Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.1 |
IMDb | 4.2 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Легенда о динозавре |
английское название: |
Kyôryû kaichô no densetsu |
год: | 1977 |
страна: |
Япония
|
слоган: | «From appetizer to dessert - One town becomes a monster meal.» |
режиссер: | Дзюндзи Курата |
сценаристы: | Масару Игами, Такэси Мацумото, Итиро Оцу |
продюсеры: | Сэнди Фрэнк, Кэиити Хасимото |
видеооператоры: | Сигэру Акацука, Sakuji Shiomi |
композитор: | Масао Яги |
художник: | Ёсимицу Амамори |
монтаж: | Исаму Итида |
жанр: | фантастика |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 29 апреля 1977 г. |
на DVD: | 17 февраля 2011 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | 16+ |
Длительность: | 1 ч 32 мин |
Сценарий довольно стройный и понятный, во многом апеллирует к уже хорошо зарекомендовавшему себя мифу о «Лохнесском чудовище», т. е. это просто «продолжение банкета», но уже с японским бенефисом. Надо признаться, что для фильма такой тематики сценарий даже избыточно сложный, но это ему только на пользу.
Постановка неплохая, но в основном выигрывает за счёт самой тематики, т. к. динозавры для того времени выглядят пугающе и к тому же ведут себя агрессивно. За этой агрессией и кровавыми событиями теряется из виду глупость всего происходящего вокруг, местами срывающаяся в безудержный треш.
По части эффекта ужасов некоторые сцены потрясают и до сих пор. В особенности страшная сцена с девушкой и резиновой лодкой. А в основном актёрская игра слабая, про передачу эмоций актёры вообще ничего не знают. В острых сценах ощущение опасности часто передаётся только за счёт женских криков.
Главный герой по сюжету очень хочет разбогатеть и ради этого кидается в смертельно опасное предприятие. Но это не обычный человек, а влиятельный журналист какого-то СМИ, и к тому же сын известного учёного. Поэтому ГГ и без того довольно обеспечен и самоуверен, и по факту бесится с жиру. Его естественное человеческое желание увидеть динозавра омрачено целью, которой он хочет при этом достичь, — разбогатеть, о чём он постоянно твердит. В этой «бизнес-модели» поведения отчётливо ощущается какая-то вестерновская составляющая, и я думаю, что это сделано умышленно в расчёте на ментальность западной аудитории, среди которой предполагался прокат фильма. Местные жители по сюжету сами по себе с почтением относятся к легендам о драконах, так что можно было ограничиться только этим, плюс — нормальное любопытство. В результате эта навязчивая меркантильность, на мой взгляд, сильно вредит имиджу главного героя.
Последняя «апокалипсическая» сцена в лесу очень затянута и вызывает зевоту, в особенности под несоответствующий происходящему саундтрек. Битва «кукольных морд» с феерическим нарушением законов физики утомляет. Вместе с тем, если представить происходящее на самом деле, то ни капли не смешно, и участники событий выглядят настоящими героями. В юношеском возрасте, когда я смотрел этот фильм, воспринималось всё всерьёз, и судя по невероятно успешному прокату, картина многим тогда «взрывала мозг».
Особое. Жаль, что некоторые местные особенности совсем не раскрыты в сюжете, например, сцена с человеческим скелетом в районе Фудзиямы, а ведь это очень интересный момент с точки зрения японской религиозности.
Вывод. Фильм представляет интерес только тем, кто хочет посмотреть, как выглядели динозавры в японском кино в начале 80-х. Или тем, кто хочет освежить воспоминания молодости, — тогда это был очень впечатляющий фильм, многое врезалось в память с тех пор, поэтому сейчас с удовольствием пересмотрел.
6 из 10
12 апреля 2020
То, что у большинства цензоров отсутствует чувство логики, стало известно уже давно. Стоит ли лишний раз закатывать глаза от того, что лишь минимальный процент зарубежных лент допускался к прокату в Советском Союзе? Отстраняли от кинотеатров не только европейские и американские, но и японские фильмы, хотя и не в таком строгом порядке. И вот в 1979 году в наш прокат выходит фильм о кайдзю, но совершенно не тот, о котором можно было подумать.
