Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 7.4 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вторжение похитителей тел |
английское название: |
Invasion of the Body Snatchers |
год: | 1978 |
страна: |
США
|
слоган: | «Get some sleep» |
режиссер: | Филип Кауфман |
сценаристы: | У. Д. Рихтер, Джек Финней |
продюсер: | Роберт Х. Соло |
видеооператор: | Майкл Чэпмен |
композитор: | Денни Зейтлин |
художники: | Эджи Джерард Роджерс, Даг фон Косс, Чарльз Розен |
монтаж: | Дуглас Стюарт |
жанры: | ужасы, фантастика, детектив |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 3500000 |
Сборы в США: | $24 946 533 |
Мировые сборы: | $24 946 533 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 21 декабря 1978 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Продолжаю закрывать пробелы по классике и Дональду Сазерленду. Вторая экранизация романа Джека Финнея — плоть от плоти золотые 70-е, и, судя по уровню постановки, самая лучшая киноверсия данного произведения.
Непередаваемая душащая аура паранойи обхватывает так плотно и цепко, что не вырваться. Ощущение, что окружающий мир сужается до размером точки и нечем дышать. Филип Кауфман мастерски использует кинематографические приемы от голландских углов и виртуозной работы оператора до звука, света, цвета, теней и монтажа — всё работает на итоговый результат.
Фильм настолько сильно цепляет на крючок, от него настолько мощно веет безнадёгой, он временами настолько жуткий и страшный, но при этом настолько напряжённый, что невозможно оторвать взгляд. Отдельные сцены здесь можно пересматриваться снова и снова — фрагмент с телефонным разговором, появление и рождение «иных», бегство, а уж от мощного финала и вовсе становится не по себе, аж ком в горле встаёт.
Актёры здесь невероятно прекрасны. Уверенное и крутое соло Дональда Сазерленда в купе с тревожностью и сексуальной притягательностью и такими волшебными глазами Брук Эдамс создают воистину гремучий коктейль. На втором плане шикарны молодой Джефф Голдблюм и безумно фактурный и харизматичный Леонард Нимой.
Золотое кино 70-х! Филигранный и пугающий фантастический триллер — нестареющий эталон жанра.
9,5 из 10
2 июля 2024
В отличие от первой экранизации, нам показали что случается с оригиналами – как только «полностью укомплектованный» дубликат очнётся, человек, с которого его скопировали, рассыпается. Он словно сдувается, как воздушный шарик, из которого выпустили воздух. Остаётся горстка праха, который заботливо увозят мусоровозы, рассекающие по городу круглосуточно. По сравнению с первой адаптацией, существенно увеличен размах. Это не городок с парой тысяч населения, который легко заблокировать. Теперь действие разворачивается в Сан-Франциско, с сотнями тысяч населения, с океанским портом.
В каждом фильме франшизы есть сцена, где главные герои обманывают Похитителей, притворившись одними из них. То есть, у вторженцев нет телепатии, коллективного разума, инстинктивного распознавания «свой-чужой». Но как тогда пришельцы находят друг друга на ранних стадиях вторжения, каким образом кооперируются? Также следует учитывать, что Похитители тел не вампиры и не могут, как в «Факультете», распространять заразу сами по себе. Для этого нужно, чтоб рядом со спящим человеком оказался цветок или выросший из него метровый стручок-кокон. Установив ментальную связь со спящим, кокон увеличится, из него вылезет «заготовка», которая скопирует внешность человек (а ментальная связь копирует воспоминания). Так вот, очень плохо мне представляется, чтоб инопланетяне смогли захватить Сан-Франциско так быстро, как это было показано: с начала вторжения и недели не прошло, а эти твари в открытую раздают коконы на улице, делая объявления по громкой связи среди ночи.
Данная адаптация, что называется, на две головы выше первой экранизации. Дело и в цветной плёнке, и в размахе, и в узнаваемых лицах. Здесь у нас Вероника Картрайт, готорая через год снимется в «Чужом». Её мужа играет Джефф Голдблюм, который в 80-х будет пришельцем в фильме «Земные девушки легко доступны», а в 90-е поможет остановить другое инопланетное вторжение в картине «День независимости». Второстепенную роль исполнил Леонард Нимой. А вот это уже сознательный кастинг-гэг: позвать в фильм о пришельцах исполнителя роли Спока) Ну а главного героя исполнил Доальд Сазерлэнд, эпичный дядька, наиболее известный по отрицательным ролям – капитан в «Вирусе», президент в «Голодных играх».
