Бабушкин внук
7.4
5.6
1979, семейный
СССР, 1 ч 22 мин
6+

В ролях: Грачя Мхитарян, Надя Шульженко, Нина Тер-Осипян, Армен Джигарханян, Виолетта Геворкян
и другие
История, случившаяся с Давидом Калошяном - весёлым, открытым мальчишкой, переехавшим с семьёй из родного Еревана в Ленинград, где всё ему внове. Девочка, как и он, только что пришедшая в новую школу и не сумевшая в силу разных обстоятельств подружиться с кем-либо в классе, делится с Давидом своими тайнами и трудностями. Давид узнаёт, что Светка пишет стихи, но не сразу понимает, что столь печальный стиль стихов связан с личной, семейной трагедией... Как поведёт себя Давид? Сможет ли сохранить тайны Светы?
Дополнительные данные
оригинальное название:

Бабушкин внук

год: 1979
страна:
СССР
режиссер:
сценарий:
видеооператор: Олег Куховаренко
композитор:
художник: Игорь Вускович
жанр: семейный
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 3 сентября 1981 г.
Дополнительная информация
Возраст: 6+
Длительность: 1 ч 22 мин
Другие фильмы этих жанров
семейный

Постеры фильма «Бабушкин внук», 1979

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Бабушкин внук», 1979

Малоизвестный предшественник Чучела

В Ленинград из Армении вслед за отцом-военным перебирается армянская семья во главе не столько с отцом, сколько с очень колоритной бабушкой (она же тёща). Самый младший паренёк семейства — Давид плюсом ко всему вступает в конфликт со своим новым школьным классом, подружившись на этой почве с Алёшкой (Света Алёшкина). Но вечно так продолжаться не могло…

Вообще-то очень странный фильм, который всерьёз подвергает насилию мозг. Потому что с одной стороны это комедийные сцены из жизни патриархальной армянской семьи и боевитой бабульки, разыгранные на таланте Нины Тер-Осипян и Армена Джигарханяна, и это действительно очень забавно, мило и душевно. А с другой — жесточайшая драма двух подростков-изгоев в школе. И если у Давида хоть в семье всё нормально, то у Алёшки дело — дрянь во всех смыслах. И контраст между двумя этими линиями к финалу так и не преодолевается. Вопрос: а должен ли был?

По законам драматургии линии как-то должны бы пересечься, но… почти нет. Разве что в эпизоде про болезнь Давида… И то… И вообще многое остаётся загадкой — например, приходится додумывать, что же там с матерью главной героини, или каковы мотивы «травли» со стороны Лени — главного задавалы, да ещё по прозвищу «император», а современный зритель (как учитель задаюсь этим вопросом отчасти и я) спросит: а почему же родители Давида не спросят про синяки? а что у него с Алёшкой? а какого черта вообще делает классный руководитель? почему такие жутковатые вещи пропускаются мимо практически всеми взрослыми? и вообще без жалоб? Кстати, учителя поданы при этом отнюдь не так отвратно, как потом случится в Чучеле.

Можно было бы считать это недоделкой, но предпочту другое объяснение: миры детей и взрослых и вправду живут параллельно — взрослые увлекаются неисправным лифтом, замужеством взрослой дочери, разборками с бывшей женой… Надо бы ещё одну ремарку сделать — папа, например, учит сына приёму в драке, но не интересуется, зачем он ему… Приходится довспоминать советскую школу, которая не только не признавала того, что сейчас зовётся буллингом, но ведь ещё и родители воспитывали в духе «умей за себя постоять» и (этот эпизод как раз есть) «мужчины не плачут». Твои проблемы — решай сам. Потому Давид и совершает ошибку, решая сам, ведь он привык быть среди людей, а не в одиночестве… Занятно, что в кадре с днём рождения родители ведь тоже есть! Неужели они не чувствуют, что происходит нечто неправильное?.. Получается, что нет. И уж они-то вряд ли введены в кадр случайно, хотя и обезличены.

