Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 8 |
IMDb | 7.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Осенний марафон |
год: | 1979 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Георгий Данелия |
сценарий: | Александр Володин |
продюсер: | Виталий Кривонощенко |
видеооператор: | Сергей Вронский |
композитор: | Андрей Петров |
художники: | Элеонора Немечек, Светлана Ольшевская, Леван Шенгелия |
монтаж: | Татьяна Егорычева |
жанры: | комедия, мелодрама, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 августа 1979 г. |
на DVD: | 3 февраля 2014 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 1 ч 29 мин |
— Андрей, я — алкач?
— Алкач, алкач…
— Андрей, а ви — ходок.
— Ходок, я ходок!...
Конформист. Провалы в семье. Нескладные измены. И все это пытается постигнуть иностранец Билл Хансен, знакомящийся с советской культурой. Вот такие трудности перевода.
Гениальность Данелия в том, что при самом скромном сценарии он выдает истинный шедевр, который можно расширить до характеристики периода застоя. Автор задается исследованием как так сложилось, что мужчина находящийся в самом расцвете живет так невыразительно. Но при всем этом в благополучии ему не откажешь - отдельная квартира, достойная работа, семья, молодая любовница... Как же так сложилось, что наш Бузыкин вызывает сочувствие и насмешки?
На протяжении всей ленты автор подводит Бузыкина к кризису. Обычно в мирах Георгия Данелия такой ход оказывается лишь поводом, ступенькой для того, чтобы сложности позволили герою путь к истинному благородству. На этот раз не задалось... И в этом особая тонкость. Кажется, что вот-вот, еще чуть-чуть и он возвысится над самим собой. Но куда там?
Особый колорит задает присутствие в ленте иностранца. И дело даже не в том, что журналист Норберт Кухинке идеально интегрируется в семантику ленты. Эффект от того, как безуспешно он пытается постигнуть некоторые типично наши парадоксы настигает зрителя вторым темпом. Тут нет ни капли рационального. Но зато как четко показана бодрая грибная прогулка. Тут Вам и наслаждение простором, и выход за установленные пределы, и многое другое... Эти моменты показывают, что на самом деле тут все посвящено вовсе не изменам. Все куда тоньше. Речь о самовыражении...
Сколько лет уж прошло с момента выхода этой ленты. Ныне все по-другому. Но какими живыми получились образы. Как тонко Данелия показал нечто архетипическое
— А вот у вас за рубежом грибные леса есть?
— За рубежом грибных лесов нет.
— Грибные леса везде есть.
8 из 10
29 мая 2024
Один из лучших (если не самый лучший) в блистательной фильмографии Георгия Данелия. и точно самый трагичный среди блистательной череды трагикомедий мастера фильм. Вообще трудно понять, почему Данелия относят к большой тройке комедиографов советского кино. При том что все трое – Гайдай, Рязанов и Данелия – только с той или иной оговоркой могут отнесены к этому определению как таковому (пожалуй, «чистым» комедиографом от начала до конца был один лишь Гадай). У Данелия трагикомическая нотка во всех без исключении его картинах превалирует над чисто комедийной, а в «Осеннем марафоне» и вовсе подводит сюжет на грань, отделяющую драму от трагедии.
Одна из лучших, и скорее всего самая лучшая роль Олега Басилашвили. Учитывая то, на каком волоске висела судьба этой его роли по причине сомнений Данелия, остается благодарить Бога за то, что актеру в голову пришел тот трюк с переходом улицы, решивший судьбу его утверждения на эту роль. Может кто-то и смог бы повторить феноменальное исполнение Басилашвили, но лично я в этом сильно сомневаюсь – настолько ограничен, жив и гармоничен его Бузыкин, что никого, кроме Олега Валериановича, невозможно представить себе в этой роли.
Обе роли «полюсов», раздирающих Бузыкина – его двух главных женщин, ни одной из которых он не в силах отдать предпочтения (вернее ни одну из которых он не в силах бросить, в итоге причиняя им только нескончаемую боль своими метаниями и нелепыми отговорками) также великолепны в исполнении Н. Гундаревой и М. Нееловой. Их то жалеешь искренне, то злишься на их женский эгоизм и сварливость, то, наоборот, удивляешься их долготерпению – короче, все как в жизни.
Как и в большинстве шедевров Данелия, даже эпизоды тут сыграны мастерски и запоминаются навсегда – взять хоть Пташука (В. Грамматиков) безответно влюбленного в Аллу, с типично женской жестокостью и эгоизмом (что вносит новые не слишком лестные нотки в портрет героини М. Нееловой, страдающей, но способной причинить страдания и особо не заморачивающейся по этому поводу в отличие от Бузыкина ). Или крошечную роль Б. Брондукова, вечно игравшего недотеп и пьяниц, а тут выведенного чуть не главным мачо фильма – уже за одно это его роль здесь запоминается навсегда. Или его визави, хрипатый водитель- жлобяра, в превосходном исполнении В. Пожидаева, так неожиданно «помиривший» уже, казалось, окончательно порвавших друг с другом минутой ранее Бузыкина и Аллу. Что уж говорить о ролях второго плана прежде всего о ситуативных друзьях-собутыльниках Харитонове (Е. Леонов) и Хансене (Н. Кухинке) – эти две роли (особенно профессора из Дании – игра непрофессионального актера Кухинке тут просто феноменальна) – навсегда заняли место на постаменте лучших комедийных ролей советского кино.
Ну и совершенно отдельной строкой должна быть упомянута музыка – иначе как гениальной тут ее не назовешь. Пожалуй, лучший в музыкальном аспекте фильм Данелия – разве что Гия Канчелия в «Паспорте» и «Кин Дза Дза» может сравниться с той высотой, какой тут достиг Андрей Петров. Его основная музыкальная тема в «Марафоне» настолько точно, буквально до миллиметра ложится в суть и смысл сюжетной линии, что, кажется, родилась вместе с ней в голове одного и того же человека.
По большому счету фильм – лучшее не только в отечественном, но и мировом кинематографе отображение трагедии робкого, застенчивого и в то же время любящего человека, раздираемого чувствами к двум женщинам. Трагедия выбора который так и не сделан и не может быть сделан таки человеком. Легче всего обвинить его в том, что он виноват – это лейтмотив подавляющего большинства рецензий, написанных женщинами. Как ни парадоксально, в массе своей они по природе куда более жестоки, чем мужчины во внутривидовой борьбе прежде всего со своими соперницами – так что в зависимости от того, какая из них представляет сторону – законной супруги или любовницы – и отстаивают агрессивно правоту той или иной стороны. Но в том что виноват во всем именно Бузыкин сходятся все. Как это ни парадоксально, в вину Бузыкину ставят явно или имманентно – именно его порядочность которая и не позволяет ему сделать выбор и спросить себя – что тебе самому нужно? Он как истинный интеллигент, не привык спрашивать что нужно ему – он все время поневоле думает о том, что нужно другим как в кафе, угощаясь мороженым с возлюбленной и будучи в безмятежном, казалось бы, настроении не может забыть про хабалку Варвару (Г. Волчек), бездарь и опять же жуткую эгоистку, но вызывающую у него не только и не столько раздражение, сколько сострадание.
В заключительной части картины, конечно, герой такого типа обязан отыграть короткую серию вспышки терпеливого человека, которого, наконец, достали все –и обе дамы сердца, и подонок Шершавников, и оболтус Лифанов, и хабалка Варвара, и все окружающие, имя коим легион. Но зрителю все равно понятно что это именно вспышка и перелатать себя он уже не сумеет. Сенека, кажется, сказал об одном таком «сам себе враге» из числа своих рефлексирующих знакомых, когда ему сообщили, что тот уехал в очередной раз лечиться на какие-то воды: мол, вылечиться ему будет трудно, ибо он повсюду с собой таскает самого себя.
Для самого человека это изощренное наказание. Для общества же пример – ведь он живое напоминание, что совесть существует. И что живой человек, пойманный на удочку чувством или страстью, и будучи слишком слаб в силу своей человеческой несовершенной природы, чтобы должным образом противостоять этим земным соблазнам, все-таки сохраняет в себе остатки ответственности и долга, не уходя из семьи. Но и не может перестать быть человеком, вырвав из сердца это самое чувство. Да, человек такой скорее не живёт, а мучается, да и других мучает. Но на то он и человек…
10 из 10
27 апреля 2024
Режиссеру Георгию Данелия удавалось создавать грустные и философские фильмы, которые призывают о многом задуматься. Фильм «Осенний марафон» — один из таких.
Главный герой — Андрей Бузыкин (Олег Басилашвили) — переводчик, который напрямую сталкивается с кризисом среднего возраста. Основная проблема кризиса в том, что Андрей разрывается между двумя любимыми женщинами — женой Ниной (Наталья Гундарева) и машинисткой Аллой (Марина Неелова), которая также волею судьбы является для Бузыкина любимой, дорогой сердцу женщиной.
Наталья Гундарева в образе Нины передала образ женщины уже немолодого возраста, которая и дочь вырастила и чувствуется, что домашним хозяйством немало занималась, немало работала. Все это нашло отражение в ее внешнем и внутреннем мире, эмоциональном состоянии. Нина — это образ верной жены, которая уже пережила такие непростые, но обыденные трудности жизни. Она заботлива. С ней можно Бузыкину бы жить дальше.
Марина Неелова в образе Аллы более молода, очаровательна, загадочна. Бузыкин не смог устоять.
