Конец каникул
7.8
7.8
1986, документальный, короткометражка, музыка
СССР, 23 мин
В ролях: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Игорь Тихомиров, Светлана Николаева
и другие
Фильм состоит из 4 клипов группы «Кино», связанных между собой сюжетной линией.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Конец каникул

год: 1986
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
продюсер:
видеооператор: Олег Смирнов
композитор:
жанры: документальный, короткометражка, музыка
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 23 мин
Другие фильмы этих жанров
документальный, короткометражка, музыка

Отзывы критиков о фильме «Конец каникул», 1986

Дальше действовать будем мы!

Узнал о существовании данной киноленты совершенно случайно, видел конечно ее и ранее, но отрывками, даже не подразумевая, что они как-то между собой связаны. По сути, конечно, они не связаны, но режиссер как никак сшил их ниточкой загадочности и туманности свойственным эпохе Перестройки.

Что мы видим? Клипы на культовые песни легендарного Виктора Цоя, Виктора Цоя и его команду, олицетворяющие мир свободы и музыки, и второстепенные лица, которые как бы показывают нам реальный мир — обычный, повседневный, погруженный в летнюю пору.

Стоит ли смотреть? Решит каждый. Но погрузиться в музыкальное настроение второй половины 80-ых будет нелишним для всякого. Даже для тех, кто не знаком с творчеством Виктора Цоя. Все-таки обилие цветов и декораций тогдашней повседневности так и требуют глаза рассматривать и рассматривать их под любимые или нет мелодии. И разумеется, вдумываться в то, кто будет действовать дальше или закрывать за собой дверь.

9 из 10

22 июля 2021

Отпечаток истории

Тем, кто избирателен относительно художественного воплощения любимых персон в кинематографе, короткометражка «Конец каникул» с Цоем в главной роли, возможно, не понравится. Режиссура, сценарий, операторская работа, да, собственно, и работа актеров, как говорят, такое…

Но если рассматривать этот фильм, как малочисленное отражение кумира миллионов на кинопленке, то и отношение к этому продукту кинематографии становится другим. И чем больше это временнОе расстояние — тем ценнее каждый кадр. И уже воспринимаешь и Цоя, как неплохого актера, и пытаешься находить новаторство в режиссуре, и дрожание камеры кажется отличной находкой — создает ощущение документального кино. А сюжет? Сюжет можно и нафантазировать. Хотя, если поискать материалы по этому фильму в Интернете, то можно даже найти и его (лично я не увидела четкой сюжетной линии).

Самое же ценное, что оставила эта дипломная работа, которую, к слову, так и не приняли в Киевском институте кинематографии им. Карпенко-Карого, назвав группу «Кино» «фашистами», так это навсегда молодых участников этого коллектива и некоторые виды послечернобыльского опустевшего Киева: исчезнувшие на сегодняшний день аттракционы в Гидропарке, пустынные берега озера Тельбин, которые сейчас застроены кафешками и ресторанчиками и заполнены отдыхающими…

Вот как иногда Вселенная шутит с нами: думаете, что делаете какую-то дежурную работу, а на самом деле оставляете отпечаток в истории.

Посмотрите «Конец каникул», чтобы мельком заглянуть в прошлое, и еще раз насладиться несколькими песнями Виктора Цоя.

8 из 10

11 августа 2020

Хорошо, что я не видел этого раньше

Сразу скажу, что люблю группу «Кино». Фанатизм — несвойственное мне чувство, и если в молодости случались его проявления, они относились как раз к творчеству Цоя. Поэтому смотрю я сейчас на эту киноподелку и понимаю, что ругать её у меня не хватает сил, а хвалить совесть не позволяет. То, как автор сценария (он же режиссер) сшивал сюжет вызывает целый спектр чувств: жалость, оторопь, презрение… Так и хочется крикнуть ему сквозь годы: «Чувак! Ну, где твои яйца?! Где огонь?! Ты же Цоя снимаешь! Многозначительность и пафос не равны смыслу и эпичности!» А, всё бестолку… Это сейчас я умный, а он тогда — дурак. 30 лет назад я еще хуже дураком был.

Но даже тогда, я уверен, эта фильма у меня восторга не вызвала бы, нет.

