Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
О бедном гусаре замолвите слово |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эльдар Рязанов |
сценаристы: | Григорий Горин, Эльдар Рязанов |
продюсер: | Борис Криштул |
видеооператор: | Владимир Нахабцев |
композитор: | Андрей Петров |
художники: | Александр Борисов, Нэлли Фомина |
монтаж: | Валентина Кулагина |
жанры: | комедия, мелодрама, драма, мюзикл, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 1 января 1981 г. |
на DVD: | 3 февраля 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 47 мин |
История это совершенно неправдоподобная, именно поэтому в неё так легко поверить.
Музыкальная комедия Эльдара Рязанова «О бедном гусаре замолвите слово» для жителей нашей страны стала своеобразным сборником запоминающихся цитат и крылатых выражений. Действие картины разворачивается через два десятилетия после кровопролитной войны 1812 года. Целый полк бравых гусар останавливается в провинциальном городке Губернске, что для местных жителей становится чуть ли не главным событием за прошедший год. Местные барышни взбудоражены появлением такого количества потенциальных женихов. Между тем в город под покровом тайны прибывает столичный чиновник по фамилии Мерзляев, которому поручено провести проверку солдат полка на верность родине. По имеющимся у него данным, несколько военнослужащих были уличены в неблагонадёжности под действием заговорщицких настроений. К своей миссии Мерзляев привлекает местного актёра Афанасия Бубенцова. Дочь Бубенцова, Настя встречается с одним из подозреваемых, корнетом Плетнёвым, что, по мнению чиновника, должно помочь расследованию.
Как же таких костюмированных музыкальных фильмов сейчас не хватает, понятно что и актёров уже нет таких, да и мода на такое кино наверное прошла. Вроде простой, незатейливый сюжет, но как это всё красиво преподнесено. Фильм-пример удачного сочетания яркого актёрского мастерства и музыкальной темы, песни великолепны. А сколько тут юмора… Актёрский состав блестящий, нет смысла всё перечислять, отыграли все просто идеально. Наталья Гундарева, Лия Ахеджакова, Ирина Мазуркевич такая маленькая и хрупкая, такая беззащитная, песня в её исполнении, вызывает у зрителя не мало слёз. А уж Евгений Леонов просто невероятен. Самый колоритный персонаж, это конечно злодей граф Мерзляев в исполнении блистательного Олега Басилашвили. Очень люблю и Валентина Гафта в этом фильме, такой настоящий полковник, словно отец родной для своих солдат в полку. Как он их защищал перед чиновниками, как поддерживал. Потрясающе. А уж как хорош персонаж Георгия Буркова, тут и говорить нечего. Супер просто. Понятно что у него роль такая, мне кажется что в этом фильме он решил поставить какой то свой актёрский рекорд, его тут не много, но очень важный и значимый для фильма персонаж. Вообще если бы я была сценаристом, женила бы его на владелице модного салона, модистке Жужу (в исполнении Натальи Гундаревой), идеальная пара получилась бы. Они с Гундаревой неплохо вместе смотрятся. Андрей Миронов прекрасен своим вокалом и комментариями.
В этом фильме хорошо всё: от прекрасных песен до великолепной игры актёров даже в маленьких ролях. Очень мне нравится Станислав Садальский в роли Плетнёва. Такой трогательный и искренний, а как глаза горят, просто чудо. Садальский — порывистый, эмоциональный, темпераментный артист. В те годы ещё не заматеревший и не раздобревший. Я читала, что он был очень импульсивен, быстро и легко возбудим. Поэтому он артист, как правило, первого дубля.
А как запомнился Готлиб Ронинсон! Всего-то эпизод! Но как сделано! Очень его люблю в этом фильме. Поистине король эпизода. Браво!
«О бедном гусаре замолвите слово» — искренний, красивый, добрый фильм о человеческом благородстве, любви, настоящих отношениях смелых и красивых людей. Ну и, конечно, как всегда у Рязанова, параллельно это очень смешная комедия, в которой собрано созвездие блистательных советских актёров. Не перестаю восхищаться удивительными видами России. Особенно нравится вид «с высоты птичьего полёта»: белокаменный храм, лес, поля, реки. Один из лучших музыкальных советских фильмов, которые я смотрела. Снят с душой, с чувством того, что делает режиссёр. Песни просто чудо, навевают лёгкую грусть. Этот фильм невозможно описать, его надо только смотреть. Такого переплетения комедии и трагедии нет ни в одном фильме. Всегда начинаю смотреть этот фильм, как комедию, (чего только стоит сцена в театре), а заканчиваю, как драму. «О бедном гусаре замолвите слово» — кино, которое остаётся в памяти навсегда.
