Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 5.3 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Красный перец |
английское название: |
Mirch Masala |
год: | 1986 |
страны: |
Великобритания,
Индия
|
режиссер: | Кетан Мехта |
сценаристы: | Хридай Лани, Кетан Мехта, Trijawani Sharma, Шафи Хаким |
видеооператор: | Жехангир Чаудхари |
композитор: | Раджат Дилип |
монтаж: | Санджив Шах |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 27 апреля 1987 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 8 мин |
17 октября этого года, исполнилось 69 лет со дня рождения одной из легенд индийского кинематографа, талантливой и непревзойдённой - Смиты Патиль. И мне как по мановению руки попадается на просмотр этот фильм. Ранее о нём не слышала, наткнулась на него (как всегда) случайно. И в день рождения великой актрисы, решила его сразу же посмотреть. Он оказался с субтитрами (что я не люблю в фильмах), но ради Смиты, решила его посмотреть и так. Да и по времени он совсем не длинный, всего 1 час 54 минуты, при таком раскладе можно и с субтитрами посмотреть.
Фильм снят содружеством двух стран - Индии и Великобритании. 1940-е годы британского правления в колониальной Индии. Субедар в сопровождении отряда вооруженных солдат объезжает подотчётные ему районы для сбора причитающихся налогов. В небольшом городке, где ему сейчас предстоит работа, он сталкивается с Сона-бай, привлёкшей его внимание красотой и уверенностью в речах. В отсутствии мужа Сона-бай, Субедар начинает настойчивое преследование молодой женщины. Очередная попытка увлечь красавицу силой приводит к публичной пощёчине с её стороны. Преследуемая солдатами субедара, Сона-бай находит прибежище на территории фабрики по производству молотого жгучего перца. Пожилой охранник Абу Мия закрывает мощные ворота и отказывается впустить солдат. Возмущению дважды униженного Субедара нет предела. Для него теперь поимка Сона-бай становится делом «чести». Получив отпор от охранника при первой попытке проникнуть на фабрику, он требует от жителей деревни добровольной выдачи Сона-бай. В противном случае репрессии коснутся всех жителей.
Женщины, работницы фабрики, ещё недавно подбадривавшие Сона-бай, сами же уговаривают её уступить. О том же просит и владелец фабрики - ему грозит разорение. Даже брахман во всеуслышание кричит ей, что пожертвовать собой ради деревни - её религиозный долг. Сона-бай понимает, что поддержки ждать неоткуда, она хочет выйти за ворота фабрики, но… Сельчане и староста теперь оказываются перед выбором, следует ли передать Сона-бай Субедару, или позволить ему получить и её и разгромить деревню, подставив так же под удар жён, дочерей, сестёр. Лишь только деревенский учитель, последователь Ганди, открыто заявляет о недопустимости соглашательства с Субедаром, но его глас разума захлёбывается в трусливой толпе. Да старик-охранник с ружьём о двух патронах. Вот и вся защита, на которую может рассчитывать Сона-бай.
Ловлю себя на мысли, что очень хотелось бы воскликнуть «Этот фильм должен увидеть каждый!», но правда в том, что фильм как раз-таки не для широкого зрителя. «Параллельное» или реалистичное кино в лучшем своём проявлении, настоящее произведение искусства, которое заставляет любоваться каждым своим штрихом... но... его необходимо понять, «рассмотреть», возможно, «дорасти» до него (мне кажется, лет 10 назад я бы его не смогла оценить в полной мере).
Сюжет... по сути, просто кусок колониальной Индии, вырванный из общей картины, показывающий тяготы женской доли в жестоком мире, где доминируют мужчины... тут даже не столько в самом сюжете дело, сколько в том, какие важные для индийского общества вопросы он поднимает, во множестве аллегорий и метафор... И, конечно, игра актёров - всех-всех без исключения.
Смита. Она здесь как неогранённый алмаз со своей грубоватой деревенской красотой и первобытной сексуальностью. Сона-бай, красива, умна, с выраженным чувством собственного достоинства. Морально она гораздо выше многих деревенских мужчин и уж точно на голову выше своего супружника. Субедрар на увещевания старосты, что мол, женщина замужняя, цинично ответил, что если муж вернётся... хотя, кто возвращается из города? И ведь он прав. Такой муж как у Сона-бай уж точно не вернётся. Значит, честь и доброе имя ей придётся защищать только самой.
К актёрам уровня Насируддина Шаха даже как-то неловко применять всяческие восхвалительные эпитеты. Он с самого начала карьеры заявил о себе как о серьёзном драматическом актёре, что и подтверждает на протяжении вот уже 50 лет непрерывной работы. Его Субедар высокомерен, чванлив, похотлив, упрям и жесток. Абсолютно уверен в безнаказанности своих действий, как должностного лица, чем и шантажирует деревенских жителей.
Фильм удивляет количеством затронутых социальных проблем. Он острый. Острый как перец, запахом и цветом которого пропитан сюжет. Красный перец везде. Он огненной рекой стекается к фабрике. По нему, как по раскалённым углям, бежит героиня в надежде на спасение.
Впрочем, как я уже написала, хороши все без исключения - совершенно безупречная актёрская игра, каждого из персонажей можно в рамочку и на стенку вешать в качестве образца актёрского таланта.
Красный перец, как цвет крови, которая вот-вот прольётся при штурме ворот, где, кроме спасшейся Сона-бай, работницы-односельчанки тоже оказались заложниками сложившейся ситуации.
Цвет красного перца и в одежде. Им всё полыхает, и разум, и чувства осаждённых. От сочувственного понимания до крайней ненависти и обвинении в провоцирующем поведении, навлёкшем беду на всех.
