Терраса
La terrazza
7.4
7.1
1979, комедия, драма
Италия, Франция, 2 ч 40 мин
В ролях: Уго Тоньяцци, Мари Трентиньян, Омбретта Колли, Адженоре Инкроччи, Лучио Ломбардо Радице
и другие
Картина о потерянных иллюзиях поколения. Интеллектуалы собрались на террасе дома в Риме для бесцельного времяпрепровождения и разговоров. Они утратили все демократические идеалы своей юности, забыли о том, какую радость принесла свобода и избавление от фашистской диктатуры. Они потеряли многие надежды и мечты. В этой жизни их ждала только апатия, бесцельное существование, духовная смерть. Или преждевременный уход из жизни после инфаркта. Проводив в последний путь умершего «счастливчика», который нашёл покой в мире ином, они вновь соберутся на террасе. И все будет продолжаться по-прежнему.

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Терраса

английское название:

La terrazza

год: 1979
страны:
Италия, Франция
режиссер:
сценаристы: , ,
продюсеры: ,
видеооператор: Паскуалино Де Сантис
композитор:
художники: Эцио Алтери, Лучиано Риччери
монтаж:
жанры: комедия, драма
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 8 февраля 1980 г.
на DVD: 18 июня 2009 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 2 ч 40 мин
Другие фильмы этих жанров
комедия, драма

Отзывы критиков о фильме «Терраса», 1979

Необычный Скола (часть 7)

Смотря «Террасу» в третий раз и снова убеждаясь, что это акмэ в фильмографии Скола, не мог не заметить некой тяжеловесности кинематографического воплощения действительно виртуозного сценария (пять получасовых историй жизни пяти друзей, пять разных ракурсов во взгляде на одно поколение). Почти три часа «Террасы» было не трудно смотреть лишь в первый раз, когда особенно пронзительно отозвался в моем зрительском сердце эпизод, посвященный мукам творчества сценариста (это было мне близко, ведь я сам тогда с трудом писал диссертацию). Сейчас же, хоть и гораздо ближе стал основной посыл постановщика о предательстве идеалов юности и общей бесперспективности конформизма в зрелом возрасте, все же показалось, что выдержать гигантский метраж этой ленты – почти подвиг. Главное достоинство «Террасы» - интеллектуальные диалоги, это очень умный фильм, не дающий зрителю скидок на незнание специальной терминологии или имен деятелей культуры. Да, это разговорное кино, но не в том смысле, как это принято у Эрика Ромера, здесь нет главных героев, и любовным переживаниям не уделяется столько места, как у великого француза.

Речь скорее идет о жизненной несостоятельности персонажей, в том числе и в личной сфере (сколько здесь образов сильных женщин и слабохарактерных мужчин, почти как у Феррери, кстати, тут есть пародия на финал его «Последней женщины»). Собрав по-настоящему звездный состав, Скола создал децентрированное ризоматическое сюжетное пространство, где нет главных героев, а все пять историй равноценны по значимости. Безусловно, есть здесь и автоцитатность особенно в линии Гассман-Сандрелли (сюжетные пересечения с «Мы так любили друг друга»), отношения героев Мастроянни и Тоньяцци с женами – намек скорее на «Пчеломатку», «Женщину-обезьяну», «Гарем» и «Прощай, самец», чем на собственные ленты Скола. Однако, основным материалом для режиссерского исследования в «Террасе» становится кино и телевидение: тут и кадры из старых лент, и тема деградации итальянской комедии и искусства вообще, и дружеско-враждебные отношения сценариста и продюсера. Кто-то здесь умирает от истощения жизненных сил, кто-то попадает в психиатрическую лечебницу, герои разве что не кончают с собой (впрочем, на это у них не хватило бы духу). «Терраса» - о беспомощности как экзистенциальном итоге, о старости, наступившей слишком рано, о соглашательстве и приспособленчестве как главных причинах жизненного краха.

В то же время, несмотря на то, что лента в своей концептуальной сердцевине горька и беспощадна к героям, она также и невероятно смешна их почти гротескной карикатурностью. Здесь нет мизантропии и декаданса, как у того же Феррери, Скола любит людей и всегда, даже в самом густом мраке дает надежду: в «Террасе» она связана с фигурами молодых людей, в финале выходящих на первый план (буквально), хоть ни мы, ни режиссер ничего о них не знает, но все же надеется, что те не повторят ошибок прошлого, как персонажи Мастроянни, Гассмана, Трентиньяна, Тоньяцци и Реджани, не будут так бездумно фиглярствовать, как Голеаццо, не зайдут в творческий тупик, потеряв жизненные ориентиры. Впрочем, сейчас, то есть спустя более чем сорок пять лет после выхода фильма, думается, что Скола показал судьбу любого поколения, столь архетипичны и обобщающи образы «Террасы» (это, как заметили некоторые зрители, доказал Соррентино не только в «Великой красоте», но по сути переснимая «Террасу» раз за разом в каждой своей работе).

