Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.6 |
IMDb | 5.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Принцип домино |
английское название: |
The Domino Principle |
год: | 1977 |
страны: |
Великобритания,
США,
Мексика
|
слоган: | «Trust no one. No one.» |
режиссер: | Стэнли Крамер |
сценарий: | Адам Кеннеди |
продюсеры: | Стэнли Крамер, Терри Морс мл., Мартин Старгер |
видеооператоры: | Фред Дж. Конекэмп, Эрнест Ласло |
композитор: | Билли Голденберг |
художники: | Уильям Дж. Кребер, Рон Хоббс, Рита Риггз, Рафаэль Бреттон |
монтаж: | Джон Ф. Барнетт |
жанры: | триллер, драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
Бюджет: | 6000000 |
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 23 марта 1977 г. |
на DVD: | 29 августа 2013 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 40 мин |
Этот параноидальный триллер с Джином Хэкменом рассказывает о ветеране въетнамской кампании, отбывающем срок в тюрьме. Режиссер не желает ограничиваться исключительно жанровыми рамками и пытается представить происходящее в жанре некой символической притчи о человеке, со сбитыми жизненными ориентирами. Его герой не отдает себе особого отчета ни в своих действиях, ни в происходящем вокруг — за него это уже сделали другие.
Лишь в начале фильма, когда в его тихие тюремные будни врываются незнакомцы в пиджаках, с лощеными, подозрительными физиономиями, он кратко констатирует — «вы втянете меня в дерьмо». За этой преамбулой следует непосредственно циркуляция субстанции. Действие подчеркнуто абсурдно и алогично. Нам ничего не объясняют, а в некоторые моменты зритель знает даже меньше, чем главный герой.
Режиссер работает на контрастах и выбирает фоном всего этого судорожного мельтешения, в котором даже трупы рассмотреть нам не дают и все, до последней детали подозрительно, идиллические тропические пейзажи. Кроме этого, воля индивидуума, который хочет думать только о себе и своих интересах, противопоставляется опять-таки смутным интересам неких людей, пытающихся использовать его навык убийства. Розовыми очками для обывателя при этом являются вольготная и привольная жизнь, одни словом, американская мечта в ее наипошлейшей из всех пошлостей вариации.
В общем, герою нашему приходится несладко — кроме перманентного недоумения он испытывает странное влечение к, очевидно, дефективной женщине, разве что только не пускающей слюни, на которой зачем-то когда-то женился. Видимо, в розовых очках он ходил всю жизнь, даже во Въетнаме.
Где-то на середине фильма повторяется, уже устами одного из пиджаков, отсылка к Кафке, которого напоминает, якобы, главный герой.
Возможно, Стэнли Крамер просто понял, что у него получается слабое кино и решил блеснуть эрудицией. Может просто сработал шаблон, который пользуют те же обыватели, лепя имя писателя в синонимичный ряд к слову «странно», чтобы, опять таки, блеснуть эрудицией. Так или иначе, имя Кафки настолько раскручено, что сидеть на нем, а потом даже пересаживаться на Сартра, могут люди совершенно случайные.
И подобно им, режиссер схватывает из творчества писателя самый верхний слой.
Даже попытавшись приспособить его к сюжету своего фильма, он не использует весь потенциал аллюзии, не срабатывающей банально из-за хаотичной бестолковости происходящего. Да, бесконечные сюжетные твисты удивляют, но для положительного восприятия фильма зрителю потребуется очень снисходительное настроение. Крамер даже не недоговаривает — он, будто заика, проглатывает целые куски фраз. Кафка же всегда досконально детализировал каждый элемент своей прозы.
На помощь тем зрителям, кто все-таки настроен на альтруистический лад, приходят два фактора. Первый — безусловная злободневность темы психологических манипуляций, санкционированных свыше, хоть и не оформленная в некую картину, но зато обладающая четкими контурами за счет эффектности некоторых отдельно взятых сцен. А второй — это, конечно, Джин Хэкмен, очередной раз, блестяще воплощающий Хэммингуевский типаж настоящего мужчины.. Но пожалуй, лучшим актерским моментом становится сцена, в котором Хэкмен, получив в предыдущей сильно по голове, пробуждается на койке в отеле. Секунд двадцать он приходит в себя, затем, бросив решительное «Сукин сын», пытается кинуться на обидчика и падает на полшаге. Именно в таком состоянии рекомендуется смотреть фильм «Принцип домино»: Хэкменом будет зритель, а недосягаемым обидчиком, который, конечно, хотел как лучше — сам Стэнли Крамер.