Годзилла, Мотра, Родан, Кинг Гидора и прочие монстры наших дистрибьюторов, судя по всему, не заинтересовали. Но по какой-то причине заинтересовали гигантский плезиозавр и рамфоринх из «Легенды о динозавре». Ни одно из перечисленных животных, к слову, не является динозавром, ну да это мелочи. А что не мелочи, так это неопределённость задумки, напоминание о которой преследуют зрителя весь фильм. Если в фильмах о Годзилле всегда была какая-то мораль, взять хоть «Годзиллу против монстра Зеро», хоть даже детскую «Атаку Годзиллы», то «Легенда о динозавре» снималась исключительно ради зрелищного приключения с элементами триллера. Лето, отдых, компании молодых людей устремляются к озеру, где появляется гигантский плезиозавр размером с субмарину и начинает пожирать неосторожных туристов. Позже откуда-то берётся рамфоринх размером с самолёт, и мы наблюдаем в итоге схватку гигантов (точнее, мутантов) древности.
Замысел режиссёра был очевиден — снять фильм, который станет конкурентоспособным не только Годзилле, но и западным «Челюстям». Однако задумка не удалась — для соперничества с франшизой о Годзилле «Легенде о динозавре» не хватает глубокого смысла, а для конкуренции с «Челюстями» — напряжения, необходимого любому триллеру схожей тематики. Суть не в том, что макеты животных уже кажутся недостоверными, а в том, что убийства, как и сам сюжет, бессмысленны. События ради событий. Но для советских зрителей это было в диковинку, поэтому спрос, конечно, был огромный.
Нет претензий ни к актёрской игре, ни к работе оператора, но один момент вызывает у меня недовольство — почему в нашем дубляже рамфоринха называют птеродактилем? Вопрос, который так и останется без ответа.
В тех странах, где зрители уже насмотрелись действительно хороших фильмов о монстрах, «Легенда о динозавре» воспринялась обычным проходным триллером, коих уже в семидесятые было немало. Таким этот фильм и является, как мы видим сейчас.
6 из 10
15 марта 2018
В семидесятые годы прошлого века популярным было лохнесское чудище, «обитавшее» в неприметном шотландском озере. Тогда только ленивые не искали в глубинах этого пресного водоёма предположительно плезиозавра, для обывателя — просто чудовища. Легенду удалось раздуть так, что к концу 70-х около Лох Несса невозможно было увидеть рыбаков, а в нём самом — водоплавающих двуногих тварей, представителей вида Homo Sapiens. Люди так не боялись реальных акул, как нереального Несси.
Японцы тоже решили создать легенду о своём Несси, которого они поместили в одно из озёр близ капризной вулканической горы Фудзияма. Сама легенда уместилась в 92 минуты и была отнесена кинокритиками к японским фильмам ужасов. Сейчас объясню, почему это правильно.
В киноиндустрии существует простая истина: «Для создания шедевра понадобятся всего два инструментария: атмосфера и саундтрек». Мало известный вдали от страны восходящего солнца режиссёр Курата последовал этому совету и, надо сказать, не прогадал. В итоге 92-минутная легенда о японском Несси получилась во сто крат атмосферной и пугающей, чем растянутая на весь XX век легенда о его шотландском собрате. Сценаристы, надо сказать, совершенно не понимали палеонтологию, более того, их нельзя уличить даже в элементарных знаниях биологии. Они не знали, что плезиозавр по сути не относится к динозаврам, не знали, что птерозавры не были такими огромными и кричащими птицами… Но фильм и не претендует на научно-популярный жанр. У него была другая задача — напугать легендой, а поскольку легенда с наукой не имеет ничего общего, что открываются большие просторы для фантазии, пусть даже где-то не вполне удачной. Данную задачу фильм выполнил. Не знаю, напугал ли он самих японцев, но вот советскому зрителю нервишки пощекотал.
