Рейтинг фильма | |
![]() |
7.4 |
![]() |
7.5 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Вознесение матушки Кюстерс |
английское название: |
Mutter Küsters' Fahrt zum Himmel |
год: | 1975 |
страна: |
Германия (ФРГ)
|
режиссер: | Райнер Вернер Фассбиндер |
сценаристы: | Генрих Цилле, Курт Рааб, Райнер Вернер Фассбиндер |
видеооператор: | Михаэль Балльхаус |
композитор: | Пер Рабен |
художники: | Ruediger Schmid, Курт Рааб |
монтаж: | Теа Эймеш |
жанр: | драма |
Поделиться
|
|
Финансы | |
![]() |
750000 |
Дата выхода | |
![]() |
7 июля 1975 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч |
Еще один осколок удивительного внутреннего мира RWF открывает свои грани тому, кто выбирает правильный угол зрения.
Из других картин Фассбиндера здесь неподвижная камера, женская обнаженка, скрупулезно воссозданный быт и почти весь «кочующий» из одного фильма в другой актерский состав. Бригитте Мирра играет немолодую домохозяйку без претензии на интеллект, в чем-то мягкотелую, в чем-то — наивную, с одним, в общем-то простым желанием: доказать франкфуртской общественности, что ее муж совсем не был тем монстром, которого сделали из него журналисты.
В «Вознесении» вы не увидите постоянных актеров Фассбиндера в новых амплуа, интересное явление представляет собой, пожалуй, только тандем Карстенсен-Бём, всего год назад окончивший работу над «Мартой». В целом же семья матушки Кюстерс будто «переехала» в фильм из других лент, наводненных баварскими мещанами типа «Катцельмахера» или «Продавца четырех времен года». Черствость самых близких людей и их стремление нажиться на памяти отца семейства только приближает нас к главной, на мой взгляд, проблеме: не ЧТО вдова господина Кюстерса будет делать теперь, а ПОЧЕМУ она допустила эту трагедию. Перефразируя другой фильм Фассбиндера, спросим себя: «Почему рехнулся господин К.?» Очевидно, не из-за того, что в один скверный день ему задержали зарплату.
Ответ находим в речи героини Бригитте Мира на коммунистическом собрании: «Мы делали все, что от нас ждали: я рожала детей и вела хозяйство, муж пошел в армию, затем на работу. Но жили ли мы? Или мы жили так, как другие хотели, чтобы мы жили? Бывало, что герои целыми днями не разговаривали. Спроси матушка Кюстерс своего супруга вовремя о его делах, и трагедии удалось бы избежать. Уходя корнями в другие, экзистенциальные проблемы человеческого бытия, «Вознесение» оказывается неспособным гармонично встроиться в узкие рамки как социальной драмы, так и политической хроники.
15 сентября 2013
Одна из политических картин Райнера Вернера Фассбиндера имеет для меня особую ценность, потому что дело происходит в моем самом любимом немецком городе Франкфурте, виды которого в виде открыток показываются в начальных титрах и кое-где мелькают задним фоном на протяжении повествования.
В отличие от одной из ранних работ режиссера, «Поездки в Никласхаузер», здесь нет подробного исследования причин, которые движут революционерами, а упор сделан на трагедию маленького человека, судьбу простой пожилой женщины матушки Кюстерс, занятой малоквалифицированной надомной работой, муж которой по «необъяснимым» причинам убивает своего начальника и кончает жизнь самоубийством.
Выдающаяся и очень искренняя игра Бригитты Миры (роль главной героини стала одной из лучших в ее карьере), раскрывает нам образ женщины одинокой, но сохраняющей веру в свои собственные принципы. По сути, оставленная своими детьми, обманутая пронырливыми газетчиками, матушка Кюстерс оказывается в еще более сложном положении, чем героиня Миры в более известном фильме Фассбиндера «Страх съедает душу». Отстаивая честное имя своего мужа, «не из-за политики, но из-за людей», она начинает участвовать в политической жизни и вступает в коммунистическую партию.
Именно здесь типичная фассбиндеровская социальная драма о пожилой домохозяйке передает эстафету политической сатире. Известно, что сам режиссер не скрывал своих левых взглядов, но в то же время кино является сатирой как на ультралевых революционеров-анархистов, так и на нерешительную западногерманскую компартию; и те и другие лишь используют Матушку Кюстерс в своих собственных интересах.
Фильм примечателен также тем, что первая жена и одна из постоянных актрис Фассбиндера, Ингрид Кавен, играющая в «Матушке Кюстерс» роль ее дочери, экстравагантной, манерной в стиле Марлен Дитрих певицы кабаре, имеет в этом фильме едва ли не больше экранного времени, чем во всех остальных картинах вместе взятых. Кроме того, интересно и необычно было наблюдать знакомый дуэт Карлхайнца Бема и Маргит Карстенсен в роли обеспеченной семейной пары партийных лидеров.
Имеющий отсылки сразу к двум немым картинам, «Матери» Пудовкина и «Путешествии матушки Краузе за счастьем» Пиля Ютци, этот фильм Фассбиндера уникален тем, что имеет две альтернативные концовки, соответственно для немецкого и для американского проката. Отметим, что концовка европейской версии прерывается титрами, а американский, гораздо более оптимистичный вариант, был полностью снят. Он производит довольно неубедительное, фальшивое впечатление, примерно такое же, как финал «Последнего человека» Фридриха Вильгельма Мурнау, который был сделан в сглаженном ключе по требованию кинобоссов.
Но, если мы говорим о творчестве Фассбиндера, то все благоразумное нас интересовать не должно.
11 января 2011