993).

В «Морисе», чьи основные события разворачиваются в 1913—1914-х годах, постановщика более всего интересуют нравы, обычаи и ритуалы британской знати начала века. Тонкий вкус и стилистически точное воссоздание атмосферы избавляют фильм от тех «диссидентских» настроений, которые отличают роман. Вот почему поклонники гомо-клубнички вряд ли обнаружат здесь искомые пикантные детали.

Два главных исполнителя — Джеймс Уилби (Морис) и Хью Грант (Клайв) — так убедительно сыграли свои роли, что сначала оба получили по призу Венецианского фестиваля (поровну за лучшую мужскую роль), а вдобавок ко всему стали ещё и «голубыми иконами» гей-диаспоры. Причем, по иронии судьбы, красавчик Грант, играющий всё же гетеросексуала, был здесь вне конкуренции.

16 апреля 2014

«К человеческой природе Англия обычно бывает глуха».

1910-е. Консервативная Англия. А геи были всегда и всегда будут. Даже тогда. И даже там. А о чём собственно фильм? Да всё о том же, господа. Про геев.

Режиссёр, как написано в интересных фактах, делал акценты скорее не на нетрадиционнной ориентации героев, а на детальном описании нравов, традиций, поведения в викторианскую эпоху. И ему эту удалось. Дух времени витал, ещё как витал… Эх, чопорные британцы в очередной раз изумляют своими костюмированными картинами.

Многие жалуются на затянутость фильмов такого ранга. А лично я люблю все эти балы, крикеты, записки, платья, смокинги и званые обеды. Люблю эту неспешность повествования и прочее аристократство. Люблю такую Англию. Я ж девочка, черт возьми. И мне такое иногда нужно. «Морис» конечно не Англия а-ля Джейн Остен (ведь даже время не то), но всё же моим девичьим потребностям удовлетворяет. Я сейчас о костюмах, сценарии, операторской работе(в которой нет ничего лишнего) и самой атмосфере.

Что касаемо самого сюжета,не сильно-то и впечатлил. Первая половина, в которой витало что-то этакое (не без участия снятых планов кампусов университета, которые выглядели величественной тюрьмой, символизируя клетку, которая замкнула молодых геев в нормах общества). И даже редкие, но меткие любовные сцена Хью Гранта и Джеймса Уилби обещали нечто интересное. А вот все далее и далее по хронологии, события стали едва ли интересными. Усатый сначала Уилби, а потом и Хью Грант (о боже, кто прицепил Гранту эти кошмарные усы?) становились старше, у них пропали все иллюзии и они перестали общаться. Ну как общаться… эту холодную дружбу ничем толковым и не назовешь. Конечно потом появился герой Руперта Грейвза, совершенно милый и очаровательный, но что в плане сюжета? Фильм не скучен, нет. Все 2 часа 20 минут он нормально смотрится. Но после просмотра… вспомнить нечего. Ты понимаешь, если тебе нужно будет рассказать другу, про что фильм, ты не сможешь его заинтересовать. Просто нечем.

Я чудесно отношусь к гомосексуализму и поощряю проекты о нём. Тот факт, что книга была написана уже очень давно (ещё в то время, когда за «не ту» ориентацию арестовывали),мне греет душу. И отрадно, что книга нашла своего читателя спустя столькоо лет. И фильм также вышел не благодаря, а вопреки. Но всё же… Я бы не стала говорить о том, что эту лучшее на эту тему.

Теперь об актерах. Точнее, об актёре. Хью Грант,всем известный как романтический герой из комедий и мелодрам, начинал действительно со стоящих и рискованных образов. Такой наутралистый натурал — и совершенно геестый образ! Играет потрясающе. Он убедил меня в своем таланте. Он необнообразен. Это просто я не те фильмы смотрю.

