Малер
Mahler
7.4
7
1974, драма, музыка, биография
Великобритания, 1 ч 55 мин
В ролях: Рональд Пикап, Дэна Гиллеспи, Арнольд Ярроу, Илэйн Делмар, Бенни Ли
и другие
Биографический фильм о композиторе Густаве Малере, жившем в Австрии в начале XX века. Малер - признанный дирижер, но последние годы оказались тяжелы для него. Он одержим темой смерти и измотан болезненной ревностью к своей жене, которая на восемнадцать лет моложе его.
Дополнительные данные
оригинальное название:

Малер

английское название:

Mahler

год: 1974
страна:
Великобритания
режиссер:
сценарий:
продюсеры: , ,
видеооператор: Дик Буш
художники: Йен Уитэйкер, Ширли Расселл
монтаж:
жанры: драма, музыка, биография
Поделиться
Дата выхода
Мировая премьера: 4 апреля 1974 г.
Дополнительная информация
Возраст: не указано
Длительность: 1 ч 55 мин
Другие фильмы этих жанров
драма, музыка, биография

Видео к фильму «Малер», 1974

Видео: Трейлер (Малер, 1974) - вся информация о фильме на FilmNavi.ru
Трейлер

Постеры фильма «Малер», 1974

Нажмите на изображение для его увеличения

Отзывы критиков о фильме «Малер», 1974

Ах моська, знать она сильна…

Совершенно невыносимая и глупая пошлятина от Кена Рассела. Это был талантливый энергичный режиссер, абсолютно лишенный всякого вкуса и ума. Если в Любителях музыки еще можно уловить некий смысл и понимание Чайковского. То фильм о Малере целиком лишен понимания о ком и о чем идет речь. Рассел эксплуатирует самые недалекие поверхностные штампы, типа иронизирования над недавно вышедшей Смертью в Венеции Висконти. Ах моська, знать она сильна…

Но нет. Не сильна. Фильм даже не хочется пересказывать настолько он пустой и глупый. Суть манипуляций в общем сводится к следующему — с помощью помпезной поп символики передать якобы содержание внутреннего мира композитора и его музыки в неких буйных монтажных галлюцинациях. Но получается просто помпезная поп символика и не более того, не передающая ничего кроме салонного телевизионного кича и откровенной дурости.

Справедливости ради иногда Расселу удавалось зажечь и из его добрых четырех десятков фильмов вполне можно составить отличный чумовой клип минут на 60—70. Это был бы прекрасный вариант, вполне могущий тянуть на шедевр.

1 из 10

11 апреля 2020

«Красавица и чудовище»

Не буду делать выводов о стилистике и творческом методе Кена Расселла, основываясь на единственном просмотренном у него фильме. Скажу лучше, что произведение это оставило двойственное впечатление из-за странной смеси безобразия, сатиры, наивности и — мнимой? — поверхностности рассуждений автора о жизни Густава Малера. Поверхностность видится в избрании нескольких отправных точек и распределении всего сюжета между ними: начало обучения, принятие католичества ради карьеры, запрет композиторской деятельности Альмы, ревность Малера, смерть дочери, неприятие собственной смерти. Все известные, в общем-то, факты в вольной интерпретации. Действие завязано на этих моментах, а особенно язвительный жирный акцент сделан на отречении от религии. Вроде бы понятно, что нельзя охватить неохватное, объять необъятное — возможно, и вправду лучше показать авторский взгляд на особо важное. Мне не хватило противоречивости, многогранности изображаемой личности в таком режиссёрском решении. Или лучше сказать, чувства ответственности за созданное изображение, а хорошо это или плохо — не знаю.

Бурлескно-кошмарные видения Малера, изображаемые Расселлом с большим чувством, — для меня «чудовище» фильма, антиэстетическая его составляющая, за которой, тем не менее, угадывается читаемый смысл. Искра, перерастающая в пожар, творчество как всеобъемлющий пожар, Малер — камень, прижизненный памятник самому себе, и Альма, пробивающаяся сквозь сеть — свои узы, в прямом смысле слова. Альма — тень и Альма — смерть — все эти метафоры оправданны. Возможно, такой она действительно виделась Малеру, на грани любви и ненависти. Такой она стала в глазах многих современников после его кончины. Ёрническая сцена с отречением от иудаизма — осуждение героя? Демонстрация степени тяжести поступка? Да, непривычно наблюдать такой угол зрения, но интерпретации для него находятся, это не выглядит буффонадой ради буффонады и поднимает фильм, пожалуй, на достойный уровень.

