Рейтинг фильма | |
Кинопоиск | 7.4 |
IMDb | 7 |
Дополнительные данные | |
оригинальное название: |
Малер |
английское название: |
Mahler |
год: | 1974 |
страна: |
Великобритания
|
режиссер: | Кен Рассел |
сценарий: | Кен Рассел |
продюсеры: | Санфорд Либерсон, Дэвид Паттнэм, Рой Бейрд |
видеооператор: | Дик Буш |
художники: | Йен Уитэйкер, Ширли Расселл |
монтаж: | Майкл Брэдселл |
жанры: | драма, музыка, биография |
Поделиться
|
|
Дата выхода | |
Мировая премьера: | 4 апреля 1974 г. |
Дополнительная информация | |
Возраст: | не указано |
Длительность: | 1 ч 55 мин |
Совершенно невыносимая и глупая пошлятина от Кена Рассела. Это был талантливый энергичный режиссер, абсолютно лишенный всякого вкуса и ума. Если в Любителях музыки еще можно уловить некий смысл и понимание Чайковского. То фильм о Малере целиком лишен понимания о ком и о чем идет речь. Рассел эксплуатирует самые недалекие поверхностные штампы, типа иронизирования над недавно вышедшей Смертью в Венеции Висконти. Ах моська, знать она сильна…
Но нет. Не сильна. Фильм даже не хочется пересказывать настолько он пустой и глупый. Суть манипуляций в общем сводится к следующему — с помощью помпезной поп символики передать якобы содержание внутреннего мира композитора и его музыки в неких буйных монтажных галлюцинациях. Но получается просто помпезная поп символика и не более того, не передающая ничего кроме салонного телевизионного кича и откровенной дурости.
Справедливости ради иногда Расселу удавалось зажечь и из его добрых четырех десятков фильмов вполне можно составить отличный чумовой клип минут на 60—70. Это был бы прекрасный вариант, вполне могущий тянуть на шедевр.
1 из 10
11 апреля 2020
Не буду делать выводов о стилистике и творческом методе Кена Расселла, основываясь на единственном просмотренном у него фильме. Скажу лучше, что произведение это оставило двойственное впечатление из-за странной смеси безобразия, сатиры, наивности и — мнимой? — поверхностности рассуждений автора о жизни Густава Малера. Поверхностность видится в избрании нескольких отправных точек и распределении всего сюжета между ними: начало обучения, принятие католичества ради карьеры, запрет композиторской деятельности Альмы, ревность Малера, смерть дочери, неприятие собственной смерти. Все известные, в общем-то, факты в вольной интерпретации. Действие завязано на этих моментах, а особенно язвительный жирный акцент сделан на отречении от религии. Вроде бы понятно, что нельзя охватить неохватное, объять необъятное — возможно, и вправду лучше показать авторский взгляд на особо важное. Мне не хватило противоречивости, многогранности изображаемой личности в таком режиссёрском решении. Или лучше сказать, чувства ответственности за созданное изображение, а хорошо это или плохо — не знаю.
Бурлескно-кошмарные видения Малера, изображаемые Расселлом с большим чувством, — для меня «чудовище» фильма, антиэстетическая его составляющая, за которой, тем не менее, угадывается читаемый смысл. Искра, перерастающая в пожар, творчество как всеобъемлющий пожар, Малер — камень, прижизненный памятник самому себе, и Альма, пробивающаяся сквозь сеть — свои узы, в прямом смысле слова. Альма — тень и Альма — смерть — все эти метафоры оправданны. Возможно, такой она действительно виделась Малеру, на грани любви и ненависти. Такой она стала в глазах многих современников после его кончины. Ёрническая сцена с отречением от иудаизма — осуждение героя? Демонстрация степени тяжести поступка? Да, непривычно наблюдать такой угол зрения, но интерпретации для него находятся, это не выглядит буффонадой ради буффонады и поднимает фильм, пожалуй, на достойный уровень.
Однако с эпизодами лёгкой разнузданности в нём соседствуют очень искренние и чистые сцены — например, слова о необходимости знать и понимать язык природы и в целом мир, чтобы создать нечто действительно ценное. Сюда же отнесу сцену работы Малера в летнем домике, его разговор с дочерьми о Боге и скорбь о смерти своего ребёнка, а особенно «Мы будем жить вечно!». Именно эти слова придали высокий смысл происходящему, хотя сцена в поезде за несколько минут до них показалась мне высосанной из пальца и ненатуральной, да и сомнительной с точки зрения достоверности. Но ничего не попишешь — и Густав Малер, и его жена Альма Малер-Верфель действительно ушли в вечность. Оба. Правда, по-разному.
