| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.8 |
IMDb
|
5.7 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Сезон чудес |
| год: | 1985 |
| страна: |
СССР
|
| режиссер: | Георгий Юнгвальд-Хилькевич |
| сценарий: | Сергей Абрамов |
| видеооператор: | Геннадий Карюк |
| композитор: | Юрий Чернавский |
| художники: | Игорь Брыль, Татьяна Тарова |
| монтаж: | Тамара Прокопенко |
| жанры: | комедия, мюзикл |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
17 июня 1985 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
12+ |
Длительность:
|
1 ч 32 мин |
Не скажу точно, когда во второй половине 1980-х смотрел «Сезон чудес» (и больше никогда его не видел!).
Из него помню только Аллу Пугачёву, распевающую песенку о Робинзоне.
На паре сайтов про кино почитал отзывы о фильме, среди которых было немало отрицательных.
Неужели всё так плохо?!
Решил, что «Сезон чудес» надо пересмотреть и сделать собственные выводы.
Оказалось, друзья, что не всё так плохо, а, скорее, наоборот. (Правда, стоит учесть, что мне уже под пятьдесят и мой мозг теперь многое воспринимает иначе, чем ранее. Например, в детях начал видеть детей, а не маленьких несносных хулиганов.)
Начну с главного – картина с каким-то необъяснимым позитивным настроем. Смотришь её – и на душе теплее становится.
Если заранее не знать, что это добротный советский детский фильм 1985 года выпуска, то вначале покажется, что вот-вот сейчас начнётся что-то в духе джалло с элементами мистики и ужасов. Но нет – это просто детишки и трое повзрослее шалят над дяденькой, который решил на их территории уединиться от поднадоевшего ему общества с целью поиска новых творческих идей.
И все эти детские шалости на фоне не совсем обычных советских песен (как по музыке, так и по тексту). Но ритмы такие забойные, что сами собой откладывались в моей голове и ещё долго преследовали меня после просмотра. А «Робинзончик» и сейчас всё ещё со мной:
Ты, ты, ты! И ты – Робинзон.
Он, он, он! И он – Робинзон.
В этом сезоне поём о Робинзоне…
А в фильме исполнение песни сопровождается, кажется, первым сверхмассовым советским кинофлэшмобом, который поставил (как я понимаю по содержимому титров) ещё молодой, кучерявый, бородатый и заводной балетмейстер Борис Моисеев (с парой экспрессивных девушек в обтягивающих одеждах для занятия модной тогда аэробикой). С современной точки зрения, наверное, достаточно примитивно, но всё так классно, легко, стильно и игриво! Десятки приятных глазу лиц, размахивая как-то по-кошачьи ладошками, заряжают (меня) своей доброй энергетикой радости, задора и веселья.
И снова у советской системы получилось перевести зарубежные веяния на свои рельсы! Говорят, что идея «Сезона чудес» появилась у Юнгвальд-Хилькевича после просмотра у композитора Чернавского видеоклипов иностранных исполнителей, и в первую очередь Майкла Джексона.
Безусловно, на вкус и цвет товарищей нет. Но лично мне наши размахивающие ладошки как-то несоизмеримо ближе, чем ладошки, наложенные на периодически пружинящее причинное место.
(Вот почему нельзя было остановиться на этом, а не копировать после всё, в прямом и переносном смысле, до самого конца?!)
Ещё несколько положительных моментов.
Оцените, как не теряется бородатый и неожиданно спортивно подтянутый дяденька-художник, (как всегда) превосходно озвученный Александром Белявским. А как он в конечном итоге не по возрасту мудро реагирует на проказы детишек.
Кстати, детишки в фильме, видно, что, просто, по-доброму дурачатся. Особенно в самой сильной сцене «концерта» за окном, стоя с раскрашенными лицами в стиле Хэллоуина.