Что мы видим? Парочка однотипно одетых в белое молодых людей, отдаленно похожих на Юрия Каспаряна и Джоанну Стингрей, живут себе, веселятся, издают гитарные звуки, а рядом сидит вечно унылый Цой, который временами начинает петь отдельно с группой. Мечта это его, скажете? Ну ладно, пусть мечта. После второй песни девушка, похожая на Стингрей, и Цой вдруг одетый в белое, ходят по парку с коляской и являют собой классический образ ячейки советского общества — семьи. Фигасе, поворот! Псведо-Каспарян куда-то сливается, но лишь для того, чтобы вскоре появиться в квартире, где живут Цой и псевдо-Стингрей. Опять у них с Джоаной хиханьки-хаханьки, а Цой мрачнеет у кухонного гарнитура. Хотя, согласимся, осознание того, что к твоей жене ходит ржать какой-то посторонний чел, не способствует развитию оптимизма. Простите за спойлер, позволил себе, потому что сюжет у 23-минутного фильма все равно никакой.

Резюмирую. Любое произведение делает конфликт. Конфликт, который лежит в основе «Конца каникул» невнятен и выглядит надуманным. Что хотел Лысенко кроме защиты диплома с помощью восходящей звезды русского рока осталось неясным.

Ни операторская работа, ни монтаж тоже не вдохновляют…

А теперь забудем про художественные достоинства картины и зададимся вопросом: много у нас кадров с Цоем середины 80-х? И вот он главный профит: фильм, который по идее не является документальным может восприниматься именно так. Почему? Потому что Цой не актер. Он не умеет играть в полном смысле этого слова. Он играет (показывает) только одного человека — себя. И даже с высоты прошедших десятков лет я лично готов простить ему его пафос. За его настоящесть и искренность.

4 из 10

16 августа 2018

С Днем рождения, Виктор!

Конечно, о короткометражке Сергея Лысенко сегодня помнят и знают лишь те, кто заинтересован творчеством группы «Кино». Никаким культурным наследием или творческим прорывом она не является. Только ценители время от времени вспоминают о «Конце каникул» и пересматривают, как и я сегодня, в этот светлый день, день рождения Виктора Цоя.

Дипломная работа Сергея Лысенко могла уйти в небытие, как уходят все работы студентов-выпускников творческих ВУЗов, но он сделал ход конем и пригласил сниматься в этом маленьком кино уже довольно известную группу. Итак, благодаря музыкантам, этот далекий от идеала короткометражный фильм заработал себе бессмертие в определенном кругу людей, а киевские поклонники навсегда обрели место на озере, где можно собраться. Но, несмотря на все изъяны, у меня язык не повернется назвать эту работу бездарной и безыдейной, 1986 год все-таки. Да, здесь есть непрофессиональная игра актеров, не совсем «гладкий» монтаж, трясущаяся камера и наличие множества ляпов, но идея и мораль тут хорошая. Главный герой предстает мечтателем и романтиком, который грезит о своей собственной группе. И эта мечта нигде не дает ему покоя. Друзья считают его странным и смеются над ним, на что он стеснительно в ответ улыбается. Даже обретя семью и, казалось бы, счастье, взгляд его часто устремляется вдаль, туда, где все-таки осталась нереализованная мечта. Как писал Ф. М. Достоевский: «Истинно великие люди, мне кажется, должны ощущать на свете великую грусть». И у Цоя эта грусть видна в глазах. Удачным решением я считаю оформление песен «Закрой за мной дверь» и «Раньше в твоих глазах отражались костры». Это стекло, что отделяет Виктора от мечты, и проевшийся семейный быт, который показывает отстраненность и особенность героя.

Конец же фильма так и гласит: никогда не сдавайся и не поддавайся рутине, не забывай о мечте и не дай ей угаснуть. Виктор Цой, сделав шухер на голове, уходит от нас в неизвестном направлении, как всегда любил уходить. Но он, как и его герой, всегда знали, что стоит им только уйти, как мы пойдем следом. Стоит им сказать: «Попробуй спеть вместе со мной» — и мы споем.

21 июня 2016

23,5

(название текста в духе названий двух первых номерных альбомов группы)…

В 1986 году Киевский государственный институт имени Ивана Карпенко-Карого выпустит молодого режиссёра Сергея Лысенко. Тот представит в качестве своей дипломной работы фильм-короткометражку «Конец каникул». Сделано это будет на пару с оператором Олегом Смирновым. Так сказать, работа на двоих.

