Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Государственная граница. Фильм 6. За порогом победы |
год: | 1987 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Степанов |
сценарий: | Олег Смирнов |
композитор: | Эдуард Хагагортян |
жанры: | драма, приключения, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 мая 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 16 мин |
Спустя год после 5-го фильма выходит 6-ой фильм Государственной границы, За порогом победы. Он рассказывает о борьбе советских пограничников и органов внешней разведки страны с украинскими националистами в 1944 - 1945 годах. Место действия - Западная Украина, где обосновались отряды бандеровцев и националистов, активно сотрудничающих с представителями западных разведок, обосновавшихся в Лондоне, Берлине и других городах. Нужно также отметить, что режиссером в отличие от предыдущего фильма, где таковым был Вячеслав Никифоров стал Борис Степанов. По какой причине это произошло остается только догадываться.
В отличии от предыдущих серий эпопеи, данный эпизод носит скорее детективный характер нежели исторический, но мнение это мое личное. Главные действующие лица - банда националистов - бандеровцев, под руководством некоего Клима Рогозного, в исполнении Тимофея Спивака, одного из немногих известных актеров, снявшихся в этой серии. Ранее он был замечен по небольшой роли в ленте ' Шел четвертый год войны... ' Банде противостоят совместные отряды советских и польских пограничников, охраняющих тот непростой участок границы. Во главе советского участка границы герои предыдущего фильма генерал Свиридов ( Георгий Корольков ) и майор Сушенцев ( Дмитрий Матвеев ), которые по сюжету были к концу войны повышены в званиях.
Противостояние пограничников и отряда националистов и есть основная сюжетная линия 6-го фильма Государственной границы.
В ленте также присутствуют и любовные линии, но они носят второстепенный характер, что вполне понятно, учитывая жанр кинопроизведения. Это вносит дополнительную интригу и добавляет напряжения при просмотре.
Оценивая художественную ценность, нужно учитывать, что фильм вышел в прокат в 1987 году, когда вовсю шла перестройка и железный занавес трещал по швам, а советские граждане жили в предвкушении чего-то хорошего и светлого. Поэтому ярко выраженный патриотический характер картины являлся как сам по себе разумеющийся фактор.
Операторская работа в фильме достойна положительных слов. Пейзажи Западных областей Украины, колоритные наряды жителей той той местности наглядно демонстрируют осведомленность создателей фильма о культуре жителей Западной Украины 1940-х годов.
Актерский состав подобран профессионально, образы героев воплощены артистами достойно.
Помимо вышеперечисленных Тимофея Спивака (Клим Рогозный), Георгия Королькова (Свиридов) и Дмитрия Матвеева (Сушенцов) стоит выделить Лидию Вележеву, для которой это скорее один из первых фильмов в ее фильмографии и образ студентки Кристины из Киева, приехавшей к родной сестре в глухую деревню ей удался. Можно также заметить по небольшой роли и Борислава Брондукова.
Музыкальное сопровождение в фильме соответствует характеру картины. Музыка волнительная и вовлекающая в происходящее на экране.
Для кого важно, можно отметить сцены боев - они интересные и натуральные, а оружие соответствует историческому моменту времени. Тут и советские ППШ, винтовки Мосина, пулемет Дегтярева, а также немецкие МР 38 и Шмайсер, которые оказывается разное оружие, что ранее мне в голову не приходило.
В завершении стоит отметить, что данный кинофильм рекомендован любителям исторических эпопей с целью обогащения военно-историческими сведениями, несущими общеобразовательный характер. Но нельзя забывать, что фильм снят по заказу Гостелерадио СССР, то есть страны, которая перестала существовать 26 декабря 1991 года.
7 из 10
6 октября 2022
«Государственная граница» — отличный советский многосерийный фильм.