«Жару» даёт с одетыми (если правильно понимаю) на голову шапочками для плавания парочка взрослых шалопаев с диалоговой интермедией. Если не знать, что фильм снимали в 1984 году (прочитал воспоминания одного из массовки), то (по мне) смотрится как неплохая пародия на пришедшего к власти в 1985 году Михаила Сергеевича Горбачёва. Вот только ещё не знали про его будущий «консенсус» и другие характерные словесные обороты Генерального секретаря. Был бы полнейший «угар».
Но обратите особое внимание на девочку 8-10 лет с парой игральных карт в руках. Какой серьёзный взгляд, какие отточенные и выверенные движения! Внутренний и внешний образы проработаны так шикарно, что глаз не отвести!!! А она по фильму ещё и за младшим братиком присматривает и даже полы помоет! (Ну о-о-очень жаль, что не было у меня такой сестрёнки!)
Само собой, (пусть, может быть, и не все) песни Юрия Чернавского на слова Леонида Дербенёва в достойнейшем исполнении (колоритно бородатого) Михаила Боярского и (пока ещё относительно простой) Аллы Пугачёвой шедевральны и, если поразмыслить и пофилософствовать, местами звучат (для меня) как жуткие пророчества.
А последние кадры «Сезона чудес», наполненного искренностью и добротой, беззаботностью детства и юности и всё преображающей любовью, просто наполняют (меня) какой-то силой. С диким восторгом увидеть в просмотренном «до дыр» сером будничном пейзаже зимнего города что-то яркое и свежее не каждому доведётся. (Увы, в моей жизни такого никогда не было… и вряд ли когда-нибудь будет.)
P.S. И ещё несколько заметок про фильм:
1) хотя в «Сезоне чудес» никаких настоящих чудес не происходит, но я так и не понял, как шутники сумели сделать лампочку, горящую даже после перекусывания главным героем электрических проводов;
2) об этом можно бесконечно дискутировать, но главная героиня в фильме, конечно, права – многие беды людей от того, что не хотят друг друга слушать (и слышать).
И (по моим ощущениям) весомая часть негативно отзывающихся о фильме на самом деле не считают его плохим. Недостатки они, по сути, считают в следующем:
1) за большим количеством музыкальных вставок не видно, да и нет, в общем, сквозного завершённого сюжета (и получился не фильм, а какая-то музыкальная мозаика, но… с весьма приличными песнями);
2) и вообще, мол, «могло бы быть и получше» (но с таким посылом, по-моему, можно подойти практически ко всему в жизни, а уж к кино и подавно).
А буквально через год режиссёр Юнгвальд-Хилькевич, проделав работу над ошибками, снимет в подобной же концепции идеальный фильм «Выше радуги», начисто обнулив все выше обозначенные претензии. Но это уже другая история и другая рецензия.
P.P.S. Вспомнил, в «Сезоне чудес» есть одно реальное чудо, которое появляется чуть ли не на первых минутах, но будет понятно только рядовому советскому гражданину конца 1980-х. Крупным планом показывается кусок сочного мясного деликатеса, аппетитно разрезаемого ножом кем-то из местечковой творческой богемы с центральным импозантным персонажем в исполнении незабываемого Игоря Дмитриева.
И немой вопрос: «Откуда?!»
Судя по виду (если правильно понимаю), мясо промышленной обработки, а не с рынка. Но в рядовых государственных продуктовых магазинах такого в то время никогда не было. Да там, по большому счёту, вообще ничего не было. И не только в продуктовых, но и в остальных тоже.
И чтобы не выглядеть однобоким, (на мой взгляд) для обычного человека с тех пор ничего особо не изменилось. Разве что ракурс проблемы стал другим.
8 из 10
(на фоне «Выше радуги» не могу поставить больше)
1 апреля 2025
Художник, потерявший вдохновение, приехал на халтуру на побережье какого-то (Балтийского, наверное) моря, где всякие-разные видения и циркачи возвращают ему радость творчества...
То ли план по производству музыкальных фильмов в советском стиле 'горел', то ли Пугачева на пару с Боярским просто рекламу проплатили, но слушать этого странного киношного 'дракона' (песня с подобным названием есть в фильме) гораздо приятнее, чем смотреть. Ну или можно рассматривать Сезон чудес как репетицию не то что бы сильно мастеровитого, но очень душевного и куда более внятного фильма о фантазии и мечте Выше радуги, снятого, кстати, по произведению того же автора - Абрамова.