«Конец каникул» явился вторым в списке фильмографии Виктора Цоя фильмом после «Йа-Ххи». Да то и не фильм был вовсе, а документальное видео…

А это?.. Ну, по сути, «Конец каникул» это тоже некий очерк. Но здесь уже пахнет сюжетом. Состоит картина из четырех клипов, вспыхивающие словно мысли главного героя. И эти наваждения появляются не спонтанно. Не в больной голове, в смысле. Дело в том, что (это так вижу я сам) в умах — и именно в одной такой голове — уже родилась идея о переменах. Их требуют наши сердца. Они и до сих пор и в нашем смехе, и в наших сердцах, и в пульсации вен. Стоит ли говорить, что Виктор Цой, как деятель культуры, явился едва ли не пророком!.. Но пока песня «Перемен» ещё не была написана. А я прямо вижу, что она уже складывается в ритмический рисунок, и рождается текст, — это отражено в самом выражении лица рок-звезды по имени Солнце… Заряженность на революцию!

А пока… Пока музыканты группы «Кино» появляются на пляже, бредут по берегу и становятся возле дерева. (Нет, это не сосна на морском берегу). «Дальше действовать будем мы». Молодые люди движутся под музыку именно этой песни. Немного погодя, нам покажут советскую действительность, которой было суждено приказать долго жить. И посреди этой жизни Цой, который устал не то от бренчания Алексея Ковжуна, не то от государственного строя. Бросив с размаху ящик оземь, Цой натыкается на непонимание друзей. Ковжуна и Светланы Николаевой. Он буквально поднят на смех. А объяснять необъяснимое… тут нужно душой заматереть, чтобы понять без лишних слов.

Всё показанное в фильме имеет некую метафоричную связку. Рассуждать можно немало. Тут каждый по своему поймёт. Ведь что-то понял и Цой. Тут и вся его группа показана. Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и Игорь Тихомиров. А в кадре Цой будто за стеклом. Он прислонился к стеклянной двери. И вот получается, будто музыканты за стеклом. То есть, они вроде как и рядом, но есть стеклянная стена непонимания. Вспышка и свет — как символ озарения. Также я увидел высоковольтную линию; мне она показалась знаком прогресса. А Цой меняет очки, и подобрать их для себя не может. Ну, тут проще. Нет таких очков смотреть на этот мир для главного героя. Собственно, я склонен думать, что герой и актёр — это один и тот же человек.

Сказать по правде, я понимаю главного героя. Ведь и я сам был таким же. Был. И поэтому мне не до души оказалось показанное в фильме отношение главного действующего персонажа к бытовухе. Ну тут уж, рокерская душа. Конечно, быт разрушает. Но се ля ви, как говорится. Это тема для отдельного разговора. Во всяком случае, все мы знаем, что Виктор Цой в реальной жизни добился невероятных высот и нескончаемой славы. Примерно также заканчивается и наш фильм.

Примечательно, что песня «Раньше в твоих глазах…» не издавалась на номерных альбомах группы. В фильме же она звучит. Звучит во времена бытовых мытарств. Но потом прорыв. Цой не одинок. И герой будто выходит из фильма в жизнь.

Считать ли эту зарисовку какой-то вехой, обязательной для широкой зрительской аудитории? Думаю, ответ очевиден.

Я же сам, принимая во внимания некое даже становления творческого пути (конечно, группы «Кино», а не Сергея Лысенко — режиссёра), оцениваю это как интересное произведение. Цвета картины в духе советских лент. Атрибутика («Ты видео не видела?»): лимонад, пепси-кола на столе… — только добавляет антуража.

8 из 10

26 мая 2016

Рок — это Судьба!

Данный фильм сделан выпускником Сергеем Лысенко в качестве дипломной работы. И в этом кино снялось «Кино». Ленинградская рок-группа, ставшая настоящей культовой и узнаваемой каждым группой, пошла на встречу. И вот что мы видим в кадре!..

Ну, по сути, мы видим четыре клипа этой команды. Песен «Дальше действовать будем мы», «Закрой за мною дверь, я ухожу», «В твоих глазах» и «Попробуй спеть вместе со мной». Но если присмотреться, то можно разглядеть повседневную обыденность, а главный герой стремится уйти от неё.

И главным здесь видится не иначе как Виктор Цой. Ну, прежде всего, как лидер группы. Но ещё кроме незамысловатого вечного, мы видим быт советских лет. Вот даже краски были какие-то иные. И это добавляет какую-то романтику. А на столе стоит баночку именно с «Пепси-колой».

Сложно назвать эту зарисовку какой-то некой важной картиной. Это определённо не народное достояние, не культурное наследие… Да даже важность она будет иметь лишь для поклонников группы «Кино». Группы, сотворившей прорыв и даже некую революцию в умах и сердцах слушателей.