Ну и приятным сюрпризом на экране стала Хелена Бонем-Картер, чудом замеченная мной в одном эпизоде. Несмотря на то, что я ее очень люблю, об этом фильме я не слышала. Прямо бальзам на душу, когда видешь любимых актеров там, где видеть не ожидал.

В целом, «Морис» — фильм хороший и со смыслом. Он интересен размышлениями студентов, искренними сценами двух влюбленных, женскими образами (есть в них что-то прелестное). Интересно увидеть внутренний конфликт героя Хью Гранта, то, как его трусость перевешивает его сущность. Эта ситуация, как ни прискорбно звучит, и в наше время не редкость. Многие гомомсекусалисты так и живут под масками натуралов, чем делают несчастными себя и всех остальных. А что можем мы… Где нам взять смелость, чтоб подарить ее им? Мир не меняется. По крайней мере, у нас. Не в Америке. Это там мейнстрим. А у нас тут, как в Англии 1910-ых. Сплошной запрет на «пропаганду». И все рады, все счастливы, даже не подозревая о том, с кем живут.

7 из 10

1 августа 2013

Фильм практически полностью соответствует книге. Относясь к тем людям, которые опасаются смотреть экранизации, дабы не испортить впечатления от оригинала, я долго обходил «Мориса» стороной. И зря, ведь Айвори хорошо передал атмосферу романа — персонажи всё так же не вызывают особых симпатий, рассуждают на псевдофилософские темы и не блещут особой эмоциональностью. Сухо и затянуто, как и в большинстве английских историй. Так что, если вам не понравился роман Форстера, даже не тратьте время на просмотр.

Актёрский состав приятно удивляет. Уилби весьма хорош в роли недалёкого и слегка грубоватого Мориса. Если бы вместо него взяли кого-то более смазливого, то сразу бы возникло ощущение несоответствия между увиденным образом и тем образом, что сложился в голове после прочтения книги. Клайв в исполнении Гранта получился невероятно «живым». Эффект контраста внешностей и характеров удался, во всех красках можно наблюдать, как возвышенный философ-романтик с внешностью полубога скатывается до банальной повседневности, собственноручно убивает в себе то, что отличало его от всех остальных, а приземлённый парень (сама посредственность во всех планах!) внезапно отрывается от земли, и всё это ради мечты.

Тем, кто ожидает от фильма сногсшибательных постельных сцен, советую остыть. Не о том была книга, не о том и фильм. Глупо ожидать горячее гей-порно от любого сюжета о гомосексуальных отношениях. Свой рейтинг фильм, видимо, получил за голого Грейвза, и, поверьте, там есть на что посмотреть.

В целом, фильм очень неплох — и любителей творчества Форстера не оскорбит, и не ознакомленного с романом зрителя может чем-то зацепить. Но, как и книгу, эту экранизацию нельзя назвать шедевром.

7 из 10

18 июля 2013

меньше, чем книга, но хорошо

Гомосексуализм считался преступлением в Англии 1910х. Но мужчины, любящие других мужчин, как и женщины, любящие женщин, были и будут всегда.

Фильм «Морис» — экранизация одноименного и отчасти автобиографического романа Эдварда Форстера. Главный герой — выходец из среднего класса, джентльмен, ученик частной школы, позже студент Кембриджа, затем хозяин поместья и человек, занимающий не последнее место в обществе. Первая его любовь — к другу-студенту, взаимная, но, по настоянию последнего, платоническая, мучительная и заканчивающаяся тем, что Клайв, возлюбленный Мориса, остывает к другу и женится. Морис покинут, напуган гонениями, которым подвергся другой его знакомый — тоже гомосексуалист, чья ориентация стала достоянием общественности. Морис пытается излечиться, позже смиряется со своей сущностью и находит счастье и свободу в лице совершенно неожиданного на первый взгляд персонажа.

