| Рейтинг фильма | |
IMDb
|
6.6 |
| Дополнительные данные | |
| оригинальное название: |
Мориц, дорогой Мориц |
| английское название: |
Moritz, lieber Moritz |
| год: | 1978 |
| страна: |
Германия (ФРГ)
|
| режиссер: | Харк Бом |
| сценарий: | Харк Бом |
| продюсеры: | Наталия Боваков, Майкл Видерманн, Харк Бом |
| видеооператор: | Вольфганг Трой |
| композитор: | Клаус Дольдингер |
| художники: | Гудрун Хильдебрандт, Irmgard Matzen, Ханс Цильман |
| монтаж: | Яне Зайц |
| жанр: | драма |
|
Поделиться
|
|
| Дата выхода | |
Мировая премьера:
|
15 сентября 1978 г. |
| Дополнительная информация | |
Возраст:
|
18+ |
Длительность:
|
1 ч 36 мин |
Золото с клетки, в которой пока ещё живёт пятнадцатилетний Мориц, уже потихоньку осыпается, тщательно собираемое судебными исполнителями, выгребающими из богатого дома имущество в погашение долгов его обанкротившегося отца. А тут ещё отчуждение матери, издевательский смех одноклассников, интерес к интимному делу и робкие потуги себя испытать, натыкающиеся на глухоту одиночества, деля его с прирученным крысёнком и размышляя о словах больной бабушки, заточённой в лечебнице, выпрашивающей у внука лёгкую смерть.
Не перегружая кино страстями, его создатели выбрали ровный повествовательный ритм наблюдений, сопровождая главного героя в спорах с учителем, выслушивая его упрёки матери и вопросы, которые он задает себе и другим, глядя глазами подростка на ненавистных соседей по парте и в замочную скважину с вожделенным желанием ощутить.
Камера преследует Миаэля Кебсчула (Michael Kebschull), педантично фиксируя его реакции на обиды и подлость, чужие страдания и свою личную боль, помогая режиссёру передать состояние мятежного и мятущегося подростка в пору естественных и вынужденных перемен, физическое и внутреннее напряжение, требующее разрядки и освобождения сил.
Актёр, минуя крикливые позы и буйство слов, прочувствованно передаёт всю гамму состояний, через которые проходит его неопытный герой в поисках своего места в мире и своего пути, справедливо рассчитывая на помощь сценария, прокладывающего ему верный курс к постижению истины, что при целенаправленном гуманизме истории не принижает её положительных черт.
Вращаясь вокруг вечных тем переходного возраста, кино педагогично оттеняет ценность дружбы и достоинства крепкой семьи, не отрицая при этом самостоятельности мыслительного процесса главного героя, вынужденного неоднократно переступать незримый порог, постигая себя и идентифицируя остальных, начиная делать собственные выводы и принимать критические решения, определяющие его самого.
Это принято называть становлением личности. Таким оно, наверно и было в семидесятых, не знавших бремени социальных сетей, когда близость была в телесном касании, а дружеский союз подкреплялся реальной битвой с дураками, где все вместе, плечо к плечу, глаза в глаза. А глаза здесь решают всё. Глаза Морица, меняющие его взгляд с презрительного на влюблённый. Критический, сомневающийся, растерянный и счастливый — меняющиеся состояния, вслед за которыми меняется и его жизнь. Символичной при этом оказывается одна из начальных сцен этого фильма, когда, сбитый машиной, парень, лёжа на асфальте, с трудом, медленно меняясь в лице, приходит в чувство, поднимаясь на ноги, чтобы постоять за себя.
3 октября 2012