Разве можно поверить, что эта молоденькая девушка (Суприя Патхак) в финальной сцене, может быть решительной и жестокой? История её героини весьма тонко вплетена в общий сюжет и проблему бесправности женщин и социального неравенства.
Сюжетная линия жены старосты (Дипти Навал) на мой субъективный взгляд вполне равнозначна линии Сона-бай. Её образ - это образ протестного движения. Её супруг, деревенский староста, вроде и неплохой человек, но классический домостроевец и должен поддерживать репутацию «настоящего мужика». Сарасвати не желает мириться с ролью жены на привязи, пока муж проводит ночи у «статусной» любовницы. Она совершает невиданное - отводит дочь в школу. Ненадолго, пока разъярённый отец не вернёт её снова под присмотр матери. Где это видано, чтобы девочки учились! Она устраивает акцию «громыхающих кастрюль» в осуждение мужей, принявших позорное решение о выдаче Сона-бай Субедару. За любое проявление неповиновения следует наказание, но Сарасвати уже не испугать. Она - символ пробуждения, нового времени, где женщина не желает довольствоваться исключительно ролью беспрекословного приложения к супругу.
За роль старосты Суреш Оберой был отмечен двумя наградами «за роль второго плана»: национальной (на хинди) и аналогичной бенгальской.
За весь просмотр фильма, я так и не смогла ответить себе на один вопрос. Как собиралась Смита Патиль использовать серп в финальной сцене, для себя или для Субедара? Но за несколько секунд до титров события приняли совсем иной оборот и мой вопрос так и повис в воздухе…
Фильм тяжёлый. В сопереживаниях героиням появляется чувство «клетки», отчаянной безысходности, жестокой несправедливости... Финал, по-моему, чисто символичный: несколько минут сладкой мести, а дальше что? На место героя Насируддина придут другие... жестокость и несправедливость продолжится... Отдалённо оптимистичная концовка не ослабила кома в горле.
Невероятно сильное кино, о котором сколько ни говори - всё мало. Такое лучше один раз увидеть…
10 из 10
19 октября 2024
Первое, на что обращаешь внимание в фильме — это его реальность, «настоящесть». Действие происходит не в условных картонных декорациях в павильоне, а в настоящей деревне, на пыльных проселочных дорогах, среди скудной, выжженной солнцем растительности. Но несмотря на палящее солнце, краски в кадре — яркие, насыщенные, живые: кирпично-красный, терракот, охра. Горы красного перца, сохнущего на фабрике специй перед переработкой. Глинистый берег реки, где деревенские женщины набирают воду. Яркие цвета их одежд: не легкомысленный городской шифон с пайетками, а плотный хлопок, украшенный благородной вышивкой. Нет бьющих в глаза неоновых цветов, все чинно-благородно и как-то основательно. Сочная картинка очень радует глаз.
Кроме приятности глазу есть приятность и уму: сюжет фильма лишен логических ляпов, в нем нет ненужных героев, нет дурацкого примитивного хьюмора. Сюжет — живой, настоящий, пусть в нем и нет затейливых поворотов. Очень понравились хорошо прописанные характеры героев. Субедар — вовсе не инфернальный злодей, творящий зло удовольствия ради. Он очень интересный, прогрессивный человек, который ловит кайф от того, что удивляет деревенских жителей городскими новинками. Тем же граммофоном, например. Он носит европейскую военную форму и даже имеет награды, то есть храбрый и неглупый мужчина. Субедар избалован вниманием женщин, поэтому отказ Сона-баи для него — это вызов. А уж когда она залепила ему пощечину у всех на глазах, уязвленная гордость не дает ему отступиться!
Так же интересные характеры у старосты, который пытается отстоять интересы деревни перед субедаром, но при этом не рассориться с господином, у жены старосты, борющейся за внимание мужа и даже смеющей ему возражать. Да и вообще, в картине нет статистов, на фоне которых происходило бы действие. Каждый герой — со своей судьбой, и эта судьба очень ярко проявляется в небольших штришочках, эпизодах. Чего стоит, например, сцена, где женщины, запертые на фабрике специй, вспоминают разорение и насилие, творимое в деревне солдатами несколько лет назад. Они не хотят повторения подобных событий, поэтому готовы выставить Сону-баи за ворота, чтобы субедар не дал приказа своим людям штурмовать фабрику. И вот это отношение к происходящему раскрывает характер каждого персонажа, именно в нем смысл фильма. В нравственном выборе каждого героя картины. Отдать ли на расправу одну только беззащитную женщину, но при этом уберечь от погрома деревню? А кого в следующий раз субедар прикажет привести к нему в шатер? Чью жену, сестру или дочь? Или все-таки не идти на сделку с совестью? Страх за собственное будущее, стыд, малодушие, внутреннее достоинство, стойкость в борьбе за свои права — все эти качества проявляются в героях фильма по-разному.
Ну и приятность сердцу — великолепная игра абсолютно всех актеров! Особенно понравился Насируддин Шах в роли субедара. У него настолько тонкая игра, что его герой вызывает симпатию несмотря на творимое им бесчинство и «превышение полномочий».
Очень вкусный фильм! Со специями.
8 из 10
Пикантные детали. В роли мужа Сона-баи, легкомысленно покинувшего деревню ради благополучной жизни в городе, снялся настоящий муж Смиты Патиль — Радж Баббар, очень некрасиво поступивший и в реальной жизни. После смерти Смиты от родильной горячки он малодушно вернулся к первой жене, практически бросив новорожденного сына на воспитание родителям покойной супруги.
Селянку, которую по-свойски лапал субедар в своем шатре, завлёкши на граммофон, сыграла Рэтна Патхак, реальная жена Насируддина Шаха.
12 мая 2012