Олег Басилашвили в образе Андрея Бузыкина передал достаточно интересный тип характера, в фильме он ключевой. Значительно то, что он переводчик. В фильме он много показан за работой. Также он — преподаватель института. Он филолог. Интеллигент. Он профессионально соприкасается с литературой, делая перевод. Это может указывать на его богатый внутренний мир, культуру, способность к пониманию и постижению прекрасного. Вот только у интеллигентного человека при всей мягкости, часто есть внутренний стержень, а Бузыкин мягок, как воск. Эта мягкость спровоцировала ту ситуацию, в которой он оказался.
Действие фильма происходит осенью. И осеннее настроение разлито в фильме повсюду. Дома, на работе, в институте, на улице. Вот это состояние осени показано чудесно, изумительно!
Важно то, что тут параллель между временем года и возрастом главного героя А. Бузыкина. А он, переступив преклонный возраст, бежит марафон. Он бежит марафон в осеннюю погоду в фильме в реальности. Но он и мечется между двумя женщинами и не может определиться окончательно в свои годы.
Интересен образ слесаря Василия Харитонова, соседа А. Бузыкина сыгранный Евгением Леоновым. Он — простой человек. Интересны его рассуждения. Такие люди — опора. Важна и символична дружба Андрея и Василия.
Тот момент, пусть в фильме он краток, когда и Андрей и Василий и датчанин ходят по лесу за грибами вместе — в нем много гармонии, красоты, умиротворения. В нем особое очарование.
Фильм «Осенний марафон» глубок, в том что показывает душевное состояние взрослого человека, который неразрывно связан с состоянием природы, перекликаясь с ним.
10 из 10
5 сентября 2021
Основной посыл этого фильма — показать зрителю, что будет с человеком, с его жизнью, если он будет находиться в плену чужих желаний. Разве такой человек может быть счастливым? Если он все делает против своей воли, если даже улыбку приходиться натягивать. Страшно не то, что он обманывает и предает всех вокруг. Куда страшнее, что он обманывает и предает себя. Никто кроме нас самих не знает, как нам будет лучше. Слушать только себя и жить опираясь на внутренний, а не на внешний мир. И говорить Нет всем нарушителям твоего равновесия. Наш герой живёт по другому принципу и в его жизни, кроме бестолковой беготни ничего нет. Делает несчастным не только себя, но и своих близких. Но надо помнить тогда, что просто плыть по течению жизни — это выбор.
Точно такой же, как и взять ответственность за свою жизнь и прожить её так, как хочешь ты, а не как правильно и положено. Но решительных действий от таких людей ждать не стоит. Их либо нет, либо это жалкие попытки. Об этом нам и говорит концовка фильма. И чтобы не уплыть с ними в неизвестном направлении, нужно отпускать таких людей из своей жизни. «Если человек колеблется — отойдите. Пусть придёт в равновесие. Иначе вам придётся колебаться вместе. Войдёте в резонанс и заколебётесь оба». Олег Басилашвили очень точно передает настроение главного героя. Все актеры молодцы! Хороший фильм, со смыслом.
10 из 10
21 апреля 2021
Есть в мире такие люди. Они воспитанные, скромные, всем хотят угодить. В школе у них не было проблем с поведением. Но и спустя много лет они хотят быть удобными для всех. Для всех, кроме себя.
Вот и главный герой фильма «Осенний марафон» никому не может отказать. Любовница, жена, сосед, неумеха-коллега — все получают от Бузыкина согласие. Даже если самому ему не нужна любовница, не сильно интересна жена, нет желания идти в лес с соседом или же некогда править тексты коллеги из жалости.
А ведь это очень опасно. Человек никому не отказывает, и проживает не свою жизнь. Да он вообще не живет. Личность ли это вообще? Сразу задумалась, как важно, не путать примерное поведение с беспомощностью с самого детства.
Для меня это лучший фильм Геория Данилии, каждый раз оставляет грустное, но очень нужное послевкусие. Всем нам порой трудно сказать «нет», но этим точно нельзя увлекаться. Поддерживает настроение замечательная музыка Андрея Петрова.
Не в первый раз преклоняюсь перед талантом Олега Басилашвили. Ну настоящий слизняк, хоть и под соусом интеллигента. А как хороша Марина Неёлова с этим писклявым голосочком восьмиклассницы и амбициями хищницы. Прекрасная работа и Натальи Гундаревой с уставшим вглядом вечно обманутой жены. А Евгений Леонов и Галина Волчек, вот вроде и роли маленькие, но какие колоритные, когда менее талантливые, но более наглые люди забивают волю хоть и умного, но нерешительного человека.
Всем очень советую к просмотру. Иногда. Чтобы не забывать иногда отказывать другим.
8 из 10
14 марта 2020
Картина показывает некое «днище» психологии состоятельных и обеспеченных людей, которым, по большому счёту, не на что жаловаться в жизни. Отчасти, возможно, именно эта обеспеченность и является одной из причин того, что этим людям не приходится решать проблемы более серьёзные, которые удерживают жизнь в жёстких рамках выживания и балансировки между отчаяньем и надеждой хоть на какой-нибудь просвет. Здесь никто не болеет смертельно, здесь все имеют приличное образование и жильё, вполне состоятельны в личной жизни. Фактически, здесь все бесятся с жиру, и потому проблемы этих людей надуманные.
Картина поражает отсутствием положительных героев, ведь единственный адекватный персонаж в ней — сосед молодой любовницы, человек «старой закалки», конкретный и прямой. Даже взрослой дочери главного героя до лампочки проблемы в отношениях между родителями, — не заметить их нельзя, они слишком очевидны, — но дочь вся в себе и в своих героических планах на будущее.
Жена длительное время живёт в парадигме: «Ах, обмануть меня нетрудно!.. Я сам обманываться рад!» В результате «терпелка» ломается, но — о бездна слабохарактерности! — ненадолго. В этом плане жена вполне под стать своей половине.
Не имеющая нормальной пары молодая любовница профессора, несмотря на весь её милый невинный облик, в сущности, подлое существо. Её претензии на этот неравный брак явно за гранью добра и зла, так как она разрушает чужую семью. И не нужно здесь говорить, что любви все возрасты покорны, давайте разделять любовь и страсть, любовь и расчёт. Любовь и глупость, наконец.
И пару слов о главном герое… Нет, одного хватит: тряпка.
С одной стороны, здесь жаль всех (конечно, кроме Бузыкина). С другой, трагикомедия здесь выпукло показывает последствия того, как одни позволяют садиться себе на шею, другие — с удовольствием её осёдлывают. Кто из них худший подлец? — на мой взгляд, «оба хуже».
Вывод. Как бы то ни было, как произведение искусства фильм прекрасен. Он выполнен по классическим кинематографическим канонам, сюжет «цепляет» и интригует, не отпускает до конца, игра актёров выше всяких похвал. Один лишь состав участников просто обязывает посмотреть это кино. И конечно — эта замечательная мелодия из фильма, она стала частью нашей жизни.
Но при всей саркастичности и «печальнокомичности» замысла фильм всё же какой-то депрессивный, он не вызывает горьких слёз сочувствия хоть кому-нибудь, а только недоумение или раздражение. Возможно, такого отношения к героям фильма и хотели добиться его создатели. Тогда у них получилось, аплодирую стоя.
7 из 10
16 декабря 2019
Раньше одним из моих любимых фильмов был Осенний марафон. Потому что я была молодая и глупая. Теперь посмотрела нечаянно и поняла: это же невыносимо-жестокий фильм. Он никак не развлекает и не утешает. Авторы безжалостны. Особенно невыносимы Варвара и дядя Коля-сосед. Да и главные персонажи не лучше, хочется рыдать и биться головой об стенку, глядя на них. Вот это такая безнадега, что перестроечная чернуха не идет ни в какое сравнение.
Проблеск, случившийся у главного героя после того, как он испытал физическую боль, такой короткий и опять трясина. А учитывая. как это все сделано живо и достоверно, как гениально изображен весь наш жизненный дурдом.
Не получается под этот фильм расслабиться и поностальгировать. Сильно бередит!
8 апреля 2019
Мы вспомнили, пересмотрели этот советский фильм, и снова отдали ему должное: лирический, комедийный, остроумный, прекрасно передает дух того времени.
Интересно, а Бузыкин-положительный персонаж? Кажется, актер Басилашвили сполна одарил его и внешним обаянием, и интеллигентностью и добротой.
Но геройской личности из него не получилось, да и не могло получится.
Время было такое, застойное. Лицемерием и ложью были пронизаны все общественные институты — власти, образования, права, искусства. Семья, быт также были подвержены этому злу.
Главный герой в связи с невозможностью быть внутренне свободной личностью, был не в состоянии совершать поступки.
Он на крыльях полетел бы за своей любовью, но это означало оставить единственную дочь и жену, уставшую, подурневшую от домашних тягот, в бедности и позоре. Оклады служащих, независимо от их квалификации, были мизерными, и содержать их он бы не смог.
Он бесплатно делает переводы для бессовестной и бесталанной коллеги, так как не в сила видеть ее унижений и опасаясь быть втянутым в разбирательство ее ядовитых козней.
Не может он и окоротить наглого соседа — представителя рабочего класса — гегемона пролетариата!
Наконец, он вынужден терпеть прихоти иностранного профессора, приставленного к нему для обмена опытом: то время отличалось угодничеством перед иностранцами.
Вот и лгал Бузыкин без конца всем и себе, наступая на горло собственной судьбе.
Почти со слезами на глазах, без сил, ежедневно, рано утром выбегал на марафон, лишь бы избежать объяснений, не веря в какие-либо изменения к лучшему в своей жизни.