Роберт Пауэлл в роли Малера показался мне излишне утончённым, романтичным и томным. Желчным, но неубедительно желчным, хотя метания этой сложной натуры он сумел отразить на каком-то невербальном уровне. Что касается Джорджины Хейл, она весьма мало напоминала реальную Альму. Её резкие черты отлично вписывались в демонический образ, созданный угнетённым сознанием Малера, но с трудом верилось, что она способна его любить, особенно в конце, после проведённых с ним лет и многочисленных разочарований. Этот персонаж с раздражающе семенящими шажками выглядит подчёркнуто мелким, гротескным — так же как Малер, предстающий то циничным карьеристом, то нелепым героем немного кино. Тем причудливее концовка, в которой режиссёр словно отодвигает свои кривые зеркала и рисует обычных людей. Трогательная концовка, нейтрализующая сумбурные впечатления от просмотра. Если бы эту концовку да приставить к другому фильму. Интересно, что бы получилось?
13 января 2019
Пожалуй, самая любимая моя работа Рассела — незабвенный «Малер», который, разумеется, вполне полновесно перекликается со «Святой горой» не менее светло любимого мною Ходоровски, однако же стилистически ещё более яростен (хотя, казалось бы, куда бы ещё), а с точки зрения сюжета — ещё более циничен и проходится вообще по всем болевым точкам воображаемого оппонента, коим, к слову, является главный герой ленты.
Вообще-то, иначе быть и не могло, потому как сама биография Малера — она и есть самая жестокая из возможных насмешек над ним самим. Вот как ни крути: постоянное соперничество с братом, закончившееся самоубийством последнего, смена религии в угоду карьере, постоянная травля в семье (да, родители Малера искренне считали, что любой финансовый вклад в его образование в дальнейшем должен и обязан принести им внушительные дивиденды, и именно поэтому, собственно, Малер и стал пианистом, а не ввиду изначального какого бы там ни было ярко выраженного дарования), более того, ещё и травля среди сверстников (потому как и национальная принадлежность, и увлечения мальчика не слишком-то позволяли ему вписаться в среду).
Более того, и личная жизнь тоже особой простотой никогда не отличалась: идеальные, казалось бы, отношения с женой оказались безвозвратно испорченными в силу банального непонимания ею того факта, что всё его творчество и все его произведения были посвящены ей одной, и, по сути, являлись главным и единственным мерилом его любви. Что совершенно не отменяло его всё возрастающей тираничности в быту. И что ещё более не умаляло того факта, что сам он всё более и более погружался в переживания касаемо собственной никчёмности, несостоятельности и ненужности. Причиной тому являлась банальная ревность, потому как у жены его поклонников было более чем предостаточно, а ему самому работа над новыми произведениями с лёгкостью заменяла что угодно, включая и интерес к жене (по меньшей мере, видимый).
Потому конфликт, как внешний, так и внутренний, с годами ужасающе нарастал.
Разумеется, масла в огонь подливали и постоянные склоки, образующиеся вокруг его имени, и постоянные, неустанно распространяемые злопыхателями, сплетни, и, более того, всё возрастающий интерес к его собственной персоне, которую он, вопреки всему, продолжал считать более чем скромной, несмотря на все свои заслуги на музыкальном поприще. Более того, даже после написания нескольких относящихся к категории гениальных произведений, он продолжал всё так же неустанно замечать вокруг себя лишь тех, к кому ему ещё следует стремиться, до кого ещё только предстоит дорасти, и, в конечном итоге, именно это и довело его до плачевного состояния, в коем чёткая граница между реальной действительностью и всеми его страхами окончательно стёрлась.
И встреча с Умой Сумак, о которой доподлинно неизвестно — происходила ли она в действительности или же Рассел попросту её выдумал для красного словца — оказалась уже просто катализатором, за которым — либо забвение, либо второе рождение. Равно как и сказал сам Малер — «за новой моей симфонией скрывается не любовь, а смерть, это — ода смерти» — в своём диалоге с Сумак.
Однако же вместо оды смерти вышла одна лишь ода, звучащая как эпитафия самому Малеру, и именно после её написания и подкрались к нему все его страхи одновременно и скопом, и именно на их фоне случились все эти бесчисленные мигрени, перемежающиеся пугающе реалистичными видениями, в коих органично переплетались как смерть, так и ревность, как зависть, так и отчаяние, как боль и внутренняя затравленность, так и понимание того, что на его собственном надгробии, скорее всего, самые близкие спляшут отнюдь не последнее танго, как нежелание завершать свой жизненный путь, так и не успев сотворить самого важного, так и понимание того, что всего он точно не успеет…
А на фоне этого жена Малера попросту металась, разрываясь между ним и любовником, однако же в последний момент всё же сделала выбор в пользу Малера, осознав всю несостоятельность и надуманность своих обвинений.
Спустя непродолжительное время после этого Малер умер. Да, его симфония действительно оказалась пророческой.
