Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Блюстители дисциплины |
английское название: |
The Lords of Discipline |
год: | 1982 |
страна: |
США
|
слоган: | «One hundred years of the finest school turning out the finest young men. IT WAS ALL A LIE. One cadet is about to expose the system.» |
режиссер: | Фрэнк Роддэм |
сценаристы: | Ллойд Фонвиелл, Пэт Конрой, Томас Поуп |
продюсеры: | Бейзил Рэйберн, Херб Джаффе, Гэбриел Кацка |
видеооператор: | Брайан Тьюфано |
композитор: | Ховард Блейк |
художники: | Джон Грэйсмарк, Алан Кэсси, Джон Молло, Джордж ДеТитта ст., Питер Хоуитт |
монтаж: | Майкл Эллис |
жанр: | триллер |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Сборы в США: | $11 787 127 |
Мировые сборы: | $11 787 127 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 февраля 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
«Группа белых курсантов изощрённо издевается над чёрным, пытаясь заставить его покинуть школу», — трудно иметь голову на плечах, но не испытать дискомфорт при прочтении столь вульгарного синопсиса. Вот и я сперва хотел пропустить фильм, и продолжить шуршание карьеры Дэвида Кита. А потом, ладно, думаю, где я ещё увижу этого мордатого парня в главной роли, да и лишний раз поставить низкую оценку агитационному кино явно не грех.
Как оказалось, фильм вообще не о том. Нет, увы, вопрос белого расизма поднимается, но он вторичен. Это в первую очередь история о дедовщине, раковой опухоли любой организации, будь то армия или клуб филателистов. Создатели обнажают всю отвратительность системы, которая стабильно штампует новые и новые поколения шакалов. Людей без сострадания, не способных ни противостоять беспределу, ни воздержаться от него. Они терпят унижения вместо того, чтобы объединиться перед лицом общей угрозы — это я могу понять, в жизни критически низкий процент волевых людей, в околовоенной среде тем более. Но как можно издеваться над новобранцем, прекрасно понимая благодаря личному опыту, как он страдает от твоих действий? «Потому что мы тоже через это прошли», — отвечает нам курсант с говорящей фамилией Пигнетти. Ну да, как говорится, ни себе, ни людям.
Главный герой Уилл, как ни странно, представляет собой… нормального человека. На машине нет бунтарских наклеек, в зубах косячок не мелькал, антирасистскую агитацию не ведёт, да и сам был бы не против, если бы негр покинул универ. Его беспокоит именно дедовщина, а также очевидное её одобрение со стороны руководства учебного заведения. Что касается его трёх друзей, так тем вообще участь перокурсников в общем, и единственного негра в частности, — безразлична. Круа всё время скулит на тему «ерёма, сиди дома, точи стремёна»; Пигнетти просто гопник, которому лишь бы кого-нибудь угнетать, вне зависимости от расы; Санторо так и вовсе голоса не подаёт. Эти парни помогали Уиллу из-за комплекса «настоящей» дружбы, а не высоких идей. Приятно было осознавать, что наши герои не фанатики, а заскучавшая ребятня, решившая поискать приключений на закате молодости. Правда, развитие сюжета немного напрягает. Нет, не так выглядит столкновение Человека Чести с Большим Злом. В «Делай раз» нарратив был реалистичнее. Впрочем, как можно сравнивать перестроечную воинскую часть с престижным университетом пока ещё Старой Америки? «Лорды дисциплины» — более массовый продукт, он легче смотрится и оставляет после себя надежду на что-то хорошее.
Терпеть не могу фразу «такое кино больше не делают», но в данном случае попадание стопроцентное. То была левая пропаганда 80х, мягкая и едва ощутимая, а вот если у фильма будет ремейк, полетят клочки по закоулочкам, да так, что белому обывателю захочется прыгнуть в чан с чёрной краской из чувства вины.
7 из 10
14 января 2020
Сегодня на повестке дня у нас фильм об институте, в котором готовят военных офицеров, да ещё не какое-то абстрактное учебное заведение, а вполне конкретное — находится оно в американском штате Южная Каролина. Только вот учиться там — по крайней мере в шестидесятых — было совсем не приятно, так что, не смотря на явную престижность данного ликбеза — да простят уважаемые читатели за это словечко, но тут без него не обойтись — вам там точно бы не понравилось. Посудите сами, разве это правильно, когда обязательным условием обучения является унижение первокурсников «дедами»? Да, это у них чуть ли не в уставе прописано и даже всячески поощряется, поскольку кто-то решил, что молодого кадета обязательно надо постараться сломать, иначе из него не выйдет солдата, да ещё используя методы столь садистские, что они не вызывают ничего, кроме отвращения. А против сложившейся системы идти нельзя. Можно, конечно, попробовать, но чем всё это кончится?