7 из 10

24 мая 2016

Мы поверили звёздам, и каждый кричит — «Я ГОТОВ!»

Главного героя тошнит от обыденности. Он замечает фальш вокруг себя. Кажется, что он один такой в поле воин. Но нет: у него есть друзья-музыканты. Вместе они будут разгуливать по улицам, показывать себя самих. Что означает всего лишь — рождение себя.

Когда не устраивает то, что окружение относится слишком серьёзно и спокойно к своей примитивности. А у главного героя фильма есть призвание, есть что-то, что его не отпускает и не даёт покоя — идея сделать. Идея порвать со всем этим. Интуиция у человека.

Песни Цоя играют важную роль, в них собственно весь смысл увиденного.

Фильм этот я увидел раньше, чем «Иглу», и «Конец каникул» мне даже больше нравится, чем «Игла», во многом потому что песен здесь больше. Сей фильм является подтверждением того, что на успешность работы влияет не дороговизна проэкта, но свежесть взгляда режиссёра и ощущение. По стилю звук-оператор-дух напоминает фильм Ринго Старра о Марке Болане «Born To Boogie». Разница лишь в том, что в «Буги» — Толкинская фентезийность, а здесь — русские многоэтажки и степи, обросшие высоковольтными башнями.

«Конец каникул» представляет собой художественную ценность. Интересен как поклонникам группы «Кино», так и замечательных фильмов с советско-русской «душой».

Рекомендую посмотреть!

А те, кто слаб, живут из запоя в запой. Кричат: нам не дали петь! Кричат: попробуй тут спой!

… Мы идём, мы сильны и бодры.

6 августа 2013

Нет уж, спасибо

Студент-режиссёр довольно бесцеремонно упрашивает Цоя сняться в своей дипломной работе и ради чего? Результат годится только как набор клипов, причём вырезать всё обрамляющее их более, чем желательно. Диалоги и уровень игры актёров на уровне дешёвой порнографии, наверное это такие же двоечники, как и режиссёр (даже если их академические дела и шли хорошо). Сомневаюсь, что Лысенко преследовал иную цель в приглашении Цоя, кроме того, чтобы выехать на молодом советском роке из щекотливой проблемы отсутствия идей, в ином же случае идея его была крайне неоригинальна. «Прожектор перестройки освещает перестройку».

Первые кадры мной воспринимаются именно в таком ключе. Группа Кино приближается к камере и встаёт в позу. Естественно, музыканты не видят себя со стороны — что получилось не очень естественно. Авторы оставляют всё в таком виде. Звучит грубо зацикленная тема из песни «Дальше действовать будем мы». Видимо тоже просто чтобы было. Пролог к первому клипу даже вспоминать неохота. Хотя Цой не актёр, играет он заметно лучше других, при всей неестественности движений в момент разбивания ящика. Клипы средние, только Цоя созерцать (и то для любителей созерцать кумира), Киев образца конца восьмидесятых и музыку слушать.

К тому же всё это время разворачивается какой-то унылый сюжет, передающий эпоху лишь поневоле и с песнями пересекающийся редкими местами, да и то, наверное, чудом. В общем, кабы не Кино, пришлось бы Лысенко либо ложиться на землю и помирать, либо готовить голову для пепла, который бы обязательно посыпался из рук его наставников в киноискусстве. А тут прославился в прославлении Цоя и себя заодно немножко, только я бы ему всё равно спасибо не сказал.

1 из 10

29 апреля 2012

Конечно, это не совсем фильм, — это скорее охудожествленная хроника жизни Виктора Цоя и группы «Кино». Тем, кто давно не видел чего-то документального о жизни рок-команд в середине 80-х, будет интересно взглянуть с этой стороны.

- Дайте нам, пожалуйста, три Пепси.

- А ты видела видео на дистанционном управлении…

Все это выглядит довольно космически в наши дни.

Но если вы помните, видели своими глазами, — то эти 23 минуты фильма словно машина времени возвратят вас туда.

- Попробуй спеть вместе со мной, вставай рядом со мной.

7 из 10

24 февраля 2010

Документальный фильм Конец каникул появился на телеэкранах в далеком 1986 году, его режиссером является Сергей Лысенко. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов, Игорь Тихомиров, Светлана Николаева, Алексей Ковжун.

Страна производства - СССР. Конец каникул — заслуживает зрительского внимания, его рейтинг более 7.7 баллов из 10 является отличным результатом.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.