Однако с эпизодами лёгкой разнузданности в нём соседствуют очень искренние и чистые сцены — например, слова о необходимости знать и понимать язык природы и в целом мир, чтобы создать нечто действительно ценное. Сюда же отнесу сцену работы Малера в летнем домике, его разговор с дочерьми о Боге и скорбь о смерти своего ребёнка, а особенно «Мы будем жить вечно!». Именно эти слова придали высокий смысл происходящему, хотя сцена в поезде за несколько минут до них показалась мне высосанной из пальца и ненатуральной, да и сомнительной с точки зрения достоверности. Но ничего не попишешь — и Густав Малер, и его жена Альма Малер-Верфель действительно ушли в вечность. Оба. Правда, по-разному.

Роберт Пауэлл в роли Малера показался мне излишне утончённым, романтичным и томным. Желчным, но неубедительно желчным, хотя метания этой сложной натуры он сумел отразить на каком-то невербальном уровне. Что касается Джорджины Хейл, она весьма мало напоминала реальную Альму. Её резкие черты отлично вписывались в демонический образ, созданный угнетённым сознанием Малера, но с трудом верилось, что она способна его любить, особенно в конце, после проведённых с ним лет и многочисленных разочарований. Этот персонаж с раздражающе семенящими шажками выглядит подчёркнуто мелким, гротескным — так же как Малер, предстающий то циничным карьеристом, то нелепым героем немного кино. Тем причудливее концовка, в которой режиссёр словно отодвигает свои кривые зеркала и рисует обычных людей. Трогательная концовка, нейтрализующая сумбурные впечатления от просмотра. Если бы эту концовку да приставить к другому фильму. Интересно, что бы получилось?

13 января 2019

Пожалуй, самая любимая моя работа Рассела — незабвенный «Малер», который, разумеется, вполне полновесно перекликается со «Святой горой» не менее светло любимого мною Ходоровски, однако же стилистически ещё более яростен (хотя, казалось бы, куда бы ещё), а с точки зрения сюжета — ещё более циничен и проходится вообще по всем болевым точкам воображаемого оппонента, коим, к слову, является главный герой ленты.

Вообще-то, иначе быть и не могло, потому как сама биография Малера — она и есть самая жестокая из возможных насмешек над ним самим. Вот как ни крути: постоянное соперничество с братом, закончившееся самоубийством последнего, смена религии в угоду карьере, постоянная травля в семье (да, родители Малера искренне считали, что любой финансовый вклад в его образование в дальнейшем должен и обязан принести им внушительные дивиденды, и именно поэтому, собственно, Малер и стал пианистом, а не ввиду изначального какого бы там ни было ярко выраженного дарования), более того, ещё и травля среди сверстников (потому как и национальная принадлежность, и увлечения мальчика не слишком-то позволяли ему вписаться в среду).

Более того, и личная жизнь тоже особой простотой никогда не отличалась: идеальные, казалось бы, отношения с женой оказались безвозвратно испорченными в силу банального непонимания ею того факта, что всё его творчество и все его произведения были посвящены ей одной, и, по сути, являлись главным и единственным мерилом его любви. Что совершенно не отменяло его всё возрастающей тираничности в быту. И что ещё более не умаляло того факта, что сам он всё более и более погружался в переживания касаемо собственной никчёмности, несостоятельности и ненужности. Причиной тому являлась банальная ревность, потому как у жены его поклонников было более чем предостаточно, а ему самому работа над новыми произведениями с лёгкостью заменяла что угодно, включая и интерес к жене (по меньшей мере, видимый).

Потому конфликт, как внешний, так и внутренний, с годами ужасающе нарастал.

