Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Призраки шляпника |
английское название: |
Les fantômes du chapelier |
год: | 1982 |
страна: |
Франция
|
режиссер: | Клод Шаброль |
сценаристы: | Клод Шаброль, Жорж Сименон |
продюсер: | Филипп Грумбах |
видеооператор: | Жан Рабье |
композитор: | Матьё Шаброль |
художник: | Жан-Луи Поведа |
монтаж: | Моника Фардулис |
жанры: | триллер, криминал, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 25 мая 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч |
Фильм снят по рассказу Жоржа Сименона 'Маленький портной и шляпник'. В центре внимания рассказа - маленький, ничтожный человек, который в этом мире не защищён и боится потерять последнее, шкурный, животный страх зверька. Его антипод Лаббе - респектабельный, холеный, ему говорят: 'Месье'. Даже убийства он совершает уверенно, не теряя самообладания. Никто и не думает подозревать 'такого' человека. Это тема 'толстого' и 'тонкого'.
Гениальность Шаброля состоит в том, что он не экранизирует рассказ, а идёт дальше, показывает постепенный распад личности Лаббе и доходит до трактовки скрытой причины этого распада.
Разные финалы у рассказа и фильма.
Великолепная игра Мишеля Серро и Шарля Азнавура и сама постановка даёт вторую жизнь произведению Жоржа Сименона.
В атмосфере фильма - тонкое нагнетание ощущения страха, напряжённости, уязвимости, скрытой неполноценности в устройстве мира и природе человека...
3 августа 2023
Чем заняться стареющему респектабельному шляпнику Леону Лаби промозглыми дождливыми вечерами в небольшом, сером городке, где все друг друга знают, все ходят в одну пивную, играют в одну карточную игру, спят с одной проституткой и читают одну газету? Куда деваться, если дома тебя ждет парализованная и не покидающая пределов вашей комнаты вот уже пятнадцать лет жена, которая, к счастью, не утратила дар речи и неустанно напоминает истериками о своем горе, и вопит о твоей извращенности и распутных связях со шлюхой Бертой и кухаркой Луизой? А ты и рад бы согрешить, но прекрасная Берта вечно занята, а несчастная кухарка, как назло, уродлива и угрюма. А еще напротив проживает любопытный сосед- портной Кашудас, жалкий иммигрант, бегающий за тобой по пятам и чуть ли не влюбленный (как знать, может и не без взаимности, хе-хе), стремящийся в твоем лице приблизиться к местечковому, пусть и не бог весть какому, но все-таки бомонду. Достоверно неизвестно, когда именно у месье Лаби от напряженного поиска выхода из этого замкнутого круга начались неполадки с головой, да только в один прекрасный день он сделался больным, так сказать, на всю голову. Зато выход был найден, правда, несколько экстравагантный и, увы, временный…
И вот сонный городок сотрясает серия громких преступлений. Загадочный душитель методично убивает немолодых женщин, и шлет в газету письма с угрозами дальнейших расправ. Леон Лаби, искренний и наглый в своем помешательстве, не слишком беспокоится о конспирации. Его то и дело душат приступы радостного смеха — так забавны эти «глупые дураки», сидящие рядом, и так никогда и не сподобившиеся увидеть ничего дальше собственного носа.
- Вы, похоже, очарованы этим душителем.
- А вы нет?
- О, нет…
Все они только и рассуждают о незнакомом и таком необычном душегубе ибо «Все неизвестное представляется величественным» (с) Тацит. А тот кто рядом ведь уже давно никому не нужен и не интересен, и, вполне вероятно, явись господин Лаби за карточный стол с удавкой в руках — никто и не обратит внимания. Никто, кроме верного «пса» Кашудаса. И порою кажется, что только ради него — единственного внимательного зрителя, спятивший шляпник ломает всю эту страшную комедию
- Какое приключение, Кашудас!..
Но спектакль не может длиться вечно, рано или поздно зрители уходят, и действующие лица (жертвы) не бесконечны. И тут становится понятно, что ты не всесильный автор этой пьесы, а усталый, одинокий психопат, такая же игрушка в руках у своего безумия как и твои жертвы, и не в твоей власти остановить это действо до тех пор, пока не будет исполнен уже другой, неизвестный тебе замысел…
Когда имеешь дело с самостоятельным художником, каковым, безусловно, является Клод Шаброль, трудно однозначно определить жанр повествования. «Призраки» балансируют между психологическим триллером, драмой, и откровенно черной комедией. И все же, прежде всего это — социальная драма, продолжающая извечную шабролевскую тему «странных» историй из жизни французского среднего класса.
Но, пожалуй, самая веская причина, по которой стоит посмотреть фильм — Мишель Серро в роли шляпника. Его Леон — наверное, одна из лучших актерских работ в мировом кино.
19 января 2015
Очередное воплощение любимой идеи Клода Шаброля: смертельная угроза скрывается под маской респектабельности!
Действие фильма разворачивается в небольшой бретонской деревне, где дождь идет непрерывно, а ночь кажется длиннее дня. В этой атмосфере клаустрофобии друг за другом присматривают два соседа: шляпник и портной. Они живут дверь в дверь, но в совершенно разных мирах. Каждый по-своему ищет покоя, но методы достижения цели у них диаметрально противоположные.
По сути, это черная комедия. В отличии от большинства фильмов Шаброля, в ней минимум диалогов, нет изысканности картинки. Но есть главное — детальная разработка характеров.
Мишель Серо в роли шляпника великолепен! Он создал персонажа, который вызывает сочувствие, снисходительную улыбку, но в то же самое время может до смерти напугать. И, как мне кажется, именно блистательная игра Серо позволяет придать объем образу портного в исполнении Шарля Азнавура.
Но! Лишь первая треть фильма действительно хороша. Чем дальше, тем меньше напряжение, очевиднее история, больше зрительская усталость. Ближе к финалу уже хочется просто побыстрее дождаться развязки.
Фильм стоит посмотреть, но не связывайте с ним слишком больших ожиданий.
7 из 10
29 августа 2012