9 января 2017
Еще в XIX веке поезд стал метафорой человеческой жизни — вы не поверите, в «Анне Карениной». Но особой метафорой. Распространенное тогда воззрение детерминизма, отрицавшего человеческую свободу, воззрение о власти «железных инстинктов» делало из человека пассажира своей жизни, максимум машиниста, а не ее владыку, не творца своей судьбы. Рельсы проложены, и все предопределено. Мрачное, грубо-материалистическое воззрение.
Кен Рассел в авторском кино едва ли не главный специалист по девятнадцатому столетию. «Последняя ночь Саломеи» по Уайльду, «Логово белого червя» по Стокеру, «Готика» о пребывании Байрона, Перси Биши Шелли, Мэри Шелли (Годвин) и ее сестры на вилле Деодати, где пишется «Франкенштейн», «Листомания» о Ференце Листе, всего не перечислишь. И вот, наконец, «Малер».
Густав Малер едет в поезде принимать должность дирижера императорского оркестра в Вене — одну из высочайших должностей в тогдашнем мире музыки. Малер едет к своему месту на вершине. И вместе с движением поезда, посредством серии флешбеков, показана и вся жизнь композитора, которая таким образом движется от нарочито карикатурной (не надо воспринимать этого всерьез!) и маломузыкальной еврейской семьи к своему триумфальному завершению. Но серия флешбеков перемежается серией видений Малера. Одни из них представляют собой сюрреалистический визуальный комментарий к музыке Малера, другие воплощают его недобрые предчувствия. Эти две серии вставных эпизодов сближаются, и уже нельзя отличить воспоминания от иронического гротеска на биографические темы. Встреча-объяснение (возможно, лишь вымышленное Малером) с композитором-соперником Хуго Вольфом, изображающим императора Франца-Иосифа, насмешливо обыгрывает «Завороженного» Хичкока, а визит в «Святилище Богини музыки — Козимы Вагнер» — приводит на ум плакатно-эмблематические сцены «Листомании» самого Рассела, гораздо более отвязной и вызывающей, вызывающей в памяти образы из «Тела для Франкенштейна» Пола Моррисси.
Темы «Малера» — это темы и «Листомании»: вагнерианский антисемитизм, проблема музыканта как одновременно композитора и исполнителя, сложные отношения со спутницей жизни и, шире, семьей, борьба за признание. Но по своей поэтике «Малер» стоит в творчестве Рассела между «Листоманией», где вся биография переросла в невероятные шаржи и фантастику, и «Валентино», ярком, но достаточно традиционном фильме о знаменитом актере немого кино. «Малер» и по своему историческому времени располагается между «Листоманией», посвященной событиям середины 19 века, и «Валентино» — фильмом о событиях начала 20 века. И это, возможно, неслучайный выбор приемов — чем дальше в глубь истории от своего времени и от времени, визуально документированного кинематографом, тем менее достоверными и более легендарными, рассыпающимися фейерверками анекдотики и мифов, становятся события.
8 из 10
7 июля 2014
Фильм выстраивается в цепочку воспоминаний и фантазий Густава Малера во время его путешествия к грядущей славе, на алтарь которой и было брошено отречение от иудейства и принятие христианской веры. Кен Рассел решает это не просто иносказательно, но и отчасти пародийно — стилизуясь под немое кино.
Звезда Давида, с которой Малер восходит на Голгофу, перековывается в меч, которым он сражает Дракона. Христианский крест не раз сопоставляется с нацистской свастикой, что, видимо, было призвано ещё более усугубить предательство бывшего иудея, а масса фашистских ассоциаций — должна была обозначить перспективу начала Второй мировой войны. Малер цинично идёт на компромисс во имя славы, а вот его «бледная тень» в музыке — родной брат, не может переступить через религиозное предательство и кончает с собой.
Во всей музыкальной трилогии Рассела «Малер» предстает наиболее сдержанным творением по части формальных изысков. Это вполне сопрягается с особенностями малеровской музыки, которой озвучивается большая часть фильма. А свой взгляд на музыку великий австриец красноречиво выразил через отношение к Петру Ильичу, позволив в одном из эпизодов следующее замечание в его адрес: «О, Чайковский, — так много музыки!».
Если для Чайковского в музыке сублимировалось среди прочего сексуальное влечение, то у Густава Малера одним из побудительных мотивов к творчеству стал комплекс еврейского происхождения. И хотя именно «пятый пункт» не давал ему возможности возглавить знаменитую венскую оперу, в то же время именно он и вынуждал композитора пребывать в состоянии почти тотального беспокойства, как оказалось, столь благостном для созидания шедевров.