Сам фильм просто пропитан духом и атмосферой того времени, замечательные и красивые актёры, костюмы, и окружающий вид снят очень хорошо, старые замки и город, всё как настоящее. Несмотря на отдельные неточности, создатели фильма стремились воссоздать в сценарии, а потом и в фильме жизнь, атмосферу, среду российских сороковых годов девятнадцатого века. Века высокой культуры, века просвещения, века настоящих благородных мужчин и нежных хрупких женщин.
Фильму заслуженные
10 из 10
14 ноября 2018
Эльдару Рязанову вечная память. Спасибо за прекрасные фильмы.
Фильм впервые был показан 31 декабря 1981 года по телевидению. Необычайная щедрость по отношению к нашим зрителям. Не уверен, что что-то помню именно из того показа, еще более не уверен, что мне в столь малолетнем возрасте вообще было дозволено смотреть взрослые фильмы. Вероятно, все же, смотрел позже. Советская версия фильма отличалась от ныне живущей полностью вырезанными эпизодами с модистками из салона мадам Жозефины. Соответственно, мы вообще не слышали «Песенку в пансионе» и не видели пьяного Носика, утверждающего «Дездемона, я твой Ромео». То есть, в итоге Немоляеву показали 2 раза издали, а Ахеджакова вообще выпала из кадра. Хотя, как модистки они воспринимаются сугубо юмористически.
Россыпь прекрасных актеров стопроцентно на своих местах и гениальный Леонов, и Мерзляев — Басилашвили, и Садальский-дурачок-корнет, Гафт, Гердт, Белявский, даже маленькие роди Павлова, Брондукова, Ронинсона. Андрея Миронова как бы нет, но он и есть, потому что мы постоянно слышим его голос. С уходом Рязанова уходит целая эпоха, которую этот фильм представляет наиболее ярко. Смотрит те, кто по каким-то причинам еще не смотрел этот фильм и я вам очень завидую.
30 ноября 2015
В своём втором телевизионном проекте Эльдаров Рязанов вновь обратил взор на далёкий девятнадцатый век, во времена, когда жили славные герои земли русской — гусары. Видимо, век Отечественной войны Эльдар Александрович считал одним из наиболее патриотических в русской истории и от души симпатизировал лихим кавалеристам и восхищался подвигами этих удалых молодцов. А жизнь молодцы и впрямь вели удалую: из похода — на пирушку, с пирушки — в объятья напудренных красавиц, а из объятий — снова на поле боя. Именно о промежуточном этапе гусарского быта и повествует нам «Бедный гусар». Его вполне можно назвать продолжением «Гусарской баллады», и не только в силу схожей тематики. Война с французом благополучно завершилась, прошло добрых двадцать лет с тех пор, и гусарский полк полковника Покровского возвращается из очередного похода. Место действия — маленький городок с говорящим названием Губернск. Гусары-триумфаторы победоносно въезжают в город под ликующие крики толпы и млеющие взгляды красавиц с балконов. Одновременно с ними в город прибывает и действительный тайный советник граф Мерзляев, получивший приказ сверху проверить благонадёжность и настроения, царящие в полку. Актёр Бубенцов, ставший виновником пикантного происшествия с женой губернатора, попадает в тюрьму и встаёт перед выбором: или понести наказание, или поучаствовать в хитроумной авантюре Мерзляева, с помощью которой он решает испытать гусар. В дело также оказываются втянутыми дочка Бубенцова и корнет Плетнёв, известный балагур и покоритель женских сердец. В перспективе — запутаннейшая история, в которой не обошлось без интриги, горького смеха и амурных дел.
В отличие от «Гусарской баллады» это уже почти и не водевиль, и поют тут уже не так много и не так несвоевременно. Правда, нет уже и такого пышного маскарада и виртуозных поединков на снегу, да и полк уже не тот, где служили когда-то поручик Ржевский и корнет Азаров. Но комедийный характер не выветрился из пороховниц, ведь какой бы героической и славной не была та эпоха, Эльдар Александрович всё-таки комедиограф, а потому не может смотреть на своих персонажей без доли здравой солдатской иронии и светского юмора. Впрочем, «Бедный гусар» — типичная комедия несуразиц, путаниц и небывалых совпадений, до боли знакомых по старым Голливудским комедиям 30—40-ых годов и не менее близких и специфическому жанру советской комедии.
