Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.4 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Ярославна, королева Франции |
год: | 1979 |
страны: |
СССР,
Польша
|
режиссер: | Игорь Масленников |
сценарий: | Владимир Валуцкий |
видеооператор: | Валерий Федосов |
композитор: | Владимир Дашкевич |
художники: | Евгений Гуков, Наталья Васильева |
монтаж: | Ирина Гороховская |
жанры: | приключения, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 апреля 1979 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 38 мин |
Именно эта цитата из романа братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» преследовала меня все время просмотра. Признаюсь, смотрел в детстве, когда-то, потом прочитал книгу, недавно снова пересмотрел. В детстве мне фильм казался хорошим. А жаль. Неприятно, очень неприятно писать отрицательную рецензию на фильм, где играли Лавров, Дмитриев, Джигарханян, Ливанов — но ведь «и у Пушкина были неудачные стихи». Пишу я по горячим следам «пересмотра», посему, быть может, несколько сумбурно.
Но по порядку.
То, что от книги Ладинского оставили одно название и канву — это так, мелочи. В конце концов, у меня возник вопрос, а по книге ли вообще этот фильм? Ах по мотивам? Ну мотивы да… иногда проглядывают. Мотивация в поступках героев отсутствует начисто, половина сюжетных линий начата и не закончена. Актеры вообще не играют.
Рыжая девчонка с обкорнанными на ладонь выше плеч волосами — Анна Ярославна?! Исторические консультанты, ау! Кто в те годы мог позволить КНЯЖНЕ так обрезать волосы? И что это за Пеппи-Длинныйчулок в первой же сцене, где она песенку поет? Песни, кстати, это отдельная песня (пардон за каламбур). Они вообще ни уму, ни сердцу.
Отчаянно забывающий в какую руку его ранили Караченцов. Или у него инфекция блуждает? Мартинсон, сидящий в снегу по уши, закутанный в меха и на полном серьезе заявляющий «Я чую запах молодого вина, сейчас время давить лозу». Зачем, скажите мне, зачем нужен был на пять минут экранного времени великолепный Джигарханян, у которого даже возможностей сыграть что-то просто не было! Веслав Голас (матка боска, пан Веслав, что это?!) выбегающий встречать епископа в нижнем белье?!
Монах Даниил. Угу. Ему, по идее сочувствовать надо, да? А никто не помнит, почему? Я, к стыду своему, не помню маршрута Анны, но полагаю, что река, по которой ее увозили «викинги» — это Эльба. Викинги на Дунае — это как-то перебор. Эльба, на секундочку течет на север. И вот этот ученый монах заявляет княжне «Мы плывем туда, где увидим Константинополь, Багдад, Индию и Эфиопию, а потом — Иерусалим». Как говорится — без комментариев.
А чубатые татары изображающие викингов, к тому же упорно называющие себя варягами — это вообще как?! Ни в какие ворота же не лезет!
Сюжет. Да он просто отсутствует за ненадобностью. Едут. Видовые съемки. Ночь. Все спят, парочка пошла купаться. Едут. Видовые съемки. Подрались. Дааа! Наконец-то пять минут экшена. Как, и все?! О, уже снег. Ярославна сидит в ельнике. Едут. Видимо, бюджета не хватает на видовые съемки. Французы ни с того ни с сего решили дезертировать. Все. Пардон, как вообще звали половину персонажей?
За операторскую работу (кроме как за видовые съемки) нужно просто казнить тупыми ножницами. Камера прыгает, скачет, вырывает из темноты чей-то глаз… Ужас.
Нет, ну умели же снимать исторические фильмы! Вспомним, «Даниила — князя Галицкого», шедевры Сергея Тарасова, «Легенду о княгине Ольге» — да много что можно вспомнить.
В общем и целом могу сказать так: «не умеешь — не берись». А бесконечно уважаемый мной Игорь Масленников взялся за то, что не умеет. Если бы не Мартинсон, проваливший только самый финал фильма, вообще поставил бы ноль.
1 из 10
6 января 2014
В 1979 г. на советские экраны вышел музыкальный фильм Игоря Масленникова под названием «Ярославна, королева Франции», снятый по мотивам романа Антонина Ладинского «Анна Ярославна — королева Франции». Хотя роман я и не читал, но зато про те события знаю из истории. В основу сюжета этого фильма лежит исторический факт — свадьба дочери Великого князя Киевского Ярослава Мудрого Анны с французским королем Генрихом I. Нетрудно догадаться, что поездка девушки к жениху занимала большое количество времени (учитывая состояние дорог и расстояние между Киевом и Парижем). Вот поэтому Игорь Масленников и решил нам показать в какие приключения попадал этот свадебный кортеж по дороге во Францию, и какие трагические моменты пришлось пережить Анне Ярославне.