Но героем своего времени все же он был, то есть типичным представителем интеллигенции той эпохи.
26 декабря 2018
И осень вроде уже куда-то ушла, но мы продолжаем куда-то бежать непонятно зачем. Этот марафон продолжается всю жизнь, стук копытами по мостовой, по нашей, по чужой, по соседской. Стоит только оглянуться, чтобы хоть краем глаза узреть проделанный путь, бац! и ты затылком впечатался в придорожный столб. Больно, когда оторвало голову, но зато звучит прекрасная музыка.
«Осенний марафон» для меня фильм метафизический. Из всего, что здесь показал Данелия, я могу похвастаться только тем, что, подобно герою Евгения Леонова, сидел также на кухне в разношерстной компании. Как и все. Но такое понятие как «длительный брак» прошло мимо меня. Наверное, с течением такого времени, у мужчины появляется некая отчаянная решимость, он способен жить с одной, а бегать к другой, но мне все эти телодвижения кажутся лишними. Ну, время типа было другое, а оно всегда одинаковое, ну, к разводам относились в советские годы по-другому, да плевать на них на всех, ну, карьера требует определенной жены, какая глупость все это вообще.
Свой особый жанр Данелия сам назвал «лирической комедией», но, по мне, так здесь довольно злобная сатира. Абсолютно все герои очаровательны в своем несовершенстве и раздражают своей советской посредственностью. Фильм получился на века, потому что никуда не денутся карьеристы-тихушники (Басилашвили здесь просто бесит), кутающиеся в шаль девушки, меланхолически ожидающие у окна своего возлюбленного веками (от Нееловой тоже хочется бежать подальше), даже Леонов убивает своей простоватой алкоголичностью, а героиня Волчек дополняет картину своей какой-то обреченной унылостью. Иностранец, в качестве альтернативы, сравнения образа жизни, мышления, здесь тоже преподнесен гениально.
В общем, фильм неоднозначный и сделала его в очередной раз музыка. Практически все наши режиссеры начинались с сотрудничества с композиторами. Насколько я могу судить, это именно советский способ производства и он был очень надежен по тем временам. Но, не было великой песни — не было великого фильма. Георгия Данелию я люблю. Наверное, больше, чем других наших режиссеров. Он никогда не преподносил ничего однозначного. В те годы это было трудно.
10 из 10
23 декабря 2018
Этой фразой, произнесенной в самом начале, можно обозначить основную идею фильма.
Главный герой в исполнении Басилашвили действительно не напрягается. Работа у него не пыльная. Хоть он звезд с неба не хватает, на цветы любовнице денежка всегда найдется. Он талантлив. Но пошевелить пальчиком или поработать, чтобы реализовать собственный дар, у него нет ни желания, ни сил.
Жена (в исполнении Гундаревой) давно «забила» на загулы супруга. Любовница (играет Неелова), хоть и устраивает скандалы, в конечном итоге готова всё понять и простить! Примечательно, что герою Басилашвили никто не верит, когда он говорит правду. Однако когда герой врёт — все ему сходит с рук! Потому ему ничего не остается делать, кроме как врать, врать и еще раз врать.
Вроде как перед нами любовный треугольник, где один из «уголков» заврался и запутался. Но это только на поверхности. Если капнуть глубже — смысл фильма совершенно иной!
«Герой» Басилашвили так и не может принять решение. Перед нами — собирательный образ героя нашего времени. Это «ненапрягающиеся» люди. Они плывут по течению. Рядом с ними могут плыть или тонуть их близкие. Но «герои» не предпримут ничего, чтобы помочь им или плыть с ними в одном направлении (пусть даже это направление будет для героев благоприятным во всех смыслах). Эти «герои» — всегда сами по себе. Они находятся на высшей ступени эгоизма. И, если бы где-то вручали призы за себялюбие, такие герои получили бы высшие награды!
Этим и ценен этот, ставший классикой, «Осенний марафон». Это действительно самый настоящий марафон. Но только у него нет финишной черты! В этом скрыта и безысходность и бессмысленность существования таких вот героев. И это красочно и подробно вскрыто и режиссером, и актерами!
Об актерских работах писать не имеет смысла! Они настолько гениальны, самодостаточны и точно передают характер своих героев, что их необходимо смотреть!
16 июня 2017
Первый раз посмотрела фильм «Осенний марафон». Как-то так сложилось, что этот фильм, классика советского кино прошел мимо меня. И вот после просмотра сижу в замешательстве. Толи от того, что черты Бузыкина, Аллы и Нины узнаешь в себе и своих близких. И как-то очень скверно на душе становится, тоскливо и непроглядно, потому что, как было сказано ранее, новый характер человеку не купишь, и вообще сейчас придерживаюсь мнения, что люди не меняются.
И потому становится еще тоскливее, так как хэпи-энда в этой истории не будет. И что еще хуже, таких бузыкиных, алл и нин, мерено немерено.
Главный герой вызывает у меня негативное отношение, именно вот такие вот добренькие людишки и портят больше всего кровь, те кто хочет, что бы и овцы целы и волки сыты.
Но проблемы имеют свойство накапливаться и потом из одной проблемы выросте еще целая куча проблем. Так и будет наш герой болтаться между двух женщин, как, простите, г… но в проруби и не жаль мне его ни капельки, нежелание принимать решение и есть твое решение — живи и мучайся, так нет же, еще и других заставляет мучиться рядом с собой.
8 из 10
10 декабря 2016
С каким удовольствием, с какой гордостью за себя можно констатировать факт: я не такой, как Бузыкин. А какой Бузыкин?
В соответствии со своей Хартией переводчиков он честен. Да, он не отталкивает людей, он их переводит. Переводит их души, их желания, пропуская через себя, как врач, ставящий на себе эксперименты. Он талантливый переводчик, его талант у него под кожей, он не может не переводить, он увлекся, потерял голову и живет только своими переводами. Беда в том, что люди вокруг Бузыкина либо не знают, либо не хотят знать друг друга. И языка друг друга не слышат, сопереживания не понимают. Честные переводы Бузыкина не объединяют, а разобщают его ближних, доводя до края страданий. А Бузыкин, как та мандельштамовская флейта, застрял где-то между коленами узловатых дней, не отступая от своего призвания связывать, истекая кровью-строительницей. Трагическая получается медицина.
Я не брошу в Бузыкина камень. Может быть и в мой уж точно зверский век мне найдется надежда.
10 из 10
24 сентября 2016
Пленница зимних апатий и меланхолий,
(бледная немочь, нежизнеспособный вид),
я бы хотела быть Лолой, бегущей Лолой,
знающей точно, куда и зачем бежит.
Чтобы не вяло, задумчиво «будь что будет»,
а «что бы ни было, будет, как я хочу».
Ставь на мне опыты, доктор, коли уколы,
дай мне последним подарком на Рождество
красную гриву и быстрые ноги Лолы.
И ничего,
кроме этого,
ничего.
Ева Тенецкая
Ярко-красная, словно раскалённая, в тон волосам Лолы* телефонная трубка — точка отсчёта истории. Стоит поднять её — и всё начнётся, закрутится в бесконечную спираль, запляшет в безумном танце, задёргается в хроническом временном цейтноте. Беги, Лола, беги! Мчись, уносись — быстро, стремительно, без оглядки, на всех парусах, во весь дух, — потому что тебя ждут на другом конце провода.
Знакомьтесь: Андрей Павлович Бузыкин, 46 лет, женат, кроме супруги укомплектован замужней дочкой и пассией с матримониальными планами, работает переводчиком (талантлив!) и… всегда бежит. Бежит по ступенькам метрополитена, по институтской лестнице, в компании, но чаще — один, по сонным и проснувшимся улицам родного города, по неразведённым мостам. Бежит, как шекспировская любовь («Любовь бежит от тех, кто гонится за нею, а тем, кто прочь бежит, кидается на шею…»), и, казалось бы, к ней, но на самом деле — от неё, а потому с двойной петлёй, накинутой двумя разными парами рук, на шее. Бежит под неумолчное стрекотание звукового сигнала наручных часов, а без них — опаздывает глобальнее, но бежит ещё быстрее. Это только в квартире главного героя «маленький раскардаш» из-за ремонта, а в личной жизни — огромный. Вокруг него то и дело мелькают лица. Женские: жены-страдалицы (обычно Наталье Гундаревой доставались темпераментные роли, хотя и здесь её Н. Е. рвёт рукава у подаренной любовницей куртки чудо как выразительно!); незадачливой сокурсницы Варвары (за украденную у Бузыкина мечту в образе Скофилда Волчек не терпится немедленно отправить… хотя бы в Интурист гидом); героини служебного романа машинистки Аллы (ах, Марина Неёлова — нимфа с неизменным детским голоском Алисы и балетной грацией (как она бёдрышком?): «и шьёт, и готовит, и печатает, и стирает, и спасает, и мучает, и лю-юбит; где ты ещё себе такую найдёшь?»). Мужские: датского коллеги-профессора (истинное богатство русского сленга открыл для себя во время съёмок Норберт Кухинке: «алкач» и ходок, «трезвевател», «всего и делов-то», «хорошо сидим», не говоря уже о литературной классике, об «облизьяне зелёной»); жовиального соседа, грибника со стажем и приверженца славянских традиций Харитонова (Евгений Леонов с нетленной песней о Марусеньке — да можно ли без него у Данелии?); дяди Коли — голоса совести коммунальной квартиры и целого поколения (Николай Крючков). И масса других, расплывчатых или не запоминающихся на бегу.
