Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 6.7 |
IMDb | 6.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Уважаемые люди |
английское название: |
Gente di rispetto |
год: | 1975 |
страна: |
Италия
|
режиссер: | Луиджи Дзампа |
сценаристы: | Луиджи Дзампа, Джузеппе Фава, Леонардо Бенвенути, Пьеро Де Бернарди |
продюсеры: | Зев Браун, Карло Понти |
видеооператор: | Эннио Гуарньери |
композитор: | Эннио Морриконе |
художники: | Данта Ортона, Бруно Чезари, Луиджи Скаччаноче |
монтаж: | Франко Фратичелли |
жанры: | драма, детектив |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 30 октября 1975 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 53 мин |
Прежде всего, в этой ленте Дзампа показывает нам Сицилию привлекательным регионом с богатыми традициями. Точкой отсчета взят город Рагуза и его центральная площадь с собором Сан-Джорджо, который является полноправным героем ленты. Именно на этой площади и перед собором будет многое происходить.
Не менее эффектной локацией я бы назвал и развалины греческой колонии. Встреча Франко Неро и главной героини, двух учителей, рассуждающих о нравах и предрассудках, выглядит еще более многозначительно перед развалинами амфитеатра. Видимо это было снято на месте греческой колонии и театра Акраи. Дзампа так вероятно напоминает нам, что цепь заблуждений в поступках нескольких поколений может привести к безвозвратной потере цивилизационных ориентиров. От городского комфорта до развалин путь недолог.
Но это все вступление. Теперь перейдем к самому фильму. Он увлекателен и жесток. Девушка приезжает в Сицилию. Вокруг нее начинают происходить странные вещи. Кто-то за нее мстит...
Однако дело тут вовсе не в самой мести. Проблема в том, что скромно ведущий себя миловидный человек не находится в безопасности в таком патриархальном регионе. И никто не может ей помочь. Ни полиция, ни прохожие. И это является ключевой проблемой.
На мой взгляд, Дзампа донельзя ослабил финал конкретикой. Он предложил подробную расшифровку мотивов благожелателя, но куда интереснее было бы взглянуть на весь городок в целом.
В то же время, нельзя не отметить, что Дзампа особо выделил портреты убежденных неофашистов, которые в те годы имели вес и влияние в обществе. Показал он и конформистов, которые строгие неписанные законы убедили покорной пассивности.
Несколько слов нужно сказать и про актеров.
Эта лента стала началом личного покорения мирового кинематографа со стороны Дженнифер О’Нил. Главная роль у Дзампы, чуть позже работа у Лукино Висконти в 'Невинном'. Потом были ужасы у Лючио Фульчи и Дэвида Кроненберга. Определенно, у этой актрисы был потенциал и в 'Уважаемых людях' она совсем не терялась на фоне своих именитых партнеров Джеймса Мейсона и Франко Неро.
7 из 10
25 сентября 2023
Маститый итальянский режиссёр Луиджи Дзампа много и усердно занимался комедиями, и во-многом именно это его занятие сталл преградой на пути к действительно широкому признанию - лёгкий жанр, знаете ли.. В любом случае, к началу 70-х годов у себя на родине этот одарённый человек мог смело называться Классиком, в багаже которого опыт работы со многими выдающимися артистами, и престиж, благодаря которому он смог гордо проигнорировать большинство эксплуатационных течений, в цепких объятиях которых барахтались многие его коллеги. Обращение неудавшегося инженера, нашедшего себя в киноиндустрии, к социально-криминальному жанру, никак не назовёшь следованием моде, а скорее возвращением к тематике своих творений 20-летней давности. И ранее не чуравшийся демонстрации жизни в её драматическом преломлении, на закате карьеры Дзампа делает картину 'Убийцы в белых халатах', ставшую первой в карьере режиссёра участницей Каннского кинофестиваля, а затем продолжает погружение в глубины социальных проблем фильмом 'Уважаемые люди'.
Молодую учительницу, прекрасно знающую своё дело, но обладающую бунтарским характером, переводят подальше от федерального центра, на Сицилию, известную своими особыми нравами и традициями. Именно там, в одном из местных городков, вокруг девушки начинает закручиваться настоящий вихрь событий, в котором смешались практически ритуальные преступления, любовные страсти, эхо минувшей войны, социальные проблемы здешнего общества и политика. Оказавшись в центре этого круговорота, главная героиня в удачном исполнении американки с бразильскими корнями Дженнифер О'Нил поначалу пользуется неожиданно свалившейся на неё возможностями, но вскоре интуиция и неуступчивый характер заставляют её задуматься о своей истинной роли в происходящем. К тому же вокруг гибнут люди, и гибнут весьма странным образом..
И вот начинавшееся с криминальной интриги, по ходу двухчасового хронометража ленты превращается в некую социальную притчу, в конце которой Елена и наблюдающий за её метаниями по ту сторону экрана человек встают перед нелёгким вопросом выбора пути из поистине фантасмагорической безысходности. Бежать, стать частью системы и хватать, всё, что можешь, отстраниться от всего и влачить жалкое существование... или всё-таки бороться? Но с кем или с чем, когда, кажется, сами стены инфернального города с его 'уважаемыми людьми' и безучастными обывателями душат и давят круговой порукой, и, что опаснее всего, понемногу начинают притягивать своим мрачным очарованием древних и жестоких традиций, дарующим могучую силу тому, кто найдёт способ их приручить?..
Из перечисленных сюжетных линий, основанных на романе сицилийца Джузеппе Фава видно, сколь непростые усилия надо было предпринять режиссёру и сценаристам, чтобы представленный клубок действий и отношений не запутался, и не оказался представлен зрителю лишь одним боком. Им это удалось, причём, на мой взгляд, удалось превосходно. Различные нити, составляющие плотную канву повествования, не рвутся и не исчезают, а умело сплетаются в единую историю, где детективная линия не затмевает иных подтекстов, а ближе к концу и вовсе уходит на второй план, выполнив свою роль приманки для заинтригованного наблюдателя.
Не подкачала и актёрская игра, хотя для создания необходимого антуража 'мёртвого города' она порой намеренно сдержанна, не исключая вроде бы пылкого героя обаятельного Франко Неро. На этом фоне особо выделяется блестящая работа обладателя 'Оскара', американского ветерана Джеймса Мейсона в роли загадочного адвоката Беллокампо, пожалуй, затмившего всех остальных коллег. Отдельно следует отметить живительный орнамент из музыкальных пассажей великого Эннио Морриконе, придающим действиям героев ещё больше драматизма.
Остаётся добавить, что социальная тематика картины не ускользнула от советских чиновников, и жители СССР могли лицезреть её в прокате, что в какой-то степени подчёркивает её универсальность. 'Gente di rispetto' в очень большой степени недооценённая работа, в чём-то пересекающаяся с лучшими творениями Дамиано Дамиани. И неспроста многоплановость фильма, с его мелькающею порой поверхностной театральностью, достойно не только просмотра, но и пересмотра. Хотя бы для того, чтобы лишний раз задуматься о том самом нелёгком выборе, актуальные варианты которого встречаются нам в самых разных формах.
9 из 10
8 октября 2022