Однако, несмотря на интересную задумку, фильм получился не таким интересным, как хотелось бы. Да, режиссура Масленникова неплохая. Да, композитор Владимир Дашкевич написал замечательную музыку к фильму, а Юлий Ким (он же «Ю. Михайлов» в титрах) стихи к песням. Удачно получилось совместить на экране вокал Михаила Боярского с хриплым голосом Василия Ливанова. Игра актеров порадовала. Считаю, что роль монаха Даниила в фильме в карьере Виктора Евграфова одна из успешных (помимо Мориарти в «Шерлоке Холмсе»). Игорь Дмитриев в роли подлеца был убедителен. Неплохо справились со своей работой и польские актеры. Но вот образ Анны Ярославовны подкачал. По истории Анна была красивой, величавой сдержанной женщиной с длинными волосами. А в фильме Елена Коренева обыкновенная простушка с мальчиковой стрижкой. Анна была одной из образованнейших женщин на Руси (благодаря воспитанию отца, который сам знал несколько европейских языков), а у Кореневой получилась какая-то уличная девчонка, которая хоть и грамотная, но не умеющая себя вести в обществе. Понятное дело, что «Ярославна, королева Франции» не исторический фильм, а скорее костюмированный киномюзикл с элементами приключений и мелодрамы. Это вольная трактовка событий тысячелетней давности, которая не претендует на историчность. К сожалению, сам фильм портит затянутость в каждом кадре. Отсюда и ощущение скуки у зрителя.
Фильм «Ярославна, королева Франции» не является образцовым советским фильмом. Будучи несколько «сыроватым» этот водевиль не всем зрителям придется по душе. Хотя ряд актеров из этого фильма в дальнейшем снимутся у Масленникова в его сериале про Шерлока Холмса (Василий Ливанов, Виктор Евграфов, Игорь Дмитриев, Николай Караченцов, Сергей Мартинсон), что стоит определенно того, чтобы его посмотреть хотя бы раз.
7 из 10
24 августа 2013
Советский кинематограф 1970-х годов. Такой оптимистичный, такой музыкальный, такой гениальный! И что интересно — такой экспериментальный. Каждый режиссер имел и имеет право на эксперименты над своими картинами. Только это — риск и самая что ни на есть настоящая лотерея, никто не может знать заранее, каков будет результат таких экспериментов: либо твой фильм будут смотреть, испытывая удовольствие, граничащее с экстазом, либо будут плеваться, материться, бросать тухлыми яйцами и самое страшное — вообще игнорировать.
Наш кинематограф эксперименты помнит! Пример тому — гениальная музыкальная мелодрама Андрея Михалкова-Кончаловского «Романс о влюбленных» — самый известный пример киноэксперимента, этот фильм совмещает в себе бытовую мелодраму, мюзикл и даже военно-приключенческий жанр. Эта кинолента — самый известный и, самое главное, — удачный эксперимент в советском кинематографе.
Однако есть случай, когда совмещение жанров картину не спасает. И этот случай несет название «Ярославна, королева Франции». Стоило мне этот фильм один раз посмотреть, как у меня, буквально минут через 20 отпало желание смотреть его дальше. Песни в этом фильме хороши, но ни одна из них лично мне не запомнилась. Качество фильма хромает — ни одного внятного слова от актеров не услышишь. Практически все сцены муторные, затянутые, под них начинаешь засыпать и забывать, какого персонажа играет такой-то актер и как зовут этого персонажа. При просмотре я мысленно задавал себе вот такие вопросы: «Когда все это кончится и зачем вообще товарищ Масленников снял такой «сырой» фильм?»
Признаться честно, этот фильм я смотрел из-за моей любимой актрисы Елены Алексеевны Кореневой, из-за того, как она будет держаться в кадре. Она, как и во всех ролях, здесь просто шикарна! Не будь ее, я обошел бы этот «недомюзикл» стороной.
Нет, не смешение жанров портит об этом фильме впечатление. Нехватка, если можно так выразиться, «драйва» мешает его смотреть не отрываясь от экрана. За «Зимнюю вишню», «Шерлока Холмса» и сериал «Что сказал покойник», который, я помню, смотрел лет в семь, Игорю Федоровичу огромная благодарность. Но «Ярославна, королева Франции» навсегда останется в моем сердце как самое большое разочарование в кино 1970-х годов в общем и творчестве товарища Масленникова в частности.
2 из 10
(Если бы не Коренева, влепил бы «1» или вообще «0»)
22 августа 2011