Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.9 |
IMDb | 6.8 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Семь нот в темноте |
английское название: |
Sette note in nero |
год: | 1977 |
страна: |
Италия
|
слоган: | «Suddenly she could see into the future... and saw her own murder...» |
режиссер: | Лучио Фульчи |
сценаристы: | Лучио Фульчи, Роберто Джанвити, Дардано Саккетти |
продюсер: | Франко Кукку |
видеооператор: | Серджо Сальвати |
композиторы: | Франко Биксио, Фабио Фрицци, Винс Темпера |
художники: | Лучиано Спадони, Массимо Лентини |
монтаж: | Орнелла Микели |
жанры: | ужасы, триллер, драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 10 августа 1977 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 37 мин |
«Семь нот в темноте» далеки от фирменных чрезмерных ужасов Фульчи. Это очень хитроумный джалло без Gore-феста, но тем не менее включающий в традиционный загадочный сюжет формы смерти и точку зрения жертв. Это фильм о женщине, которая грезит убийством, верит в рок, и действительно попадает в ловушку действительности, похожей на какой-то ужасный, нелогичный сон, из которого нет выхода. Дамская готика, отдающая дань сексуальной свободе, что пронизывала культуру 70-х, и последствиям этого — с явной отылкой к рассказам Эдгара По «Черный кот» и «Бочонок Амонтильядо».
Финал, в котором сценография Фульчи наконец пересекается с неспроста упомянутой в этом фильме картиной Вермеера «Любовное письмо», тревожен амбивалентностью к судьбе главной героини: потенциально добро здесь способно победить зло, но уверенность в том, что убийца не избежит наказания за свои преступления, а Вирджиния выйдет из замкнутого пространства, подрывается эстетикой женских фигур, заключённых в рамке открытой двери, отражающейся в зеркале голландского дома более чем 350-летней давности, в который зрителю картины в картине будто дано заглянуть через замочную скважину.
23 апреля 2020
Этот талантливый фильм был создан режиссёром Лючио Фульчи (Lucio Fulci) на зыбком творческом балансе меж успешной карьерой в отснятых джалло и ещё будущим откровенным хоррором, отчего картина выдалась запутанным детективом с одновременным налётом пугающей сверхъестественной мистики. Сюжет рассказывает о женщине, которую посетило странное видение о совершённом убийстве, но попытки собрать вместе загадочный пазл разума приводят к устрашающей догадке, что это было не только чьё-то трагическое прошлое, а её будущее, открывшее свою пелену в предостережение.
Автор мастерски обращается с саспенсом, чарующе обволакивающим кадр каким-то затаённым подвохом, пульсирующим лишь в подсознании, выходя за рамки рационализма. Деликатно по-хичкоковски бытовой повседневный мир наполняется таинственной жутью за счёт лишь одной жанровой атмосферы, чтобы больше завораживать зрителя хитрой интригой, нежели натуралистично пугать. А ведь разыгранный детектив может с лихвой похвастаться высоким результатом по части интеллектуальной игры в поиск обязательного истинного душегуба, прячущегося за фасадом доброжелательности, и ещё не до конца оформившейся персоны жертвы, не осознающей фатальную роль в пьесе с убийством на фоне линчевской Красной комнаты. К прочему сценарий, изобилуя виртуозной визуально-звуковой демонстрацией противоречивых чувств главной героини, бродящей в потёмках образов, обладает невероятно тонким любовным признанием к наследию классика Эдгара Аллана По (Edgar Allan Poe), удачно перефразируя его байку о чёрном коте в эквиваленте нот. При этом работа проделана бережно к зрителям, даря исключительно приятный шлейф фабулы книжного варианта в совершенно новой огранке, профессионально соблюдая правила хорошего детектива, выдержанного вплоть до апогея в своём секрете.
В целом лента дарит удовольствие не только ценителям фамилии итальянского мастера «страшного» кино, находящегося на уверенной творческой высоте в жанре во всём его многообразии подразделов, но и просто зрителям, смакующим захватывающие интригующие детективы с почти неуловимой мистикой, судьбоносно ведущей главную героиню истории по закоулкам метафизических подсказок видения, открывающего путь к роковой темноте, где звучат семь коротких нот.