В этой экранизации акцент делается на любовную линию в первую очередь и на классовые различия во вторую. К большому сожалению практически опущена очень интересная составляющая романа Форстера — то влияние, что Клайв и Морис оказали друг на друга, «пробуждение» последнего, развитие его личности. Джеймс Уилби тонко сыграл изменения, происходящие с его героем, но сюжетного акцента на этом почти нет

Главные достоинства фильма — это атмосфера и актеры. Чудесно прорисованные детали быта джентльменов очаровывают и делают это кино совершенно английским, классическим и от того очень приятным. Джеймс Уилби, в отличии от книжного Мориса, блондин, но в остальном это абсолютно его роль — подходя фактурой сыграл внимательно и деликатно, показал даже те нюансы, что были в романе, но отсутствуют в сценарии. Неожиданный Хью Грант — его Клайв меньший интроверт, нежели книжный Клайв кембриджского периода, однако это интересная и удачная актерская работа. Абсолютное попадание — Руперт Грейвз. Простоватый, несколько дерзкий, целеустремленный и по сути хороший парень из рабочего класса — не просто сыграл по написанному, но будто бы стал Алеком Скаддером. Даже красивые карие глаза, на которые дважды делался акцент в романе — это Грейвз.

В общем, «Морис» — это довольно симпатичная экранизация. Как почти во всех подобных случаях, утеряны некоторые важные смысловые линии, но фильм цельный, интересный сюжетно и кинематографически. Вряд ли понравится тем, кто решается на просмотр из-за гомосексуальной темы, зато должен приглянуться всем влюбленным в Англию и британский кинематограф.

8 из 10

7 апреля 2013

«Если бы пришлось выбирать — предать мою страну или предать друга, надеюсь, я нашел бы мужество предать страну.» Э. М. Форстер

«Моя душа, ядро земли греховной,

Мятежным силам отдаваясь в плен,

Ты изнываешь от нужды духовной

И тратишься на роспись внешних стен»

У. Шекспир. Сонет 146

Эдвард Морган Форстер похоронил свое детище роман «Морис» еще при жизни, завещая возродить его после собственной кончины. Причина — стыд, возможно, страх быть не понятым или понятым превратно. Писатель боялся, что это автобиографическое повествование о мужской любви будет осыпано насмешками, снабжено циничными комментариями или того хуже, предано остракизму. Но в умелых руках преданного поклонника Форстера Джеймса Айвори «Морис» стал одним из прекраснейших и утонченных повествований на тему любви цвета неба.

Глава первая. Морис. Актер Джеймс Уилби кажется идеальным исполнителем роли Мориса Холла. Он статен, в меру растерян, немного сноб и ханжа. Главное его достоинство состоит в не перетягивании одеяла повествования на себя. Являясь центральной фигурой фильма, Морис, тем не менее, не оставляет в тени двух других персонажей, иначе бы задумка Форстера на экране провалилась. Хоть кино и называется именем Холла, отнюдь не он вызывает интерес. Волнует атмосфера, где рождается его чувство, пути, которыми он идет и многочисленные тропинки сомнений, чаяний и отчаяния, которые приводят к тому, к чему приводят. Интересно, что Уилби в «Морисе» тянется к егерю, тогда как в другом фильме («История любви леди Чаттерлей»,1993) с егерем его персонажу, Клиффорду Чаттерлею, изменяет его супруга, леди Чаттерлей.

Глава вторая. Клайв Дарем. Если Уилби только кажется идеальным Морисом, то Хью Грант по сути является идеальным Клайвом. Сложно представить иного актера на его месте. Видимо, планида мистера Гранта — играть достойных и благородных по рождению людей, носящих смокинги, курящих сигары и уснащающих локоны бриолином. Хью нашел верный баланс между холодностью аристократа местного пошиба и неуверенностью влюбленного студента. Также внушает уважение мастерство, с каким любимец английских и не только женщин показал эволюцию чувства Дарема к давнему другу. Складывается ощущение, что воплощая Клайва Дарема, Грант репетировал своего Фредерика Шопена из «Экспромта» (1991). Они оба завоёвывают, уже будучи завоеванными, и мечутся, не до конца уверенные, как бумеранг, возвращающийся на начальную позицию, нанося при этом удар.

