Мертвые души
8.1
7.5
1984, комедия, драма, история
СССР
12+

В ролях: Александр Трофимов, Александр Калягин, Лариса Удовиченко, Тамара Носова, Виталий Шаповалов
и другие
Авантюрист Чичиков скупает «мертвые души» - почивших крепостных, учтенных в качестве живых при последней ревизии. Помещики удивлены просьбами предприимчивого знакомца, но рады избавиться от обузы - ведь они платят налоги за учтенных в ревизских сказках крестьян как за живых. В дальнейшем Павел Иванович планирует совершить с купчими ряд махинаций и сказочно обогатиться. Но осуществиться его наполеоновским планам не суждено...

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Мертвые души

год: 1984
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Дильшат Фатхулин
композитор:
художники: Владимир Фабриков, Игорь Лемешев, Нэлли Фомина
монтаж:
жанры: комедия, драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 19 ноября 1984 г.
на DVD: 18 марта 2010 г.
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма, история

Отзывы критиков о сериале «Мертвые души», 1984

Почём души сегодня?

В кинематографе много экранизаций русских и зарубежных писателей. К сожалению, не все они одинаково хорошие, ведь иногда это задача сложнее, чем создание фильма с нуля. То режиссёр намерено вычеркнул из сценария половину книги, т. к. посчитал, что это не важно (а это важно!), то актёры не соответствуют своим книжным героям, то атмосфера куда-то подевалась… Проблем может быть много.

Вот и экранизация «Мёртвых душ» Николая Гоголя не заставила себя ждать. Справедливости ради надо сказать, что это не первый фильм по произведению - были ещё в 1909, 1960, 1969 и 1979 годах (последние три – это фильмы-спектакли). Но именно кино 1984 года считается лучшим по моему скромному мнению. Во-первых, это сериал, а значит у него больше хронометраж и больше шансов показать сюжет, не разрезая книгу вдоль и поперёк. Всего 5 серий по времени чуть больше часа. Больше чем стандартный фильм, но надоесть не успеет. Во-вторых, в сериале присутствует сам автор – Николай Гоголь в исполнении Александра Трофимова. Иногда так не хватает такого рассказчика в экранизациях, чтобы донести до зрителя не только диалоги и сцены с действиями, но и размышления писателя. Здесь всё в меру. И в-третьих, актёрский состав. Много говорить не буду, просто скажу, что образы Чичикова и помещиков плотно засели в голове. И спроси меня: «Как ты себе представляешь, например, Ноздрёва?», я сразу вспомню образ, который был сериале.

Отличная экранизация классики (жаль, неоконченной писателем). А ещё, думаю, идеальный вариант для тех, кто не хочет читать книгу. Да школьники, это я про вас?

9 из 10

8 марта 2022

Крайне удачный повод порефлексировать

Поражен в хорошем смысле актерской работой в этом фильме. Персонажи выведены на мой взгляд весьма характерно, а уж игрой Трофимова-автора можно только любоваться. Правда, на мой взгляд насмешки в нем куда больше, чем грусти, и это немного диссонирует — всё-таки Гоголь болел за Русь куда сильнее.

После просмотра фильма по достоинству оценил гений Николай Васильевича, захотелось перечитать книгу, которую читал только будучи учеников школы.

В Плюшкине узнал отчасти свою бабушку, а в Собакевиче — отца.

Обязательно пересмотрю этот фильм еще раз.

10 из 10.

27 июня 2017

Картина, приятная во всех отношениях

Давайте представим, что вы прочли «Мёртвые души» прежде, чем посмотреть эту экранизацию, как я. В таком случае велика вероятность того, что вы воспримите эту картину так же, как я. Данная экранизация — лучшая экранизация «Мёртвых душ» из всех существующих, на мой взгляд. Неповторимый Калягин в роли Чичикова, Чурикова, Богатырев и многие другие. И сама постановка на уровне Гоголя, а не на уровне сериалов 2000-х. И это прекрасно. В преддверии просмотра этого пятисерийного фильма, учитывая предварительное ознакомление с оригинальным текстом Гоголя, возникал только один вопрос: а насколько будут соотноситься герои и сцены картины с героями и сценами оригинальной поэмы Гоголя, рожденных текстами гениального русского писателя в моей голове? Практически идеально. Ввиду вышеозначенного факта у меня возникло неуёмное и реализованное впоследствии желание пересмотреть картину дважды. Это о многом для меня говорит. Шедевр.