8 из 10
28 сентября 2014
Лючио Фульчи — это одно из наиболее синонимических имён, фигурирующих в итальянском хорроре. Многие проплаченные кинокритики привыкли сравнивать Фульчи с Гершелом Гордоном Льюисом, как одного из жанровых «отцов экранной жестокости». Фульчи отвественен за создание таких гротескных шедевров, как «Седьмы врата Ада», «Нью-Йоркский потрошитель» и, конечно же «Пожиратели плоти». Однако, мало кому известно, что в его хоррор-фильмографии, помимо кровавых и жестоких лент, существует одна, которая существенно от них отличается. Отличается настолько, чтобы оставить некоторых фанатов метра недовольными. Почему так?
Вот мы и добрались до одной из самых неоднозначных, и, пожалуй, самой уникальной картины итальянского маэстро хоррора — Лючио Фульчи. «Семь нот в темноте» — это жанрово смешанный, неординарный и крайне спорный фильм, который при первом просмотре очень непросто присоединить к какой-то определённой жанровой принадлежности. При своём, казалось бы, вполне очевидном и неприкрытом уклоне в стандартный криминальный детектив, эта кинолента Лючио Фульчи преподносит зрителю массу неожиданностей и нехарактерных для стандартного детектива примочек. Начинается лента более чем очевидным уклоном в мистику, когда мы видим маленькую девочку (впоследствии — главную героиню фильма), которой является очень брутальное видение страшного самоубийства её матери. Далее сюжет перебрасывает нас на много лет вперёд, где уже изрядно повзрослевшая героиня будет вынуждена столкнуться с некой страшной загадкой, связанной с давнейшим убийством и начинается детектив.
Общий базис картины представляет некую смесь рассказов Эдгара По и классического итальянского «Джалло», комбинирующий лейтмотив нетривиального героя (в нашем случае — героини), стремящегося разгадать смертельно опасную тайну с фетишистской атмосферой и медленно надвигающейся, неотвратимой бедой. Однако, в данной работе Фульчи не ставит себе задачу просто подстроиться под авторские марки Марио Бавы и Дарио Ардженто, а добавляет кое-чего своего, некую особую марку угрозы, элегантности, и жесткого в психологическом отношении чувства дискомфорта, возникающего едва ли не на подсознательном уровне во время просмотра. То есть, постановщик давит на зрителя абсолютно не так, как он к этому привык, будучи знакомым с итальянским жанровым кинематографом. Страх тут нагнетается косвенно, но в то же время очень эффектно. Даже в очень спокойных и лишённых динамики эпизодах, ощущаешь, как на заднем плане затаилось что-то злое и опасное. Что действительно сильно выделяет именно эту работу на фоне остальных творений метра — это практически полное отсутствие графической жестокости, за исключением сцены самоубийства женщины в начале и обнаружения окровавленного трупа старушенции, кровь и мясо в «Семи нотах» отсутствуют вообще. Всё верно, перед вами практический бескровный хоррор авторства Лючио Фульчи и именно это делает его ещё более уникальным.
Героиня Дженнифер О`Нилл представлена зрителю как неприспособленный к паранормальному, интуитивный медиум, чьи видения жестокого убийства, совершённого в доме её мужа, впоследствии помогают отыскать ключ к разгадке, тем самым приводя к появлению новых смертей. Как только она подбирается к страшной правде происхождения замурованного в стене трупа и некоторых краденных художественных атрибутов, она также обнаруживает связь с правами на собственное наследство, относительно которых всё гораздо сложнее, чем, кажется сперва. Что пытаются показать ей странные видения: прошлое давно минувших лет или же предупреждения о грядущей опасности за собственное будущее? Режиссёр настолько умело и грамотно балансирует между подсказками, что ты никогда не знаешь, что же произойдёт дальше и где же зарыта собака в той или иной ситуации.
Визуальная сторона фильма — это отдельная тема. «Семь нот в темноте» это один из самых красивых фильмов, что я когда-либо видел. Операторская работа и монтаж просто поражают воображение своим виртуозным мастерством. Оператор будто бы обхватывает не только каждого отдельного актёра, но каждый отдельный объект реквизита фильма. Камера снимает так, что нам позволено рассмотреть каждый кадр буквально до миллиметра, особенно хороши планы красиво обставленных комнат особняков жителей провинциального городка. А уж как чудесно снята начальная сцена суицида матери главной героини, это просто необходимо видеть своими глазами, даже сейчас, во второй половине 2010-ых годов, она поражает своей технической стороной. Время от времени монтажёр будет подбрасывать нам небольшие подсказки из кадров, фиксирующих либо уже произошедшее, либо только собирающееся. Не отстаёт от общего настроя и прекрасная цветовая гама: лента снята преимущественно в ярко-красных тонах, перемешанных с тёмно-чёрными яркими белыми оттенками, что придаёт ей ещё большее ощущение элегантности.
