Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Водитель автобуса |
год: | 1983 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Шадурский |
сценаристы: | Людмила Кожинова, Валентин Черных |
видеооператор: | Анатолий Клейменов |
композитор: | Вениамин Баснер |
художник: | Валерий Назаров |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 12 июня 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 7 мин |
«Водитель автобуса» совсем недавно стал для меня очередным «открытием» советского кинематографа. Хотя сразу после первых слов музыкальной темы фильма понял, что «смотрел» его в далёком детстве параллельно с просмотром журналов с вездесущей символикой московского всемирного фестиваля молодёжи незапамятного 1985 года.
Начало картины не предвещает ничего фундаментального. Вообще создаётся такое впечатление, что кто-то в партийном руководстве вспомнил об отсутствии «кина» о советском водителе междугороднего автобуса и отдал указание исправить этот недостаток. И пора бы «переключиться», но …
… главного героя «проживал» Виктор Тарасов – Актёрище, практически всегда игравший людей, на которых «земля держится». И на экране «закипает» настоящая жизнь без «сглаживания углов» и «замалчивания общественных язв».
Первый же сюжет о посещении единственной «лапочки»-дочки (в исполнении обожаемой мной Марины Яковлевой) за несколько минут разрывает такой пласт на вечную тему «Любовь зла – полюбишь и козла!». А «козлина» что ни на есть самая настоящая, с целой философской базой оправдания своего «козлинства». И ничего с этим папочке не поделать, только лишь в очередной раз опустить банкноты в ненасытное «козлиное нутро». Да, денежка отдаётся в руки дочурки, но мы-то уже понимаем, где и как она «осядет» в конечном итоге.
Далее, с наблюдательной тонкостью «бывалого», главный герой методично старается «вскрыть» внутренний мир своих пассажиров. И только сменщик в лице непонятно как попавшего в этот фильм Виктора Ильичёва постоянно «сбивает» поток происходящего.
Но авторы мастерски «нейтрализуют» сменщика вводом в пару к Виктору Тарасову героя Дмитрия Харатьяна. Вот это номер – Харатьян задолго до воплощения абсолютно вымышленного персонажа середины XVIII века сыграл абсолютно настоящего «советского гардемарина»!!!
А вот дальше память главного героя делает тако-о-ой кульбит, возвращая его маленьким мальчиком, идущим с мамой по пыльным летним дорогам беженцев 1941 года к дедушке (в исполнении того же Виктора Тарасова, но уже с окладистой бородой крестьянина-пахаря).
Увы, мама не доходит, и мир пожилого человека рушится. Он, наверное, даже не представлял, что может быть хуже пережитых ужасов Первой мировой, братоубийственной Гражданской и «вкуса» плети снова почувствовавших абсолютную власть и безнаказанность польских панове. Оказывается, не только может, но и творится на его собственных глазах.
И дед решается на последний «поступок», приводя в реальность ценой собственной жизни озвученный им лозунг вендетты: «Будем убивать их!!! Как сук!!!»
Здесь я, как заядлый любитель советского кино, не могу не отметить умопомрачительный профессионализм актёров, играющих на экране весь спектр немецко-фашистской падали от рядового до старшего офицера, спокойно «перешагивая» даже искусство перевоплощения самого Малькольма Макдауэлла. От этой игры кровь стынет в жилах, а пальцы рук на уровне инстинкта со скрежетом костей сжимаются в кулаки. А филигранная работа оператора, словно машина времени, переносит зрителя на многострадальную белорусскую землю и делает свидетелем творимого на ней беспредела.
Но пока воспоминания бередили душу прошлым, водила пропустил главное в настоящем – его автобус уже давно «пасут» твари, исповедующие принцип «Мы – волки, а вы – лишь стадо блеющих овец!». И беда, как всегда, приходит «как снег на голову». Даже больше – она из стадии обыкновенного бандитизма перерастает в разбой.
Умиротворённые советские обыватели эпохи позднего «застоя», впервые столкнувшиеся «нос к носу» со Злом, в начале цепенеют. А потом, осознав, что «пришли» не за ними, тихо «отползают» и «нервно курят в сторонке». Но наши герои не из «робкого десятка» и смогут преподать мрази совсем неожиданный урок.
P.S. Если Вы до сих пор не видели эту картину, то обязательно её посмотрите. «Водитель автобуса» – настоящий фильм о настоящем, так как сюжет вовсе не «высосан из пальца», как многим может показаться. И, не смотря на канву для целого хоррорного сериала, смотрите всей семьёй, потому что полотно сшито по образцовым советским кинолекалам, не позволяющим воспроизводить натуралистичные сцены садизма и издевательств непосредственно на экране.
Приятного просмотра, друзья!
10 из 10
16 января 2024
На мой взгляд, это весьма недооцененный и незаслуженно неизвестный широкому зрителю фильм. Промелькнул в кинотеатрах, и там и остался. Посмотрел я его всего два года назад (!), а до этого даже названия его не слышал.
Во-первых, я не совсем согласен с определением его жанра как «драма». Кое-где даже пишут «боевик» — ну, это уже вообще за гранью, ещё бы «трэш\ужасы» написали. Если это и драма, то лёгкая, с ярко выраженными лирическими нотками. Не бывает драм с такой светлой музыкой. Это такой себе советский роуд-муви, где сюжет — поимка преступника и жалкая погоня в конце — никакой особой роли не играет. Атмосфера фильма делает весь фильм, его делает замечательный «саундтрек» (как принято теперь выражаться), его делают симпатичные герои — но никак не сюжет. Вообще, я в 99% случаев не переношу голос главного героя за кадром, «мысли вслух» — но в этом кино этот приём настолько гармоничен, что не вызывает никакого сопротивления. Приятный голос хорошего человека ненавязчиво делится с нами несложными, но очень человечными, мыслями.
Отдельно хочется отметить вставку о событиях военных лет. Вроде бы резкий и тяжёлый поворот — но режиссёр сумел его вплести в общую нить самым выгодным образом. Характер главного героя становится выпуклее, точнее, и — приятнее.
Остальные герои вырисованы не так ярко, хотя и разнообразно. Но это и логично — потому что они призваны составлять как бы фон, на котором разворачиваются мысли погружённого в себя человека. Дмитрий Харатьян как будто родился в роли молоденького офицера, вызывает самые положительные эмоции и симпатию.
В целом же, это абсолютно советский, в самом лучшем смысле этого слова, фильм, типичный фильм СССР начала 80-х годов — и именно потому международный рейтинг фильма (IMDB) отличается от нашего (Кинопоиск) почти на целую единицу. Да, этой жизнью надо было жить, в этом «Икарусе» надо было ездить по этим дорогам без бигбордов с рекламой — только тогда можно в полной мере понять (точнее, даже ощутить) эту картину. После неё становится необыкновенно светло на душе.
9 из 10
8 апреля 2016
Добротный 2-х серийный советский фильм от «Беларусьфильм», показывающий будний день водителя автобуса (Виктор Тарасов), его мысли, наблюдения за пассажирами — обыкновенными, разными людьми. Ленточкой проходят сквозь фильм воспоминания водителя о своем детстве, время которого выпало на Великую Отечественную войну.
Дмитрий Харатьян — еще совсем молодой, играет лейтенанта, который после получения погон едет в отпуск. В фильме присутствует элемент погони — который выполняет роль изюминки, заставляет зрителя немного поволноваться. В фильме звучит хорошая, веселая песня о водителях.
8 из 10
24 февраля 2010