10 из 10

3 декабря 2016

Когда нет времени читать, лучше посмотреть фильм

Дочке в школе на лето дали задание — прочесть «Мёртвые души» Н. В. Гоголя. Ни для кого не секрет, что сейчас большинство людей знакомятся с содержанием произведения не по печатному изданию… В данном случае я вспомнила просмотренный в детстве сериал с Калягиным в главной роли, и, без сомнений, порекомендовала своей дочери посмотреть эту экранизацию.

Фильм сразу же погружает зрителя в атмосферу века 19. Я считаю, что съёмочная группа во главе с режиссёром М. Швейцером на все 100 процентов справилась со своей задачей — отразила в фильме дух великой поэмы.

Важно то, что сохранены все коллизии произведения, ничего не додумано и не изменено. Моя дочь с интересом следила за текстом в книге и слушала реплики героев.

А. Калягин в главной роли — настоящий Чичиков, именно такой, каким представляешь его в своих фантазиях: «ни толстый, ни тонкий»…

Будучи взрослым зрителем, понимаешь, сколь трудно актёрам выучить текст, вжиться в роль, показать характер. Так вот, когда смотришь на Чичикова, забываешь, что это актёр. Очень естественны были в своих амплуа Шаповалов (Ноздрёв) и Невинный (Собакевич).

Несколько другое впечатление создалось в то время, когда на «авансцену» вышли дамы губернского города «N». Глядя на Федосееву-Шукшину, Чурикову, понимаешь, что это игра.

Мне чрезвычайно понравилось полное перевоплощение в Николая Васильевича Гоголя Трофимова, запомнившегося ещё по роли кардинала в «Мушкетёрах».

И, конечно, великолепная музыка композитора Шнитке, которая так гармонично вписалась в происходящее на экране действо.

Мне в этом фильме понравилось всё. Я считаю, что просмотр мини сериала, созданного под руководством Швейцера, нужно рекомендовать нашей молодёжи!

10 из 10

10 августа 2014

Русь, куда ж несёшься ты?

События в фильме происходят в форме рассказа со стороны автора романа, Николая Васильевича Гоголя, о жизни своего литературного персонажа Павла Ивановича Чичикова. Писатель также раскрывает перед нами моральные и социальные проблемы тогдашнего разночинного общества Российской империи.

Чичиков скупает у помещиков так называемые «мертвые души» — умерших крепостных, которые записаны живыми в «ревизских сказках», чтобы потом, почти даром, приобрести земли в Херсонской и Таврической губерниях. Благодаря этой авантюре, главный герой надеется хорошо обогатиться и в конце-концов осуществить свою мечту — создать собственную семью.

Сюжет ленты максимально приближен к книге, даже в мелочах. Тонкий психологизм и точное изображение портретов и характеров гоголевских персонажей, отражающих общественную, экономическую и бытовую жизнь людей эпохи зарождения капитализма в России первой половины XIX в. Сериал богат на философские отступления, граничащие с мистикой. Нужно отметить, что особенное удовольствие от картины может получить лишь тот человек, который прочитал роман «Мертвые души».

Поражает то, с каким мастерством создателям фильма (язык не повернётся назвать его сериалом) удалось достичь той тонкой гармонии с творением Николая Васильевича Гоголя. Режиссеру Михаилу Швейцеру удалось воплотить в своей ленте глубинную значимость романа классика русской и украинской литературы. Фильм Михаила Швейцера заключает в себе одну из самых главных мыслей автора — зритель, посмотри внимательно, ведь эти персонажи — Твоё зеркало, тени твоей души! Смотри и думай — кто же Ты? Куда несёшься Ты по своей дороге жизни, в своей упряжке?