Самое интересное, что он и сейчас смотрится жутковато и атмосферно, несмотря на то, что по сути уже является кино-анахронизмом. Возможно, уже трудно напугать резиновым плезиозавром, а огромный чирикающий птерозавр, устраивающий небесное шоу для хищника-соперника, — кажется каким-то нелепым. Однако шикарная атмосфера фильма, облачённая в удивительную музыку Масао Яги, заставляет пересматривать фильм вновь и вновь. И — снова погружаться в загадочную темноту советских кинозалов, где никто не травит душу хрустом поп-корна.
24 августа 2017
Если обратить внимание на то, какие киноленты выходят в прокат в кинотеатрах на постсоветском пространстве, то можно сделать вывод, что в этой жизни процесс киносъемки подвластен лишь американцам, французам, иногда британцам, ну и конечно же российским работникам киноиндустрии. Фильмы производства других стран встречаются на экранах как правило редко или же в соавторстве с теми же американцами или русскими.
Однако для мало-мальски интересующегося кинематографом зрителя давно известно, что к этой тройке-четверке можно смело отнести японцев, чьи ужасы и психологические драмы порой дают неслабую фору и американским мастерам кинокамеры. Более того кинематограф в Японии развит очень и очень неплохо, порой выдавая шедевры, находящие восхищенные отклики со всего мира. «Легенда о динозавре» своего рода японский мини-шедевр, на «ура!» прошедшийся по кинотеатрам страны Советов и до сих пор оставшийся в памяти у старшего поколения, как нечто яркое и удивительное, чего так не хватало советскому жителю в то время…
Смотреть подобные фильмы, в эпоху компьютерных спецэффектов тоже своего рода испытание. Ведь для многих искушенных зрителей подобные комбинированные съемки могут изначально показаться нелепыми и все эти резиновые головы динозавров на весь экран могут вызвать постоянную ухмылку, отвлекая от сюжета. Поэтому для этих фильмов необходим особенный настрой.
Сам по себе фильм явный триллер. Затянутый, медленный, взывающий к скуке начиная с середины фильма, но эффектно притравленный лакомым куском — грандиозной битвой двух ящеров, оформленной даже для современного кинематографа весьма эффектно и устрашающе. Та медлительность и спокойствие, которое наблюдается во всех сценах, где отсутствуют ящеры, побуждает ко сну. Вначале смотришь за развитием сюжета, весьма несложного и понятного, чуть позже, заскучав, смотришь чем все это закончится без ярого интереса и желания.
Работа оператора классная, съемка, японские пейзажи, картинка — все на уровне. Ни чем не хуже зарубежных аналогов. Но больше всего поражает коры мозга подбор музыки в самые ожесточенные моменты, а именно сцены с нападением представителей юры на людей и особенно финальная схватка!
Если обратить внимание, что едят представители «страны восходящего солнца», какие у них устои, нормы, обычаи, поведение людей в социуме и на каким жанрам в кино японцы уделяют пристальное внимание (аниме, после которого наблюдались многочисленные суицидальные случаи; фильмы ужасов содрагающие всю планету; эпопеи с Годзиллами, крушащими вдоль и поперек японские острова), то у обыкновенного европейца или же американца как минимум сложиться ощущение, что японцы чуточку… не такие! И когда под кровавые сцены с поеданием конечностей людей, выбросом их искусанных тел, потоками людской крови звучит увеселительная музыка, созвучная с музыкой, играющей на советских дискотеках или же на танцполах в ресторанах или кафе, то потихоньку начинаешь СХОДИТЬ С УМА! Но стоит отдать должное постановщикам этого фильма! Ведь и уже головы кажутся не настолько резиновыми, а птеродактиль, так звучно щелкающий крупным планом своим уродливым клювом, уже не настолько нестрашен, а ввергает в шок! Дух захватывает сейчас в «десятых», что уж говорить про неискушенного советского кинозрителя. Весьма эффектно в конце смотрятся протянутые друг другу навстречу руки главного героя и его девушки на фоне огня.
Персонажей в фильме предостаточно, но ключевой фигурой является мужчина-исследователь, охотник за деньгами и последователь идей своего отца. Режиссер оставляет за нами право выбора окончания сего фильма, не демонстрируя ни гибель героев, ни их спасение, однако делает акцент на моральном удовлетворении сына известного археолога, главного героя.
