Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6 |
IMDb | 6.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Телефон |
английское название: |
Telefon |
год: | 1977 |
страна: |
США
|
слоган: | «They'll do anything to stop Telefon. The operation that can trigger 51 human time bombs.» |
режиссер: | Дон Сигел |
сценаристы: | Питер Хайамс, Роберт Фрост, Уолтер Уэйджер, Стирлинг Силлифант |
продюсер: | Джеймс Б. Харрис |
видеооператор: | Майкл С. Батлер |
композитор: | Лало Шифрин |
художники: | Тед Хаворт, Уильям Ф. О’Брайэн, Ластер Бейлесс, Эдна Тейлор, Роберт Р. Бентон |
монтаж: | Дуглас Стюарт |
жанры: | боевик, триллер, драма, криминал |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 16 декабря 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 42 мин |
… Итак, КэйДжиБи раскрывает заговор СТАЛИНИСТОВ и устраивает его участникам казнь через несчастный случай. Однако, один из заговорщиков (ПОХОЖИЙ НА БЕРИЮ) сбегает в США с секретным блокнотиком и кодовой фразой. Тут он начинает названивать простым американцам, которые от фразы превращаются в зомби, достают из кармана бомбу и бегут взрывать ближайший промышленный или военный объект.
Генералы КэйДжиБи посылают по следам маньяка (ПОХОЖЕГО НА БЕРИЮ) суперагента майора Борзова, с заданием ликвидировать проклятого СТАЛИНИСТА, потому что на дворе разрядка и переговоры с американцами. В помощь ему дают агентшу-блондинку и Магнум 357. Но Борзов не знает, что в случае успеха, КГБ и ЦРУ планируют убить его самого.
Уф, как же я поначалу испугался. Испугался, что знаменитый американский режиссёр, автор «Грязного Гарри» Дон Сигел двинул крышей. Такое, кстати, бывает, вспомним пример фильма «Шпионский мост», где одновременно оскоромились клюквой Спилберг и братья Коганы. Вот и тут накал клюквы на старте был такой, что я подумал…
Слава богу, нет. Чем дальше в лес, тем очевиднее становится, что клюквенность тут нарочитая, с перебором. Бронсон чуть серьёзней чем надо отыгрывает стереотипный образ «мрачного русского», Ли Ремик чуть ярче чем надо исполняет коварную блондинку, ЦРУшники пережимают с образом шпионов-интеллигентов, а уж после шикарной прогулки генералов КГБ с сигарами под луной, когда пообещали разобраться с Кубой, стало абсолютно ясно, что это просто тонкое издевательство над жанром шпионского триллера. Помните, был такой жанр в СССР — иронический детектив? Ну вот это иронический триллер.
Милейшее кино, милейшее. Градус иронии определён очень точно, фильм не превращается в откровенную комедию или комикс про Бонда. Чуть там, чуть тут — и вы улыбаетесь до ушей, особенно если любите жанр. Тут оператор подыграл, тут СТРАШНАЯ музыка сработала, тут — отсылка или цитата, коих множество… И вы видите ухмылку режиссёра, подшучивающего над зрителем.
Резюме: мастерски сделанный ироничный фильм, актёры играют с удовольствием, режиссёр глумится. Рекомендую.
З. Ы. Помимо всего прочего, там ещё и диалоги шикарные, причём — на почти серьёзных щщах.
2 мая 2021
После событий Карибского кризиса, в ходе которых мир как никогда был близок к развертыванию третьей мировой войны, каждая из сторон конфликта сделала соответствующие оргвыводы. КГБ, в частности, запустили программу под кодовым названием «Телефон». Суть проекта заключалась в том, что при помощи наркогипноза нескольким молодым сотрудникам КГБ внушили, что они — настоящие американцы. По поддельным документам их переправили в Штаты, где рассредоточили по территории «дружественного» государства. Теперь в случае очередного противостояния, близкого к войне, у СССР будет козырь в рукаве — шпионы в тылу врага, готовые по команде произвести любые провокации без колебаний. «Активация» каждого из этих камикадзе осуществляется самым простым способом — по телефону; достаточно произнести ключевую фразу, в данном случае четверостишие Роберта Фроста с упоминанием русской фамилии агента. После этого псевдоамериканец начинает действовать по заложенной в него программе, которая, как правило, заключается в том, что необходимо ценой своей жизни подорвать некий близлежащий стратегический объект…
Прошло 15 лет. Война, слава богу, так и не началась. Ничего не подозревающие агенты продолжают наслаждаться всеми прелестями капитализма. И тут случается непредвиденное — русский диссидент-сталинист Николай Дальчимский (его роль исполняет знаменитый доктор Лумис из «Хэллоуина» — Дональд Плезенс), бывший работник архива КГБ, похищает одну из двух копий полного списка внедренных по проекту «Телефон» агентов и с этим списком покидает страну. Спустя несколько дней он начинает, одного за одним, активировать шпионов, а те, в свою очередь, достают из запасников старые советские взрывные устройства и в стиле «Гастелло» атакуют военные объекты.