Глава третья. Алек Скаддер. Молодой егерь появляется ближе к концу фильма, вносит в него струю нового, свежего и неизведанного. Руперт Грейвз, способный одним своим присутствием вызвать сложный парциальный припадок и пожизненную аритмию, в роли Алека бесподобен. И это еще мягко сказано. Пропуская легкомысленные восторги и вздохи, следует честно признаться, что на фоне пресноватых, пристойно блеклых Уилби и Гранта Грейвз со своими цыганскими глазами и кудрями, неловкими мужланскими манерами и просторечным говором смотрится как экзотическое шоколадное лакомство перед запыленными, фальшиво сладкими леденцами. А иначе и быть не может. Потому что Алек — это совокупность желаний Мориса, его альфа и омега, столь долго ожидаемые и страстно желаемые райские кущи, в которых истерзанная душа несчастного содомита должна обрести покой.

В наши времена сомнения и страхи Форстера по поводу поднятой темы кажутся несерьезными, даже нелепыми. Но не стоит забывать, в какое время жил и творил писатель. Тем более, надо отдать должное Джеймсу Айвори за столь бережную интерпретацию событий. Он снял фильм о любви, о том, какое это хрупкое чувство, насколько оно важно в жизни каждого человека, и что движения души, желание и вожделение невозможно втиснуть в общепринятые и высокомерно одобренные обществом рамки и границы.

9 из 10

1 апреля 2013

Как хорошее вино

Кому-то книга показалась скучной. Но только не мне. Я люблю эти неторопливые английские романы, и они меня совершенно не напрягают. «Морис» Э. Форстера — один из моих самых любимых романов, так что к просмотру фильма я приступала с опаской. С одной стороны, боялась, что кино не дотянет до уровня ожиданий, с другой — имя режиссера, награды и актеры говорили о том, что кино должно быть хорошим. И вот что скажу, фильм просто замечательный. 22 года прошло с момента съемок, но кино не смотрится рухлядью, вытащенной с пыльного чердака. Наоборот, с каждым годом оно воспринимается все лучше. Потому что современные режиссеры уже, наверное, не могут себе позволить такого неторопливого и обстоятельного рассказа, такой тщательности и выверенности кадра. Айвори все-таки невероятный мастер адаптаций. Он так бережно обращается с текстом, почти все диалоги перенесены из романа с точностью, но одновременно Айвори не слепо следует букве, потому что кино — это все-таки другой вид искусства.

Актерская игра просто великолепна. Да, в книге Морис брюнет, а Джеймс Уилби светловолосый, но он так здорово играет внутреннюю зажатость и одновременно силу, боль и переживания героя, что теперь другого Мориса я просто не представляю. Вспомните сцены, когда Морис на свадьбе Клайва. Просто улыбается, но зритель видит, как у него сердце разрывается от горя, или сцена, в которой на крикетном матче он начинает подозревать Алека в шантаже. Сыграно глазами, без единого слова. Короче, в Венеции разобрались, что к чему, и дали Льва за лучшую мужскую роль. А Грант-то, оказывается, хороший драматический актер, а не только милый недотепа. И еще одно открытие — Руперт Грейвз. В России он почти не известен. Но до чего он хорош в «Морисе». Сил нет! Да, глядя на его героя, понимаешь, почему Морис решил рискнуть всем. Грейвз одновременно смешал в своей роли и застенчивость, и нахальство — получилось отлично. И вообще, у Айвори в фильмах все играют просто на 200%. Даже последний мальчик-слуга будет безупречен. Актерский режиссер.