Очевидно, что Джон Карпентер и Ирвин Кершнер вдохновлялись этой работой Фульчи во время создания триллера «Глаза Лауры Марс». Здесь и сам сюжет о наделенной сверхъестественным даром женщине, пытающейся вычислить преступника, и очень похожие операторские приёмы, и даже цветовая гамма, но особенно это заметно в развязке с выяснением личности маньяка, а также его мотивацией. Просто сравните эти две ленты, и вы поймёте, насколько велико было влияние этой работы мастера на Голливудских киношников. Но тот фильм всё-таки продукт на 100% голливудский, тут же у нас кино на все сто процентов европейское, созданное в рамках соответствующего стандарта. Да и что греха таить, у Фульчи получилось лучше, всё же, он был первее и смелее Карпентера. «Семь нот в темноте» — это эффектное, завораживающее и безумно красивое зрелище, которое не оставит неравнодушным никого, даже если и рискует кому-то не понравиться.
В итоге: «Семь нот в темноте» это очень необычное, уникальное и тонкое авторское кино, которое поймёт не каждый. Тем, кто привык созерцать от режиссёра брутальный и кровавый эксплуатейшн, наверняка разочаруются его минимализмом и сдержанностью, а также очень интеллигентным повествованием. Любителям же сильных психологических триллеров и густого саспенса картина покажется едва ли не идеалом, ведь всё, чего можно ждать от подобного рода триллера, здесь имеется в полной мере: сомнамбулическая атмосфера, крупные планы глаз, гипнотизирующая музыка и необъяснимый, охватывающий зрителя со всех сторон, ужас, делающий этот фильм Фульчи столь стоящим просмотра.
10 из 10
5 марта 2014
Триллер плодовитого итальянца Лучио Фульчи чем-то похож на бесконечный тоннель, в который зритель хоть и неспешно, но вполне свободно въезжает в надежде найти на другом конце выход к свету. Однако яркое пятно все время маячит где-то вдалеке, и даже если педаль газа продавлена в пол, оно не приближается ни на йоту. До съемок «Семи нот в темноте» Фульчи-режиссер попробовал себя в совершенно разных жанрах, от вестерна до криминальной комедии, а потому эклектика стилей последнее, что должно удивлять в его творчестве. В полуторачасовом представлении умещается детектив, психологический триллер, мистика, и даже элементы джалло маячат то тут, то там: вот они руки в кожаных перчатках, а кто тут из главных героев в убийцы крайний? Жанровая эквилибристика Фульчи в какой-то момент доходит до уровня показательного выступления, отнюдь не зацикленного на сугубо техническом мастерстве. Его героиня Вирджиния совсем не героиновая дура, какой может показаться в первых кадрах — виляющее авто, видения, ступор и блуждающий взгляд. Болезненные предчувствия оказываются не просто взглядом сквозь параноидальную призму — сон смешивается с реальностью и становится явью, покадрово.
В «Семи нотах» Фульчи старательно избегает привычной для себя эротики и лишнего натурализма, правда представляет в качестве предисловия сцену суицида, где главная роль отводится неказистому, хотя довольно убедительному манекену. Но кровь на лицах — вот все, что есть в фильме предельно жестокого. И во всей этой недосказанности кроется своя прелесть — не проходящее на протяжении всей ленты напряжение, словно тонкая шелковая ткань обволакивает героиню, укутывая её в тень неведения, где образы сновидений отчетливее происходящего на самом деле. Вмурованный в стену скелет не спешит открывать свои тайны, хотя чутье и подсказывает, что искать скелетов нужно скорее всего в старом шкафу. И Фульчи не спешит с ответами, ему словно и самому не интересно распутывать детективный клубок, куда забавнее вести немолодую, но чарующе красивую женщину по роковому и предопределенному пути. Вирджиния не пытается изменить судьбу, она, откинувшись на спину, плывет по течению, лишь изредка содрогаясь всем телом от холода мутной воды. И на этом фатальном пути ей попадаются все чаще врезающиеся в память символы, которые Фульчи расставил вдоль илистых берегов. Среди них нет новшеств и откровений: разбитое зеркало, ярко-красный плафон торшера, тлеющая сигарета, полупустой и захламленный дом. Лишь в совокупности вся эта мозаика образует целостный рисунок, возможно несколько сюрреалистичный, но от этого не менее четкий в своих контурах. И главное, не стоит ждать, что с титрами многое прояснится.
