Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.3 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Звезда надежды |
год: | 1978 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эдмонд Кеосаян |
сценаристы: | Константин Исаев, Серо Ханзадян |
видеооператор: | Михаил Ардабьевский |
композитор: | Эдгар Оганесян |
художники: | Анатолий Пластинкин, Степан Андраникян, Жанна Мелконян, В. Годжин, Алексей Песков |
монтаж: | Татьяна Морозова |
жанры: | драма, военный, история |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 15 октября 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 12+ |
Длительность: | 2 ч 39 мин |
Довольно странно отсутствие каких бы то ни было отзывов об этом фильме на КиноПоиске или IMDb. Даже фанаты Армена Борисовича безмолвствуют. Тем интереснее быть первым в этом отношении.
В октябре 1978 года состоялась премьера эпической драмы Эдмонда Кеосаяна «Звезда надежды». Картина стала абсолютным хитом проката в Армянской ССР. В фильме Кеосаяна действительно много элементов, которые могут понравиться широкому зрителю: зрелищность (во всяком случае по советским меркам), героический сюжет, плеяда первоклассных актеров (Джигарханян, Саркисян, Абрамян и другие). Однако картина далеко не однозначна, и, возможно, отражает весьма актуальные вопросы и для Армении XXI века.
Эдмонд Кеосаян — без сомнения один из самых успешных советских кинорежиссеров. Широкому зрителю он известен своей героико-приключенческой трилогией про «Неуловимых мстителей». В этом отношении он оказался определенным новатором для советского кино в жанре «боевика», вестерна на советский лад. Однако в 1970-е режиссер заинтересовался другой тематикой, сняв лирические комедии «Мужчины» (1972) и «Когда наступает сентябрь» (1975), а затем разродившись историко-патриотическим «блокбастером» «Звезда надежды» на тему героического сопротивления восточных армянских земель агрессивному наступлению турецкого султана в XVIII веке.
Между тем картина не явилась первой, снятой на данную тему. Задолго до этого, в 1943 году на «Арменфильме» выпустили фильм «Давид-Бек» в постановке одного из основателей студии — Амо Бек-Назаряна. Однако данная картина сейчас представляет разве что исторический интерес, ибо носит откровенно пропагандистский характер, столь присущий кинопроизведениям сталинской эпохи. Развития характеров ожидать не приходится, повествование то и дело ввергает зрителя в пучину патриотического угара, а герои произносят пафосные монологи, пуча глаза как в фильмах Эйзенштейна.
«Звезда надежды» однозначно представляет собой более удобоваримое зрелище. Несмотря на то, что развитию характеров в целом на экране уделяется не так уж много времени, главный герой фильма — Мхитар Спарапет, в исполнении Армена Джигарханяна — более-менее живой и человечный, этакий «люмпен-пролетарий», разительно отличающийся от «картонного» Давид-Бека из старого фильма. Вообще, уровень актерской игры всех артистов, задействованных в картине, очень высок, будь это главные или второстепенные роли. Это, наравне со зрелищными экшн-сценами, одно из главных достоинств картины.
Тем не менее, есть и то, что не сразу бросается в глаза, но может показаться недостатком в глазах более искушенного зрителя.
С исторической точки зрения фильм не ахти. Лишь один пример из ряда поистине «героических» упущений: один из наместников Мхитара Тер-Аветис, который по истории сдал крепость Халидзор туркам и умер в изгнании в Риме, в 1742 году, по фильму доблестно жертвует собой, поджигая склад с боеприпасами.
В картине заметно советское общекультурное влияние. Недаром на странице Википедии, посвященной Эдмонду Кеосаяну, в графе «направление» значится «социалистический реализм». Мхитар Спарапет представлен как «сын холопа» в междоусобной распре с местными князьями, хотя его происхождение спорно. Ведущие герои ленты неожиданно оказываются почти что атеистами, ставящими во главу угла благо народа. В то же время неоднократно подчеркивается священный характер войны, которую турки ведут с гяурами (неверными). Этим оправдываются различные мерзости, которые чинятся на экране. Вообще, ужасы войны показаны во всем своем безобразии, что является редкостью для советского кино и добавляет реалистичности в канву истории. Присутствуют, однако и комичные моменты, например верный слуга султана, этакий демонический карлик, который время от времени разражается колючим неприятным смехом при совершении очередной мерзости.
Однако подлинно удивительное впечатление оставил «русский след» в этой истории. Создателями картины неоднократно подчеркивается общность интересов и дружеские отношения армян и русских. Одна сцена братания в конце фильма чего стоит! Не стоит забывать, что по истории Давид-Бек и Мхитар Спарапет обратились к России за помощью, так как испытывали фатальные трудности в ходе противостояния султану. Свою ложку дегтя добавили затяжные княжеские междоусобицы — наследие Средневековья. Именно невозможность собрать все силы для отпора врагу и толкнули Восточную Армению в «объятия» русских. Выбор России сюзереном вероятно казался Мхитару и Давид-Беку единственным логичным выходом из сложившейся ситуации.
Тем не менее показ откровенной сентиментальщины в отношении русско-армянских отношений кажется чрезмерным. Кеосаяну оказалось недостаточно сцены лобызания Давид-Бека с русским послом или братания русских войск с армянскими повстанцами. Лежа на смертном одре, Давид произносит следующие слова: «Будьте с Россией! Россия — наша звезда надежды». Это, в общем, ключ к названию фильма. Разумеется, цензурные ограничения, действовавшие в СССР, диктовали киноиндустрии не только то, что необходимо было вырезать, но также и то, что было нужно показать. Хотя даже с учетом этого трудно объяснить такое обилие прорусских элементов в картине. Возможно, создатели фильма искренне верили в то, что стремились воспроизвести на экране.
В целом «Звезда надежды» оставила по себе интересное, хотя и неоднозначное впечатление. С учетом настоящего положения «Арменфильма», картины, когда-то созданные на киностудии — сами по себе история. Вряд ли стоит ожидать нового изложения истории подвигов Мхитара Спарапета, Давид-Бека и других ярких личностей из прошлого Армении. Поэтому этот и ему подобные фильмы — все, что остается любителям армянского кино и просто кино-антиквариата.
17 сентября 2021