22 мая 2023
Это очень старый, но всё равно очень злободневный фильм, подчёркивающий внезапные перемены в людях под действием тех или иных тенденций, моментов, явлений. Ведь в жизни каждого человека случалось видеть, как недавно близкий человек вдруг становится чужим и теряется в народной массе. Это грустное, но довольно жизненное явление, напоминающее некое ментальное одиночество конкретного индивида в народной массе. Фильмов насчёт отчуждения людей было снято довольно много. Но в основном это были сюжеты, связанные с инопланетным вмешательством. В этом же фильме захватчиками выступают некие растения…
И ах, как бы здесь органично смотрелось создание из фильма Карпентера, которому для захвата очередной биологической единицы достаточно лишь прикосновения. Хотя даже касаться не обязательно, достаточно заражённому лишь чихнуть или кашлянуть в сторону захватываемого объекта. Думаю, что в этом случае история в фильме завершилась довольно быстро.
Несмотря на злободневность темы отчуждения среди людей, фильм раскрывает это явление не очень проработанно. Да, мысли здесь и идеи хорошо смотрятся даже сейчас. Диалоги вполне логичны, хоть порой актёры местами переигрывают. Порой даже непонятно, что не понравилось одной женщине в поведении её супруга Джеффри, с которого и началась вся заварушка. Захват пришельцами тел происходит довольно запутанно и тут слишком много белых пятен. Подход похитителей слишком наивен и прямолинеен, хоть они и стараются действовать скрытно. Но смотреть на это всё становится местами довольно забавно. Поэтому рекомендовать этот фильм-ремейк довольно сложно, первоисточник которого был снят ещё в 50-х. Также есть и более новая версия из 90-х, которая местами что-то улучшила, а что-то ухудшило в исходной истории.
Тем не менее, несмотря на наивность, этот фильм одного просмотра всё же стоит. Тут есть вполне любопытные мысли о месте человека в общества и его выборе — слаженность действий в духе единого организма без войн и недопонимания или же общество индивидов, где многие предпочитают ощутимо конфликтовать и тянуть одеяло полностью на себя. Так что тут задумаешься, а что собственно лучше? Этим фильм напоминает ещё одно переосмысление «Похитителей тел» от Родригеза — «Факультет», притом даже с перекочевавшими многими особенностями и сюжетными ходами.
Спецэффекты здесь довольно качественные, хоть и видна некая кукольность. А Брук Эдамс может очень пугающе вращать глазами. Так что фильм для вдумчивого одноразового просмотра порекомендовать можно, но особой глубины тут всё же нет и многие ситуации здесь слишком нелепы.
30 апреля 2021
Загадочная полупрозрачная материя из космоса нашла пристанище на нашей планете. Вступив в симбиоз с растениями, она превратилась в красивые, приятно пахнущие цветы, которые разрослись по всему Сан-Франциско. Один из таких экзотических цветков приносит к себе домой биолог Элизабет Дрисколл. Вскоре со своим другом из министерства здравоохранения, Мэтью Бэннэллом, она выясняет каким ужасным образом они воздействуют на людей.
Данный фильм является ремейком одноимённой картины 1956 года, который, я тоже посмотрел. Это тот редкий случай, когда перезапуск идеи прошёл отлично, более того, претерпел ряд улучшений. По сравнению с оригинальной картиной увеличен хронометраж на целых 30 минут — за это время мы можем проследить за развитием многих сюжетных линий, в том числе отношений между Мэтью и Элизабет, что не может не радовать. Фильм стал более основательным с точки зрения сценария. Однако я ни в коем случае не хочу сказать ничего плохого о картине «56-го года — она вышла более короткой и менее событийной, т. к. напрямую базировалась на рассказе Джека Финни, а Кауфман внёс в ремейк достаточно много подробностей, которые раскрывают задумку фантаста, но не перекраивают его идеи. Разумное решение, от которого выиграли все.