Беги, Лола! От скорости твоего перемещения зависит жизнь другого человека. Ты обещала ему быть сильной. Ты будешь сильной?
Куда бежит персонаж Олега Басилашвили, не столь важно. Зачем и от чего он бежит — это уже существенно. Он бежит от обыденности, от возраста, от себя самого? В том-то и дело, что нет. Он бежит просто по инерции, по кругу, как лошадь на карусели, или в цирке, или та, чьи копыта с намёком цокают в фильме по мостовой. Оно-то, конечно, «все мы немножко лошади, каждый из нас по-своему лошадь», но, в поддержку другой маленькой неунывающей лошадки, которой «живётся не сладко», каждому из нас милее её революционные виды на будущее. А из Бузыкина мятежник никудышний. Он слаб. И жалко его, и жалко тех, кто страдает от его слабости. Он не думает о том, что доставляет боль своим близким, а если думает, то предпочитает бежать — в том числе и от этих мыслей. Он смирился с заведённым порядком и даже находит отговорки для сохранения status quo: «Алла, ты же знаешь: я свою жизнь изменить уже не могу». Удобнее успокоить себя помощью бесталанной коллеге или для блезиру отвергнуть зачётку двоечника, чем решительно что-то менять или меняться самому. Книжные и кинематографические вкрапления по ходу сюжета картины и нагнетают, и комментируют ситуацию Бузыкина, на которого «всё навалилось»: диктуемое им Аллочке стихотворение в начале фильма («Зачем воде качать пустой паром, и падать для чего звезде падучей? Ни для кого? На всякий случай?»); отрывок из «Горестной жизни плута» в исполнении Галины Волчек (так изначально назывался сценарий Александра Володина, позже переродившийся в «Осенний марафон») и переводимые Хансеном «Униженные и оскорблённые»; реплика из телевизора, явно пародирующая «Семнадцать мгновений весны» («Отто знал, что в его распоряжении сорок минут…»). А ведь Андрей Павлович мечтает остановиться, ему давно не в радость и вечный зов, и вечный бег.
«Мне это было совсем не близко. Я подумал: вот у меня партнёрша, замечательная актриса Неёлова. Мог ли быть у меня с нею роман? Скорее всего — нет. Гундарева… Нет. А что же тогда такое для меня Бузыкин? И я понял: для Бузыкина самое дорогое — письменный стол, книжки. И чтобы никого не было! И сидит он, как Маршак, и получает удовольствие: это — моё… И ничего не надо никому доказывать! И можно делать книгу! И хорошо бы эти женщины вышли за каких-нибудь героев-космонавтов, устроили свои судьбы и оставили его в покое…» (Олег Басилашвили)
Однако его флотилия из тех, чьи корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали, «Разбитая луна» же — в состоянии тотальной разбитости. Это внутри, а снаружи — серые унылые тона, меланхоличные типажи в общественном транспорте (о, эта способность Данелии подмечать, а затем фиксировать тихие прелести отечественной действительности!). Созвучные им аккорды основной мелодии Андрея Петрова не добавляют картине оптимизма, но в глазах тех, кто принимает Бузыкина со/за всеми его недостатками, «Осенний марафон» обретает краски и смысл. И до чего же отчаянно хочется увидеть финиш не жизненного пути, а марафонского забега главного героя! Чтобы на лицах крупным планом — его самого и его женщин — отражалась вместо вселенской тоски уверенность в том, что, наконец-то, раз и навсегда уйдут из их обихода внеплановые семинары и заседания кафедры, а также коронная фраза: «Тут уже стучат, я тебе перезвоню!» Бег бегу рознь, да по плечу ли Бузыкину возможности тыкверовской Лолы? И голос не тот, и целеустремлённости вряд ли хватит для второго дубля. Пять минут передышки — и снова в бой, в забой, в забег, без конца и с позабытым началом, вне времён года и против собственного желания…
Беги, Лола, беги, потому что ты именно бежишь, а не убегаешь, не улепётываешь, не драпаешь. Потому что твоя жизнь полетела кувырком не по твоей вине. Потому что ты воспользуешься предоставленными тебе шансами переиграть её последний эпизод.
* Лола — главная героиня картины Тома Тыквера «Беги, Лола, беги»
4 июня 2016
В который уже раз я снова получаю удовольствие от просмотра советского кино. Удовольствие, несравнимое с тем, которое достается от лицезрения современных фильмов. Оно из той когорты, когда искренность впечатлений и правдивость положительных эмоций не поддаются ни сомнениям, ни оговоркам, ни хотя бы одному «но». «Осенний марафон» Георгия Данелия — еще одна гордость советского кинематографа.
Фильм насколько простой, настолько и со смыслом. Персонаж Бузыкин — не выдуманная личность, порожденная воспаленной фантазией. Основная фабула заключена в коротком тезисе — умей говорить «нет». Сие, в свою очередь, не означает то же самое, что обидеть, задеть, оскорбить любого человека. Способность сказать «нет» и президенту, и попрошайке дорогого стоит, поскольку нелегкая такая загвоздка кроется в изначально дурацких и паразитирующих мыслях о том, что подумают другие люди. Естественно, типичная нерешительность развивается с годами, и преимущественно с детских лет. Так что Бузыкин — яркий пример того, каким может стать мужчина в 40 лет, если он не решится перебороть настоящий недуг.
Неприятно и некрасиво, когда все вокруг, извиняюсь за выражение, «безотказной давалки» довольны и даже счастливы, в то время как этот «человек в футляре» вынужден с усталью участвовать в безостановочном марафоне жизни. Нет, в этом марафоне участвуют все, но они хотя бы имеют право передохнуть и привести себя в порядок. Страшно, когда индивид совершенно не замечает, что каждый прожитый день заключает в себе удовлетворение чужих желаний и требований, но никак не своих нужд и целей. Страшно…
Все мы знаем, что на самом деле марафоны предназначены для того, чтобы испытать возможности человеческого организма при весьма впечатляющих условиях. Только вот осенний марафон героя Олега Басилашвили раскидывает свою дорожку для совершенно хаотичных действий слабохарактерного мужчины. Когда беспорядок в жизни, то присутствует беспорядок и в душе. Характерной была сцена в институте, когда студенты наперебой предлагали синонимы слова «убегать».
Замечательная и трогательная история. Для себя я заметил больше печали, чем комедии. Хотя виртуозная работа режиссера не манипулирует сознанием зрителя и не выдавливает из него слёз. Как намереваешься вдруг всплакнуть, получаешь очередной смешной момент. Вот и не грех потом учиться именно на таких фильмах. Выражение «без знания прошлого не будет будущего» сильно применительно к советскому кинематографу. Хотя чего уж там… И не только к кинематографу.
«Осенний марафон» Георгия Данелия. Смотрите доброе, отличное и душевное кино. Тоже.
9 мая 2016
Кино очень жизненное. Тюфяк по жизни, что в работе, что в личной жизни, не умеющий постоять за себя, все время боящийся кого-нибудь обидеть, рыхлый, жалкий… Но привлекательный для определенного типа женщин. Тех, у кого имеется острая необходимость за кем-нибудь ухаживать, о ком-нибудь заботиться, в общем обладающих чрезмерным материнским инстинктом. Своей бесхребетностью он делает несчастным не только себя, но и близких людей. А пройдохи пользуются его безотказностью.
Но, как сказал классик: и кроткого человека можно довести до бешенства. Вот только вспышка сознания вряд ли продлится долго, если человек не имеет внутреннего стержня. Есть ли он у главного героя? Финал дает на этот вопрос однозначный ответ.
Жалко ли всех этих несчастных, на первый взгляд, людей? Да, когда смотришь, жалко. Потому что авторы умело, очень талантливо погружают в атмосферу их существования. Сопереживание включается произвольно, помимо воли. Потом, практически уже на финальных титрах, когда начинаешь размышлять над увиденным, понимаешь, что люди сами выбрали свои роли, и играют их. Им так удобнее, им страшно что-то менять. Неестественность происходящего для них, может и очевидна, но переносима. Зачем жалеть тех, кто самих себя не жалеет? А может мы и сами такие? Сколько народа живет так или похожим образом? Масса! И это страшно. Одни лгут, другие делают вид, что верят. Третьи «любят козла», потому что «любовь зла».
Еще одна цитата из другой оперы: в чем трагизм ситуации? в заурядности происходящих событий.
Фильм шедевральный.
10 из 10
10 июля 2015
По-разному можно относиться к Людмиле Улицкой и ее творчеству. Но одного у писательницы не отнять — мазать жизненные коллизии своих героев глухой черной краской она умеет виртуозно. Роман «Искренне ваш Шурик» о талантливом, добрейшем, но абсолютно бесхарактерном человеке. Стремясь угодить огромному количеству одинаково близких женщин, герой за несколько лет проживает, по сути несколько жизней, что ничуть не делает счастливее. Улицкую легко можно заподозрить в плагиате, потому как трагичная картина Георгия Данелии, о том же самом. «Осеннему марафону» уже 35 лет, но как выяснилось типаж Андрея Бузыкина вполне актуален и в настоящее время. Не стоит сразу махать руками, глядя на жалкие потуги ленинградского переводчика, мол «уж я бы такого не допустил». Отношения с близкими людьми — точно хрупкое стекло. Наделать ошибок и навеки лишиться взаимопонимания в таких делах легче легкого, а вот добиться подлинной гармонии — великое искусство.
«Всё, погиб! Пускаю пузыри!
