Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 5.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Без видимых причин |
год: | 1981 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Евгений Татарский |
сценарий: | Сергей Александров |
продюсер: | Игорь Визгин |
видеооператор: | Константин Рыжов |
композитор: | Надежда Симонян |
художник: | Исаак Каплан |
монтаж: | Тамара Гусева |
жанр: | криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 августа 1982 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 21 мин |
Очередная вариация на тему «свой среди чужих, чужой среди своих». Увы, не самая сильная и эффектная. Как будто Татарский (вообще-то отличный мастер жанрового кино, на счету которого Золотая мина, Флоризель и другие небросовые фильмы) взялся отрабатывать обязательный номер про революцию и темой не вдохновился никак. Потому даже при наличии детективной интриги следить за тем, как Мещеряков (Георгий Дрозд), Плюснин (Евгений Киндинов), Овчинников (Лев Прыгунов) и персонажи помельче (причем сыгранные, например, Алфёровой и Кононовым) вяловато гоняются кто за ценной информацией, кто за личной выгодой, кто за выживанием, а кто и за белобандитами, не особо интересно. Тем паче что сложности в них ни на грош — белые сволочи-индивидуалисты против умных преданных делу революции бойцов, что согласитесь, явно упрощённая, хотя и не бездарно сыгранная схема. Хорошо ещё, что лозунгами красные не сыплют.
Так что остаётся два персонажа, которые хоть и явно второстепенны, но вносят толику и горького, и смешного, и исторического в винегрет белых негодяев и красных дзержинцев — трагически погибший Ямщиков (Владимир Шевельков) и его друг Распутин, желающий поменять высмеиваемую однополчанами фамилию на звучную — фамилию одного из героев французской революции. Почему-то в погибшем есть что-то невинное и не идеологизированное, а смена фамилии отражает дух времени, который для фильма в целом оказался, увы, неотраженным.
12 сентября 2021
Даже у самых известных и талантливых режиссёров порой случаются не совсем удачные работы. «Без видимых причин» — именно такая картина. За плечами Евгения Марковича Татарского уже было 5 замечательных фильмов, среди которых настоящий «приключенческий шлягер» — «Золотая мина» (1977). Снимая ленту «Без видимых причин» он, разумеется, не питал иллюзий, что получится в результате его усилий, о чём позднее рассказывал: «В 1980 году у меня на столе лежал сценарий, по которому я дал согласие делать фильм. Назывался он сначала «Колода без туза», потом — «Без видимой причины». В этой картине действовали два героя, с «переворотом»: белого принимали за красного, красного — за белого.» Разумеется, первым делом на ум приходит аналогия с картиной «Свой среди чужих, чужой среди своих» (1974) — тот же временной отрезок, тот же «перевёртыш», та же погоня за «богатством». Сценарист Сергей Александрович Александров тоже был далеко не новичком в жанре приключенческого кино: «Свет в конце тоннеля» (1974), «Прощальная гастроль «Артиста»' (1979).
Вполне возможно, что кое-какие идеи он почерпнул из романа Эдуарда Анатольевича Хруцкого «Приступить к ликвидации», по которому в 1983 году будет поставлен одноимённый фильм. Как бы то ни было, но сценарий Евгению Татарскому не нравился, но очень настаивал сценарист: «Женя, давай, сними!» И «Женя» снял, хотя позднее признался: «Я начал без сердца снимать этот фильм, и так и снимал без сердца. Это неинтересная работа. Гордиться тут нечем. Хотя артисты играют! Это не такое безобразие, как сейчас в сериалах. Как в столовой — «суп куриный», по меню и по бухгалтерии, а что там ешь, непонятно, но пахнет курицей. Но это не то, что дома у мамы. Так и с этим фильмом. По бухгалтерии вроде бы всё прошло, а так ничего радостного особо не было». В общем, режисёр лучше кого бы то ни было оценил собственную работу. Действительно, фильм получился крепким середнячком, но без огня и задора.
Ни тебе погонь, ни перестрелок, ни каскадёрских трюков (и это с казачьей-то сотней!), Одни разговоры, интриги, хитросплетения-переплетения, которые к финалу окончательно запутали зрителя, сформировав мнение, что чекисты легковерные и доверчивые словно барышни. Артисты, конечно, пытались разнообразить действие своей игрой, но не у всех это получалось достаточно ярко. Для Эрнеста Романова, начальника ЧК Камчатова; для Николая Лаврова, чекиста Кузнецова; для Льва Прыгунова, Алексея Дроздова — их роли знакомы по предыдущим работам. Конечно, интересен Михаил Кононов в роли начальника тюрьмы Важина. Но самая яркая мужская роль у Георгия Дрозда с его есаулом Мещеряковым: всего несколько эпизодов, а как развернулся! Хорошо сыграла Ирина Алфёрова. У неё довольно своеобразная роль — «играя не играть», то есть подчёркнутая театральность на сцене, и тот же типаж — в жизни. Вот и выходит: артисты вроде постарались, а фильм в целом получился маловыразительным.
25 января 2016