Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.3 |
IMDb | 6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Эпидемия |
английское название: |
Epidemic |
год: | 1987 |
страна: |
Дания
|
режиссер: | Ларс фон Триер |
сценаристы: | Ларс фон Триер, Нильс Вёрсель |
продюсер: | Якоб Эриксен |
видеооператор: | Хеннинг Бендтсен |
композитор: | Петер Бах |
художники: | Сёрен Гам, Манон Расмуссен |
монтаж: | Томас Краг, Ларс фон Триер |
жанры: | ужасы, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в России: | $3 466 |
Мировые сборы: | $2 815 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 11 сентября 1987 г. |
на DVD: | 8 апреля 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 46 мин |
Мастеру не нужно признание, чтобы быть мастером. Поэтому данный персонаж – тролль, провокатор и скандалист вытягивает максимум кинематографического вещества из минимума бюджета. Смелость позволяет ему брать весьма шаткие приемы, такие как «рассказ о самом себе» и «фильм в фильме» и удерживать их в равновесии. Откровенно пост-модернистская ирония с элементами отстранения – это не то, к чему он со временем приходит, а то, что есть у него изначально. Ко всему прочему фон Триер проявляет себя как весьма неплохой актер – он раскрывается перед нами, демонстрируя свои творческие муки – то есть степень серьезности своего отношения к искусству, свой идеализм и свои источники вдохновения. В далеком будущем, в своем последнем фильме «Дом, который построил Джек», он обнажится еще больше – там предстанет перед нами его психика, состоящая из противоречий, полная болезненных отклонений и демонов.
Начиная размышлять о фон Триере, всегда видишь (невольно впрочем) как за ним каскадом возникают другие, фундаментальные в своем творческом размахе немцы – Вагнер и Ницше. Последнего с фон Триером объединяет не только глубина и категоричность высказываний, но и исследование антихристианского вопроса. Первый же звучит полетом доктора в «Эпидемии», а позже гибелью Земли в «Меланхолии».
У фон Триера всегда присутствует самозабвенное погружение в тему. Так и его герои не ленятся поднимать архивы, педантично изучая тему эпидемий. Порой погружение достигает таких масштабов, что границы между искусством и миром окончательно стираются: в мире начинается настоящая эпидемия, ведь жизнь полна мистических совпадений.
Во «внутреннем кино» фон Триер играет самого себя – он идеалист, жаждущий помочь неизлечимым; он эстет, томно потягивающий вино в ванной. Всем известно, что алкоголь главный источник его вдохновения – возвышающий распад в действии.
Действительно впечатляет вот что – «Эпидемия» - второй фильм фон Триера, который о том же, что и тринадцатый «Дом, который построил Джек»: то есть творческое кредо остается на месте, эволюционирует лишь форма, а вопросы, задаваемые фон Триером остаются прежними.
При просмотре «Эпидемии» мы можем наблюдать становление новой вершины датского кинематографа, где оператор старой снимает внутренний слой – по-дрейеровски филигранен дуэт света и тени в подвальных помещениях. Молодой режиссер еще весь наполнен Тарковским: проступает «Солярис» - иногда возникают Артемьевские советские синтезаторы, да и поездка по городу на машине напоминает футуристический Токио. А полет Месмера –идеалиста похож на сцену с русским Икаром в Рублеве.
При всем восхищении режиссером, нельзя обойти стороной тот факт, что фильм немного затянут – есть несколько откровенно неинтересных сцен. «Эпидемия» полна педантичности, которая порой перетекает в занудство. Черта, которую позже сам Триер диагностирует как обсессивно-компульсивный синдром.
Этот фильм становится актуальным сейчас. Вспышка настоящей эпидемии в мире все же произошла, но тут не только египтяне пострадали, как в Ветхом Завете, а вообще все народы. Гнев Богов в наше время не только апокалиптичен, но и глобализирован. В фильме же есть актуальные для нас рассуждения про волновой характер эпидемий, а также про изоляцию районов и целых городов.
«Город был разбит на специальные зоны, соответствующие уровню заражения».
Это анатомически точное предсказание политики нулевой терпимости Китая к COVID-19. Быстрое распространение чумы дает возможность людям строить планы лишь на несколько часов вперед. Пандемия, а также последующие за ней события насильно заставляют людей жить в «здесь и сейчас». О каких планах может идти речь, когда завтра мир может с легкостью разнести их в пух и прах?
Тоника картины это заражение – важнейшая тема для всего творческого пути фон Триера, которую он будет продолжать изучать на протяжении всей своей карьеры. Селитра – разновидность настенного грибка, на который режиссер смотрит с тем упоительным проникновением, с которым Джек будет рассуждать о возвышающем распаде – «Благородная гниль». Заражено как бы все пространство – воздух, земля и вода. Вскрываются трупы, полные опухолей, крысиные узлы, бубон, филлоксера, селитра, язвы и прочее сознательное погружение в хтонь.
Ирония, надо сказать, в «Эпидемии» тоньше, чем в вытекающем из нее сериале «Королевство». Юмор не всегда удачен – меня лично заставила улыбнуться лишь сцена полета доктора под «Тангейзер» и выбранное искушение для идеалиста – должность министра культуры. Сам Триер прямо в фильме говорит о том, что не упускает возможности поглумиться над религией и системой образования. Что немаловажно – глумится он умеет и над самим собой.
Концовка во многом провальная из-за сложнейшей сцены с гипнозом. Она полностью построена на монологе актрисы (и последующей истерической одержимости), которая не всегда справляется. Можно сравнить ее с подобным эпизодом из «Одержимой» Жулавского – разница налицо. Вообще влияние польского режиссера на фон Триера очевидно.
Попробую подвести итоги:
Находясь в трепетном восхищении от аналитической продуманности и погружения в режиссуру, немного теряешься от того, что задача порой не выполняется, а картина оказывается перегружена весом чрезмерной амбициозности.
8 сентября 2023
Очень мне хотелось написать, что кино получилось средним и невразумительным, но вот уже третий день о нем думаю. Да, оно очень сильно раздражает в деталях, но в целом оставляет приятное послевкусие. Вот даже сложно сформулировать конкретные плюсы и минусы фильма, мне кажется именно в этой работе, режиссер окончательно потерял ориентиры, так как смысловое наполнение, оммажи, ирония, провокации на грани, и натуральный бред с непрофессионализмом – все смешалось воедино.
Режиссер рассуждает о сценарном мастерстве, высмеивая похожесть структуры в целом, но в тоже время снимает кино, которое у многих бы потерялось в памяти, если бы не катарсис в конце. Сюжет – очень условен, он как бы и не нужен, ведь самое яркое воспоминание после просмотра, в основном, его последние минуты. И здесь, концовка, которая практически не вытекает из предыдущих двух часов приводит зрителей в шок и в этом кроется глобальная шутка Триера. Он снимает блеклое кино, размышляя об классических элементах любого фильма, выделяет из них самую важную часть, а от остального отказывается. В более мягкой форме он прибегает к этому в довольно манипулятивной и сильной сцене в тюрьме в Танцующая в темноте, хотя там все-таки сюжет присутствовал. Помимо игр со сценарием, режиссер насмехается над навязчивой рекламой, снимая целую сцену с зубной пастой и вшивая в пленку название своего фильма. У Тарантино обыгрывается нечто похожее.
Также, довольно примечателен отказ Триера от визуальной составляющей, как герои забывают сценарий Полицейский и шлюха, так и он сам – Элемент преступления. Как будто, в данной области он успехов достиг, теперь надо себя пробовать в чем-то новом. Но, удивительно парадоксально, что не смотря на весь минимализм, в итоге получается кино не лишенное своего шарма, плохое изображение и качество видео не мешают насыщать Эпидемию запоминающимися моментами, а глупости и условности (например, не попадание голосов актеров в губы) только располагают к себе зрителя. Ломается барьер между истинно художественным произведением и хоум видео, такая искренность подкупает.
