Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.5 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Право на выстрел |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Виктор Живолуб |
сценарий: | Олег Смирнов |
видеооператор: | Александр Филатов |
композитор: | Евгений Крылатов |
художники: | Анатолий Кочуров, Олег Краморенко |
жанры: | боевик, приключения |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 7 декабря 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 23 мин |
«В синем небосводе океана, мчит корабль в дальние края, позади — огни погранотряда, впереди — Курильская земля»
История российских морских пограничных войск или береговой охраны берёт своё начало в 20-х годах 18-го века, когда Петром первым был подписан указ, санкционирующий создание таможенного флота. Данный шаг был вызван необходимостью защиты торговых путей, пролегающих через Балтийское и Чёрное моря, а также морской границы России. Важным шагом в становлении морской пограничной службы России стало издание в 1731 году «Морского пошлинного устава», утвержденного императрицей Елизаветой Петровной. Пункт I устава гласил: «Все приходящие и уходящие морем, как вышния так и нижния персоны без выбору, а наипаче купцы и корабельщики… повинны о себе известие давать как во время приезду в российские порты, так и в отъезды из тех портов… и ради того все приезжие корабли и другие суда должны немедленно одного человека с таможенной яхты к себе на корабль взять и с собой до самой оной, в которой они о себе известить имеют, их весть, а буде кто сего чинить будет, или противность сему покажет, с таких брать штрафу пятьдесят ефимков».
Лучше чем на Западе обстояло дело в северо-восточной части империи. Смелые русские мореходы, казаки и промышленники со времен Беринга продолжали осваивать Алеутские и Курильские острова. В распоряжении Екатерины II сибирскому губернатору Д. Чичерину «О приведении в подданство шести Алеутских островов» предписывалось: «Промышленникам подтвердить, чтоб они ласково и без малейшего притеснения и обмана обходились с новыми собратьями — тех островов жителями». 12 сентября 1788 г. Сенат издал указ:'… подтвердить накрепко вообще промышленникам касательно Курильских островов, чтоб с китайцами не заводили о владении споров, и равномерно не касались островов, под владением держав находящихся». 13 сентября 1791 года Екатерина II дала указание генерал-поручику Пилю «Об установлении торговых отношений с Японией». Виктор Живолуб снял свой фильм почти через 200 лет после этих памятных событий. Фильм получился предельно достоверным и реалистичным, что неоднократно отмечали моряки, служившие на пограничных сторожевых кораблях.
География съёмок столь же обширная, сколь сама протяжённость морских границ России. Снимали на Балтике в Таллинне, на Чёрном море в Балаклаве и в Одессе, на Востоке в Корсакове и на Шикотане. Бетонный мол из финала — это Нефтяной причал, Камышовая бухта в Севастополе. Там же снимался ПСКР с «родным» бортномером 024. Кроме того — в 8-й ОБСКР в Малокурильске — выход ПСКР из бухты, рейд у бухты с маяком. Проход пограннаряда по побережью снимали на Кунашире. Подводные съемки проводились у Манерона. Остров находится в Татарском проливе юго-западнее Сахалина — одно из самых красивых и труднодоступных мест России, настоящий райский уголок и действующий заповедник почти не тронутой человеком природы. Учитывая приграничное положение острова Шикотан рядом с морской границей с Японией и территориальные претензии последней, на острове с 1945 года дислоцируется отряд пограничных сторожевых кораблей СССР. Одной из главных задач морских погранвойск Шикотана является пресечение незаконной добычи морских биоресурсов японскими рыбаками: минтай, треска, камбала, краб, кальмар, сайра.
Всё это — лишь предыстория к фильму Живолуба, сценарий к которому написал Олег Павлович Смирнов, известный, прежде всего, по эпопее «Государственная граница». Автор ряда серьёзных психологических произведений Олег Павлович в историю о буднях сторожевого корабля привнёс глубокий психологизм, нарисовав яркие характеры героев. Противопоставление в фильме идёт не только по линии государств: Россия — Япония (за которой понятно кто стоит), но ещё и в плоскости человеческих качеств. С одной стороны — пограничники, выполняющие свой долг перед Родиной, с другой — простые якобы рыбаки. С пограничниками всё предельно ясно: мундир на плечах и присяга в сердце заставляют их работать «по инструкции», что не всегда соответствует их душевным порывам. «Простые рыбаки» оказываются совсем не такими простыми. За внешней показной вежливостью скрывается облик человека, которому ненавистно само присутствие русских в регионе. В этом плане показательна роль шкипера «Мики-18», великолепно сыгранного Болотом Бейшеналиевым. Несколько иной уровень у тех, кто находится на борту японского краболова «Киёси», главная задача которого — поднять пловца с секретными сведениями, добытыми у берегов СССР. Чиф в исполнении Виктора Лоренца, безусловно, хорош, но его легко затмевает Талгат Нигматулин. Харизматичный капитан Синдо — «Композитор» да ещё в озвучке Николая Ерёменко прямиком отсылает зрителя к легендарным «Пиратам ХХ века».
Усиливает такое ощущение эпизод разминки, в котором прозвучал бесподобный по эмоциональности эпизод «Вокальной импровизации» композитора Алексея Рыбникова из фильма «Новые приключения капитана Врунгеля». При огромном количестве плюсов, у картины имеется главный козырь — это Владимир Ивашов, сыгравший командира пограничного корабля, капитан-лейтенанта Алексея Нилыча Никитина. По воспоминаниям очевидцев, Владимир Ивашов неделю жил на корабле, вживаясь в роль командира корабля. Это вживание проходило в ходе непосредственного общения в каюте настоящего капитана. Они были очень похожи и внешне, и характером, и по возрасту. Выросли в простых семьях, были очень скромные и преданные своему делу. Количество консультантов у картины служит своеобразным «знаком качества» созданной Виктор Живолубом ленты. «Право на выстрел» — это фильм про Морские части погранвойск КГБ СССР. Это фильм про нелёгкую работу, про сопряжённую с риском службу. В фильме в качестве членов экипажа снимались офицеры и матросы, действительно проходящие службу на корабле. Именно поэтому для многих морских пограничников фильм почти как документальный, потому что они именно так служили. Подобная оценка — лучшая похвала создателям фильма.
25 марта 2020