| Рейтинг фильма | |
Кинопоиск
|
5.8 |
IMDb
|
5.2 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Большие неприятности |
| английское название: |
Big Trouble |
| год: | 1985 |
| страна: |
США
|
| режиссеры: | Джон Кассаветис, Эндрю Бергман |
| сценарий: | Эндрю Бергман |
| продюсер: | Майк Лобелл |
| видеооператор: | Билл Батлер |
| композитор: | Билл Конти |
| художники: | Питер Лэндсдаун Смит, Ли Полл, Джин Каллахан, Джо И. Томпкинс |
| монтаж: | Ральф Э. Уинтерс, Донн Кэмберн |
| жанры: | комедия, криминал |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
30 мая 1986 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
не указано |
Длительность:
|
1 ч 33 мин |
Кинематограф Кассаветиса — неделикатный, интимный, вторгающийся в личное пространство, нарушающий нормы ежедневного сосуществования, чувственный до неприятия. Хватающий через край. Завораживающий. Он об отношениях и весь построен на отношениях, и если бы между людьми, то было бы не о чём говорить, но он об отношениях человека внутри себя самого. Разглядеть которые чтобы, необходимо стоять очень близко, максимально близко. Не смотреть в лицо или заглядывать в глаза, а пристально, бесстыдно изучать движения этого лица, вплоть до мельчайших подрагиваний уголков губ, и ещё — обязательно — те движения, которые лицо себе не позволяет, застывая или отворачиваясь в ответ на провокацию. А кинематограф Кассаветиса — это провокация. Если же лицо вдруг пропадёт из поля зрения камеры, то мы изучим движения тела: о том, что происходит, догадаемся по спине, повороту головы, положению рук, уловим в жестах, будь они произвольны или нет.
Лицо не сможет нам соврать или сказать что-то в сторону — мы прочитаем по губам всё, что оно захочет от нас скрыть. В этом смысле кинематограф Кассаветиса не психологический, а психиатрический. Лишённый юмора, ибо психоаналитическое исследование по определению несмешно. Разве что люди в кадре смеются над чем-то своим, не пытаясь найти у камеры понимания.
Таковы все его фильмы. Но в «Big Trouble» от автора, кажется, один только Питер Фальк.
Поставленный как комедия местами положений (при чём тут вообще Кассаветис?), последний снятый режиссёром фильм повествует о Леонарде Хоффмане (Алан Аркин), страховом агенте, который является счастливым папашей троих великовозрастных музыкально одаренных мальчуганов, которым смерть как надо учиться в дорогом университете лиги плюща, где их дарования предположительно расцветут. Жаль только денег на это нет, но есть предприимчивый Стив Рикки (тот самый Питер Фальк), абсурдные идеи которого (и по смыслу, и по воплощению) должны принести приличные барыши всем согласным участвовать. Дальше смеховыжимательные картины сменяют одна другую, но, возможно, за давностью лет они видятся уже избитыми штампами и не кажутся такими уж смешными. Однако это дело вкуса, в конце концов.
По сути же и работа камеры, и классический производственный подход к постановке, и актёрский состав (никакой Джины Роулендс), и стандартная драматургическая конструкция, — туда же натужный юмор и чужой монтаж, — делают фильм безымянным. Это максимальный не Кассаветис. Этот последний его фильм лишь приближается к ЕГО фильмам в финальном кадре, где свалка и драка, и хохот, и все друг другу мешают, но друг без друга не обойдутся. Несмешнее всего, что по этому кадру идут титры, как бы демонстрируя, что это неважно, можно и не смотреть, подумаешь, режиссёр. Всё остальное в «Больших неприятностях» определяется договором со студией. И, как ни печально, но в этом последнем фильме весь режиссёр — бунтарь, готовый на компромисс, too short великан, беспощадный максималист, согласный работать за деньги и не прощающий себе этого.
Кинематограф Кассаветиса — ЕГО кинематограф, это не искусство кино, это наиближайшее к жизни её изображение. Не запечатлённое время, но запечатлённый человек.
13 сентября 2025
Несколько нарушим хронологию и сразу рассмотрим после голливудских проектов Кассаветеса его последний фильм, тоже в некотором роде компромиссный – «Большие неприятности». Возникающие во время его просмотра вопросы вроде, зачем он это вообще снял, снимаются при просмотре первых же сцен: это действительно уморительная комедия с элементами абсурда, в которой, как это ни странно, видны стилевые компоненты лучших режиссерских работ Кассаветеса. Прежде всего, это, конечно, актерская свобода, позволяющая исполнителям в рамках диалогов импровизировать и раскрывать свое мастерство в полной мере. Это касается Питера Фалька, частого гостя лент Кассаветеса, а также Алана Аркина (сыгравшего кроме всего прочего в «Уловке-22» Николса), актера большого комического таланта и, как это не странно, Беверли Д`Анджело, отметившейся до этого момента в «Волосах» Формана. «Большие неприятности» не были бы так смешны, если бы не природная органика актеров, подчеркнутая крупными планами и раскованной операторской работой.