Кстати, идейная часть с концом света, со смертью человечества, продолжается и здесь, во втором фильме трилогии Е, правда тут люди умирают уже от силы искусства. Хотя искусство здесь, приравнивается к смертельной чуме, и становится не совсем ясно, настолько ли оно плохо, просто натуралистично, или эпатажно. Но суть одна – смерть.
В совокупности текст кажется очень странным, поверьте, вы просто не видели сам фильм. Наверное это и есть магия кино, когда смотришь обычное или среднее кино, но оно тебя абсолютно покоряет без особых на то причин.
9 из 10
6 марта 2023
Ранняя работа Ларса фон Триера, где он же играет одну из ролей, вроде как самого же себя.
Странная драма с довлеющей формой и зыбким смыслом.
Молодые люди заняты созданием сценария про историю охватившей Европу чумы и некого доктора, участвующего в событиях.
Всё снято в лучших традициях арт-хауса со свойственной для такого жанра гиперреалистичной актёрской игрой. Есть даже эпизоды с интервью, про которые я и сейчас думаю, будто это реальные воспоминания.
Сюжет развивается, вроде как без чёткого концептуального мотива, но довольно неожиданный финал, подтягивает некие открытые смыслы. Но опять же, эта открытость довольно оценочная и по этому надо смотреть самим.
Рекомендую любителя Триера и арт-хауса.
25 сентября 2022
Итак, я продолжаю знакомство с творчеством Ларса Фон Триера. Как известно, режиссер с самого начала своей картины отличался любовью к экспериментам и нетривиальностью в манере повествования, затрагивая различные экзистенциальные, социальные и политические вопросы. Абсолютное большинство его картин считаются шедеврами, хотя и вызывают споры среди зрителей, которые, возможно, просто не готовы к такому творчеству. Однако даже в фильмографии Фон Триера присутствует одна такая картина, которая многими кинокритиками и зрителями признается худшей в его творчестве. Такой картиной является драматический фильм «Эпидемия». Давайте разберемся почему.
Синопсис Последние два года Ларс и Нильс занимались написанием сценария к фильму «Полицейский и проститутка». И вот, когда уже подходит к концу срок сдачи материала, во время распечатки документа повреждается дискета, где хранилась рукопись, и проделанная за два года работа канет в лету. Ни Ларс, ни Нильс ни капли не помнят, о чем был сюжет. Остается пять дней до встречи с продюсером, и героям ничего не остается, как написать новый сценарий. Им приходит в голову идея сюжета фильма про мир будущего, который охватила беспощадная эпидемия чумы. И пока в их головах рождается история о враче, отчаянно пытающимся спасти пациентов, «в реальном мире начинает распространяться настоящая эпидемия».
Игра актёров Отличительной особенностью фильма является то, что в его главных ролях задействованы его же создатели, т. е. сценаристы Ларс Фон Триер и Нильс Форсель играют самих себя. Сложно оценить их игру, потому что как такового раскрытия персонажей мы не наблюдаем. Порой кажется, что исполнители несут какую-то отсебятину, попросту описывая в деталях свой творческий процесс. Хотя в фильме присутствуют отдельные вставки, изображающие «фильм в фильме», где Ларс Фон Триер исполняет роль доктора Меснера, героя из сценария, но его персонаж в основном только и делает, что ходит, ползет, не произнося при этом ни одной разборчивой фразы.
Режиссура На многих сайтах в жанровых характеристиках указано, что «Эпидемия» является смесью драмы и ужасов. Возможно, от драмы у фильма действительно что-то присутствует, но определить его жанр всё равно довольно сложно, потому что даже после просмотра не становится понятно, а что ты только что увидел. Проблема фильма в том, что в отличие от остальных работа Ларса Фон Триера он вообще не несет в себе никакой смысловой нагрузки. Всё происходящее на экране может показаться чистым фарсом, лишенным смысла и логики, словно режиссер выдал что-нибудь, лишь бы показать и отчитаться.
Сценарий Схожая проблема касается сюжета фильма, поскольку он как таковой здесь отсутствует. Создатели фильма, являющиеся главными героями фильма, готовятся к сдаче сценария к фильму «Полицейский и проститутка», который они писали на протяжении последних двух лет. Но из-за технической неполадки дискета, на которой хранилась рукопись, повреждается, а они ни черта не помнят. Остается пять дней до встречи с продюсером, и у героев нет иного выхода, как придумать что-то новое. Во время болтовни о том о сём им в головы приходит идея придумать сюжет про мир будущего, в котором в какой-то из стран бушует эпидемия чумы. Так начинается параллельная сюжетная линия, где мы видим молодого доктора Месмера, покидающего цитадель, где жители города укрылись от страшной болезни, чтобы в одиночку бороться с вирусом. Однако ирония судьбы приводит к тому, что доктор сам невольно распространяет эту самую болезнь среди своих пациентов. Тем временем авторы сценария скрупулезно подходят к написанию сценария, общаются со своими знакомыми, включая актера Удо Кира, и даже посещают больницу и отделение морга. Однако никакой эпидемии, как обозначено в синопсисе, в действительности не происходит. Весь мир как жил, так и продолжает жить своим чередом.
Итог Хотя я сам большой любитель артхаусного кино, но даже для меня «Эпидемия» оказался чем-то недосягаемым. По большому счету фильм не несет в себе никакого смысла, в нем нет логики, а его ход повествования выстроен таким образом, что происходящее на экране могут быть понятными разве что только самому Фон Триеру. Поэтому «Эпидемию» можно отнести к категории фильмов на любителя, но, в любом случае, судить вам.
4 марта 2021
Снятый следом за «Элементом преступления» фильм «Эпидемия» дебютной трилогии Ларса фон Триера продолжает, на радость федеральным СМИ, рассказывать о «загнивающей» Европе. Примечательно, что в трилогии «Е» центральным связующим элементом является Германия. В «Элементе преступления» герой работает в городе с немецким произношением, в «Эпидемии» персонажи приезжают в страну и выслушивают речь от местного немца о бомбежке Кельна, а в третьем фильме, с символическим названием «Европа», все действие происходит в поезде, который едет по послевоенной Германии.
За вызывающее поведение на фестивалях и определенные аллюзии фон Триеру приписывают диагноз «нарциссизм». Не знаю, как тогда это проявлялось, но в «Эпидемии» фон Триер сделал главными героями себя и своего друга-сценариста Нильса Ворселя. По стечению обстоятельств дискета со сценарием, над которым они корпели полтора года, уничтожена, при этом они не могут восстановить все по памяти. И персонажи решаются написать новый сценарий про болезнь, охватившей всю Европу. И дальше идет разбивка сюжета на две линии — сам сценарий и жизнь сценаристов. На черно-белой картинке в левом верхнем углу большими красными буквами нанесена надпись «EPIDEMIA» и останется там до конца.
Несмотря на довольно современную атмосферу Дании для того времени, так называемая «болезнь Европы», выдуманная Ларсом фон Триером претендует на происхождение из Средневековья. Чума, поражающая Европу — на эту тему фильмов не так уж и много. Персонаж выдуманного сценария, который выдумывают два друга, доктор Месмер, пытается спасать всех и не понимает, почему у него не получается. Его выгоняют за излишний альтруизм и лишают всех постов — некая интерпретация средневековой «охоты на ведьм». Вообще, у трилогии «Е» помимо Германии есть еще один элемент, связующий эти фильмы по теме, но о нем будет уместнее рассказать в рецензии на «Европу».
Зачин «сценария» выглядит многообещающе, и кадр, где доктор Месмер пролетает с флагом Красного Креста, приобрел свою долю известности. Но проблема, из-за которой этот фильм невероятно трудно высидеть, заключается в линии реального времени. Ларсу и Нильсу отведено пять дней, чтобы создать новый сценарий, и они, зная какой толщины обычно бывают такие работы, решают намерено выдать продюсеру опус на 12 листов. Их сценарий выглядит, как конспект, куда записываются только ключевые моменты — что за болячка, откуда взялась, что будет дальше. Обсуждается это все в устной форме, поверх трясущейся камеры, снимающей жизнь героев в жанре псевдодокументалки. А жизнь горе-сценаристов проходит в болтовне за бутылкой пива. Плюс еще когда в больницу попадает один из сценаристов и раскрывается один из его своеобразных «фетишов», интерес к подобным субъектам отпадает сам собой.