Как же предельно честный и по-русски открытый Бузыкин дошел до жизни такой? Неужели одна из главных людских добродетелей может обернуться сущим проклятием? Наконец, есть ли выход, когда все лишь кивают, но никто помочь не стремиться? От темы бега не уйти — она клинком пронизывает весь фильм. Андрей в буквальном смысле передвигается бегом, ибо лишь так он может поспеть во все адреса. Аналогии с бегом марафонца просто напрашиваются. Даже очень выносливому стайеру не по силам держать единый темп. Дистанция слишком внушительная и волей-неволей приходится разбивать ее на этапы. Также живет и Бузыкин.
Этап 1 — от жены к любовнице
«Эн Е привет!»
В едкой реплике Аллы, кажется сконцентрирована вся женская ненависть к более удачливой по ее мнению сопернице. Нет врага страшнее, чем отвергнутая женщина. Неизвестно, зачем вообще Бузыкину понадобился роман на стороне, как-то с собственной порядочностью это плохо вяжется. Женщины любят решительных мужчин, но вот парадокс: и Нина и Алла независимо друг от друга считают, что определившись, с кем ему быть, Андрей переменится. Наивная позиция, ибо корни аморфности Бузыкина лежат гораздо глубже. Персонаж Улицкой лишился стержня в результате сугубо женского воспитания. Быть может у героя Олега Басилашвили схожая история? Другой характер себе не купишь. Судя по всему, на определенном этапе некто внушил Бузыкину идею гиперответственности за всех и вся. Не похоже, что дочь очень гордится воспитанием отца. Свою жизнь она строит скорее в пику родителям. Неспроста она не спрашивает у них разрешения на долгосрочную командировку. Что до двух возлюбленных Андрея, то в чем-то они кардинально разнятся. Но здесь речь идет о разнице в статусах. Одна, несмотря на обиды, боится его лишиться, другая, до ужаса прямолинейными методами, жаждет его получить. Мягко либо жестко, но на деле ни та, ни другая не пытаются прочувствовать любимого, избавить его от мучений. Да, порой жестко рубанув, можно разрешить противоречия. Но такого как Андрей, это может лишь доконать.
Этап 2 — от института до квартиры Варвары
«Ленинград — город маленький, Андрей Палыч»
Андрея на работе ценят, но с его образом жизни он неизбежно начинает срывать сроки сдачи своих переводов. Представьте ситуацию: у вас есть близкий родственник, вы его любите, но он регулярно вас подводит, раз за разом подставляя. Будете терпеть такого? Конечно, предел терпения есть у каждого. Коллега Бузыкина, Варвара является олицетворением потребительского подхода к людям. Ее не назовешь злодейкой, жизнь сама подсказывает пути решения вопросов. Удивительное дело: неотесанная Варвара даже берется «разруливать» личные проблемы Андрея! Оказывается и его можно зацепить за живое. Бузыкин способен и кричать и бунтовать, но выходит только хуже. За многие годы человека привыкают как-то воспринимать и столь резкая метаморфоза не найдет у окружающих понимания. Трагичности в фильме даже больше чем кажется. Страшно видеть, как Андрей на глазах седеет. Бог дает человеку доброту не для того, чтобы она доводила его до умопомрачения. Где же выход? Ленинград — город вовсе не «маленький», можно было бы найти иное место работы, ведь Бузыкин остается крепким профессионалом. Неспроста ведь люди стремятся уехать подальше от изъевших хлопот.
Этап 3 — от кухни до двора
«Хорошо сидим»
Эта фраза просто гимн целому укладу жизни. Как у Островского «лишь бы все шито-крыто было». Беспардонный сосед-сантехник по всем параметрам антипод Бузыкина. Даже мешковатая внешность Евгения Леонова тут в кассу. Харитонов далеко не монстр интеллекта и на манипулятора тянет не особо. Но бесхребетность Андрея настолько кричащая, что и великого ума не надо дабы ее использовать. Во время вынужденного похода по грибам Бузыкин сумрачно размышляет. Совсем не глупый, он хорошо понимает цену своей жизни. Почему он не может также, как сосед? Он взбрыкивает, но это лишь единичный акт, приносящий только новые неприятности. А выход-то на поверхности: можно было просто не пускать выпивоху на порог, тем более если работа горит. Топорный метод, но для такого, как Харитонов сгодится. Леонова привыкли воспринимать этаким добрячком, но бывают случаи, когда простота действительно хуже воровства. Опять-таки, Василий Игнатьич совсем не злодей. Окружающие Бузыкина как-то сами по себе открывают негативные стороны личности. Даже милейший Хансен с его-то европейской деликатностью легко подчиняет себе эго Андрея. В Дании своей ведь наверняка бегал один, а на чужбине не хочет. Малодушие лишает Бузыкина даже элементарного досыпа.
Удивителен в «Осеннем марафоне» Олег Басилашвили, до сих пор не вериться, что это тот же актер, несколькими годами ранее сыгравший холеного подлеца Самохвалова. Стоило лишь сгорбиться, примерить безвкусное одеяние и вчерашний красавец оборачивается жалким отщепенцем. Наблюдая за талантом Басилашвили, можно лишь догадываться — какими могли бы предстать наши близкие, сложись жизнь для них как-то иначе.
Мог ли у этой истории быть иной конец? Думается, все же нет. Потому что к 40 годам уже поздновато меняться и человек лишь пожинает плоды многолетней работы, а точнее отсутствия работы над собой.
- Андрей, а ви — ходок.
- Ходок, я ходок!
Вот она цена безразмерной доброты — человек уже готов считать себя кем угодно. Невероятно грустная история, из которой необходимо сделать выводы каждому, и уровень собственного благонравия не имеет значения. Андрей Бузыкин — гротескный образ человека для кого угодно, только не для самого себя. Он не может по-настоящему любить других, потому что он не любит себя. И не уважает, что еще хуже. В своей безумной беготне горемычному переводчику следовало почаще останавливаться и глядеться в зеркало. Однажды, за кучей женских и мужских образов он должен был увидеть себя. Не увидел. А нам всем нужно увидеть. Давайте будем искренними сперва перед собой, а лишь затем перед другими.
10 из 10
19 декабря 2014
По словам Георгия Данелии, архитектора по первому образованию, замысел каждой картины у него начинался с визуального образа, в котором отражались сочетания пропорций и ритмические соотношения будущего фильма. В таком случае можно сказать, что в Осеннем марафоне он достиг высшей соразмерности форм при щедром использовании архитектурных элементов. За привлекательным фасадом тонкой лирической комедии с простодушным главным героем располагается многообразие интерьеров, среди которых есть и ставшая хрестоматийной ненавязчивая сатира, и поздний мрачный критицизм автора, и строгая литературная композиция сценариста Володина. А главное место в нем занимают психологические портреты персонажей, зарисованные с натуры в Ленинграде, поражающие своей фотореалистической точностью.
Продолжая традиции Чехова и Достоевского, авторы фокусируют сюжет на переводчике и преподавателе английского языка Андрее Бузыкине, смешном человеке в футляре, в котором абстрактный альтруизм сочетается с полной неспособностью поменять что-либо в своей жизни. Застряв на мосту, по одну сторону от которого находится жена, а по другую любовница, он принимает роль буриданова осла, который не знает, что мост на самом деле разводной. Это человек, у которого не хватает сил и времени даже для того, чтобы закончить маленький ремонт в своей квартире, не говоря уже о более серьезных переменах. И все-таки главной метафорой жизни Бузыкина является бег. Но в этом беге нет ничего возвышенного. Он бежит от одной призрачной цели к другой, не догадываясь, что финишная черта никогда не появится. И если для кого-то другого счастье — это не цель, а путь, то для Бузыкина весь путь состоит из инерциального движения по кругу, в котором в конечном счете не совершается никакого перемещения. Идея непрекращающегося бега преследует его даже на работе, где на одном из занятий со студентами предметом обсуждения становятся синонимы слова «бежать».
Чтобы не превратиться в загнанную лошадь, Бузыкину необходим близкий человек, который в трудную минуту сможет перенять у него эстафетную палочку. Это может быть либо жена, с которой он переживает кризис семейных отношений, либо взбалмошная, назойливая, но все же заботливая любовница, которая хочет официального закрепления отношений. Обе женщины любят его по-своему, но можно ли сказать, что они его понимают? На самом деле им совершенно неинтересны его проблемы на работе, его отношения с друзьями. Они преследуют эгоистичное желание немедленно избавиться от своей соперницы, чтобы заполучить своего любимого навсегда, но используют для этого прямолинейные методы. Любовница требует к себе повышенного внимания, а жена ругает за каждую ошибку, впрочем, оных у Бузыкина вправду немало. Особняком держится сокурсница главного героя, которая хоть и эксплуатирует его так же, как и все остальные, но в глубине души жалеет его, пытаясь помочь тому разрешить его дилемму.
Профессор из Дании Билл Хансен, которому главный герой помогает с переводами, пожалуй, воплощает ту сторону личности Бузыкина, которую тот не может проявить из-за суетного образа жизни. Он погружен в труды, стремится к познавательной деятельности, умеет отдохнуть, а бег для него является только способом поддержания физической формы и поднятия настроения. Символично, что вопросы по творчеству Достоевского, которые он хочет задать и которые потенциально могут помочь главному герою разобраться в себе, остаются не то что безответными, а даже не озвученными.