10 ноября 2016
Интересный остросюжетный боевик, снятый классиком Голливуда Стэнли Крамером(снявшим такие известные ленты, как «Этот безумный, безумный, безумный, безумный мир» и «Нюрнбергский процесс»). По сюжету данное кино тянет на звание представителя жанра параноидального триллера, весьма популярного в американском кино 1970-х (из других представителей того периода можно вспомнить «Марафонца» с Дастином Хоффманом и Лоуренсом Оливье и «Три дня Кондора» с Редфордом). Правда в отличии от «Трех дней…» данный фильм выглядит в паре сцен несколько наивным по современным меркам.
В остальном же о фильме можно говорить в положительных тонах:отличная режиссура Крамера, несколько удачных сцен (особенно сцена вербовки Такера в начале) и разумеется главный козырь фильма — Джин Хэкман, которого я здесь увидел впервые и считаю роль Роя Такера лучшей в его карьере наряду с Попаем из «Французского связного». Также порадовало трио представителей конторы(в роли одного из них Илай Уоллах — незабываемый Туко из «Хорошего, плохого, злого»), вербовавших Такера и курировавших его работу.
Вцелом, отличный боевик, который даст фору многим современным представителям жанра. Здесь присутствуют и грамотный сюжет, и мастерская постановка, и отличная актерская игра.
8 из 10
9 августа 2007
Качественный пример американского политического (и шпионского) триллера 70-х. Цепляющий внимание пролог, снятый в манере острого документального репортажа. Крепкая режиссура ветерана Голливуда Стэнли Крамера, впервые попробовавшего свои силы в остросюжетном жанре (до этого он снимал камерные картины).
Блестящая главная роль Джина Хэкмана (с точной психологической нюансировкой в деталях поведения героя). Молчаливость, резкие вспышки гнева, расстерянность, тоску по определённости, стыд и вместе с тем — снайперский профессионализм и сцены действия актёр сыграл чётко и убедительно, с полным проникновением в суть образа и заявленной темы.
После Роя Такера его «звёздный» Попай из «Французского связного» производит впечатление уличной клоунады. Кстати, поражает каскадёрская лихость 46-летнего Хэкмана в рискованных вертолётных сценах (особо запоминается эпизод расстрела Такером из М-16 выбошенных в море банок с краской).
Неожиданно убедительна в роли подавленной жены героя Элли и голливудская «барби» Кэндис Берген (видимо, требовательный к актёрам Крамер выжал из неё толк). А Ричард Уидмарк, Эли Уоллах, молодой Эдвард Альберт и оказавшийся тайным доносчиком — коротышка Микки Руни (в роли со-камерника героя Спивенты) серьёзно сыграли агентов зловещей фирмы.
«Принцип домино» — не трафаретный боевик на политическую тему, но предупреждающий об опасности боевик со смыслом, а именно : «УВЕРЕНЫ ЛИ ВЫ ЧТО САМИ ПРИНИМАЕТЕ СВОИ РЕШЕНИЯ, САМИ СОЗДАЁТЕ СВОЮ СУДЬБУ — БЕЗ ЧЬЕЙ ЛИБО ПОСТОРОННЕЙ ПОМОЩИ ? УВЕРЕНЫ ЛИ ВЫ, ЧТО ТАКОЕ НИКОГДА С ВАМИ НЕ ПРОИЗОЙДЁТ ? ЧТО ВЫ НЕ ЯВЛЯЕТЕСЬ ПЕШКОЙ В ЧЬЕЙ ЛИБО ЗЛОЙ ИГРЕ ?..» — этот начальный закадр проходит красной смысловой нитью через весь фильм.
В 1979 году сей триллер был куплен «Совэкспортфильмом» и с успехом прошёл по кинотеатрам 15-ти стран, бывших тогда в составе СССР. Как всегда, дублирован он был на высоком актёрском уровне (только имена наших актёров уже не помню). Твёрдая 10-ка !
8 июля 2005