Члены комиссии, посмотревшие фильм «Эпидемия», заявили, что ничего хуже они в жизни не видели. По их словам, это было одно сплошное мессиво, плюс техническая составляющая не позволяет транслировать фильм по телевидению. Что ж, я могу понять такое негодование, финальная сцена с медиумом — это вообще полный трындец, но прям гневаться нет настроения. Не все так отвратительно. До уровня мерзости, показанного в «Необратимости» Гаспара Ноэ или в «Человеческой многоножке», фон Триеру еще ой как далеко.
8 февраля 2020
Снятый следом за «Элементом преступления» фильм «Эпидемия» дебютной трилогии Ларса фон Триера продолжает, на радость федеральным СМИ, рассказывать о «загнивающей» Европе. Примечательно, что в трилогии «Е» центральным связующим элементом является Германия. В «Элементе преступления» герой работает в городе с немецким произношением, в «Эпидемии» персонажи приезжают в страну и выслушивают речь от местного немца о бомбежке Кельна, а в третьем фильме, с символическим названием «Европа», все действие происходит в поезде, который едет по послевоенной Германии.
За вызывающее поведение на фестивалях и определенные аллюзии фон Триеру приписывают диагноз «нарциссизм». Не знаю, как тогда это проявлялось, но в «Эпидемии» фон Триер сделал главными героями себя и своего друга-сценариста Нильса Ворселя. По стечению обстоятельств дискета со сценарием, над которым они корпели полтора года, уничтожена, при этом они не могут восстановить все по памяти. И персонажи решаются написать новый сценарий про болезнь, охватившей всю Европу. И дальше идет разбивка сюжета на две линии — сам сценарий и жизнь сценаристов. На черно-белой картинке в левом верхнем углу большими красными буквами нанесена надпись «EPIDEMIA» и останется там до конца.
Несмотря на довольно современную атмосферу Дании для того времени, так называемая «болезнь Европы», выдуманная Ларсом фон Триером претендует на происхождение из Средневековья. Чума, поражающая Европу — на эту тему фильмов не так уж и много. Персонаж выдуманного сценария, который выдумывают два друга, доктор Месмер, пытается спасать всех и не понимает, почему у него не получается. Его выгоняют за излишний альтруизм и лишают всех постов — некая интерпретация средневековой «охоты на ведьм». Вообще, у трилогии «Е» помимо Германии есть еще один элемент, связующий эти фильмы по теме, но о нем будет уместнее рассказать в рецензии на «Европу».
Зачин «сценария» выглядит многообещающе, и кадр, где доктор Месмер пролетает с флагом Красного Креста, приобрел свою долю известности. Но проблема, из-за которой этот фильм невероятно трудно высидеть, заключается в линии реального времени. Ларсу и Нильсу отведено пять дней, чтобы создать новый сценарий, и они, зная какой толщины обычно бывают такие работы, решают намерено выдать продюсеру опус на 12 листов. Их сценарий выглядит, как конспект, куда записываются только ключевые моменты — что за болячка, откуда взялась, что будет дальше. Обсуждается это все в устной форме, поверх трясущейся камеры, снимающей жизнь героев в жанре псевдодокументалки. А жизнь горе-сценаристов проходит в болтовне за бутылкой пива. Плюс еще когда в больницу попадает один из сценаристов и раскрывается один из его своеобразных «фетишов», интерес к подобным субъектам отпадает сам собой.
Члены комиссии, посмотревшие фильм «Эпидемия», заявили, что ничего хуже они в жизни не видели. По их словам, это было одно сплошное мессиво, плюс техническая составляющая не позволяет транслировать фильм по телевидению. Что ж, я могу понять такое негодование, финальная сцена с медиумом — это вообще полный трындец, но прям гневаться нет настроения. Не все так отвратительно. До уровня мерзости, показанного в «Необратимости» Гаспара Ноэ или в «Человеческой многоножке», фон Триеру еще ой как далеко.
20 января 2020
Второй фильм трилогии «Европа», который один из критиков назвал «самовлюбленной показухой». И верно. На протяжении всего просмотра казалось, что это вовсе не обычная художественная лента, а чисто автобиографическая документалка. Муки творчества, вечные головные боли — показаны, тема больниц и их боязнь — есть, специфический юмор и, конечно, огромная доля мифологичности — этого добра тут хватает.
В главных ролях сам маэстро и его верный соратник Нильс Версель. Оба сценаристы, которым надо через несколько дней сдать готовый сценарий фильма. Что-то идет не так, и вот уже их детище является частью прошлого и настоящего. Они становятся своего рода ясновидящими, которым совершенно случайно удалось создать картину действительности, сквозь призму прошлого.
Фильм этот, как прелюдия к будущим работам Триера: обязательное разделение фильма на главы, закадровый голос, нагнетание обстановки посредством музыки Вагнера. Кстати, именно с этого фильма начались тесное «партнерство» Ларса и Вагнера. В этой киноленте, в отличие от предыдущей, Триер предлагает нам не просто лицезреть упадническую Европу, но и убедиться в невозможности ее «лечения». Врач, главный герой сценария двух писателей, пытается вылечить Европу от загадочной болезни, но в итоге сам оказывается распространителем смертельного вируса.
Именно на презентации этого фильма в Каннах в 1987 году Ларс представил публике свой знаменитый слоган: «Фильм должен быть как камешек в ботинке». Этот фильм предвосхищает дальнейшую его работу над «Королевством». Особенно по части саркастического юмора, который не все поняли с первого раза, и только после выхода «Королевства» смогли его оценить. «И теперь они смеялись в кинотеатре в тех местах, где раньше воспринимали все смертельно всерьез», — говорит Триер.
«Эпидемия» своим размеренным черно-белым повествованием создает меланхоличную картину обреченности. Но режиссер вовсе не говорит, что это что-то ужасное или плохое, это просто есть. Он даже предлагает насладиться этой апокалипсической идиллией. Стоит только послушать песню, которая звучит уже на титрах. Слова к ней написал сам Триер, и они вовсе не веселые, но невозможно слушать эту задорную песенку без улыбки.
16 октября 2014
Компьютерный вирус уничтожает сценарий фильма «Полицейский и шлюха». Несмотря на то, что авторы, Ларс и Нильс, бились над ним целых два года, ни тот, ни другой не могут толком вспомнить, о чём он был. Сроки сдачи сценария поджимают, и поэтому приятелям приходится срочно браться за новый проект. Ларс намеревается написать об Америке, так, как когда-то это сделал Кафка.
Однако вместо этого у него получается вещь под названием «Эпидемия». Речь в ней идёт о загадочной и страшной (наподобие чумы) болезни, охватившей Европу, и о неком враче-идеалисте, который задумал спасти от этой заразы мир. Но пока Ларс и Нильс будут искать вдохновения и денег на постановку, эпидемия вспыхнет по-настоящему…
«Эпидемия» — второй фильм первой трилогии Ларса фон Триера, посвященной Европе. Своей экстравагантностью он выделяется даже на фоне других первых киноопытов датчанина — «Картин освобождения», «Элемента преступления» и «Медеи» — также совсем не предрасположенных заигрывать со зрителем. И тем более он не похож на более поздние картины, принесшие автору международную славу.
Черно-белая, крупнозернистая картинка стремится запечатлеть творческий процесс — написание сценария. В роли подопытных кроликов выступают — сам фон Триер и его постоянный соавтор Нильс Ворсел. Оба играют самих себя, но Триер поручает себе ещё и главную роль — доктора Месмера — в «фильме в фильме» (правда, впоследствии он всё же переозвучит свой голос).