Еще одним своеобразным альтер-эго главного героя является слесарь Харитонов в исполнении «талисмана» режиссера Евгения Леонова. Непосредственный, легкий на подъем человек, он за один день знакомит профессора с русской жизнью лучше, чем протагонист за все прошедшее время. Горькая ирония заключается в том, что, будучи работником по вызову, слесарь имеет гораздо больше свободы, чем Бузыкин, чья работа и отдых каждый день длятся от одного телефонного звонка до другого. Возможно, Харитонов действительно больше заслуживает модной куртки, чем обладатель серого неприметного пальто.
Но даже в самом забитом и безвольном существе способен проснуться хозяин своей судьбы. Однако он будет приносить не только новые достижения и новых друзей, но и новые проблемы и новых врагов, так что человек поневоле задумается о его усыплении. Так стоит ли погоня за своим личным, неповторимым счастьем всех неизбежных треволнений или лучше просто плыть по течению, и будь что будет?
13 июля 2014
- Прибыли в Советский Союз? — Прибыл, да.
- Надолго? — Надолго, но скоро уезжаю.
Всю жизнь я не воспринимала советские мелодрамы. Ну не считала их образцом в жанре, потому что были гениальнейшие комедии. Мы сейчас конечно не о них, но все же для меня до сих пор очевиден тот факт, что коньком СССР были именно комедии, а не драмы с мелодрамами. Но такие фильмы, как «Осенний марафон» пропускать ни в коем случае в жизни нельзя, просто потому что они вовсе не комедийные, хоть и в них заложен некий «Гоголевский» юмор. И не важно, что это мелодрама. Жанр вообще не имеет значения, когда перед тобой блестящий фильм с прекрасной и жизненной темой — темой бесхребетного человека.
Бузыкин — хороший переводчик, дипломированный педагог и по всем параметрам интеллигентный человек, женат, с детьми и любовницей. Всё как у людей. Но вот одна проблема. Он не может отказать ни одной живой душе. Это довольно трагично, потому что люди неустанно пользуются этим, что в итоге приводит его к внутреннему конфликту. -Поможешь мне с переводом а то мне не платят за мной? -Хорошо. -Выпьешь со мной, сосед? -Мне надо работать, сейчас утро, но конечно…И так везде и со всеми.
Такую же ситуацию освятил еще один замечательный советский фильм «Назначение» с Андреем Мироновым, который не так известен, как «Марафон». Но фильмы оба чудесно раскрывают тему и природу довольно современного типа человека, который всегда и везде плывет по течению, не вызывая бурь и как можно незаметнее. Это уже не застенчивость, это бесхарактерность. Не зря почти каждая мать говорит своей дочери «Не выходи, дочь за наглеца, но и остерегайся бесхарактерных подкаблучников, они еще хуже». Посмотрите, как к примеру настрадалась любовница Базыкина, пронзительно сыгранная Мариной Нееловой, от ситуации с семьей ее возлюбленного (в которой он даже признаться жене в измене не способен). Героя безумно жалко, но людей, которых он тянет за собой, тоже.
Казалось бы, ну в чем тут проблема? Просто скажи «Нет». Просто признайся. Просто будь смелым. Плыви против течения, если тебе что-то не нравится, не допускай над собой насилие. Но для Бузыкина это становится пролемой его жизни.
- Что, очень плохо, да? — Ну почему?
- Ну ты же всё повычёркивал. — Ну, мелочи кое-какие… Например: «Коза кричала нечеловеческим голосом». Это я не мог оставить.
- Ну а каким? — Да никаким. Просто кричала.
Должна сказать, что сценарий за пределами всех ожиданий — просто на все времена. И конечно же актерские роли разнопланового Олега Басилашвили, трогательной Натальи Гундаревой, неподражаемого моего любимого Евгения Леонова и иностранца Норберта Кухинке, сделали эту историю какой-то цельной, душевной, а иногда и сумасшедше комичной, но в рамках жанра мелодрамы.
Могу с уверенностью сказать, что «Осенний марафон» есть за что пересматривать и думаю, что если когда-нибудь словлю его по телевиденью, с удовольствием сделаю это. Там есть то еще, что можно заново открывать. Да и просто наслаждение от слаженной игры талантливейших актеров, уже мэтров.
9 из 10
9 апреля 2014
В отличие от Человека-Паука, этот вид «супергероев» очень распространен в реальности, и этот фильм рекомендуется смотреть всем молодым женщинам — чтобы избегать ситуаций, описанных в фильме.
Как отлично показали нам Данелия и Басилашвили, Человек-Вранье очень обаятелен, мил и всегда готов помочь. Но он всегда врет. Не потому, что он любит ложь как искусство или чтобы получить какую-то выгоду. Нет. Он постоянно врет потому, что никого не хочет обидеть. Ему органически неприятна мысль, что хоть кто-то подумает о нем плохо.
Единственное что, обычно в реальности они все-таки врут чуть более умело. Герой Басилашвили врать умеет из рук вон плохо, и поэтому постоянно «прокалывается». В отличие от декларируемой морали, на самом деле честным человеком в обществе считают не того, кто не врет, а того, кто врет умело и не к чужому вреду. Человек, который реально никогда не лжет, скорее всего не вполне адекватен психически.
Но ложь Человека-Вранья в приложении к отношениям с женщинами обычно приводит к показанным последствиям. Эти «супергерои» могут годами изводить жену и любовницу, кормя их сказками о том, что «вернулся окончательно» и «вот сейчас уже разведусь». И то, что они сами при этом не коварно потирают ручки с мыслью о том, что «классно я этих двух дебилок развожу», а тоже мучаются, их совершенно не оправдывает.
Милые девушки, как бы говорит нам героиня Нееловой, не трудитесь доказывать, что вы лучше, чем жена Человека-Вранья. Не надо ему готовить, перешивать пуговицы и дарить куртки в наивной надежде, что он поймет, где ему лучше (и, возможно, с некоторым коварством — что жена его «запалит» на пуговицах и куртках и выгонит). Как совершенно справедливо заметила Варвара, которая единственная из показанных женщин научилась правильно обращаться с Человеком-Враньем, он все равно «промурыжит до сорока лет». Говоря современным языком, Варвара держит его во «френдзоне» — причем это совершенно добровольная френдзона, которая позволяет герою чувствовать себя «милым и готовым помочь» на полную катушку.
По мужчинам-друзьям героя Басилашвили тоже понятно, что дружить с ним куда приятнее и выгоднее, чем поддерживать романические отношения. Его несложно «прогнуть» в вопросах времяпрепровождения, типа выпивания еще рюмки, пробежки по городу (показателен момент, где герой бурчит под нос в адрес датчанина «пошел ты к черту», но не решается ему прямо сказать, что ему надоело с ним бегать). К счастью, есть у него также и такие друзья, которые согласны его к себе поселить, если что — то есть на него не то чтобы все «сели и поехали».
Финал отличный. Без всякого «подгона» под любые ценности и моралите. Правдиво так.
В общем, очень жизненный фильм, классика советского кино, с хорошей актерской игрой.
8 из 10
19 января 2014
Фильм о гуманитариях, как об особой, неэффективной категории людей. Гуманитарные науки — самые прекрасные, спору нет, но, как напрасно, придуманы для неорганизованных разгильдяев и невест.
Весь фильм главный герой в лице Олега Басилашвили пытается наладить свои дела, успеть всё за один день, но, как известно, в сутках слишком мало часов — и вот он опять не успевает попасть домой до развода мостов.
Всё, за что берётся Бузыкин, получается у него с одинаковым успехом. Не успев взяться за одно дело, приходится переключаться на два других. Ситуация, когда эффективность стремится к нулю.
Данная проблема довольно актуальна для современного мира, существует технология организации времени — т. н. «тайм-менеджмент». Люди, не справляющиеся с делами в виду нехватки временных и организационных средств, раздражительны, подвержены депрессии, и плохо спят по ночам. Чего не скажешь о Бузыкине, человеке очень уравновешенном и не отягощённом грузом «совести».*
Лично мне фильм интересен прежде всего с исторической точки зрения — в нём я вижу те места, где провёл свои 5 лет учёбы в Университете, 20 лет спустя съёмок данного фильма.
*Речь идёт о понятии, к сожалению, имеющем свою временную принадлежность — для 1979 года оно ещё применимо, в наше время это всего лишь слово, затесавшееся в лексикон по причине оторванности его носителя от современных реалий.
23 декабря 2013
«Осенний марафон» — шедевр. Настоящий, а не из числа тех, чья гениальность высосана критиками из пальца. Ибо говорит о сложных вещах простыми, общедоступными словами.
… Итак, живёт на белом свете, в городе Ленинграде, хороший человек, переводчик. Кроме жены, у него — как у любого порядочного мужчины есть и любовница, не очень молодая, и не красавица, но всё-же. С одной его связывает — как говорил герой другого фильма — всё кроме долга, с другой — ничего кроме долга. В общем, все трое, всё прекрасно понимают, все трое — хорошие люди, но никто из них не может, а может и не хочет сделать тот единственный, решительный шаг, чтобы развязать этот гордиев узел. Как результат классический любовный треугольник, коих было, есть, и будет немереное количество.
Но тут главное нюансы. Возможно фильму помогло — то, что практически все создатели и актёры, участвующие в фильме, прошли через подобные истории в собственной жизни. Отсюда и такая искренность, и подлинность происходящего на экране.
А ещё этот фильм говорит — что от себя убежать не возможно; если ты не рождён бунтарём, то любой маленький акт мятежа, тобою затеянный заканчивается пшиком, и возвращением в любимое стойло.
9 из 10
8 декабря 2013
Это, конечно, чисто философский вопрос. Но «Осенний марафон», как ни странно задает именно его, и на него же отвечает. Если чуточку вдуматься, конечно. Куда же делись настоящие мужики?