Разумеется, масла в огонь подливали и постоянные склоки, образующиеся вокруг его имени, и постоянные, неустанно распространяемые злопыхателями, сплетни, и, более того, всё возрастающий интерес к его собственной персоне, которую он, вопреки всему, продолжал считать более чем скромной, несмотря на все свои заслуги на музыкальном поприще. Более того, даже после написания нескольких относящихся к категории гениальных произведений, он продолжал всё так же неустанно замечать вокруг себя лишь тех, к кому ему ещё следует стремиться, до кого ещё только предстоит дорасти, и, в конечном итоге, именно это и довело его до плачевного состояния, в коем чёткая граница между реальной действительностью и всеми его страхами окончательно стёрлась.

И встреча с Умой Сумак, о которой доподлинно неизвестно — происходила ли она в действительности или же Рассел попросту её выдумал для красного словца — оказалась уже просто катализатором, за которым — либо забвение, либо второе рождение. Равно как и сказал сам Малер — «за новой моей симфонией скрывается не любовь, а смерть, это — ода смерти» — в своём диалоге с Сумак.

Однако же вместо оды смерти вышла одна лишь ода, звучащая как эпитафия самому Малеру, и именно после её написания и подкрались к нему все его страхи одновременно и скопом, и именно на их фоне случились все эти бесчисленные мигрени, перемежающиеся пугающе реалистичными видениями, в коих органично переплетались как смерть, так и ревность, как зависть, так и отчаяние, как боль и внутренняя затравленность, так и понимание того, что на его собственном надгробии, скорее всего, самые близкие спляшут отнюдь не последнее танго, как нежелание завершать свой жизненный путь, так и не успев сотворить самого важного, так и понимание того, что всего он точно не успеет…

А на фоне этого жена Малера попросту металась, разрываясь между ним и любовником, однако же в последний момент всё же сделала выбор в пользу Малера, осознав всю несостоятельность и надуманность своих обвинений.

Спустя непродолжительное время после этого Малер умер. Да, его симфония действительно оказалась пророческой.

9 января 2017

Еще в XIX веке поезд стал метафорой человеческой жизни — вы не поверите, в «Анне Карениной». Но особой метафорой. Распространенное тогда воззрение детерминизма, отрицавшего человеческую свободу, воззрение о власти «железных инстинктов» делало из человека пассажира своей жизни, максимум машиниста, а не ее владыку, не творца своей судьбы. Рельсы проложены, и все предопределено. Мрачное, грубо-материалистическое воззрение.

Кен Рассел в авторском кино едва ли не главный специалист по девятнадцатому столетию. «Последняя ночь Саломеи» по Уайльду, «Логово белого червя» по Стокеру, «Готика» о пребывании Байрона, Перси Биши Шелли, Мэри Шелли (Годвин) и ее сестры на вилле Деодати, где пишется «Франкенштейн», «Листомания» о Ференце Листе, всего не перечислишь. И вот, наконец, «Малер».

Густав Малер едет в поезде принимать должность дирижера императорского оркестра в Вене — одну из высочайших должностей в тогдашнем мире музыки. Малер едет к своему месту на вершине. И вместе с движением поезда, посредством серии флешбеков, показана и вся жизнь композитора, которая таким образом движется от нарочито карикатурной (не надо воспринимать этого всерьез!) и маломузыкальной еврейской семьи к своему триумфальному завершению. Но серия флешбеков перемежается серией видений Малера. Одни из них представляют собой сюрреалистический визуальный комментарий к музыке Малера, другие воплощают его недобрые предчувствия. Эти две серии вставных эпизодов сближаются, и уже нельзя отличить воспоминания от иронического гротеска на биографические темы. Встреча-объяснение (возможно, лишь вымышленное Малером) с композитором-соперником Хуго Вольфом, изображающим императора Франца-Иосифа, насмешливо обыгрывает «Завороженного» Хичкока, а визит в «Святилище Богини музыки — Козимы Вагнер» — приводит на ум плакатно-эмблематические сцены «Листомании» самого Рассела, гораздо более отвязной и вызывающей, вызывающей в памяти образы из «Тела для Франкенштейна» Пола Моррисси.