А если смотреть как на нечто самостоятельное, то чего-то хоть сколько-нибудь стройного незаметно вообще - серая съемка без сюжета и характеров с неудавшейся попыткой наваять некое романтическое настроение. Не сказать, что это не удаётся совсем, но только разве за счёт классных песен Чернавского в исполнении упомянутых звёзд советской эстрады, к которым примкнуло ещё и танцевальное трио Экспрессия во главе с... Тудудудум! Борисом Моисеевым! Хоть на непросвещенный мой личный вкус в этом трио нет ничего особливого, но по советским меркам он уже тогда был эпатажен... Жаль что музыкальных номеров всё-таки не под завязку - по три номера на брата... Негусто.
Так что рекомендуется сие совсем уж дико ностальгирующим по всему советскому или поклонникам творчества... Бориса Моисеева. Пугачеву и Боярского можно увидеть и услышать и в более приемлемом варианте, а вот местного гуру нетрадиционной тусовки поди поищи. Кто ищет, тот и найдёт... Сезон чудес.
24 июля 2024
Думаю, не стоит оценивать этот фильм как обычное традиционное кино. Прежде всего авторы перезагрузили повесть С. Абрамова «Потому что потому», сделав упор именно на музыкальный аспект. Получилось — мюзикл-не мюзикл, а то, что иногда (к сожалению, очень редко) выстреливает, даже неожиданно для самих создателей. Фильм «выстрелил» прежде всего действительно потрясающей музыкой Юрия Чернавского, исполнителями — звездами советской эстрады, хореографическими номерами. Выстрелил какой-то неуловимой лиричностью напополам с мистикой конечно же.
А сюжет.. сюжет все-таки существует и выполняет свою конкретную задачу как нечто объединяющее всё действо — как и должно быть в подобных картинах. Вспомните хотя бы «Saturday Night Fever» или «Sergeant Pepper`s Lonely Hearts Club Band». Кстати, и не скажешь, что эти два очень знаменитых и популярных произведения несут в себе какую-то серьезную сюжетную линию…
Фильм в свое время пользовался сумасшедшей популярностью и кинозрителей, и меломанов вообще, и, конечно же — поклонников (фанов!) Аллы Пугачевой и Михаила Боярского. Он с большим успехом шел в кинотеатрах не только наших иностранных друзей-демократов, но и в других странах, в Японии, например.
17 ноября 2020
«Два раза в одну реку не войти».- сказал как-то античный философ и…как всегда, оказался прав. Фильм «Сезон чудес» снял всё тот же Георгий Юнгвальд-Хилькевич по сценарию всё того же Сергея Абрамова (их совместный проект «Выше радуги» оказался намного интереснее и умнее).
Замечу сразу: фильм наиглупейший и наипримитивнийший. Сюжет высосан из пальца (чувствуется, буйной фантазии при написании сценария «Сезона чудес» Сергею Абрамову явно не хватало). Получился непонятный (даже по меркам ассоциативных иллюзий) киноляп. Да и режиссёр Георгий Юнгвальд-Хилькевич, прекрасный мастер своего дела, я думаю, знал, что делает халтуру.
Единственное, что разнообразит «Сезон чудес», так это потрясающая музыка Юрия Чернавского (песня «Белая дверь» на стихи Леонида Дербенёва в исполнении (только её и никого больше!) настоящей Аллы Пугачёвой, я считаю, настоящим шедевром романтической песни). Кстати, музыка песни «Белая дверь» проходит через весь фильм «яркой красной нитью», придавая «дешёвому кинодейству» яркость, романтизм и некую внутреннюю лирику.
К тому же стоит отметить и прекрасные танцевальные композиции в исполнении трио «Экспрессия», которые очень удачно вписываются в общую тематику фильма.
5 из 10
6 мая 2007