Алёшка — вообще уникальная для того времени история. Сейчас (наверное, к счастью) её проблема хоть и не решена, но менее болезненна — проблема родителей. Поди ж признай раньше, что кто-то из родителей с Вами не живёт, и тут же превратишься в объект для косых взглядов (в лучшем случае). Поэтому Алёшка берёт суровый и колючий имидж, скрывая ранимую натуру… Даже дома — чистый ад… Ведь отец рассматривает естественную любовь ребёнка к матери как предательство. Не считая того, что девочка фактически заменяет домохозяйку. Это вызывает сочувствие? Нет — в соответствии с законами патриархальности так и должно быть! Давид даже воспроизводит фразу своего отца и довольно безапелляционно. А ведь ещё и творчество с господством в массовом сознании идеалов золотого века находится в жёстком тюремном вольере, где готовы сожрать простоватую искренность, если она не соответствует высоким… стандартам, что вообще-то для творчества нонсенс. На таком фоне судьба Чучела в фильме Быковакуда проще — она ведь несла крест жертвенности во имя любви к недостойному. Алёшка и Давид просто несут крест как чужаки. И эта история банальна и, если убрать некоторые нюансы советского времени, актуальна до сих пор. Даже универсальна.

Выводы неоднозначные — получается, что внешне (да и внутренне) благополучная семья не гарантирует правильный выбор её детей (к дочери претензий нет), а коллективность имеет оборотную сторону. Финал пытается доказать, что всё это вполне работает, но почему-то верится с трудом… Т. е. не верится. Наверное, должно работать — свои должны поддерживать, друзья должны уметь прощать, и нужно уметь принимать новое и новых (людей). Происходит ли это в жизни? Да, но с трудом.

Есть ещё смутное подозрение, что режиссёр пытается обозначить проблему расщепления именно русских институтов — в конце концов, армяне являют собой в значительной степени островок единства, а вот русские (большинство остальных) — в состоянии непонятного раздрая. Неслучайно учительница замечает в разговоре с коллегой: с ними что-то происходит, а что? До сих пор этот вопрос мучителен.

12 сентября 2021

Одна из малоизвестных жемчужин советского кинематографа, ставшая для меня настоящим открытием.

Трагикомедия о семье армянина-военного, переехавшей жить в Ленинград конца 1970-х. Семья по менталитету и темпераменту стопроцентно армянская, при сталкивании с местной культурой происходят интересные и забавные случаи. Например, упомянутая в названии бабушка — щедрая, открытая и радушная, сперва удивляет, а потом восхищает соседей своей «душой нараспашку». Кстати, редкий случай, когда в значительной кинороли можно увидеть Нину Тер-Осипян (наверняка все ее помнят по микроэпизоду в «Ищите женщину»: «Мэтр, я так слаба!»), она блистала в основном в театре. Или фееричный отец семейства в исполнении Джигарханяна: «Всего два дня в Ленинграде, а ты уже нашла армянина и выходишь за него замуж! — «Папа, он не армянин. — А кто?!»

Но, конечно, это не просто комедия о столкновении менталитетов. Это еще и школьная драма о подростках, том самом «бабушкином внуке». Умная, правдоподобная и психологически точная. Мальчик совершил подлость в отношении своего самого здесь близкого человека, и не знает, как это исправить, и можно ли.

Не знаю, почему «Чучело» называют «первым советским фильмом о школьной травле» — этот вышел раньше (снят он был в 1979 году, два года не выходил, потому что режиссеру пришлось менять финал, чего он делать не хотел. Правильно не хотел, — увы, финал выглядит неестественным.) Причем травля тут еще более тупая и бессмысленная, чем в случае с Леной Бессольцевой.

Послевкусие от этого тонкого и глубокого фильма остается горькое.

«Мальчик заведет себе собаку,

Или заведет себе сороку,

Только как же грустно человеку,

Если человеку одиноко».

4 августа 2020

Когда встретились два одиночества

Придя в новую школу, Давид чувствует себя одиноким. Он встречает там девочку Свету, которая еще более одинока из-за своей личной трагедии.