Необычные фантазийные аттракционы, например, полёты доктора над зачумлёнными полями на веревочной лестнице, спущенной с вертолёта, для Триера снимал Хеннинг Бендтсен, оператор самого Дрейера. Но Триер был одержим не столько созданием новой реальности, сколько стремлением разрушить привычные каноны. Это выражалось, например, в том, что здесь совсем отсутствуют начальные титры. Вместо них режиссёр прилепляет в верхний левый угол «лейбл» epidemic, остающийся на экране вплоть до кошмарной сцены гипноза.
И хотя начинающему, но уже крайне амбициозному экспериментатору, по большому счёту, не удалось снять «самое экстравагантное кино», «Эпидемия» благодаря одной только финальной сцене может остаться в истории кино, как одна из самых шоковых лент. И это притом, что тогда, в конце 1980-х, молодой постановщик ставил пред собой строго концептуальную задачу, озвученную им следующим образом: «Кино должно быть похоже на камешек в ботинке». Или, на худой конец, на соринку в глазу.
27 августа 2013
Ларс делает первые самостоятельные шаги, что не может ни радовать. Фильм получился достаточно органичным, хотя при поверхностном взгляде отдаёт циничностью. Ларс после смерти Тарковского наследует его творческий посыл, но совершенно в ином выражении. Он свободен и волен выражаться по своему усмотрению.
Сюжет достаточно прост. Два сценариста (играли самих себя Ларс и Нильс), валяя дурака, наспех между пивом компилируют обрывочный сценарий о распространении чумы. Под конец написания сценария, чума вспыхивает в реальности. Всё достаточно мистифицировано, но это не случайно, Триер проводит явную параллель.
Идеализм — как чума. Эпидемия не щадит ни кого ни женщин, ни стариков, ни детей. Здесь проглядывается некоторая амбивалентность. Конфликт между целью, и заплаченной за неё ценой. Если ни брать во внимание более поздние работы Триера, в ранних, мы тоже наблюдаем, — эпидемия, как очистительная жертва. Достаточно спорный взгляд. С другой стороны Триера волнует заплаченная цена за идеализм. В итоге конфликт Триер не разрешает, образы плоские, дается возможность проявить воображение.
Об истоках идеализма смотрите в более поздних работах. А за комнатный культурный суицид соответствующая оценка. Фильм для ознакомления с этапом творчества Триера.
8 из 10
9 июля 2013
Если требовать от фильма законченности, возможности определить как само взволновавшее создателей картины событие, так и форму рассказа о нём, то надо будет признать, что работа эта, в целом, неудачная. В ней отсутствует всё то сильное, неумолимое, клещеобразное, что составляет основу других фильмов Е-трилогии. И уступает место глумливому, хаотичному, бытовому. Герои находятся в статическом положении, они большей частью всё чего-то ждут, фантазируют и меньшей — совершают реальные действия.
Поэтому говорить об этом фильме стоит как об эксперименте. Подобно зубной пасте, заинтересовавшей героев, расслаивающейся на две полоски, сюжет картины также делится на две линии, которые как бы спрессовывает пронзительный финал.
Намёк на двойственность творческой задумки можно увидеть и в двух сортах вина, приготовленного к судьбоносному вечеру. На этом ужине, кстати, звучит и оценка их замысла, законченность коего, по логике, была их основной целью. Работник же киноинститута прямо говорит, что замысел их есть бред.
Сцены-дни в фильме связаны между собой как-то опосредованно, через тот простой факт, что была испорчена дискета и пришлось всё начинать заново. Развитие эпидемии — ни в настоящем, ни в прошлом — толком не показано.
Первоклассная сцена, когда Месмер, принимая волевое решение, отказывается от министерского поста, больше ни с одной сценой не перекликается, оставаясь не в меру развившимся мускулом в теле фильма. Неубедительны сцены со священником и коленопреклонения Месмера. Конвульсии девушки-медиума, видимо, отсылают к Бергману. Конечно, есть и свои плюсы — сочная фактура кадров, милые в своей странности характеры, сплетение различных времён, профессий, стран. Но опять же — всё слишком интуитивно, импровизационно, не хватает, если угодно, герметичности.
Однако на вопрос — устарело ли это кино? — отвечу: нет, не устарело. Потому что оно оригинально. И сам режиссёр в дальнейшем был куда более удачлив.
4 из 10
19 мая 2013
Ларс фон Триер, ты грешник и будешь гореть в аду. (почти цитата)
Снятый вслед за «Элементом преступления» фильм «Эпидемия» — вторая картина трилогии «Е», завершившейся впоследствии визуальным совершенством «Европы». Все три фильма, разные по стилистике, объединены, тем не менее, одной темой — тщетными и трагическими попытками главного героя противостоять некоему всеобъемлющему злу, поглотившему окружающий его мир. Неотъемлемый атрибут этих картин — наличие персонажа-гипнотизёра, который как бы стирает зыбкую грань между реальностью и вымыслом, преступником и полицейским, палачом и жертвой и придаёт всему происходящему некий мистический, иррациональный, сомнамбулический окрас. Зло неумолимо расползается по миру, и никто не в силах ему противостоять. Любые попытки остановить зло, в конечном итоге, оказываются источником его распространения. Подобно тому, как в «Элементе преступления» герой-детектив, разыскивающий преступника, в конце пройденного пути сам становится им, так и в «Эпидемии» врач-идеалист, мечтающий спасти людей от чумы, сам же её и распространяет, а окончание героями работы над сценарием фильма о чуме знаменуется вспышкой страшной эпидемии в их собственной реальности. Хаос проникает в жизнь и завладевает ей полностью.
Что отличает «Эпидемию» от двух других фильмов трилогии, так это подчёркнуто наплевательское отношение автора к к качеству изображения. В этом смысле картину можно назвать предтечей «Догмы 95», когда Триер со своими соратниками демонстративно разделался со всякими пустыми формальности, вроде штативов и нормально поставленного света. Если «Элемент преступления» выхолощен до предела, а « Европа» блестит, как начищенный сапог, стиль «Эпидемии» больше похож на документальный. И именно благодаря этому её можно назвать, пожалуй, самым «живым» фильмом цикла. В определённый момент он даже превращается в некое подобие роуд-муви, когда главные герои отправляются на машине в небольшую поездку по «худшим районам Европы» — сердцу европейской промышленности. И в то же самое время, в параллельной реальности, центральный персонаж их будущего сценария с говорящей фамилией Месмер путешествует со своим вредоносным чемоданчиком по огромному кладбищу, в которое превратился окружающий его мир.
«Эпидемия» построена по принципу фильм в фильме. Действие развивается в двух параллельных мирах, которые, в конечном итоге, сливаются в один. Визуальная стилистика этих двух реальностей несколько отличается друг от друга. Мир главных героев — начинающих кинематографистов Нильса и Ларса — предельно контрастен и зернист. А реальность, в которой обитает центральный персонаж создаваемого ими сценария, более мягкая, размытая, приглушенная сомнамбулическим флёром. Как бы то ни было, этим двум мирам предначертано соединиться. Примечательно, что главного героя в обеих реальностях играет один человек, примечательно также, что человек этот никто иной, как Ларс фон Триер собственной персоной. В одной их них он даже имя себя менять не стал, как, впрочем, и род деятельности.
Здесь мы подходим к ещё одной интересной детали. Триер, выступая в роли героя-сценариста, раскрывает зрителю некоторые принципы своей работы над будущим фильмом (позднее он разовьёт эту тему в документальной картине «Пять препятствий»), с характерной для себя самоиронией. «Где-то здесь нам нужна трагедия, — говорит его герой, — а то зритель совсем заскучает без острых ощущений», — и аккуратно помечает краской на схеме, где именно должна быть трагедия. «А вот таким образом мы поглумимся над религией и системой образования. Немного юмора, чтобы разбавить трагедию», — добавляет он чуть позже. Впрочем, юмора здесь много, недаром сам Триер называл этот фильм предшественником «Королевства». Невольно начинаешь смеяться, когда видишь, как два оболтуса, потеряв сценарий, пытаются за пять дней написать новый, попутно проводя эксперименты с зубной пастой. С пастой, однако же, интересный ход. Содержимое тюбика зубной пасты с таким привычным названием «Сигнал Плюс» сравнивается с жидкостью, вытекающей из прорвавшегося чумного бубона. Реклама, потребление — тоже своего рода чума современной западной цивилизации. И красный знак копирайта рядом с надписью «Epidemic» в левом верхнем углу экрана — тоже своего рода печать чумы, как крест на дверях зачумлённых домов, призванный отогнать злых духов, но превращающийся в конечном итоге лишь в знак отторженности и проклятия.