Историческая ценность картины: «За порогом победы» — моя любимая серия, в которой наши доблестные пограничники ведут борьбу с бывшими ЭСЭСовскими шестерками — бандеровцами. Эти «борцы за самостийность Украины» после войны терроризировали мирное население, причем их характерной чертой был крайний садизм. Получить от этих выродков пулю — это еще подарок. Сжечь человека заживо, распилить его, забивать ему в анус бутылки — вот их метод. В фильме присутствует пафосность и некоторая хрестоматийность в образах советских солдат и офицеров. Но в общем и целом историческая правда соблюдена. Да, и как воспитывать молодежь, если не снимать фильмы хоть немного наполненные идеологией??? Нынешняя выросла на COMEDY CLUB. Так начнись сейчас война — они Родину за пригоршню китайских презервативов продадут.
Художественная сторона картины: да, задействованы не звездные советские актеры, но достаточно хорошие, и вообще присутствуют некоторые шероховатости, но сейчас такого уровня многосерийных фильмов не снимают вообще (радостное исключение — Ликвидация).
10 из 10
2 сентября 2010
Добротный советский фильм, пусть и немного наивный, как и все тогдашние фильмы, но правдивый. Да, может герои получились слишком «картинные», но от этого фильм ничуть не пострадал, а наоборот в этом и есть его превосходство, так как он патриотический.
Но а в остальном это сплошная правда. Например, как бандеровцы действовали из «подполья» и как терроризировали местное население.
К сожалению сейчас уже не снимают подобные фильмы.
Так что моя оценка
10 из 10
15 декабря 2009
Бедой большинства идеологических фильмов является чрезмерная концентрация их создателей на пропаганде. Эта концентрация порой столь велика, что авторы забывают о других важных элементах фильма: продуманный сюжет, ритм повествования, игра актеров и тому подобное.
В 1980-х годах, в СССР вышел цикл фильмов «Государственная граница», повествующий о нелегкой жизни советских пограничников, которым постоянно приходилось бороться то с иностранными врагами, то со шпионами и это в разное время — сериал охватывает период с 1917 года по конец 1980-х. В цикл вошло 8 фильмов. «За порогом победы» является шестым по счету фильмом сериала.
События происходят в Западной Украине в эдак 1946 году, где продолжают сражаться за независимость Украины повстанческие отряды ОУН-УПА. тСоветские пограничники должны найти отряд некоего Клима Рогозного, который захватил контроль над значительными территориями и держит округу в страхе. Для этого советы посылают в тыл врага своих людей…
Зрители, которые считают бойцов ОУН-УПА (бандеровцев) героями, могут отдыхать. Фильм советский, а посему бандеровцев здесь изображают в традиционном советском стиле — как бандитов, горлорезов и фашистских прихвостней. Поскольку в фильме события происходят в послевоенное время, то здесь бандеровцы сотрудничают также с американскими и британскими спецслужбами — главными врагами СССР до самого конца существования страны. НКВД-СМЕРШ в фильме — хорошие парни.
Первые кадры фильма, где зрителю показывают летящий в ночном небе самолет, груженный теми самыми бандеровцами, выглядят очень красиво и поселяет надежду, что фильм будет пусть и идеологическим, но хорошо поставленным и интересным. Увы, надежды на это улетучиваются после первых получасов просмотра: начинает вылезать крайне занудный процесс повествования — скука такая, что хочется выть. Досмотреть до конца заставил себя только со второго раза.
В техническом плане фильм отвечает всем параметрам тогдашних советских технологий. Картинка выглядит сыро, но спасает относительно неплохая операторская работа и такой же неплохой монтаж. Музыка не радует — мало того, что часто включается невпопад, так еще и перенасыщена пафосом.
Актеры сыграли слабо: имена героев вообще не хочется запоминать, персонажи крутятся перед камерой в хаотическом порядке, поэтому разобраться кто есть кто порой трудно. Во всем этом беспорядке запоминается только актер Тимофей Спивак в роли злого, но очень убедительного Клима Рогозного.
