Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7.1 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Терраса |
английское название: |
La terrazza |
год: | 1979 |
страны: |
Италия,
Франция
|
режиссер: | Этторе Скола |
сценаристы: | Адженоре Инкроччи, Фурио Скарпелли, Этторе Скола |
продюсеры: | Пио Анджелетти, Адриано Де Микели |
видеооператор: | Паскуалино Де Сантис |
композитор: | Армандо Тровайоли |
художники: | Лучиано Риччери, Эцио Алтери |
монтаж: | Раймондо Крочани |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 8 февраля 1980 г. |
на DVD: | 18 июня 2009 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 2 ч 40 мин |
Теперь я догадываюсь, чем вдохновлялся Паоло Соррентино, когда снимал свой замечательный фильм «Великая красота». Вот, именно этой работой Этторе Сколы! А «Терасса», в свою очередь, взошла на размышлениях о «Сладкой жизни» Федерико Феллини и стала своеобразным продолжением картины самого Сколы «Мы так любили друг друга». Хотя, это только мои предположения.
Этторе Скола собрал террасе одного из римских особняков шумную светскую компанию: журналиста, сценариста, продюсера, политика, телевизионщика… И, конечно же, прекрасных дам разных возрастов. Дамы улыбаются, кокетничают, беседуют. Мужчины то и дело заводят разговоры о прошлом, настоящем и будущем, некоторые даже спорят до драки. Но на самом деле, «их паровозики давно никуда не едут». Все эти, с виду — успешные люди, постарели быстрее свих красивых женщин. Им только и остается, что рассуждать о неоконформизме — новой вере, выработанной буржуазией взамен разрушенных табу.
- Кто вы по гороскопу?
- Рыбы.
- Под каким влиянием?
- Под майонезом.
Грустный взгляд на итальянский кинематограф, на постаревших бунтарей, на очередное потерянное поколение, на переоценку ценностей. И молодые львы не сметут старых, так как молоды они лишь внешне.
Фильм держится не только на историях главных героев, но и на многочисленных второстепенных персонажах. Чего только стоит пожилой официант с трясущимися руками, который невозмутимо таскает за собой неистово скрипящую тележку с едой. И как же хороши рабочие, способные за несколько секунд передвинуть офисную стену и выстроить клерков по новому ранжиру. Этторе Скола сам себе устроил творческий экзамен и с блеском его сдал.
9 из 10
5 июня 2015
Конец 70-х годов. Время, когда иллюзии 60-х окончательно ушли в небытие. Стареющие интеллектуалы уже ни на что путное неспособны, весь их нон-комформизм остался в прошлом. Лишь тогда, когда они вместе, им вроде как кажется, что все еще возможно. Но по-настоящему они в это не верят, а только ищут поддержку и утешение друг у друга. В одиночестве или наедине с женами, любовницами этим старикам некомфортно. Герои Тоньяцци, Мастрояни и др. не знают что им делать, как вернуть те ощущения, которые были 10, 20, 30 лет назад. И им кажется, что только те, с кем они были бок о бок много лет назад, только те, кто также в прошлом были полны желаний и идей, только такие же бывшие «интеллектуальные бунтари» могут помочь преодолеть кризис. Когда стареющий коммунист не знает, что ему делать, он обращается с трибуны к своим коллегам по партии. Сценарист, оказавшись в больнице, расцветает только тогда, когда приходят его друзья.
Но проблема в том, что все эти герои 60-х одинаковы, поэтому они не могут помочь друг другу, могут только утешить. Этот фильм, наполненный безнадегой с начала до конца, тем не менее можно назвать гимном дружбы (или скорее гимном товариществу).
Пару слов о недостатках… Фильм слишком перегружен диалогами, в ущерб образам. Это второй фильм Этторы Сколы, который я посмотрел, и удивительно насколько в этом фильме слова затмевают все остальное. Это при том, что в фильме «Отвратительные, грязные, злые» наоборот режиссер показал себя мастером образного кинематографа. А здесь…. Поэтому фильм и кажется простым, не слишком глубоким, при том что вроде как серьезные вопросы поднимаются….