Одним из самых главных достоинств картины стал непревзойдённый актёрский состав. В частности, Александр Калягин в роли Чичикова, Александр Трофимов — Гоголь, Юрий Богатырев — Манилов, Вячеслав Невинный — Собакевич, Иннокентий Смоктуновский — Плюшкин и многие другие.

Огромную роль в фильме сыграло насыщенное и разноцветное музыкальное оформление, созданное советским классиком музыкального авангарда Альфредом Шнитке. Трудно забыть, например, финальный эпизод фильма в 5-й серии, где Н. В. Гоголь стоит, провожая взглядом упряжку-тройку, в которой уезжает Чичиков со своими слугами. Вокруг только бескрайнее русское поле, где-то вдалеке виднеется церквушка и посреди поля дорога, ведущая куда-то вдаль. Вечереет, солнце разливает последние лучи света… Полем бежит босоногая крестьянская девочка, колышется трава и спелый колос. И посреди всего этого Гоголь, задающий извечный вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты, дай ответ? Дай ответ! Дай ответ!… Не даёт ответа…»

Девочка в сарафанчике подбегает к Гоголю, он улыбается ей и она убегает дальше. А потом мы видим, как автор уходит. Звучит таинственная, волнующая душу музыка Альфреда Шнитке, которая словно летний дождик, сыплет красивые хрустальные звуки… И вам кажется, что вы идёте вслед за Гоголем, задавая самому себе тот же вопрос: «Русь, куда ж несёшься ты?»

24 июля 2013

Гоголь — наше все

«Мертвые души» — великое произведение, одно из лучших в отечественной литературе. Режиссер Швейцер со-товарищи, несомненно, сделали большое дело, создав подробную киноверсию гоголевского шедевра. В целом эта экранизация удалась, но вот насколько она на самом деле хороша? Надо признать, что Швейцер ранее удачно работал в этом жанре. Достаточно вспомнить такие великолепные фильмы, как «Воскресение» по Л. Толстому и «Маленькие трагедии» по А. Пушкину. Но вот в комедийном ключе работать этому режиссеру не особенно-то удавалось. При всем уважении к советским мастерам кино экранизацию «Золотого теленка» не считаю явной удачей. Сюжет и текст Ильфа и Петрова превосходны, игра многих актеров также впечатляет, а с комичностью как-то в «теленке» туговато. Надо вспомнить еще и то, что начиная с 70-х годов в отечественном кинематографе стало, так сказать, модным снимать многосерийные фильмы. При этом с увеличением количества серий качество киноматериала уменьшалось. Все эти тенденции и проявили себя в швейцеровской экранизации Гоголя. Фильм в целом хорош, но неровен и затянут. Интересно было наблюдать за игрой актеров. Не припомню фильма, в котором настолько хороши были почти все мужские роли и посредственны женские. Неужели дело в неумении его постановщика работать с актрисами? Иного объяснения этому казусу придумать не могу. Правда, еще бросилась в глаза довольно слабая игра знаменитых И. Чуриковой и И. Макаровой. Если такая игра Чуриковой не была для меня откровением (ей никогда не удавались героини 19 века), то столь неубедительную игру И. Макаровой не припомню. Эта актриса была всегда требовательна к себе. Может быть, это как-то повлияло и на игру других актрис? Хотя в целом удались роли помещиц, сыгранные Л. Удовиченко и Т. Носовой. В любом случае постановщику нужно было сократить как минимум вдвое весьма затянутые сцены с дамскими разговорами. Несомненной удачей была игра А. Калягина в главной роли. Не побоюсь сказать, что он вместе с Ю. Богатыревым (Манилов), В. Шаповаловым (Ноздрев) и актерами, воплотившими образы губернских чиновников, обеспечили этой экранизации достойный уровень. Из других актеров выделю В. Санаева, В. Золотухина, Ю. Волынцева, А. Сафонова, И. Кашинцева. Довольно спорными являются работы в этом фильме В. Невинного и И. Смоктуновского. Первый в целом подходил на эту роль, был, как всегда, весьма колоритен, но как будто бы «недоиграл» ее до конца. Второй при всем своем мастерстве в роли Плюшкина выглядел как-то неубедительно. Трудно представить, чтобы такой человек мог стать гоголевским Плюшкиным. Больше всех разочаровал А. Трофимов в роли автора. На лицо — вроде настоящий Гоголь, но по душевной своей организации не какой это вовсе не Гоголь. Нет в нем того яркого внутреннего огня, которым горел бессмертный классик, тех мистицизма, чудоковатости и загадочности. Да еще и текст этот актер читал недопустимо вяло и не очень разборчиво. Да простят меня наши старые мастера кино за критику. Они все-таки сделали свое дело в целом хорошо.

