Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.6 |
IMDb | 5.6 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Еще до войны |
год: | 1982 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Борис Савченко |
сценаристы: | Артур Войтецкий, Виль Липатов |
видеооператор: | Валерий Квас |
композитор: | Евгений Станкович |
художник: | Евгений Стрилецкий |
жанр: | мелодрама |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 марта 1983 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 9 мин |
Первые, гормональные чувства, насколько они могут быть прекрасны и малоподготовленны психологически и личностно, в общем. Нет ничего удивительного, что первый парень на селе, красавец, повидавший «свет» в армии, политически грамотный — по бюрократичному косноязычен и приезжая городская «стерлядка», отличная от окружающих девок «на выданьи», полюбились друг-другу. Дедушка Дарвин благодушно благословляет этот сюжет. И так бы и осталась эта история об очередной юношеской любви, если бы не реалии далёкого села, если бы не «пережитки» крестьянского уклада с его чётко обозначенными хозяйственно-половыми ролями, где само выживание семьи зависит от физических возможностей их членов.
Особо здесь выпукло показана роль женщины — когда болезненная мать тягает и выбиваясь из сил выбивает тяжеленные «сибирские» перины, а парубок «кровь с коньяком» идёт прогуливаться. Или желание героини Михайловой«…- стирать твои рубашки…», где явно гормон подавил всякое представление о женщине ка не только функциональной бабе, но и полноценном Человеке. Надо признать, что подобная роль женщины, в «скрепном» и «традиционном» смысле появилась в идейно-смысловом поле кинематографистов с уходом «сталинских» идеалов, на рубеже середины 50х, в которых женские персонажи выступали самостоятельными акторами, идя вразрез с уготованной им гормонами и привычками общества ролями.
Всё вышеописанное подано авторами фильма в самобытном и ироничном оформлении культуры далёкого села, чья самобытность и особенная способность диалектически видоизменять формы и смыслы слов русского языка, ничуть не ниже растиражированной этой способности одесских евреев — одно дурака, многого стоит. Смотреть увлекательно, только даже смакуя эти диалектизмы, в подаче актёров, а уж тонко-гротескная передача реакций местных жителей отражающая их некую простоватость, но только из-за отсутствия культурной среды, а не как не кондовостью, тоже, двигает созерцательный саспенс, добавленный вовремя вспоминаемыми авторами временными рамками и последующими большими событиями…
7 из 10
19 сентября 2020
Наткнулась я тут совершенно случайно на такой замечательный фильм «Еще до войны».
Понравился фильм своей душевностью, чуткостью. Вроде бы простая история, деревнеские Ромео и Джульетта, но какие колоритные персонажи. Тут сам Шекспир бы позавидовал. Вот она, и такая уникальная доброта и открытость деревенская, и в то же время жестокие предрассудки и сплетни на все село. И все это не картинное, как в современных сериалах и фильмах вроде как про довоенные годы. А здесь все настоящее, этому невозможно не поверить.
Конечно, не могла не тронуть любовь главных героев. Такие разные и в то же время такие похожие. Похожие своей порядочностью, одухотворенностью.
«А я хотела стирать тебе рубашки и готовить щи..» — и это говорит городская девочка, которая мечает учиться на инженера, для которой вся эта деревенская жизнь сначала выглядит непривычной и диковатой. Вот что любовь с людьми делает.
Да и Анатолий, завидный жених, который по велению отца пошел себе искать невесту,(и искал добросовестно, не хотел родителей огорчать),встретив странную городскую Раю, тут же забыл о послушании, и несмотря на перешептывания всей деревни, привел любимую девушку на знакомство с родителями.
Надо сказать, деревенские невесты тоже показаны во всей красе, за свое счастье они любого порвать готовы. И гадостей понаговорить при всем честном народе, и зацеловать объекта своего восхищения без его же воли. Среди них Раюха оказалась этакой райской птицей, которая почему-то на шею парням не вешается, почему-то не брезгует танцевать с местным дурачком, да и худая какая-то.
Второстепенные персонажи мне понравились не меньше главных героев. Такая хорошая подруга Гранька, хоть и простая, и Раю не совсем понимает, но любит преданно и верно. Семейство Колотовкиных во главе с председателем Петром Артемовичем. Его отношения с женой особенно умиляли. Местный дурачок Ленька, который единственный не боится правду в лицо сказать. Даже заносчивая Валентина, первая претендентка в невесты Анатолию запомнилась.
Порадовали и прекрасные виды природы, она тут свою роль сыграла.
Актеры прекрасно с ролями справились, но выделялась особенно Дарья Михайлова. Такая чудесная у нее Рая вышла, невозможно ей не посочувствовать.
Фильм в общем о простой человеческой жизни. Со своими радостями и горестями. И многие герои фильма думали, что вот хуже бед, которые к ним приходят, в жизни нет, любовь не сложилась, замуж не взяли, ставшая родной племянница покидает.. а через два года их ждала война, которая изменит их жизнь навсегда…
8 из 10
7 февраля 2017
После трилогии о деревенском милиционере Анискине, а также сценария «И это всё о нём», которые очень близки жанру производственного романа, повесть «Ещё до войны» (1971г.) выглядит, по меньшей мере, неожиданно для творчества Виля Липатова. Неожиданно, потому что поражает глубиной «погружения» автора в атмосферу жизни предвоенной деревни. Очень сочный и колоритный слог мог бы стать «камнем преткновения» при перенесении текста в визуальный ряд, но режиссёр Борис Савченко справился с этой задачей просто блестяще.
Настолько блестяще, что обычное правило для экранизаций: «фильм всегда хуже книги» здесь не действует. Разумеется, 129 минут хронометража не смогли передать всю глубину и «сочность» авторского текста, зато Савченко сумел так адаптировать текст, что фильм можно смотреть с параллельным чтением оригинала. Этому в немалой степени способствует закадровое чтение целых абзацев из повести. Выглядят такие вставки весьма и весьма органично из-за простоты авторской мысли, талантливо наложенной на панорамы сибирских просторов.
В какой-то степени фильм можно воспринимать как документальный, потому что режиссёр подошёл со скрупулёзной тщательностью ко всему, что касается быта, обычаев, разговоров. Даже физические параметры персонажей подбирались в соответствии с авторским текстом. (Большинство девушек в Улыме «дородные», и лишь городская Рая Колотовкина (замечательная актриса Дарья Михайлова) — «стерлядка» по словам колоритного деда Юдина.)
Фильм настолько гармоничен, что две серии пролетели незаметно, оставив приятное ощущение, что ты посмотрел очень тёплое, очень душевное, очень светлое кино, к которому захочется вернуться ещё не раз, потому что в нём нет ни капли фальши. А ещё потому, что каждый персонаж, какую бы малозначительное и незаметную роль он не сыграл, находится на своём месте…
6 января 2014
До чего хороша в этом фильме Дарья Михайлова! В ситцевом платьице, туфельках и белых носочках она стоит на берегу реки, ветер развевает её волосы… Мечта мальчишек всех времён и народов. Честно. И как бы хотелось встретить такую девушку на улице сейчас. Просто посмотреть ей вслед. Чтоб на душе стало светлее.
Хороший фильм. Хороший состав актёров. Хорошая операторская работа. Хорошая режиссёрская работа. Всё очень хорошо.
20 августа 2009