Вот взять для примера просто русского гражданина Андрея Бузыкина, проживающего в Ленинграде в каком-то там году. Проживает он совместно со своей женой, Н. Е., женщиной властной, но скучной. Не зажигает Н. Е. в его глазах огонек уж много лет. И не может ей отказать в совместном проживании Бузыкин, потому что дочь, большая квартира и партия. И кому сложнее отказать Н. Е. или остальным — не понятно. Еще есть Аллочка — любовница. Зажигает, но давит. И про ребенка, и про штамп в паспорте. Отказать тоже нельзя. Совестно. И хочется, и колется, как говорила моя бабушка, чья вторая молодость как раз пришлась на возраст героев фильма. А еще к общей картине неотказных прибывим соседа — алкоголика (ну как с ним не выпить? Он же очень просит, таки прям настаивает!), профессор из Дании Билл (тут уж ник — еще межнациональный конфликт организуется из-за маленького Бузыкина) и сокурсница, бывшая, Варвара Никитична (еще обидется, а обида женская страшна). Так и бегает по кругу, как пони, товарищ Бузыкин, хотя бег не доставляет ему ни капли удовольствия.
Все это давление, уговоры, косые взгляды и «а вдруг что плохого про меня подумают?» и заставляет Бузыкина жить вот такой, никчемной, мелкой, жизнью.
Потрясающе тонко снято. Великие актерские работы. Фильм вовсе не про адюльтер советского периода. Смотрите дальше, господа. Фильм о челочеке. Не с большой буквы, увы. И это, пожалуй, единственный (а первый точно) на моей памяти, где Олег Басилашвили вес такой низенький и помятый. Даже ходит его герой, согнувшись да скукожившись. По-тря-са-ю-ще!
Помню, в детстве, когда ребенка допускали к «взрослым» фильмам, ему крутили «Москва слезам не верит» и прочие сказки. «Осенний марафон» оставался частенько за кадром. Потому что там дядя изменяет жене, а детям такое смотреть вредно. Не про то кино, господа…
А про то, что нужно чаще взглядывать в глубь себя и спрашивать: «Тварь я дрожащая или.. .?»
9 из 10
6 декабря 2012
Осенний марафон.
Однажды в одной из рецензий увидела на эту тему- «Горькая правда в любом случае лучше предательства». В корне не согласна. Я бы поставила вопрос так: Можно ли отравить этой «горькой» правдой? Думаю, да. Расставить все точки над и, разрубить все нити «одним ударом топора» — по-моему это не подтверждение силы человеческого духа, не подвиг, а в первую очередь «красивый жест». Люди любят такие «жесты». Но чаще всего это ни к чему не приводит. Вспомните эпизод, где Алла рвет телефонный провод.. А ведь спустя некоторое время опять звонит Бузыкину и спрашивает, решил ли он что- нибудь? Вот вам и «жест».
Фильм заставил задуматься в который раз на тему: нужны ли эти «жесты». Ведь бывают ситуации в жизни, когда любишь и не можешь ничего поделать, когда пытается решить, а запутывается еще больше. Из всего этого делать трагедию? Можно, в таком случае выжить из ума. Не случайно в титрах мы видим «печальная комедия».
Да, все то, что проделывает главный герой может быть подло, гадко, антиморально и еще тысячи- тысячи «умных слов»; все это грустно, печально. Да. Но тогда почему все- же комедия? Я думаю, что именно из- за этих «жестов». Помните, как Василий Иванович Харитонов — сосед Бузыкина заставляет Билла выпить? Хотя Василий прекрасно понимает, что им некогда и нужно заниматься переводами, но все же он совершает этот «жест». Что это? Желание приобщить иностранца к исконно русским развлечениям, или это происходит так — по инерции; но тем не менее и этот «жест» вызывает одни смешные и нелепые неприятности, ведь все кончается отрезвителем. Кажется все, что не делается в этом фильме героями верного, отважного — все обращается в шутку. И даже жена Нина возвращается в квартиру, уже оставив мужу записку, что навсегда уходит. Никто не уйдет. Вот, как еще можно было бы назвать этот фильм. Ведь действительно- все по сути возвращается на круги своя. Можно строить версии и планы, а жизнь идет своим чередом. Марафон продолжается. И изменится ли направление, не надоест ли один и тот же маршрут, одна и та же трасса — это решат не жесты. И как не смешно, даже люди порой бессильны. Не то чтобы бесхарактерны, а просто слишком добры, мягки.
Этот фильм для меня — всеобщая ирония над кардинальными изменениями. Наверное, чтобы изменить ситуацию, необходимо изменить себя. А может быть это опять- пустые слова. И вот пока мы сидим и версификаторствуем, продолжается и наш жизненный марафон. У каждого он свой. Смешной, забавный, нелепый. А может быть трагичный и невыносимый. И зависит это, мне кажется, просто от нашего отношения к жизни. Этим фильмом по- моему легко определить человеческий темперамент. Да. По мне- так это самый лучший индикатор.
10 из 10
14 мая 2012
После просмотра таких картин Георгия Данелии, как «Сережа» и «Не горюй», данный режиссер является для меня образцом «точности передачи идеи и атмосферы картины», что лишь подтверждается в таком примере его фильмографии, как «Осенний марафон».
Первым делом стоит упомянуть о такой подборке актеров, которая сама по себе обрекает сие зрелище на успех, ибо игра Олега Басилашвили, Евгения Леонова, Брондукова, Гундаревой — это неоспоримый шедевр, не нуждающийся в чьих-либо комментариях. А ведь стоит, помимо всего, помнить, под чьим началом они находятся..!
Безумно волнует жизненность поставленной проблемы. Ведь выбор между тем к чему привык и тем, к чему тянет; между тем, что должен и тем, чего хочется — всегда был невыносимо тяжел для человека, ведь выбирая одно, он навсегда теряет другое, не менее важное. Для отображение данной проблемы подобрано идеальное действие, а ее реализация восхищает своей 120-и процентной точностью.
«Осенний марафон» — бега от самого себя и неминуемого тяжелейшего выбора, результатом которых стал своеобразный срыв. Сорвавшись, Бузыкин так и не находит выхода из ситуации. Почуяв крах, он посылает к чертям все проблемы, отказываясь от принятия решения и оставаясь «наедине с чистым собой». Немного наигранная концовка говорит о исключительно реальных вещах: сбежать от проблем нельзя. Принятие решений — действие жизненно необходимое, и ничего в этом мире не разрешается само собой. Нельзя просто встать и уйти. А потому даже идеализированная доброта не поможет при хлебной человеческой мягкости.
Даже не смотря на мини-монолог Бузыкина, направленный к его товарищам во время похода за грибами, в котором герой сказал о том, что все «здесь присутствующие» — личности сильные и самостоятельные, и потому он пойдет домой, а не подвергнется их влиянию, очевидно, что уставший и замотанный он попусту искал причину своему «нет». Даже в этой сцене, когда выбор, казалось бы очевиден (пойти при наличии множества проблем собирать грибы с алкашами, или вернуться домой), Бузыкин медлит и мечется.
Городская суматошная атмосфера делает фильм еще более жизненно-живым и динамичным. Элементы «леоновского» юмора разбавляют драматическую атмосферу, делая просмотр легким и приятным. Неромантичная форма любви в ее «борцовской» вариации заставляет задуматься о ее ценности.
Что тут еще сказать? Кино Георгия Данелии — образцовое кино.
7 из 10
4 марта 2012
Прекрасная киноиллюстрация режиссера Георгия Данелия на вечную, как мир, тему, — можно ли быть одинаково добрым и хорошим для всех, и не будут ли, как ни странно, окружающие от этого страдать?
Своей историей Андрей Бузыкин, которого очень удачно играет Олег Басилавшвили, дает очевидный ответ на этот вопрос. Вроде бы и намерения у его героя самые добрые по отношению практически ко всем: близким, родственникам, друзьям, но в результате его усилий всех облагодетельствовать и никого не обидеть стает, как правило, только хуже. Да и самому Андрею живется не так весело и сладко, как должно, по идее, было бы житься такому славному человеку.
В картине тесно переплетены комические и драматические ситуации, которые объединяет жизненность: такое может произойти с твоим родственником или соседом, от этого не застрахован никто. Над злоключениями персонажей улыбаешься, но в других моментах им же и сочувствуешь.
Это кино стало настоящим парадом звездных ролей второго плана, которые стали одними из лучших для Евгения Леонова, Борислава Брондукова, Николая Крючкова, Людмилы Ивановой и многих других, а ведь на счету каждого из них не один десяток хороших ролей.
Ну и конечно, неповторим Норберт Кухинке в роли датского профессора Билла Хансена, осваивающегося в советских реалиях. Все сцены с ним — это что-то!
Незабываемы и мелодии из фильма, которые подарил нам композитор Андрей Петров. Музыку из «Осеннего марафона» не спутаешь ни с какой другой.
Отличный фильм, который не устаешь смотреть по много раз.
9 из 10
5 декабря 2011
Блистательный режиссер, талантливейшие актёры, и та эпоха. Время о котором мы сейчас вспоминаем с ностальгией и немного щемящей сердце тоской. А люди моего поколения, которые не застали те золотые годы могут вот так, по фильмам хоть на мгновение представить себя там. Кино — это самая настоящая машина времени, и мы можем сами выбирать в какую эпоху нам попасть. Удивительно приятно было открыть для себя этот замечательный, наш советский фильм.
