Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.2 |
IMDb | 6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Транссибирский экспресс |
год: | 1977 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Эльдор Уразбаев |
сценарий: | Никита Михалков |
видеооператор: | Вадим Алисов |
композитор: | Еркегали Рахмадиев |
художники: | Идрис Карсакбаев, Валентин Перелётов, Михаил Колбасовский, Александр Ророкин |
монтаж: | Л. Раева |
жанры: | боевик, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 18 октября 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 18+ |
Длительность: | 1 ч 33 мин |
Оказывается качественные жанровые боевики снимали и в Советском Союзе. 'Транссибирский экспресс' тому самое точное подтверждение. Тут Вам и кабаре, и напряжение, и игра внутри игры, обман, покушение на международную провокацию. Все это помножено на достойный подбор актеров и вдохновенную работу камеры. Практически все действие происходит в поезде, но за счет креативного подбора планов 'клаустрофобия' не сковывает зрителя. Как и в реальной жизни драк и перестрелок тут немного, но все они предельно реалистичны и в некоторой мере отдают скрытый реверанс лентам о Джеймсе Бонде. Очевидно, что создатели очень внимательно и не менее критично смотрели сцену драки в поезде в 'Из России с любовью'.
Да и на создателей нужно обратить особое внимание. В качестве сценаристов тут выступили Андрей Кончаловский, Никита Михалков и Александр Адабашьян. И подбор актеров был в том числе из их условной команды. Поэтому в небольшой, но запоминающейся роли промелькнет (а точнее будет скакать на лошади) Наталья Аринбасарова - супруга Андрея Кончаловского. Одну из ролей блестяще исполнит Олег Табаков, сыгравший у Михалкова Обломова. Здесь Табаков одновременно мил и циничен.
Главная роль была отдана очаровательной Нонне Терентьевой. Она снималась и у Кончаловского, и у Никиты Михалкова. Снималась с Никитой в короткометражной 'Шуточке'. В этом фильме она получила неимоверно подходящую роль. Холодная красавица готовая слепо бездумно исполнять жестокие приказы. Она показала насколько опасной может быть внешняя красота лишенная внутренней осмысленности.
Успех этой ленты в том числе строится и на контрасте очарования Терентьевой с простодушием Асанали Ашимова. Наивный и нескладный он с самого начала представляется лучшей мишенью для злоумышленников, а также и робким проводником желаний своей названной супруги (персонаж Терентьевой). Но на искусном умении притвориться более слабым и строиться эта лента. Так перед нами немногословно и сдержанно разворачивается гениальная шахматная игра контрразведчиков.
На мой вкус, в сравнении с самыми жесткими западными боевиками Cэма Пекинпа и Терренса Янга фильм Эльдора Уразбаева не уступает им, а в некоторых компонентах и превосходит.
8 из 10
23 февраля 2024
Фильм — струна души думающего, мыслящего человека. Переиграть, а не перебегать. Перехитрить, а не перекалечить. Рукопашный бой — защита жизни. А ещё смекалка, психология, высочайший артистизм. И служение Отечеству во главу.
Невозможно передать несколькострочьем громадный пласт вложенный в сюжет. То, что дополняет увиденное, услышанное, розданное авторами фильма нам зрителям. Конечно же, в первую очередь это сопоставления схожих тематических сюжетов. Разведка. Разведчики. Резиденты. В лицах актёров. Застывшие воплощения. Как многому они нас научили. Как многое они нам дали для формирования себя. Принципы, характер, верность, долг — кристаллы построения личности через всё самое ценное, значимое. И духом мы стали сильней.
«Щит и меч» со Станиславом Любшиным привёл на «защиту Родины» Владимира Путина. Разве не впечатляет? Ни образчик ли это правильной огранки людской породы? И сколько таких примеров не озвученных публично?