А еще за что люблю фильмы этого режиссера, за то, что при всем почтении к классикам он всегда относится к своей работе с юмором. В фильме полно сцен, которые вызовут у вас улыбку. Так, например, в одной из постельных эпизодов оба героя под одеялом до подбородка. «Ага, кино-то про чопорную Англию, — думает зритель, — куда там до эротических вольностей!» А потом раз — герои откидывают одеяло — и держитесь, кто может! Что сказать, красивые парни. Правда, сейчас им кому за 40, а некоторым, страшно сказать, за 50.

Но экран навсегда сохранит их молодость и обаяние.

На IMDB много рассуждали о том, есть ли будущее у Мориса и Алека. Я так думаю, что есть. Алек смелый, и он тянется к новому, ему не просто хочется быть рядом с любимым физически, но и общаться с ним. Он очень боится стать для Мориса игрушкой, ему важно, чтобы его воспринимали как равного, и на шантаж он идет от отчаяния, чтобы не стать для Мориса деревенским парнем, с которым можно позабавиться. А Морис способен на долгие и сильные чувства, и он не сноб в отличие от Клайва (рояль-то помог передвинуть). Так что, думается мне, уживутся!

Приговор. Один из самых лучших фильмов творческого дуэта Мерчант — Айвори. Прекрасно снятый, прекрасно сыгранный. Фильм, который не стареет с годами. Читая отзывы в сети, видишь, как совсем юные зрители воспринимают этот фильм и сопереживают героям. Хотя, на мой взгляд, это взрослый фильм о любви, предательстве, духовном возрождении и одиночестве. Классика жанра, одним словом!

10 из 10

10 июня 2009

С точки зрения визуализации картина Джеймса Айвори являет собой выдающееся полотно в представленном жанре, сотканное из чудесного антуража Великобритании начала двадцатого века и весомого отпечатка английской драматической школы, отобразившегося на творчестве режиссера.

Великолепные природа и архитектура Кембриджа, пленительные виды викторианской Англии в сочетании с потаенными закоулками Лондона. И, конечно же, нечто, способное перевернуть этот, казалось бы, идеальный мир.

История задумчивого красавца Клайва и отличника Мориса на удивление проста. Дружба плавно перетекающая в нечто большое. Постоянное давление окружающих. Женитьба одного и несчастье другого.

Проблема гомосексуализма (к чему лукавить?) одна из наиболее актуальных и препарируемых, она растет и эволюционирует наравне с видоизменениями самого человека. «Морис» — это не трагедия двух людей, это трагедия всех представителей сексуальных меньшинств. Феномен, который из века в век преподносится в качестве недуга и уродства.

«Морис» — величайшее столкновение двух типажей, двух разных и абсолютно непохожих стихий. Наши взаимоотношения — путь смирения и путь своенравия. Один отвергает природу, стыдливо опуская голову перед людскими формальностями; другой отдается своей сущности без остатка, махнув рукой на капризы пуританского общества.

Прекрасно сыгранная дуэтом Уилби + Грант история любви не трогает и не цепляет. Поодиночке два англичанина вызывают неподдельное восхищение, в совместных же сценах принимаю вид ледяных статуй. Нет между ними теплоты и понимания, слишком стремительно и безосновательно развивается этот роман. Второй любовный тандем, при участии Мориса, гораздо нежнее и проще, в нем правит альтруизм и самопожертвование, оттого и финал для этих героев раскрашен светлыми красками.

Фильм, прежде всего, камень во двор недоброжелателей Хью Гранта, так как здесь актер предстает в новом, совершенно ином свете. Это не бездельник Уилл из «Моего мальчика», не аморфный добряк, живущий на Ноттинг Хилле и даже не коварный начальник толстушки Джонс. Перед нами невероятно лиричный и многогранный персонаж, незаметно преобразующийся в эгоиста и циника — мастерски переданный образ, увлекательная и сформировавшаяся игра.