Что же касается «Сладкой жизни», то фильм Феллини был все же о другом – о привлекательности, манкости жизни, а не о растоптанных иллюзиях поколения. В любом случае в истории кино «Терраса» останется одним из самых весомых высказываний об итальянском социуме рубежа 1970-1980-х и тех людях, что его породили, хотя спустя годы оно и кажется рассуждением о жизни на все времена, актуальным в любой идеологической и общественно-политической ситуации. Именно поэтому «Терраса» и останется, несмотря на другие выдающиеся достижения Этторе Скола, вершинным выражением его кинематографического таланта.

11 сентября 2025

«Да о ком это он?» «О себе!»

Теперь я догадываюсь, чем вдохновлялся Паоло Соррентино, когда снимал свой замечательный фильм «Великая красота». Вот, именно этой работой Этторе Сколы! А «Терасса», в свою очередь, взошла на размышлениях о «Сладкой жизни» Федерико Феллини и стала своеобразным продолжением картины самого Сколы «Мы так любили друг друга». Хотя, это только мои предположения.

Этторе Скола собрал террасе одного из римских особняков шумную светскую компанию: журналиста, сценариста, продюсера, политика, телевизионщика… И, конечно же, прекрасных дам разных возрастов. Дамы улыбаются, кокетничают, беседуют. Мужчины то и дело заводят разговоры о прошлом, настоящем и будущем, некоторые даже спорят до драки. Но на самом деле, «их паровозики давно никуда не едут». Все эти, с виду — успешные люди, постарели быстрее свих красивых женщин. Им только и остается, что рассуждать о неоконформизме — новой вере, выработанной буржуазией взамен разрушенных табу.

- Кто вы по гороскопу?

- Рыбы.

- Под каким влиянием?

- Под майонезом.

Грустный взгляд на итальянский кинематограф, на постаревших бунтарей, на очередное потерянное поколение, на переоценку ценностей. И молодые львы не сметут старых, так как молоды они лишь внешне.

Фильм держится не только на историях главных героев, но и на многочисленных второстепенных персонажах. Чего только стоит пожилой официант с трясущимися руками, который невозмутимо таскает за собой неистово скрипящую тележку с едой. И как же хороши рабочие, способные за несколько секунд передвинуть офисную стену и выстроить клерков по новому ранжиру. Этторе Скола сам себе устроил творческий экзамен и с блеском его сдал.

9 из 10

5 июня 2015

Видели бы вы Марио во время немецкой оккупации. Сила природы, жизнелюб и оптимист!

Конец 70-х годов. Время, когда иллюзии 60-х окончательно ушли в небытие. Стареющие интеллектуалы уже ни на что путное неспособны, весь их нон-комформизм остался в прошлом. Лишь тогда, когда они вместе, им вроде как кажется, что все еще возможно. Но по-настоящему они в это не верят, а только ищут поддержку и утешение друг у друга. В одиночестве или наедине с женами, любовницами этим старикам некомфортно. Герои Тоньяцци, Мастрояни и др. не знают что им делать, как вернуть те ощущения, которые были 10, 20, 30 лет назад. И им кажется, что только те, с кем они были бок о бок много лет назад, только те, кто также в прошлом были полны желаний и идей, только такие же бывшие «интеллектуальные бунтари» могут помочь преодолеть кризис. Когда стареющий коммунист не знает, что ему делать, он обращается с трибуны к своим коллегам по партии. Сценарист, оказавшись в больнице, расцветает только тогда, когда приходят его друзья.

Но проблема в том, что все эти герои 60-х одинаковы, поэтому они не могут помочь друг другу, могут только утешить. Этот фильм, наполненный безнадегой с начала до конца, тем не менее можно назвать гимном дружбы (или скорее гимном товариществу).

Пару слов о недостатках… Фильм слишком перегружен диалогами, в ущерб образам. Это второй фильм Этторы Сколы, который я посмотрел, и удивительно насколько в этом фильме слова затмевают все остальное. Это при том, что в фильме «Отвратительные, грязные, злые» наоборот режиссер показал себя мастером образного кинематографа. А здесь…. Поэтому фильм и кажется простым, не слишком глубоким, при том что вроде как серьезные вопросы поднимаются….