«Эпидемия» — диагноз Триера современной западной цивилизации, а возможно и самой человеческой природе в целом. Мы задыхаемся и безмолвно кричим в своих деревянных ящиках, похороненные заживо. Никто не услышит наш крик и не вытащит нас из хаоса нашей собственной души. Поверх монохромной болезненно-зернистой реальности намертво вбито красное клеймо. Чума неумолимо надвигается на Европу, и укрыться негде. Если даже вода — извечный символ очищения и зарождения жизни — превращается в источник заразы
В своё время автор «Постороннего» именно в «Чуме» нащупал и сумел выразить гуманистический посыл. Триер же не оставляет людям ни единого шанса, ни малейшей надежды на спасение. Он предельно пессимистичен относительно людей, их идеализма и попыток что-либо изменить. Впрочем, это касается мужских персонажей. С женскими, чуть позже, в следующей трилогии, будет несколько иначе.
24 июля 2012
Два сценариста, Ларс и Нильс безвозвратно потеряли сценрий, над которым бились около 2 лет и в крайне ограниченные сроки, вынужденны написать новый сценарий, но они решили не переписывать старый сценарий (который они все равно не помнили), а написать новый, посвященный страшной эпидемии, распространившийся по территории всей Европы.
Муки творчества двух отчаянных сценаристов, показанные на протяжении полутра часов на удивление не вышли нудным псевдодокументальным запечатлением черно-белой пленки, ведь довольно необычное использование приема «фильм в фильме» где время от времени нам показывают сделанный на скорую руку абсурдный, альтернативный мир Ларса и Нильса, которые к концу фильма привели в дикий «восторг» эксперта, который должен был принять у них стандартный 300 страничный сценарий, а получил 12 страничную ахинею горе-сценаристов, которые так яростно ее отстаивали.
Проще говоря, в кинокартине Ларса Фон Триера «Эпидемия» скучать не придется никому, наблюдая такое необычное творение как раз в расцвет творческой деятельности Триера, в котором идет органичное сочетание комедии, арт-хауса и даже хоррора.
8 из 10
28 апреля 2012
Сюжет фильма повествует о двух сценаристах, которые написали сценарий к будущему кино-шедевру и по невероятному стечению обстоятельств, потеряли все 200 слишним страниц своего детища — дискета, на которой и лежал сценарий будущей картины, была повреждена. Ужасно то, что два друга уже договорились о передаче сценария нужным людям и встреча должна состоятся через пять дней. Но и это не самое худущее: сценарий был в разработке полтора года и поэтому, вспомнить сюжет фильма не представляется возможным. Отдельные сцены, финал, немного середины, еще плавают в памяти, как обломки потонувшего корабля, но это и все что они помнят, а решать проблему надо быстро. И вот, друзья решают написать новый сценарий за невероятно короткий срок — пять дней. На этот раз не криминальную историю, а настоящий фильм ужасов, о таинственной эпидемии, охватившей всю Европу. На этом и основывается весь фильм.
Почти все время мы будем наблюдать за творческими муками главных героев, за мозговым штурмом, за тем, как будет создаваться «Эпидемия» и самое забавное в том, что смотреть все это, безумно увлекательно. Казалось бы, на экране ничего интересного не происходит, только обыденная жизнь двух, почти обычных людей, но нет друзья, все это лишь иллюзия, стоит только приглядеться и взору предстают огромные плюсы данного, казалось бы, скучного, произведения. На самом деле, тут отличная режиссура, прекрасная операторская работа, хорошие актеры, умопомрачительная музыка и отличные диалоги. Но при всем при этом, фильм привлекает не только всем упомянутым мною, не только особым стилем съемки, полностью без цвета, в старом стиле, но и своими особыми сценами. Дело в том, что фильм постоянно прерывают сцены из сценария фильма, двух главных героев, как будто все происходит на самом деле. И это просто ужасно. Нет, эти сцены прекрасны, они превосходны! Ужасны они своей реалистичностью, ведь они показывают Европу, увязшую в ужасной болезни, они показывают новую чуму, новые жертвы и атмосфера этого ужаса и безысходности настолько хорошо передана, что иногда просто смотреть страшно! Серьезно, главная история фильма любопытна, интересно следить за двумя сценаристами, за ходом их мыслей, но все эти сцены, связанные с эпидемией… просто словами не передать как они хороши! Буквально ради них и смотришь фильм, это при том что картина и без них хороша.
Но при всех непоколебимых плюсах, есть и немного минусов. К примеру: некоторые сцены излишне затянуты или скажем, вообще вызывает недоумение и вопрос о том, зачем они вообще были нужны. Но на самом деле, когда в фильме столько всего хорошего, эти претензии просто вызывают смех, ведь они не способны ухудшить впечатление от просмотра фильма, разве что, чуть-чуть.
Итого, что у нас в сумме? Интересный стиль съемки, отличные диалоги, хорошие актеры, любопытно поданная и сама по себе интересная, история, невероятно красивая музыка, к тому же подходящая фильму на все 100%, плюс все эти сцены посвященные главному герою, сценария, главных героев (простите за каламбур), все это не дает заскучать при просмотре, а после, не дает забыть эту картину, ведь в голове, все раз за разом вспыхивает картины, чумы будущего и они пугают, пугают до дрожи. Это у Триера удается превосходно — вызывать у зрителя максимально сильные эмоции, меланхолию ли, страх или ужас. К сожалению, фильм не посоветуешь всем и каждому, ибо очень уж он специфичен, слишком уж он особый и даже можно сказать, странный. Слишком много в нем ненужных и растянутых сцен, да и местами трудно понять что вообще происходит (идеальный вариант: посмотреть фильм больше одного раза), но все-таки, попробовать посмотреть его стоит. Стоит! Ведь весь фильм состоит из невероятно больших плюсов и маленьких, мало что дающих на финальный результат, минусов. В следствии чего и ответ у данной задачки, невероятно простой: смотреть.
8 из 10
19 апреля 2012
Странный и страшный фильм, вторая часть трилогии «Е», рассказывающую об деструкции современного европейского общества.
История о двух сценаристах Ларсе и Нильсе, пишущих сценарий о буббонной чуме в Европе, в то время как в мире реальном начинает происходить некое заражение, смотрится как история наказания европейской цивилизации за моральное грехопадение во время Второй Мировой(монолог персонажа Удо Кьера Вам это прояснит), как бумеранг за Зло, злом и обернувшееся.
Тот факт, что все герои замкнуты в пространстве, символизирует закрытость европейского общества в конце 80-х годов. Политические границы хотя и стирались, но коренные европейцы отказывались меняться.
Появление в комнате лжепророков(медиума и суггестолога) оборачивается форменным ужасом, суть которого в том, что Европа забыла Бога, а верит лишь в спасение через бесовщину.
Фильм «Эпидемия» — это очередная эпитафия на могилу всего человечества в целом и Европы в частности.
10 из 10
12 апреля 2012
И правда: кому это будет интересно? «Эпидемия» — это кино лишь для истинных поклонников Ларса фон Триера. Будьте уверенны, если вам понравилась данная картина, то понравится и все творчества господина Триера.
Своеобразная подача самого фильма — мы видим процесс написания сценария. Это как бы история из жизни молодого Ларса. Здесь не только рождение сценария, но и повседневная жизнь героев: от так называемых «мук творчества» до издёвок заказчика над тем, что новый сценарий содержит всего лишь 12 страниц.