«Легенда о динозавре» — прекрасная возможность для молодежи 70-х понастальгировать, а для современной — окунуться в японское искусство кинематографа, в японскую природу, культуру и быт японского народа.
6 из 10
24 апреля 2014
Наверное, на неподготовленных советских зрителей эта сцена — из воды тянется рука, девушка хватает её, чтобы затащить подругу в лодку… в лодку со смачным шлепком падает полтуловища, перепиленного острыми зубами — действовала как хороший скример, пугала до лужиц под стульями. Не приучали нас тогда к таким зрелищам. В американских «Челюстях» похожий кадр был. Только там полтуловища нашли на берегу, в водорослях, и не показывали так детально. Но «Челюсти» у нас не шли… А я не совсем советское поколение, ностальгировать мне не по чему, могу только оценить фильм отдельно от памяти и ностальгии.
Несмотря на кровавые кадры, здесь ничего страха не вызывает. Красивый фильм. Красивая японская природа, красивые операторские съёмки, красиво смотрится — как часть природы — и динозавр. И пусть он для кого-то бутафорский — нас избаловала компьютерная графика, но лучше такой динозавр, чем плохо и ненатурально нарисованные на компьютере чудища, которыми грешат сегодняшние B-movies.
Красиво звучат слова главного героя, геолога: «Я должен встретить его лицом к лицу, как один зверь встречает другого». У него нет цели убить динозавра — только увидеть, проверить свою гипотезу, которую он с таким трудом отстаивал. Смерти озёрного чудища хотят только местные жители — уж очень многих людей оно поело. Но в итоге они убили только сами себя. Когда над ними взмывает ещё один зверь, летающий рамфоринх, они в панике отстреливаются и… случайная пуля попадает в глубинные бомбы, кучей сложенные на берегу. Взрыв…
Не прямым текстом, но всё время в фильме подчёркивается, что оба чудища — это часть природы, часть стихии. Стихия их и уничтожила, люди оказались не при чём, людям это было не под силу. Их выгнал из пещеры обыкновенный голод, желание выжить. У них нет гигантского роста, теплового луча и прочего, что есть у тоховского Годзиллы, это обычные звери, и сходство только одно: люди их разбудили своим насилием над природой… В общем, тут традиционная для японской фантастики тема: берегите Землю, «синий наш сапфир». И в току она повторяется через раз…
Про саундтрек всегда говорю, а тут и говорить не стоит — 10 из 10, весь пропитан духом семидесятых, особенно запоминается песня в заглавных титрах…
Может, следовало написать, что это трэшовый туповатый ужастик для любителей динозавров, ретроманов и тоскующих по совку, но лучше напишу рецензию честно и поставлю фильму столько же, сколько музыке:
10 из 10
3 мая 2012
Очаровательный японский «ужастик» родом из 70-х. Его автором стал некий Дзюндзи Курата. С остальным его творчеством мне увы, так ознакомиться и не удалось. Во всяком случае, пока что. «Легенда о динозавре» изначально задумывалась как вполне себе серьёзный хоррор. Надо лишь делать скидку на возраст. Динозавр — это просто… резиновый динозавр. Игрушка. Только снята она исключительно при помощи крупных планов. А потому кажется исключительно огромной. Вернее, казалась. Разрушение домов на побережье выполнено в лучших традициях дешевых Sci-Fi стародавних лет: помните, как многочисленные клоны Годзиллы громили игрушечные города? Ну, или хотя бы «Краа морской монстр»?
Вот и здесь то же самое: берем игрушечный домик и разламываем его на кусочки при помощи резинового монстрика. Однако, если изначально абстрагироваться от откровенной дешевизны (но не трэшовости, прошу заметить!), недостатка или даже полного отсутствия жестокости (простите, но это наивная Япония 70-ых!), то от фильма можно получить немалое удовольствие. Характеры двухмерные, да. Но яркие, запоминающиеся, и отчего-то вызывающие искреннюю симпатию — не оттого ли, что мы живем в совершенно другом времени, с другими ценностями, вернее, полным их отсутствием?