Автору поэмы — 10+. Авторам фильма — 7.

25 августа 2010

Экранизация книги — довольно популярный жанр в киноиндустрии. Как правило, фильм, снятый по литературному произведению, намного хуже оригинала. И на то бывает много причин. Одна картина не удалась из-за отсутствия атмосферы, царящей в книге, опущены размышления, важные мелочи и тонкие неподражательные оттенки, присущие стилю писателя. В другой ужасен подбор актеров, которые не соответствуют книжным персонажам, или просто актеры недоигрывают-переигрывают. В третьей отвратительный сценарист и режиссер, слишком увлекшиеся переписыванием сценария, выбросили половину книги и вместо нее наснимали черт знает что. В четвертой отсутствует выразительная музыка, гармонично вписывающаяся в происходящее на экране. В пятой…

Лично я терпеть не могу, когда уродуют бессмертное произведение, снимая фильм «по мотивам». Когда режиссер, прикрываясь правом на легкую импровизацию и вольность, в корни меняет концепцию книги и показывает свою «шедевральную» версию. Когда меняет концовку, утверждая, что она лучше подходит данной истории. Когда выбрасывает важнейшие эпизоды, заменяя их ненужными сценами. Да да, хронометраж. Ну снимайте 2 серии, 5 серий, если не помещается. Фильм должен быть максимально приближен к книге, чтобы получилась не бледная копия, а равное ей зрительное воплощение истории. Вот в этом и заключается искусство — передать характер, стиль и большинство деталей книги, использовать все возможности кино, музыки и оживить напечатанный черным по белому текст. И тогда, возможно, фильм сам окажется интереснее книги.

Наверно, я слишком много расписал, но уж сильно наболело и захотелось высказаться. Надоели уже недофильмы, портящие хорошие книги. Не буду тыкать пальцем, скажу лишь, что им еще расти и расти до такой великолепной экранизации, как «Мертвые души», в которой учтены все детали, описанные выше.

Во-первых, мне понравилось то, что «никто не забыт и ничто не забыто». Весь сюжет книги перенесен в пятисерийный фильм, и поэтому не произошло утечки важных элементов, столь необходимых для воплощения бессмертного произведения на экране. Но в то же время фильм совсем не растянут, его не скучно смотреть, он такой, какой и должен быть. Разумеется, благодаря блестящей игре актеров и умелым рукам режиссера, сумевшего снять кино-шедевр, равный самой поэме.

Главный герой произведения — это автор, который является невидимым свидетелем всех происходящих событий, размышляет о характерах людей, о России, подчеркивая едва заметные детали и метко целя искрометной сатирой прямо в сердце тлеющему обществу. Не воплотить этот образ в фильме было бы огромной ошибкой. Режиссер сделал правильный ход, изобразив Гоголя в роли отдельного персонажа-рассказчика, судьи, который и ведет повествование. Александр Трофимов отлично справился со своей ролью, сыграв Гоголя во плоти.

Не менее важный персонаж — Павел Иванович Чичиков. Актер на роль Чичикова выбран идеально. «Не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок, нельзя сказать, чтоб стар, однако же и не так чтобы слишком молод». Александр Калягин не просто играл эту роль, он жил ею. Каждое его слово, улыбка или жест естественны и непринужденны, им веришь и любуешься его великолепной игрой. Лучший образ в фильме, именно такого Чичикова я и представлял.

Манилов, в исполнении Юрия Богатырева, получился как в книге мечтательным, гостеприимным и чрезмерно восторженным. «Выражение лица его не только сладкое, но даже приторное, подобное той микстуре, которую ловкий светский доктор засластил немилосердно» — это про Богатырева. Еще понравилась музыкальная тема, играющая во время его философствований.