Наверное, главным недостатком обеих фильмов является то, что какого-то глубокого посыла я в них не увидел, возможно его и не было в рассказе Финни, этого я не знаю, не читал. Как я понимаю то, что инопланетяне превращают людей в равнодушных «роботов», лишают их эмоций и есть главная идея, т. е. как говорит Элизабет из оригинальной картины — «я хочу любить и быть любимой, а иначе пусть они сразу убьют нас» (не дословно, но смысл передал). Однако, эта идея, прозвучала как-то просто и незатейливо, прямолинейно что-ли, её не раскрыли с должным драматизмом ни в одном из фильмов. Драматизм весь ушёл на сам факт посягательства пришельцев на наши жизни и попытки противостоять им.
Более интересно выглядит мимолётом брошенная «переделанными» людьми реплика о том, что без эмоций легче жить, нет боли, нет страданий, ну и пусть, что нет любви — для существования биологической жизни это совсем не обязательно. Держа эту мысль в голове, совсем в ином свете воспринимаешь высказанное ранее предположение, что инопланетная материя копирует облик любого живого существа дабы обеспечить выживание своего вида, так сказать на постоянной основе. Очень похожие мысли звучали у Станислава Лема в «Кибериаде» и «Звёздных дневниках Йона Тихого». В первом — герою приснилось, будто бы, двое инопланетян, вопреки галактическому запрету, в шутку поэкспериментировали с белковыми молекулами и прочей биоорганикой и создали жизнь на Земле. Однако в виду их небрежности, создали не то и не так, именно поэтому в результате эволюции появились люди, которые чувствуют боль, копаются в себе, ищут смысл бытия и, в целом, страдают — в то время, как остальные расы существ не знают таких эмоций, они «правильные организмы» и живут в гармонии. В «Звёздных дневниках» Йон однажды прибыл на планету, чтобы увидеть плоды труда величайшего архитектора всех галактик — тот создал идеальное общество, которое на деле оказалось единым организмом, где каждый индивид лишь винтик, не имеющий ни чувств, ни значимости сам по себе, вне общей системы. Йон ужаснулся этому и больше ничего не хотел слышать, ни об этой планете, ни о великом архитекторе. Наверное вот какие идеи можно было добавить в фильм, даже если Джек Финни не мыслил так глубоко и философски. Поэтому я не оценил фильм более высоко.
8 из 10
22 ноября 2015
Штуки такие прилетели с юпитерианских далей и начали воротить на матушке, и без того не тронутой разумом Земле, мягкие убийства, заменяя ухо-носых грибами-людьми…
А чо! Я смеялся, когда показали раздолбыша Лизы (которую играет Брук Адамс). Она приходит красавица домой, навозившись с колбами, а он футбик поглядывает… Думал бросит его в продолжении фильма, ан нет же… не удалось, да и грыбы все равно оказались хуже человека.
Атмосфера конечно на высоте! Fungi меняют людей, как партия убирает конкурентов и ставит на места своих ухо-носов. Единственный способ выжить в такой ситуации — не показывать, что тебе смешно, а то сразу вся грибница сбегается и смерть будущим поколениям! Пальцем показывают на тебя с укоризной. Бррр. Прям школа вспоминается. Если не гриб, то жди неприятностей.
Голдблюм такого соседского чувака играет, даже забываешь, что на самом деле он знаменитая муха. Жаль только что с Нимым оказался не в ладах, иначе можно было бы спок в качестве пасхалочки лицезреть.
Вообще проникает картина в трещены черепа. Есть мощные моменты, какая-то параллель с «1984» (там тоже надо было коки будь здоров прятать) и осадочная догадка, что мицелий всемирной сети сегодня переделывает ухо-носов в грибы активнее космических гостей из данного муви.
Всем СПОК!