Главный герой фильма Уилл Маклин попробовал пойти. Правда почему? Этого нам фильм не объясняет, сразу создавая образ правильного персонажа, которому претят все эти садистские выходки. Даже выговор от генерала не способен заставить его измениться. Он сразу предстаёт перед нами этакой белой вороной, которая действует чрезвычайно благородно, пытается вразумить тех своих товарищей по учёбе, которые как раз действуют в рамках сложившихся порядков. Да ещё и про время действия забывать не стоит, расизм в то время в США был очень даже силён. Нет, вашему покорному автору совершенно не нравится, когда кого-то унижают и чуть ли не врагом народа объявляют только из-за того, что у него кожа другого цвета — да какая вообще разница, белый ты или чёрный, главное, чтобы человек хороший был. А вот про Уилла этого не скажешь — скорее можно поверить, что ему абсолютно безразлично и выступает он на стороне негра только чтобы показать нам, какой же он хороший. Вот только не верю.
А может быть это с игрой Дэвида Кита что-то не ладно? Может он просто не сумел раскрыть своего персонажа, показать его принципиальность и благородство? То, как ему противны порядки, то, как он переживает за своих товарищей, которых травят — скорее было похоже, что он воспринимает всё происходящее как некую игру, подбивает своих друзей на нарушение устава не из-за своих принципов, а чтобы что-то нарушить. На взгляд вашего покорного автора выбор актёра был не удачный — не справился он со своей ролью совершенно. Да даже во второстепенных персонажах Билла Пакстона и Майкла Бьена жизни и правдоподобия куда больше, нежели у него — им верилось, а ему, увы, нет.
Но если постараться забыть об этом, представить, что Уилл именно тот, каким должен был быть, а не каким получился на экране, то в результате получим неплохую драму о жестокой системе обучения. Может быть как раз из-за неё мы и получили Вьетнам, Корею, Югославию, Ирак? Забыть о сострадании, издеваться над тем, кто слабее, считать себя лучше других? Не каждый, кто выдержит попытки сломать себя сможет сохранить в себе сострадание, скорее появится желание отомстить — пусть и другие тоже узнают, пусть сами испытают то, что некогда пришлось вынести мне. Кольцо замыкается и разорвать его, не смотря на все попытки и даже шантаж невозможно. То, что складывалось десятилетиями не может быть ликвидировано, скорее оно примет более извращённые формы, нежели раньше.
Вот ведь какая странная ситуация получилась — фильм очень даже неплохой, но почему-то — возможно как раз из-за совсем не впечатлившего главного героя — ваш покорный автор не пришла от него в восторг. Да, оценка достаточно высока, но в коллекции его не оставлю
8 из 10
21 июня 2017
Начинается данный фильм с того, что в элитное кадетское учреждение прибывает негр. Это первый негр в подобном учреждении. Разумеется, начинается дискриминация, которая угасает в самом её разгаре. Чернокожего играет Марк Бреланд, и играет он значительно лучше других. Дэвид Кит, исполнитель главной роли, играет очень вяло и вызывает зевоту.
Фильм ставит серьёзные проблемы расизма, остроты подбавляет тот факт, что он основан на реальных событиях, описанных в книге известного писателя Пэта Конроя, по мотивам произведений которого поставлен не один фильм. Однако драма постепенно превращается в детектив, разумеется, при этом её серьёзность заметно снижается, а конец чересчур наигранный и неправдоподобный.
Сильная сторона фильма — музыка, она зачастую звучит в наиболее напряжённые моменты фильма и состоит в основном из трубы и барабанов. В фильме также много жестоких сцен: всевозможные издевательства над Пирсом (тем самым чернокожим, или нигером, как его называют в фильме), самоубийство, чрезвычайно жестокая дисциплина, в который старшие как можно сильнее унижают младших.
Несмотря на это, фильм не производит сильного впечатления из-за чрезвычайного увлечения создателями Уиллом и его приспешниками, а также смазанным финалом. Они немного подпортили фильм, хотя и в таком виде он может произвести впечатление.
9 из 10
12 августа 2011