Несмотря на все сюжетные ухищрения и обильный юмор, картина кажется всё же довольно затянутой из-за тщательного выстраивания и переплетения отношений между персонажами. Но есть у неё и неоспоримые достоинства. Прежде всего, наши замечательные актёры, в особенности, актёры Эльдара Рязанова. Одно только присутствие на экране физиономии Георгия Буркова, волей-неволей разглагольствующего о сатрапах и деспотах российских, невольно заставляет хохотать и ожидать очередной коронной фразы. В итоге, конечно, не «бандитская пуля» и не «родину продал», но тоже очень даже. Привычно лысенький, толстенький и всегда жутко комичный Евгений Леонов в амплуа трагического актёра провинциального городка кажется оттого ещё более уморительным, особенно в сценах разыгрывания бунтаря-самозванца. А Олегу Басилашвили таки удаётся закрепить за собой роль первоклассного комедийного мерзавца, падкого на юных барышень и способного блеснуть строчкой из классика. В наличии имеется и парочка военных баллад в исполнении Станислава Садальского и Валентина Гафта, и бодрая ритмичная композиция под титры, и располагающий голос Миронова-рассказчика, который так же нам споёт. В общем и целом, «О бедном гусаре замолвите слово» — не самая удачная и не самая ударная комедия Рязанова. Но она принадлежит к тем его многим фильмам, на которые, несомненно, стоит потратить время, пусть даже и почти три долгих часа. Если же вы любитель лихих гусарских похождений, то фильм доставит вам ещё больше удовольствия.
7 из 10
29 июля 2015
Нередко просматриваю этот фильм, всякий раз переживая раздвоение его восприятия.
Не скрою, меня всякий раз захватывает, не смотря на его простоту, сюжет. Здесь есть всё: и расцвет любви — от попытки шаловливого флирта до яростного самопожертвования, и логика холодной, «змеиной» подлости, и, излом судьбы «маленького» человека, случайно затянутого в беспощадную мясорубку чужих карьерных игр сильных мира сего.
Большинство актёров играет просто потрясающе. Великий Басилашвили создал образ такого мерзавца, настоящего чудовища в человечьем обличье. Талантливейший Бурков ВПЕРВЫЕ на советском экране мастерски передал образ тупой быдлы — вроде бы и из народа вышедшей, но холуйски (именно — холуйски!) преданной своему хозяину.
Хотите верьте, хотите — нет, но и по ходу сотого просмотра, я надеюсь, что Бубенцов останется жив… Его образ — лукавого пройдохи, который более всего озабочен «поесть и выпить», а также — «проталкиванием» в жизнь единственной любимой дочери. Но как величественно просыпается в этом «пигмее» встающий с колен раб! Потрясающая находка Леонова: маленького, смешного и такого мужественного перед лицом настоящего испытания.
Внешне более чем достоверен герой Гафта — суровый полковник, знающий жизнь и огонь сражений отец-командир со следом сабельного удара на щеке. Впрочем, есть у него одна черта, с которой создатели фильма согрешили, но о ней — потом.
И, наконец — героиня Мазуркевич, хрупкая девочка, изо всех силёночек, с отвагой отчаяния борющаяся за спасение дорогих ей людей…
Сильная, красивая точка в фильме — аннотированные рассказы его героев о своих дальнейших судьбах.
И вот по фону всего этого великолепия, тянется жирная полоса безобразия… Это я о гусарском полке.
Вот эти мажоры, беспробудная пьянь, прописавшаяся на время постоя в городском борделе — русская армия? Оно понятно — в фильме сильна водевильная линия, но нельзя же до такой степени опошлять целый род войск! Вспомните хотя бы сцену, когда «мамка» местных проституток играет на горне тревогу, после чего начинается голимое позорище. Гусары без штанов мечутся в похмелье, не в силах найти дверь. А оружие и лошади — где-то в космосе, простите — в казармах… Полный бардак и неразбериха. Любой враг взял бы этих защитников голыми руками. И не надо делать поправку на провинциальность происходящего — и в провинции воинское подразделение обязано было оставаться таковым. Тем более — в правление сурового Николая I, чей портрет не раз демонстрируется на экране.
Русская армия в 19м веке была воюющей постоянно. Судя по хронологии «Бедного гусара» идёт война на Кавказе, Россия давит мятежи в Польше и Венгрии. Это делали вот эти… какое бы слово подобрать, чтобы не слишком грубо было? Глядя на этих «гусар», списанных с анекдотов, находишь ясное объяснение — почему нам досталось в Крымскую войну, которая, судя по всему, уже стоит «на пороге» фильма. Честное слово, но несколько раз промелькнувшие в кадрах суровые жандармы выглядят куда более надёжными воинами, чем эти… попугаи в доломанах.
Садальский хорош в роли и фанфарона в форме и на пути становления нормального человека, хотя в первой части есть определённый игровой перебор. Чего стоит его торг с дочерью Бубенцова о количестве якобы пришедших на помощь её отцу «сподвижников». В его неуступчивости при уменьшении их числа так и выпирает тщеславность имбицилла (легенду ведь завалишь, недоумок!) и «вылазают уши» порох не нюхавшего хлыща (с одним-то вооружённым противником справиться — и то проблема!).