10 ноября 2014
В отличие от культового для меня фильма Дона Сигела, в этой картине психологические акценты будут не так выделены. Вспомните. Ключевая сцена в фильме Сигела заключалась в осознании героем холодности своей девушки (теперь и она не такая; такая как все). Разумеется, что зрители могли прокладывать вполне понятные параллели к собственной жизни. Филипп Кауфман данный момент увидел совсем иначе. Он просто поставит героя перед фактом — догадываться не придется. Ну а разрушающуюся человеческую личину Брук Эдамс заменит обнаженное тело инопланетного монстра. На мой взгляд, эта сцена выглядит куда попроще.
Попроще выглядит и весь римейк в целом. Конечно вступление выглядит очень мощно. Режиссер фиксирует наше внимание на совершенно обыденных вещах — листьях, росе, каплях, тем самым намекая на биологическую атаку из космоса. Сильной окажется и визуализация паранойи главного героя, который пытается что-либо сделать (дозвониться до Вашингтона, связаться со спецслужбами), но вскоре поймет, что людей везде заменили пришельцы. Камера будет блуждать по асфальтовым джунглям Сан-Франциско и иногда подмечать из толпы потерянного Дональда Сатерленда. Вот уж действительно — момент откровения.
Из откровенных успехов фильма нельзя не выделить и колоритный персонаж Леонарда Нимоя, и образ, созданный Вероникой Картрайт. Если суровый профессор Нимоя персона харизматичная, то вполне заурядная на первый взгляд героиня Вероники показывает чудеса выживания. В конце концов, именно она сумеет приспособиться к стремительным изменениям и сохранить себе жизнь. Нужно сказать, что актриса блеснула — в ту небольшую роль, которая ей была отведена, она вложила много эмоций и желания. Кстати, именно Вероника Картрайт была «первым выбором» на роль Элен Рипли в «Чужом».
В остальном же фильм скорее разочаровал, нежели порадовал. Картина тихого захвата мира была представлена как-то скомкано. Нервное бегство героя в аэропорт и морской порт скорее наводит панику, чем предлагает нечто конструктивное. Хотя, некоторые линии, связанные с использованием инопланетянами полиции впоследствии очевидно послужили базисом для создания одного из моих любимых сериалов — V (Люди-ящеры). Да и вообще, сам по себе сюжет по вторжение похитителей тел представляется мне куда более интересным и философски одухотворенным, нежели более признанное «1984». Поэтому и оценку экранизации Кауфмана я поставлю все же положительную. Хорошие актеры, напряженный сюжет. Средний уровень, но зато сильны сюжет и Сатерленд в главной роли.
6 из 10
12 июля 2014
Римейк… Сколько всего кроется за этим словом, если вдуматься. Ремейк может быть как благом, улучшающим старый материал и погружающим его в актуальную среду — чему служат яркими примерами перепевки «Лица со шрамом» и «Нечто»; а может быть и откровенным барахлом. Причём преобладание последнего в последнее время слишком выражено, поскольку материал отбирается совсем неподходящий и не требующий внесения никаких корректировок (даже косметических). «Вторжению похитителей тел» (1955) Дона Сигела, пожалуй, пуще всех «повезло» на переделки — их у него аж три. Только вот непонятно, на кой их так много, когда ремейк 1978 года производства, за авторством Филиппа Кауфмана, и ныне смотрится свежо.
«Вторжение похитителей тел» долго не церемонится, уже с первых кадров погружая зрителя в мрачную атмосферу. Притом атмосфера черпается буквально из ниоткуда — всё тут, как смола, пропитано неявной угрозой. Этому способствует действие, которое проходит, в основном, ночью и операторская работа. Последнее удивляет очень необычными ракурсами и искусно выхватываемыми тенями.
История по нынешним меркам, конечно, слегка изъедена молью (были последующие ремейки, перекликающиеся по тематике «Нечто», «Факультет»…), да и местами подаётся скомкано. Однако, важен тут не сколько сюжет, сколь персонажи наряду с подтекстом. Первым легко поверить и сопереживать — они не супергерои, не идиоты из современных фильмов, — обычные люди, желающие спастись. Их реакция на видоизменяющийся под напором неземной угрозы привычный мир выглядит не в меру логичной, в отличие от, например, персонажей «Дня независимости» — где на первом плане сплошь герои и гении (не зря упомянут именно «День…», так как помимо пришельцев и там, и там — в обеих картинах наличествует Джефф Голдблюм). Что касается подтекста… Тут явно прослеживаются намёки на тоталитарную систему, подавляющую личность каждого человека, выедая его внутреннее «Я». Итог всему картина подводит мрачный, отчего убедительно смотрящийся на общем фоне.
