Рейтинг мультфильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 7.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Большой Тылль |
год: | 1980 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Рейн Раамат |
сценарий: | Рейн Раамат |
видеооператор: | Янно Пылдмаа |
композитор: | Лэпо Сумера |
художник: | Юрий Аррак |
монтаж: | Керсти Миилен |
жанры: | фэнтези, мультфильм, короткометражка, военный |
Поделиться
|
|
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 14 мин |
Этот мультфильм почему-то хочется сравнить с треком Мишеля-Жарра 'Ethnicolor'. Возможно, потому, что в таких произведениях каждый видит что-то своё, один восторгается атмосферой, другой пытается забыть это как можно скорее, ибо жутко... Подсознание выворачивает наизнанку от странности происходящего. И не всегда найденное в его глубине приятно. Да, здесь-то сюжет вполне ясный и даже типичный. Такого эпоса про богатырей и в России хватает. Но вот исполнение - то, благодаря чему вы точно не забудете мультфильм
Графику сложно с чем-то сравнить, и стиль в ней явно присутствует. Гротескный, отлично передающий величественность происходящего. Скупые и мрачные краски, где преобладает красный цвет, будто не совсем живые персонажи, чьи лица больше напоминают маски. Довольно жуткая музыка. Все это вызывает ощущение, что ты находишься в аду.
Очень хорошо, великолепно переданы ужасы войны. Сам Тылль... Могу ли я судить, каким он должен быть, если я не эстонка и почти не читала их мифов? Но нам показывают плохого парня - Сатану! - и хорошего. С грустной и трогательной историей. Он должен вызывать симпатию или хотя бы сочувствие. И я пытаюсь их испытывать. Но меня пугает этот парень. Сатана не пугает. Личные ассоциации? Сколько ни спрашивала, если кто-то и испугался в детстве, то скорее главного героя. Если его мертвое выражение лица и можно списать на груз бесконечных войн и страданий, то весьма странная в целом внешность делает его похожим скорее на монстра, чем на человека. Все мы много смотрим фильмов, где есть разные существа, но обычно странный вид объясняется сюжетом, а тут непонятно, почему так выглядят люди, и от этого становится жутко.
16 марта 2022
О «Большом Тылле» 80-года выпуска мне постоянно приходилось слышать суждения, несущие примерно такую мысль: «Тылль — психоделическая советская экспериментальная анимация с зашкаливающим количеством неоправданной жестокости и неясными мотивами повествования.»
Причем с такой же частотой говорят о мультфильме и без последнего высказывания про его мотивы, просто смакуя саму подачу автора.
Я же увидел в «Тылле» полную и законченную историю о гордом маленьком народе и о том, что давало ему силы для продолжения борьбы за выживание (Историческая справка: остров Сааремаа, на котором и происходит действие киноленты, терпел нападения от сразу нескольких мощных средневековых государств: Ливонии, Латгалии, Германии, датских королевств по причине своего богатства и самого местоположения посреди всех выше указанных держав) Сам Тылль играет понятную любому российскому человеку роль героя-богатыря, что считает своим долгом помогать родному народу во всем ему посильном. Обратный Тыллю образ — нечестивый Ванапаган, что напротив несёт населению острова только вред. Взяв во внимание роль этого существа в эстонском фольклоре, сам его окрас в мультфильме, можно предположить, что тут он играет роль перебежчика, содействующего захватчикам. Главная и единственная задача Ванапагана — «скосить» Тылля, лишив эстов их лидера, но все его попытки подлостью и обманом сломить героя тщетны, ведь сам Тылль — настоящий пример нравственного подражания (для народа, который он защищает, конечно), что ни смотря на все серьезные утраты от козней нечистивого не пал от горя и продолжил служить своему призванию.
Но роль образа Тылля обретает настоящую цену именно тогда, когда его соплеменники, воодушевившись самоотверженностью и мужеством своего старейшины, предпринимают первые попытки продолжить его дело своими руками, все более и более успешно отражая атаки иноземцев (сравните первую битву со второй и само поведение воинов-защитников в них, ощутите разницу). И именно этот закал, полученный народом Сааремаа от Тылля и делает его «Большим» в истории острова.
В свой рецензии я не описал в полной мере весь смысловой подтекст мультфильма, но лишь основной его скелет. Надеюсь, люди думающие и вопросом интересующиеся вскоре найдут его за меня, а не в очередной раз напишут о том, что это «психодел».
8 октября 2020
Однако.
Странный мультфильм. Дети на таком, на мой взгляд, расти не должны.
Безусловно сие творение… скажем, необычно. Но вот совет тем, кто собрался смотреть этакую психоделику: без Википедии или другой предыстории к просмотру не подходить. Ибо вызывает отторжение. Так, накладывая на скелет эстонской мифологии предлагаемую картинку, получается местами не так уж катастрофично-плохо. «Голое» же неподготовленное сознание этот сюжет, обёрнутый мрачно-красными тонами, кровью и убийственной музыкой (в которой, всё же, что-то завораживающее есть), не воспринимает. Во всяком случае, у меня.