Борьба мировоззрений посредством воплощённого на экране образа. Конкретного человека. Изо дня в день находящегося под прессом возможного разоблачения. В среде людей, чьи взгляды тебе чужды и противны. Неразделяемы тобой. При этом как пёс, смотреть в глаза, и вилять хвостом в знак подобострастного согласия. Подстройка. Каждодневная, ежеминутная. Таков персонаж Асанали Ашимова. Фонтанирующий юмором, бряцающий словами, искрящийся улыбкой. И под этой маской проницательность углублённого анализа, наблюдательность и безошибочная оценка обстановки, человека, ситуации, противника. Ну кто ещё из воспроизведённых на экране образов работал под «идиота», под «кретина». А ведь именно так «величает», воспринимает «своего мужа» в фильме мадам Демидова. И ведь искренна в своём заблуждении. Искренна. Раскрой ей кто-либо истинное лицо Чадьярова, не поверит. Уж себя то она считает тонким психологом наверняка. А наш Весёлый Фан скользит лучистым умиротворением наслаждаясь освоенным образом, — «Сашенька, что такое?». Или совсем уж форменное издевательство, — «всё хорошо, скоро задание получим». Как мило! Какая прелесть! Смаковать фразу за фразой, сцену за сценой, подачу за подачей. Какая выдержка, а? Какой мастер? Игра высочайшего полёта духа, а ведь чуть оступился, отошёл от легенды, оговорился, сфальшивил, — а значит, не убедил кого-то своим образом, своей игрой, заставил усомниться в тебе или ещё хуже — взять тебя на контроль, поближе присмотреться… и вот уже летишь в пропасть. Подвальные казематы с инструментарием для пыток, приготовлены. Добро пожаловать.
Припоминаете, как это было в одной из сцен «Семнадцати мгновений весны»? Макс Отто фон Штирлиц осматривается в святая святых Генриха Мюллера и его взору щипцы, клещи, пинцеты, зажимы…- утварь ада, — рвать плоть, тянуть из человека правду.
Или холодный взгляд змеи удава Николая Григорьевича Щукина, начальника контрразведки генерала Ковалевского с его леденящим каплями-словами, без крика, истерики, повышения голоса, — «когда мы начнём Вас пытать по настоящему Вы скажете всё. Но отсюда уже не выйдите. Мы не выпускаем калек. Сами понимаете, нужно соблюдать нормы приличия». Дантовские круги в «Адъютанте его превосходительства». И за словами этими, холодный ужас. Садистская машина без тормозов прямо перед тобой. Действо ещё не разыгралось, но само представление и финал сознание живописует явственными муками жути.
Отчасти их испытал на себе Савушкин в «Мёртвом сезоне». Притороченные ремнями-жгутами к креслу руки и широкоплечий громила как исповедальный демон с кулаками, словно пивные кружки. Подносит хук под нос и подносит хук под рёбра. Чередуя разнообразие. Разведчик Ладейников торопится помощью, слыша монотонные вопросы и следующие за ними удары «Кто с тобой работает, говори. Кто ещё с тобой работает…».
Такая же сцена уготована и Весёлому Фану, советскому разведчику, работающему под прикрытием в Китае. Погром заведения и личное избиение как побуждение к принятию чужой воли. И улыбается кровяным ртом расшатанному зубу, — «ничего не поделаешь, придётся ехать…». Каков юмор, однако. И ведь органично, правдоподобно всё от начала до конца. Сколько положено здесь дублей для убедительности? А в других сценах? И нет недовольных. И не к чему придраться. Всё по самому высокому стандарту.
Константин Григорьев в роли Шнайдера и Олег Табаков в роли Федотова — достойные противники наделённые … биографией, философией, мировоззрением. Это одушевлённые персонажи. Имеющие свои лица. Прорисованные. Они не фабульные и не картонные. И игра их также хороша, как и всего оркестра исполнителей в целом. Здесь мы имеем запоминающиеся образы, тревожащие зрителя своим исполнительским искусством.