Боевых сцен в фильме всего две: в начале и конце. Одна хуже другой. Удивляет, что чекисты умудряются оставаться целыми и невредимыми под перекрестным огнем автоматов и пулеметов бандеровцев. Странно, что с такими раскладами, потери советов во Второй Мировой Войне были вдвое выше, чем в немцев. Первая боевая сцена заканчивается тем, что нам минуту показывают взорванные деревья, а при этом играет грустная музыка. Снесли пару сухих деревьев — большая трагедия. А то, что погибли люди — не трагедия?
Глупостей в фильме — не сосчитать. Возьмем, к примеру, разговор Рогозного и священника. Удивляет, что именно священник выдает указания военным. Но смех вызвали вот эти реплики:
Рогозный: Бандера говорил, что наша власть должна быть страшной.
Священник: Тайно — да. Но явно — гуманной.
Допустим, это понятно — сценаристы труды Бандеры не читали, поскольку он был запрещен в СССР. Но сложилось ощущение, что создатели фильма считали всех граждан СССР безмозглыми, если пытались запугать зрителей тоталитарной властью, которая была в Союзе большую часть существования страны и с которой, собственно, и поклялись бороться ОУН-УПА, следуя словам того самого Бандеры.
Порой казалось, что в написании сценария принимали участие девочки, охмуренные коммунистической идеей и понятия не имеющие о реалиях жизни. К примеру, вот эта сцена: ближе к концу, когда бандеровцы собираются вместе на совещание, один с повстанцев вдруг вскакивает и начинает предо всеми раскаиваться в своих деяниях. В любой серьезной организации даже за меньшее убивают — этого не знают и не понимают разве что дети или сумасшедшие. А тут на тебе: человек прямо перед начальством в слезах и соплях кается в своих деяниях, а потом удивляется, что на него направили дуло автомата. Наверно, девочки-сценаристы хотели этим сказать, что не все бандеровцы — законченные сволочи. Но в результате показали, что некоторые из них — законченные идиоты.
Еще девочки-сценаристы не имели понятия о строгой дисциплине в военных организациях. Удивило, что бандеровцы в фильме берут в свои лавы кого попало. Например, в фильме есть персонаж Николай Богданович Данилюк, который был силой завербован в отряд Рогозного и который практически в самом начале фильма сдается в руки советов и помогает им найти Рогозного. Даже, когда один из бандеровцев (кажись его зовут Гук, он в очках) подозревает Данилюка в предательстве, тот умудряется запудрить мозги «очкарику». Странно, что с такими раскладами бойцы УПА сумели пропартизанить в СССР 15 лет.
Существует в фильме и языковая непонятка: бандеровцы, несмотря на свою ультранационалистическую позицию и строго украинские идеи почему-то говорят на русском языке, в то время, как цивильное население, пусть и редко, но говорит все-таки на украинском.
Также в фильме бандеровцами интересно подаются команды. Например, команда: «Заткните ему рот». Как надо поступить? Конечно же, схватить человека за шиворот, да и ткнуть его головой в костер. Странно, правда? А, сценаристы проявили креатив.
Что в фильме выглядит более-менее реалистично, то это форма НКВД и УПА. Также достоверно показано, что УПА имели подземные бункеры. Вот только надо также быть дураком, чтобы ставить их рядом друг с другом. А в фильме это показано именно так. Да кстати, в самом начале фильма голос за кадром говорит фразу: «ОУН хотела получить от немцев «самостийность» — патент на порабощение собственного народа». Видать, сценаристы не в курсе, что патент — это документ, подтверждающий авторское право на то или иное изобретение.
Я думаю, излишне говорить, что в конце фильма НКВД всех побеждает. Прикол только в том, что все отрицательные персонажи, как по команде прибегают в одно и то же место, чтобы спокойно попасть в руки советов.
Вот такие дела, господа киноманы. «Государственная граница» выходил только на телеэкранах, но со своей пропагандисткой задачей не справился — через 3 года после выхода последней части сериала СССР распался.
Поделом халтурщикам.
1 из 10
9 июня 2009