Понятно, что миф, понятно, что герой-великан. Но формы уродливы. Это недетский мультик. Да и что ребёнок извлечёт по просмотру? Это просто некрасивое пугающее (детей — так точно) предание.
21 ноября 2012
Я глубоко убеждена, что на такие фильмы нельзя писать как положительные, так и отрицательные рецензии, исключительно нейтральные. Почему?Потому что всё,что делается в жанрах психодел/сюрреализм нельзя однозначно оценивать и понять.
«Большой Тылль» из данной серии. Сам мультфильм, представляющий собой уникальное для советской мультипликации явление, повествует о герое эстонского эпоса-богатыре, эстонском аналоге нашего Ильи Муромца. Защитник слабых и убогих. В общем, обычная мирная история, не правда ли?Ан нет. Из обычной красивой легенды о богатыре сделали тяжелейшую фантасмагорию с мрачным саундтреком, большим количеством крови, и, как бы сказать… странными героями, а уж о некоторых сценах лучше умолчать.
Прорисовка-типичный сюрреализм. Если не знать, что мультфильм эстонский, можно легко подумать, что руку к его созданию приложил Сальвадор Дали(сразу вспоминается «Андалусский пёс»). Сочетания таких цветов, как ядовито-жёлтый, красный и бордовый сильно давит на психику, поэтому мультфильм в визуальном отношении действительно infernal-адский.
Тяжелейшая музыка добавляет напряжения в мультфильм, однако она достаточно органично вписывается во всю атмосферу «Тылля».
Я ещё раз повторю-infernal. Однако талантливо, необычно, и, конечно, неоднозначно. Но!Не для детей. Ставлю:
7 из 10
7 февраля 2011
Этот мульт стал для меня ни больше ни меньше психоделическим открытием года. То, что в Советском Союзе тоже могли снимать — и не просто снимать, а рисовать — настоящие эпические триллеры — согласитесь, немного удивляет. Ведь мы привыкли, что мульты в Советском Союзе делались в основном добрые, милые и симпатичные.
Мультипликация вообще, и в особенности советская — сплошной сюрреализм, но сюрреализм по большей части абсолютно положительный и наверное поэтому вполне адекватно воспринимающийся. Творение эстонских мультипликаторов образца 1980 года «Большой Тылль» — явление, которое в этом смысле можно назвать если не уникальным, то очень любопытным и своеобразным и, несмотря на обилие сцен насилия, обладающим какой-то гипнотической притягательностью.
Но для начала — немного о том, кто такой этот самый Большой Тылль. Это персонаж прибалтийского эпоса — богатырь огромного роста, защитник слабых и угнетённых, живший на эстонском острове Сааремаа. Изначально был представлен голубоглазым красавцем а-ля наш Алёша Попович, и анимационный персонаж вполне мог бы соответствовать этому образу. Но эстонские мультипликаторы во главе с Юри Арраком, перенося легенду на экран, решили по-своему, и в результате Тылль сотоварищи стали жутковатыми монстриками с выразительнейшими глазами и печальными, как будто выточенными из грубого камня лицами. Яркие, лаконичные цвета, грубо прорисованные детали и очертания — сюрреалистический примитивизм. Именно так я бы охарактеризовала стиль прорисовки «Тылля». Как будто Сальвадор Дали вздумал рисовать славянские лубочные картинки…
Сюжет мультфильма крайне примитивен: богатырь Тылль только тем и занимается, что защищает свой народ от облачённых в красное врагов (некоторые усмотрели в этом намёк на «советских оккупантов»). Но вместо традиционной для советской мультипликации поучительной истории о храбром витязе, побеждающем противников зачастую одной лишь силой слова, нам предстоит увидеть кровопролитную битву с изрядным количеством отрубленных конечностей, что в сочетании с особенностями прорисовки производит сильное впечатление. По этой причине «Тылля» в своё время не пустили на телеэкраны, а показывали исключительно в специализированных киноклубах. Несмотря на неоднозначные отзывы публики и критиков, мультфильм получил первую премию на Всесоюзном фестивале.
Действо, и без того нервное, разбавлено впечатляющим саундтреком, представляющим собой довольно мрачный и напряженный национальный фолк. Что касается словесных реплик, то их в мультфильме нет вообще — авторы решили полностью заменить их музыкой. Звуковое сопровождение в сочетании с жёсткой фантасмагорической картинкой оказывают прямо-таки ошеломляющий эффект.
В итоге — зрелище не для слабонервных, и уж точно не для детей. «Большой Тылль» — необычный, яркий, запоминающийся мультфильм с очень хорошо проработанной атмосферой, жутковатый, но красивый. Не для всех, конечно. Любители психоделики должны оценить в первую очередь.
26 сентября 2010