6,5 из 10
30 сентября 2014
Когда-то они вожделели жизнь. Именно так и нужно охарактеризовать главных, да что главных — всех, персонажей этого фильма. Добились многого, застолбили свое место в столь конкурентной и сложной кинематографической струе. А теперь, находясь в спокойствии и определенной стабильности, все они — несколько мужчин попали сразу в два кризиса. Кризисом творческим, ибо ничего не придумывается, а молодые таланты все поджимают, и кризисом взросления. Беззаботная жизнь сталкивается с таким банальным старением. Как тут выразителен Уго Тоньяцци вожделенно закрашивающий свою седину, а потом резко, до истерики, отказывающийся от этого.
Тут будут очень выразительны несколько диалогов. Вот к примеру:
- Я хочу быть с тобой.
- Тебе не нужна жена, тебе нужна мама.
- А разве я ребенок?
- Ты старик.
Для героя Уго Тоньяцци это почти похоже на нокдаун. Возразить своей жене попросту нечего. Остается лишь высказать наболевшее, и он выкладывает все. Вот она, соль фильма: — Как можно быть спокойным, когда что-то умирает. Все умирает. Энтузиазм в работе, твоя любовь ко мне, а может и моя к тебе.
Мне этот фильм, наполненный разговорами, фрустрациями и печалью показался слишком простым, занудным и односложным. Ясное дело, что Этторе Скола высмеял тех самых нон-конформистов, которые в 60-х достигали успехов, а теперь остановились и обрюзгли. Параллелей с «Сладкой жизнью» Феллини тут было более чем предостаточно. Он сделал фреску затрагивающую целое поколение. Уго Тоньяцци, Тринтиньян, Мастроянни, Гассман, Сердж Реджиани — все они вполне четко рассказали о себе (вероятно в какой-то мере) и коллегах. Четко и без прикрас. Неимоверно затянуто, академично и скучно. При этом, никак нельзя отрицать наличие определенного стиля и режиссерского таланта.
4 из 10
31 мая 2014
Этапное и в каком-то смысле завершающее произведение великого итальянского кино, больше трёх десятилетий властвовавшего над умами, начиная ещё с шедевров неореализма и заканчивая авторскими творениями Антониони, Феллини, Висконти, Пазолини, Бертолуччи. Именно у них и принял эстафету Этторе Скола, чтобы прочертить неразрывную связь с отцами неореализма.
В «Террасе» помимо этого очевидна перекличка с другой картиной режиссёра — «Мы так любили друг друга» (1974). Пять лет, разделяющие два этих фильма, оказались достаточным сроком, чтобы сделать нелицеприятный вывод о регрессивной эволюции взглядов как либеральной итальянской интеллигенции, так и национального кино.
Респектабельные буржуа, не лишенные социальных комплексов, всё ещё тешат себя иллюзиями о творческой свободе и собственной состоятельности. Из года в год они собираются на одной из римских террас, но не для того, чтобы решить там свои деловые проблемы, а чтобы найти утешение в единении друг с другом. Но идейный конформизм вчерашних бунтарей приводит их к полному творческому краху.
Через образы пяти главных героев — сценариста Энрико, журналиста Луиджи, редактора телевидения Серджо, продюсера Амедео и дополняющего общую картину члена парламента, коммуниста Марио, режиссёр показывает вырождение целого поколения, адаптировавшего свои некогда нонконформистские устремления к потребительской идеологии. Это поколение теперь существует как бы по инерции, поскольку с исчезновением высокой цели оно лишилось и самого смысла жизни.
Горький анализ умонастроений детей неореализма (ряд резких словесных выпадов адресован и СССР), которые едва старше самого постановщика (р. 1931), Скола подкрепляет многочисленными цитатами из национального кино. Среди достоинств картины следует особо выделить литературную основу, на 95% состоящую из диалогов, с блеском выписанных Сколой и двумя его соавторами — Андже и Скарпелли. Именно за сценарий им троим и была вручена премия Каннского фестиваля.
2 марта 2014