В СССР подобное развитие событий никого, как ни странно, не воодушевило. Координаторы проекта, полковник Мальченко и генерал Стрельский, озабочены тем, что Дальчимский может либо проговориться, либо, что еще хуже, активировать всех шпионов сразу, что, в свою очередь, может спровоцировать Штаты на непредсказуемые действия. Самое обидное, что за 15 лет большинство целей, заложенных в программу уничтожения, утратило своё стратегическое значение, поэтому даже с точки зрения профилактики, эта ситуация КГБ не устраивает. Самое неприятное для руководства комитета в том, что нового госсекретаря КПСС «забыли» уведомить о существовании проекта «Телефон», а значит, если всё выплывет наружу, полетят не только партбилеты, но и головы.
Единственный способ красиво выйти из создавшегося положения — устранить причину в лице непонятно чем руководствующегося Дальчимского. Для этих целей в Америку снаряжают майора Григория Борзова (Чарльз Бронсон). Задача у майора предельно простая — нейтрализовать диссидента и подчистить хвосты…
Шпионское кино — очень тонкий жанр. Шаг влево, шаг вправо и сразу впадаешь в крайности. Недоборщишь — получается унылое г.. но, переборщишь — фильмы про Джеймса Бонда. К сожалению, у Дона Сигела, создателя культового полицейского боевика «Грязный Гарри», не получилось переборщить. «Телефон» представляет собой отличный образец того, как НЕ надо снимать кино про шпионские страсти.
Начнем с того, что вся эта история представляется высосанной из пальца, особенно мотивы и методы главного «злодея» Дальчимского. Зачем мелкому сотруднику архива КГБ понадобилось играть в войнушку, тем более на враждебной территории? Если все шпионы активируются простым телефонным звонком, почему нужно было колесить из штата в штат, а не сделать все 50 звонков из какого-нибудь канадского мотеля? Я не читал литературную основу фильма, книгу Уолтера Вагера, но полагаю, большинство этого бреда вынесено напрямую оттуда. Помогал ему, кстати, другой известный сценарист и режиссер — Питер Хайамс, из-под пера которого часто выходят редкостные дешевки вроде «Конца света» или «Мушкетера». Впрочем, другой роман Вагера, по которому был снят второй «Крепкий орешек», оказался немного поживее. Как говорится, раз на раз не приходится.
Известный герой боевиков и вестернов, один из участников «Великолепной семерки», Чарльз Бронсон в роли русского майора Борзова откровенно разочаровывает и смотрится очень тоскливо. Это определенно не вершина его актерской карьеры. Даже Арнольд Шварценеггер, которого трудно представить в роли капитана советской милиции, исполняя роль Ивана Данко в «Красной жаре», выглядел намного правдоподобней. Радует только то, что в отличие от большинства голливудской продукции, здесь русский кэгэбэшник — это всё-таки положительный персонаж, хоть и не вызывающий ни сочувствия, ни участия.
В отношении американских фильмов про СССР и Россию очень часто употребляется выражение «развесистая клюква». В случае с картиной Сигела — это выражение очень даже уместно. Все эти пейзажи заснеженной Москвы, сделанные в Финляндии с непременной демонстрацией позолоченных православных храмов. Бессменные каракулевые воротники и папахи, шапки-ушанки, спешно переделанные под «Калашников» М-16, портреты Ленина чуть ли не в каждом советском туалете и прочие «традиционные» атрибуты. Единственный на моей памяти более-менее достоверный (и то с большой натяжкой) фильм про СССР тех времен — это «Парк Горького» Майкла Эптида. Там, по крайней мере, капитан милиции не строил из себя супермена, передвигался на раздолбанной и часто глохнувшей «копейке», жил в однокомнатной квартире и был похож на живого человека, а не терминатора. Впрочем, до «Парка Горького» картине Сигела — как до Китая пешком.
Фильм, безусловно, смотреть не стоит. Разве что из целей постебаться, но даже в этом ракурсе кинцо достаточно скучное. Кстати, один из эпизодов «Телефона» про секретаря-камикадзе здорово обыграли в первой части «Голого пистолета» с Лесли Нильсеном.
3 февраля 2015