Массовая революционность его друзей — ложь! Декабристы к тому времени давно отошли в прошлое. И на общем фоне дворянства, как опоры престола, они оказались горсткой отщепенцев. Безусловно, и потом среди аристократии нашлись радикально настроенные личности, но — где угодно, только не в армейской среде. В ней приживались лишь люди вполне определённых взглядов, тех, которые в 1917 году предпочитали снятию погон с плеч перед строем расстрел озверелой солдатнёй. В этой связи неестественно выглядит и симпатия героя Гафта бунтарским настроениям среди своих офицеров. В реальности сдал бы он их. И не потому, что был низким доносчиком, а просто потому, что видел бы в них не милых ребят, а врагов царя и Отечества.
Хороший фильм… только за реальных гусар, которым предстояло идти в смертельные атаки в сухой степи Крыма обидно…
5 из 10
14 июня 2015
К тому моменту, когда на экраны тогдашних советских телевизоров вышел фильм «О бедном гусаре замолвите слово» (напомню, что это произошло в 1980-ом году, кажется, что уже так давно) его режиссёр Эльдар Александрович Рязанов стал всенародным любимцем. Его фильмы просматривались с упоением и радостью, когда он выпускал что-то новенькое, а Эльдар Александрович делал это с завидной регулярностью, за что ему огромное человеческое спасибо и зрительский поклон до самых ног. До премьеры «О бедном гусаре замолвите слово» были уже «Карнавальная ночь» (1956-ой год), «Берегись автомобиля» (1966-ой) и, конечно же, незабываемые «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (1975-ый) со «Служебным романом» (1977-ой). Однако же в послужном списке у Эльдара Александровича была ещё такая картина, которая называлась «Гусарская баллада» (1962-ой), которая также пользовалась и пользуется народной любовью нескольких поколений и вот, спустя 18 лет, наш великий режиссёр вернулся к теме бравых вояк на скакунах.
С присущей для себя стилистикой Эльдар Александрович снял эту картину. Сквозь весь юмор просачиваются не только лирические нотки, но и лирически философские измышления его, а также сосценариста, блестящего сатирика Григория Горина. Вроде бы картина «О бедном гусаре замолвите слово» обладает бравадой, с который мы так привыкли сами для себя представлять лихих гусар, этих молодцов, изгнавших огромную и непобедимую армию Наполеона, но кроме этого замечается и то, что есть некоторые горьковатые, словно пессимистические атрибуты в этой прекрасной ленте. Но никуда не ускользает и великолепная музыка, созданная композитором Андреем Петровым, а ведь известно, что Рязанов и сам мог приложить руку к созданию песен для своих картин. Это ещё одна отличительная черта этого талантливейшего режиссёра. Удачно подобраны декорации, настолько, что сам ощущаешь, будто попал в первую половину 19-го века и с некоторой завистью смотришь на красавцев-гусар с подкрученными вверх усиками. В сценарии же Эльдар Рязанов и Григорий Горин отлично скомбинировали и великолепие той эпохи и цинизм её же, соседствующий с маразмом.
Ещё одна отличительная черта фильмов Эльдара Александровича — подбор актёров. Многие в курсе того, что у него есть любимые исполнители, как, например, Андрей Мягков, Юрий Яковлев или же Светлана Немоляева. Но, несмотря на то, что они любимцы режиссёра, он далеко не всегда отдавал им главные роли. Он придирчиво подходил к этому вопросу, так что даже Немоляева получила совсем маленькую роль в ленте «О бедном гусаре замолвите слово» модистки Зизи. А вот главную роль в картине получил и, довольно неожиданно, Станислав Садальский. Сейчас этот актёр больше славится своими скандальными выходками, но тогда, в 1980-ом году, он был, что называется, на коне. И свою роль молодого корнета Плетнёва исполнил на ура. В роли пассии корнета, из-за которой и начался весь сыр-бор в ленте, как говориться «шерше ля фам», ярко сыграла Ирина Мазуркевич, которая не была столь известной актрисой. Но в этом огромный талант Рязанова, что он из неизвестных актёров делал звёзд. Мазуркевич после «О бедном гусаре замолвите слово» проснулась знаменитой.
Станислав Садальский и Ирина Мазуркевич представляли, так сказать, молодой состав актёрского ансамбля. А имена тех, кто влился в, так сказать, более взрослый и опытный состав навсегда вписаны золотыми буквами в летопись всего отечественного кинематографа и не только советского времени. В роли отца пассии корнета наш замечательный и такой любимый Евгений Павлович Леонов. Так приятный и тёплый актёр, от которого веяло добротой, а когда он улыбался, то в его глазах сверкали такие искры, что от умиления хотелось чуть ли не расплакаться, но расплакаться счастливо. И именно так, со всей душой он сыграл Афанасия Бубенцова, актёра захолустного театра, которого «нанял» один граф, чтобы тот помог ему разоблачить «ненадёжных» гусар, среди них был и Плетнёв. Графи и сам позарился на дочку Бубенцова. Что же делать? Ситуация тупиковая. Но Афанасий Бубенцов выстоял и дал понять, что в нём таилась большая и чистая душа, а сердце было огромным. Леонов потрясающ, что тут сказать. А графа сыграл Олег Басилашвили. Вот же получалось у человека играть несколько неприятные личности. Да, его графа Мерзляева многие невзлюбили, но попробуй ещё так исполни эту роль такого-то злодея! А ещё есть Валентин Гафт, в совершенстве сыгравший полковника эскадрона, Георгий Бурков, Зиновий Гердт… Да и в небольших ролях тоже есть примечательные актёры, как, например, Светлана Немоляева, о которой уже говорилось выше.