90 минут пролетают быстро. Более-менее атмосферные куски сменяются очаровательными песнями. Ну а потом… парней и девушек убивает (заметьте, не кушает) гигантская рептилия. Прелестное зрелище. Намного лучше американского убожества, пытавшегося в те годы выехать на популярности фильмов о Годзилле. В этом фильме нет «мяса» и обнаженки. Следовательно, можно предположить, что перед нами — чистой воды «детская страшилка». Правда, оценят эту картину лишь те, кто любят старый и дешёвеньки, глупый и в чем-то наивный Sci-Fi японского разлива.
7 из 10
2 октября 2011
Японский блокбастер «Легенда о динозаврах» был очень популярен в Советском Союзе, и некоторое время демонстрировался в кинотеатрах как научно-популярный фильм.
Безусловно, картина сделана со вкусом, чему свидетельствуют следующие критерии: великолепный протяжный саундтрек (народные песни вкупе с современной, по тому времени, музыкой), качественный монтаж, шикарные подводные съёмки и визуальные эффекты. Особая благодарность режиссёру, который соткал это всё воедино.
Конечно, нельзя не заметить кое-какие погрешности… Например, отдельные части в сюжетной линии напоминают зрителю о «Кинг-Конге» 1933 года (… борьба двух рептилий). А как же без этого, ведь триллер о Конге — родоначальник крупнобюджетных фэнтези с мощнейшими техническими ресурсами. Немного невероятным кажется концовка фильма: девушку, почти упавшую в кипящую лаву, спасает главный герой… сжав руку девушки своей рукой, вися на ветке. Ведь фантастика — она и на то фантастика!
Ещё одна изюминка картины — это, своего рода, научная фантастика, сочетающая в себе черты фильма-катастрофы.
В общем, любителям фантастики и ужасов — смотреть обязательно! Классика.
8 из 10
9 сентября 2011
В 1979 году на экраны кинотеатров СССР вышел фильм с заманчивым и необычным названием — «Легенда о динозавре». Вокруг фильма царил небывалый ажиотаж. Ведь до этого в СССР ничего подобного не завозили! А вот в других странах его восприняли несколько иначе.
В пятидесятых и шестидесятых в Японии и по всему миру в кинотеатрах с оглушительным успехом шли фильмы про короля кайдзю Годзиллу и другие фильмы о гигантских монстрах студии Toho. Тем временем другие студии, глядя на успех Toho путались создать что-то похожее, но вместе с тем, своё собственное. Так, например, британская студия King Brothers Productions создала «Gorgo» — ленту о гигантском морском динозавре, который пытается освободить своего детёныша, которого держат в цирке. Американцы из Warner Bros снимали шедевральные, хотя менее знаменитые фильмы о гигантских монстрах — «Это брибыло со дна моря» (It Came from Beneath the Sea) и «Долина Гванги» (The Valley of Gwangi). Даже Дания выпустила своё гигантское чудовище — «Рептиликуса» (Reptilicus). Не отстовали от запада и Японские киностудии, начиная с Tsuburaya, «дочери» Toho, с её «Последним динозавром», кончая главным соперником Toho — Daiei, создателями гигантской черепахи Гамеры. В 1975 году вышел последний фильм о Годзилле. И о нём забыли до 1984 года, когда на экраны вышел новый фильм о похождениях гигантского динозавра. Но Daiei всё никак не могли успокоиться, продолжая снимать дешёвенькие детские фильмы про Гамеру.
И вот, в 1977 году компания Toei, сподвижник Daiei, создатель «Уличного бойца», а также соавторы знаменитых на весь мир «Могучих Рэйнджеров», выпускают ленту под названием «Kyôryuu: Kaichô no densetsu». Ей удалось просочиться через сито советской цензуры и в 1979 году она была дублирована на студии «Мосфильм» и уже шла в наших кинотеатрах. Фильм также увидели США, Германия и другие страны, но успеха он в них не имел. Избалованным подобными фильмам западным зрителям монстры показались слишком кукольным, фильм показался убогим и был немедлено скинут в категорию «трэш». Он даже высмеивался в культовом юмористическом шоу «Mystery Science Theater 3000». А у нас он занял по посещению 19-е место в кинопрокате среди других зарубежных лент и для многих стал культовым именно из-за того, что наш зритель не был столь избалованным.