Найдя наиболее органичное воплощение духовного надлома гения, Рассел избежал в «Малере» характерных «визуальных излишеств», когда из-за чрезмерной экспрессивности форма начинала, что называется, «выпадать в осадок». Возможно именно поэтому, только данный фильм музыкальной трилогии (+ «Любители музыки о Чайковском и «Листомания» о Листе) был удостоен престижной премии Каннского фестиваля.
20 ноября 2013
Невыносимо желчный неврастеник — вероятно именно таким он представлялся окружающим. Каким он был на самом деле, знала только Альма — его верный спутник по жизни. Жена, ставшая его тенью, следует за ним по пятам, отходящая в сторонку лишь в минуты триумфа, дабы не быть растоптанной ликующей толпой. Под черной вуалью-паранджой совсем не видно лица. Сплетенная по рукам и ногам, она рвётся к своему возлюбленному, который уже при жизни стал куском мрамора с профилем композитора Малера. А под камнем — сверхчувствительный интуитив, предвосхитивший смерть собственной дочери. Как жить с таким человеком?
Неужели любовь так сильна? А ведь когда-то она была совсем другой: веселой, шумной, скачущей по лугам, кружащейся в хороводах вместе с крестьянами.
Его вечно меняющееся настроение, капризы, которыми он изводит Альму — похоже, он не рад никому: ни журналистам, ни поклонникам, ни смеху детей за окном, но в первую очередь, самому себе. Откуда?
Детство, которое должно быть беззаботным, но в этот раз не вышло. Отец вкладывает в образование сына деньги — сын, который виноват в том, что он не всегда оправдывает надежд отца ровно настолько же, насколько лошадь повинна в том что не пришла первой, если кто-то сделал на неё ставку.
Музыка — единственное, что есть ценного в жизни, совершенство — главная цель. Но инфаркт уже был, песочек заканчивается и фобии не дают покоя. Кошмарные предчувствия, страшные сны — поглощение огнём крематория; он в гробу, но он же ещё жив, о боже, куда его несут! Нужно торопиться, а окружающие отвлекают, как тут не злиться.
Мир рушится — Альма может уйти, но как это возможно, ведь у него никого нет, кроме неё. Неужели она не понимает, как он её любит. Ревнует к симфониям — какой вздор: музыка — это и есть любовь, а любовь — мелодия, выходящая за рамки календарных дат жизни и смерти.
9 из 10
2 февраля 2013
Изначально этот фильм не вызывал у меня тяги к просмотру, по той причине, что услышал от него несколько негативных откликов (или скорее кротких комментариев) по причине его рваности, непонятности. Но репутация непостижимого потока мыслей, заключенного в сюрреалистическую форму, быстро отошла в сторону, когда я услышал первые диалоги, по моему мнению, нелишенные смысла, учитывая сложность восприятия главной проблемы фильма, или вернее проникновеня в разум такого сложного и чувственного человека.
Картина построена воспоминаниях главного героя, его снов, вызывающих определенные ассоциации, сцены которых напоминают скорее театральные постановки. Сны и воспоминания, определенно, выходят на первый план, раскрывая сущность творца и его главную проблему, каковой является, на мой взгляд, чувство природы и осознание единства с нею, познание необъятной человеческой сущности и желание любви, которая в итоге стала главной сюжетной линией фильма.
Определенные моменты, если сочувствием проникнуться в мир героя, покажутся мерзкими, и бездушными. Но то, что заставляет уважать героя это то, что перед нами герой, способный обратить в ничто всю окружающую его обыденность, пережить действительно страшные моменты жизни и стремящийся жить, воплощая это горящее стремление в своей музыке.
Выделю сцену игры на пианино при живом свете, а потом в погасшем.
По игре актеров скажу, как ни странно, что впечатлила игра самого Пауэлла, его герой казался мрачным и уставшим от жизни, т. е. таким, каким он должен быть в силу определенных событий. Не совсем понравилась его возлюбленная, типаж актрисы кажется не самым подходящим для данной роли, лучшая игра ее пришлась на сцены внутреннего отторжения Малера, и на выражение холодности ее чувств к нему.
Порадовала концовка, несомненно разрешающая конфликт героя и являющаяся хорошей кульминацией.
К минусам, помимо неидеальной актерской игре некоторых персонажей, легкую недосказанность в некоторых сценах, отмечу, как говорил выше, излишне добротную и подогнанную под формат концовку, практически не оставляющую места для размышлений и фантазии, как переполненный сосуд, в который пролить что-то осмысленное хотелось бы нам с вами. Несмотря на внутреннюю вивиеватость главного героя, и наполненность картины смыслом, чувствуется отсутствие «искринки», какого-то слова или поворота в сюжете, которые выделяли бы в кино среди остальных.
При небольшом ожидании увидеть что-то в меру разумное, объятое в обширные сюрреалистические формы, ставлю: (советуя этот фильм ценителям качественного кино)
7,5 из 10
12 июня 2012