«О бедном гусаре замолвите слово» — фильм, который заслуженно входит в неписанный список лент с ярлыком «Лекарство от скуки и для поднятия настроения». Он вышел в 1980-ом году и пока ещё совсем не собирается сходить с экранов, так как вовсе не растерял своей актуальности для зрительских симпатий.
9 из 10
14 апреля 2015
Блестящий Григорий Горин большую часть своего творческого пути работал с Марком Захаровым — и в кино и в театре Ленком. Артистичность его собственной натуры делала создаваемых им персонажей удивительно пластичными, понятными и неповторимыми; он умел вживаться в героев разных эпох, словно сам когда-то жил среди них. Еще один блестящий тандем Григорий Горин составил с режиссером Эльдаром Рязановым, написав сценарий фильма «О бедном гусаре замолвите слово» (1980).
Эта ностальгическая драма позволяет нам прожить почти 3 часа в тех временах, о которых нам так часто мечтается. Мир русской поэзии и живописи обретает заново свою власть над нами — мы погружаемся в иное мироощущение, столь отличное от сегодняшнего. Картины природы и зарисовки полковой жизни, дамы в высоких шляпках и с кружевными зонтиками — все это будто оживает со старинных гравюр, картинок в наших учебниках по литературе, полотен Саврасова и Шишкина. Прекрасные панорамные съемки старинных усадеб и парковых комплексов Владимира Нахабцева придают своих оттено романтической тоски этой ленте.
И все же это не просто ностальгирующее и рефлексивное кино. История приключений гвардейского полка в неназванном уездном городке полна нелепых и комичных ситуаций, которые порой сменяются грустными рассуждениями о том, что в стране мало что изменилось с тех пор по отношению к человеку, о том, что «тема маленького человека» — это не литературоведческий термин, а большая трагедия российского общества в любую эпоху. Эльдар Рязанов рисует нам картину, в которой есть место и иронии, и подвигу, в которой сама жизнь расставляет свои неведомые нам акценты и подводит такие неоднозначные итоги.
Кутежи корнета Плетнева и его друзей доходят своими отголосками до провинциального театра и навсегда меняют судьбу артистов Афанасия Бубенцова и его дочери Насти. Граф Мерзляев в это время проверяет корнетов на благонадежность… Все это не превращается в социально-политическую историю, как и в любовную мелодраму. Эльдар Рязанов постоянно балансирует на грани жанров — в его работе все настолько тонко сделано, что после просмотра еще долго не можешь разобраться, чего больше в твоих впечатлениях — грусти или смеха…
Эта история постепенно превращается в повесть о человеческом достоинстве, в которой каждый из главных героев проходит своеобразную эволюцию. Меняются их отношение к созданной Мерзляевым ситуации, и меняется отношение к самим себе, к тому, что в дальнейшем будет определять каждый их шаг. Легкомысленные и простые в своих проявлениях до истории с лжерастрелом герои внезапно осознают, что нет ничего выше закона чести, который они не в состоянии преступить несмотря ни на какие происки Мерзляева. Простота мещанина Бубенцова, несгибаемая доблесть полковника Покровского, гусарская удаль Алексея Плетнева — в ситуации, когда необходимо делать нравственный выбор, за всем этим стоит понимание достоинства как единственного способа отвечать на жизненные перипетии.
Глубину этому осмыслению лучших качеств русского характера и худших сторон российской жизни во многом обеспечивает актерский ансамбль, блистательность которого сложно переоценить. Евгений Леонов, Валентин Гафт, Олег Басилашвили, Георгий Бурков, Ирина Мазуркевич, Станислав Садальский… В созданных ими образах оживают прописанный Григорием Гориным персонажи, в их зримом воплощении они становятся частью нашей реальности. Удивительное умение Эльдара Рязанова работать с актером позволяет ему даже эпизодических героев превращать в яркие и незабываемые работы: Зиновий Герд, Наталья Гундарева, Борислав Брондуков, Светлана Немоляева, Лия Ахеджакова Валентина Талызина оставили нам множество крылатых фраз, не говоря уже о запоминающихся ролях из этого фильма.