Что же можно сказать о самом фильме? Фильм довольно посредственный, но вместе с тем динамичный и мрачный. Актёры малоизвестны и актёрская игра оставляет желать лучшее, но по ходу действия зритель на это не обратит внимания, собственно, как и на кукольность монстров, а также на банальный сюжет с непонятно как вернувшимися к жизни свидетелями юрского периода — гигантским плезиозавром и огромным летающим птерозавром. Всё это компенсируется обилием крови и отличными для семидесятых комбинированными съёмками. А также здесь есть то, что напрочь отсутствует в других японских кайдзю-эйгах (монстр-муви) тех времён. Это саспенс. В других японских монстр-муви семидесятых монстра нам показывают сразу. Здесь же что из себя конкретно представляют чудовища, мы видим лишь к концу, что является несомненным плюсом картины.
Итог: весьма трэшовая и поспешно снятая японская кайдзю-эга (в советском кинопрокате — одна единственная) эпохи семидесятых с элементами хоррора, которая действительно запомнилась лишь тем, кто в советские времена смотрел её в кинотеатрах. Стоит смотреть монстров и динозавров, а также тем, кто интересуется историей кино. Наверняка он вызовет ностальгию у тех, кто старше сорока.
6,5 из 10
11 сентября 2010
Я человек везучий — я смотрел этот фильм уже в старшем классе, с моей девушкой (будущей женой). И, как положено, мы крепко сжимали руки друг друга. Ибо фильм был по тем временам страшненький. Музыка из фильма запомнилась еще с детства. Это было первое, что тут же запало в сердце (визуальный ряд шел позже).
А дальше — сплошная загадка! Почему мы видели одно, но не видели другого?
Нынешняя копия — это японский РЕМАСТЕРИНГ, с чистой картинкой, с вырезанными совцензурой (немного вырезали) кадрами, с наложенной старой дубляжной дорожкой, а также небольшим дубляжом не то Валкриста, не то кого-то из активных «озвучников» японского аниме нелицензированного типа (свободный фансуб).
То бишь мы НЕ замечали откровенную кукольность чудовищ, явное нарушение законов движения (птеродактиль так двигаться не может), условность актерской игры. Мы смотрели на экран, как зрители в лодках смотрели местное «кантри» на плавучей эстраде.
Кадр с наползающим кровавым пятном на девушку в озере был вообще потрясающим по меркам того времени. Это ж Стивен Кинг какой-то! Загадка же в том, что от раны на ноге СТОЛЬКО крови быть не может, а динозавр еще не нырнул. Но мы смотрели на эффект и ничего этого не замечали. Кровавая волна и погружающаяся девушка. Ну а когда из воды вылетела часть тела… Которая не могла рукой шарить ни по чему… Вот оно — начало знакомства с классикой японских фильмов ужаса. Это сейчас «Звонки» задолбали своими звонками, а тогда…
Или абсолютно павильонные схватки динозавриков на пожаре перекрываются прекрасным видеорядом — тянущиеся и соединяющиеся руки главных героев (под тревожную музыку). Да, динозаврики сгорели, туда им и дорога, но «наши победили». Только вот японцы мастера ОТКРЫТЫХ концов. Так-таки и победили? Выбрались из землетрясения?
А никто тогда не обратил внимания, что авторы фильма УБИЛИ ВСЕХ героев, кроме двух? Ну, еще европейцы-фотографы уехали (мелочь вроде приезжих ученых в счет не идет, их не запоминаешь). Кого сожрали, кого взорвали (разом — это тоже дало хороший зрительский эффект).
Вот так умелое сочетание кадров ненатуральных кадрами сверхвоздействующими сделало фильм культовым. Он короткий и не успевает надоесть.
А еще он дьявольски порой медитативный. Даже гибель людей порой как-то тягуча, все происходит медленно (как в кошмарном сне). Особенно в сцене на озере. Тоже загадка японской психологии.