Темы «Малера» — это темы и «Листомании»: вагнерианский антисемитизм, проблема музыканта как одновременно композитора и исполнителя, сложные отношения со спутницей жизни и, шире, семьей, борьба за признание. Но по своей поэтике «Малер» стоит в творчестве Рассела между «Листоманией», где вся биография переросла в невероятные шаржи и фантастику, и «Валентино», ярком, но достаточно традиционном фильме о знаменитом актере немого кино. «Малер» и по своему историческому времени располагается между «Листоманией», посвященной событиям середины 19 века, и «Валентино» — фильмом о событиях начала 20 века. И это, возможно, неслучайный выбор приемов — чем дальше в глубь истории от своего времени и от времени, визуально документированного кинематографом, тем менее достоверными и более легендарными, рассыпающимися фейерверками анекдотики и мифов, становятся события.

8 из 10

7 июля 2014

Голгофа Густава Малера

Фильм выстраивается в цепочку воспоминаний и фантазий Густава Малера во время его путешествия к грядущей славе, на алтарь которой и было брошено отречение от иудейства и принятие христианской веры. Кен Рассел решает это не просто иносказательно, но и отчасти пародийно — стилизуясь под немое кино.

Звезда Давида, с которой Малер восходит на Голгофу, перековывается в меч, которым он сражает Дракона. Христианский крест не раз сопоставляется с нацистской свастикой, что, видимо, было призвано ещё более усугубить предательство бывшего иудея, а масса фашистских ассоциаций — должна была обозначить перспективу начала Второй мировой войны. Малер цинично идёт на компромисс во имя славы, а вот его «бледная тень» в музыке — родной брат, не может переступить через религиозное предательство и кончает с собой.

Во всей музыкальной трилогии Рассела «Малер» предстает наиболее сдержанным творением по части формальных изысков. Это вполне сопрягается с особенностями малеровской музыки, которой озвучивается большая часть фильма. А свой взгляд на музыку великий австриец красноречиво выразил через отношение к Петру Ильичу, позволив в одном из эпизодов следующее замечание в его адрес: «О, Чайковский, — так много музыки!».

Если для Чайковского в музыке сублимировалось среди прочего сексуальное влечение, то у Густава Малера одним из побудительных мотивов к творчеству стал комплекс еврейского происхождения. И хотя именно «пятый пункт» не давал ему возможности возглавить знаменитую венскую оперу, в то же время именно он и вынуждал композитора пребывать в состоянии почти тотального беспокойства, как оказалось, столь благостном для созидания шедевров.

Найдя наиболее органичное воплощение духовного надлома гения, Рассел избежал в «Малере» характерных «визуальных излишеств», когда из-за чрезмерной экспрессивности форма начинала, что называется, «выпадать в осадок». Возможно именно поэтому, только данный фильм музыкальной трилогии (+ «Любители музыки о Чайковском и «Листомания» о Листе) был удостоен престижной премии Каннского фестиваля.

20 ноября 2013

Любовь и музыка.

Невыносимо желчный неврастеник — вероятно именно таким он представлялся окружающим. Каким он был на самом деле, знала только Альма — его верный спутник по жизни. Жена, ставшая его тенью, следует за ним по пятам, отходящая в сторонку лишь в минуты триумфа, дабы не быть растоптанной ликующей толпой. Под черной вуалью-паранджой совсем не видно лица. Сплетенная по рукам и ногам, она рвётся к своему возлюбленному, который уже при жизни стал куском мрамора с профилем композитора Малера. А под камнем — сверхчувствительный интуитив, предвосхитивший смерть собственной дочери. Как жить с таким человеком?

Неужели любовь так сильна? А ведь когда-то она была совсем другой: веселой, шумной, скачущей по лугам, кружащейся в хороводах вместе с крестьянами.

Его вечно меняющееся настроение, капризы, которыми он изводит Альму — похоже, он не рад никому: ни журналистам, ни поклонникам, ни смеху детей за окном, но в первую очередь, самому себе. Откуда?

Детство, которое должно быть беззаботным, но в этот раз не вышло. Отец вкладывает в образование сына деньги — сын, который виноват в том, что он не всегда оправдывает надежд отца ровно настолько же, насколько лошадь повинна в том что не пришла первой, если кто-то сделал на неё ставку.

