Святое ведомство
El santo oficio
7.2
1974, драма, история
Мексика, 2 ч 7 мин
18+

В ролях: Диана Брачо, Ана Мерида, Рафаэль Банкельс, Марио Кастильон Брашо, Артуро Беристайн
и другие

Актеры

Дополнительные данные
оригинальное название:

Святое ведомство

английское название:

El santo oficio

год: 1974
страна:
Мексика
слоган: «We have to denounce..pursue..destroy..the ones that do not think like us.»
режиссер:
сценаристы: ,
продюсеры: , ,
видеооператор: Хорхе Сталь мл.
композитор:
художники: Edith Jurez, Pandora Jurez, Эрнесто Карраско
монтаж:
жанры: драма, история
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 21 февраля 1975 г.
Дополнительная информация
Возраст: 18+
Длительность: 2 ч 7 мин

Отзыв критика о фильме «Святое ведомство», 1974

Еврейский вопрос Артуро Рипстейна

Несмотря на название «Святое Ведомство» фильм одного из самых известных мексиканских режиссеров Артуро Рипстейна рассказывает вовсе не об Инквизиции. Точнее, и об Инквизиции тоже, но во вторую очередь. Постольку, поскольку она оказала огромное влияние на судьбу еврейской диаспоры, вынужденной выживать и приспосабливаться к мощнейшему религиозному гнету, который существовал в Испании XVI-XVII веков и который вместе с конкистадорами перекочевал на другую сторону океана. И опять же, Рипстейна интересует не столько сама история марранов (евреев, вынужденно принявших христианство), сколько процесс самоидентификации людей, вынужденно живущих двоеверием. Причем, живущих этим двоеверием уже не первое поколение, отчего в общественном сознании оказываются смещены многие фундаментальные понятия: нации, отечества, религии. Фильм мексиканца еврейского происхождения стал попыткой ответить на вопрос, какую цену человек может и должен заплатить для того, чтобы эти понятия вернуть и есть ли вообще в них смысл. А все инквизиторские страсти и аутодафе стали всего лишь яркими переменными в бесконечном уравнении, которое так или иначе пытались разрешить многие представители еврейской культуры со времен рассеяния.

«Святое Ведомство», кстати, стал, наверное, единственным фильмом Рипстейна, в котором он подчеркнуто относил себя к евреям, а не к мексиканцам. И это, возможно, тоже вопрос самоидентификации, который во второй половине XX веке все-таки решался куда менее болезненно, чем в XVII столетии, где жил главный герой картины Луис де Карвахаль. Его семья, испанские марраны, переселившиеся в Мексику в поисках лучшей доли, практически забыла веру предков, сохранив лишь ее отголоски в тайных обрядах. Но один из таких ритуалов (похороны по иудейскому обычаю) оказывается роковым. Его старший брат, монах-доминиканец, приехавший по такому печальному случаю, доносит на своих родственников, и Луис вместе с большинством из них оказывается в тюрьме. Правда, ненадолго. После признания и покаяния его вместе со всеми отпускают, заставив, правда, носить сан-бенито. Что сразу же делает молодого человека изгоем в обществе и заставляет задуматься о материях, от которых ранее он был бесконечно далек. О тех самых: нации, отечестве, религии. До ареста, в отличие от многих своих родственников, Луис считал себя верным католиком. Теперь он в этом не уверен, и хочет как можно больше узнать о вере предков, даже несмотря на опасность признания закоренелым еретиком со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но наталкивается на неожиданное отчуждение. И тогда юношеский энтузиазм помноженный на чувство несправедливости и не слишком счастливую любовь толкают Луиса на отчаянный шаг — чтобы окончательно завершить ту самую «самоидентификацию» он самостоятельно совершает обрезание, чтобы почувствовать себя настоящим иудеем и сжечь за собой все мосты.

Потом, конечно, снова будет инквизиция с изуверскими пытками и расправой, будут аутодафе, костры и гарроты, как предвестники Холокоста. Символизм Рипстейна разгадать нетрудно, да он ничем и не завуалирован. Режиссер не скрывает того, что фильм снят евреем и, возможно, для евреев. Но это будет уже потом, как обязательная программа с очищающим катарсисом трагического финала (иного даже предположить было невозможно). Но главным для Рипстейна все время оставался вопрос: «Кто ты?». На который он вместе со своим героем отвечал: «Я еврей!». И ради такого ответа он готов пойти и на костер, и в газовую камеру.

Конечно, смотреть «Святое Ведомство» не будучи евреем, довольно сложно. Сложно прежде всего определиться с базовыми понятиями: в них ведь даже сеньор Рипстейн до конца не уверен, хотя именно о нации, отечестве и религии весь фильм и говорит. Не случайно у него тайный иудейский обряд так сильно напоминает раннехристианские собрания. Разве что катакомбов не хватает — но откуда в Мексике взяться катакомбам? Да и сложно вольно или невольно ставшему гражданами мира народу определить что такое, например, патриотизм. Да и вера — Карвахали ведь при всем своем иудаизме все же остаются и католиками. Тоже совершенно искренне. И на костре целуют крест не из страха, а по вере своей…

Так что Рипстейн, став евреем на время «Святого Ведомства», снял весьма неоднозначный и спорный фильм. В конце концов, национализм остается национализмом, в какие бы одежды он не рядился (и еврейские ничем не лучше арийских). К счастью, категорических ответов на неоднозначные вопросы фильм все-таки не дает (за исключением Холокоста — но это отдельная тема). А думать, как бы это банально не звучало, никогда не вредно.

14 октября 2011

Драма Святое ведомство появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Артуро Рипстейн. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Диана Брачо, Ана Мерида, Рафаэль Банкельс, Марио Кастильон Брашо, Артуро Беристайн, Вирджилио Эрнандес, Антонио Браво, Питер Гонсалес Фалкон, Флоренцио Кастелло, Сильвия Марискаль, Хуан Хосе Мартинес Касадо, Марта Наварро, Карлос Ньето, Мария Барбер, Джейм Монтерде.

Страна производства - Мексика. Рекомендовано к показу зрителям, достигшим 18 лет.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.