Я бы назвала эту картину блистательным образцом лирической комедии. Нотки комедии вносят всегда неподражаемый Евгений Леонов. Дебютировавший журналист из ФРГ Норберт Кухинке, так ярко показавший нам образ профессора из Дании. Великолепный Борислав Брондуков — король эпизода, его появление в небольших ролях всегда вызывает у меня улыбку.
Фееричное трио Олега Басилашвили (Андрей Бузыкин), Натальи Гундаревой (Нина Бузыкина) и Марии Неёловой (Алла) — классический «любовный треугольник», составляющее лирической стороны фильма. Лучше чем они, наверное, никто бы не сыграл их роли. Вот посмотрим на Бузыкина со стороны, хороший человек, всегда за справедливость, безотказный, «интеллигентный бабник», как охарактеризовал его Данелия. Но есть в нём те нехорошие черты, которые и ему самому, и его женщинам не дают покоя. Он не умеет или просто не хочет говорить «нет», особенно когда это необходимо, боится обидеть окружающих, проще говоря врёт им. Чисто по-женски, я больше всего сочувствую двум героиням — Нине и Алле, чем их не разобравшемуся в себе Бузыкину. Хотя и его собственно винить не в чем, он живет как ему удобно, он хоть и не «безгрешен», но добрый.
Наша жизнь — это бесконечный марафон, мы стараемся всегда успеть, везде и всюду, не отставать на виражах, а оступившись не упасть. И как важно, чтобы в этой безумной суете мы не теряли самого главного — себя.
«Вчера после грибов пообедали — не хватило. В гастроном — не хватило. Опять поехали, а там эти… дружинники. Я говорю: «Да вы что? Профессор из Дании!» А они ржут. Он в ватнике… Я ж ему свой ватник подарил».
Любимая цитата героя Евгения Леонова. Как же это по-русски!
11 октября 2011
Не так давно смотрела «Весь этот джаз» (1979) Боба Фосси, фильм-эстетический-шок, фильм-временную-ловушку; пока не посмотрела на год выпуска — долго не могла понять, почему в современной картине немного не хватает шика и роскоши, таких нужных для воплощения идеи режиссера. Потом я, конечно, поняла, что для конца семидесятых и шика, и роскоши достаточно.
Но сегодня поговорим об «Осеннем марафоне» (реж. Г. Данелия, СССР, 1979)
Это был, конечно, тоже эстетический шок, и если бы не разговоры о выполнении планов, заграничных куртках и не автобусы-гармошки (кои я еще застала в глубоком детстве) — никогда бы не догадалась, что действо происходит в конце семидесятых; это правда невероятно, но все предельно современно; и эти сапожки на шпильке, и куртки, и сумки, и застежки, и хвостики, и засохшие цветы в вазе на подоконнике — все, все снято неимоверно вдохновенно; до этого фильма я нигде не замечала такого плавного перемещения фокуса со стены дома, стоящего напротив, на сухоцветы на подоконнике.
Многие мои друзья говорят, что это фильм-метафора, фильм-сравнение или фильм-символ; на самом деле это — фильм-глагол, фильм-действие; если хотите — не фильм-бег, а фильм-бегство от себя, одиночества, ответственности, неприятных разговоров; это оттягивание неминуемого финала; это маленький жизненный бунт безвольного плута, обреченный закончиться крахом.
В «Осеннем марафоне» нет ничего лишнего, все предельно стройно и изящно подчинено идее режиссера и не отвлекается на какие-нибудь глупости-завитушки; всего ровно столько, сколько требуется, ни граммом меньше, ни граммом больше.
Будете смотреть — а он к просмотру обязателен! — запаситесь каким-нибудь вареньем и печеньем, потом поймете зачем.
29 мая 2011
Сдаётся мне, что это кино — лучшая история про великое испытание — безволие. Ведь нет ничего хуже, чем неспособность и трусливость принимать самостоятельно важные решения, от которых, быть может, зависит судьба ещё нескольких людей…
«- Ты же знаешь, я свою жизнь переменить уже не могу…»
Вообще, очень удивительно, как в далёком Советском Союзе, в 1979 году Георгий Данелия смог реализовать этот проект в жизнь… В то время, в стране фактически «не было секса», что уж говорить о разрушающем все представлении о честности и добропорядочности фильме. Ибо моральный облик главного героя Андрея Бузыкина, который терзается внутренними противоречиями и разладом с самим собой ну никак не соответствует советской действительности.
«- Алё! Ну что вы там молчите и дышите? Хоть бы мяукнули!»
Лирическая трагикомедия «Осенний марафон» — полна пронзительной грусти, меланхолии и глубокого сочувствия к своему герою. Киноленту можно порицать или же напротив, восищаться ею, но нельзя не признать одного, что история рассказанная режиссёром Георгием Данелия и сценаристом Александром Володиным очень живая и которая заставляет задуматься о прозе жизни. Совсем неудивительно, что этот фильм получил множество международных наград и премий, зрительские симпатии и любовь. Ведь «Осенний марафон» — это то, что может случиться с каждым из нас.
«- Ты как тот хозяин, который свою собаку очень жалел и отрезал ей хвост по кускам…»
Огромный вклад в успех картины внёс её главный представитель, актёр Олег Басилашвили. Именно его глазами мы идём вслед за Бузыкиным. Понимая его или же обвиняя в нерешительности. Он настолько добр, интеллигентен, деликатен, робок и торжественно труслив, что не способен сделать шаг…, тем самым, возможно обидев и потревожив человека. Он страдает от того, что никак не может оборвать отношения с нелюбимой женой и начать новые, с любящей его девушкой. Он не может сказать «нет» наглой коллеге и настойчивому алкашу, которые вдоволь пользуются им. И со временем, его бег уже не такой быстрый и интенсивный… Безусловный образ Басилашвили. Которому веришь, как самой себе. И хотя, его ругаешь, за добросердечность, но и безумно сочувствуешь.
«- На машинах понаехали, ханурики дешёвые, все грибы подмели!»
Главные женские роли были отданы Наталье Гундаревой и Марине Неёловой. Их героини никогда не видели друг друга, тем не менее, незримо соревнуются между собой, за внимание мужчины, которого любят и к которому привыкли. Они разрывают и тянут Бузыкина каждая в свою сторону, не замечая того, что этому человеку уже неимоверно тяжело нести свою ношу. Он, одолеваемый сомнениями не может решить и вырваться из ловушки, которую сам себе расставил…
«- Я волевой и цельный человек, меня голыми руками не возьмешь!»
Данелия создал кино-шедевр, который многому может научить и из которого многое можно извлечь. Жизнь — это марафонный забег, в котором нельзя убежать от самого себя, от одиночества в кругу семьи или друзей, от бессмыслия и малосодержательного существования… Но так происходит не со всеми и не всегда. Это главное.
10 из 10
11 февраля 2011
До этого момента, никогда бы не пришла в голову, что советские фильмы могут нравиться, западать в душу. Сейчас только и разговоров о том, сколь бездарны наши режиссёры, когда приглашают в актёрский состав не Джоли, а обычных, так сказать, ничем не примечательных актёров современности. Признаться, придерживаясь столь категоричной точки зрения, сложно не пропустить по-настоящему хорошего фильма, каким является «Осенний марафон».
Если Вы устали от картин, перегруженных спец эффектами, разрекламированных на весь мир по чём зря — это выход. Достаточно спокойный фильм, в котором события развиваются постепенно, не приходится без конца метаться взглядом по экрану, дабы понять происходящее. Конец — оттенок лёгкой незавершённости. Цикличность жизни тех, кто боится сделать выбор. «Первый блин» становится комом для главного героя, его решимость вновь уступает страху чего-то нового. И эта традиция бега по утрам, на рассвете, когда улицы всё ещё пустуют без прохожих. Он бежит, от себя ли, от выбора?
Мне сложно судить сейчас, но более старшее поколение, нещадно критикуя этот фильм, боялось перемен. В то напряжённое время вопрос собственного мнения так и остался открытым. А, выражаясь точнее, его и вовсе не спрашивали. Вспомнить хотя бы одинаковую мебель, квартиры и т. п. Нерешительность человека — основная тема «Осеннего Марафона», всегда остаётся актуальной, вне зависимости от времени.
Что касается раскрытия темы, здесь всё великолепно. Актёрский состав, игра, музыкальное сопровождение. Невольно оказываешься в 70—80 годах, переживаешь драму с героями фильма.
Фильм запал в душу
10 из 10
10 октября 2010
Вот странная ситуация с «Осенним марафоном». Печальная комедия Данелии, 1979 года выпуска, с блистательным актёрским составом, классика советского кинематографа, полтора часа цитат и афоризмов и т. д. и т. п., а вот лично мне более старшое поколение говорило, что фильм с безнравственным главным героем, смотреть на которого вредно для морали, но вот посмотреть кино, чтобы поучиться у этого самого героя, как нельзя жить — вполне можно. И всё это отбивало у меня охоту, оно и понятно — кому ж хочется, чтоб его учили в свободное от учёбы время. «В школе учат-учат, ещё тут сказки навалились» Вот что значит зависимость от чужого мнения.
Но всё же я посмотрел этот фильм. А потом, что для многих считается верхом оценивания фильма, его название появилось на моей странице в одной социальной сети в рубрике «любимые фильмы». Фильм шедеврален. Бесподобен. Фильмом может гордиться каждый человек, который работал над его созданием. А если кто-то говорит Вам обратное — не верьте. Посмотрите сами и составьте своё мнение. А моё таково:
10 из 10
30 апреля 2010