Ларс фон Триер буквально запустил зрителя в свою голову, рассказал что и как там устроено и попросил «любить жаловать».
Я же не вижу смысла пересказывать здесь сюжет — это вы можете либо посмотреть, либо прочитать в других рецензиях. Отмечу лишь (так так по триерски поданное) завершение «Эпидемии».
В конце этот гипнотический сеанс медиума выводит из равновесия. И, кажется, истерика длиться нарочно долго, для того что бы всё передалось зрителю, и правда, безумие горячей волной настигнет вас. Последние минуты «Эпидемии» превратятся в хаос и болезнь вырвется на ружу. Это можно лишь соотнести с тем, как рано или поздно тот, кто долго копит в себе весь негатив, «прорывается» — да, вот так, с язвами, рубцами и криками боли.
7 из 10.
Даю установку погрузится в Эпидемию (с)
4 апреля 2012
После выхода «Элемента преступления» прошло три года затишья и тут Ларс выдает новый фильм. Вторая часть условной трилогии «Е», самая странная и недооцененная из всех (хотя и не лучшая).
Такой расклад: жили-были два сценариста (сам Триер и его соавтор Нильс Вёрсель), написавшие свой 250-страничный мегашедевр, таинственным образом потерявшийся на дискете (а может его вообще не было вовсе?), после чего наши неунывающие герои решают что предыдущее творение «было скучноватым» и придумывают новый, про чуму. Дальше начинается характерная шиза, парни ездят по Европе, навещают старину Удо Кира (первая его роль у Триера, между прочим), ходят по старым библиотекам в поисках информации о чуме, попутно главный герой придумывает все больше деталей к новому мегашедевру, а после начинается натуральная шиза с гипнотизером и грядущей (ли уже наступившей) Epidemic . Смотреть на все это дело одновременно довольно жутковато и дико смешно.
Вообще, несмотря на явный прикол во всем происходящем, психологическая сторона проработана просто отлично. Отлично показан тип мышления сценариста (вроде неожиданно для самого себя всплывающих сцен и их сопоставления с реальным миром), приятные (и не очень) муки творчества. Но самое главное достоинство фильма заключается совсем другом, в умелом (и впервые примененном у нашего героя) диалоге со зрителем, автор умело посмеивается (скорее даже откровенно стебется) над своим зрителям, ведет его туда, куда сам хочет, а потом бесцеремонно бросает и убегает восвояси, оставляя свободу для мышления, прям как главная героиня из «Танцующей в темноте» всегда убегающая из зала кинотеатра незадолго до конца фильма. Вот так и фильм никогда не заканчивается….
9 июля 2011
Второй полнометражный фильм Ларса фон Триера…
По сравнению с «Элементом преступления», этот фильм немного слабее. Здесь почти утрачен символизм, присущий прошлым работам, но зато введен, так называемый, «шоковый элемент».
Эта картина — провокация. Шок — вот что она должна вызвать у смотрящих ее людей. Сам Триер сравнивал эту свою картину с «камушком в ботинке» — очень неудобная и ненужная вещь. И после этих слов неловко задумываешься, — «А раз какмушек в ботинке не нужен, то нужен ли этот фильм вообще?».
Полноценного ответа на этот вопрос Триер с этим фильмом не дает.
Этот фильм полноценный арт-хаус, который до конца могут понять лишь Триер да Версель, которые создали необычный сценарий, а Триер по свойственной ему манере его поставил, т. е., тоже необычно.
Картина, естественно, оставляет большое поле для рассуждений. Например, что за история нам была показана в фильме: одна большая, не совсем в хронологическом порядке, или же действительно сценаристы писали сценарий, а потом по странному стечению мистических обстоятельств эпидемия началась по-настоящему?
Также немньший вопрос вызывает и причина, вызвавшая настоящую эпидемию:
1-я догадка — может сценаристы и сами вызвали эпидемию, вячески смеясь над этой темой, рисуя у себя на доме крест (обозначающий, что там живут зараженные), всячески изучая заболевания, пытаясь узнать их истину и своими действиями навлекли на себя гнев Божий.
2-я догадка — опять же, эпидемию вызвали сценаристы, пытаясь в своем сценарии разрушить этот несовершенный и грязный мир и этот сценарий стал чем-то, вроде лекарств доктора Месмера, то есть этот сценарий и был настоящей эпидемией, заставляя людей умирать в страшных страданиях.
3-я догадка — может своеобразным «проходом» эпидемии со страниц сценария в настоящий мир была женщина-медиум, представивашая и увидившая все ужасы эпидемии и ее энергетика была настолько сильна, что мысли вылетели из ее головы и распространились на близлежащих людей, а от них уже с космической скоростью поразили всю Землю…
А может, на возникновение реальной болезни повлияла совокупность всех этих доводов. Это я вряд ли когда нибудь узнаю.
В общем, у Триера получилось по-настоящему талантливое, пускай и провакационное кино.
7,5 из 10
19 июня 2010
Начал знакомство с творчеством Ларса фон Триера. Посмотрел два его фильма. «Элемент преступления» и «Эпидемия». Буду смотреть дальше.
Хотя я смотрел всего два фильма Триера я могу с уверенностью сказать, что фильмы у него тяжелые. Тяжелые как для просмотра, так и для восприятия. Поэтому, если Вы любите комедии, боевики, мелодрамы, в общем легкие фильмы, то фильмы Ларса лучше не смотрите. Я же люблю авторское кино. Поэтому и фильмы фон Триера мне понравились.
Многие говорят, что этот фильм скучный и совсем неинтересный. «Эпидемия» не скучный фильм и даже интересный. Но смотреть его тяжело. Лично для меня тяжело было смотреть самое начало фильма. Не скажу, что начало было скучным. Просто тогда я еще не погрузился в фильм и иногда терял с ним связь, просто не понимал, что происходит. Но через десять минут все встало на свои места. Я полностью погрузился в действия картины и смотреть, лично мне, было интересно.
Честно говоря, когда я впервые прочитал про что этот фильм, я подумал, что это комедия. Но, посмотрев сам фильм, я немного изменил свое мнение. Разве это комедия? Не думаю. Хотя юмор в этом фильме безусловно присутствует. В колонке «жанр» стоят ужасы, драма. Со вторым я согласен. Конечно это драма. Другое кино. Авторское кино. Но с первым я совсем не согласен. Ужасы? Фильм ужасов? Нет. Хотя, если это даже и ужасы, то ужасами этот фильм не назвать. Если это ужасы, то это ужасы от Ларса фон Триера, а не просто фильм ужасов.
Действительно, фильм этот многогранен. Сюжет развивается медленно. И все же мне было интересно смотреть это кино. Хотя слово «медленно» наверное слишком грубое слово. Уместнее будет написать «не спеша». Так вот, сюжет развивается не спеша и все же, действия происходят. Нельзя сказать, что это фильм не двигается с места. Он двигается, двигается к определенной цели. Но двигается он не так быстро.
Почти в самом начале фильма сказано о совпадениях. О том, что как только Ларс и Нильс закончили писать сценарий о эпидемии, эта эпидемия вспыхнула по-настоящему. Но разве это совпадение? Думаю нет. И объяснение этому есть в самом конце фильма. Сценарий, который сошел со страниц в реальную жизнь.
Этот фильм представляет собой что-то вроде фильма о фильме. Причем название настоящего фильма совпадает с названием фильма, к которому пишут сценарий Ларс и Нильс. Причем и в жизни сценарий писали Ларс фон Триер и Нильс Версель. На протяжении этого фильма Ларс и Нильс думают о сюжете их фильма, о том как он закончится. И они пишут. Пишут сценарий к своему фильму. И все это наталкивает на одну мысль. Может быть это действительно фильм о фильме. Ведь развязка настоящего фильма совпадает с развязкой фильма, о котором говорится. Конечно не полностью. Но все же ведут они к одному и тому же. Ларс и Нильс размышляют как бы добавить красок в фильм, чтобы зритель не заскучал. И ближе к концу эта встряска происходит в настоящем фильме. Все это я веду не к тому, что этот фильм является что-то вроде документальным, как Ларс и Нильс писали сценарий к этому фильму. Все это я веду к тому, что фон Триер и Версель размышляли о своем фильме тогда, когда его уже смотрит зритель.