Остальные загадки проявлялись позже. Откуда на постере эта невообразимая сцена? И откуда вообще второй постер? Я проверил — такие актеры там есть, но визуальных кадров из фильма нет! Европейские герои убегают от толпы, город рушится. Нет фамилии главного героя. Может это постер от другого фильма? Наши не мучались — шандарахнули коллаж из кадров (причем не главного героя в центре).
Но пересматривая фильм — я улетел в свое далекое прошлое, с полуулыбкой смотрел на динозавриков, но отголоски чувств вдруг всплывали, когда появлялись знакомые тревожные кадры. Когда я держал свою девушку за руку, крепко-крепко…
Спасибо вам, «динозаврики»
P.S. Но на выходных данных стоит все же 1975 TOEI COMPANI
Не могу поставить оценку — ибо буду абсолютно необъективен.
Sore wa yokatta desu! Watashi wa manzoku shimashita!
19 июня 2010
С этим фильмом в отечественном киноведении до сих пор путаница: это действие его происходит в 1977-м, а снят фильм за два года до того, в 1975-м. Именно в 1977-м, а не в 1979-м, как заявляют здесь некоторые товарищи, фильм «Легенда о динозавре» вышел в советский прокат. Был сентябрь, я как раз только что пошёл в первый класс. И как только в начальных кадрах нам показали крупным планом испуганный человеческий глаз, наши детские сердца незамедлительно ушли в пятки. Самое странное, что у «Легенды» не было никаких возрастных ограничений: нам с другом было по семь лет, смотрели мы в сопровождении родителей и, конечно, перепугались до смерти. Но зато потом сколько было разговоров в школе и во дворе!
Прошло много лет, и только в 1997 году удалось мне пересмотреть эту картину на видео с советским дубляжом (релиз от «Мастер-тейп»). Реакция была значительно сдержаннее, и всё же этот фильм по-прежнему доставляет удовольствие.
Считаю, что первая половина фильма удалась создателям на славу. В лучших традициях самого классического детектива-ужастика всех времён «Собака Баскервилей» зрителя сперва настраивают на то, что впереди его ждёт УЖАС, и потому начинаешь бояться каждого шороха, каждого намёка на что-то пугающее. Музыкальное сопровождение гениальное! Баритон-саксофон буквально буравит ваш спинной мозг своими непредсказуемыми низкочастотными переливами: одно его звучание уже заставляет подумать о чём-то нехорошем. А в финале, когда мир, каким мы его знали, летит в тартарары, звучит беззаботная лиричная песенка с невесёлым названием: «Симфония конца света». Казалось бы, эклектика, но как стильно!
К сожалению, фильм хорош только до появления динозавров во плоти. Потом начинается уже откровенный союзмультфильм (отделение кукольной мультипликации), и динозавры скорее смешат, чем пугают. Но центральный эпизод нападения Динозавра на надувную лодку с девушкой, снятый в светло-зелёном тумане под очень эффектную музыку — это конечно классика.
Да, у нас не было «Челюстей», но у нас была она: культовая «Легенда о динозавре».
19 сентября 2009
За что действительно можно сказать «спасибо» авторам фильма, так это за разбуженную фантазию. Фильм в то время смотрелся шикарно.
Атмосфера леса, в которм могут быть чудовища, пробирала до дрожи. Отдельное спасибо за музыку. Сценарий, на мой взгляд, прописан очень хорошо для подобного жанра. Начало фильма просто ошеломляло. Справедливости ради, я и тогда заметил, что птеродактиль вышел не ахти. Особенно на общих планах. А фотоаппарат, диктофон и крутой джип героя вызывали глухую зависть — живут же люди! До сих пор вспоминаю, как герой залез в сумку, чтобы поменять солнцезащитные очки. Даже очки на все случаи жизни у него есть!
Этот фильм был несомненной вехой.
21 мая 2009
Удобно устроившись в кресле и попивая чаек, с умилением смотрела я на некогда внушавшее мне трепетный ужас произведение. Память возвращает меня в то время «когда деревья казались большими», в мое детство. Вот я маленькая и впечатлительная девочка с братом в переполненном кинотеатре. Гаснет свет, дальше вспоминается с трудом, т. к половину фильма я просидела с зажмуренными глазами.