Бескомпромиссным, холодноватым и депрессивным «Вторжениям похитителей тел» Кауфмана скоро исполнится без малого 36 лет — достаточно чтоб устареть по некоторым параметрам и обрасти долей наивности. Но благодаря грамотно выстроенной композиции, с выходящей вперёд атмосферой, героями и задвинутыми назад спецэффектами (кстати, перевоплощения смотрятся очень убедительно), картина ещё нескоро подвергнется пагубному влиянию времени.
17 апреля 2014
1970 год, Сан-Франциско. Биолог Элизабет Дрисколл (Брук Эдамс) находит странные цветы и приносит их домой. После сна, Элизабет замечает, что ее приятель Джеффри (Арт Хиндл) ведет себя странно, не проявляя ни каких эмоций. Элизабет просит совета у своего друга Метью Бэннэллу (Дональд Сазерленд). Метью считает, что все в порядке, но вскоре узнает, что не только Дфеффри изменился, но и другие люди…..
«Похитители тел» — это известный роман Джека Финниа, который экранизировался кинематографистами целых четыре раза. Первая экранизация вышла в далеком 1956 году, режиссером Доном Сигелам и имела большой успех. Данная картина является ремейком, но при этом имеет свою отдельную историю. В отличие от оригинала, действия картины переносится из маленького городка в большой мегаполис, и если люди в фильме Сигела стремились попасть в город, что бы спастись, а также предупредить о надвигающейся угрозе, то здесь, город выступает виде большой ловушки, от которой не убежишь и не спрячешься. Режиссер Филип Кауфман преподносит нам тему паранойи и страха людей, которая постепенно охватывает весь город. Вначале это касается отдельных личностей, которые утверждают, что близкие им люди вовсе не люди, но подавляющая масса считает их безумными, до тех пор, пока сама масса не превратится в неэмоциональных пришельцев, после чего останется лишь одно — безысходность. Безысходность, которая с каждой минутой ведет нас к неминуемой гибели.
Филип Кауфман продемонстрировал внушительные спецэффекты тех годов. Все этих сцены — рождение клонов, разложения индивида или неоконченное формирование организма выглядели очень правдоподобно и никаких тебе компьютерных спецэффектов. Все так естественно, что наводило гнетущее состояние от всего процесса преобразования мерзких клонов.
Молодой Дональд Сазерленд отлично справился со своей ролью. Вроде обычная роль, но страх безысходности Сазерленда естественны и правдоподобны, а финальная сцена просто блеск. Брук Эдамс продемонстрировала нам красоту семидесятых, и изобразила очень сочувственного персонажа. Отмечу также очень яркого Джеффа Голдблюма, эксцентричный писатель переполненный эмоциями.
Итог: Одни из лучших экранизаций романа Джека Финниа. Филип Кауфман умело показал нам безумие, паранойю, страх, откровенно и со смыслом. Рекомендую к просмотру.
4 сентября 2011
Часто говорят, что в настоящее время Голливуд испытывает кризис идей, что выражается в огромном количестве сиквелов/приквелов/римейков, которые буквально заполонили наши экраны. Однако, такое практиковалось и раньше — многие, ныне считающиеся классическими, фильмы 70-х — 80-х годов являются ремейками/экранизациями фильмов, вышедших еще в 30—50 е годы (например Нечто и Лицо со шрамом). В такую категорию попадает и фильм Филипа Кауфмана Вторжение похитителей тел, вышедший на экраны через 22 года после одноименной ленты, ныне считающейся классикой научной фантастики. Технически говоря, назвать стопроцентным римейком картину Кауфмана нельзя, ибо и тот и другой фильм были экранизациями романа Джека Финнея Похитители тел, опубликованного в 1955 году.