В фильме «Элемент преступления» была очень хорошая и интересная работа режиссера и оператора. У этого фильма тоже есть и то и другое. Правда, работа оператора немного уступает работе в «Элемент преступления». И все же режиссерский подход, сам стиль, атмосфера, все это на высоте. Все же Ларс фон Триер снимает свое кино. Он написал сценарий в содружестве с Нильсом Верселем и снял это кино. У многих режиссеров есть свой, неповторимый почерк. Почерк, по которому этого режиссера узнают, даже несмотря в титры. Ларс фон Триер тоже обладает своим почерком.
Актеры играли отлично. Опять же, кроме Ларса фон Триера я никого из актеров не знаю. А, нет. Еще знаю Удо Кира. И все. Но это не имеет никакого отношения. Главное то, что играли все актеры, без исключения, отлично. И чему удивляться? Это же другое кино. Здесь важна любая деталь. Конечно, не сказать, что в «Эпидемии», по сравнению с «Элемент преступления», каждая, даже незначительная деталь была сделана превосходно. Но все же «Эпидемия» хороший арт-хаус.
В сравнении с тем же самым «Элементом преступления», здесь больше музыки. Если в предыдущей работе режиссера музыка играла всего два раза и именно тогда она была нужна, то здесь же музыка играет чаще и все равно именно тогда когда и нужна. В общем, музыка, исполненная в фильме, отлично подходит под картинку.
Ну и в итоге. Мне фильм очень понравился. Но рекомендовать его остальным я не буду, по той же причине, почему я не рекомендовал «Элемент преступления». Это другое кино. И многим оно не нравится.
10 из 10
2 апреля 2010
Фильм, выпятивший наружу весь педантизм, всё высокомерие Л. (фон) Триера. Лидер современного киноискусства не однажды будет возвращаться к этаким дерзким насмешкам над публикой и критикой («Идиоты»,«Самый главный босс»), играясь с ожиданиями аудитории и подчёркивая своё превосходство над теми и другими.
Фильмы из трилогии «Европа» объединены не только темой гипноза, они не только возвещают о упадке человеческой истории — они остро глумятся над человеком-идеалистом: стремление искоренить вездесущее зло, общественное, стихийное либо природное,- смешно; а человек, который за это берётся только способствует распространению этого зла. Своей первой же трилогией Л. (фон) Триер распрощался с остатками собственного идеализма.
Теперь он жест(о)кий конъюктурщик, играющий на собственное имя и из фильма в фильм воспевающий его величество Зло.
29 января 2010
Для начала скажу один вещь, который показался мне жизненно важным несмотря на то, что был произнесен с экрана телевизора. Гормоны счастья — эндорфины — вырабатываются в двух случаях — когда человек влюблен и в процессе творчества. Истинно это или ложно, неважно. Но в мире Epidemic данное правило действует.
Творческие люди привычны к головным болям, спокойно терпят их, потому что они сопутствуют процессу созидания. Видимо, получаемое в итоге удовлетворение перевешивает. Я вот тоже допишу рецензию и получу причитающуюся по закону Божественной Химии автору порцию счастья. Оно будет полным и горделивым, ибо мысли мои оригинальны и созвучны мыслям г-на Триера.
В чем смысл творчества? Только ли в необходимом некоторым избранникам судьбы самовыражении? Но это ведь не смысл, а причина. А что хотят выразить творцы? Что распирает их изнутри, не дает спокойно жить и спать? Я тоже немного автор и, вероятно, могу ссылаться на свой опыт в данной области.
Сокровенная мечта — изменить мир, сделать его лучше — на свой вкус конечно. Добавить в одном месте соли, в другом — перца, и при этом чтобы еще и сладко было. Чтобы не слезы лились, а улыбка сияла — на чистом и спокойном, позабывшем о тысячах лет страданий лике земли.
Наивно ли это? До крайности. Осуществимо ли это? Не хочу об этом думать. Есть ли в этом хоть какой-т смысл? Безусловно! Только в это и верую! Лишь на это и уповаю — на собственные силы, а не на чужую милость. Если хоть одна душа, проникшись моими идеями, станет счастливей, я увижу, что труд мой не был напрасен.
Но это я, мои мечты и надежды. Триер — да будет покой и гармония в его сердце — помышляет совсем о другом. И при этом мы все равно похожи — мы хотим изменить мир силой искусства.
Именно об этом «Эпидемия». Молодой сценарист, с лица которого не сходит добрая улыбка, хочет уничтожить человечество. Видимо, не рассчитывает на безоперабельный метод лечения. Как же он устал от мира, в котором одним из необходимых качеств сценария является объем в 150 страниц! Женщины в нем — кухарки, авторы не помнят своих произведений, пейзаж составляют дымящиеся трубы заводов, бомбы валятся на головы младенцев и нет ни одного профессионала, знающего свое дело. Что хорошего в этом мире? Может, лучше сгноить его вместе с теми несчастными, что стали его жертвами?! Несколько минут агонии в заколоченном гробе — и все будет кончено! Потерпи чуть-чуть, милая, это для твоего же блага!
Финал не может не перекликаться с прелюдией — мистические совпадения творятся по воле людей, сценарий — чемоданчик с лекарством от (для) чумы, и пребывавший до последнего в неведении творец (разрушитель) возблагодарит своего великого коллегу за то, что именно ему посчастливилось стать причиной гибели мира.
Идеальный сценарий, идеальный фильм — вот мечта автора. Фильм, уничтоживший мир… Эндорфинов будет!..
И не надо никого пугать или смешить — это никогда не действовало нужным образом. Самому смеяться — это да, потому что порой хочется зарыдать — от собственной бездарности и чужой боли — или в бешенстве расколотить все вокруг. Пиво рекой — стимуляция остроумия. Путешествие по стране — для вдохновения, поход в морг — для наглядности и убедительности. И ужасно хочется выяснить — почему двуцветная жидкость, вытекающая из прорвавшихся бубонов, не смешивается. Нет ничего умильнее, чем смотреть, как большие дети (маленькие взрослые) потрошат тюбик зубной пасты.
Опавшие листья на поверхности воды, в которой по горло стоит человек, — это красиво, упадническая такая, триеровская красота. Красота мира, который тем не менее приговорен.
21 августа 2009
Из-за того, что компьютерный вирус уничтожил киносценарий «Полицейский и шлюха», Ларс и Нильс, садятся за написание нового сценария, под названием «Эпидемия».
Сюжет сценария:
Некий доктор Е. Месмер в разгар бубонной чумы, несмотря на просьбы своих коллег остаться, уезжает из «безопасного» города, для того, чтобы попробовать вылечить людей от чумы. Но что бы он не делал, все вокруг него умирают. Начинается все с его подруги медсестры, дальше священник (которому он вкалывает дозу лекарства) и так далее.
Под конец Месмер, пытаясь скрыться от чумы, забивается в пещеру и там он понимает, что является сам разносчиком эпидемии, которая «находится» в его портфели с «антибиотиками». Он вылезает из пещеры, и благодарит бога за спасение.
Сюжет фильма:
Два сценариста, Ларс и Нильс, для того чтобы, разжиться вдохновением для написания сценария, идут в библиотеку, собирают как можно больше информации про бубонную чуму, слушают рассказы, читают книги, документы — узнают о огромном количестве погибших людей о том, что люди специальной в разгар чумы чертили у себя на дверях кресты, для отпугивания нечисти. Но позже этот крест стал означать, что в этом доме зараженные чумой…
В основу их сюжета ложится реальная личность — найденное свидетельство о смерти — Е. Месмера, который, судя по всему, жил в 14 веке в разгар бубонной чумы. Они потихоньку пишут сценарий, чертят на стене сюжетную шкалу, шутят, отмечают сценарные ходы, добавляют в сюжет юмор, трагедию и даже чертят у себя на доме белый крест, являющийся некогда символом смерти в этом доме. В один из дней едут в Кельн, навестить, Удо Кира (его и в фильме зовут Удо). За рюмочкой чая он рассказывает им о смерти своей матери, и как перед смертью она рассказала ему историю из его раннего детства. Как люди во время, Второй Мировой войны при бомбардировках Кельна пытались укрыться в воде от фосфорных бомб. Идея моментально перекачала в сценарий (в визуальной адаптации сценария есть момент, когда люди, стоя по горло в воде, пытаются с божьей помощью спастись от чумы). Тем же вечером Нильс, дает название придуманной эпидемии — D.i.N.