Очередной случай когда режиссёр решил объединить трагедию с комедией и ничего путного из этого не вышло и загублена хорошая идея. Одиночество Давида в незнакомой ему среде меркнет по сравнению с трагедией Светы — ухода матери из семьи. Страдания детей поданы под соусом в виде остроумной бабушки, которая тоже пытается приспособиться к жизни в чужом городе. Бабушка — единственный персонаж, на который можно смотреть. Дети играют отвратительно, трагедия переходит в надрыв, взрослые почему-то все время кричат, а финал — откровенная галиматья.

5 из 10

23 сентября 2012

Воспитание чувств

Мне кажется, сколько бы мне ни было лет, всегда с удовольствием буду смотреть фильм «Бабушкин внук».

Впервые увидела эту ленту еще школьницей, в кинотеатре «Юность». Не помню, каким ветром меня тогда занесло в кино. Кажется, то был плановый поход за зрелищем со старшей сестрой и племянницей. И мнится мне, что тогда была зима, совсем как в фильме. Больше всего, помню, меня очаровала прозвучавшая в фильме песня «Удивительный жираф», танец в исполнении «отрицательной героини» и мальчик, сыгравший Леву (так, кажется, звали именинника). Но почему-то мне потом упорно долгие годы казалось, что фильм назывался… «Здравствуй, речка!». В последующие годы я время от времени ловила в эфире этот фильм, но не с самого начала, и все время пребывала в заблуждении относительно его названия. Уже в эпоху интернета под этим самым ложным названием я пыталась выловить в сети хоть какие-то крупицы информации о фильме. И, как ни странно, мне это удалось (уж и не помню, по каким ссылкам). Так я узнала, что мой любимый детский фильм был не про речку Неву, а про внука, и главным в фильме был этот смешной армянский мальчик, а не рано начавший жить взрослой жизнью сердца красивый Лева и не боящаяся быть самой собой, а потому притягательная девочка по прозвищу Алешка с заплаканными глазами и искусанными пухлыми губами.

В общем, мне ясно, чем так зацепил меня этот фильм тогда, в детстве, и чем интересен сейчас. Это история первых чувств, открывающая тайну зарождения подростковой чувственности. Красавчика (этакий пионерский мачо) и лидера по природе, сложного паренька Леву, сердце которого созрело для взрослых чувств, тянет не к «правильной» и стервозной отличнице, которая сама вешается ему на шею, а к отверженной Алешке, полностью лишенной стадного чувства и не боящейся быть одной против всех, обладая при этом ранимой и тонкой душой (об этом говорят ее стихи, так неловко преданные гласности «бабушкиным внуком»).

Отличный добротный советский детский фильм, жаль, сейчас таких уже не делают.

Моя оценка: 9 из 10

14 декабря 2010

По идее напоминает Чучело, только здесь дети более человечные, они еще верят в идею.

Все здесь вроде бы по-хорошему, по-домашнему — образцовая советская жизнь, показанная чисто, с юмором, с добротой. Но и здесь у героев есть свои проблемы и тайны, которые не всегда хочется всем открывать.

Фильм о дружбе, предательстве, о любви, о проблеме нравственного выбора.

Один из самых колоритных персонажей — грузинская бабушка, которая хочет подружиться со всеми соседями, является стержнем семьи, иногда выдает настоящие перлы, а, по сути, является кладезем жизненно-важных знаний, которые она емко озвучивает время от времени. Сейчас она, несомненно, удостоилась бы награды за роль второго плана :)

В целом, добрый, умный фильм который, несомненно, будет интересен и полезен детям и взрослым.

9 декабря 2007

Семейный фильм Бабушкин внук появился на телеэкранах в далеком 1979 году, его режиссером является Адольф Бергункер. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Грачя Мхитарян, Надя Шульженко, Нина Тер-Осипян, Армен Джигарханян, Виолетта Геворкян, Гоар Хачикян, Марина Бугакова, Борис Бирман, Александр Гроховский, Наталия Четверикова, Валерий Дегтярь, Ефим Каменецкий, Марина Трегубович, Марина Юрасова, Сергей Пижель.

Страна производства - СССР. Бабушкин внук — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 6 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.