Лес
6.6
6.7
1980, комедия, драма
СССР, 1 ч 37 мин
12+

В ролях: Людмила Целиковская, Борис Плотников, Вячеслав Кириличев, Елена Борзова, Кира Крейлис-Петрова
и другие
Госпожа Гурмыжская - некогда блиставшая своей красотой барыня, встречает старость в своем имении, в глухой провинции. К ней в поместье приезжает племянник, недоучившийся гимназист, и хозяйка, скуки ради, решает завести с ним интрижку... Тот охотно отвечает богатой тетушке «взаимностью».
Дополнительные данные
оригинальное название:

Лес

год: 1980
страна:
СССР
режиссер:
сценаристы: ,
видеооператор: Владимир Ильин
композитор:
художник: Валерий Кострин
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дополнительная информация
Возраст: 12+
Длительность: 1 ч 37 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Постер фильма «Лес», 1980

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Лес», 1980

Мрачная комедия

Оригинальная пьеса Островского представляла собой комедию в старом значении слова (все, что не трагедия, т.е. без трупов в финале, - уже комедия), но никак не в современном его значении (произведение, долженствующее вызвать смех и улучшить настроение). 'Лес' Островского мрачноват. Да, ситуации, описанные в нем, довольно легкомысленны, худшее, что грозит героям - нищета или невозможность быть с любимым человеком, это вам не 'Гроза', но перипетии жизни героев не вызывают смеха - в лучшем случае жалость, в худшем - отвращение...

А в экранизации Мотыля происходит дрейф в сторону комедии в современном понимании. Причем текст пьесы почти не изменился, ситуации остаются не слишком веселыми (местами - так и вовсе, их безрадостность подсвечена, как в ситуации с попыткой самоубийства Аксиньи), но вокруг них рассеяны мелкие приколы - где текстом, где забавной картинкой, выразительной мимикой персонажа, яркой интонацией. Одно с другим плохо сочетается - и потому у зрителей экранизация прекрасной пьесы, снятая талантливым режиссером, особой любовью не пользуется.

4 сентября 2022

Комедия? Нет, драма непонимания!

Фильм и зрители разошлись в чем-то главном, если на месте отзывов зияет красноречивая пустота. И это при том, что основа экранизации — пьеса Островского, заметное явление русской культуры уже в течение века.

У кинозрителя повышенные требования к динамичности зрелища. Слово — то, чем впечатляет сцена, оставляет его равнодушным. Декларация истин, пусть о самом главном в жизни, ставит создателей фильма в положение, где они проигрывают театру. Даже пламенный финальный монолог Несчастливцева-Плотникова, уместный на сцене, тут не находит живого отклика, не вызывает в зрителе сопереживания-прозрения.

И тут следует обратить внимание на зрителя. Кто он? Возможен ли резонанс чувств, не в пустоту ли обращен призыв главного героя? Быть понятым, способности увлечь своим видением главного в жизни, именно этого лишен Несчастливцев. Его стремление быть выше обстоятельств, покорить жизнь своим «благородством», приводит к разным несуразностям, (эпизод с часами в конце фильма). Отрицание прозы жизни делает его в глазах окружающих непонятным чудаком, при всех его попытках быть пророком человечности и сострадания.

Ведь окружающие воспринимают счастье, как сумму удовольствия. Им непонятна другая математика — разделенное счастье, ставшее большим, для каждого, давшего счастье другому. И мы, современные зрители — такие же пленники арифметики эгоизма, как и век назад.

Театр Островского стремился воспитать свою публику, заставив преодолеть животный эгоизм каждого общим сопереживанием, воспитанием нового чувства — гражданственности.

Об успехе этих попыток творцов театра, творцов идеалов гражданственности мы можем судить, оглянувшись вокруг. Об этом свидетельствует невосприимчивость публики, пустота на месте отклика о фильме на эту тему. Будем ждать более удачных воплощений мечты о человечности не оставшейся без отклика, дошедшей до каждого зрителя. Обращения на равных, и на понятном языке.

Фильм наводит на мысли о необходимости такого обращения.

30 мая 2018

Одобрено к представлению (с)

Одна из популярнейших пьес Островского «Лес», достаточно вольно экранизированная Владимиром Мотылем в 1980 г., хоть и выпущенная на свободу только в 1987 г., предстаёт перед нами в крайне растрепанном виде, где режиссер, пытаясь сохранить и собрать воедино все ее колючие актуальности, меткие словечки, остроты жизненных и политических коллизий, театральные аллюзии и красоты актерской игры, делает в результате доморощенный водевиль, где из-за размытых «спецэффектами» кадров под бодрую, написанную Журбиным словно для цирка музыки, прорывается та звенящая нота, та удивительно сегодняшняя интонация, где все — каждая строка пьесы и каждый недочет фильма — становится доказательством живучести написанного в 1870 году текста.