На следующий день, Нильс ложится на необходимую операцию по удалению гранулемы в области шеи, а Ларс, в качестве зрителя, присутствует на реальной операции, по удалению увеличенных лимфатических узлов. Там же он узнает, что случаи подобного воспаления в последние дни не редкость, и видимых симптомов заболевании не было, воспаление происходит резко. Скачками.
И вот, наконец-то, информация вся собрана, болезнь придумана и раскручена, способы распространения воссозданы — реальные страдания людей в основе сюжета.
Далее наступает время передать написанный сценарий продюсеру фильма за торжественным ужином, он явно недоволен видом стопочки из 12 листов, которая является сценарием.
Но у сценаристов есть для него сюрприз — приходят гости, мужчина-суггестолог и женщина-медиум. Суггестолог, дает задачу медиуму погрузиться в данный фильм, погрузится в «Эпидемию». Через определенное время медиуму становится плохо, в панике она не может выйти из транса, не слушает команды гипнотизера, крича и захлебываясь слезами, впадает в истерику на шей начинают проступать «бубоны». Присутствующим в комнате становится то же не по себе, «резкое повышение температуры, рвота» у некоторых уже начинается заражение. Шок, боль, страх. В углу сидит, Ларс он поднимает глаза к верху, возможно обращаясь к Богу.
Анализ.
«Начало эпидемии, совпало с концом написания сценария, загадка и мистика, но даже любое логическое объяснения в некоторых случаях, является без основательным, возможно это мистическое совпадения.»
Такая фраза звучит в начале фильма.
На самом деле происхождение чумы — это загадка. Известно, что главные разносчики — это грызуны, чаще крысы. Самые загадочные факты в истории чумы — это возобновление эпидемии на огромных расстояниях, после длительных промежутков, чаще длиной в столетия. Обычно период после чумы — это резкие изменения в социальной, экономической, духовной, морально-этической жизни людей. Это как знак свыше, как удар по голове — необходимость в переменах.
Мое понимание задумки фильма, сводится к следующему.
Идеи в целом был придан очень большой вес, несмотря на то, что сценарий у авторов получился совсем крохотный — в нем было наверно больше правды и реальности, чем в дюжине полноценных 300-сот страничных сценариев. В сценарий была вписана реальная личность, «знающая» о чуме непонаслышке, были вписаны реальные события (имевшие место в 1348г.), возможно реально существовавшие люди. Реальные смерти и страдания людей. Плюс переживания и боль людей, не только познавших страдания и ужасы чумы, но частично реализованы и вписаны в сценарий события — Второй Мировой.
История Ларса и Нильса была буквально соткана из крови людей.
Есть люди, у которых образно-картинное мышление доминирует над рационально-логическим, у них чаще всего проявляют способности к «мистическим» вещам, ну это чаще всякие экстрасенсы и медиумы. Которые могут силой воображения создать какие-то возможно не существующие вещи. Вот есть информация, что Никола Тесла мог мысленно собрать в голове какой-либо аппарат, так же мысленно его включить и наблюдать за работой, а потом в реальности делать выводы устранять недочеты и творить. Достоевский Ф. М. во время написания своих работ очень глубоко погружался в написанное, вплоть до того, что после выхода из «транса» находил у себя на теле порезы, аналогичные порезам его «художественных героев».
Это все к тому, что в «Эпидемии» женщина-медиум, именно и стала тем ключом к разгару воссозданной (написанной) эпидемии. Проще, говоря — был написан сценарий для — эпидемии, там даже сюжетная линия была продуманная, такая, которой любая болезнь бы «позавидовала». Нужен был, просто — проход — для эпидемии.
Это, как индукция, понятие свойственно больше, точным наукам. Но, в обыденной жизни очень, часто встречается. Например, смотришь телевизор, а там реклама — (индукция) «что вот, мол, у мужчин после 40 импотенция, покупайте то-то» и если даже человек не покупает, рекламируемый препарат, то после скажем месячного ежедневного, по несколько раз в день просмотра подобной рекламы… у него начинаются реальные проблемы с потенцией.
Т. е. как бы идея создана, но нужен проход в массы, пока идея не прошла в массы, ты можешь ее контролировать, а когда ушла в массы, тут происходит то же, что с выходом на экраны фильма «Бойцовский клуб». Он зажил своей жизнью.
П. С. Пофантазировать:
Например, эпидемия, так совпало, что началась в реальной жизни и то, что произошло в конце в комнате — это только начало, а продолжение это и есть — сценарная история. И они как бы в фильме развиваются параллельно. Да там есть пара нестыковок — но они особо не существенны.
1 ноября 2008
Нет, наверное это какая-то ошибка. Это же помесь нелепой комедии с каким-то кустарным арт хаусом, а не Ларс фон Триер. Или он просто решил так постебаться?
Вот взять, например, сюжет. Лично мне он показался невероятно смешным. Просто до умиления. Два сценариста, обнаружив, что их творение под названием «Полицейский и шлюха» уничтожено. Но они, не слишком расстраиваясь, решают по-быстрому написать новый. И что из этого выходит? Двенадцатистраничный «шедевр» под названием «Эпидемия». Точнее, выходит он не сразу, а после некоторых исследований и небольшой порции дуракаваляния.
Также параллельно нам показывают и сам сценарий, а точнее уже как бы готовый фильм по нему. То еще сумашествие, скажу я вам.
Вот собственно и все. Вообще этот отзыв я написала с вполне определенной целью: кто понял смысл того, что хотел сказать господин Триер, пишите мне. Авось, вместе разберемся.
13 октября 2008
За «Рассекая волны», «Танцующую в темноте» и «Догвилль» фон Триеру можно простить если не все то почти все. Этот фильм, как раз из той категории, которую ему можно разве что простить.
Теперь о ленте. Очень забавная история. Правда.
Сразу видно, скандинавы наши люди. Убив полтора года на сценарий, который в момент ока благодаря компьютерному сбою уходит в небытие они не расстраивают, не дергаются, не посыпают голову пеплом, а просто немного выпив решают, а зачем нам восстанавливать тот сценарий, давай новый напишем, тот какой-то хреновенький был. Ну, а че такого? Четыре дня не срок для настоящего мастера.
Надо 200 страниц? Не вопрос, у нас и 12 нормально прокатит, надо только продюсера хорошим вином напоить.
И начинается веселье. Триер с сотоварищем бухают на протяжении всей картины, ездят по Европе, просто болтают в машине, болтаются по больницам и моргам, чертят на большой белой стене красками план будущей картины. Попутно нам показывают кадры и наброски из будущего сценария (в котором мы увидим достаточно неприятных вещей, начиная от захоронения заживо и заканчивая разделыванием трупа.). В общем веселуха.
Чем все закончилось рассказывать не буду, т. к. это довольно глупое и бесполезное занятие, но вот не сказать, что обычно шокирующий и вызывающий эффект ступора финал у Триера, заменен на какой-то фарс который по идее должен напугать, да не получается. Меня, к примеру, вообще на смех пробило.
Поскольку основные действующие лица по ходу фильма безостановочно бухают, видимо, выпить следует и зрителю, может тогда станет хоть немного интересно и хоть ненамного приоткроется та тайна за семью печатями виде сути и смысла фильма, которую Триер закопал так, что мозги сломаешь разбираясь.
Все точка. Занавес. Титры.
23 июля 2006