Рейтинг фильма | |
![]() |
6 |
![]() |
6.7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Хала (Бессилие) |
английское название: |
Xala |
год: | 1975 |
страна: |
Сенегал
|
режиссер: | Усман Сембен |
сценарий: | Усман Сембен |
продюсер: | Полен Вьейра |
видеооператоры: | Georges Caristan, Орландо Л. Лопез, Сейдина Д. Сиэй, Farba Seck |
композитор: | Samba Diabare Samb |
монтаж: | Florence Eymon |
жанры: | комедия, драма |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
1 октября 1975 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
не указано |
![]() |
2 ч 3 мин |
Под грохот джембе и пляски женщин Сенегал обрел независимость от Франции. Слепое ликование улиц подкреплено верой в светлое будущее — в респектабельные кабинеты элиты будущее уже пришло. Самая известная лента «отца африканского кинематографа» Усмана Сембена начинается с эйфории, а значит, закончиться все должно крахом.
Безусловно, очень остроумно — сравнить политическое и социальное бессилие с половой немощью (Хala, в переводе с языка уолоф, значит — беспомощность), ведь в обоих случаях от одного лишь желания ничего толком не зависит. Аль Хаджи, условно выбранный в главные герои, человек жалкий и малодушный, но ощутивший себя всемогущим с приходом в страну независимости. Меж ним и простолюдинами огромная социальная пропасть, растущая с каждым днем, но нет ведь у чиновника осознания тупиковости выбранного курса. Напротив, в его снобизме и неуважении к собственным близким, в этом показном мытье автомобиля импортной питьевой водой и прочих, намеренно гиперболизированных казусах, отчетливо видны признаки импотенции. И настоящее половое проклятье, обрушившееся на беззаботного Хаджи, лишь иллюстрирует полную неспособность к созиданию. Неуловимо узнаваемые гротескные черты темнокожего богача, устраивающего пиры на фоне всеобщей нищеты, применимы повсеместно, потому-то «Xala» и снискала сдержанный успех на западе, где критики сквозь пальцы смотрели на левые взгляды режиссера. Жалкие попытки избавиться от половой немощи ведут героя к полному жизненному фиаско — Хаджи олицетворяет всю Сенегальскую аристократию 60х — 70х годов, оказавшуюся недееспособной и ничтожной. Возможно, именно тех самых «новых африканских буржуа» и символизирует шествие калек, демонстрируемое режиссером.
Усман Сембен получил кинематографическое образование в СССР, эстетическое — во Франции. Будучи сыном «черного континента», он умело сплел эстетику родной страны с европейскими приемами авторского кино, и в результате добился абсолютной непохожести на кого бы то ни было. В «Xala» минимум театральности действа, на первый же план выдвинут колорит персонажей, намеренно утрированный для большей наглядности.
Вывод: Большие беды крохотного Сенегала на примере не менее крохотного человечка с наполеоновскими замашками. Наиболее известный фильм самого известного режиссера Африки ничуть не далек от «белого» зрителя, а в чем-то, нам с вами этот нарратив даже близок, стоит только оглядеться.
8 из 10
11 ноября 2011