…И еще один артист присутствует в картине, пусть незримо, но очень ощутимо — Андрей Миронов читает закадровый текст и исполняет несколько песен. К слову сказать, и в выборе поэтических текстов Эльдар Рязанов сохраняет свой узнаваемый стиль: они взяты из творчества Петра Вяземского, Марины Цветаевой, Александра Галича, Михаила Светлова, а музыку почти ко всем написал Андрей Петров. Словом большому мастеру комедии удалось не только с юмором, но еще и очень поэтично рассказать о самой поэтичной эпохе российской культуры.
19 сентября 2013
Видел я премьеру этого телефильма, с удовольствием смотрю и сейчас. Но и тогда, 32 года назад, и теперь у меня вызывает удивление фигура Плетнёва-Садальского.
Неужели, кроме меня, никто не видит явного несоответствия заявленного героя и масштаба личности, который представил Садальский? Нет, мне Садальский нравится. Он всегда яркий, интересный. Да только гусар он никакой.
Гляжу на этого Плетнёва и, право слово, лучше бы его не видеть вовсе!
Ведь за плечами у того поколения были не только балы, бабы и дуэли. Была огромная война, страдания, смерти. Именно это изменило масштабы личностей вполне благополучных повес в ментиках. Заставило их задуматься не только о карьере, но и о судьбах отечества. Драматично было возвращение их с полей сражений в затхлый, закупоренный бюрократией мир. Который во многом напоминал Рязанову номенклатурный, забюрокраченный мир СССР.
И всё это ярко читается в облике и поведении Гафта. Прекрасно передаётся Басилашвили и всеми-всеми остальными.
А вот Садальскому и его гусарам-друзьям я не верю. Уж больно сытые они и мелкотравчатые какие-то. Масштаб личностей другой — ничтожный.
Странно, неужели вы этого не замечаете?
30 апреля 2012
Выдающийся режиссер, творец, гений, талантливый знаток человеческих характеров и судеб, Эльдар Рязанов смог воссоздать в этом фильме на высоком идейном и профессиональном своем уровне — тот самый непередаваемый дух того времени с исторически сложившимся положением общества, армии и чиновников в царской России. Прекрасное музыкальное сопровождение, отображающее военный марш, барабанный бой с цокотом копыт, идущих военным строем верховых гусарских офицеров, авторский текст с мелодичным голосом Андрея Миронова и четко, грамотно продуманные сюжеты с мастерски поставленной операторской работой.
Вот примерно такое киноискусство с великолепным творческим потенциалом может отображать данный фильм, который запомнился всем телезрителям на долгую память.
Я не стану описывать сюжетные подробности, поскольку каждая сюжетная линия построена по своей комической цепочке. Тщательно подобранные актеры играют свои роли настолько великолепно и натурально, что невольно задумываешься не столько о художественной тематике фильма, а скорее о документальной постановке режиссерской работы над данным фильмом.
Ведь в ту историческую эпоху, судя по информационным данным, именно так все и происходило, без всякого рода приукрашиваний и фарса.
Отдельное подразделение гусарского полка после очередного военного маневра, размещается так сказать по квартирам. Каждый офицер занят своими бытовыми насущными делами: Кто лошадей чистит, кто вино с дамами пьет, кто песни поет или в бильярд играет, а кто, в лице главного героя Станислава Садальского — Плетнева находит себе приключение, подвергая себя и других в различные интриги, которые иногда доходят до крайних комичных границ дозволенного.
Поручик Покровский в лице Валентина Гафта, не только командир и начальник, привыкший стойко принимать на себя все военные и другие различного рода обязанности и защищать честь мундира, а также честь своих подчиненных и непривыкший кланяться генералам и вышестоящему звену, впоследствии сделал истинную карьеру для военного — пал на поле битвы за Отечество.
Гусары — лицо Российской армии, гусарского полка, достойные защитники Отечества, непризнающие подлость, коварство и гнусность со стороны, но любящие балы, мазурку и легких на подъем женщин (модисток и белошвеек), каждый элемент гармонично вписывался в свою подобранную роль.
Чиновник из Санктъ Петербурга Мерзляев в лице Олега Басилашвили — гнусный интриган, делец и авантюрист впоследстии стал со стороны общественности презираемым по своей фамилии (исчезнув внезапно буква «л»).
Артист Бубенцов в лице Евгения Леонова так и остался в бессмертной в памяти -артистом.
Его дочь Настя в лице Ирины Мазуркевич — девушка самых честных правил, отображена самой чистой, юной, доброй и светлой душой, какой должна быть настоящая русская женщина, впоследствии ставшая матерью и вдовой, но выдержав все жизненные испытания.
Георгий Бурков, настоятельно всем советует не пить ни прикаких обстоятельствах, иначе окончишь свою жизнь на морозе под забором. Вот такая притча.
Вот такой мой личный отзыв.
29 марта 2012
Классный фильм. Несмотря на почти трёхчасовой хронометраж смотрится на одном дыхании. Потому что интересно, потому что каждая сцена оправдана, потому что играют любимые актёры. В первую очередь Евгений Леонов и Олег Басилашвили.