2 февраля 2014
Женщина становится свидетелем убийства. Впрочем, а было ли оно? Возможно все дело в игре воображения. А может быть, это просто предчувствие грозящей в будущем беды? Тогда возможно ли ее предотвратить?
Именно решением этих вопросов занята героиня фильма, которую сыграла Дженнифер О’Нил. Актриса, вроде не делает ничего особенного, но при этом весьма точно вписывается в сюжетную канву фильма.
Лючио Фульчи не акцентирует внимания на убийствах и нагнетании напряжения. Он старается навязать зрителю интеллектуальную игру. Предлагая паззл, составленный из сюжетных недомолвок, Фульчи предлагает зрителю следить за его сборкой. Тем более, что даже финальные титры не оставят зрителя спокойствии. Фульчи создал все возможности для послевкусия — наслаждение собственными интерпретациями концовок (что меня очень порадовало).
Отдельно хотел бы подчеркнуть, что «Семь нот в темноте» напомнили мне два других произведения. Одно — кинематографическое. Даже из этой небольшой рецензии, очевидны параллели с картиной Николаса Роуга «А теперь не смотри». Это на поверхности.
А если посмотреть глубже, то картина, конечно же может считаться интерпретацией произведения литературного — «Черного кота» Эдгара Алана По. Параллели тут не только в концовке, но и среди всех персонажей. Хотя, злополучного кота нет.
В итоге: суховатый стиль Лючио Фульчи не длжен смущать Вас — это более, чем достойное кино, напоминающее скорее интеллектуальную шараду, нежели giallo. Хотя, к «маньячным» фильмам я отнес картину совсем неспроста.
8 из 10
13 мая 2013
Молодая и привлекательная женщина Вирджиния столкнулась с нечто непостижимым и страшным. Ее сон, некогда спокойный и безмятежный, нарушен жуткими видениями, обьяснения кооторым она найти не в силах. И с каждой ночью холодный морок сна окутывает ее, сея зерна ужаса и неизвестности.
Фильм «Семь нот в темноте», снятый в 1977 году известным итальянским режиссером Лучио Фульчи, является по праву одной из наиболее интересных и ничуть не утративших актуальность работ данного режиссера. Играя жанрами, Лучио Фульчи блестяще сумел насытить эту ленту галлюциногенным мистицизмом и саспенсом в лучших традициях жанра, мастерски создавая в «Семи нотах в темноте» потрясающую и пугающую атмосферу, подкрепленную изысканной и мрачной работой оператора Серджо Сальвати. Чарующая игра света и тени и большая смысловая нагрузка на цветовую гамму стали настоящим украшением данной картины, в которой, однако, стиль не доминирует на содержанием, а лишь дополняет его, раскрывая глубинную суть происходящего.
Актерская игра в ленте столь же великолепна, как и ее режиссура. Дженнифер О,Нил в роли Вирджинии смотрится очень органично, играя свою героиню со страстью и даже внутренней одержимостью. Второстепенных героев отлично воплотили в картине Ида Галли, Марк Порель и Габриэле Ферцетти.
Отдельно хочется сказать о саундтреке, написанном Фабио Фрицци, Винсом Темперой и Франко Биксио. Именно саундтрек подчас создает в картине львиную долю ужаса, проникая своими мрачными переливами куда-то в подкорку мозга и будто завораживая во время просмотра фильма.
Я рекомендую этот великолепный фильм всем поклонникам фильмов ужасов и триллеров, особенно их итальянского направления, и, думаю, эту картину Лучио Фульчи Вы оцените по достоинству.