По сюжету недалеко от горы Фудзияма, проснулась древняя рептилия, и давай наводить ужас на все местное население. То лошадке голову откусит, то человека без конечностей оставит. И кажется, что нет этим ужасам ни конца ни края.
Если посмотреть на этот фильм с точки зрения современного человека, то фильм покажется слишком наивным и простым. Нет здесь крутых спецэффектов и динозавры выглядят хоть и большими, но чрезвычайно мультяшными.
Но если смотреть на этот фильм глазами человека тех лет, когда фильм был выпущен на большие экраны, то скажу точно что это был фильм взбудораживший воображение. Болтание из стороны в сторону, какого-то несчастного, в зубах у монстра или кровяные круги на воде от оторванных конечностей, это для советского зрителя было просто шоком.
Фильм сопровождается вполне атмосферной устрашающей музыкой и обильными испуганными криками актеров.
По современной оценочной шкале возможно я поставила бы 5 из 10, но т. к мне изначально посчастливилось увидеть этот фильм именно в те года, то и оценивать я буду исходя из первоначальных ощущений.
А именно за порядочную порцию адреналина, за яркие впечатления, благодаря которым фильм остался в памяти
10 из 10
11 мая 2009
«Там, на неведомых дорожках…»- пожалуй так можно было ещё назвать фильм японских кинематографистов «Легенда о динозавре», вышедшую на советские экраны в 1979 году, повергшую в шок советского зрителя и став кассовым рекордсменом тех лет.
Так что же заинтересовало многомиллионную киноаудиторию огромного советского пространства? Неизбалованный «жаренными сенсациями» (в СССР динозавров нет, НЛО нет, «снежного человека» нет, даже секса, и то нет), зритель Советского Союза с интересом воспринял сенсацию о динозавре «из японских рук» (советский человек ведь тоже человек, и в нём также живёт жажда к тайнам и неизведанному). А здесь, в «Легенде…», целый набор «сенсационного материала»… о боже! натуралистичных, кровавых сцен.
Мне довелось попасть в первую волну просмотра «Легенды о динозавре» и, как все, был в шоке, в восторге, вообщем, в полном кавардаке переполнявших меня эмоций. Поразило всё: сюжет, спецэффекты (огромный, с целый дом, хищный диплодок, не менее огромных размеров птеродактиль, извержение вулкана Фудзияма, битва, в основном, беспомощная толкотня и паника, людей с ящерами и, конечно же, фотоаппарат с моментально выезжающим фотоснимком (всё это тогда, в 1979 году!). На игру актёров просто не обращал внимания (да игры- то там, особенно, никакой и не было).
Собирался посмотреть «Легенду…» ещё и ещё раз, но 1979 год был богат на кинопрокатные кассовые шедевры («Блеф», «Не упускай из виду», «Синьор Робинзон», «Каскадёры», «Клеопатра», «Похищение «Савойи»), и я, завертевшись в просмотре этих фильмов, как-то немножко позабыл про «динозавра». Спустя года три-четыре, когда в кинопрокат стали повторно выпускать «былые блокбастеры», я попытался «дважды войти в одну и ту же реку». Не получилось. Подметил в фильме много ляпов и примитива: сюжет наивен, декорации дешёвые, игра актёров не выдерживает никакой критики, спецэффекты уже не так впечатляют. Одним словом, «маппет-шоу в картонных коробках».
Но всё равно, даже несмотря на постигшее меня разочарование, я благодарен фильму «Легенда о динозавре». Он, именно он, всколыхнул «духовно-познавательное, советское болото», разнообразив внутренний мир и кругозор познаний советских зрителей. И за это я говорю: «ОГРОМНОЕ СПАСИБО!» японским кинематографистам, снявшим «прекрасную» (не добрую) сказку и «БОЛЬШОЕ СПАСИБО!» нашим, советским кинопрокатчикам, осмелившимся выпустить на советские экраны «Легенду о динозавре».
26 марта 2007