Помните «Осенний марафон»? Те же Леонов и Басилашвили, а какой контраст. Там Басилашвили мягкий, нерешительный, податливый и Леонов пробивной как танк, грузный, не терпящий иных мнений. А как играет эта пара в фильме Рязанова. Да только одно выражение лица актёра Бубенцова в исполнении Леонова в тот момент, когда Мерзляев говорит о том, что у Бубенцова же где-то любимая дочь есть, сразу даёт понять, как кардинально поменялись роли и каким мастерством обладают эти талантливейшие актёры.
Сюжет фильма очень интересный, со своими переплетениями, со своими смешными сценами и, конечно, грустными тоже. Очень грустными. Они, как правило, приходятся на финал, и драматизм создаёт не только сама ситуация, но и упомянутая мною актёрская игра. Фильм смотрел с удовольствием.
9 из 10
26 февраля 2012
Как говорил о картине сам Эльдар Рязанов, «содержание картины перекликалось с нашей жизнью, с нашей работой. Провокации, интриги, гнусности, о которых рассказывалось в нашем сценарии, мы испытывали на себе, снимая картину. Каждая сцена, которую предстояло снимать завтра, как правило, накануне переделывалась, уточнялась, дописывалась, что тоже усиливало хаос и неразбериху на съемочной площадке».
Из этих слов и самого фильма я делаю вывод, что картина «О бедном гусаре замолвите слово» говорит об одной российской болезни — постоянного поиска врага. Если смотреть на графа Мерзляева (Олег Басилашвили), то он видит врагов повсюду. Его миссия — искать их и наказывать. И разумеется, он видит их даже там, где их нет. Если смотреть на историю России 20 века, то почетное место врага занимала Америка, и все беды рядовых граждан якобы шли от него. А если смотреть на судьбу этого фильма, опять комитет по цензуре видел врага в режиссере и сценаристе. Хотя глупо думать, что во всех этих случаях враг был реален.
Короче говоря, решения в России часто оправдываются наличием внешнего врага — мне кажется, фильм это ярко иллюстрирует. Гусары — враги. Крестьяне-мужики — враги. Даже попугаи — враги. И режиссер тоже. Все «хотят» свергнуть существующий строй.
Сложности со съемками фильма породили много алогизмов и ляпов, связанных с должностями/наградами/формой и т. д. Но все эти нестыковки малозначительны. Потому что сильнейшие диалоги трагикомедии перевешивают все эти мелочи. Персонажи объемные, мыслящие — и это дороже всяких там ошибочек. И пусть это далеко не хитовый фильм из рязановских картин, но он достоин высокой оценки.
8 из 10
13 августа 2011
Я не зря использовала такой заголовок, потому что можно провести множество параллелей между 19 и 20 веками. Романтика, спросите вы, но нет! Для этого надо знать хоть немного историю и многое станет ясно. Кино рассказывает о гусарах и чиновниках, о жизни России в 19 столетии.
Рязанов — гениальный кинорежиссер, и, по-моему, это его самая великая картина. Лично я отношу фильм «О бедном гусаре…» к трагикомедии, поскольку в нем есть как комические, так и трагические моменты. Начинала я смотреть фильм как легкую и веселую советскую комедию, а закончила с легким осадком на душе и глубокими мыслями, ведь в 19 веке точно так пресекалось вольнодумие, выражение своих мыслей, как и середине 20. Военные — самое закрытое сословие на все времена, ведь именно они защищают Родину, а когда надо давят мятежи и выступления. Так вот гусары — это целое определенное сословие, люди, для которых законы чести важнее всего.
Итак, о фильме:
Плетнев — гусар, повеса, бабник, но преданный воин и защитник Отечества
Покровский — полковник, настоящий отец полка и солдатов, герой многих войн, человек честный
Бубенцов — актер, больше всего на свете любящий дочь Настю, идет на все, чтобы защитить ее
Мерзляев — тайный советник, присланный, чтоб расскрыть «заговор офицеров»
Настя — актриса, девушка честная и смелая, которая влюбляется в Плетнева.
Но это далеко не все персонажи фидьма. Кино очень колоритное, так как показывает гусарские привычки и образ жизни.
Рязанов мастерски поставил каждый кадр, сделав его запоминающимся и неповторимым, а как много сцен, которые в 80-е годы были недопустимы на экране.
Актеры сыграли прекрасно. Этот фильм — вечная классика, в какой соединилось все: блестящий сюжет, лихая интига и относительно хорошая концовка Смотреть все, кто умеет думать, а не привык гоняться за американскими блокбастерами.
8 августа 2011
Ох-ох-ох, грехи наши тяжкие! Снятую вчера голливудскую поделку видели и обсуждают все, Классику (именно так, с большой буквы) советского кинематографа не видел никто. Или, что еще хуже, Классику эту воспринимают как данное и не считают нужным что-то о ней сказать. Хотя свое, родное. Более родное и актуальное, чем то, что поставляет нам современный отечественный кинематограф.