Что же касается сценария, то его писал Эндрю Бергман, будущий режиссер «Стриптиза» с Деми Мур, но он был бы не таким смешным, если бы не исполнение, то есть то, каким образом постановщику удалось его воплотить. «Большие неприятности» выгодно отличаются от «Запоздалого блюза» и даже «Ребенок ждет» тем, что в них видна сноровка Кассаветеса, опыт, накопленный им в режиссуре на протяжении почти двух десятилетий. После таких шедевров, как «Женщина не в себе» и «Премьера» стало очевидно, что ему подвластно все, любой жанр и в любой стилистике. История того, как группа странноватых чудаков-авантюристов влипает в скверную историю, а потом с блеском из нее выходит, рассказана Кассаветесом так, что зрителю не будет скучно ни минуты и не только ради развлекательных целей. Ведь в «Больших неприятностях» постановщик имеет перед собой еще и назидательную задачу – показать, как обстоятельства делают преступниками вроде бы хороших людей, а все потому, что в мире американской философии успеха они лишние. Нравоучительно звучит? Но в фильме этого не видно, режиссер не поучает открыто, он художественными средствами дает понять, как порой трудно свести концы с концами, когда ты честен. Конечно, мне и многим фанатам Кассаветеса хотелось бы, чтобы он завершил режиссерскую карьеру берлинским триумфом «Потоков любви», но и данная лента – тоже не самое плохое ее окончание.
1 августа 2025
Последним фильмом великого Джона Кассаветеса оказалась легкая авантюрная комедия по сценарию Эндрю Бергман (Медовый месяц в Лас-Вегасе, Стриптиз, Мыльная пена). То что фильм снимал Кассаветес я бы не догадался ни за что и никогда. В 1979 году выходила лента «Свояки» с теми же Питером Фальком и Аланом Аркином, по сценарию опять же Эндрю Бергмана, и ассоциируются «Большие неприятности» именно с тем фильмом, а никак не с творчеством обычно сурового и стильного Кассаветеса.
Самое худшее в этом фильме то, что когда-то я смотрел его по телевизору и запомнился он мне лишь шуткой в морге. Ну и конечно, Питером Фильком. Алан Аркин мне честно говоря никогда не нравился, хотя тут он терпим. Первые полчаса у меня складывалось впечатление, что я смотрю обычную криминальную историю в стиле Хичкока. Ближе к концу стала вырисовываться комедия, правда довольно абсурдная и честно говоря, не самая смешная.
Однажды Кассаветес срежиссировал одну из серий «Коломбо». По-видимому, к постановке этого фильма он склонился так же лишь по старой дружбе с Питером Фальком (который значится в списке ролей первым, несмотря на то, что и экранного времени у Алана Аркина больше, да и персонаж его главнее).
В целом, по-моему мнению, фильм неплох, но создаётся впечатление, будто он снят Артуром Хиллером («Свояки», «Неприличное везение», «Ничего не вижу, ничего не слышу», «Красивая жизнь»,) под не очень уместным псевдонимом «Джон Кассаветес»)
4 из 10
11 октября 2010
О чем эта картина? О мошенниках. Да, еще одна забавная комедия об обаятельных аферистах, которым поневоле симпатизируешь, которые, несмотря на кучу совершенно идиотских неприятностей и положений, добиваются в конце концов желаемого. О чем еще? О деньгах, которых очень много у одних и очень много у других. О социальном расслоении и контрастах Америки. О том, на что способны родители, чтобы отправить учиться своих детей в престижный колледж. О том, что даже самые блистательные аферы не всегда срабатывают и о том, что дуракам везет.
Смысл ясен и предугадываем, и об этом говорю с некоторой долей разочарования — за 20 лет, что прошли со дня создания фильма, таких фильмов появилась целая куча и все они довольно однотипны и не приносят большого удовольствия. Этот фильм с довольно средненьким сценарием спасает год производства, который указывает на то, что фильм классический, а значит, к нему меньше претензий — он был до всех подобных однотипных поделок, значит, был оригинальней. И еще вытягивают актеры.
Единственный и неповторимый Коломбо Питер Фальк, заражающий своим оптимизмом и добродушием, весь фильм носится со своими бредовыми аферами, корчит страшные рожи, изображая то мертвого, то больного, т умирающего, то охранника, то миллионера, то адвоката, то грабителя…
За ним таскается бесконечно испуганный и пессимистичный Алан Аркин со своими тремя детьми, ради которых он ввязался в самое опасное для страхового агента приключение.
На заднем плане маячит шикарная Беверли Д`Анджело, показывающая вздорную бабенку, корчущую из себя великую актрису. А с кляпом во рту сидит и бубнит чего-то Чарльз Дернинг, детектив из страховой компании. Все сыграли очень неплохо и смогли вытащить эту довольно посредственную и не очень смешную комедию до уровня забавного фарса.
7 из 10
(спасибо Фальку)
18 октября 2006