Рейтинг фильма | |
IMDb | 8.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Королевство алмазов |
английское название: |
Heerak Rajar Deshe |
год: | 1980 |
страна: |
Индия
|
слоган: | «Brainwash» |
режиссер: | Сатьяджит Рай |
сценарий: | Сатьяджит Рай |
видеооператор: | Суменду Рой |
композитор: | Сатьяджит Рай |
художники: | Ашок Босе, Сатьяджит Рай |
монтаж: | Дулал Дутта |
жанры: | триллер, комедия, драма, мюзикл, семейный |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 19 декабря 1980 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 58 мин |
Первый и второй фильмы несравнимы по принципу хуже/лучше. Они похожи своей музыкальностью и добрым, каким-то ни капельки не зубастым юмором. Главные герои те же самые. Только теперь они не чуднЫе босяки-оборванцы, а зятья махараджи, счастливые мужья двух красавиц жен и обладатели малышей — наследников. Вот только ни красоток-жён, ни деток зрителю не покажут даже краешком глазом. Зрители должны будут удовлетвориться лишь кратким упоминанием того, что они всё-таки есть. Прошло целых 11 лет после незабываемых приключений Гупи и Багха. Их магические дары короля призраков всё еще при них, хотя молодость уходит и тем быстрее, чем больше они валяются в одной и той же роскошной дворцовой опочивальне.
Наконец в руки им попадает предложение попутешествовать в соседнее богатое алмазами королевство. И такую возможность друзья никак не могли упустить. Королевство славится неслыханной роскошью. Но, когда переодетые Гупи и Багха пытаются выяснить, что и как там на самом деле, их глазам представляется ужасающая картина. Прекрасный фасад скрывает уродливую народную нищету. (И здесь невольно вспоминается водная прогулка Екатерины II с фасадами цветущих деревень и прекрасных поселян по берегам, саркастически высмеянная потом в «Путешествии из Петербурга в Москву» Радищева). Но главная проблема алмазного королевства не только в тоталитарно/авторитарном правлении могучего властителя. Махарадажа не пользуется прямым насилием. Ему хватает забавного учёного (чем-то неуловимо похожего на облегчённый вариант Барфи из первого фильма) и зловещего исключительно техногенного аппарата для промывания мозгов. Ничего не напоминает? Ощущение, что автор за 30 с лишним лет до нашего времени предвидел, что есть вещи не менее опасные, чем открытый тоталитаризм и геноцид собственного народа (мы просто, живём в подобном социуме и потому о совершенно не догадываемся о некоторых его особых свойствах), чем физическое насилие сильной личности над слабой. Ведь процветание большинства современных мировых держав зиждется ни на чём ином, как на всё том же массовым промыванию мозгов широким ничего или почти ничего не подозревающим массам через множество средств и каналов СМИ и интерактивные сети. Люди съедают ту информацию (те видео и комментарии к ним), которую им преподносят, принимая её за чистую монету. Они хотя и видят глазами и слушают ушами, но до их сознания доходит лишь то, что тщательно отфильтровала гигантская мозго-просчистительная зомбирующая система социально-коммуникативно-информационных высоких технологий. Вот вам и сказочка, в которой-то ого-го какой намёк!
Технически кино гораздо в меньшей степени тянет на блокбастер, чем его предшественник. Оно явно потребовало гораздо более скромных затрат от своих производителей. Но в него вложено и больше мыслей. Причём мыслей отчасти даже крамольных. Чего стоит только хотя бы образ непокорного учителя, единственного, во всей стране отказывающегося говорить в рифму. Или образ этакого невероятно хлипкого на вид певческого «гласа народа», но ни никем и ничем так и не сломленного, или группа преданных (так и хочется сказать завербованных на коммунистический лад) учеников. В общем, если особо глубоко не вдумываться, то с виду здесь всё мило и смешно. Да и не стоит забывать, что перед нами всего лишь детская сказка, в которой добро обязательно победит. А зло, пусть и не будет наказано, зато обезопасено. Может оно и к лучшему. И так кровищи на экране кинотеатров хватает с лихвой.
20 июля 2014