Музыка — единственное, что есть ценного в жизни, совершенство — главная цель. Но инфаркт уже был, песочек заканчивается и фобии не дают покоя. Кошмарные предчувствия, страшные сны — поглощение огнём крематория; он в гробу, но он же ещё жив, о боже, куда его несут! Нужно торопиться, а окружающие отвлекают, как тут не злиться.

Мир рушится — Альма может уйти, но как это возможно, ведь у него никого нет, кроме неё. Неужели она не понимает, как он её любит. Ревнует к симфониям — какой вздор: музыка — это и есть любовь, а любовь — мелодия, выходящая за рамки календарных дат жизни и смерти.

9 из 10

2 февраля 2013

«Пока моя музыка играет, наша любовь жива»

Изначально этот фильм не вызывал у меня тяги к просмотру, по той причине, что услышал от него несколько негативных откликов (или скорее кротких комментариев) по причине его рваности, непонятности. Но репутация непостижимого потока мыслей, заключенного в сюрреалистическую форму, быстро отошла в сторону, когда я услышал первые диалоги, по моему мнению, нелишенные смысла, учитывая сложность восприятия главной проблемы фильма, или вернее проникновеня в разум такого сложного и чувственного человека.

Картина построена воспоминаниях главного героя, его снов, вызывающих определенные ассоциации, сцены которых напоминают скорее театральные постановки. Сны и воспоминания, определенно, выходят на первый план, раскрывая сущность творца и его главную проблему, каковой является, на мой взгляд, чувство природы и осознание единства с нею, познание необъятной человеческой сущности и желание любви, которая в итоге стала главной сюжетной линией фильма.

Определенные моменты, если сочувствием проникнуться в мир героя, покажутся мерзкими, и бездушными. Но то, что заставляет уважать героя это то, что перед нами герой, способный обратить в ничто всю окружающую его обыденность, пережить действительно страшные моменты жизни и стремящийся жить, воплощая это горящее стремление в своей музыке.

Выделю сцену игры на пианино при живом свете, а потом в погасшем.

По игре актеров скажу, как ни странно, что впечатлила игра самого Пауэлла, его герой казался мрачным и уставшим от жизни, т. е. таким, каким он должен быть в силу определенных событий. Не совсем понравилась его возлюбленная, типаж актрисы кажется не самым подходящим для данной роли, лучшая игра ее пришлась на сцены внутреннего отторжения Малера, и на выражение холодности ее чувств к нему.

Порадовала концовка, несомненно разрешающая конфликт героя и являющаяся хорошей кульминацией.

К минусам, помимо неидеальной актерской игре некоторых персонажей, легкую недосказанность в некоторых сценах, отмечу, как говорил выше, излишне добротную и подогнанную под формат концовку, практически не оставляющую места для размышлений и фантазии, как переполненный сосуд, в который пролить что-то осмысленное хотелось бы нам с вами. Несмотря на внутреннюю вивиеватость главного героя, и наполненность картины смыслом, чувствуется отсутствие «искринки», какого-то слова или поворота в сюжете, которые выделяли бы в кино среди остальных.

При небольшом ожидании увидеть что-то в меру разумное, объятое в обширные сюрреалистические формы, ставлю: (советуя этот фильм ценителям качественного кино)

7,5 из 10

12 июня 2012

Драма Малер появился на телеэкранах в далеком 1974 году, его режиссером является Кен Рассел. Кто учавствовал в съемках (актерский состав): Рональд Пикап, Дэна Гиллеспи, Арнольд Ярроу, Илэйн Делмар, Бенни Ли, Майкл Саутгейт, Кеннет Колли, Оливер Рид, Sarah McLellan, Клер МакЛеллан, Alex Russell, Роберт Пауэлл, Джорджина Хейл, Ли Монтегю, Мириам Карлин.

Страна производства - Великобритания. Малер — имеет достойный рейтинг, более 7 баллов из 10, обязательно посмотрите, если еще не успели.
Популярное кино прямо сейчас
2014-2024 © FilmNavi.ru — ваш навигатор в мире кинематографа.