Чем данный фильм мог оскорбить чувства и мысли работников советской кинобюрократии остается только гадать, поскольку зеркало, поставленное перед Россией более 100 лет назад Островским и ставшее достаточно кривым в выбранном Мотылем фарсовом жанре, вряд ли особо ярко высветило «язвы общества» до такой степени, что кто-то усмотрел в фильме крамолу, когда все во фраках.

Очаровательную, как не парадоксально, в своей недалекости Гурмыжскую в рюшах и турнюрах, здесь слишком сильно затеняет своей харизмой Людмила Целиковская, чья простодушная и отнюдь не злобная душевная пассивность может заставить воскликнуть «Ах, Боже мой, прелесть же какая дурочка», но и только. Садальский в роли Буланова, переигрывая и хлопоча лицом, слишком скоморошен и убог, чтобы на полном серьезе можно было рассуждать о падении нравов или же «дикости лесной». Метафора с гиперболой хороши тогда, когда первоисточник не так злободневен и очевиден. Иначе и так все знают, что про недорослей только влюбленной даме пристало говорить, что «он родился повелевать, а его заставляют учиться в школе». Этот же персонаж не то, что учиться, а даже ровно стоять в соответствии с теорией Дарвина еще не привычен.

Злой и практичный, рельефный, словно вырубленный из идеальной поставки про русского купца-удальца, Восмибратов Пуговкина сильно напоминает здесь чеховского Лопахина, которому в зависимости от времени и текущей политической ситуации критики и учителя жизни ставили знак от «минуса» к «плюсу» и наоборот, потому что когда практичность для людей с возвышенной душой является качеством, оскорбляющим их нежные чувства, а когда и наоборот. Можно сколько угодно осуждать железную хватку купца с его вымораживающим взглядом, но глядя на беготню челяди вокруг неловкой любовной истории барыни и возню в лесных чащах молодого поколения с хаотичными метаниями, безволием, слезами и киданиями в реку, так и накатывает тоска от всех этих enrages de la passion, и хочется побольше купеческой приземленности.

Однако все это шумное, нелепое и мельтешащее отступает назад, уступая место ставшему уже именем нарицательным Несчастливцеву в исполнении Бориса Плотникова, который в совершенно бешеном ритме, где сплелись воедино и истинное актерство, никогда не вылезающее за те края, откуда свешивается маслянистая физиономия затрапезного Актер Актерыча, и какая-то вселенская тоска по несбыточному, и вечное потрясание пистолетом, который таки выстрелит заведомо холостым, дает этой постановке настоящее «всамделешное» звучание и выкристаллизовывает само понятие «благородного артиста» в пику ремесленному «комедианту», которым большинство, собственно, и является.

Несчастливцев, этакий голос совести, максимализма, правды и бессеребреничества, при всей своей актерской позе обманутого жизнью Гамлета, бросаясь из крайности в крайность, парадоксально высвечивают горьковатую истину о том, что несчасливцевы, довольствуясь в итоге перепадающими на их долю моментами «гордости и чистого искусства», гораздо счастливее довольствующихся малыми крохами счастливцевых. Мотыль, который явно затеял этот фильм именно из-за фееричного персонажа Несчастливцева (даже с учетом «кастрированности» финального монолога), почему то упустил из виду, что грандиознее и могущественнее они выглядят только на фоне реального цинизма и бездушия, а не расфуфыренного шута Буланова. Но спина традиционно и бодро уходящего в даль Несчастливцева-Плотникова явно дает понять, что его бой с ветряными мельницами еще не проигран, потому что никогда не будет закончен!

10 сентября 2017

Комедия Лес появился на телеэкранах в далеком 1980 году, его режиссером является Владимир Мотыль. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Людмила Целиковская, Борис Плотников, Вячеслав Кириличев, Елена Борзова, Кира Крейлис-Петрова, Виктор Цепаев, Алексей Кожевников, Сергей Карнович-Валуа, Галина Семенова, Галина Баркова, Леонид Филаткин, Галина Мочалова, Светлана Киреева, Валерий Исаев, Станислав Садальский.

Страна производства - СССР. Лес — получит рейтинг по Кинопоиску равный примерно 6,6 из 10. Среднее значение, которое удается получить далеко не каждому фильму. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 12 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.