«Транссибирский экспресс» скользящий полотном железной дороги готовит зрителю занимательное зрелище полное приключений с разгадыванием многочисленных кроссвордов, где цена — жизнь японского предпринимателя Сайто, чекиста Касымханова, истеричной Сашеньки и всего поездного состава. И зрелище, как многослойная основа сдобного пирога, не пресное. Скорее, наоборот, с изыском.
8 из 10
25 сентября 2018
Фильм порадует тех, кто любит шпионские истории и детективы, действие которых происходит в замкнутом пространстве с ограниченным числом подозреваемых.
Советский разведчик Чадьяров, шпионская одиссея которого началась в фильме «Конец атамана» (1970), а теперь с блеском играющий роль туповатого владельца ночного клуба, должен предотвратить убийство японского бизнесмена, решившего торговать с СССР. Известно ему только место предполагаемого преступления — вагон в шикарном транссибирском экспрессе до Москвы.
«Идеологическая начинка» первоклассного, динамичного детектива играет здесь второстепенную роль — как хитрый отвлекающий маневр, придуманный сценаристами фильма Андреем Кончаловским и Никитой Михалковым, чтобы не раздражать бдительных советских цензоров и спокойно поиграть в любимый многими зрителями жанр.
Атрибуты которого полностью соблюдены — есть здесь и роковая красавица, и ложные ходы, сбивающие с толку, и коварные злодеи, и, конечно же, хитроумный главный герой, с блеском выходящий из всех смертельно опасных передряг. Стоит отметить превосходную игру казахского актера Асанали Ашимова, с чисто восточным хладнокровием распутывающим подброшенные ему головоломки.
12 ноября 2011
В далекие семидесятые Никита Михалков не был забронзовевшим классиком. Он просто снимал отличные фильмы, а иногда даже писал хорошие сценарии для других режиссеров. Таков «Транссибирский экспресс», созданный в соавторстве с братом Андроном и Александром Адабашьяном. Впрочем, именитые сценаристы — далеко не единственный повод посмотреть «Транссибирский экспресс».
Это кино для всех, кто любит советские фильмы про разведчиков. Мне вспомнилась шутка из старой юмористической телепередачи: «Каждый народ имеет право на своего Штирлица». Советский разведчик Касымхан Чадьяров (казах по национальности) — главный герой кинотрилогии «Конец атамана» — «Транссибирский экспресс» — «Маньчжурский вариант». Чадьяров успешно действует в тылу врага почти четверть века — масштаб, вполне сравнимый с легендарным Штирлицем. Слово «трилогия» не должно вас смущать. Каждый фильм здесь — вполне законченное произведение, а «Транссибирский экспресс», на мой взгляд, наиболее удачная картина из трех.
Этот немолодой, грузный человек совсем не тянет на героя боевика. Для большинства он — хозяин кабаре в китайском городе Харбин, глуповатый обыватель, далекий от политики. И только для избранных — резидент советской разведки. Конечно, Чадьяров умеет и драться, и бегать по крышам движущихся вагонов, но это скорее уступка массовому зрителю, чем сюжетная необходимость. «Транссибирский экспресс» в большей степени психологический детектив, а не боевик.
Авторы не стали изобретать велосипед и поместили своих персонажей в международный вагон поезда, обозначенного в названии фильма. Классическая ситуация, но наблюдать за ней весьма увлекательно. При этом герой должен не расследовать совершенное убийство, а предотвратить готовящееся. Вычислить среди пассажиров исполнителей, просчитать их тактику и самому не стать мишенью… Время ограничено и никакой связи с Центром — кажется, миссия невыполонима. И оттого, что Чадьяров никакой не супермен, ему сопереживаешь еще больше. Это прежде всего человек, изрядно уставший и тоскующий по Родине. Бескрайняя степь и мужчина, бредущий навстречу заходящему солнцу — этот емкий поэтический образ проходит через весь фильм.
Для режиссера Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс» стал дебютом в кино, однако уже здесь отчетливо виден настоящий профессионал. Через десять лет Уразбаев снимет «Визит к Минотавру», один из лучших советских детективов…
9 из 10
20 июля 2011