В Советском Союзе режиссеры, желающие показать, как они противостоят режиму, снимали кино, годами лежащее на полках и порой мало понятное и тогдашнему, и современному зрителю. Умные режиссеры снимали смешные до слез сказки про драконов, деспотичных королей, гусаров и прочую нечисть. Вашему вниманию предлагается одна из них.
Даже если бы за тридцать лет, прошедших с момента выхода фильма, в нашей стране что-нибудь принципиально изменилось, фильм был бы хорош сам по себе, как произведение искусства. Если же допустить, что изменения носят скорее косметический характер, то «О бедном гусаре замолвите слово» — еще и блестящая остроумнейшая политическая сатира.
Григорий Горин — главный «сказочник» Союза, автор, блистательно владеющий словом, с самобытным неподражаемым стилем, которым невозможно не восхищаться. Эльдар Рязанов — поэт с мрачноватым чувством юмора, каждый его фильм — в первую очередь мастерская социальная зарисовка (даже «Ирония судьбы», которую неумолимый ход истории превратил в один из ингредиентов новогоднего оливье). Вместе Рязанов и Горин сняли практически совершенный фильм о том, кому на Руси жить хорошо. Точнее о том, почему честным людям жить чаще всего плохо.
История это совершенно неправдоподобная, именно поэтому в нее так легко поверить. В повествовании участвуют не личности, а типы, утрированные, практически басенные персонажи, выписанные настолько точно, что они выглядят живыми, несмотря на свою направдоподобность. Бесцеремоный столиный чиновник, который служит не за страх и не за совесть, потому что у него нет ни того ни другого, и легко играет судьбами людей. Его слуга, прохвост и прохиндей под стать своему господину. Провинциальный актер, легкомысленно ввязавшийся в более чем сомнительную авантюру, готовый до конца играть свою роль, чего бы ему это не стоило. Его дочь — тоже актриса — романтическая барышня, своей искренностью и желанием помочь еще больше путающая и без того запутанную историю. Гусары, не читающие книг, — горячие головы, они предпочитают рубить сплеча, не раздумывая, но поступать только в согласии с совестью. Сюда же до полноты картины можно добавить «модисток», занимающихся пошивом исключительно мужского платья, надсмотрщиков, охотно играющих в карты с заключенными, и взятых под стражу попугаев, горячо осуждающих самодержавие. В сумме получается великолепнейший трагифарс, в отношении которого ни один эпитет в превосходной степени не будет неуместным или чрезмерным.
Безукоризненный сценарий, блестящие диалоги и закадровые характеристики героев, точнейшие характеры, великолепная актерская игра (не буду перечислять имена, чтобы никого не забыть: в фильме нет неудачных ролей и плохих актерских работ), восхитительная музыка Андрея Петрова — все подбирается одно к одному, чтобы в результате получился фильм если не на века, то на многие и многие годы.
Как сказал Козьма Прутков: «Если вместе собираются такие мастера, фильм просто не может быть плохим». Хотя возможно, он этого не говорил, но вполне мог бы сказать.
10 из 10
21 февраля 2011
Не верю своим глазам! Ни одного отзыва на странице этого: Прекрасного, Изумительного, Потрясающего, Великолепного (и так далее, и тому подобное до бесконечности) фильма! Как так? Этого просто не может быть…
Эта превосходная картина выше всяческих похвал! Она являет собой недосягаемую вершину мастерства абсолютно во всём! Конечно, в мире есть другие претенденты на пальму первенства… И конечно это не мешает восхищаться подлинным искусством.
Эльдар Рязанов — великий режиссёр! И даже его собственная величина, в какой-то мере, тому подтверждение. Никакой Спилберг с ним рядом не стоит, хотя и он безусловно мэтр.
Эльдар Рязанов и Григорий Горин сочинили настоящую поэму о России, достойную пера Пушкина! Изящно и талантливо выписали каждого героя и каждый сюжетный поворот. По словам самого режиссёра это его любимое творение.
Так достоверно и вместе с тем изыскано и деликатно обнажать правду… Практически резать по живому стоящих (в момент выхода картины) у власти, но добиться всего, что нужно для реализации задуманного…! И не мало важно то, что фильм не попал на полку! Бесподобно!
Бурков, Басилашвили, Садальский, Гафт, Гердт… Все и каждый переливающиеся талантом фонтаны! Евгений Леонов — его гений бесконечен как океан!
«О бедном гусаре замолвите слово» — Великий фильм о тех, кто делает страну великой и просвещённой и тех, чьими стараниями лучшие гибнут в расцвете сил.
Зачем спецэффекты и кого волнует бюджет, когда есть таки фильмы! Это подлинное искусство!
Искусство облагораживает.
10 из 10
26 апреля 2009