6,5 из 10

30 сентября 2014

1980. Когда-то они вожделели жизнь

Когда-то они вожделели жизнь. Именно так и нужно охарактеризовать главных, да что главных — всех, персонажей этого фильма. Добились многого, застолбили свое место в столь конкурентной и сложной кинематографической струе. А теперь, находясь в спокойствии и определенной стабильности, все они — несколько мужчин попали сразу в два кризиса. Кризисом творческим, ибо ничего не придумывается, а молодые таланты все поджимают, и кризисом взросления. Беззаботная жизнь сталкивается с таким банальным старением. Как тут выразителен Уго Тоньяцци вожделенно закрашивающий свою седину, а потом резко, до истерики, отказывающийся от этого.

Тут будут очень выразительны несколько диалогов. Вот к примеру:

- Я хочу быть с тобой.

- Тебе не нужна жена, тебе нужна мама.

- А разве я ребенок?

- Ты старик.

Для героя Уго Тоньяцци это почти похоже на нокдаун. Возразить своей жене попросту нечего. Остается лишь высказать наболевшее, и он выкладывает все. Вот она, соль фильма: — Как можно быть спокойным, когда что-то умирает. Все умирает. Энтузиазм в работе, твоя любовь ко мне, а может и моя к тебе.

Мне этот фильм, наполненный разговорами, фрустрациями и печалью показался слишком простым, занудным и односложным. Ясное дело, что Этторе Скола высмеял тех самых нон-конформистов, которые в 60-х достигали успехов, а теперь остановились и обрюзгли. Параллелей с «Сладкой жизнью» Феллини тут было более чем предостаточно. Он сделал фреску затрагивающую целое поколение. Уго Тоньяцци, Тринтиньян, Мастроянни, Гассман, Сердж Реджиани — все они вполне четко рассказали о себе (вероятно в какой-то мере) и коллегах. Четко и без прикрас. Неимоверно затянуто, академично и скучно. При этом, никак нельзя отрицать наличие определенного стиля и режиссерского таланта.

4 из 10

31 мая 2014

Вырожденцы

Этапное и в каком-то смысле завершающее произведение великого итальянского кино, больше трёх десятилетий властвовавшего над умами, начиная ещё с шедевров неореализма и заканчивая авторскими творениями Антониони, Феллини, Висконти, Пазолини, Бертолуччи. Именно у них и принял эстафету Этторе Скола, чтобы прочертить неразрывную связь с отцами неореализма.

В «Террасе» помимо этого очевидна перекличка с другой картиной режиссёра — «Мы так любили друг друга» (1974). Пять лет, разделяющие два этих фильма, оказались достаточным сроком, чтобы сделать нелицеприятный вывод о регрессивной эволюции взглядов как либеральной итальянской интеллигенции, так и национального кино.

Респектабельные буржуа, не лишенные социальных комплексов, всё ещё тешат себя иллюзиями о творческой свободе и собственной состоятельности. Из года в год они собираются на одной из римских террас, но не для того, чтобы решить там свои деловые проблемы, а чтобы найти утешение в единении друг с другом. Но идейный конформизм вчерашних бунтарей приводит их к полному творческому краху.

Через образы пяти главных героев — сценариста Энрико, журналиста Луиджи, редактора телевидения Серджо, продюсера Амедео и дополняющего общую картину члена парламента, коммуниста Марио, режиссёр показывает вырождение целого поколения, адаптировавшего свои некогда нонконформистские устремления к потребительской идеологии. Это поколение теперь существует как бы по инерции, поскольку с исчезновением высокой цели оно лишилось и самого смысла жизни.

Горький анализ умонастроений детей неореализма (ряд резких словесных выпадов адресован и СССР), которые едва старше самого постановщика (р. 1931), Скола подкрепляет многочисленными цитатами из национального кино. Среди достоинств картины следует особо выделить литературную основу, на 95% состоящую из диалогов, с блеском выписанных Сколой и двумя его соавторами — Андже и Скарпелли. Именно за сценарий им троим и была вручена премия Каннского фестиваля.

2 марта 2014

Комедия Терраса появился на телеэкранах в далеком 1979 году, его режиссером является Этторе Скола. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Уго Тоньяцци, Мари Трентиньян, Омбретта Колли, Адженоре Инкроччи, Лучио Ломбардо Радице, Мино Моничелли, Claudio Sestieri, Лучио Виллари, Хелена Рони, Симонетта Дель Фрате, Грациэлла Гальвани, Gheorghieva Danon Zora, Америго Альберани, Карло Каттанео, Елена Фабрици.

Производство стран Италия и Франция. Терраса — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2025 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.