Режиссер Филип Кауфман столкнулся с теми же трудностями, которые испытывают нынешние режиссеры, переснимающие признанную классику — как рассказать зрителю ту же историю на новый лад, при этом не ударившись в слепое копирование оригинала, но с другой стороны и не перегнуть палку с новаторством? Мало кому удавалось полностью справиться с этой проблемой, и потому тем интереснее смотреть данный фильм, ибо у его создателей получилось решить эту задачу.
Сценарий Вторжения хоть и повторяет ряд ходов картины 1956 года, но в целом достаточно самобытен и по сути продолжает историю, рассказанную в предыдущем фильме, но уже в большом городе. Если действие предыдущей версии разворачивалось в маленьком городке, то действие в новой версии было перенесено в Сан-Франциско.
Перенеся действие в мегаполис, Кауфману удалось значительно поднять уровень страха и паранойи — ведь если в предыдущем фильме герои надеялись добраться до большого города, цивилизации, чтобы предупредить власти, то тут и бежать то некуда — огромный город превращается в гигантскую западню, откуда невозможно выбраться и где неоткуда ждать помощи, а развитая инфраструктура позволяет начать выращивать и распространять по миру копии людей в поистине промышленных масштабах.
Имеются и отсылки к оригинальной ленте, так ее режиссеру Дону Сигелу досталась роль таксиста, а исполнитель главной роли Кевин МакКарти фактически повторил знаменитую сцену из окончания фильма 1956 года, передав своего рода привет всем тем, кто хотел знать, удалось ли его герою предупредить власти о надвигающейся катастрофе.
Как уже сказано выше, творение Кауфмана значительно более гнетущее и пугающее, нежели его предшественник — по сути это самый мрачный фильм из всех четырех имеющихся на данный момент экранизаций. Увеличение бюджета и прогресс в технологиях создания спецэффектов позволили показать процесс «замещения» людей во всей красе, что только усиливает напряжение, кроме того имеется один достаточно неожиданный и оттого более пугающий момент, когда мы видим результат неудачного копирования одного из персонажей. К тому же, в отличии от предыдущей версии, у фильма Кауфмана очень эффектная и запоминающаяся концовка — она жестока, бескомпромиссна и оставляет мало сомнений у зрителей.
Помимо грамотной режиссуры и операторской работы, Вторжение похитителей тел 1978 года может похвастаться хорошим актерским составом. Главные роли санинспектора Мэттью Беннела и его коллеги Элизабет Дрисколл достались Дональду Сазерленду и Брук Адамс. Конечно сравнения с блестящим дуэтом МакКарти-Уинтер из оригинального фильма неизбежны, и лично я считаю что Сазерленд и Адамс весьма хорошо справились со своими ролями, придав своим персонажам глубины, а лини их отношений драматизма (тем более что история и характеры их героев достаточно сильно отличаются от фильма 1956 года).
Также весьма удачными вышли и второплановые персонажи — и слегка эксцентричный писатель Джек Беличек (Джефф Голдблюм), и его жена Нэнси (Вероника Картрайт), и доктор Кибнер (Леонард Нимой).
Итого: вторая, наиболее мрачная и бескомпромиссная экранизация романа Финнея, оставляющая весьма сильные впечатления после просмотра, Тот случай, когда римейк почти ни в чем не уступает, а по некоторым моментам даже и превосходит оригинал.
11 декабря 2010
Одно из ранних утр, дышащее живительной до дрожи прохладой, девственной и вдохновенной, ничем не омрачено. Мелкий дождь лишь усиливает это чувство, что все вокруг парит в чистоте. И кажется, что мир не нуждается в защите, что эту красоту, ощутить которую случается не каждому да и не каждый день, невозможно нарушить. Внешне все остается на своих местах, но внутрь запустили яд, принявший самый доступный и самый привычный образ красоты — цветка. Что может быть проще…
Мэттью, весь из себя такой непреступный санинспектор, в исполнении умопомрачительного Дональда Сазерленда, подхватывает в водоворот странных событий, подхватывает и тихо так уносит с течением городской суеты. Вот коллега из департамента здравоохранения, задорная, милая и смешная Элизабет, к которой с трудноскрываемым восторгом Мэттью относится, жалуется ему, что ее Джеффри вроде как не Джеффри. То есть он — это он, и не он все-таки. В первый вечер подобные высказывания попахивают переутомлением, безумной фантазией на почве стресса, неким недоумением с запасом уверенности позади, что все наладится, как обычно — само собой, что проблема эта сидит в тебе, а не вокруг, и что решится она по первому твоему желанию. И беззаботный смех послужит нам порукой. Но, как известно, этот смех предвестник катастроф.