10 из 10
12 марта 2013
Второй фильм Лучио Фульчи в моем багаже, и вновь понравился, как и «Пожиратели Плоти», хотя является совсем другим, нежели он. Джиалло не протянуло свои гротескные лапищи в эту картину, а режиссер явил пример реализации микро идеи, возможно, собственного сна или чего-то подобного, что современники непременно сочли бы слишком малым материалом для целого фильма.
Женщина увидела видение наяву, столь яркое и правдоподоное, что решила определиться с тем, где и как все это присутствует в жизни. Дальнейшее действие превращается в образцово-показательный триллер, от которого вполне может стать не по себе (если бы я смотрел в другом месте, не отвлекаясь и в хорошем переводе — истинно захотелось самому продублировать картину!). Напряженность реальности искусно сплетается пугающей мистикой сна, от которого все никак не пробудится героиня и зритель. Пробуждение, надо сказать более чем эффектно, завораживающе пугает неясностью исхода, пусть составляющие уже к тому времени раскрываются. Отмечу, что кровь и смерть в этой картине не являются ни главными, ни необходимыми деталями, и, вполне могли бы отсутствовать вовсе, что радует после мясной предыдущей картины.
Отличный баланс операторской работы, актерской игры и сценарного искусства избравшего самые интересные варианты из не самых сложных в принципе. Местами кажется, что именно эти составляющие сапенса брал к себе на работу Линч, прогрессивно надстроивший скелет мистического триллера в своем варианте. Главная актриса, мало того, что неумеренно красива, так и словно влитая в этой роли, в это картинке, не строит глаза ужаса камере, но каждый раз акцентирует внимание на эпизоде. Она оттеняет всю остальную группу актеров, оставаясь один на один с происходящим и зрителем. Кадры игры со светом и тенью, отметившиеся присутствием по всему фильму, бесподобны.
В сухом остатке: можно сказать, образцово показательная раскрутка одной «фразы» на целый увлекательный фильм, с совсем небольшими недостатками, которые можно не замечать. Смотрите с оригинальной английской дорожкой — там диалоги не так уж сложны.
4 мая 2010
К сожалению, смотрел этот фильм в отвратительном переводе, от которого становилось тошно. Смысл происходящего передается смутно, горе-переводчик упрощает, сокращает фразы, не переводит их вообще, более того, он еще пытается играть голосом. Благо, лучшие сцены фильма без слов. Впрочем, с итальянским языком не знаком. Так что такой «перевод» лучше никакого.
Теперь непосредственно о фильме. Даже в наше время он смотрится очень неплохо. Фульчи умеет создать правильную атмосферу напряженности и нагнетает он обстановку разнообразными способами. Тревожное музыкальное сопровождение («семь нот в темноте «), полумрачные комнаты, игра света и тени. Герои перемещаются из света в тень и обратно. И из, казалось бы, полного мрака всегда пробивается свет, будь то свет в конце темного тоннеля, в котором затихает и шипит радио, или свет фар, виднеющийся в темноте в заднем стекле такси, или же красный огонек, который отчего-то становится все меньше и меньше. Ответ, что же это за огонек и почему он угасает — в конце фильма.
И все же основной способ создания саспенса — это цвета. Преимущественно, ярко-красный цвет, который призван будоражить наши с вами нервы. Красного тут много, иногда кажется, что даже слишком. Красные детали одежды, иных предметов, яркие интерьеры красных комнат (например, обои и абажур) — все эти символы настораживают и вызывают тревогу; это, как и видения Вирджинии — предзнаменовние близкой беды. Только в отличие от видений, красный цвет призван вызывать скрытую тревогу у зрителя.
Из других цветов можно заметить неестественно желтые «французские» сигареты, синюю пепельницу, фиолетовый в одежде.
Так же стоит отметить наличие множества крупных планов лиц и предметов. Это тоже создает определенную атмосферу, особенно, при видениях главной героини, когда играет громкая тревожная музыка, а момент происходящего в реальности резко меняется с видением, и затем камера дрожит и «наезжает» на лицо Вирджинии.
К сожалению, не могу поставить фильму больше 6 баллов, так как перевод изрядно мешал просмотру, из-за чего впечатление было сильно испорчено. В любом случае, фильм посмотреть стоит. Он гораздо лучше тех «мясных» страшилок с претензией на серьезность, которые снимают в последнее время.
17 января 2008