Любители динамичного кинематографа, разумеется, сочтут «Мориса» несколько затянутым и даже нудным, но настоящим ценителям британского кино очередная работа Айвори — бальзам на душу. А я насладилась великолепной экспозицией художников-декораторов, сделала соответствующие для себя выводы и отложила фильм на самую дальнюю полку. До лучших времен.

28 мая 2008

ОТЛИЧНЫЙ ФИЛЬМ

Давно хотела посмотреть «Морис», и неожиданно он превзошел все ожидания.

Это тот редкий случай, когда экранизация гораздо интереснее романа. Книгу читать невыносимо утомительно, это не лучшая вещь Э. Форстера, а фильм (после несколько скучного начала) увлекает прекрасно показанной атмосферой викторианской эпохи и эмоциональным накалом, который скрыт за внешними приличиями.

Особенно впечатляет сцена в конце — когда герой Х. Гранта закрывает все окна в своей спальне — это как символ той жизни, от которой он отказался. В этот момент понимаешь, что прошлого никогда нельзя вернуть…

По-моему, фильм явно перекликается с «Возвращением в Брайсхед» по роману Ивлина Во — та же эпоха, похожее настроение, даже актриса — жена героя Х. Гранта оттуда (в «Возвращении в Брайсхед» она играла странную сестру Себастьяна). И, кроме того, актер Джеймс Уилби — исполнитель роли Мориса — внешне очень похож на Ивлина Во. Это явно неслучайно, очевидно таков был режиссерский замысел. Для тех, кто не улавливает этого сходства, выбор актера на главную роль, наверное, действительно непонятен.

Режиссеру удалось точно передать настроение главного героя, который получает в конце надежду на счастье. В целом же Д. Айвори эмоционально насытил текст романа, достаточно бедный эмоциями — это еще одно достоинство фильма. Вообще Айвори прекрасно показывает в своих фильмах Англию начала века — это его эпоха, он любит еее воссоздавать, хотя он американец.

Резюмируя — всем поклонникам творчества Д. Айвори, любителям тонких стилизаций, любителям английских романов — СОВЕТУЮ ПОСМОТРЕТЬ!

9 из 10.

7 января 2008

Это очень-очень скучный фильм. Два с лишним часа думаешь о том, как написан сам роман Форстера — так же скучно или это плохая экранизация?

Динамика отсутствует напрочь. Фильм — сплошной облом для зрителя, который ждет как минимум легкого NC, не говоря уже о развитии отношений между персонажами. Персонажи среди прочего поражают переизбытком бессмысленных реплик. Джеймс Уилби абсолютно неудачно подобран для главной роли — не вызывает ни малейшей симпатии, раздражает и угнетает. А еще он не красивый. Хью Грант хорош (пока усы не отрастил), но его в фильме не так уж и много. Одно эротичное поглаживание по волосам, один красивый гейский поцелуй — стоит ли ради них смотреть фильм?

Впрочем, если уже решаетесь на просмотр (а все-таки неплохие моменты в «Морисе» есть), то рекомендую смотреть в несколько этапов, чтобы после просмотра не жалеть о том, что эти два с половиной часа вашей жизни уже никто не вернет.

7 из 10

29 декабря 2007

Мелодрама Морис появился на телеэкранах в далеком 1987 году, его режиссером является Джеймс Айвори. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Мэттью Сим, Майлз Ричардсон, Бен Кингсли, Хью Грант, Марк Тэнди, Бэрри Фостер, Саймон Кэллоу, Майкл Дженн, Хелена Бонем Картер, Джулиан Уэдэм, Жан-Марк Барр, Крис Хантер, Патрик Годфри, Руперт Грейвз, Питер Айр.

На фильм потрачено свыше 1.В то время как во всем мире собрано 2,438,304 доллара. Страна производства - Великобритания. Морис — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
© 2014-2021 FilmNavi.ru - ваш навигатор в мире кинематографа.