После просмотра «Вторжения похитителей тел» я почувствовала всю тяжесть своей головы, постепенно нараставшую и нараставшую, конечно, ведь брови мои были сведены как два враждующих войска. «Вторжение…» мало похож на фантастику со слоганом «Инопланетяне захватывают мир». В нем много авторского, много деталей, на которых с явным нажимом останавливается Кауфман, останавливает и меня, набивая ими мою голову так, что неспешное движение фильма вперед нисколько не утомляет, а наоборот, втягивает, через край давая отхлебнуть от замкнутой в порочном круге паранойи и рвущей все к едрени-фени безысходности. Это гипнотический фильм. Без капли надежды.
Треснувшее лобовое стекло, как взгляд на треснувший мир, растерянность внутри себя с мятущимися догадками и снова треск с угрозой помешательства и один из самых пугающих моментов — человек бежит вперед, исчезает за углом, за ним мчится толпа отстраненно-безчувственная, монотонно передвигая ногами, визг колес, глухой удар, сдавленный выкрик Сазерленда… Покруче игр с монстрами и ручной камерой. И никаких супергероев.
Концовка «Вторжения…» реально пугающая. Это похоже на ночной кошмар, вязкий, тихий ужас сцепляет тело, а рот Мэттью все открывается, обезображивая его лицо, и издает истошный возглас возмущения и обличения. К чему чувства, если их подавляют, скрывают от других, к чему дружба, если ее предают под видом самосохранения. Меня стараются разбудить, но я то знаю, что ваша реальность очередное снотворное, только для масс.
28 октября 2010
«Вторжение похитителей тел» за авторством Филипа Кауфмана интересно смотреть именно сейчас — во времена сплошных римейков. Когда переосмысление оригинальных картин свелось к простому копированию и покадровому воссозданию, «Вторжение» версии 1978 года может приятно удивить: это не столько римейк картины Дона Сигела, сколько переосмысление и сиквел. Перенеся действие в Сан-Франциско, Кауфман не стал отрицать события оригинального фильма: где-то существует тот самый маленький городок, с которого всё и началось. Майлсу удалось спастись, но его фанатичным метаниям и убеждениям никто не поверил.
«Вторжение» 1978 не столь явно выплескивает на зрителя подтекст, как оригинал. Режиссер специально не рисует однозначную картину, на кого или что является аллегорией вторжение инопланетян. Подтекст размыт и не ясен, предлагая зрителю самому найти ответ на вопрос, и напоминая нам, что «Вторжение» — это кино, смысл которого мы видим именно таким, каким хотим увидеть.
Кауфман заметно преуспел в построении угрозы, страха и паранойи по сравнению с фильмом Сигела. И здесь заслуга не столько режиссера и прекрасных актеров, сумевших создать запоминающиеся и достоверные образы, сколько оператора. Майкл Чэпмен намеренно погрузил мир в темные цвета, многие сцены снимал под нестандартными углами, играл с тенями на различных поверхностях и показывал толпу, как своеобразный организм, движимый единой целью, в котором нет индивидуальностей.
Римейк/сиквел вряд ли что-то может предложить с позиции развития концепции инопланетного вторжения через двойников, хотя Кауфман наконец-таки во всей красе показал, что происходит с оригиналом после создания клона, но уровень паранойи, недоверия к окружающим, масштабности происходящего и общая мрачность картины значительно превосходят фильм Дона Сигела.