У Коробочки в этой истории относительно небольшая роль, но и с ней хорошо справилась Тамара Носова. Тупое выражение лица, заторможенность соображения и одна единственная мысль «лишь бы не прогадать» были отлично переданы актрисой.

Лицемерен и чертовски обаятелен Ноздрев, готовый с потрохами продать кого-угодно. Наряду с Плюшкиным, самый яркий образ. Азартный, вспыльчивый, старающийся подгадить ближнему — все черты этого сложного, но интересного характера Виталий Шаповалов передал верно.

А вот «медведь» и «кулак» Собакевич не получился. Да, большой. Да, ругал всех и вся. Да, старался басить и рычать. Но не то. Недоиграл Вячеслав Невинный, не хватило ему грузности и нерасторопности. Не вышел неотесанный, грубый помещик. Может быть, просто не его роль.

И, конечно же, скряга Плюшкин, мастерски сыгранный Иннокентием Смоктуновским. «Маленькие глазки еще не потухли и бегали как мыши, один подбородок только выступал очень далеко вперед, так, что он должен был всякий раз закрывать его платком, чтобы не заплевать». Образ именно таким и получился, очень хорошо показана скупость, гнилость и умирание души одинокого, жадного человека.

Такой сильный актерский тандем стал главным плюсом данной экранизации. Великолепная игра талантливых актеров вкупе с оригинальным сюжетом и, несомненно, мастерской режиссурой не давали заскучать а подчас и заставляли смеяться (в хорошем смысле этого слова).

Также очень понравилась музыка Альфреда Шнитке.

Великолепная экранизация бессмертного произведения. Всем, кто любит нашу классику — советую.

10 из 10

10 декабря 2009

Бессмертное творение русского классика.

Гоголь удивительный писатель. Его произведения не легко экранизировать. Но если это сделать, то получается не просто фильм, а целый мир, где каждый персонаж живёт своей неповторимой жизнью и заставляет наблюдать за собой. Мёртвые души — одно из тех произведений название которых бьёт в самую точку.

Михаилу Швейцеру в этом фильме удалось передать то, что изобразил в своей поэме Гоголь.

Постепенно, в процессе знакомства с этим творением, ты начинаешь видеть как реальные мёртвые души оказываются гораздо живее других мёртвых душ — их хозяев, помещиков, которые уже становятся неспособны развивать Россию и являются препятствием на пути нового зарождающегося класса русских предпринимателей в лице Чичикова.

Чичикова при всём его цинизме никак нельзя отнести к «мертвым душам». Мы видим, что какие бы добрые, рачительные не были помещики, с которыми общается Чичиков, именно они и являются мёртвыми, а Чичиков, хоть не имеет почти никаких моральных запретов, но тем не менее, он единственный в этом гоголевском мире, кто реально воплощает свои планы в жизнь, а не прокручивает их в голове как Манилов. Всё это режиссер очень хорошо показал.

Кроме того это произведение и фильм остаются актуальными по сей день. Многие из нас, оказавшись описанными Гоголем, если бы такое было возможно, с ужасом бы отвернулись, и сказали бы: нет, мы не такие, это клевета. Человеку всегда трудно взглянуть на себя со стороны. А взглянув, трудно признать самого себя в самом себя. В этом вечная актуальность и гениальность Гоголя.

Очень удачная экранизация русской классики.

10 из 10.

30 июля 2009

Комедия Мертвые души появился на телеэкранах в далеком 1984 году, его режиссером является Михаил Швейцер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Александр Трофимов, Александр Калягин, Лариса Удовиченко, Тамара Носова, Виталий Шаповалов, Алексей Зайцев, Виктор Сергачев, Вячеслав Невинный, Инна Чурикова, Лидия Федосеева-Шукшина, Елизавета Никищихина, Алексей Сафонов, Евгений Данчевский, Виктор Шуляковский, Владимир Сез.

Страна производства - СССР. Мертвые души — получил отличный рейтинг, и входит в список популярных фильмов, которые мы рекомендуем к просмотру. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.