Рейтинг фильма | |
![]() |
5.8 |
![]() |
5.3 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Жребий |
год: | 1974 |
страна: |
СССР
|
режиссер: | Игорь Вознесенский |
сценаристы: | Александр Марьямов, Александр Нилин |
видеооператор: | Инна Зарафьян |
композитор: | Богдан Троцюк |
художник: | Ольга Кравченя |
жанры: | драма, спорт |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
![]() |
29 июля 1974 г. |
Дополнительная информация | |
![]() |
18+ |
![]() |
1 ч 23 мин |
Советский фильм про советский хоккей. Я очень люблю хоккей. И для меня эта тема очень интересна. Интересно, как в семидесятых справлялись со сложностями съемки хоккейной тематики. Согласитесь, какое хоккейное кино без съемок самих игр, тренировок и прочее. Могу сказать, что справились очень даже неплохо для того времени. Однако, спецэффекты (если их вообще так можно назвать) были откровенно ненужными.
Сама история проста – где-то в периферийном городе именитый тренер замечает молодое дарование и даёт ему шанс закрепиться в команде чемпионов и, в последствии, сборной. Там, конечно же, есть именитый вратарь, которого молодой по итогам обходит. Проблема смены поколений и всё вот это вот.
Всё выглядит очень наивно и как-то беззубо. Несмотря на участие серьезных актеров (тут и Кваша, и Гафт на передних ролях, даже Евстигнеев есть, правда в эпизодической роли), сюжет совершенно не цепляет. Какого-то интересного или неожиданного развития не происходит.
В общем и целом, фильм не хороший и не плохой. По сути он никакой. Проходящий. Семидесятые, все гудят о серии с канадцами и о советском хоккее в целом. Видимо поступил указ – надо снять на данную тематику. Сняли.
12 февраля 2023
Очень трудно снять качественный художественный спортивный фильм. По большому счёту, хорошие картины получились только про бокс. А всё остальное — некиногенично. И рано или поздно скатывается в обычную драму или комедию.
В 1974 году весь Советский Союз гудел от суперсерии СССР-Канада. Да, наши звёзды выносили соперников на чемпионатах и олимпиадах. Но канадцы-нхловцы были Гамбургским Счётом: лучшие из лучших. Плановый кинематограф просто не мог пройти мимо. И вот студия Горького приступила к выполнению заказа.
Сюжет прост и незатейлив. Молодой провинциальный вратарь попался на глаза тренеру сильнейшей хоккейной команды и сборной страны. Всё остальное экранное время звучала тема болезненной смены поколений.
Для привлечения спортивно подкованного зрителя фамилии персонажей были знаковые — Мальцев, Петров, Михайлов, Харламов, Васильев, Гусев… Даже выдуманный юниор имел вполне хоккейную фамилию Голиков. Правда, не голкиперскую. У матерых соперников звучали имена Недоманского, Холичека, Линдстрёма.
Рулить процессом был назначен молодой режиссер Игорь Вознесенский. Позже он снимет десяток картин, регулярно показываемых по телевизору, но не ставших особенными (Четвертая высота; Внимание всем постам!). Тем не менее, актёрский отряд был собран боеспособный.
Наставлял молодого провинциала бывший игрок команды Кеша (Валентин Гафт). Не сумев раскрыться в хоккее, Кеша готов быть с ребятами до самой пенсии. Но отработанный материал никому не нужен, и герой Гафта постоянно чувствует себя инородным телом.
Заканчивает карьеру прославленный вратарь Валентин Кротов (Игорь Кваша). Визуально очень похожий на Владислава Третьяка, который в то время только окунался в озеро славы. Постоянно рефлексирует, переживает, ловит тень унесшейся молодости.
Главный герой Виктор (Александр Сныков), как и положено, сугубо талантлив и положителен. Красавец, комсомолец, отличник. Даже учится в институте (повод для камео профессора-болельщика Евстигнееева) наш герой не для оценок, а сугубо для знаний. Ухаживает за девушкой, уважает родителей, слушает старших.
Тренер (Сергей Яковлев) не позволяет себе лишнего, воздействуя на подопечных не крепостью, а мудростью слова.
Вероятно, каноничность наших героев и не позволила фильму зацепиться за зрителя. Нет, авторы показали и шампанское в гостях, и излишек материальных благ (по тем временам), и кулуарные интриги. Но это было слишком беззубо. Середина застоя, чего хотеть.
Да и спортивная составляющая была не на высоте. Правда, это беда всех фильмов про командные виды спорта. Создатели привлекли статистами настоящих хоккеистов во главе с Борисом Майоровым, и склепали какой-то аляповатый спецэффект-негатив, якобы показывающий психологическое состояние вратаря. Но до уровня остроты реальных поединков чемпионата мира осталось как до Луны.
Даже в этой «некусачей» картине чувствуется локальная цензура. Назывались команды — СКА, ЦСКА, Химик, Спартак и… Чемпион (варианты: Сильнейшая команда, Лидер). Прям тайны мадридского двора, говорили бы прямо — Динамо (или Крылья Советов). Хотя это был явный намёк на гегемона — ЦСКА и его бессменного Тарасова. Или полнейшее игнорирование во время фильма таких хоккейных стран как США и, особенно, Канада. Правда, в конце вырвалось, по Фрейду.
- Где я только не был. Чехословакия, Польша, Финляндия.
- А в Канаде?
- В Канаде не был. И никогда не буду.
Тем не менее, просмотром не разочарован. Есть особый шарм в познания неизвестных картин, в которых были артистами Москва и Питер семидесятых, раритетные ледовые арены, дух незамутненного совка. Я уже не говорю про советскую школу артистов, которые даже в проходных фильмах показывают на порядок больше игры, чем Star`ы современного кино.
6 апреля 2010