11 апреля 2009
Достаточно сложно и далеко не всегда возможно переложить литературное произведение на язык кинематографа. И даже если попытка сделана, не факт, что она окажется удачной. Удачной даже не в смысле непосредственного повторения произведения, а в плане того, как донесена идея и насколько лента окажется удобоваримой и актуальной. Поэтому далеко не всё, написанное на бумаге, оказывается на экране. Шедевру же Джека Финнея была уготована долгая и разнообразная кинематографическая жизнь, воплощённая далеко не в одной экранизации. Кстати, этот процесс продолжается до сих пор.
Лента Филиппа Кауфмана «Вторжение похитителей тел» 1978 года является не оригинальной версией, а римейком классического «Вторжения» Дона Сигела 1956 года. Что интересно, Кевин МакКарти (главный герой «первого» фильма) и сам Сигел приняли участие в проекте Кауфмана, сыграв эпизодические роли (пробегающего человека и таксиста соответственно).
Дождь. По всему городу распускаются необычные цветы. Очень скоро жители города начинают замечать странные изменения, происходящие с их близкими, знакомыми. Но это только начало. Им предстоит столкнуться со странным, апатичным поведением окружающих, со словно укутанными в кокон телами спящих людей, с отвратительными гигантскими цветами, рождающими на свет клоны спящих, со страхом, обуявшим временно уцелевших и с безнадёжностью положения.
Сюжет таков, что будь картина снята сегодня, о ней обязательно сказали бы не слишком приятное слово — штамп. Но это сегодня, когда кинорынок заполнен повторяющими друг друга историями, соревнующимися только разве что в степени задействования компьютера. А Сигел и Кауфман стояли у истоков, при чём с блеском справились со своей задачей. Честь им и хвала за это. Не всегда и не все помнят имена родоначальников того или иного явления, но названные выше имена более чем достойны остаться в памяти.
С самых первых кадров видна планка, взятая режиссёром. Свидетельством тому являются отличные спецэффекты, которые появляются в самом начале и радуют зрителя до конца фильма. Размножение спор, образование цветов, рождение клонов, умилительная собака с человеческим лицом… Работа Кауфмана и команды явно не проходная, иначе не увидели бы мы столь естественных спецэффектов, сделанных просто высококлассно и на совесть. Не устаю петь дифирамбы мастерам прошлых десятилетий, ибо никакой компьютер никогда не даёт настолько живого атмосферного ощущения, настолько чёткого погружения в происходящее, что картинка на экране и реальность буквально смешиваются.
Дональд Сазерленд, как всегда, произвёл только благоприятное впечатление. Было достаточно интересно увидеть его в таком возрасте, когда пышную причёску ещё не тронула седина, когда ему ещё не присуща была его полукомичная улыбка. Абсолютно серьёзная продуманная роль, с которой он великолепно справился, собственно, как и его коллеги по цеху Брук Эдамс и Джеф Голдблум.
В ленте вообще не наблюдается присутствие даже лёгкого юмора. Причиной тому является, во-первых, сценарий по роману Финнея, фантаста, который славится именно философским, глубоким, но нисколько не юморным повествованием, в отличие от многих других писателей этого жанра; а во-вторых, неизменная отличительная черта лент 50—70-хх — драматизм. Да-да, фильмы этой эпохи второй половины 20 века не столько страшные, даже если в графе «жанр» стоит «ужасы», сколько драматичные и глубокие в эмоциональном плане. Может даже хотя бы за это стоит любить старое доброе кино, потому что переживания вместе с героями фильма дорогого стоят.
Есть момент, который слегка подпортил ощущения от просмотра. Создаётся впечатление, что кино снято своеобразными «волнами» — от одного динамичного впечатляющего эпизода до другого. А между «волнами» образовываются некие островки спокойствия, посвящённые долгим диалогам или чуть заметному развитию событий, подчас эти «островки» весьма скучные и чрезмерно затянутые, что, честно говоря, общее впечатление портит, правда, ненамного.
Итак, в арсенале достоинств фильма мы имеем бессмертный сюжет, отличную игру актёров, впечатляющие спецэффекты, ненаигранный драматизм, жутковатую атмосферу, погружающую в себя эмоциональность и — неожиданную, подобную холодному душу концовку. Рекомендуется всем любителям кинофантастики и просто ценителям классического кино разных жанров.
4 марта 2009